Все правила безопасности по эксплуатации автомобиля. Правила охраны труда на автомобильном транспорте. Что необходимо знать при проверке автомобиля перед поездкой


К атегория:

Механик гаража

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Общие положения.

1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны производиться в предназначенных для этого местах, оборудованных устройствами, необходимыми для выполнения установленных работ (осмотровой канавой, подъемником, эстакадой и т. д.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Посты для ТО и ремонта должны размещаться в помещениях.

Рабочие должны обеспечиваться всеми необходимыми для выполнения порученных им работ исправными инструментами и приспособлениями. Выбраковка инструмента и приспособлений должна производиться не реже 1 раза в месяц с немедленным изъятием неисправных из употребления.


2. Перед направлением на посты ТО и ремонта автомобили должны быть очищены от грязи, снега и мусора и вымыты.

3. После установки автомобиля на пост ТО или ремонта должна быть на рулевом колесе вывешена табличка: «Двигатель не пускать - работают люди!»

4. При ТО и ремонте автомобиля на подъемнике в рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован от самопроизвольного опускания упором (штангой).

5. Автомобиль, установленный на пост ТО или ремонта, на котором не предусмотрено принудительное перемещение автомобиля, должен быть заторможен ручным тормозом. Должна быть включена низшая передача, выключено зажигание (подача топлива) и под колеса автомобиля подложено не менее двух упоров (клиньев).

Перед началом работ, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо еще раз проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), освободить рычаг ручного тормоза. После завершения работ необходимо вновь затянуть ручной тормоз и включить низшую передачу.

6. При работе на поточных линиях, в том числе и оборудованных конвейерами для принудительного перемещения автомобилей, необходимо соблюдать следующие правила:
— при постановке автомобиля на несущий конвейер с двумя пластинчатыми лентами необходимо соблюдать правила, указанные в п. 5 настоящего параграфа;
— при постановке автомобиля на несущий конвейер с одной лентой или на конвейер, на котором передвижение осуществляется тяговой цепью, автомобиль необходимо вначале затормозить, под колеса положить упоры, выключить зажигание или подачу топлива (для дизельных двигателей), затем перед передвижением с помощью конвейера необходимо отпустить ручной тормоз, убрать из-под колес упоры и различные предметы, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
— поточные линии должны быть оборудованы световой и звуковой сигнализацией, предупреждающей работающих о начале передвижения автомобилей с поста на пост. Пуск конвейера должен осуществляться только руководителем работ (бригадиром) после получения сигналов о готовности со всех рабочих постов;
— при подаче сигналов о начале передвижения конвейера рабочие должны выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера на безопасное расстояние. Находиться в автомобиле во время его перемещения воспрещается;
— для обеспечения возможности экстренной остановки конвейера в любой момент, на каждом посту в канаве, а также наверху вне канавы должны быть смонтированы кнопки «Стоп»;
— тяговые цепи конвейера должны иметь боковые ограждения, запрещается оставлять инструменты и другие предметы на тяговой цепи конвейера;
— переход людей через канаву должен осуществляться по переходным мостикам, имеющим лестницы для выхода из канавы в бок, устанавливаемые между находящимися на nocfrax автомобилями;
— работы по техническому обслуживанию автомобилей должны производиться в последовательности и в порядке, указанном в технологических картах, составленных на основании условий рациональной и безопасной организации труда. Технологические карты должны быть вывешены на рабочих местах.

7. Рабочие, ремонтирующие автомобили вне осмотровых канав, эстакад или подъемников, должны быть обеспечены лежаками или подстилками. Работать на полу без лежаков или подстилок запрещается.

8. При выполнении работ, связанных с заменой мостов или со снятием колес, а также вывешиванием автомобиля (прицепа), необходимо поставить под вывешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса - упоры. Запрещается выполнение любых работ на подвижном составе, вывешенном только на одних подъемных механизмах. Употреблять вместо козелков для подкладывания под вывешенный подвижной состав диски колес, кирпичи и другие предметы запрещается. Козелки по своей конструкции должны гарантировать автомобиль или прицеп от падения, быть прочными, устойчивыми и обеспечивать удобства в работе.

При снятии и постановке рессор всех типов и конструкций необходимо предварительно их разгрузить путем вывешивания кузова подъемным механизмом и постановкой на козелки.

Запрещается поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные крюки.

9. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробирования тормозов.

10. На автомобилях-самосвалах при поднятом кузове разрешается производить технические воздействия только после установки прочного металлического упора (штанги), исключающей возможность самопроизвольного или случайного опускания кузова.

При замене подъемного механизма, снятии агрегатов подъемника и разъединении трубопроводов обязательна установка второго упора.

Ставить кузов с грузом на упор, а также работать с поврежденным или неправильно установленным упором или использовать вместо упора различные случайные подставки и подкладки запрещается.

11. При ремонте и обслуживании подвижного состава с высокими кузовами или кабинами рабочие должны быть обеспечены лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 15 см или специальными подмостями. Не разрешается для этих целей применять приставные лестницы.

Длина лестницы-стремянки или подмостьев должна быть такой, чтобы рабочий мог работать, находясь на ступеньке, отстоящей на 1 м от верхнего конца лестницы.

12. На поворотных стендах (кантователях) перед обслуживанием и ремонтом автомобили необходимо надежно укрепить, а также слить топливо и воду, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

13. При ремонте и обслуживании автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов необходимо соблюдать следующие правила:
— цистерна должна быть заземлена;
— при производстве работ внутри цистерны рабочие должны иметь спецодежду, шланговые противогазы, спасательные пояса с веревками, вне цистерны (резервуара) должен находиться специально проииструктированный помощник. Он должен страховать работающего в резервуаре, наблюдая за его работой, держаться за веревку, второй конец которой должен быгь закреплен за спасательный пояс работающего.

13. Все демонтажно-монтажные и транспортные работы, производимые с тяжелыми агрегатами и узлами (мосты, двигатель, коробка передач, кузов, рама, рессоры и др.), а также связанные с большими физическими напряжениями (например, снятие и установка тормозных и клапанных пружнн, рессорных пальцев и т. д.) должны производиться при помощи:
— подъемно-транспортных механизмов, имеющих грузозахватные устройства;
— специальными приспособлениями (съемниками), гарантирующими полную безопасность работ.

