Все о кпп маз. МАЗ - КПП: устройство, характеристики, принцип работы Схема коробки передач маз 8 ступенчатая

КПП МАЗ — это механизм переключения передач, который входит в устройство трансмиссии вместе с делителем.

Устройство и схема переключения

Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.


8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.


После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.


Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.


Автомобили МАЗ агрегатируются моторами производства Ярославского завода, ММЗ, MAN, Deutz, Mercedes-Benz,Cummins. Поэтому каждая коробка передач МАЗ, установленная вместе с этими двигателями, имеет конструктивные особенности.
Большинство КПП, которым отдает предпочтение автопроизводитель, относится к механическим. Задача КПП – выступить «посредником» между коленчатым валом ДВС и ведущими колесами при передаче крутящего момента, изменяя при этом его величину и направление. С помощью КПП водитель может выполнить разобщение ДВС и трансмиссии.

Купить коробку передач МАЗ по конкурентной цене вы сможете на сайте Sparox. Мы предлагаем сертифицированные запчасти и узлы для КПП разных производителей.

Краткое описание

Механическая коробка переключения передач МАЗ конструктивно состоит из валов (ведущего, ведомого и промежуточного), шестерен, синхронизаторов. Элементы коробки передач расположены в картере.
Механизм переключения используется водителем для изменения передачи. В этот момент шестерни вводятся в зацепление, их сочетание зависит от выбранной передачи.

Коробка МАЗ с мотором 236 – это 5-ступенчатая МКПП (синхронизаторы на всех передачах, начиная со второй). С 238 мотором устанавливается 8-ступенчатая МКПП (без синхронизатора только передача заднего хода). С мановскими моторами устанавливаются 16-ступенчатые МКПП ZF (синхронизация аналогична 8SP ЯМЗ).

3.2. Коробка передач и её привод. Устройство.



На автомобилях МАЗ устанавливается восьмиступенчатая двухдиапазонная коробка передач ЯМЗ-238А с синхронизаторами на всех передачах, кроме заднего хода. Коробка передач состоит из основной двухступенчатой коробки и двухступенчатой дополнительной коробки (понижающей передачи).
Устройство коробки передач показано на рис.44. Монтаж всех деталей коробки передач производится в картерах основной и дополнительной коробок, которые соединяются между собой, а затем в сборе присоединяются к картеру сцеплению; образуется единый силовой агрегат в составе двигателя, сцепления и коробки передач.
Первичный вал 1 основной коробки установлен на двух шариковых подшипниках; на пеpeднем шлицевом конце установлены ведомые диски сцепления, а задний конец выполнен в виде зубчатого венца шестерни постоянного зацепления основного коробки.
Вторичный вал 5 основной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в расточке зубчатого венца ведущего вала, а сзади - на шарикоподшипник установленный в передней стенке картера дополнительной коробки. Задний конец вторичного вала выполнен в виде зубчатого венца, являющегося шестерней постоянного зацепления дополнительной коробки.
Шестерни второй и четвертой передач вторичного вала основной коробки установлены на подшипниках скольжения, выполненных в виде стальных втулок, имеющих специальное покрытие и пропитку, а шестерни первой передачи и заднего хода - на роликовых подшипниках.
Промежуточный вал 26 основной коробки спереди опирается на роликоподшипник, смонтированный в передней стенке картера основной коробки, а сзади - на двухрядный сферический подшипник, размещенный в стакане, установленном в задней стенке картере основной коробки. В приливах картера основной коробки установлена дополнительная ось для промежуточной шестерни заднего хода. Включение заднего хода осуществляется перемещением каретки 24 заднего хода вперед до соединения ее с зубчатым венцом шестерни 25 заднего хода, которая находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.
Вторичный вал 15 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, размещенный в расточке зубчатого венца вторичного вала основной коробки, сзади - на два подшипника: цилиндрический роликоподшипник и шариковый подшипник, устaнoвленные соответственно в задней стенке картера дополнительной коробки и крышке подшипника вторичного вала.
На шлицах средней части вторичного вала дополнительной коробки установлены синхронизаторы переключения передач, а на заднем шлицевом конце - фланец крепления карданного вала. На средней цилиндрической части вала на роликовых цилиндрических подшипниках установлена шестерня 11 дополнительной коробки.
Промежуточный вал 19 дополнительной коробки спереди опирается на цилиндрический роликоподшипник, установленный в передней стенке картера дополнительной коробки, а сзади - на двухрядный сферический подшипник, размещённый в стакане, смонтированном в задней стенке картера дополнительной коробки. На переднем шлицевом конце промежуточного вала дополнительной коробки установлена шестерня 22 понижающей передачи. В задней части промежуточного вала сделан зубчатый венец, сопряженный с шестерней понижающей передачи вторичного вала дополнительной коробки.
Для включения передач в основной коробке применены инерционные синхронизаторы с конусными фрикционными кольцами, а в дополнительной - с фрикционными дисками.
Переключение передач в основной коробке производится с помощью механического дистанционного привода, а дополнительная коробка управляется с помощью пневмопривода

Дистанционный привод основной коробки (рис.45).

