Все об обгоне, правила обгона. Советы по обгону на дороге: все, что нужно знать Как правильно совершать обгон на трассе

Обгон – маневр, во время которого авто транспортное средство выезжает на полосу встречного движения для обгона впереди идущего транспортного средства и последующего возвращения на ранее занимаемую полосу.

В России, из-за выезда водителей «на встречку», происходит не мало аварий, в том числе и с летальным исходом. Чтобы приступить к обгону водитель опытный или новичок должен убедиться в том, что обгон на данном участке дороге не запрещен ПДД. Также необходимо убедиться, что нет никаких препятствий, которые бы Вам помешали при совершении маневра.

Основные правила, при которых обгон запрещен:

Если на автодороге установлен знак «обгон запрещен», то нужно помнить зону его действия и ни в коем случае не совершать опасный маневр;

Если водитель транспортного средства, который движется впереди Вас, включил поворотник и намерен повернуть налево;

Если впереди Вас транспортное средство начало совершать обгон, то Вам не следует выезжать «на встречку». Лучше переждать, когда предыдущий маневр будет завершен, убедиться в отсутствии движущихся навстречу машин и лишь тогда приступать к обгону;

Если позади Вас транспортное средство начало обгон;

Если чувствуете, что Вам не хватает скорости или есть вероятность того, что обгон будет не успешным, то не следует к нему приступать. Ведь именно это и может привести к аварии, что в последствие приведет к затруднению движения на данном участке дороге.

Стоит помнить и о том, что на дороге есть не мало мест, на которых производить обгон запрещено законом :

Перекрестки.

На регулируемом обгон запрещен всегда (об этом говорится в ПДД, а также обучают в автошколе).

На нерегулируемом обгон запрещен в том случае, если Вы движетесь не по главной дороге.

Пешеходные переходы. Совершать обгон запрещается:

Если по нему движутся люди.

Если установлен знак, запрещающий такой маневр.

Если на автодорогу нанесена сплошная линия.

Железнодорожный переезд.

За 100 метров до железнодорожных путей обгон запрещается.

Обгонять движущееся транспортное средство по железнодорожному переезду также запрещено.

Т оннели, эстакады, мосты, а также территория под ними, путепроводы.

Места дороги с плохим обзором.

Резкие повороты.

Подъемы в гору и т.д.

Основные правила при совершении правильного обгона:

Не уверены? Не стоит и пытаться! При таком опасном виде маневра Вы должны быть уверены в том, что Вам хватит расстояния на встречной полосе и скорости для того, чтобы обогнать впереди движущееся транспортное средство.

Заблаговременно оповестите других участников движения, что Вы начинаете обгон. Для этого необходимо максимально близко подъехать к обгоняемому транспорту (10-20 метров) и включить поворотник .

Во время обгона Вам необходимо как можно быстрее его завершить. Поэтому не жалейте педали газа, чтобы увеличить разницу скорости между Вами и обгоняемым транспортным средством.

Выехав на встречную полосу внимательно оцените происходящее. Если у Вас возникают сомнения, что обгон не успеете завершить, то следует вернуться на свою полосу .

Когда Вы, на завершающем этапе обгона, увидите в своем зеркале заднего вида автомобиль, который обгоняли , то необходимо включить правый поворотник . Затем без резких «подрезов» вернуться на свою полосу.

- Коллективный обгон или по-другому «паровоз» является наиболее опасным. Крайне рискованно это в том случае, если во главе «паровоза» движется крупногабаритное транспортное средство или машина с тонировкой. Из-за них невозможно оценить реальную дорожную ситуацию.

Неправильный обгон очень опасен, поэтому запомните основные его моменты:

Категорически запрещено обгонять транспортное средство с правой стороны . Ведь никогда не знаешь, что ожидает тебя с той стороны: ямы, стекла, бутылки, покрышки и т.д.

Российский климат весьма опасен , особенно в осенне-зимний период. Туманы, проливные дожди, обильные снегопады, гололедица - все это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Поэтому, если видимость плохая, то не стоит совершать обгон.

Не рекомендуется совершать обгон в ночное время суток, так как очень сложно оценить расстояние до машины, которая движется по противоположной стороне.