Тележки для транспортирования должны иметь гнезда, стойки и упоры, предохраняющие агрегаты и узлы от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Масло и волу из всех агрегатов и узлов перед их демонтажем необходимо слить в специальные резервуары, не допуская их проливания.

14. При обслуживании и ремонте автомобилей, работающих в отрыве от гаража, следует соблюдать все перечисленные здесь правила, применяя возможные средства механизации.

Мойка автомобилей, агрегатов и деталей.

1. В процессе мойки автомобилей необходимо выполнять следующие требования:
— струя воды при открытой шланговой (ручной) мойке не должна достигать открытых токонесущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением;
— при любом способе мойки (ручном или механизированном) источники освещения, проводка и силовые двигатели должны быть герметически изолированные;
— рабочее место мойщика при механизированной мойке должно располагаться в водонепроницаемой кабине;
— электрическое управление агрегатами, как правило, должно быть низковольтным (12 В).

При устройстве механической и электрической блокировки дверей шкафов магнитных пускателей, гидроизоляции пусковых устройств и проводки и заземления кожухов, кабины и аппаратуры допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В.

Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик при ручной мойке, должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.

2. Мойка автомобильных агрегатов и деталей должна производиться с соблюдением следующих требований:
— перед мойкой деталей двигателя и систем его питания, работавших на этилированном бензине, необходимо на них нейтрализовать отложения тетроэтилсвинца в керосине;
— концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%; после мойки в щелочном растворе обязательна промывка горячей водой;
— моечные посты должны иметь надежную вентиляцию; работы с применением открытого пламени в зоне таких постов запрещаются;
— посты мойки и уборки автомобилей должны размещаться в отдельном помещении;
— агрегаты и детали весом свыше 20 кг необходимо доставлять на пост мойки механизированным способом.

Движение подвижного состава по территории гаража.

1. Вождение подвижного состава на территории гаража разрешается только лицам (независимо от занимаемой ими должности), имеющим удостоверение па право управления соответствующими видами транспортного средства, выданное Госавтоинспекцией. Это положение сохраняет свою силу и в случае необходимости их опробования после ремонта и регулировки.

2. Регулируется движение на территории и в производственных помещениях дорожными знаками. Запрещается вводить нестандартные дорожные знаки.

Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях - 5 км/ч.

Движение подвижного состава и персонала организуется в гараже (на территории и в производственных помещениях) на основании составленного плана-схемы, на котором должны быть указаны разрешенные направления, повороты, остановки, стоянки, выезды, съезды и т. п. Этот план должен быть доведен до сведения всех работающих и вывешен в нескольких местах на территории и в производственных помещениях.

3. Во время движения автомобилей на любой скорости не разрешается нахождение людей на крыльях, подножках и крышах кабин.

Ремонт аккумуляторных батарей.

1. Перевозка аккумуляторов на тележках должна производиться так, чтобы была исключена возможность их падения. Переноска небольших аккумуляторов вручную должна производиться с помощью приспособлений (захваты, носилки) и при условии соблюдения мер, предотвращающих обливание электролитом.

2. При приготовлении кислотного электролита следует:
— смешивать серную кислоту с дистиллированной водой в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. п.);
— необходимо кислоту из бутылей выливать в воду. Вливать воду в кислоту запрещается;
— переливание кислоты должно производиться при помощи специальных приспособлений (качалок, сифонов и т. п.). Переливать кислоту вручную запрещается.

3. Бутылки с кислотой или электролитом следует переносить вдвоем на носилках или перевозить на тележке в одиночку. При этом пробки на бутылях должны быть плотно закрыты.

4. Зарядка аккумуляторных батарей должна производиться в специальных помещениях, оборудованных отдельной приточно-вытяжной вентиляцией. В помещении аккумуляторы должны устанавливаться на стеллажи для зарядки или в вытяжные шкафы.

Заряжаемые батареи соединяются между собой плотно прилегающими (пружинными) зажимами, имеющими надежный электрический контакт, исключающий возможность искрения. Запрещается соединять зажимы аккумуляторных батарей проволокой «закруткой».

Контролировать ход зарядки или степень заряженности батарей на автомобиле разрешается только с помощью контрольных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т. д.). Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием запрещается.

Для осмотра аккумуляторных батарей используют переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланге.

5. Запрещается:
— входить в аккумуляторную с открытым огнем;
— пользоваться в зарядном помещении электронагревательными приборами;
— устанавливать в зарядном помещении выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т. п.;
— совместно в одном помещении хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи;
— пребывание людей, кроме дежурного и обслуживающего персонала, в зарядном помещении.

У входа в тамбур аккумуляторной должен быть вывешен плакат с надписью «Аккумуляторная -- огнеопасно - курить запрещается».

6. В аккумуляторной должен быть отдельный умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытый сосуд с 5-10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (чайная ложка соды на стакан воды). Для промывания глаз следует применять 2-3%-ные нейтрализующие растворы.

При попадании кислоты или электролита на тело необходимо немедленно промыть пораженный участок нейтрализующим раствором, а затем водой с мылом.

Пролитый на стеллажи электролит нужно стереть тряпкой, смоченной в нейтрализующем растворе, а пролитый на пол - сначала посыпать опилками и собрать их, затем это место смыть нейтрализующим раствором и протереть сухими тряпками.

8. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.

Кузнечно-рессорные работы.

1. Перед началом работы (ковки) на молоте необходимо:
— проверить холостой ход педалей и наличие ограждения; прогреть бойки молота куском горячего металла, зажав этот металл между верхним и нижним бойками;
— на тихом ходу наложить боек бабы на поковку для того, чтобы обеспечить полное соприкосновение поковки с плоскостью нижнего бойка.

При ковке на молоте запрещается:
— ударять вхолостую верхний боек о нижний;
— вводить руку в зону хода бойка и класть поковку руками;
— обтирать молот и убирать обрубки и окалину.