Телескопического типа, состоит из механизма, расположенного непосредственно нa коробке передач 13, и системы тяг и рычагов, связанных с рычагом 3 передач, смонтированным в кабине.
В приливах верхней крышки 1 (рис.46) основной коробки смонтированы три штока: на крайнем правам (по ходу автомобиля) закреплена вилка 3 переключения заднего хода, на среднем - вилка 4 переключения первой и второй передач основной коробки, и на третьем - вилка 8 переключения третьей в четвертой передач основной коробки.
Штоки 5, 20 и 21 передвигаются в направляющих опорах верхней крышки с помощью рычага 22. На штоке заднего хода и штоке переключения первой и второй передач основной коробки имеются головки (соответственно 11 и 17). В головку 17 рычаг 22 входит непосредственно, а в головку 11 через поводок 15 переключения заднего хода.
Для включения третьей и четвертой передач основной коробки рычаг 22 может входить непосредственно в паз вилки 8 переключения этих передач. Положение штока заднего хода зафиксировано в крышке с помощью предохранителя 16, входящего в поводок 15 под действием пружины 12, помещенной в специальном стакане 13. Только преодолев усилие пружины этого предохранителя, можно включить задний ход. Штоки при включенной передаче и в нейтральном положении удерживаются шариковыми фиксаторами. Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач в штоках установлен специальный замок шарикового типа.
На верхней крышке основной коробки смонтирован картер 11 (см.рис.45) дистанционного механизма управления основной коробкой, в котором располагается вал 12 переключения передач с неподвижно закрепленным на нем рычагом 14 и промежуточным рычагом 18, связанным с продольной тягой 7 дистанционного привода.
В картере дистанционного механизма располагается шариковый фиксатор 9 выбора передач. Продольная тяга 7 может совершать как продольное, так в угловое перемещения. Угловое перемещение штока вызывает осевое перемещение вала 12, что приводит к соединению сидящего на нём рычага 14 с определенным ползуном в верхней крышке основной коробки 13. Перемещение продольной тяги вызывает поворот вала 12 переключения передач и сидящего на нём рычага 14. При этом шток вилки переключения передач вместе с вилкой перемещается до включения соответствующей передачи.
Дополнительная коробка управляется с помощью пневмокрана переключателем 1 (см.рис.45) диапазонов, расположенным на рукоятке рычага 3 переключения передач.

Механизм переключения дополнительной коробки (рис.47).

Состоит из редукционного клапана 12, воздухораспределителя 6, пневмокрана 5, впускного клапана 8, рабочего цилиндра 1 и воздухопроводов.
Редукционный клапан 3 (рис.48) служит для снижения давления сжатого воздуха, подводимого из пневмосистемы автомобиля, до 4,75кгс/см² - рабочего давления пневмосистемы коробки передач. Воздухораспределитель 23 направляет сжатый воздух от впускного клапана 17 в ту или другую полость рабочего цилиндра 25 и стравливает воздух из его полостей.
Пневмокран 5 осуществляет управление воздухораспределителем. При опущенном вниз переключателе 6 диапазонов золотник воздухораспределителя устанавливается в положение, соответствующей прямой передаче в дополнительной коробке. При поднятом переключателе - в положение понижающей передачи.
Впускной клапан 17 обеспечивает подачу сжатого воздуха через воздухораспределитель 23 в рабочий цилиндр 25 только при выключенной передаче в основной коробке. При включенной передаче в основной коробке впускное отверстие клапана закрыто толкателем 16 и воздух в воздухораспределитель и рабочий цилиндр не поступает, разгрузочное отверстие в корпусе клапана открыто, обе полости рабочего цилиндра соединены с атмосферой.
При поднятом переключателе диапазонов 1 (см.рис.45) трос 6 перемещает золотник 3 (рис.49) в положение, при котором сжатый воздух, подводимый от редукционного клапана к каналу А через канал пневмокрана, поступает в канал Б и далее к воздухораспределителю на включение понижающей передачи. Канал В в это время через фильтр 8 соединён с атмосферой.

При опущенном переключателе диапазонов трос перемещает золотник 3 в положение, при котором сжатый воздух через канал А попадает в канал В и оттуда к воздухораспределителю на включение прямой передачи. В это время канал Б через крышку 5 соединён с атмосферой.
Механизм переключения передач дополнительной коробки расположен в верхней крышке его картера. Здесь располагается шток 13 (см.рис.44), связанный с поршнем пневматического цилиндра 14. Направление перемещения штока с закрепленной на нём вилкой 10 переключения передач дополнительной коробки зависит от подводимого давления в пневматический цилиндр слева или справа от поршня, что вызывает включение большого 20 или малого 21 синхронизатора, т.е, понижающей или прямой передачи дополнительной коробки.
На верхней крышке дополнительной коробки установлен датчик синхронизатора, включения понижающей передачи. При перемещении штока 13 и вилки 10 переключения передач дополнительной коробки из одного положения в другое в кабине водителя загорается контрольная лампочка, соединенная с клеммой выключателя 35. Лампочка гаснет, как только полностью включается выбранная (прямая или понижающая) передача.
Кроме того, на верхней крышке дополнительной коробки имеется стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля. Для этого, установив вилку 10 в нейтральное положение, стопорный болт 9 вворачивают до упора в лунку, сделанную нa штанге, и контрят её в этом положении гайкой.

