Вождение авто. Особенности вождения автомобиля с автоматической трансмиссией. Нюансы при обучении вождению на машине с мкпп

Если вы только учитесь навыкам водительского вождения и испытываете страх на первых же уроках, не огорчайтесь. Так происходит абсолютно с каждым, кто первый раз садится за руль автомобиля. И если вы будете уверены в своих силах и будете чувствовать свой автомобиль, его движение и скорость, то вскоре вы преодолеете этот страх и будете настоящим водителем. Но как самостоятельно научиться водить машину с нуля? Прежде чем начать изучать тонкости переключения передач, необходимо освоить теорию. Сегодня мы рассмотрим несколько аспектов, на которых следует заострить внимание тем, кто только собирается осваивать навыки водительского вождения.

Знание правил дорожного движения - прежде всего

Первый шаг на пути к успеху - это, конечно же, знание теории. Прежде чем начать изучать вопрос о том, как научиться водить машину с нуля, запомните все правила дорожного движения. Если вы не будете различать знаки или не будете знать тонкостей выхода из дорожных ситуаций (например, то, конечно, таким образом вы не станете настоящим водителем. Пусть даже вы и владеете определенными навыками, но без знания ПДД никуда. Учить теорию на самом деле не так сложно, как кажется на первый взгляд. На некотором этапе это даже увлекательно, поэтому перед первым выездом обязательно выучите ПДД.

с нуля? Выезжаем на автодром

После того как вы освоили теорию, можно смело переходить к практике. Почему автодром? Потому что простое знание правил дорожного движения не даст вам возможность нормально чувствовать себя в динамичном потоке машин. Сначала нужно привыкнуть хотя бы к а автодром для этого как раз и предназначен. Здесь можно научиться всему, что от вас будут требовать в автошколе: трогание с места, с горки при включенном ручнике, парковка, "змейка" и так далее.

Причем каждый из этих маневров требует знание габаритов автомобиля, особенно при парковке. Автодром также преимуществен тем, что в нем нет таких препятствий, как "Лексусы", "Мерседесы", а главное, что на нем нет пешеходов. На данном этапе главное, что вам нужно освоить,- это Чувствуя саму машину, вы будете доверять своим действиям и не бояться проходить возле столбиков при парковке на расстоянии менее 10 сантиметров. Как правило, привыкнуть к размерам машины можно за 3-5 занятий. На все это вам потребуется менее одной недели. Но на данном этапе вопрос "как научиться водить машину с нуля" еще не закрыт. На заключительном этапе необходимо научиться уверенно держаться в плотном потоке машин.

Как научиться водить машину с нуля? Учимся ездить по городу

Если на занятиях на автодроме вам не потребовалось применять знания ПДД, то на городских улицах вам придется вспомнить все, чему вы учились ранее. Пригодятся и теория, и практика. На самом деле, если вы преодолели страх перед автомобилем, то езда по городу тоже не будет казаться вам устрашающей. Главное - следить за дорогой и другими участниками движения, особенно за пешеходами. После 2-3 дней такой езды вы можете выдвигаться уже на достаточно загруженную дорогу.

1. Проведите мини-тест, находясь за рулем вашей машины на улицах большого города с интенсивным движением: если вам постоянно мешают другие автомобили - значит, вы что-то делаете неправильно.
2. Правильная посадка за рулем предполагает не только комфорт и удобство для водителя, но и грамотное управление автомобилем. Положите вытянутую руку на верхнюю часть руля, касаясь обода запястьем, лопатки при этом плотно прижаты к спинке сиденья. Теперь возьмитесь за руль двумя руками в положении "без пятнадцати три". Руки будут незначительно согнуты в локтях.
3. Времена, когда водители полулежали за рулем, еле дотягиваясь до него абсолютно вытянутыми, прямыми руками, копируя автогонщиков, ушли в прошлое. Сегодня спинку кресла принято ставить практически вертикально.
4. Когда вы нажимаете на педаль сцепления, левая нога должна практически полностью выпрямляться. Правая нога должна опираться на пол у педали тормоза, а верхней частью лежать на педали тормоза. При нажатии на педаль газа достаточно просто повернуть верхнюю часть ступни вправо, не отрывая пятки от пола. При необходимости торможения - наоборот, влево. Вы сэкономите, таким образом, доли секунды, а они-то и могут стать решающими. Переставляя ногу с газа на тормоз другим способом или перенося ее по воздуху, вы теряете время.
5. Водитель, передающий руль из руки в руку, никогда не сможет точно определить, в каком положении находятся передние колеса его автомобиля, то есть повернуты ли они влево или вправо, или же стоят прямо. А знать это необходимо.
6. Руль поворачивают обеими руками, не изменяя их положения на нем до перекрещивания. Рука, находящаяся внизу, делает перехват за верхнюю часть руля, и вращение руля продолжается до упора. Итак, при повороте влево правая рука всегда остается на руле в исходном положении, то есть соответствуя положению "три часа", когда колеса стоят прямо.
7. А что делать, когда водитель повернул руль в сторону заноса автомобиля? Ответ удивительно прост: не дожидаться ответной реакции автомобиля, то есть упреждать события. Для этого руль надо максимально быстро повернуть в сторону заноса и тут же возвратить в исходное положение. Повторить это несколько раз, с каждым разом уменьшая угол поворота колеса.
8. Рулите плавно и мягко. Не провоцируйте потерю сцепления колес с дорогой резкими движениями. Если автомобиль послушен, то им и управлять надо плавно и мягко, и только когда он выходит из повиновения, рулем надо действовать резко и быстро.
9. На автомобиле без АБС во время экстренного торможения исключается поворот руля. Он вызовет вращение автомобиля вокруг своей оси, но не изменит направление движения машины.
10. Как научиться правильно тормозить? Разумно начать с выполнения приема "прерывистого торможения". Правая нога привыкнет выполнять команду "тормозить - отпустить - тормозить" на уровне "мышечной памяти", минуя сознание.
11. С педалью тормоза надо обращаться очень корректно, если не сказать нежно. Резкое ударное нажатие на педаль тормоза также ухудшает баланс автомобиля на дороге, резко снижая устойчивость, как и резкое отпускание педали тормоза.
12. Если машина оснащена АБС, в аварийной ситуации, напротив, надо просто что есть мочи ударить ногой по педали тормоза.
13. Достаточно заблаговременно перевести селектор "автомата" в режим понижающей передачи - и резкий кратковременный сброс газа не приведет к переключению напрямую передачу, и при повторном резком нажатии автомобиль моментально устремится вперед, как будто на нем установлена обыкновенная механическая коробка.
14. Основное правило при разъездах на перекрестках, "правило правой руки", гласит: "Водитель всегда должен беречь правый борт".
15. Очень важно соблюдать дистанцию. Кто-то возразит: чуть больше дистанция - и сразу кто-то влезет! Посмотрите на проблему спокойно, без лишних эмоций. Ничего страшного не произойдет - даже если кто-то "влез", можно притормозить, чтобы восстановить безопасную дистанцию. Запомните: двигаясь вплотную за кем-то, вы лишаете себя обзорности, возможности выполнить маневр объезда или экстренного торможения. Малое расстояние до впередиидущего автомобиля лишает вас главного оружия: времени и места для совершения контраварийных действий.
16. Остановку у светофора я советую делать следующим образом: плавно погасить скорость метров за 20-0 до остановившегося впереди вас автомобиля и медленно подкатиться к нему. Этот прием уменьшит вероятность наезда идущего сзади автомобиля, так как его водитель вынужден будет среагировать на ваше торможение заранее. Кроме этого, впереди вашего автомобиля будет достаточно места, чтобы вам самим успеть среагировать.
17. Возможность всегда объехать остановившийся впереди вас автомобиль - необходимое условие грамотной езды по городу. Привычка не подкатываться вплотную к переднему автомобилю даст вам независимость от действий других участников движения. Именно к независимости от обстоятельств надо всегда стремиться при управлении автомобилем.
18. При каждом перестроении обязательно включайте указатель поворота. К сожалению, водителей, соблюдающих это правило, среди российских водителей становится все меньше.
19. Быстрая езда по загруженному движением городу ничего, кроме стресса, лишних литров сожженного бензина, стертых покрышек и провоцирования аварийных ситуаций, не принесет.
20. Взгляды, бросаемые водителем в зеркала, должны быть минимально короткими. Лучше два коротких взгляда, чем один неоправданно длинный. Фокусируя взгляд на зеркалах заднего вида, водитель боковым зрением контролирует обстановку перед автомобилем. Это абсолютно правильно и особенно важно в плотном потоке автомобилей, когда ситуация меняется за доли секунды.
21. Никогда никого не "запирайте" своим автомобилем. Как показывает практика, даже самая кратковременная блокировка ничего, кроме неприятностей, не принесет, даже если вы отлучились буквально "на минутку". Только вы отошли, как по "закону подлости" появляется водитель "запертого" автомобиля. Ситуация всегда очень нервная, и ваша вина в ней очевидна. Поставьте себя на место водителя, чья машина заперта, и вам все станет ясно.
22. Вот одна из таких ситуаций: выезд на главную дорогу под углом. Аварии здесь часты и как две капли воды похожи одна на другую. Случаются они так: водитель, находящийся спереди, начал движение, но засомневался, успеет ли он выехать, и затормозил. Водитель, находящийся сзади, видя, что машина перед ним поехала, посмотрел налево (убедиться в том, что он не создает помех тем, кто едет по главной дороге). В этот самый момент и раздается глухой металлический удар, сопровождающийся звоном разбитого стекла. Приехали! Чтобы не попасть в подобную досадную аварию, требуется запомнить всего лишь одно правило: "Не надо смотреть налево, пока автомобиль, находящийся перед вами, окончательно не уедет!"
23. Всем известно, что первым камнем преткновения является злополучное трогание с места. Речь идет о том неуловимом моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одновременно отпуская педаль сцепления, надо почувствовать, что оно начинает схватывать, и тогда плавно прибавлять газ. Нужно ли вообще ловить этот момент?
24. Буксировка автомобиля. Запомним главное правило! Тормозит буксируемый, а буксировщик подтормаживает. Делается это следующим образом: перед замедлением движения или остановкой водитель переднего автомобиля поднимает руку вверх, давая сигнал водителю второго автомобиля, который начинает тормозить. Только после этого буксировщик может замедлить свой ход.
25. Маневрирование. Начинающий водитель получает большой стресс от того, что маневрирование должно происходить на скорости значительно меньшей, чем та, которая соответствует первой передаче и отпущенной педали газа. Давайте научим начинающего водителя "играть" педалью сцепления в таких ситуациях. "Не дай ему остановиться",-должен произнести учитель в этот момент, попросив ученика снова плавно отпустить сцепление. Газ прибавлять совершенно не обязательно, ведь автомобиль катится и для того, чтобы поддержать это качение, мощности двигателя на холостых оборотах будет достаточно. Ученик должен почувствовать игрой сцепления, что он может вести автомобиль медленнее, чем он едет на первой передаче.
26. При выполнении поворота в ограниченном пространстве делайте "заходы", то есть, например, при повороте влево, обязательно сначала берите чуть вправо!
27. Вот бы переставить машину буквально на метр левее - и тогда бы все получилось. Сделать это очень просто, если при движении вперед вывернуть колеса сначала до упора влево, а потом до упора вправо, выровнять их и снова подать назад. Автомобиль переставится как раз на тот метр, который позволит закончить маневр. Прежде чем учить новичка правильно парковаться, ему необходимо освоить прием перестановки. Это избавит его от многих стрессовых ситуаций.
28. Секрет высшего водительского мастерства прост: разгоны, торможения, повороты, переключения передач и остановки должны сопровождаться минимальным перемещением (перераспределением) веса автомобиля. Плавность, плавность и еще раз плавность - вот три кита мастерства профессионала экстра-класса.
29. Профессионал не делает ни одного лишнего движения. Его действия максимально плавные, даже если выполняются с очень высокой скоростью. Он способен строго дозировать и координировать свои действия, прогнозировать их результат.
Научиться водить машину хотят не только парни и мужчины, но и девушки, женщины. И сегодня все чаще можно встретить за рулем автомобиля представительниц слабого пола. Если раньше вождение машины считалось исключительно мужским занятием, то сегодня таких стандартов нет. Женщины стали чаще садиться за руль и «колесить» по городским дорогам. И как бы не «ворочали носом» некоторые мужчины, но иногда девушки водят авто намного лучше парней. Поэтому старые стереотипы, про «обезьяну с гранатой» и т.п. в современном мире не актуальны. Да, конечно, встречаются довольно смешные ситуации на дорогах, виновниками которых становятся дамы, но все же инцидентов с мужчинами намного больше.