2. Установка наковальни должна обеспечить горизонтальное положение рабочей поверхности. Эта поверхность не должна быть мокрой или замасленной. На нее запрещается класть посторонние предметы.

Кузнец при ручной ковке не должен накладывать инструмент и менять положение поковки, не предупредив об этом молотобойца. Он должен держать инструмент так, чтобы рукоятка находилась не против него, а сбоку. Команду «Бей!» молотобойцу может подать только кузнец. По команде «Стой!» молотобоец обязан немедленно прекратить работу, кем бы эта команда ни была отдана.

Класть заготовку надо на середину наковальни так, чтобы она плотно прилегала к наковальне.

3. Запрещается ковать металл, охлажденный ниже 800° С, применять неподогретый инструмент (клещи, оправки) и прикасаться руками даже в рукавицах к горячей заготовке.

При выполнении работ с поковками, нагретыми до белого накала, необходимо применять очки с синими или дымчатыми стеклами, а на работах, при которых возможно образование искр, осколков или окалины,- применять защитные очки.

При рубке металла необходимо устанавливать переносные щиты в том направлении, куда могут отлетать куски металла.

4. Клещи для удержания поковок должны подбираться по размеру так, чтобы при захвате поковки зазор между рукоятками клещей был не менее 45 мм.

Возникающий в процессе работы на инструменте наклеп необходимо снять.

5. При изготовлении или ремонте рессор:
— применять для загиба ушков специальный стенд, снабженный зажимным винтом для закрепления полосы;
— рихтовать листы только на специальной установке, имеющей концевые выключатели реверсирования электродвигателя;
— обрубать листы только в нагретом состоянии;
— хранить листы, рессоры и подрессорники только в горизонтальном положении на специальных стеллажах.

Кузовные и медницко-жестяницкие работы.

1. Ремонтировать кабины, кузова, править крылья и другие детали разрешается только после их надежной установки на специальные подставки (стенды) или оправки. Правка частей автомобиля на весу запрещается. Ремонт кузова и кабины необходимо производить с применением специальных подмостей или лестниц-стремянок.

2. Переносить, править и резать детали из листового металла разрешается только в рукавицах.

При изготовлении деталей и заплат из листовой стали или при вырезке поврежденных мест острые углы, края и заусеницы должны зачищаться.

Заплаты при сварке, а также вырезаемые сваркой поврежденные места кузова или кабины запрещается придерживать руками. При совместной работе кузовщики-жестянщики и сварщики должны иметь защитные очки и рукавицы.

Образуемые в процессе работы обрезки металла необходимо складывать в специальные ящики, а уборку мелких металлических отходов производить только щетками.

Выравнивать швы необходимо наждачным камнем, насаженным на конец гибкого шланга; камень должен обязательно иметь защитный кожух.

3. Работы, связанные с выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением должны выполняться на рабочих местах, оборудованных панелями, дополнительной местной вентиляцией, а не под вытяжными зонтами.

4. Сварка и пайка тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей (топливные баки, бочки и т. п.) должна производиться после их тщательной обработки. Такую тару необходимо предварительно промыть горячей водой, пропарить острым паром, затем снова промыть каустической содой и просушить горячим воздухом до полного удаления следов легковоспламеняющихся жидкостей.

Заварка или пайка производится при открытых пробках, при этом ее разрешается выполнять, предварительно заполнив тару горячей водой или непрерывно подаваемым инертным газом (азотом, отработавшими газами) согласно табл. 170.

При заполнении тары большего объема, чем указано в таблице, необходимо не менее 12-15 мин на каждые 1000 л емкости ремонтируемой тары.

Отработавшие газы в тару подают от двигателя автомобиля, работающего на малых оборотах, по шлангу через искроулавливатель и искрогаситель.

Паять радиаторы, топливные баки и другие крупные детали необходимо на специальных подставках (стендах), оборудованных поддонами для стекания припоя.

Прочищая трубки радиатора шомполом, следует держать руку на противоположной стороне трубки. Запрещается вводить’ шомпол до упора рукоятки в трубку.

5. Травление кислоты необходимо производить в небьющейся кислотоупорной емкости (применение стеклянной тары запрещается) и только в вытяжном шкафу с опусканием в кислоту одновременно небольшого количества цинка.

Необходимо хранить флюс и материал для изготовления флюса в вытяжном шкафу, а припой - в специальных металлических ящиках.

6. Паяльные лампы должны 1 раз в месяц подвергаться осмотру и проверке. Неисправные лампы необходимо немедленно сдать в ремонт.

При работе с паяльной лампой необходимо соблюдать следующее:
— перед разжиганием проверить ее исправность;
— резервуар паяльной лампы не должен иметь трещин или запаек легкоплавким припоем.

Запрещается:
— разжигать неисправную лампу;
— заливать лампу бензином более чем на 3Л емкости ее резервуара;
— завертывать наливную пробку до отказа;
— наливать или выливать горючее и разбирать паяльную лампу вблизи открытого огня;
— разжигать паяльную лампу, наливая горючее через ниппель горелки. Снимать горелку можно только после стравливания сжатого воздуха;
— наливать горючее в неостывшие лампы;
— спускать сжатый воздух через наливное отверстие горящей лампы. Пламя необходимо гасить запорными вентилями;
— при обнаружении неисправностей (подтекание резервуара, просачивание газа через резьбу горелки, деформация резервуара и т. п.) работу с лампой необходимо немедленно прекратить;
— запрещается заливать в паяльную лампу авиационный или этилированный бензин.

Вулканизационные и шиномонтажные работы. 1. К вулканизацион-ным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие удостоверение на право производства этих работ.

Вулканизационные паровые аппараты должны проверяться и испы-тываться не реже I раза в год с занесением результатов испытаний в специальный журнал.

При работе на вулканизационном аппарате необходимо постоянно наблюдать за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями.

Предохранительный клапан должен быть отрегулирован на предельно допустимое рабочее давление и в этом положении опломбирован.

Манометр должен проверяться не реже 1 раза в год. На его циферблате должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему предельному рабочему давлению.

