Все автомобили автоваза. История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов. Новая старая Нива

История возникновения ОАО «АвтоВАЗ» уходит своими корнями глубоко в середину XX столетия. Крупный отечественный до сих пор считается одним из самых важных производителей легковых машин не только в России, но и во всей Восточной Европе. Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» подвластно зарубежному альянсу Renault-Nissan. Стоит отметить, что этот завод изначально имел совершенно другое название - Волжский автомобильный завод - однако, оно просуществовало около 5 лет, и было изменено сразу на Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ», а потом - на имя 50-летия СССР. Что было обусловлено указом президиума РСФСР.

Производство автомобилей в компании «АвтоВаз» началось ещё в середине 20-ого века

История завода

История ВАЗ начинается, естественно, с автомобиля LADA - самой первой машины, которая сошла с конвейера ОАО «АВТОВАЗ». За время своего существования концерн претерпел множество обновлений и реконструкций, завод пережил тяжёлые времена кризиса, однако, никогда не останавливал производство. На сегодняшний день компания, владельцем которой считается альянс Renault-Nissan, выпускает уже не одну модель авто, а целых четыре: Renault, Datsun, Nissan и LADA. Главный цех по производству и административный комплекс находятся в крупном российском городе, имеющем итальянское название, - в Тольятти.

Именно здесь в 1966 году был построен первый цех по сборке автомобилей LADA. Руководство СССР после длительных дискуссий решило построить отечественный автомобильный завод, главной функцией которого являлось производство недорогих , которые граждане могли приобретать для личного пользования. На тот момент рынок мог предложить россиянам исключительно дорогостоящие авто, которые поступали из-за границы небольшими партиями, что существенно ограничивало круг владельцев. Произведённые в России автомобили должны были быстро поглотить высокий спрос соотечественников на относительно доступные машины.

Ещё до начала строительства АвтоВАЗа были налажены деловые отношения с концерном Fiat. По заключённому договору итальянский производитель занимался самыми важными элементами возведения: разрабатывал технический проект, предоставлял необходимое оборудование, соответствующую техническую документацию, и, кроме этого, на собственном примере занимался обучением требующихся специалистов. Первые модели АвтоВАЗа, естественно, строились на базе Fiat.

Возведение объекта

В начале 1967 года практически каждый житель России знал о строительстве самого крупного комсомольского объекта - возведении завода по производству отечественных автомобилей. Стоит отметить быстроту, с которой день за днём развивалась стройка. Для обеспечения постройки в ускоренном и крайне сжатом временном периоде было задействовано почти 850 машиностроительных заводов, расположенных в разных городах Советского Союза, а также 900 зарубежных концернов, каждый из которых поставлял необходимое оборудование.

Спустя 3 года с конвейера завода сошёл первый автомобиль - «Жигули», получивший название ВАЗ 2101. Модель во многом скопировала конструкцию Fiat-124. Главным её отличием было применение отечественных комплектующих, которые, по заверению российских конструкторов, подарили ВАЗ 2101 800 существенных различий . Кроме того, машина комплектовалась не дисковыми, а барабанными тормозами, имела значительно больший дорожный просвет, подвеску и мощнейший кузов. Все отличия позволяли сделать ВАЗ 2101 более адаптированным к жёстким реалиям российского климата.

История моделей российского АвтоВАЗа

История завода начинается в 1969 году, когда были сформированы начальные коллективы тружеников завода. Основной состав рабочих представляла молодёжь, принимающая активное участие в возведении строения. Монтаж огромного количества разнообразного производственного оборудования производился с помощью зарубежных коллег. На заводе были задействованы сотрудники из фирм и компаний не только Италии, но и Германии, Франции и Англии.

Знаменательным днём для отечественного автопроизводителя считается 1 марта, в 1970 году именно в этот день было выпущено 10 новых кузовов - основ для будущих машин. Основную роль в этом процессе сыграл цех сварки, спустя всего 1,5 месяца, 19 апреля этого же года, были произведены первые автомобили ВАЗ 2101.

История моделей Волжского автомобильного завода начинается с автомобиля «Жигули» - родоначальницы ВАЗ 2101. Авто имело 5 мест для пассажиров (с учётом водителя). Четырёхдверный седан оснащался карбюраторным силовым агрегатом с объёмом 1,2 л. В далёком 1965 г. Модель была признана автомобилем года.

Отечественный ВАЗ 2101 имел , обладал барабанными тормозами, которые способствовали долговременному бесперебойному функционированию, и задней пятиштанговой подвеской. Кроме того, существенные обновления претерпели:

  • конструкция синхронизаторов в коробке передач;
  • внешний диаметр, комплектованный накладками сцепления;
  • клиренс, который увеличился более чем на 10 мм;
  • ведущий мост, который подвергся полной модернизации.

Однако, самое важное изменение было совершено в конструкции силового агрегата модели «Фиат 124». Мотор ВАЗа обрёл верхний распредвал, увеличенное расстояние между цилиндрами и их внутренним диаметром.

В авто появились: внешнее зеркало для лучшего осмотра вида сзади, буксирные проушины, более обширные двери, вместительный багажник, выемки для дверных ручек, раскладывающиеся сиденья.

Окончательный вес ВАЗ 2101 составлял 945 кг. Эта модель впоследствии стала базой, на которой создавалось всё семейство категории «классика». За всю историю завода было выпущено 2 700 000 моделей.

За время своего существования ВАЗ 2101 претерпел множество модификаций:

  • ВАЗ 21011, хотя и имел отличительный дизайн и мотор, с объёмом 1,3 л;
  • ВАЗ 21013 - аналог ВАЗ 21011, комплектованный силовым агрегатом модели 2101;
  • ВАЗ 21016 оснащался таким же мотором, как модель 21011, но внешними характеристиками напоминал 2101;
  • ВАЗ 21018 и 21019 имели нехарактерные роторные силовые агрегаты, кроме того, некоторое время был налажен выпуск большого числа экспортного варианта с правосторонним рулём;
  • ВАЗ 2101-94, который проектировался для нужд советской милиции, комплектовалась мотором 2103.