Старайтесь избегать массовых обгонов . Если же все-таки Вы в него попали, то помните, что приоритет лишь у того, кто его возглавляет. Поэтому при любой возможности пытаетесь выехать из него и вернуться на свою полосу.

Если собираетесь обогнать крупногабаритный транспорт , то не стоит приближаться к нему совсем близко , так как лишитесь обзора встречной полосы.

Не обгоняйте транспорт при подъеме в гору . Ведь при маневре Вам просто может не хватить скорости и тяги двигателя для разгона. Если же автотранспорт короткими промежутками мигает Вам поворотником, то таким образом он оповещает Вас о том, что можно совершить обгон, так как встречных машин нет.

Будьте внимательны, когда пытаетесь встать в поток машин после завершения обгона . Двигаясь по встречной полосе старайтесь уровнять скорость с потоком, который движется по нужной Вам стороне. Если Вам помогли встроиться в нужный поток, то не поленитесь мигнуть несколько раз «аварийкой» в знак благодарности.

Согласно статистике до 25% водителей систематически неправильно выполняют обгон. Порядка 30% процентов всех аварий случается при нарушении правил обгона. Причиной каждой 5 гибели человека на дороге является неправильно выполненный обгон.

Зачастую во время учёбы в автомобильных школах поверхностно касаются обучению курсантов правилам обгона других движущихся транспортных средств.

Особенно это касается движения на трассах, где очень часто высокие скорости просто не дают много времени на принятие решений.

Не каждый водитель знает, как правильно совершить обгон другого автомобиля и, совершая неправильные действия, стремительно приближается к роковой черте. Рано или поздно это приведёт к трагическим последствиям.

Согласно правилам дорожного движения обгоном считается манёвр автомобиля, при котором он временно покидает свою полосу движения с выездом на встречную полосу дороги для обгона транспортного средства, движущегося в попутном направлении.

После завершения манёвра машина обязана, возвратится в свою полосу движения. Использовать этот термин можно только для дорог с двумя полосами движения.

В ином случае манёвр будет трактоваться как опережение. Многие особенно неопытные водители путают оба термина и не всегда правильно ориентируются в них.

Когда запрещено совершать обгон?

Нужно помнить, что бездумное и безответственное совершение манёвра на высокой скорости зачастую приводит к трагическим последствиям.

Сотни унесённых жизней тому яркий и печальный пример.

Можно выделить следующие ситуации, когда обгон запрещён:

  1. Действие знака «обгон запрещён»;
  2. Водитель впереди едущего транспортного средства включил левый поворотник;
  3. Небольшое расстояние до едущего навстречу транспорта;
  4. Низкая скорость движения;
  5. Ваш автомобиль начали обгонять;
  6. Недостаточная видимость;
  7. На крутом повороте, ограничивающем видимость.

На первый взгляд выполнение манёвра для водителя не представляет особого труда и не требует специальных умений. Но жестокие цифры статистики и количества погибших на дорогах неумолимо свидетельствуют обратное.

Пренебрежение элементарными правилами дорожного движения в совокупности с неправильными действиями при выполнении манёвра расхолаживают водителя и заставляют его забыть о чувстве самосохранения.

Многие пренебрегают следующими правилами правильного обгона:

  1. Сократить дистанцию до впереди едущего транспорта;
  2. Убедиться, что встречная полоса свободна или расстояние до ближайшей машины достаточно для выполнения манёвра;
  3. Убедиться, что не обгоняет спереди или сзади едущее транспортное средство;
  4. Заблаговременно включить поворотник перед совершением манёвра;
  5. Увеличить непосредственно перед обгоном скорость движения автомобиля. Она должна быть выше минимум на 10-20 км/час, чем обгоняемого транспортного средства.
  6. Время обгона не должно занимать больше 5 секунд.

Как нельзя выполнять обгон?

Многие водители и особенно, которые недавно получили права, очень часто совершают рискованные обгоны, доказывая всем окружающим, как они считают, свою смелость и молодецкую удаль.

Как итог они, в последующем размазывая сопли и слёзы по лицу, убеждают следователя, что смерть невинных людей в результате ДТП не их вина, а роковое стечение обстоятельств.