Запрещается работать на неисправном вулканизационном аппарате, а также на аппарате с неисправными предохранительными клапанами, манометром, насосом для подкачки воды. При неисправном насосе следует прекратить работу, вывести топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой запрещается.

Источники пара для питания вулканизационного оборудования эксплуатируются с соблюдением общих требований техники безопасности для котлов и сосудов, работающих под давлением.

Вулканизационные паровые плиты и мульды должны иметь исправные манометры с указателем максимально допустимого давления пара и термометры. На электровулканизационные аппараты распространяются все правила техники безопасности при эксплуатации электротехнических установок.

Станки для шероховки должны быть оборудованы устройствами для местного отсоса пыли, надежно заземлены и иметь ограждение привода.

2. Монтаж и демонтаж шин должны производиться на стенде или на чистом помосте, а в пути - на разостланной подстилке.

При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж плотно приставшей к ободу колеса шины должен осуществляться съемником. Выбивать диски кувалдой запрещается.

Перед монтажом шины необходимо обод очистить от ржавчины и окрасить; нельзя монтировать покрышку на обод, имеющий вмятины, трещины и заусенцы, а также применять несоответствующие размеру шин диски колес и съемные фланцы.

Стопорное кольцо (разрезная закраина) должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Исправлять положение шины на диске во время ее накачивания можно только после прекращения поступления воздуха.

Во время накачивания шины запрещается осаживать стопорные кольца молотком или кувалдой.

Подкачивать частично спущенную шину без ее демонтажа разрешается в том случае, если давление воздуха снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным.

Накачку шины колеса, снятого с автомобиля, необходимо производить только в специальном ограждении или с помощью страхующего приспособления (вилки) достаточной прочности и величины. На посту накачки шин должен быть установлен манометр.

Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под неснятые колеса подложены упоры.

В случае, если водитель принимает участие в работе по техническому обслуживанию закрепленного за ним автомобиля, он должен пройти инструктаж по технике безопасности. При производстве технического обслуживания и текущего ремонта водитель должен выполнять следующие правила техники безопасности.

Постановка автомобиля на обслуживание производится только после его очистки от грязи, снега и после мойки. Подавать автомобиль на пост обслуживания следует на самой малой скорости, внимательно наблюдая за положением колес относительно направляющих реборд канавы или эстакады. Перед въездом или съездом с канавы, эстакады или напольного подъемника водитель должен убедиться в отсутствии людей, инструментов и приспособлений, препятствующих движению автомобиля.

Вывешивание автомобиля производится при помощи подъемного оборудования (домкратов, талей, подъемников). При вывешивании автомобиля или одного из его агрегатов необходимо строго соблюдать правила пользования подъемным оборудованием. Запрещается проводить какие-либо работы при вывешенном на талях или домкратах автомобиле со снятыми колесами. В этом случае под передний и задний мост должны быть установлены прочные подставки (козлы). При вывешивании одного колеса (оси) рядом с домкратом должен быть установлен козелок, а под колеса другого моста подложены упоры. Обслуживание подъемного механизма автомобиля-самосвала при поднятом кузове допускается только после того, как кузов укреплен металлическим упором, исключающим его самопроизвольное опускание.

При постановке автомобиля на электромеханический подъемник под его колеса необходимо установить упоры. Во избежание произвольного опускания при вывешенном автомобиле под раму гидравлического подъемника должны быть установлены регулируемые по высоте упоры-штанги или откидные металлические лестницы. Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать - под автомобилем работают люди!».

Работа в осмотровой канаве. После установки автомобиля над осмотровой канавой на рулевом колесе должна быть укреплена табличка с надписью «Двигатель не пускать - работают люди!». При работе в канаве инструмент и приспособления следует складывать в ниши и пользоваться переносными лампами напряжением не более 36 В. Пускать и испытывать двигатель можно только на постах, оборудованных отсасывающей вентиляцией. Не допускается нахождение людей в канаве при постановке и съезде автомобиля.

Снятие и установка агрегатов автомобиля, а также их транспортировка должны производиться при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующими безопасность производства работ. Запрещается при снятии, транспортировке и установке агрегатов и узлов применять вместо захватов тросы и веревки. Транспортирование агрегатов должно производиться на тележках, оборудованных стойками и упорами, предохраняющими их от сдвига и падения при перевозке.

Пользование инструментом и приспособлениями. При обслуживании автомобиля должен применяться только исправный и соответствующий своему назначению инструмент. Не допускается использование каких-либо рычагов и надставок для увеличения плеча гаечных ключей, а также применение зубила и молотка для отвертывания гаек и болтов. Перед работой ручным электроинструментом необходимо проверить надежность его заземления, а работу с его помощью производить, стоя на резиновом коврике.

Пуск двигателя. Перед пуском двигателя вручную следует убедиться в том, что штифт пусковой рукоятки прочно укреплен, а сама рукоятка не имеет погнутости.

Во избежание повреждения кисти руки от обратного удара рукоятку следует брать так, чтобы все пальцы правой руки располагались с одной стороны ручки. Поворачивать коленчатый вал двигателя нужно только снизу вверх. Проворачивание двигателя сверху вниз и вкруговую не допускается.

Монтаж и демонтаж шин. Демонтаж шин в условия^ АТП следует производить на специальном стенде или при помощи’ съемника. Запрещается выбивать диски кувалдой. При монтаже шины замочное кольцо должно входить в выемку обода колеса всей своей внутренней поверхностью. При накачивании шин в гаражных условиях следует пользоваться специальным ограждением, предохраняющим от срыва замочного кольца.

При накачивании в дорожных условиях шину следует положить замочным кольцом вниз или заложить монтажную лопатку в окна диска. Бескамерные шины следует накачивать при вывернутом золотнике. Для обеспечения посадки на обод эти шины необходимо накачивать до двойной нормы внутреннего давления, а затем, ввинтив золотник, довести давление до нормы.

Запрещается демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата путем наезда вторым колесом на кирпич, доску или другой предмет.

К атегория: - Механик гаража

Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.


Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.


Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».


При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».