Но сейчас хотелось бы остановиться не на опытных автоледи, а на женщинах, которые хотят управлять машиной, но не знают с чего начать или вовсе испытывают какие-то страхи к этому занятию. На самом деле все не так сложно и страшно как кажется. Сейчас мы рассмотрим всевозможные варианты, которые и дадут четкий ответ на животрепещущий вопрос: как научиться водить машину женщине?

Основные элементы управления автомобилем

Для того чтобы начать водить машину ненужно знать принцип работы двигателя внутреннего сгорания и других рабочих узлов. Вы хотите стать водителем, но ни как не автомехаником. Поэтому сейчас мы перечислим основные элементы управления, которые понадобятся при вождении.

Педали
Автомобиль может быть оснащен как тремя, так и двумя педалями: сцепление, тормоз, газ или только тормоз и газ (в случае с автоматической коробкой переключения передач).

Сцепление
Данная педаль идет первой по счету и располагается с левой стороны. Основное ее назначение – передача крутящего момента. Т.е. говоря простым языком, сцепление разобщает коленчатый вал и силовую передачу, для того чтобы можно было переключить шестеренки в КПП. Благодаря ему автомобиль начинает движение плавно и без рывков.

Тормоз
Педаль тормоза располагается посередине, между сцеплением и газом, и, как вы уже поняли, служит для торможения и остановки автомобиля. Плавное нажатие на тормоз, обеспечивает равномерное торможение, в то время как резкое надавливание приводит к резкой остановке.

Газ
Педаль газа – это, своего рода, регулятор скорости. С ее помощью водитель регулирует скорость движения. Располагается она с правой стороны и является последней педалью в машине.

Ручной тормоз
Каждый автомобиль оснащен ручным тормозом, который имеет форму рычага, с блокировочной кнопкой на конце, и располагается между водительским и пассажирским сидением. Во время движения он не используется. Его прямое назначение – предотвращение несанкционированного движения автомобиля в момент простоя (когда машина стоит на стоянке, светофоре и на участке с большим уклоном).

Рулевое колесо (руль) и переключатели на его корпусе
С рулем все просто и понятно – это основной элемент для управления автомобилем, благодаря которому мы можем совершать различные маневры во время движения.

За рулем, находится корпус, который скрывает рулевую колонку. На нем располагаются специальные рычажки, выполняющие отдельные функции: включение «поворотников», дворников, омывателя ветрового стекла, переключение дальнего/ближнего света т.д.

Коробка переключения передач
КПП служит для переключения передач, что позволяет увеличивать скорость и крутящий момент автомобиля. Расположена она перед ручным тормозом, между водительским и пассажирским сидением. Встречаются автомобили, где КПП располагается на панели, рядом с рулем. Способ переключения передач и их количество обычно изброжено на рукояти коробки. Поэтому всегда можно подсмотреть, как включается та или иная передача. Хотя опытные водители переключают передачи автоматически, даже не задумываясь об этом.

Зеркала
Любой автомобиль оборудован зеркалами, которые располагаются на водительской и передней пассажирской двери, а также в салоне, в верхней части ветрового стекла, по центру. Основное назначение зеркал – наблюдение за всем, что происходит сзади и с боку автомобиля. Это относится и к зеркалу в салоне.

Садимся за руль

И так, с основными элементами управления автомобилем вы ознакомились, теперь пора переходить к решению основного вопроса: как научиться водить машину женщине?

Настройка водительского места
Первое, что необходимо сделать, это сесть за руль и подстроить сидение и зеркала под себя. У сидения есть специальные регуляторы, которые могут сдвигать его назад и вперед, а также устанавливать необходимую высоту посадки. Подстройте его так, чтобы ноги не упирались в руль, но свободно доставали до педалей. Также уделите внимание рукам, и если приходится тянуться к рулю, то достаточно наклонить, под необходимым углом, спинку сидения. Следите за тем, чтобы ноги были слегка согнуты в коленях.