ВАЗ 2101-94 выпустили специально для милиции

История создания АвтоВАЗа напрямую зависит от итальянского концерна Fiat, видимо, это обусловило создание модели 2102, которая стала полной лицензионной версией зарубежного автомобиля Fiat 124 Familiare. ВАЗ 2102 впервые появился на российском рынке в 1971 году.

Обновлённое авто многим напоминало оснащение базового варианта седана 2101. Без существенных изменений осталась приборная панель и место для водителя. Упростить погрузку - разгрузку вещей в багажное отделение позволяла удлинённая кромка двери, доходящая до бампера. Увеличение грузовой площадки достигалось благодаря раскладываемому сплошному заднему сиденью. Задняя дверь была оснащена знаком с номером и вертикально расположенными фонарями. Были усилены по сравнению с 2101 пружины подвески и все амортизаторы, благодаря чему можно было перевезти 250 кг груза с парой пассажиров в салоне авто.

Бензиновый силовой агрегат обладал отдачей в 64 л. с. и работал на АИ-93. С 1978 года начала выпускаться модификация предыдущей модели - ВАЗ-21021, которая комплектовалась четырехцилиндровым мотором от модели 21011. Её главное предназначение - удовлетворение экспорта. Направленное на продажу за рубежом авто оснащалось стеклоочистителем и устройством для смывания стёкол пятой грузовой двери, кроме того, сиденьями имели подголовники.

История моделей, начавшаяся с Fiat 124, который стал прототипом не только модели ВАЗ 2101, но и во многом послужил базовой основой для ВАЗ 2103, началась с подписания договора о предоставлении российскому автопроизводителю технического проекта сооружений с полной документацией для создания двух базовых автомобилей. Первый из них должен был отвечать категории «норма», а другой - «люкс».

Первое время на заводе были проблемы, которые не позволяли начать полноценное производство «троек», в частности, не было налажено создание деталей для оформления внутреннего пространства авто, из-за чего новая модель временно комплектовалась салоном 2101 и носила в названии индекс В, обозначающий временное производство. Базовый вариант машины имел силовой агрегат с отдачей 72 л. с., достигал разгона до 100 км/ч всего за 15 с.

Под капотом 2103 появился вакуумный усилитель тормозной системы, а приборная панель обрела «спортивный» интерфейс. Значительно увеличилось пространство от сидения до потолка, оно составило 86 см.

Главная отличительная особенность четвёртой модели АвтоВАЗа - ощутимое обновление предыдущей версии «Жигулей», которое позволило создать заднеприводный универсал. Налаженный с 1984 года выпуск 2104 был ориентирован на создание таких условий, которые способствовали максимальному снижению затрат на производство авто и одновременно увеличивали покупательский спрос.

В первую очередь претерпела изменения крыша кузова, её существенное удлинение способствовало размещению дополнительного багажника. Задняя дверь универсала открывалась вверх, водитель мог обогревать задние стёкла и пользоваться встроенным стеклоочистителем. Заднее сидение обладало функцией сложения, благодаря чему в 4 раза увеличивалось багажное отделение. Появилась возможность нагружать автомобиль до 455 кг. Стандартная комплектация была достаточно скромной, салон имел простейшую отделку, приборную панель только с самыми важными приборами, сидения со съёмными подголовниками и обычные резиновые коврики.

Спустя несколько лет было налажено производство модификации универсала (21047), модель имела пятиступенчатую КПП, электрооборудование и привлекательный внутренний вид с оригинальными анатомическими сидениями впереди, которые были заимствованы у ВАЗ 2107. До 2006 года производили ВАЗ 21045, который комплектовался дизельным силовым агрегатом с объёмом 1,52 л, созданным на «Барнаултрансмаш».

История развития АвтоВАЗа была бы не полной без ВАЗ 2105, который благодаря своему дизайну стал эталоном европейской моды 1980-го года. Именно этот факт способствовал широкому продвижению отечественной машины на мировой рынок, хотя за всё время производства седан в стиле «классика» не стал самой престижной и массовой моделью завода. Однако, до создания ВАЗов с передним приводом, это авто считалось наиболее прогрессивной конструкцией.

Главной особенностью модели считаются угловатые черты крыльев, прямоугольные передние фары и функциональные бампера. Внутреннее оснащение выделялось обновлённой приборной панелью с вольтметром. Вентиляция обрела новые прямоугольные дефлекторы, а заднее стекло - электрообогрев. Автомобиль комплектовался четырёх- или пятиступенчатой КПП. Для удобного расположения водителей высокого роста переднее сиденье сдвигалось назад на 2 см. В базовой комплектации предусмотрен был силовой агрегат с ремённым приводом. Самые распространённые модификации:

  • 21051 - она оснащалась мотором с объёмом 1,2 л;
  • 21053 - комплектовалась силовым агрегатом с объёмом 1,5 л.

ВАЗ 2106

Ещё одной популярнейшей и покупаемой среди отечественных потребителей является модель ВАЗ 2106 - модификация 2103. Этот седан АвтоВАЗа имел четыре двери, пять мест для посадки, одну из двух КПП (четырёх- или пятиступенчатую). Силовой агрегат 2106 - карбюраторный мотор с объёмом 1,6 л. С 1976 до 2002 года на рынок было выпущено порядка 4 млн моделей.