Для того чтобы не оказаться на месте этих горе-водителей нужно чётко запомнить следующие ошибки, часто допускаемые при совершении обгона:

  1. Обгон нескольких транспортных средств;
  2. Совершение обгона по правой стороне;
  3. Обгон в условиях недостаточной видимости;
  4. Обгон на поворотах;
  5. Обгон на неисправном транспортном средстве;
  6. Обгон при буксировке другого автомобиля.

Систематическое нарушение правил обгона для многих водителей, к сожалению, становиться страшным уроком на всю его жизнь. Человеческие жертвы не стоят выигранной минуты времени и об этом должен помнить каждый водитель, садящийся за руль машины.

Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы. Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.

Даже бывалые водители путают эти два понятия. При обгоне вы не только опережаете другой попутно двигающийся автомобиль, но и выезжаете для этого на встречную полосу. Когда вы уходите в левый ряд и набираете скорость, чтобы опередить машину справа от вас, вы не выполняете обгон в истинном смысле этого слова. Вы делаете лишь с опережением. Различать эти два маневра (обгон и опережение) необходимо, так как знаки, запрещающие вам обгонять, вполне позволяют опережать другие транспортные средства.

В первую очередь, намереваясь выполнять обгон, вы должны обратить внимание на разметку. Одинарная или двойная сплошная разметка между встречными потоками движения запрещает вам обгонять. А вот если линия прерывистая или вовсе отсутствует, вы спокойно можете совершать данный маневр.

Вы можете обгонять другие машины, только если двигаетесь по двухполосной дороге, то есть имеющей по одной полосе для каждого направления движения. Выезжать на встречку для обгона из второго ряда строго запрещено, даже если на дороге отсутствует сплошная разметка. Это довольно частое нарушение правил, которое допускают современные автомобилисты.

Вы не можете обгонять другие машины, если на обочине установлен знак « » (3.20). Он не имеет для вас значения, если вы собрались пойти на обгон мотоцикла без коляски, повозки с лошадью или мопеда. Обогнать перечисленный транспорт вы можете даже при наличии запрещающего знака. Но предварительно вы должны обратить внимание на разметку дороги. Наличие таковой в виде двойной или одинарной сплошной линии запрещает вам любой обгон. А вот если она прерывистая, то вы смело можете обгонять или повозку даже при наличии запрещающего знака.

Если вы управляете грузовым авто с массой больше 3,5 тонн, то вам для вас может быть установлен еще один запрет обгона с помощью знака 3,22. Он запрещает вам обгон. Водители легковушек могут не смотреть на этот знак, к ним он не относится. Оба запрещающих обгон знака действуют до ближайшего перекрестка или до знака, отменяющего этот запрет.

И так: вы увидели, что разметка и знаки разрешают обгон. Следующее ваше действие – оценить, есть ли встречные автомобили на дороге и насколько далеко они от вас. Вы можете обгонять, если встречная полоса свободна на таком расстоянии, что вы успеете опередить машину впереди и вернуться в свою полосу, не создавая никому помех. Вы должны оценивать не только расстояние само по себе, но учитывать возможности своего автомобиля и разрешенную максимальную скорость на данном участке дороги. Мощной понадобится намного меньше времени для совершения обгона, чем, например, тяжелому дизельному микроавтобусу. Поэтому и расстояние до встречных автомобилей, которое достаточно для обгона, будет у этих машин совершенно разное.

До того как приступить к обгону, вы еще обязательно должны оценить видимость дороги впереди вас. Если вы приближаетесь к вершине горы, не стоит выезжать на встречку. В этой ситуации вы попросту не увидите вовремя машину, которая едет на вас. Также нельзя выполнять обгон вблизи резких поворотов по той же причине.

Есть еще несколько ограничений, не позволяющих вам выполнять обгон. Если в зеркала вы видите, что вас уже обгоняют, вы не можете начать обгонять. Причем началом обгона считается включение левого поворотника. Так что если на авто сзади вас уже мигает указатель поворота, значит, тот водитель уже начал вас обгонять. Соответственно, вы не должны создавать ему помех. Правила предписывают вам не только не создавать помех, но и двигаться с неизменной или меньшей скоростью в таком случае. Тоже ограничение на обгон для вас действует, если водитель впереди вас включил левый поворотник. Вам запрещено правилами обгонять автомобиль, уже совершающий данный маневр. Даже если водитель впереди вас не идет на обгон, а всего лишь объезжает препятствие, обгонять его вы тоже не можете.