Настройка зеркал
Когда сидение настроено, и вы приняли , посмотрите в зеркала. Достаточный ли обзор? Если наблюдать за происходящим сзади затруднительно и приходится наклоняться или принимать неудобное положение, то зеркала необходимо отрегулировать.

Начинаем движение

И так, теперь вы готовы выдвинуться в путь.

Запуск двигателя
Первым делом, пристегиваемся ремнем безопасности и заводим двигатель. Для этого нужно проверить коробку передач (она должна стоять на нейтральной передаче), выжать сцепление, поставить ногу на педаль газа и повернуть ключ. Как только он будет повернут до упора, надавите на газ и машина должна завестись. Сцепление можно отпустить.

Трогаемся с места
Далее снимаем автомобиль с ручного тормоза (опускаем рычаг до упора вниз), выжимаем сцепление и включаем первую передачу. После чего смотрим в зеркала, чтобы убедиться в отсутствие других машин, а также посматриваем, что происходит спереди. Если ни каких препятствий для начала движения нет, включаем указатель поворота (этим вы предупреждаете других водителей, что выезжаете на дорогу), плавно отпускаем педаль сцепления и также плавно, одновременно надавливаем на газ. Машина тронулась, и вы уже едете по дороге.

Движение и маневрирование
Теперь, когда вы двигаетесь по проезжей части, вам нужно следить за всем что происходит вокруг вашего автомобиля. Смотрите в зеркала, обращайте внимание на дорожные знаки и разметку. При любом маневре не забывайте включать указатель поворота.

При подъезде к светофору, который показывает красный свет, включите нейтральную передачу, остановитесь в положенном месте и поставьте автомобиль на ручной тормоз. Внимательно следите за поведением пешеходов, и когда загорится зеленый свет, убедитесь, что никто не пытается перебежать проезжую часть. Если все «чисто», снимаем машину с «ручника», включаем первую передачу и продолжаем свой путь.

При развороте, повороте не забывайте пропускать встречные автомобили и включать «поворотник». Все маневры совершайте только в тех местах, где это разрешено делать дорожной разметкой и знаками.

Остановка
Остановившись на стоянке или во дворе своего дома, в обязательном порядке, автомобиль нужно поставить на ручной тормоз. Можно также включить любую передачу на КПП. Это позволит избежать несанкционированного движения автомобиля, которое может привести к его повреждению или более серьезным последствиям.

Лучший учитель – инструктор автошколы

Самостоятельное обучение вождению это конечно хорошо. Особенно когда рядом сидит опытный водитель и дает подсказки и советы. Но лучше довериться инструктору из автошколы, так как он обладает всеми необходимыми навыками, чтобы в кратчайшие сроки научить курсанта ездить на машине. Кроме того, помимо вождения, вам необходимо будет посещать занятия по изучению ПДД. И в конечном итоге, вы получите необходимые знания, навыки и , которые сделают вас полноценным участником дорожного движения.

Вот, в принципе, и вся необходимая информация, которую надо знать перед тем, как научиться водить машину женщине .

Изучайте правила, берите дополнительные часы вождения в автошколе, и тогда вы сможете стать хорошим и опытным водителем.

«Инструктор по вождению на своей машине. Мне кажется, эта работа может быть только наказанием за грехи, и вот мне предстоит на несколько дней окунуться в этот ад. Без опыта обучения, без дополнительных педалей, чтобы остановить машину, без железных нервов, которые в этом деле нужны едва ли не больше, чем сам автомобиль. Только я, ученица и море стресса на двоих». Антон Иванов рассказывает, как непросто стать автоинструктором для женщины.

Эксперт: Михаил Булгаков. Cтарший тренер Студии вождения, профессионал с 37-летним стажем вождения, выпускник МАДИ, бывший оперативный водитель спецслужб, VIP-водитель, уже более 20 лет проводит курсы вождения для профессиональных водителей и водителей-любителей.

Э то может случиться с каждым. Если у тебя есть машина и девушка с правами, полученными много лет назад, которая с тех пор не водила, однажды она попросит тебя «напомнить ей, как ЭТО делается». Ты можешь нанять инструктора (алчного мужика с сомнительными планами относительно ученицы) или сделать все сам. Мы решили проверить, через что предстоит пройти тому, кто выберет второй путь, а потом попросили прокомментировать наш эксперимент инструктора с 20-летним стажем, авторской методикой и собственной студией вождения Михаила Булгакова.

Я ЕЕ СЕЙЧАС...

Машина резко дергается и так же резко застывает. Вокруг оседает пыль, на приборной панели горит гирлянда лампочек, я смотрю в окно и стараюсь думать о летящих птицах (где-то читал, что это помогает расслабиться). Я глубоко дышу, но вместо птиц в голове у меня летит только сцепление. Я мило улыбаюсь (выходит не очень) и примирительно говорю: «Давай попробуем еще раз, - мысленно добавляя: - ...Сломать мое чертово сцепление, а то с первого раза как-то не очень получилось».

Михаил Булгаков: «На самом деле ломается учебная машина не так часто - у нас в студии есть «Волга» на механике и Mercedes S500 с автоматом - они просто проходят ТО раз в 5000 км, то есть в два раза чаще обычных машин. Сцепление на «Волге» даже в таком режиме живет года два, а вот что ученики ломают часто - это подрулевые переключатели: меняем два раза в год».

Машина дергается и снова замирает. Первые уроки вождения как первый секс: пара неумелых движений - и все кончено. Даже если человек несколько лет назад честно сдал экзамен, но больше руля в руках не держал, обучение можно начинать с самого начала. Машина не велосипед: то, что ты в 12 лет смог проехать по улице на дедовском «запоре», еще не значит, что через годы все получится так же легко. К сожалению. Машина снова дергается и глохнет под рекламным щитом: «Автопрофи. Теперь и на вашей территории».

М. Б.: Проще учить человека с нуля, чем переучивать того, кто уже пробовал заниматься с плохим инструктором и не преуспел в этом. Обучаться у случайных людей вообще вредно. Ко мне приходят такие люди, и с ними очень сложно. Я обычно сажаю двух учеников в машину, и они по очереди меняются за рулем. Так вот тот, кто первый раз за рулем, как правило, схватывает быстрее того, кто уже кое-как учился».

Местом обучения мы выбрали рабочую парковку нашего издательского дома: бывший заводской двор, окруженный по периметру зданиями и шлагбаумами, машины припаркованы по бокам, в центре же - пустой пятак размером с пол футбольного поля, его мы и оккупировали для своих экспериментов.

М. Б.: На первом занятии главное - не напугать человека. Нужно заниматься на большой территории, на просторе. Если будут близко посторонние предметы - появится стресс. А вот машину лучше выбрать большую, причем с хорошим обзором и чтобы были видны очертания капота. Ученик должен ее видеть и чувствовать. Это надо учитывать, выбирая себе школу вождения или инструктора с машиной».

Говорят, значительная часть мужчин, взявшихся лично учить жен и подруг вождению, решила обойтись без профессиональной помощи по одной простой причине: чтобы раз и навсегда отбить у дамы желание садиться за руль. Уверен, добиться этой цели проще, чем реально научить кого-то ездить. Более того, такое обучение для пары может закончиться весьма плачевно: поводов для ссоры, пока женщина будет извращенно насиловать твою машину и твое терпение, окажется столько, что в итоге можно доехать и до развода. Короче, думай много раз, перед тем как взять на себя роль инструктора. Подумал? Взял? Тогда читай дальше.

В нашем случае рисков расставания было немного, если учесть, что в подопытных у меня была соседка не по кровати, а по парте (ну ладно, рабочему столу) - в те времена выпускающий редактор Men’s Health - Наталья Тимонькина. Короче, чтобы расстаться, нам надо было хотя бы начать встречаться. Пока же у нас отношения, завязанные на не самом прочном фундаменте, - взаимном недоверии: моем к ее правам, которые с момента получения использовались только в магазинах, чтобы подтвердить личность при оплате кредиткой, и ее - к моим инструкторским талантам.

М. Б.: Женщинам сложнее обучаться вождению, потому что мужчины с детства играют в машинки и искренне интересуются ими. Для них траектория движения, габариты - все это более привычно, но, с другой стороны, у женщины меньше амбиций: мужчина не так любит учиться - мол, сам освою».

ТРОГАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ

На то, чтобы вспомнить, как трогаться с места, у нас ушло минут пять - довольно короткий промежуток времени, чтобы заглохнуть 10 раз, но дальше Наташа стала быстро восстанавливать в памяти все, чему ее учили в автошколе, и вскоре уже довольная носилась кругами по пустой части парковки. Я решил подпортить ей этот кайф.

М. Б.: На первом занятии у меня курсант учится работать только ногами: ездит по прямой на первой и на задней передаче. Трогается с места, останавливается, учится пользоваться зеркалами. Это занятие занимает 3 часа, а вся программа «Осознанное вождение» - 25 часов: 5 трехчасовых занятий на автодроме и 5 двухчасовых - в городе, хотя все зависит от конкретного ученика».

«Посмотрим, как у тебя получится трогаться на эстакаде», - дружелюбно предложил я и указал на наиболее похожее на упомянутое препятствие место стоянки - небольшую горку в углу. В ней все было прекрасно, кроме одной мелочи. Белой мелочи с надписью Porsche Panamera, припаркованной как раз там, куда могла откатиться наша машина. И почему на экзаменах в ГАИ используют конусы и вешки? Живой Porsche за 7 млн руб. - что может быть более весомым поводом не откатываться?!

«Нет», - как и подобает честной девушке, сказала Наташа. «Да», - пользуясь положением, скомандовал я, и мы двинулись к горке. На эстакаду наша Skoda Yeti заезжала, как на эшафот. Впрочем, если честно, шансов докатиться до Panamera было мало - это только в зеркалах для неопытного водителя казалось, что машина предательски близко. Горка и Panamera сделали свое дело - умение трогаться снова покинуло Тимонькину, а уверенное: «Можно я еще покатаюсь?» сменилось на «Это невозможно, я не создана для вождения».

НОГИ ВВЕРХ

Следующее занятие мы начали с отправной точки - я решил, что для Наташи будет полезно сперва снова убедиться в своем умении трогаться, но на деле оказалось, что за ночь это умение изрядно пошатнулась и пробуждать его пришлось несколькими дублями. Вообще есть в инструкторской работе свои плюсы (возможно, я просто пытаюсь найти их там, где их нет, но все же). Представь, жаркий день, растерянная девушка в коротком платье, и ты - умудренный опытом наставник, которому мало того что смотрят в рот, так еще и официально разрешают пялиться на голые ноги ученицы.

М. Б.: «Ноги водителя отличаются от ног пешехода. У пешехода ноги - это скорость и направление, а у водителя - только скорость, а направление - это руки. Это нужно понимать. Обучая вождению, ты учишь человека принципиально новому. Чтобы к этому приучить, нужна пара занятий, иногда и больше».

Впрочем, ты ведь учишь жену? Что ж, тогда изрядная доля волнительности улетучивается. Итак, ножки. Тимонькина уже научилась трогаться, но хоть машина и не глохла, о плавности речи не шло: каждое переключение передачи - прыжок вперед. И вот тут-то созерцание длинных конечностей ученицы обрело легальное обоснование - я собственными глазами увидел корень зла: пятки юной водительницы ни в какой момент времени не касались пола. Конечно, подвиг столь долгого удержания ног на весу прекрасно заменял Наташе упражнения на пресс, но сейчас была тренировка иного рода.

«Поставь ноги на пол, мягче получится нажимать на педали», - дал я разумный совет. «Нет, так туфли протрутся или пятки испачкаются», - услышал я ответ существа из другого мира. «Наташа, так не получится, ставь ноги». После недолгих препирательств и обещания выбить у начальства деньги на новые туфли, если эти испортятся, все встало на свои места: ноги на пол, а плавность - в движения.

И ДЫМ СЦЕПЛЕНИЯ...

На третий день мы нашли то, что искали, - задний двор. Без машин (что было приятно), с настоящей эстакадой, пожарным щитом с ведрами-конусами и целым контейнером картонных коробок (что было просто прекрасно).

М. Б.: «Больше всего времени в обучении уходит на руль. Эти движения - повороты руля - человек ни в одной другой ситуации не использует, если, конечно, он не нефтяник и не водопроводчик с большим вентилем. Руль - самый важный инструмент. На первом месте руль, потом - педаль газа, а тормоз - это уже на крайний случай. У меня второе, третье, четвертое и пятое занятия - все руль: работа на тренажере (где можно сколько хочешь оборотов в каждую сторону делать), наработка правильной техники, змейки, восьмерки...».

Весь день мы отрабатывали парковку в стесненных условиях (я отчаялся научить девушку маневрировать задним ходом - полная путаница выражалась в куче смятых коробок, которые изображали соседей по стоянке).

М. Б.: «После занятий, на которых человек учится ездить задним ходом - змейки назад, восьмерки, - ему становится легче ехать вперед - сразу резкий прогресс» .

Ну а «на сладкое» вернулись к троганию в горку. Вскоре Наташа научилась не хуже автомеханика узнавать запах паленого сцепления среди ароматов осени, но так и не въехала наверх.

ОТКАТ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ

Вчера я пригрозил Наташе поставить на эстакаде за машиной ее сумочку, что обеспокоило девушку куда больше, чем Porsche, который стоял за нами в первый день. В итоге на урок она пришла без сумки, зато с настроем во что бы то ни стало освоить проклятую эстакаду. Я же, за неимением других ценных вещей, занял место за кормой машины: мол, откатишься - задавишь меня. Надо заметить, я горд собой - это был прекрасный урок силы воли: до последнего я не отходил, и только когда машина уперлась в меня своим бампером, сдался и вернулся в салон.

М. Б.: «Я почти никогда не сижу в машине с учеником. Человек должен привыкать быть за рулем один. А то ко мне пришла одна девушка, которая у другого инструктора так привыкла к тому, что кто-то сидел рядом, что первое время ездила с пристегнутым в кресле плюшевым слоном».

Мы стали искать слабое место. Раз за разом проговаривали технику работы педалями. Оказалось, Наташа бросала сцепление, как только оно чуть схватывалось, вместо того чтобы плавнее работать им в конце. Найдя проблему, мы вернулись к попыткам «взять высоту». В тот день Тимонькина первый раз взобралась на эстакаду (пусть и со страшным визгом шин).

МАРШРУТЫ ЗНАКОМЫЕ

Попытки трогаться на Skoda в крутую горку мне были знакомы. Как-то на Родосе я взял напрокат Fabia, и по пути с пляжа на узкой и очень крутой дорожке (такой крутой, что в лобовое стекло было видно только небо) я остановился пропустить встречный транспорт.

Следующие несколько минут я проклинал себя за это решение - тронуться на таком уклоне на незнакомой машине у меня не получалось хоть ты тресни. Возможность «треснуть» становилась все осязаемее - постепенно я откатывался к каменному забору. Лишь когда до стены оставалась пара сантиметров, я собрался, выдохнул и взял кручу. Короче, я понимал Наташины чувства на эстакаде. Понимал я их и когда мы, наконец, решили предпринять первую вылазку в город.

М. Б.: «Чтобы ученик легче освоился в городе, очень важно, чтобы во время занятий на площадке там была не одна машина. Нужно делать совместные упражнения, с пересекающимися траекториями, синхронным движением двух машин - ученики привыкают к движению, следят друг за другом в зеркала и потом естественнее переходят к поездкам в реальном потоке».

Если ты забыл, каково это - первый раз выезжать на настоящую улицу, рекомендую попробовать посадить за руль новичка. Ты начинаешь думать за него, и сразу всплывают в памяти все те эмоции, которые испытывал, когда сам был на его месте. Разница в том, что тогда тебе педали мешали, теперь же их очень недостает. Нога против воли давит в пол, где мог бы быть тормоз, но я не должен давать знать, что мне не по себе - иначе Наташа совсем запаникует.

М. Б.: «У меня ученик только первые разы выезжает в город со мной. Если у него есть права, то большую часть занятий он ездит один. Я еду на втором автомобиле, и мы общаемся по рации. Сначала на маршруте только правые повороты, потом - левые, дальше прибавляются развороты, перекрестки и круговое движение».

Педали явно сбивают Наташу с толку - на площадке все ее внимание было сосредоточено на них, теперь же оно полностью уделено остальным участникам движения и Наташа снова ведет себя как полный чайник.

М. Б.: «Чтобы этого не было, нужно очень хорошо все наработать на площадке. У меня после каждого занятия кресло водителя мокрое - так приходится пахать».