2106, по сравнению со своим предшественником 2103, имел более современный дизайн экстерьера и интерьера. Внешний вид авто приобрёл пластмассовые обрамления передних фар, обновлённую радиаторную решётку и бампера. Кроме того, задние фары оснащались встроенной подсветкой номера. Что касается внутреннего оформления салона ВАЗ 2106, стоит отметить улучшенную шумоизоляцию, подголовники на передних сидениях, рельефность всех кресел и дизайн приборной панели.

Модифицированный седан с четырьмя дверьми и пятью местами для посадки пассажиров комплектовался только пятитиступенчатой коробкой передач. Экстерьер этого автомобиля был отличен от базовой модели ВАЗ 2105 изменённой формой капота, новыми задними блок-фарами, вместительностью багажника, хромированными решёткой радиатора и накладками.

Салон оснащался более практичными анатомическими креслами с новыми слитными подголовниками, удобной приборной доской со спидометром (разметка доходила до 180 км/ч) и тахометром. В машине появились дефлекторы, обеспечивающие подачу холодного воздуха, и улучшенная отделка кресел.

Первоначально модель 2107 комплектовалась только карбюраторным мотором с объёмом 1,5 л, позже, на предназначенный для экспорта ВАЗ 21073, устанавливался инжекторный силовой агрегат с объёмом 1,7 л.

В 2006 году, когда отечественный автомобиль должен был соответствовать европейским нормам экологичности, конструкторы завода начали оснащать авто исключительно инжекторным мотором с объёмом 1,6 л. ВАЗ 2107 до сих пор выпускается в России, являясь одной из самых востребованных моделей АвтоВАЗа. Высокий спрос на автомобиль обусловила невысокая стоимость и хороший уровень комфортабельности. На рынке сейчас представлены ВАЗы 2107, в комплектации «норма» и «стандарт», а также ВАЗы 21074, соответственно в комплектации «норма» и «люкс».

Небольшое авто малого класса, оснащённое приводом на передних колёсах и нестандартным поперечным местоположением мотора. В последние годы его производство остановлено, завод выпускает типовую модель 2113. ВАЗ 2108 - трёхдверный хэтчбек, который больше известен под экспортным названием Lada Samara. Машину от предшественников отличает надёжность и безопасность в управлении, экономичный расход топлива, а также лучшая коррозионная стойкость всего кузова.

Выпускаемое в период с 1987 до 2004 года авто являлось пятидверным переднеприводным хэтчбеком, который был способен при сложении сплошного заднего сиденья превращаться в модель типа универсал. Изначально «Самара» комплектовалась четырехцилиндровыми карбюраторными силовыми агрегатами с восьмью клапанами, которые имели объём 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л. Машину множество раз подвергали различному рестайлингу, «невысокая» приборная доска сразу была сменена «высокой», а потом её вовсе заменила «европанель».

Макет которого был разработан ещё в 1983 году, по типу кузова был седаном, который во многом копировал зарубежные машины Opel и Ford конца ХХ столетия. Руководство завода не смогло одобрить такое авто, ввиду чего все разработки были отправлены на хранение в архив.

Спустя год конструкторы предложили совершенно новый прототип 2110, однако, машина, как и её предшественница не нашла признания у руководящего состава. Внешний вид авто был настолько безликим, что модель так и не попала на производство.

Отечественный производитель на протяжении не одного десятилетия поставлял автомобили на мировой рынок, имея с этого немалые доходы. Не стала исключением и Lada 111 - это первый универсал АвтоВАЗа, который был переднеприводной экспортной моделью, выпускаемой с 1998 года.

Вместительное авто предназначалось для городских и загородных поездок, длительных путешествий, и в качестве авто для перевоза некрупных партий груза. Главные преимущества этого автомобиля: высокая комфортабельность, манёвренность и хорошее сцепление с дорогой. Багажное отделение было увеличено практически в 3 раза (1420 л вместо 490 л), общая грузоподъёмность составила 500 кг.

Ваз 2113 - трёхдверный хэтчбек, который был разработан конструкторами АвтоВАЗа из-за многочисленных заявлений отечественных автолюбителей. Они просили начать производство обновлённых малолитражных переднеприводных авто, которые по типу кузова являлись трехдверными хэтчбеками. Стоит отметить, что прекращение производства модели 21083 не было поддержано россиянами ввиду того, что завод так и не смог создать ему адекватную замену. Даже на сегодняшний день на рынке присутствует внушительный спрос на это авто.

ВАЗ 2114

Лада 2114 - преемник ВАЗ 2109. Этот пятидверный хэтчбек имеет оптику, радиаторную решётку и передний спойлер, заимствованные у ВАЗ 2115. Однако, задняя часть авто значительно изменена, в частности, был обновлён бампер и установлен ещё один стоп-сигнал. Все бампера имели цвет идентичный с кузовом, машина отличалась от предшественниц молдингами и обтекателями порогов. Привлекательными элементами салона являются: приборная панель типа «европанель», рулевая колонка с возможностью регуляции, рулевое устройство, заимствованное у «десятки» и новый отопительный агрегат.

Новая Лада Самара, производство которой было начато в 1990 году, представляла собой полноценный переднеприводный седан. Авто комплектовалось бензиновыми силовыми агрегатами с объёмом 1,5 л и 1,6 л.

Новые модели

С 2006 года на заводе началось производство автомобилей семейства Kalina, которое имело две презентабельные модификации. LADA 11183 по типу кузова создавалась седаном, а LADA 11193 - хэтчбеком. С начала 2007 года началось производство LADA 11173 - вместительного универсала.

На сегодняшний день АвтоВАЗ производит такие автомобили, как Lada 112 Coupe, Lada 112 (ВАЗ-2112), Chevrolet Niva, LADA Priora (универсал, пятидверный хэтчбек, трёхдверный хэтчбек), LADA Kalina (универсал и седан), LADA Kalina Sport.