В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.


В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.


Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.


При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.


Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).


При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.


Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.


Запрещается:

  1. поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  2. работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  3. работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  4. ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.


В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.


При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.


Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.


При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.


Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.


Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.


Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.


Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.


Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.


Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.


Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.


Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Введение

Автомобиль прочно укрепился в образе современного жителя. С каждым годом машина приобретает всё большую значимость в жизни человека, и он уже не представляет возможным передвигаться на городских видах транспорта. На автомобиле вы сможете совершать поездки именно тогда, когда вам удобно и не зависеть от расписания автобусов и троллейбусов.

Статистика показывает, что сейчас в России за рулем - каждый седьмой житель. Прогноз же сообщает, что через десять лет в автомобиль пересядет каждый третий. При этом, в результате дорожно-транспортных происшествий в 2009 году в России погибли 26 тыс. 084 человека. Не мало, скажу я вам. Никто не застрахован от попадания в ДТП, но данный риск можно снизить. Достаточно соблюдать элементарные правила эксплуатации автомобиля и дорожного движения. К проблемам надо подходить подготовлено: иметь необходимые инструменты в автомобиле, аптечку.

Объектом исследования является автомобиль.

Предметом исследования безопасность при эксплуатации автомобиля.

Цель исследования выявить правила грамотного использования автомобиля с целью обеспечения себя безопасностью.

Правила техники безопасности

Отработавшие газы токсичны! Если необходимо завести двигатель в гараже или другом помещении, обеспечьте хорошую вентиляцию или обязательно откройте ворота.

При движении накатом не выключайте зажигание - может сработать противоугонное устройство в замке зажигания, блокирующее вал рулевой колонки. Ваш автомобиль может стать неуправляемым!

Бензин, антифриз и незамерзающая жидкость токсичны, поэтому соблюдайте меры предосторожности при заправке автомобиля техническими жидкостями.

В системе выпуска отработавших газов установлен каталитический нейтрализатор. Учтите, что при работе двигателя он нагревается до температуры свыше 6000С. Поэтому во избежание пожара при парковке следите за тем, чтобы под днищем автомобиля не было сухой травы или горючих материалов.

Запрещается эксплуатация автомобиля с горящей сигнальной лампой аварийного падения давления масла: она должна кратковременно (не более 2с) загораться лишь при пуске двигателя. Это же относится к сигнальной лампе разрядки аккумуляторной батареи, так как иногда причиной ее загорания может быть короткое замыкание проводки, приводящее к пожару в моторном отсеке автомобиля.

Запрещается работать под автомобилем, поднятым домкратом. Обязательно подставьте под кузов опоры.

При подъеме автомобиля домкратом обязательно включите стояночный тормоз и подложите под колеса с противоположной стороны подходящие упоры.

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при заправке автомобиля.

Следует иметь в виду, что даже автомобили одной модели, выпущенные практически одновременно, обладают выраженными индивидуальными особенностями поведения на дороге. Использовать полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по мере «привыкания» к нему, постижения его характера и только после прохождения автомобилем первых 2000-3000 км с соблюдением ограничений, указанных в подразделе «Обкатка автомобиля».

Перед поездкой прогрейте двигатель на холостом ходу, поскольку работа непрогретого двигателя на повышенных оборотах уменьшает срок его службы. При включении стартера рычаг переключения механической коробки передач должен находиться в нейтральном положении, рычаг селектора автоматической коробки - в положении «N» («нейтраль») или «Р» (стоянка).

Не допускайте работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.

Запрещается начинать движение автомобиля с места «на стартере». Трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач можно только на первой передаче при полностью отпущенном рычаге стояночного тормоза, плавно отпуская педаль сцепления.

Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.

Не допускайте движения по дорогам с низким качеством покрытия на повышенных скоростях. «Пробои» подвески, которыми, как правило, сопровождается движение в таких режимах, приводят к повреждению и деформации узлов ходовой части автомобиля. В этом случае также могут возникать повреждения и деформации кузова.

Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к их интенсивному износу. Разница давления в шинах 0,2-0,3 атм становится причиной ухудшения управляемости автомобиля.

Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.

Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.

Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.

Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите за тем, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.

При заряде аккумуляторной батареи непосредственно на автомобиле от внешнего источника тока обязательно отключите ее от генератора (отсоедините провод от клеммы «+»аккумуляторной батареи).

Стиль вождения и удобство посадки водителя влияют на степень безопасности, поэтому выполняйте следующее:

Обязательно пристегивайтесь ремнем безопасности, даже если управляете автомобилем в городе;

Убедитесь в том, что все пассажиры, даже на задних сиденьях, пристегнуты ремнями безопасности. Пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, в случае аварии подвергают опасности себя, водителя и других пассажиров;

Для перевозки детей в возрасте до 12 лет используйте специальные детские кресла, в которых ребенок надежно фиксируется относительно кресла, а кресло - относительно автомобиля;

Отрегулируйте водительское сиденье так, чтобы можно было дотянуться до любого ор­гана управления;

Отрегулируйте положение рулевого колеса так, чтобы были видны все приборы в комбинации, а руки на рулевом колесе находились в наиболее удобном положении;

Убедитесь в свободном перемещении всех педалей;

Не садитесь за руль в состоянии опьянения. Употребление алкоголя, наркотиков и некоторых медицинских препаратов негативно сказывается на органах чувств, скорости реакции человека, его водительских способностях и увеличивает риск создания аварийной ситуации и получения травмы;

Не садитесь за руль, если ощущаете усталость. Чаще останавливайтесь для отдыха (не реже чем через каждые два часа);

Ведите автомобиль со скоростью, соответствующей интенсивности движения, по­годным и дорожным условиям. Помните: управляемость автомобиля, его тормозные качества в большой степени зависят от сцепления шин с дорожным покрытием. Весьма опасны участки дорог со свежеуложенным асфальтом. На мокрой дороге может возникнуть эффект аквапланирования, в этом случае возможна полная потеря управляемости;

Вашей главной настольной книгой должна стать «Инструкция по эксплуатации и обслуживанию», в которой описан не только функционал машины, но и приведены правила по технике безопасности. Дополнительно на каждой машине установлены предупредительные таблички, указывающие на возможные опасные ситуации и способы предотвращения подобных ситуаций.