Известно, что девушки, особенно красивые, очень не любят оказываться в глупых ситуациях, ну а первые дни вождения - сплошная глупая ситуация, и это бьет по их самолюбию. Наташу пропускают при выезде со двора, а она глохнет три раза подряд (пропускавший не выдерживает и уезжает). Наташа боится вклиниться в поток, собирает пробку, и ей сигналят сзади. Она, паркуясь задом, забывает, что морда машины в это время тоже двигается из стороны в сторону, и я кричу на нее, чтобы не задела другой автомобиль. Короче, приятного мало.

«Я столько лет сижу на пассажирском кресле, но с водительского места все иначе. Мне кажется, что все вокруг смотрят только на меня. Ужас!» - качает головой Тимонькина.

М. Б.: «У нас в школе работает психолог, которая помогает в самых трудных случаях. Страхи бывают у людей разные, но самые тяжелые - у тех, кто когда-то пережил аварию. Очень сложно с ними работать».

ДАЙТЕ МНЕ АВТОМАТ

Есть в этом что-то неправильное - сразу ставить перед новичком самую сложную задачу. Практически везде тебя готовят к сложному постепенно, в вождении же наоборот - предлагают сперва освоить механику, а потом, если хочешь, пересесть на автомат.

М. Б.: «Зависит от человека - я иногда даю ученику сначала автомат. Но механика полезнее - она дает четкое понимание поведения машины. Уметь на ней ездить полезно хотя бы потому, что где-нибудь за границей в горных районах в прокате может и не быть машин с автоматом - там механика безопаснее».

Почему бы не дать новичку сперва привыкнуть к движению на машине с двумя педалями, а потом уже предложить освоить более продвинутый вариант - ручку? Я с ужасом думаю, что вокруг на дороге куча новичков: зеленых, испуганных, опасных.

М. Б.: «Поэтому мы учим людей уметь за рулем не только не ошибаться, но и исправлять ошибки других водителей, что приходится делать каждый день».

Короче, с первоначальным планом сдать экзамен (в нашем случае - самой доехать от работы до дома) мы распрощались. Точнее, скорректировали его - на механике Наташа должна была выполнить все упражнения на площадке, в город же выехать на автомате.

Думаю, так поступает большинство мужчин - после получения прав выбирают для подруг машины с АКПП. Впрочем, и с ней новичку в московском дорожном аду поводов для волнения хватает с избытком. Вот лишь несколько фраз Наташи, которые иллюстрируют эти чувства: «Блин, какая большая эта машина. Не понимаю, где она кончается!», «Как фарами мигнуть? Черт - дворники включила...», «Я чувствую, что обычно меня возят на куда больших скоростях, самой же за рулем и на 50 уже страшно», «А это был красный?», «Давай, я буду перестраиваться очень заранее, а то точно проскочу поворот?», «А можно только в салонное зеркало смотреть - в боковые дольше получается?»

М. Б.: «Для женщин зеркала - страшная вещь. Они много часов в жизни в них смотрели, но с совершенно другой целью. Первое время у нас даже оговорено, сколько времени смотреть в зеркало - 5-7 секунд».

ДОРОГУ ПОКАЖЕШЬ

Итак, мы доехали. Наташа, которая еще две недели назад не помнила, где в машине что и как этим пользоваться, сносно довезла себя до своего дома, преодолев 26 км Москвы. Сейчас она в той стадии, что, если продолжит ездить каждый день, все пойдет хорошо, остановится - снова забудет, как это бывает. Она очень хочет ездить еще. Я - очень не хочу еще раз учить кого-то. Советовал бы я кому-то самому учить подругу? Только если нервы и отношения готовы выдержать проверку совместным стрессом. Может ли это быть веселым приключением для вашей пары? Сомневаюсь. Пожалуй, лучше доверить это дело профи, а самому садиться в машину к девушке, только когда та совсем освоиться, чтобы своей критикой не убить ее желания водить машину и встречаться с тобой.

М. Б.: «Вашему обучению не хватало четкого и осознанного разделения на ступени. Человек должен по очереди нарабатывать моторику, глазомер, чувство скорости. У нас каждое занятие заканчивается тестом. Не сдал его - занимаешься еще раз. Я в город не выпускаю, пока ученик не привыкнет ездить на площадке на четвертой передаче, чтобы его не пугала скорость. Вообще, конечно, учить должен профессионал, но даже в Москве настоящих инструкторов всего человек 15, остальные просто, так скажем, участвуют в процессе. Ведь, чтобы получить удостоверение инструктора в филиалах РОСТО (ДОСААФ), нужно всего три года стажа за рулем и два месяца обучения на курсах. Кстати, я бы рекомендовал не заканчивать учебу получением прав. Смена сезонов, смена машин - все это лучше сопровождать специальным курсом вождения. Например, купив новую машину, логично позаниматься в школе вождения этого автопроизводителя, чтобы действительно уметь с ней обращаться».

  • Самоучитель вождения

    автомобиля.

    Учебное пособие для самостоятельного обучения вождению автомобиля.

    Инструкции для начинающих инструкторов.

    В В Е Д Е Н И Е

    Вы решили научиться управлять автомобилем? Это не так уж и сложно, как может показаться поначалу. Профессиональный уровень водительского состава очень различен. Как в любом деле, в вождении можно быть мастером, а можно быть и просто водителем. Но обязательное условие для всех, кто решил передвигаться на автомобиле - научиться надежной, безопасной езде. Надо всегда помнить: автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому к обучению надо подходить со всей серьезностью.

    Главная цель этого пособия - помочь будущим водителям в приобретении навыков управления автомобилем. Навыки можно отработать и самостоятельно. Но необходимо помнить, что самостоятельное обучение это нарушение Правил Дорожного Движения! Но уж если же решились, то это должно происходить на безопасной, закрытой площадке. И обязательно с опытным помощником, имеющим стаж вождения. Но надо знать, что даже самый опытный водитель не имеет навыков инструктажа! И ему потребуется большое терпение, чтобы объяснить, почему в той или иной ситуации он поступает, так или иначе.

    И так Вы решились! Тогда мы преступаем.

    И последнее пожелание.

    Поменьше слушайте скептиков, которые могут подвергнуть сомнению ваши способности к вождению автомобиля, отбить охоту к обучению и уничтожить у вас веру в себе.

    Предположим, кто-то из знакомых предложил вам попробовать поучиться вождению автомобиля. И после «объяснений», как надо делать, вы делаете «все не так». И как результат заключение: « Водить автомобиль, вам не дано, не стоит и начинать». Не надо придавать этому значение! (Сам - то он не глох, на перекрестках? Быстро же забыл) .

    Можно быть хорошим водителем, но не каждый водитель способен научить вождению другого человека. Старая истина верна: «нет плохих учеников - есть плохие учителя».

    Раздел 1. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

    Мы намеренно не даем уроков технического устройства автомобиля. Какой у вас автомобиль? Передне, задне, полноприводный? Отечественного, импортного производства?

    В любом случае принципиального значения это не имеет. Не зависимо от исполнения, принцип начала движения одинаков. Чтобы это понять, надо знать принцип работы сцепления.

    СЦЕПЛЕНИЕ

    д
    Диск сцепления
    вигатель

    Педаль сцепления

    Действие-1

    Педаль сцепления нажата - сцепление выключено.

    Действие-2

    Падаль сцепления отпущена - сцепление включено.

    ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ

    Посадка водителя за рулём:

    а) – оптимальная

    б) – близкая

    в) – далёкая

    Любой автомобиль в обязательном порядке оборудован регулировочным устройством сиденья водителя (продольного перемещение сиденья и наклон спинки) и зеркалам заднего вида (салонным и боковым).

    Итак, садимся в автомобиль и регулируем сиденье водителя «под себя». При регулировке надо исходить из следующего: ноги должны свободно доставать до педалей, причем изгиб ног в коленях должен быть небольшим при любом положении педалей. Это легко почувствовать левой ногой, управляющей педалью сцепления. Для этого надо положить ногу на педаль, не нажимая ее. Пробуем нажать на педаль «до упора».

    Если удается нажать ее «до упора» не меняя позы, ваша поза правильная. Если у вас миниатюрная нога и пятка не достает до пола, не страшно - необходимо работать ею на весу.