Заключение

История создания АвтоВАЗа связана с большим количеством успешных и популярных отечественных автомобилей, которые не одно десятилетие верно служат своим владельцам. Например, Lada Granta, являясь относительно доступным автомобилем практически для любого класса населения, в течение года занимал в России лидирующее место по продажам. В апреле прошлого 2015 года концерн АвтоВАЗ обновил свой логотип, ввиду чего машина Vesta, которая всего за год была поставлена на серийное производство, будет первой моделью завода, выпускаемой с новым логотипом.

История самого популярного в России автомобиля началась в 1966 году в итальянском городе Турине с заключения контракта между министерством автопрома СССР и фирмой FIAT. Спустя год после подписания договора стартовало строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а спустя ещё три года – с главного конвейера ВАЗ сошли первые шесть моделей «копейки» (ВАЗ-2101), построенные на базе итальянского «Фиата-124».

В конце 70-х модельный ряд ВАЗ пополнился полноприводным вездеходом ВАЗ-2121 или «Нива» R12, которая произвела фурор на мировом рынке.

После того, как СССР распался, промышленный гигант АвтоВАЗ вступил в фазу перестройки. Кризис удалось преодолеть к середине 90-х: тогда отечественный производитель стал постепенно наращивать объёмы выпуска продукции.

В 1998 году публике была представлена модель 2111, оснащённая новейшими двигателями с шестнадцатью клапанами.

Начало нового тысячелетия ознаменовалась выходом автомобиля нового поколения Lada Kalina, а также стартом производства ВАЗ-2107 (Lada Priora) – поначалу в кузове седан, а чуть позже – хэтчбек и универсал.

С 2004 года руководство АвтоВАЗа приняло решение о переводе всех выпускаемых машин на единый бренд, писать который стали латиницей, а не кириллицей, согласно нормам русского языка. Так, аббревиатура «ВАЗ» была заменена единым наименованием «Lada», которое применялось ранее лишь для обозначения экспортных вариантов торговой марки. Однако самые метки и запоминающиеся прозвища продукции АвтоВАЗа даёт российский народ. Среди наиболее распространённых жаргонных названий стоит отметить «копейку» или «копьё» (для ВАЗ-2101), «четвёрку» (для ВАЗ-2104), «табуретку» (для ВАЗ-2105), «зубило» (для ВАЗ-2108, 2109), «матрёшку» (для ВАЗ-2112). Пренебрежительным наименованием всех автомобилей АвтоВАЗа является «тазик» (от аббревиатуры ТАЗ – Тольяттинский автомобильный завод).

Среди разработок последнего времени – модель Lada Granta или ВАЗ-2190. Этот автомобиль представляет собой бюджетный седан, сконструированный на базе Lada Kalina.

В настоящий момент ОАО «АвтоВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Известно, что легковые автомобили Lada являются самыми востребованными и самыми угоняемыми на российском рынке, несмотря на чрезвычайно низкое качество производства. Ужасающие технические характеристики Лады уже давно являются объектом насмешек в среде автолюбителей. На одной из своих презентаций бизнес-плана самое предприятие «АвтоВАЗ» признало этот факт и объяснило его происхождение «низким качеством покупных комплектующих».

Работники Тольяттинского завода с трудовым стажем более двадцати лет награждаются званием «Ветерана ВАЗ» с вручением соответствующего удостоверения, значка с логотипом предприятия и одноимённой медали. Автор первой публикации в журнале «За рулём» о строящемся в Тольятти автогиганте также удостоился звания ветерана, хоть он и не был сотрудником ВАЗа. Имя того корреспондента: Бродский Александр Яковлевич.

Модельный ряд Lada

Модельный ряд АвтоВАЗа достаточно разнообразен. В нём вы найдёте порядка десяти моделей малого класса с различными вариантами кузова (седан, хэтчбек, универсал), пять представителей малого среднего класса, две полноприводные «Нивы» в трёхдверном и пятидверном исполнении, а также фургон Lada Largus – экономичное авто для бизнеса.

Стоимость Lada

Стоимость Lada на первичном рынке варьируется от двухсот до пятисот тысяч рублей. Самый бюджетный вариант – олдскульная «семёрка», ведущая свою родословную от самого «Фиата». Небольшая цена Lada 2107 полностью соответствует содержимому. Зато и отремонтировать её можно без лишних трудностей и финансовых затрат, что делает ВАЗ 2107 хорошим выбором для начинающих работников такси.

Уже прошла эйфория от предвкушения, ожидания и надежд, что новые модели ВАЗ 2018 года, наконец, предложат отечественным автолюбителям давно ожидаемое – современные, надёжные, функциональные и недорогие автомобили. Руководство «АвтоВАЗ», анонсируя очередную разработку, говорит то, что хотят слышать потребители, но с конвейера сходит качественно другая продукция.

Давайте посмотрим на факты и конкретные цифры. В 2016 году «АвтоВАЗ» реализовал на российском рынке 266 296 автомобилей – это первое место по объёму продаж. Оборот бренда «ВАЗ» составил 115 млрд. руб. (на 10% больше чем в прошлом году) – это четвёртое место. При этом согласно отчётности первое полугодие 2016 года «АвтоВАЗ» закончил с чистым убытком в 27 млрд. руб. Как такое возможно?

Не вызывает сомнения, что руководство компании обоснует и разъяснит как с оборотом в 115 млрд. можно получить убыток в 27 млрд. руб. за полгода. На фоне данной статистики интересным кажется тот факт, что альянс Renault-Nissan, которому принадлежит 50% акций, не спешит продавать долю в убыточном предприятии.

Почему? Ответ может быть только одни – такое положение Renault-Nissan дел устраивает, видимо они всё же как-то умудряются зарабатывать на убытках «АвтоВАЗ». Интересно как?