Что касается обгона на перекрестках: вы можете совершать обгон, если на них нет светофоров. Но в этом случае вы должны двигаться только по главной дороге. Даже при отсутствии светофора вам запрещено обгонять кого-либо при движении по второстепенной или равнозначной дороге. Если перекресток оборудован светофором, обгонять вам нельзя ни в коем случае.

На данный момент (2014 год) в правилах не запрещено обгонять на пешеходных переходах, если на нем нет людей. Разумеется, если по переходу двигаются пешеходы, вы обязаны их пропустить, ни о каком обгоне тогда и речи быть не может. Но будьте внимательны: в ГИБДД обсуждали возможные изменения касательно этого пункта, поэтому стоит следить за обновлениями ПДД. В каждом новом издании правил могут быть изменения относительного обгона. Любому, даже самому опытному водителю, необходимо периодически освежать свои знания правил и следить за изменениями в них.

Обгон автомобиля является одним из самых опасных маневров, а потому требует знания и четкого понимания всех элементов и этапов, из которых он состоит.

Маневр обгона можно условно разделить на 3 этапа: выезд на встречную полосу движения, опережение обгоняемого автомобиля и возвращение на свою полосу движения.

Выезд на встречную полосу

Убедитесь в том, что сзади нет машин и вас никто не собирается в данный момент обгонять.

Одновременно «просчитайте» обстановку впереди, чтобы убедиться, что во время выполнения маневра обгона вы не будете находится на участке дороги, где обгон запрещен правилами дорожного движения.

В отсутствие встречных машин включите , выезжайте на встречную полосу и оцените обстановку впереди на предмет безопасности выполнения маневра.

Если по встречной полосе в непосредственной близости навстречу движется транспортное средство или автомобиль, который вы собирались обогнать, включил левый поворот и сам собирается выполнить обгон впереди идущего автомобиля либо объехать препятствие, выключите правый поворот и возвратитесь на свою полосу движения.

Дожидавшись благоприятной дорожной обстановки, снова включайте левый поворот, а дальше – по тексту, изложенному выше. Если обстановка впереди позволяет безопасно выполнить маневр обгона, приступайте ко второй части «марлезонского балета».

Опережение обгоняемого автомобиля

Если до этого момента вы двигались со включенной пятой передачей, следует переключиться на четвертую, если на четвертой – переключитесь на третью. Другими словами, перед обгоном необходимо .

Зачем? Для обеспечения необходимой динамики разгона, чтобы ваш железный конь быстро и резво набрал нужную скорость.

Придавливая на газ, догоните впереди идущий автомобиль, доли секунды двигайтесь с ним рядом, а затем стремительно опережайте его и вырывайтесь вперед.

Этот этап обгона – самый быстрый, но в то же время и самый опасный, поскольку времени и места для отмены маневра практически нет.

Возвращение на свою полосу

Включив правый фонарь поворота и, не сбавляя скорости, возвращайтесь на свою полосу проезжей части. Включите повышенную передачу и продолжайте движение к цели своей поездки.

Все этапы обгона автомобиля старайтесь выполнять четко и быстро. Но и не увлекайтесь, ведь дорога – не гоночная трасса.

Без необходимости не задерживайтесь на встречной полосе.

Перед тем, как решиться на обгон, подумайте, действительно ли он необходим в сложившейся дорожной ситуации.

Выезжайте на дорогу отдохнувшим, без признаков .

Помните: обстановка на дороге меняется в доли секунды, поэтому не подвергайте свою жизнь, жизнь своих пассажиров и жизни других участников движения опасности небрежными и рискованными маневрами.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!


Обгон — один из наиболее опасных маневров, особенно в случаях, когда он происходит с выездом на встречную полосу. Следует десять раз подумать и все просчитать до мельчайших подробностей, прежде чем приступать к его выполнению.