    На рисунке, в этом положении, нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

    Варианты захвата рулевого колеса:

    а) – закрытый хват

    б) – неполный хват

    в) – открытый хват


    Возможное положение рук на рулевом колесе:

    а) – правильное

    б), в) – неправильное.

    Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно.

    Руки также должны быть слегка согнуты в локтях.

    Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковых зеркалах – борта автомобиля по касательной.

    ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

    Органы управления:


    • рулевое колесо

    • педаль сцепления

    • педаль тормоза

    • педаль акселератора (газа)

    • рычаг управления КПП (переключения передач)

    • рычаг стояночного тормоза (« ручник »)

    Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.

    РУЛЕВОЕ КОЛЕСО . Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. Руки должны иметь свободу управления, быть готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегая управления одной рукой. Отрывать руки от рулевого колеса следует только при необходимости. Например, при перехвате руля при повороте, при переключении передач. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятностям: при наезде колесом на препятствие, при проколе колеса руль одной рукой не удержать.

    ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуто (прижаты друг к другу). При включенной передаче, крутящий момент двигателя передается на ведущие колеса. При выжатой педали сцепления – диски разомкнуты, и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем без проблем включить нужную передачу.

    Работаетпедальсцепленияследующимобразом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали производится ПЛАВНО, как бы в два этапа.

    Первый этап . Плавно отпускаем педаль от положения 1 в положение 2. Выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Расстояние, «а» составляет примерно 1/3 – 1/2 от полного хода педали. На каждом автомобиле индивидуально.

    Второй этап . При отпускании педали от положения 2 в положение 3 диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. И это движение делается плавно с небольшой ЗАДЕРЖКОЙ.

    ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА. Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть нажата до упора. Упор педали тормоза мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективностью торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньше усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.

    ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА (ГАЗА ). Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (газ), или замедление (тормоз). Педаль газа мягче и имеет небольшой диапазон хода. Режим работы плавный. Работающий двигатель, при нажатии на педаль, отреагирует увеличением оборотов двигателя.

    РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП . Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, которое соответствует конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую амплитуду

    Перемещенияв поперечномнаправлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач следует включать.

    Для вашего же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.

    Переключение передач при работающем двигателе производится ОБЯЗАТЕЛЬНО при выжатой педали сцепления. В противном случаи возможна поломка трансмиссионных узлов автомобиля, в первую очередь самой КПП. Переключение должно производится четко и спокойно, без резких и сильных движений, иначе синхронизаторы в КПП будут нагружаться и изнашиваться.

    РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА. Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть опущен в низ, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). Для опускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась, нажать ее следует, потянув рычаг вверх, после чего нажать кнопку и отпустить рычаг вниз.

    ОТРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ С НЕРАБОТАЮЩИМ ДВИГАТЕЛЕМ .

    Ознакомившись с органами управления автомобиля, приступим к упражнениям по отработке элементов управления:


    • сидим удобно и свободно

    • обзор из автомобиля хороший и спереди и сзади

    • руки удобно и правильно лежат на рулевом колесе

    • ноги свободно достают до педалей

    Тренируем левую ногу. Выжимаем педаль сцепления быстро и до упора в пол. Плавно отпускаем до половины хода и делаем паузу. Затем плавно и медленно отпускаем до полного освобождения.

    Сделаем это упражнение несколько раз. Пусть нога привыкнет к упругости педали.

    Тренируем правую ногу . Пока двигатель не работает, нажимать на педаль акселератора мы не будем. Правая нога находится над педалью акселератора, слегка ее касаясь. Перенесем ее на педаль тормоза и нажмем на нее. Для координации правой ноги это упражнение проделаем несколько раз с различным усилием нажатия на тормоз.

    Тренируемся включать передачи . Выжимаем педаль сцепления. Правая нога при этом должна быть над педалью акселератора, не нажимая на нее. Спокойно и четко, но без усилия переводим рычаг в положение 1 передачи. Далее, при выключенном сцеплении проделываем переключения передач последовательно по восходящей и нисходящей.

    Помним: механизм любит четкость и плавность.

    Выполняя указанные упражнения, вы неизбежно смотрели на органы управления автомобилем. Теперь проделаем, эти упражнения, не глядя на органы управления, привыкаем к нам. Это поможет в управлении на дорогах.

    ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ .

    Убедившись, что автомобиль на стояночном тормозе, выжимаем педаль сцепления и устанавливаем переключатель передач в нейтральное положение (или убеждаемся, что он находится в таком положении). Дело в том, что включенная передача при неработающем двигателе иногда используется для удержания автомобиля на месте (вместо «ручника»).

    И при попытке запустить двигатель при включенной передаче и не выжатой педали сцепления, автомобиль сделает рывок вперед. А это чревато неприятностями. И только убедившись, что рычаг КПП, находится в нейтральном положении, поворачиваем ключ зажигания по часовой стрелке до срабатывания стартера. Как только двигатель запустится, ключ зажигания сразу же отпускаем.

    Следует знать, что для надежного пуска холодного двигателя требуется обогащенная горючая смесь. В случае инжекторного двигателя или карбюраторного с автоматическим управлением воздушной заслонкой состав смеси при запуске регулируется автоматически. В автомобиле, с обычным карбюратором, для запуска холодного двигателя, предусмотрен ручной привод воздушной заслонкой. При запуске холодного двигателя, следует вытянуть привод воздушной заслонкой. После нескольких секунд работы двигателя обороты двигателя начнут возрастать. При этом необходимо снижать обороты двигателя, убирая ручку привода воздушной заслонки. При этом не следует допускать подъема оборотов более 1500.

    При полном прогреве двигателя (90 градусов) воздушная заслонка должна быть полностью утоплена.

    НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА , ДВИЖЕНИЕ ПОПРЯМОЙ , ТОРМОЖЕНИЕ И ОСТАНОВКА .

    До этого момента мы занимались самообучением в своем автомобиле на месте. Движение автомобиля требует соблюдения определенных условий безопасности. Для приобретения первоначальных навыков управления автомобилем надо выбрать площадку, свободную от людей, машин и пр. Если эта площадка имеет размер 30х30м, этого для начала будет вполне достаточно. Разумеется, перегон автомобиля на площадку должен, осуществлен водителем.

    Перед тем как пытаться начать двигаться на автомобиле с места, надо четко представлять, как его остановить. Для остановки автомобиля делается следующее: левая нога быстрым движением выжимает педаль сцепления, правая нога нажимает на тормозную педаль, (степень нажатия определяется необходимостью). Выжатая педаль сцепления при этом исключает дальнейшее принудительное перемещение автомобиля двигателем. Тормозная педаль прекращает движение автомобиля.

    Психологически очень важно убедить себя в том, что вы знаете, как отреагировать на вышедший из-под контроля автомобиль. И, если что-либо не так - педаль сцепления «в пол», тормозная педаль нажата. После этого следует выключить передачу.

    Итак, ваш автомобиль стоит на площадке. Причем таким образом, что перед ним много свободного места. Убедившись, что автомобиль стоит на нейтральной передаче с затянутым «ручником», запускаем двигатель.

    ОТРАБОТКА МОМЕНТА СРАБАТЫВАНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ.

    Правая нога находится над акселератором. Выжимаете педаль сцепления, включаете 1 передачу. Держа сцепление выжатым, снимаем автомобиль с « ручника» Автомобиль готов к движению.

    Чтобы не пропустить момент срабатывания сцепления, педаль следует отпускать, очень медленно при этом необходимо следить за поведением автомобиля. Момент срабатывания сцепления вы почувствуете по оборотам двигателя. При срабатывании сцепления двигатель начинает нагружаться, обороты его будут снижаться.

    Следует запомнить положение левой ноги.

    Если двигатель снизил обороты, но не заглох, цель упражнения достигнута.

    Проделайте это упражнение несколько раз.

    Начало движения автомобиля.

    Чтобы начать движение на автомобиле, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов.

    На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали газа, мощность двигателя минимальна.

    В момент начала движения автомобиля, двигатель нагружается, преодолевая сопротивления качения. Чтобы он не остановился, следует добавить обороты, слегка нажав на педаль газа.

    Попробуем для начала просто прибавить обороты, т.е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль газа надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируются на слух.