Lada Priora 2018 года

К новинкам 2018 года отнести слегка обновлённую можно с большой натяжкой. 2018-й станет последним годом выпуска этой модели, поэтому обойти в данном обзоре Priora стороной будет неправильно.

Модель честно служила нам в течение долгого периода времени и пусть она была далека от совершенства, свою лепту в развитие отечественного автопрома она внесла. Обновление Priora в 2018 году – это лебединая песня модели и разработчики постараются использовать весь потенциал автомобиля.

Экстерьер авто

Дизайнеры не оставили всё как есть и честно, до конца отрабатывают свой гонорар. Обновлённая Lada Priora получит новую решётку радиатора, появится несколько новых выштамповок, будет подкорректирвана форма капота. Это не изменит облик модели кардинально, но придаст ей более современный и привлекательный вид.

Заметно поработали дизайнеры над формой переднего бампера. Он выглядит совершенно по-другому, стал более интересным и сложным, избавился от примитивных форм. Новый бампер значительно приукрасил облик автомобиля в целом. Противотуманные фары также получили другое оформление и приобрели хромированную окантовку.

Не постеснялись дизайнеры применить глубокие выштамповки, аналогичные тем, которые используются на новых моделях. Такие элементы мы увидим на дверях и крыльях обновлённой Lada Priora.

Расщедрились создатели на светодиодные элементы, которые займут место в задних фонарях. Изменения облика, конечно же, локальные, но приятные и желанные.

Интерьер новой Lada Priora

Поработав над внешним видом Lada Priora 2018 дизайнеры, по-видимому, выдохлись, так как в салоне мы практически не увидим изменений. Если говорить откровенно, то изменений внутри мы и не ожидали. Очевидно, что менять компоновку органов управления и дизайн деталей салона модели, которую вот-вот снимут с производства, не имеет смысла.

В максимальной комплектации салон и передняя панель Priora выглядит достаточно неплохо.

Как бы ни хотели разработчики внести какие-то изменения, рамки целесообразности этого им сделать не позволили. Запомним мы Lada Priora с жёстким пластиком, не балующую своих пассажиров избытком пространства, с не очень хорошим качеством сборки и многочисленными «сверчками», неудобными сиденьями заднего ряда с практически вертикальной спинкой.

Под капотом у Lada Priora 2018 изменений не намечается. Мы увидим те же силовые агрегаты объёмом 1,6 и 1,8 л. Никаких манипуляций инженеры-мотористы с ними не совершали. По-прежнему нам будет доступно только 106 и 123 л. с. мощности. Не попытаются вновь реанимировать и роботизированную коробку передач.

Это был интересный эксперимент, который предоставил инженерам достаточное количество пищи для ума. Продолжатся изыскания в области оптимальной конфигурации и настройки подвески. С качеством наших дорог это крайне актуальная проблема, которую ещё только предстоит решить раз и навсегда, если это вообще возможно.



Lada XRAY Cross 2018 года

Не очень уверенно стартовав в 2016 году продажи Lada XRAY, похоже, набирают обороты. В начале 2017 года реализация данной модели увеличилась на 126% (в феврале). Это огромный прирост, в сравнении с успехами других производителей, чьи показатели демонстрируют в подавляющем большинстве отрицательную динамику.

Кроме XRAY только одна модель так же значительно прибавила в продажах – это VW Tiguan с ростом в 119,8%.

Руководство «АвтоВАЗ» делает большую ставку на , как на единственный современный кроссовер отечественного производства (не считая Lada Kalina Cross).

Конкурентоспособность автомобиля зависит от множества факторов, в том числе от периода его обновления. Поэтому неудивительно, что уже в 2018 готовится к выходу модификация Lada XRAY с приставкой Cross.

Экстерьер авто

Модификация предполагает по большей части качественные изменения, поэтому внешне Lada XRAY Cross не будет кардинально отличаться от базовой модели. Единственным разительным отличием будет размер. Базовая модель построена на платформе Renault Sandero, в то время как Cross станет на базу Renault Duster.

Кроме увеличения габаритов мы сможем увидеть лишь локальные внешние изменения. Чтобы подчеркнуть более выраженные вседорожные свойства Lada XRAY Cross оснастят массивным бампером и защитными накладками из пластика по всему периметру, включая двери и крылья.

Немного видоизменятся задние фонари. Они станут более сложными по форме с интересной архитектурой. Головное освещение будет дополнено ходовыми огнями на основе светодиодных элементов.

Интерьер новой Lada XRAY Cross

Новая база естественным образом скажется на увеличении пространства внутри Lada XRAY Cross. Компоновка приборов и дизайн приборов оформления останется прежним.

Как обычно, руководство «АвтоВАЗ» обещает качественные материалы отделки, но мы с вами понимаем, что в конечном итоге всё будет упираться в ценник. В салоне мы увидим другие кресла и декоративные элементы в цвет кузова.

Обещают полноценную информационно-развлекательную систему с удобным и функциональным интерфейсом. Управление широким набором функций будет вынесено на рулевое колесо, которое обещают обшить кожей. Важным моментом является увеличение багажного отделения, мы ожидаем не меньшего объёма, чем в Renault Duster.

Технические характеристики модели

Очень печальной новостью является отказ руководства «АвтоВАЗ» от производства полноприводной Lada XRAY Cross, во всяком случае, в ближайшее время. Именно это мы имели в виду, когда говорили, что обещается одно, а производится другое.



В принципе отечественный автомобиль аналогичный Renault Duster – это уже неплохо, если он и будет стоить как отечественный автомобиль.

Всё же обидно, что вместо полноценного SUV нам предложат полуфабрикат. В качестве силовых агрегатов на Lada XRAY Cross будет устанавливаться мотор объёмом 1,6 л и 114 л. с. и 1,8 л со 123 л. с.