Система смазки коробки передач.

Является комбинированной: подшипники шестерен вторичных валов основной и дополнительной коробок смазываются под давлением, зубья шестерён и подшипники валов - разбрызгиванием. Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник 29 и систему каналов шестерённым масляным насосом. Привод насоса осуществляется от торца промежуточного вала основной коробки. У насоса имеется редукционный клапан, который отрегулирован на давление 0,78кгс/см² и при чрезмерном повышении давления масла соединяет нагнетательный канал насоса с всасывающим. Масляные ванны обоих картеров соединены между собой каналом для обеспечения в них одинакового уровня масла. Внутренняя полость картеров коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.
В коробке передач имеются маслозаливное отверстие на крышке основной коробки, контрольное отверстие уровня масла на боковом стенке основной коробки и по два сливных отверстия снизу картеров основной и дополнительной коробок.

В этой статье мы расскажем, какие функции выполняет КПП в двигателе МАЗ, сделаем несколько рекомендаций по ремонту и также будет обозначена схема переключения передач МАЗ с делителем, которую вы сможете подробно рассмотреть и изучить.

[ Скрыть ]

Назначение КПП

В КПП находиться такой элемент, как шестерёнка, обычно их несколько, они соединены с рычагом управления передачами и именно за счёт их происходят переключения передач. С переключением передач регулируется скорость автомобиля.

То есть, иными словами, шестерёнки и есть передачи. У них разные размеры и разная скорость вращения. В процессе работы, одна цепляет другую. Система такой работы обусловлена тем, что большая шестерёнка цепляет меньшую по размеру, вращение увеличивается, а заодно и скорость автомобиля МАЗ. В случаях, когда малая шестерёнка цепляет большую, скорость, наоборот, падает. Коробка состоит из 4 скоростей плюс задняя. Первая считается самой низкой и с прибавлением каждой передачи автомобиль начинает двигаться быстрее.

Расположена коробка в автомобиле МАЗ между коленчатым валом и карданным. Первый напрямую идёт от двигателя. Второй напрямую связан с колёсами и приводит их работу в действие. Перечень работ, которые приводят к регулировки скоростей:

  1. Мотор задаёт движение приводному и коленчатому валу.
  2. Шестерёнки КПП получают сигнал и приходят в движение.
  3. Используя рычаг переключения передач, водитель выбирают необходимую скорость.
  4. Выбранная водителем скорость передаётся на карданный вал, который приводит колёса в действие.
  5. Автомобиль продолжает своё движение на выбранной скорости.

Схема устройства

Схема устройства переключения передач КПП с делителем на МАЗе непростая, но она очень поможет вам при совершении ремонтных работ. Ступенчатая коробка переключения передач на МАЗе состоит из таких элементов, как картер, валы, ступка, синхронизаторы, шестерёнки и другие не менее важные элементы.

9 ступенчатая

Такой агрегат устанавливают, в большинстве случаев, на грузовики или автомобили, которые будут подвергаться высокой проходимости.

8 ступенчатая

Этот агрегат, как и его предшественник, пользуется популярность среди машин с высокой грузоподъёмностью.


5 ступенчатая

Наиболее популярная, среди легковых автомобилей.


Хотите, чтобы ваша коробка с делителем сохранялась в хорошем состоянии долгие годы? Тогда за ней нужен уход и элементарные проверки. Необходимо следить за работой таких элементов, как шестерёнки, ступка, сам рычаг управления и так далее. Случилось так, что поломки уже не избежать? Мы дадим вам следующие рекомендации для самостоятельного ремонта:

  • подробно ознакомиться со схемой и инструкцией вашего механизма;
  • для того чтобы провести ремонт, в первую очередь необходимо снять коробку полностью и только после можно приступать к ремонту;
  • после того как вы вытащите её наружу, не спешите разбирать её полностью, иногда проблема находится на поверхности, обращайте особое внимание на все детали, если увидите подозрительное «поведение», то скорее всего проблема именно в этом элементе;
  • если же вам всё-таки придётся разбирать коробку полностью, складывайте все детали в порядке разбора, для того, чтобы не запутаться в момент, когда вы будете собирать её обратно.

Если вы не уверены в своих силах, не имеете определённых навыков и знаний, обратитесь в сервисный центр. Нет такой возможности? Что же, никогда не поздно научиться новым и полезным вещам. Задавайте вопросы в комментариях, дадим вам раскрытые и подробные ответы.

В этой статье была рассмотрена схема переключения передач для МАЗ всех видов. Надеемся, что информация вам пригодилась в ремонте. Пускай ваша коробка служит вам долгие годы!

Видео «Работа КПП»

Вы сможете увидеть принцип работы механической коробки в данном видео.