    Теперь приступаем к выполнению упражнения. Подготовительные операции те же, что и в предыдущем упражнении:


    • выжимаем педаль сцепления;

    • включаем 1ю передачу;

    • отпускаем педаль сцепления, до момента срабатывания (обороты двигателя несколько упали);

    • немного добавим обороты двигателя, отпускаем педаль сцепления буквально на 1-2 мм;

    • удерживаем педаль сцепления до полного разгона автомобиля;

    • после полного разгона автомобиля полностью отпускаем педаль сцепления.
    Рекомендуем полностью, при движении, убирать левую ногу с педали сцепления.

    Проехав несколько метров, останавливаем автомобиль:

    * правой ногой плавно нажимаем на педаль тормоза, одновременно выжимаем педаль сцепления;


    • остановив автомобиль, выключаем передачу;

    • убираем ноги с педалей

    Если при торможении автомобиль «кивнул», значит, тормозная педаль была нажата слишком сильно.

    Проанализировав свои действия, повторите попытку.

    Проанализировав свои действия, повторите попытку. Не забудьте убедиться в том, что перед автомобилем никого нет.

    Недостаток места при начале движения может напугать вас и спровоцировать на ошибку.

    В случае если перед автомобилем недостаточно места, это упражнение выполняется при движении назад. И не надо пугаться движения задним ходом. От вас требуется плавно тронуть автомобиль, не вмешиваясь в траекторию движения. Т. е., выполнить то же самое, что вы только что при движении вперед.

    При движении назад сидеть надо так, чтобы было удобно и хорошо видно, куда автомобиль движется. Для этого разворачиваемся на сиденье в пол-оборота вправо.

    Левую руку кладем на обод рулевого колеса сверху по центру. Правой рукой упираемся в спинку правого сиденья. Головы следует наклонить к центру автомобиля. Убеждаемся что в заднее стекло вам видно все пространство за автомобилем. В таком положении, не глядя на педали, попробуем нажать на педаль сцепления и плавно его отпустить (не включая передачу). Правой ногой слегка добавляем обороты (на слух) двигателя. Имитируем движение автомобиля назад и плавную его остановку.

    Приступаем к выполнению упражнения. Выжимаем педаль сцепления и включаем передачу. Удерживая сцепление, садимся удобно. Вы и автомобиль готовы к движению. Все остальное делаем так же, как и на предыдущем этапе, уделяя при этом внимание и оборотам двигателя.

    Еще раз подчеркнем, что перед началом движения необходимо помнить о своих дальнейших действиях, т.е. представлять, что нужно для остановки автомобиля.

    Это упражнение является очень важным в процессе обучения. Постарайтесь в выполнении его добиться хороших результатов, но не доводите себя до усталости.

    Для отработки начала движения автомобиля можно рекомендовать промежуточное упражнение, в котором педаль сцепления до конца не отпускается. Начальные действия те же, что и в предыдущем упражнении.

    Выжимаем педаль сцепления, включаем 1 передачу, отпускаем сцепление, находим положение его срабатывания, (двигатель среагировал снижением оборотов). Далее, прибавив обороты на слух, педаль сцепления приотпускаем на 1-2 мм. Добившись, начала движения автомобиля, быстро выжимаем педаль сцепления. Продолжаем, катится пока автомобиль не начнет останавливаться. И при отпустив педаль сцепления, вновь толкаем автомобиль. Вновь выжимаем педаль сцепления. Повторяем упражнение, пытаясь двигаться на очень маленькой скорости.

    Движение по кривой траектории , маневрирование .

    Движениепокругупроизвольногорадиуса.

    Исходное место провидения то же, что и на предыдущем упражнении.

    Наметив произвольную траекторию, плавно начинаем движения автомобиля на 1 передаче и медленно движемся по кругу против часовой стрелки.

    При отработки навыков управления, важно, чтобы поставленная задача не отвлекала вас от главного – умения в данной ситуации остановить автомобиль. Дело в том, что на начальной стадии обучения автомобиль, вполне возможно начнет двигаться не совсем по той траектории, которая вам задумана. В таком случае коррекцию в управлении можно осуществлять лишь при полном контроле над движением автомобиля. Если в момент выполнения упражнения оказалось недостаточно времени для принятия правильного решения, следует, не распыляясь на другие действия немедленно остановить автомобиль.

    Теперь конкретно скажем о том, на что надо обратить внимание при выполнении упражнения.

    Смотреть надо не перед «носом» автомобиля, а на то место, куда автомобиль вами направлен.

    Необходимо учитывать некоторую инертность рулевого управления автомобиля, так как в рулевом механизме имеется свободный ход (люфт) в пределах 10 градусов, предусмотренных конструкцией автомобиля. Этот люфт выбирается достаточно быстро.

    При движении по кривой не надо стремиться все время довернуть рулевое колесо в сторону поворота. Нужная траектория обеспечивается определенным положением управлением управляемых колес.

    При выполнении упражнения полезно делать промежуточные остановки. Проехав несколько кругов (5-6) почасовой стрелки следует выполнить это же упражнение против часовой стрелки.

    Приобретениянавыковпридвижениипо « восьмерки».

    В данном упражнении надо обратить внимание на правильность руления. Повороты рулевого колеса выполняются свободными перехватами.

    В процессе выполнения упражнения делайте промежуточные остановки.

    Для успешного выполнения последующих упражнений по маневрированию очень важно уметь перемещать автомобиль на самое малое расстояние, т.е. добиться наименьшей скорости.

    При отпускании педали сцепления проедет некоторое время, за которое автомобиль проезжает определенное расстояние. Другими словами, если при начале движения автомобиля попробовать, отпустив педаль сцепления, сразу же ее выжать, не нажимая на тормоз, то можно убедится, что автомобиль за это время прокатится на несколько метров и начнет сам останавливаться. Отпускать педаль сцепления следует плавно, но отжимать быстро.


    1. полностью выжатая педаль сцепления.

    2. Положение срабатывания сцепления

    3. Полностью отпущенная педаль сцепления

    4. Положение педали (условно) при котором начинается движение автомобиля.

    Как мы уже знаем, положение 2 определяет момент начала срабатывания сцепления. От положения 4 автомобиль начинает двигаться. Поэтому, чем меньше мы будем отпускать педаль от положения 2 с последующим выжимом педали, тем меньше расстояние пройдет автомобиль. Это и будет целью нашего очередного упражнения – сдвинуть автомобиль на минимальное расстояние.

    Передвижение автомобиля на минимальное расстояние.

    Включаем 1 передачу и находим момент срабатывания сцепления (положение 1). Далее, одновременно добавляем немного обороты двигателя, приотпускаем педаль сцепления до условного положения 4, буквально на несколько миллиметров. После того как автомобиль начнет движение, падаль сцепления полностью выжимаем. При этом тормозом пользоваться не надо.

    В данном упражнении надо поставить для себя задачу поэтапного перемещения автомобиля на как можно меньшее расстояние, буквально на 20-30 см.

    То же самое попробуйте проделать при движении автомобиля задним ходом.

    Отработав это упражнение, вы приобретете уверенность, что автомобиль можно укротить!

    Маневрирование с применением заднего хода.

    Траекторию движения выбираем произвольно.

    В предложенном упражнении при движении задним ходом мы осуществляем поворот. Здесь надо помнить, что необходимо занять удобное положение за рулем, чтобы было удобно, движения должны быть раскованы, хорошо просматривалась траектория предполагаемой траекторией.

    Рис. А. Рис. Б.

    На рис. «А» показано движение автомобиля задним ходом с правым поворотом управляемых колес. В этом случае водитель должен развернутся немного вправо, чтобы была видна зона стекла правой задней двери и заднего стекла автомобиля. Поворачивать рулевое колесо можно одной рукой, левой рукой, так и двумя руками. Это зависит от крутизны поворота и скорости движения.

    На рис. «Б» изображено движение автомобиля задним ходом с левым поворотом управляемых колес. В данном случае водитель должен выбрать для себя удобную позицию: или развернуться, как в предыдущем случае, но значительно больше, чтобы просматривалась зона заднего стекла и частично стекла левой задней двери автомобиля; или, что, наверняка удобнее при крутом повороте, развернуться в левую сторону и смотреть через боковое стекло левой задней двери. Попробуйте оба варианта. Больше того, положение во время маневрирования задним ходом можете поменять, если вы почувствовали, что при движении испытываете неудобство, поменяйте положение, но предварительно остановите автомобиль. Главное чтобы просматривалась зона, в которую направляете автомобиль.