Lada 4X4 2018 года

«АвтоВАЗ» не перестаёт удивлять. Ещё одна ошеломительная новость – в 2018 году готовится к выходу совершенно новая . Первый в мире внедорожник с несущим кузовом отечественной разработки 1977 года будет полностью обновлен спустя 41 год. Это ещё не всё. Новая «Нива» также будет поставлена на базу Renault Duster.

Экстерьер авто

В Интернет уже давно можно было увидеть рендеры предполагаемого внешнего вида новой Lada 4X4. Автомобиль действительно должен был измениться кардинально, но при этом в новом дизайне кузова всё же угадывались черты до боли знакомой «Нивы».

Слегка простоватый, может быть чересчур лаконичный дизайн новой версии модели выглядел, тем не менее, достаточно привлекательно, особенно с учётом «талантов» отечественных автомобильных дизайнеров.

Новость о том, что Lada 4X4 будет строиться на базе Duster, поставили жирный крест на всей проделанной работе по созданию нового облика модели. База Renault Duster предполагает, что автомобиль будет 5-ти дверным. Это уже не наша «Нива».

Несмотря на то, что 5-ти дверная Lada 4X4 выпускается уже достаточно продолжительный период времени, воспринимается она тяжело.

Как будет выглядеть Lada 4X4 на базе Duster совершенно непонятно. Будут разработчики пытаться «натянуть» уже готовый образ на новую платформу или предложат новую концепцию дизайна пока неясно.

Учитывая, что новая Lada XRAY Cross также будет строиться на базе Renault Duster, задача дизайнеров значительно усложняется – нужно создавать что-то абсолютно новое, непохожее ни на Duster, ни на XRAY Cross.

Интерьер новой Lada 4X4

Всё вышесказанное в полной мере можно применить и к интерьеру новой Lada 4X4. О нём и до этого момента не было известно практически ничего, а с учётом новых обстоятельств и сами дизайнеры пока не готовы сказать что-то определённое. Салон нового поколения Lada 4X4 – это большая интрига.

Однозначно можно сказать, что как бы ни выглядела новая модель изнутри, функционально она будет на голову выше предшественницы. Разработчики «АвтоВАЗ» набирают опыт. Все, наработки, которые появились в ходе проектирования салона XRAY и Vesta должны быть в той или иной степени реализованы и в новой Lada 4X4 2018.

Технические характеристики новинки

В качестве силовых агрегатов для Lada 4X4 2018 рассматриваются несколько вариантов. Во-первых, мотор объёмом 1,7 л с увеличенной мощностью до 103 л. с. (прирост в 20 л. с.). Во-вторых, также переработанный вариант мотора, которым на данный момент комплектуется XRAY и Vesta, объёмом 1,8 литра.

Хотя в 60-х годах прошлого века легковые машины в СССР производились, они были невероятным дефицитом. «Победы», «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» распределялись исключительно по спискам предприятий, и приобрести их даже по месту работы чаще всего можно было лишь по великому блату. 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну "ФИАТ". 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.


01. Территория будущего автозавода, 1966 год.

02. Первая палатка на месте будущей стройки. В центре группы- генеральный директор Волжского автозавода В.Н. Поляков, 1966 г.

03. 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

04. Строительство отечественного автогиганта было поручено Управлению Куйбышевгидростроя. В январе 1967 года был вынут первый кубометр земли на строительной площадке.

05. В адрес отдела кадров Куибышевгидростроя обрушился многотысячный поток писем желающих принять участие в строительстве завода. Все понимали, что строить, а потом работать на ВАЗе – это значит находиться в эпицентре современной жизни, да и возможность получения квартиры в Тольятти была вероятнее, чем где-либо.

06. Николай Семизоров, начальник управления Куйбышевгидростроя, вспоминает, что размах строительства его просто поразил. За четыре года предстояло построить завод, тепловую электростанцию, Автозаводский район Тольятти и многое другое общей стоимостью (по самым скромным подсчетам) свыше двух миллиардов рублей.

07. Государство денег на строительство ВАЗа не пожалело. В короткий срок Куйбышевгидрострой из крупной строительной организации, пусть и имеющей на своем счету строительство Волжской ГЭС им. Ленина, действительно превратился в гиганта.

08. Технический проект автозавода был составлен итальянским автомобильным концерном «ФИАТ» с участием института Промстройпроект. Непосредственное участие в проектировании будущего гиганта приняли коллективы свыше 40 проектных институтов нашей страны.

09. С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод.

11. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

12. В.Н. Поляков, первый директор ВАЗа, руководивший заводом с 1966 по 1975 годы.

13. Укладка пола вдоль главного конвейера, 1969 г.

14. Строительство управления ВАЗа

16. На стройку часто приезжали разные музыкальные коллективы.

19. Киоск "Союзпечать" рядом со стройкой.

20. За основу первой ВАЗовской машины была взята модель «ФИАТ-124», в 1965 году завоевавшую в Европе титул «Автомобиль года». На фото- первый ФИАТ на Дмитровском полигоне.

21. Параллельно со строительством завода, ФИАТ-124 испытывали на Дмитровском автополигоне. Жёсткие отечественные условия оказались "итальянцу", мягко говоря, не по зубам. Уже через 5 000 км машину пришлось чуть ли не выкидывать. У «ФИАТа» практически «рассыпался» кузов, выявилась неприспособленность ходовой и в особенности тормозов к нашим реалиям. Дорожный просвет «итальянца» в 110 мм оказался слишком мал в непростых дорожных условиях Союза. Было принято решение его увеличить. Правда, когда итальянцы узнали, что русские собираются «приподнять» автомобиль на 17-17,5 см над землёй, они на полном серьёзе поинтересовались: «Вы что, не собираетесь строить дороги в России?»

22. Первые "Жигули" на конвейере, 1970 год.