Общие сведения по безопасной работе со специальной техникой:

  • Только имеющий допуск и специальное образование персонал может производить эксплуатацию и обслуживание специальной техники;
  • Все работы при эксплуатации и обслуживании специальной техники выполняются в спецодежде и индивидуальных средствах защиты. Всегда перед началом работ проверяйте исправность защитных средств;
  • При обнаружении неисправности машины при ее эксплуатации или техническом обслуживании немедленно остановите работу. Сообщите об этом ответственному лицу и предпримите все необходимые действия. Не эксплуатируйте машину до устранения неисправности;
  • При работе с другим оператором или лицом, ответственным за движение на рабочей площадке, убедитесь в том, что персонал правильно понимает подаваемые рукой сигналы;
  • Подъем на машину и спуск с нее выполняйте только с помощью перил и ступеней, предназначенных для этих целей. Всегда находитесь лицом к машине и сохраняйте контакт с перилами и ступенями в трех точках. Не опирайтесь на рычаги управления при подъеме и спуске. Никогда не вскакивайте в машину и не спрыгивайте с нее. Не садитесь и не выходите из машины на ходу;
  • При выполнении операций для улучшения видимости или обеспечения удобства (открывание окон, регулировка сиденья оператора) всегда блокируйте рабочее оборудование (положение ЗАБЛОКИРОВАНО), полностью опустив его на грунт и заглушив двигатель. Так вы исключите возможность внезапного движения машины, серьезных травм, материального ущерба;
  • Никогда не пытайтесь остановить машину, запрыгнув в нее, в случае ее самопроизвольного движения без оператора в кабине;
  • Не разрешайте кому‑либо находиться на или под рабочим оборудованием во время выполнения работ;
  • Содержите машину и кабину оператора в чистоте.

Меры по обеспечению пожарной безопасности:


  • Перед заправкой всегда останавливайте двигатель;
  • После заправки удаляйте подтеки масла или топлива;
  • Перед началом шлифовальных или сварочных работ на шасси машины уберите все огнеопасные материалы в безопасное место.

  • Не используйте сварочный аппарат или газовый резак для разрезания трубопроводов или труб, если в них находится огнеопасная жидкость;
  • Замасленную ветошь и другие огнеопасные материалы убирайте в специальный контейнер;
  • Проверяйте электропроводку машины каждый день для выявления повреждения или ослабления контактов. Контакты затягивайте и ремонтируйте или заменяйте проводку;
  • Проверяйте надежность крепления шлангов, зажимов труб, ограждения и амортизаторов. Ослабление крепления может привести к их повреждению и выбросу масла под высоким давлением и стать причиной возгорания;
  • При проверке топлива, масла, электролита аккумуляторной батареи используйте взрывобезопасную осветительную аппаратуру.

Меры безопасности при эксплуатации специальной техники

1. Безопасность на рабочей площадке

Перед началом работ осмотрите состояние грунта на рабочей площадке для выбора наиболее безопасного способа выполнения работ, а также для выявления необычных условий, представляющих потенциальную опасность, таких как:

  • Наличие легковоспламеняющихся материалов;
  • Наличие под рабочей зоной трубопроводов или линий высокого напряжения;
  • Отсутствие ограждения препятствующего проникновению посторонних лиц;
  • Наличие в непосредственной близости электрических кабелей. При их обнаружении старайтесь не приближаться к ним и держать максимально большое расстояние между машиной и электрическим кабелем. Не разрешайте персоналу приближаться к машине во время выполнения работ вблизи кабелей высокого напряжения.

2. Безопасность при запуске машины

  • В начале каждой рабочей смены перед запуском двигателя выполняйте проверку машины (см. Инструкцию по эксплуатации). Если на рычаге управления рабочим оборудованием висит предупреждающая табличка, не запускайте двигатель и не прикасайтесь к рычагам;
  • Запускать двигатель и управлять машиной можно только с сиденья оператора;
  • При запуске двигателя подайте предупреждающий звуковой сигнал;
  • Никому, кроме оператора, не разрешается находиться на движущейся машине;
  • Не прибегайте к короткому замыканию цепи стартера для запуска двигателя;
  • При запуске в холодную погоду следует обратить внимание на следующее:
    • Как следует прогрейте двигатель. Если вы будете пренебрегать полным прогревом двигателя и задействуете рычаги управления, реакция машины на управляющее воздействие может быть замедленной и приведет к непредсказуемым последствиям;
    • В случае замерзания электролита аккумуляторной батареи не следует заряжать ее или пытаться завести двигатель с помощью иного источника питания. Это может привести к возгоранию аккумуляторной батареи;
    • Прежде чем зарядить аккумуляторную батарею или завести двигатель с помощью иного источника питания (в случае необходимости), следует сначала растопить замерзший электролит и убедиться в отсутствии его утечки.

3. Техника безопасности при передвижении машины

  • Перед началом движения по ровной поверхности удерживайте рабочее оборудование на высоте около 40…50 см от грунта;
  • При передвижении по неровной поверхности следует осуществлять движение на низкой скорости, избегая резких поворотов. При быстром движении по такой поверхности существует опасность опрокидывания машины;
  • Если машина оснащена устройством автозамедления передвижения, то при движении по неровной поверхности или крутым склонам всегда устанавливайте включатель автозамедления в положение OFF (выключено);
  • По возможности старайтесь объезжать препятствия. Если это не удается, то удерживайте рабочее оборудование как можно ближе к грунту и передвигайтесь на низкой скорости. Никогда не наезжайте на препятствие, если в случае наезда на него машина может сильно наклониться на одну сторону, в результате чего может произойти опрокидывание;
  • Прежде чем начать движение по мосту или иным сооружениям убедитесь, что они достаточно прочны и выдержат вес машины. При движении по дорогам общего пользования предварительно проконсультируйтесь с соответствующими официальными лицами и следуйте их указаниям.