Для начала убедитесь, что вы готовы обгонять, что машина может развить необходимую в данном случае мощность, что обгоняемый вами водитель адекватен. Если для совершения обгона необходимо выехать на полосу встречного движения, обязательно удостоверьтесь в том, что разметка и дорожные позволяют это сделать.

Если вы видите на «встречке» транспортные средства, убедитесь, что вас с ними разделяет достаточное расстояние, чтобы можно было безопасно совершить маневр.

Для начала, приблизившись к попутному автомобилю, подайтесь чуть левее и оцените три скорости : свою , обгоняемой машины и скорость транспортных средств, движущихся вам навстречу .

К обгону нужно начать готовиться сразу, как только встречная машина поравняется с обгоняемой. Понизьте передачу, если ехали на 5-й, то включайте 4-ю. Одновременно с этим начинайте давить на педаль акселератора. Важно, чтобы стрелка тахометра находилась в области оборотов, при которых двигатель дает максимальную мощность. Ваш автомобиль начнет активно ускоряться. Как только встречная машина пролетела рядом с вами, в очередной раз убедитесь, что путь свободен, после чего показывайте левый поворот и начинайте обгон. Двигаетесь вы с уже большей скоростью, чем обгоняемое транспортное средство, поэтому обгон не должен занять более 3-4 секунд. В идеале разница в скорости между обгоняющей и обгоняемой машинами должна быть более 20 км/ч. Если вы видите, что впереди на встречной полосе нет никого, не выключайте левый поворотник во время опережения попутной машины — этим вы покажете следующим за вами водителям что «встречка» свободна и им тоже можно безопасно приступать к обгону. Опередив обгоняемый транспорт, завершаем обгон, моргнув правым поворотником, возвращаемся в свой ряд и снижаем скорость.


Следует заметить!
До начала всех действий, приближаясь к попутному авто, внимательно оцените возможное размещение на нем груза, особенно если собираетесь обогнать грузовик. Не выпадет ли из него отрезок трубы, лист фанеры или металлические баллоны, не посыплется ли из кузова гравий?

Рекомендуется также при выезде на встречную несколько раз поморгать фарами, чтобы водитель, которого вы собираетесь обогнать, вас заметил и сам не начал аналогичный маневр в тот момент, когда вы его опережаете слева.

Высококлассный водитель, заметив, что его обгоняют, включит правый поворотник, прижмется как можно ближе к обочине, а то и вовсе притормозит, чтобы обгон прошел быстрее. Однако на дороге не все водители ведут себя подобным образом. Очень много водителей, которые заметив вас, вместо того, чтобы посодействовать маневру, наоборот, начинают давить на газ, не давая вам завершить обгон. Попав в подобную ситуацию, не лезьте на рожон, нажмите на тормоз и, убедившись, что ваше место никто не занял, вернитесь обратно на свою полосу. Сами запомните, если вы видите что водитель перед вами начал обгон, не ускоряйтесь и не занимайте его место в колонне пока он не завершит опережение. В случае непредвиденных обстоятельств он всегда сможет отказаться от обгона и вернуться обратно в свой ряд.

Если на дворе жаркая летняя погода, перед поездкой не поленитесь проверить давление в шинах и чуть-чуть их приспустить. Маневрирование на раскаленном асфальте, да еще и при прогретом окружающем воздухе могут привести к разрыву покрышки, что приведет к необратимой катастрофе.

Ни в коем случае не обгоняйте на крутых поворотах, особенно правых, а также перед закрытыми спусками, на которых видимость сильно ограничена.

Если дело происходит зимой, то часто после обильных снегопадов разделительная полоса покрыта сверху рыхлым полурастаявшим снегом . При обгоне вам придется пересечь эту преграду. Чтобы сделать это без потерь, ни в коем случае не ускоряйтесь в тот момент, когда колеса автомобиля попадут на заснеженную поверхность, держите скорость ровно. А вот когда вы уже преодолеете разделительную полосу и окажетесь на «встречке», можно продолжать давить на педаль газа.

Прошу вас, будьте аккуратны, внимательны и вежливы на дороге. Помните о своей ответственности не только за свою жизнь, но и за жизни других!