23. 19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», известные ныне в большинстве зарубежных стран как «Лада». Первенец оправдал ожидание его создателей. Ходовые качества были превосходны, а капитальный ремонт требовался лишь после того, как автомобиль прошел расстояние, равное десяти путешествиям из Москвы до Владивостока.

24. Роль первенца «ВАЗа» в истории отечественного автомобилестроения трудно переоценить. С его появлением советская автопромышленность шагнула не на один шаг вперёд. За 14 лет, проведённых на конвейере, из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».

26. 1973 году у вазовской машины появилось еще одно имя - «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Одна из версий выбора этого названия гласит, что конструкторы «АвтоВАЗа» накануне случайно услышали популярную в то время песенку «Хмуриться не надо, Лада». В других рассказах проводится аналогия с товарным знаком предприятия «Ладья», который появился почти одновременно с «Жигулями». Так или иначе, но это имя сразу всем понравилось.

27. "Вазовцы" идут на работу.

28. Тысячи новых автомобилей отправились в разные города Советского Союза и ближнего зарубежья.

29. Генеральный директор Волжского автозавода знакомит с цехами секретаря ЦК КПСС А. Кириленко, 1973 г.

30. Завод с высоты птичьего полёта.

31. Новые машины ждут своего отправления.

34. Уже в декабре 1973-го на заводе был выпущен миллионный автомобиль.

36. Модель ВАЗ-2108, сделанная в натуральную величину из пластилина.

37. В декабре 1979-го, в экспериментальном цехе собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.

38. ТЭЦ ВАЗа (крупнейшая в Европе, на момент постройки) и автозавод.

39. Проектировочный отдел.

40. Заводские будни.

41. Конвейер.

42. Цех сборки двигателей.

43. Столовые ВАЗа.

46. Новые машины на площадках завода.

48. Завод и Автозаводской район Тольятти вдали.

49. 30-летие выпуска первого автомобиля. Торжественное движение всенародно любимой "копейки" по главному конвейеру, 19 апреля 2000 года.

52. И в заключении, кратко о некоторых марках автомобилей, выпущенных на АвтоВАЗе. Внедорожник "Нива" серийно производится с 1977 года!

53. Первый, выпущенный в 1970 году, ВАЗовский автомобиль, с порядковым номером 0000001 имел одного хозяина в г. Самара и вновь стал собственностью завода в 2000 году, хранится в музее. (годы выпуска ВАЗ-2101 1970-1981)

54. Миллионный ВАЗ-2103 хранится в музее АвтоВАЗа. (годы выпуска ВАЗ-2103 1972-1983)

55. ВАЗ-2107 на конвейере. (годы выпуска 1982-2011)

56. ВАЗ-2110, или по народному "десятка". (годы выпуска 1996-2007)

58. "Лада-Приора" выпускается с 2007 года.

59. "Лада-Калина" выпускается с 2004 года.

60. Самая новая серийная модель Автоваза- "Лада-Гранта", запущена на конвейер в конце 2011 года.

Краткая справка: общая площадь производственных корпусов автозавода- 2,1 млн кв. м, длина конвейеров - 150 км, технологическое оборудование - 16,5 тысячи единиц. При строительстве завода введено в строй шоссейных дорог 213 км, железнодорожных путей - 180 км, уложено монолитного и сборного железобетона - 6 млн кубометров, смонтировано металлоконструкций - 300 тыс. тонн. Чтобы понять, какое место занял Волжский автозавод в иерархии советского автопрома, достаточно знать следующий факт: в середине 60-х все существующие заводы СССР выпускали столько же машин, включая грузовики и автобусы, на сколько был рассчитан ВАЗ - 660 тысяч автомобилей в год.

Другие мои исторические обзоры.

Российские бренды легковых автомобилей были созданы ещё в СССР, и не все остались на плаву. Сегодня только два завода, АвтоВАЗ и УАЗ, продолжают выпускать продукцию под своей торговой маркой. ГАЗ и "ИжАвто" перешли на сборку иностранных моделей, а "Москвич" вообще прекратил существование.

В постсоветское время неоднократно предпринимались попытки создания отечественной конкурентоспособной марки легкового автомобиля, но успешной можно назвать лишь одну - Нива Шевроле.

ОАО "АвтоВАЗ"

Тольяттинский автозавод был основан в 1966 году и вскоре стал самым крупным производителем "легковушек" в Восточной Европе и СССР. Производство началось в 1970 году с выпуска теперь уже легендарной "копейки" (ВАЗ-2101), которую и сейчас изредка можно встретить на дорогах.

За почти полувековую историю "АвтоВАЗ" выпустил десятки полюбившихся моделей автомобилей ("Жигули", "Спутник", "Самара", "Нива", "Ока").

Модельный ряд и годы выпуска представлены в диаграмме:

Сегодня "АвтоВАЗ" находится под управлением альянса Renault-Nissan и производит популярные модели автомобилей под собственной торговой маркой Lada ("Ла́да").

Lada Priora ("Ла́да Приóра")

  • Lada Priora седан (ВАЗ-2170)
  • Lada Priora хетчбэк (ВАЗ-2172)
  • Lada Priora универсал (ВАЗ-2171)
  • Lada Priora Coupe ("Ла́да Приóра Купе", ВАЗ-21728)

Lada Granta ("Ла́да Гра́нта")

  • Lada Granta седан ВАЗ-2190
  • Lada Granta седан спорт ВАЗ-2190
  • Lada Granta лифтбек ВАЗ-2191

Lada Kalina ("Ла́да Калина 2")

  • Lada Kalina хетчбэк (ВАЗ-2192)
  • Lada Kalina универсал (ВАЗ-2194)

Lada Largus ("Ла́да Ла́ргус")

  • Lada Largus универсал (R90)
  • Lada Largus грузовой фургон (F90)

Lada 4x4 - внедорожник

  • Lada 4x4 3-дверный универсал (ВАЗ-21214)
  • Lada 4x4 5-дверный универсал (ВАЗ-2131)

В августе 2014 года АвтоВАЗ представил новую модель LADA 4х4 Urban.