4. Техника безопасности при движении и работе на склона х

Движение по склонам. Даже при движении по пологому склону существует опасность бокового скольжения. Во избежание опрокидывания или бокового скольжения машины при передвижении по склонам действуйте по следующим правилам:

  • Удерживайте рабочее оборудование на высоте примерно 20…30 см от грунта. В случае аварийной ситуации немедленно опустите рабочее оборудование на грунт;
  • При передвижении в сторону вершины склона — кабина оператора должна быть обращена в сторону вершины склона, а при передвижении вниз — в сторону подошвы склона. При движении всегда следите, чтобы грунт
  • При движении вверх по крутому склону — выдвиньте рабочее оборудование, чтобы улучшить равновесие и удерживайте его на уровне 20…30 см от грунта, передвигайтесь на низкой скорости;
  • При движении вниз по склону — уменьшите частоту вращения двигателя и, удерживая рычаг переключения передач в положении близком к нейтральному, передвигайтесь на низкой скорости;
  • Передвигайтесь вверх или вниз по склону всегда по прямой. Передвижение под углом или поперек склона чрезвычайно опасно;
  • Не совершайте повороты на склонах. Всегда съезжайте вниз на ровную площадку, чтобы изменить положение машины, только затем снова начинайте движение вверх по склону;
  • Передвигайтесь по траве, опавшим листьям или мокрым металлическим плитам только на низкой скорости;
  • При остановке двигателя во время передвижения машины по склону немедленно переведите рычаги управления в нейтральное положение и снова запустите двигатель.

Работа на склонах.

При работе на склонах существует опасность того, что машина потеряет равновесие и перевернется при повороте платформы или при вводе в действие рабочего оборудования. При выполнении таких операций обеспечьте устойчивость машины и действуйте с повышенной осторожностью:

  • При загруженном ковше не поворачивайте платформу так, чтобы ковш оказался обращенным вниз по склону;
  • При необходимости проведения работ на склоне сгребите грунт и соорудите платформу, на которой можно предельно ровно установить машину.

5. Техника безопасности при управлении на снегу

Покрытые снегом или обледенелые поверхности очень скользкие, поэтому будьте особенно осторожны при передвижении и эксплуатации машины и не переключайте рычаги слишком резко. При передвижении по заснеженному склону никогда не используйте внезапное торможение. Снижайте скорость постепенно, используя торможение двигателем.

При управлении на снегу обратите внимание:

  • при повышении температуры оттаявший грунт становится слабым и может спровоцировать опрокидывание машины;
  • при очистке дороги от снега обочина дороги и предметы, расположенные за дорогой, засыпаются снегом и теряются из вида. Существует опасность — машина может опрокинуться, провалиться в снег или наехать на занесенные снегом предметы, поэтому действуйте осторожно.

6. Постановка машины на стоянку

  • Устанавливайте машину на твердой ровной площадке;
  • Выбирайте площадку в местах, где нет угрозы обвала грунта, падения камней или погружения машины в воду;
  • Полностью опустить рабочее оборудование на грунт;
  • Перед выходом из машины установите рычаг блокировки рабочего оборудования в положение ЗАБЛОКИРОВАНО, затем остановите двигатель;
  • Обязательно закрывайте двери кабины оператора, запирайте на ключ все замки, чтобы не допустить к управлению машиной посторонних лиц. Ключ необходимо вынимать, забирать с собой и хранить в специально предназначенном для этого месте;
  • В случае стоянки на дороге общего пользования обозначьте машину знаками, видимыми даже в темноте, и установите ограждение вокруг машины, чтобы не допустить столкновение с транспортными средствами;
  • Если необходимо остановить машину на склоне:
    • Поверните машину так, чтобы ковш был обращен вниз по склону, и заглубите отвал и рыхлитель, ковш зубьями в грунт;
    • Установите под гусеницы блоки, чтобы не допустить сползания машины.
  • Никогда не проводите экскаваторные работы под сводами нависающего грунта. Существует опасность падения обломков горных пород на крышу машины или обрушения всего нависающего участка грунта;
  • Не выбирайте слишком много грунта перед самой машиной. Грунт под ней может обвалиться, что приведет к падению машины;
  • Чтобы легче было покинуть опасную зону в случае возникновения аварийной ситуации, расположить гусеницы под прямым углом к обочине дороги или краю котлована так, чтобы звездочка гусеницы оказалась сзади во время выполнения работ;
  • Не производите работы по сносу сооружений, находящихся ниже уровня расположения машины. В этом случае существует опасность потери равновесия и опрокидывания машины;
  • При проведении работ на крышах или с крыш зданий или других сооружений предварительно убедитесь в достаточной прочности этих сооружений. Существует опасность обрушения здания, что может привести к серьезным травмам и повреждениям;
  • При сносе зданий не трогайте конструкции, нависшие над машиной, есть опасность падения обломков или обрушения здания, что может привести к серьезным травмам;
  • Не используйте при сносе зданий ударную силу рабочего оборудования, существует опасность его повреждения;
  • Вообще риск опрокидывания машины более велик, когда рабочее оборудование обращено в правую или левую сторону, чем когда оно обращено вперед или назад:
    • Не следует резко опускать, поворачивать или останавливать рабочее оборудование;
    • Не следует резко выдвигать или втягивать цилиндр стрелы. Это может привести к опрокидыванию машины.

  • Не проносите ковш над головами рабочих или над сиденьем оператора самосвала и других транспортных средств. Содержимое из ковша может высыпаться или ковш может задеть за самосвал, что приведет к серьезным травмам или повреждению машины.

Перевозка людей автотранспортом должна соответствовать требованиям ПДД, выдел автобусы и только при их отсутствии допускается использовать специально оборуд г/автом.

Техническое сост-е автобусов и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, должно отвечать правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта. Скорость движения автомобилей, перевозящих людей, должна быть не выше 60 км/ч.

К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением категории «Д».

Запрещается перевозить людей на автомобиле–самосвале, автомобиле-цистерне и других специальных грузовых автомобилях, на грузовом прицепе (полуприцепе), на тракторах и других транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей.

Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован салоном, лестницей для посадки пассажиров, сигнализацией из салона в кабину водителя, освещением кузова, медицинской аптечкой для оказания первой помощи, легкосъемным (находящимся вне кабины) огнетушителем вместимостью не менее 2 л. На передней и задней стенке должна быть надпись «Люди».

Кузов грузового автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должен быть оборудован полумягкими сидениями, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края борта, а сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, – прочными спинками. Бортовые замки должны быть закрыты и надежно закреплены. Число перевозимых людей не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.

При перевозке людей в грузовом автомобиле должны быть выделены ли-ца, ответственные за безопасную перевозку (один человек должен находиться в кузове, а другой – в кабине автомобиля). Фамилии ответственных лиц записываются в путевой лист.

Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, разрешается только лицом, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены удобным местом, расположенным ниже уровня бортов. В исключительном случае разрешается проезд на неприспособленном для перевозки людей грузовом автомобиле лицам, сопровождающим груз, но их должно быть не более 6 человек. Такой проезд запрещается на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне и выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, в кузовах самосвалов, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех видов.



Число пассажиров в кузове не должно превышать для грузовых автомобилей грузоподъемностью менее 1,5 т – 9 человек; 1,5-2,0 т – 16 человек; 2,5-3,0 т – 20 человек; 3,5-4,5 т – 24 человека; 5-7 т – 30 человек; 7 т и более – 36 человек.

Автобусы и специально оборудованные для перевозки людей грузовые автомобили должны быть оснащены средствами пожаротушения. Средства пожаротушения (огнетушители, ящики с сухим песком) размещаются на видном месте в самом автобусе или кузове грузового автомобиля. Шофер является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися на автомобиле, а также всеми лицами, связанными с его работой и обслуживанием, и обязан требовать выполнение этих правил.

Если шофер или лицо, сопровождающее автомобиль, при тех или иных обстоятельствах ставится в условия, опасные для жизни и здоровья людей, то он обязан немедленно сообщить об этом ответственному за погрузочно-разгрузочные работы. Работы могут быть продолжены в этом случае только с его письменного разрешения.

Запрещается заправка бензином автомобилей, загруженных легковоспламеняющимися грузами, а также при нахождении людей в кузове автомобиля.

Площадка для стоянки автомобилей в полевых условиях должна очищаться от сухой травы, валежника, опахиваться кругом полосой шириной более 1 м, не ближе 100 м от построек, лесных складов, стогов сена, соломы, токов, хлеба на корню и лесонасаждений.

При передвижении автомобиля на переправах по воде и льду рек и водоемов необходимо соблюдать следующие правила:

передвижение по льду и работы на льду не разрешаются без предварительной рекогносцировки ледяного покрова и определения его грузоподъемности;

толщину и прочность льда должны определять группы не менее чем из двух человек;



участники обследования должны быть обеспечены лыжами, веревками, пешней или ломом, топором и досками для оказания помощи. Допустимая толщина плотного слоя льда для передвижения по нему людей и конного транспорта должна быть не менее указанной.

В весенний период допустимая толщина льда для передвижения по нему людей и конного транспорта должна быть увеличена в 2 раза.

Для переправы выбирают участок с невысокими пологими берегами и скоростью течения реки до 1 м/с. Уклон съезда не должен превышать 60?. Для укрепления кромки льда и уменьшения уклонов у берегов устанавливают настилы, бревенчатые мостики или эстакады. Переправы устраивают по прямой линии перпендикулярно реке или под углом не менее 45?. В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, нагромождений торосов, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод. Не допускается устройство переправ в местах, где вода заполняет пробитую лунку менее чем на 0,9 толщины льда, так как возможно его зависание.

На ледяных переправах организуют однопутное движение. Для встречного потока транспорта устраивают другую ледяную переправу на расстоянии не менее 150 м. Наименьшее расстояние между движущимися одиночными автомобилями и тракторами массой до 15 т должно быть не менее 50 м, при массе автопоездов и тракторов более 15 т – не менее 100 м. Скорость движения по переправам не должна превышать 15 км/ч. Стоянка на переправе не допускается.

Для защиты поверхности льда от износа и устранения пробуксовки транспортных средств на переправе сохраняют снежный покров толщиной до 3 см при плотном снеге и до 5 см – при рыхлом снеге. В процессе эксплуатации переправы необходимо ежедневно измерять толщину льда (лунки для измерения располагают на расстоянии 5 м от оси переправы через 15-20 м одна от другой), температуру воздуха, толщину снежного покрова, определять структуру льда. Результаты изменений должны фиксироваться в журнале наблюдений за переправой.

При образовании вблизи трассы полыньи производят замер толщины льда через 2-3 м по кратчайшему расстоянию от полыньи до кромки трассы. Расстояние от оси трассы до конца льда с нормальной для переправы толщиной должно составлять не менее 30 толщин нормального льда.

При содержании переправ устраняют неровности, скалывают горбы и заделывают выбоины и колеи, убирают лишний снег, систематически посыпают песком съезды, ведут наблюдение за сост-ем льда. Трещины шириной до 5 см, не распространенные на всю толщину льда, забивают снегом и поливают водой. При образовании сквозных трещин шириной более 10 см движение через переправу прекращается. Полыньи, трещины и другие опасные места на льду обозначают вехами. Необходимо тщательно следить за сост-ем трассы в период зимних оттепелей, а также весной при появлении талой воды на ледяном покрытии, так как через трое суток после появления талой воды лед может приобрести игольчатую структуру.

Для обеспечения безопасности движения по переправе ее границы должны быть четко обозначены: днем – вехами на расстоянии 5 м по обе стороны от оси через 15-20 м, а ночью – освещением; устанавливаются также соответствующие ограничительные знаки (грузоподъемности, скорости движения, интервалы движения и др.) и шлагбаумы перед съездом на переправу.

Обеспечение безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан следить за правильностью размещения груза на автомобиле и прицепе, обеспечивать точную, прочную увязку груза и закрепление бортов автомобиля, прицепа (полуприцепа).

4.Подвижная автомобильная ремонтная мастерская ПАРМ-1М. Назначение, состав.