На долю внедорожников 4х4 приходится большая часть продаж продукции автозавода в Европе.

ЗАО "GM-АВТОВАЗ"

Совместное предприятие "АвтоВАЗа" и американского концерна General Motors выпускает российский вседорожник Chevrolet Niva с 2002 года. Существует 5 комплектаций автомобиля: L, LE, LC, GLC, GLS.

В 2000-х годах выпускались, а затем были сняты с производства модели:


Выпускается также модификация Chevrolet Niva Trophy ("Трофи"), приспособленная к условиям бездорожья.

Шевроле Нива - один из самых продаваемых внедорожников в стране.

Производственные мощности ЗАО "GM-АВТОВАЗ" находятся в Тольятти.

ОАО "ГАЗ" ("Группа ГАЗ")

Горьковский автозавод, флагман российского и советского автопрома, был основан в 1932 году в Нижнем Новгороде. Именно здесь начался выпуск первых советских легковых автомобилей - ГАЗ-А.

В дальнейшем на предприятии производились:


Модельный ряд легковых ГАЗ представлен в таблице ниже:

Модель

Года выпуска

1940 - 1942, 1945 - 1948

М-20 «Победа»

ЗИМ (ГАЗ-12)

ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-22 «Волга»

ГАЗ-23 «Волга»

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24-02 «Волга»

ГАЗ-24-24 «Волга»

ГАЗ-14 «Чайка»

ГАЗ-24-10 «Волга»

ГАЗ-24-34 «Волга»

ГАЗ-3102 «Волга»

ГАЗ-3101 «Волга»

ГАЗ-31029 «Волга»

ГАЗ-31022 «Волга»

ГАЗ-3105 «Волга»

ГАЗ-3110 «Волга»

ГАЗ-310221 «Волга»

ГАЗ-3111 «Волга»

ГАЗ-31105 «Волга»

ГАЗ-311055 «Волга»

С 2005 года Горьковский автозавод находится в составе автомобилестроительного холдинга "Группа ГАЗ".

После прекращения производства Volga Siber ("Волга Сайбер") в 2010 году, разработка собственных легковых моделей ГАЗ не предполагается. Запчасти для "Сайберов" завод будет выпускать в течение 10 лет.

ОАО "УАЗ"

Ульяновский автозавод работает с 1941 года. Предприятие специализируется на производстве полноприводных автомобилей, в том числе внедорожников.

Знаменитый УАЗ-469, получивший народное прозвище "козлик", стал выпускаться с 1972 года и долгое время был основным командирским автомобилем в Советской Армии.

Впоследствии его модернизировали и преемники "козлика" УАЗ-3151 и УАЗ-315195 "Хантер" выпускаются по сей день. С 2004 года Ульяновский автозавод находится в составе крупного автомобильного холдинга "Соллерс".

Модельный ряд и годы производства внедорожников УАЗ:

  • УАЗ-469 (1971-2003);
  • УАЗ-3160 (1997-2004);
  • УАЗ-3162 "Симбир" (2000-2005);
  • УАЗ-3151 (с 1985 по настоящее время);
  • УАЗ-3159 "Барс" (с 1999 по настоящее время);
  • УАЗ-315195 "Хантер" (с 2003 по настоящее время);
  • UAZ Patriot (УАЗ-3163) (с 2005 по настоящее время).

Модификации "Патриота":

  • UAZ Cargo ("Карго", УАЗ-23602-050);
  • UAZ Pickup ("Пикап", УАЗ-23632);
  • UAZ Patriot Sport ("Патриот Спорт", УАЗ-3164).

Выпускаются также военные и полицейские модификации.

"Москвич"

Довольно распространенная в советское время марка "Москвич" производилась на АЗЛК (затем ОАО "Москвич") с 1947 по 2001 годы. Всего было выпущено около 40 моделей. В 2000-х завод был объявлен банкротом и значительная часть его производственных мощностей перешла во владение ЗАО "Автофрамос" - совместного предприятия правительства Москвы и компании Renault.

В 2014 году "Автофрамос" был переименован в ЗАО "Рено Россия". Товарный знак "Москвич" с 2009 года принадлежит немецкой фирме Volkswagen.

"ИжАвто"

Ижевский автозавод работает с 1965 года. Сначала на нем собирались "Москвичи", а в 1973 году завод начал производить собственную марку Иж-2125 ("Иж-Комби") - единственный в СССР автомобиль с кузовом хетчбэк. Разные модели "Иж" выпускались до 2006 года (Иж-2717, Иж-21261 «Фабула»).

Сейчас завод производит Иж-27175 и собирает автомобили KIA Spectra, KIA Sorento и др.

ТагАЗ

Автозавод в Таганроге был построен в 1998 году как автосборочное предприятие для иностранных брендов.

В 2009 году ТагАЗ объявил о выпуске собственной разработки - легкового автомобиля Tagaz Vega.

Реализовав немногим более 1000 машин, производство было приостановлено из-за судебных исков южнокорейского подразделения GM Daewoo к ТагАЗу по поводу нарушения прав на интеллектуальную собственность. В 2014 году завод признан банкротом.

О положительных и отрицательных аспектах эксплуатации отечественных автомобилей смотрите в следующем видео ролике.

"Взорвут" ли новые модели отечественных легковых автомобилей рынок РФ? Вообще-то такие появлялись, но ненадолго:


Автопром только начинает выходить из кризиса, поэтому вряд ли стоит ожидать чуда в ближайшее время.