    Вождение автомобиля с переключением передач.

    Для движения автомобиля, в различенных дорожных условиях и с различными скоростями, необходимо, чтобы на ведущих колесах крутящий момент был переменным. Это обеспечивает коробка перемены передач (КПП).

    Для каждой передачи есть свой диапазон скоростей движения, имеющий нижние и верхние пределы, задаваемые оборотами двигателя.

    Примерный диапазон скоростей на каждой передаче для 4-х ступенчатой КПП выглядит как указано на таблице №1:

    Таб. № 1.


    передача

    1

    2

    3

    4

    Скорость, км/ч.

    0-40

    10-60

    30-90

    50-макс.

    Таб. № 2.


    передача

    1

    2

    3

    4

    Скорость, км/ч.

    0-20

    20-30

    30-40

    40-макс.

    Водитель при движении выбирает удобный для себя скоростной режим, а передачу использует согласно выбранной скорости. Для разгона автомобиля до нужной скорости необходимо последовательно разгонять автомобиль на каждой передачи по восходящей (1,2,3,4). Например, выбранный скоростной режим на 4 передаче – 60 км/ч.

    Конечная скорость не максимальная для автомобиля, следовательно, и разгон на каждой передаче должен быть не максимальной.


    • начало движения и разгон автомобиля с места до 20 км/ч;

    • переключение на 2 передачу и разгон до30 км/ч;

    • переключение на 3 передачу и разгон до 40 км/ч;

    • переключение на 4 передачу и движение на скорости 60 км/ч. и выше.

    В этом случае двигатель будет работать (оптимальный режим ) на каждой передаче в одинаковом диапазоне оборотов: от холостого хода (700-800 об/мин) до средних (2000-2500 об/мин.).

    Движение с переключением на 2 передачу.

    Для выполнения данного упражнения должно быть достаточно места. Двигаться будем по прямой, не отвлекаясь на руление.

    1) Начало движения и плавный разгон на 1 передаче;

    2) Выжим педали сцепления с одновременным отпусканием педали газа;

    3) Спокойный (без усилия) перевод рычага переключения КПП с 1 передачи на 2 передачу;

    4) Достаточно быстрое, но плавное отпускание педали сцепления (но не бросаем);

    5) Прибавляем обороты двигателя для последующего разгона.

    На первом этапе во время разгона скорость, достаточную для перехода на 2 передачу, можно контролировать не по спидометру, а визуально, на глаз, и по оборотам двигателя (обороты не должны превышать 2500 об./мин).

    На 2-м этапе не торопитесь при выжиме сцепления непременно сразу переключить передачу. Выжав сцепление и сбросив обороты, вы будете двигаться по инерции достаточное время для спокойного перевода рычага КПП (3-4-5 этапы).

    Отработайте это упражнение.

    Переключения по восходящей со 2 на 3 и с 3 на 4 передачи аналогичны рассмотренным выше. Только надо учитывать: движение на более высоких передачах возможно на больших скоростях. Поэтому для тренировки потребуется много места. Это может быть любая свободная от движения дорога. Однако пи движении по ней в процессе обучения рядом должен сидеть опытный водитель.

    При снижении скорости, переход на низшую передачу.

    Возвращаясь к таблице №1, обратим внимание на нижний предел скоростей на каждой передаче. Он показывает, что движение со скоростью, меньше нижнего предела, не допустимо. Двигатель в таком случае будет работать с перебоями, на оборотах, ниже оборотов холостого хода, даже может остановиться. В момент работы, двигатель, будет испытывать очень вредное для него «масляное голодание».

    Если при движении возникла ситуация, требующая снижение скорости, то, сбавив скорость до минимально допустимого для данной передачи, необходимо перейти на низшую передачу, подходящую для этой скорости. При этом переключение на нисходящей в обратном порядке не обязательно.

    Пример.


    1. Мы движемся на 4 передаче, со скоростью 60 км./час. Впереди перекресток, на котором надо повернуть. Притормаживая, снижаем скорость до 50 км./час. (нижний предел на 4 передаче), выжимаем сцепление, продолжая притормаживать. Включаем 2-ю передачу, т.к. скорость, выбранная вами для прохождения поворота, примерно 10 км./час.

    2. Движемся с той же скоростью на 4 передаче. Впереди светофор, запрещающий движение. Снижаем скорость до 20 км./час. Выжимаем сцепление, продолжаем торможение до полной остановки перед светофором. Ставим рычаг переключения передач в нейтральное положение.

    Попробуйте выполнить данное упражнение с переходом:


    • с 4 на3

    • с 4 на 2

    • с3 на 2 передачу.

    Переходить на 1 передачу следует лишь в том случае, если скорость вашего автомобиля практически равна нулю.

    Заезд в гараж.

    Для проведения дальнейших занятий требуются габаритные стойки. Высотою около метра. Их достаточно 7-8.

    Ставим автомобиль на площадке и расставляем стойки, как показано на рисунке:

    Задача – въехать в бокс задним ходом. Причем выполнить это упражнение надо с разных сторон.

    При выезде из бокса необходимо учитывать, что при повороте траектория передних и задних колес различен. Задние колеса идут по внутреннему радиусу. Поэтому, выезжая из бокса, не торопитесь сразу повернуть, иначе заденете передние стойки бокса. Чтобы этого не произошло, продвигаем автомобиль примерно на половину корпуса, после чего поворачиваем в выбранную сторону, контролируя внутренний борт автомобиля.

    Въезд в бокс, справа, задним ходом.

    При выезде из бокса надо ориентироваться на правый передний угол (правую переднею стойку). Выезжаем из бокса в правую сторону и ставим автомобиль как показано на рисунке.

    Для заезда в бокс разворачиваемся на водительском месте таким образом, чтобы был хорошо виден бокс. Сам заезд разделим на три этапа.

    На 1-м этапе ориентируемся на ближайшую стойку, которую нужно обогнуть на расстоянии 30-40 см. от борта автомобиля по крутому радиусу. По окончании 1-го этапа автомобиль должен быть расположен примерно под 45% к боксу, ближайшая стойка должна быть видна в стекло правой задней двери и находиться от борта автомобиля на расстоянии 30-40 см., управляемые колеса полностью вывернуты вправо.

    На 2-м этапе внимание устремлено на средний створ стоек, который автомобиль должен пройти по центру. Наблюдаем за движением автомобиля по крутой дуге внутрь бокса, дожидаемся, когда задняя часть автомобиля будет сориентирована по центру среднего створа.

    На 3-м этапе, ориентируемся на задний створ (или на центральную стойку), выравниваем автомобиль, чтобы внутри бокса он двигался строго прямо.

    Следует учесть, что исправление возможной ошибки внутри бокса пользы не принесет. Только может ухудшить положение.

    В конечной фазе внутри бокса, автомобиль, не должен двигаться по дуге. Корректировка задней части автомобиля, даже на незначительное расстояние, повлечет за собой существенное смещение в сторону передней (управляемой) части автомобиля.

    Въезд задним ходом в бокс, слева.

    Данное упражнение отличается от предыдущего только ориентацией водителя на своем месте.

    Работа над заездом в бокс потребует терпения. Полезно при тренировках, намечая для себя ориентиры, останавливать автомобиль в промежуточном положениях.

    Разворот в замкнутом пространстве.

    Для проведения занятия на площадке сделаем коридор из стоек.

    Разворот в левую сторону с применением заднего хода.

    Для того чтобы разворот был наиболее эффективным, необходимо 3 условия;


    • использование коридора по всей ширине;

    • работа рулевым колесом во всем диапазоне;

    • подготовка автомобиля, перед остановкой, поворотом управляемых колес для движения в другом направлении.
    Итак, постараемся выполнить разворот рационально. Въезжаем в коридор, прижимаясь к правой стороне (примерно в полуметре от стоек). В середине коридора до отказа выкручиваем руль влево и в таком положении походим 2/3 коридора. Остальную часть пути проходим, быстро выкручивая рулевое колесо в другую сторону, т. е. вправо.

    Начиная движение задним ходом, продолжаем вращать рулевое колесо вправо до отказа. Таким образом, также проходим 2/3 ширины коридора. Остальную часть пути, до остановки вращая рулевое колесо в противоположную сторону, т.е. влево. После остановки возобновляем движение вперед с вращением рулевого колеса влево.

    С приобретением навыков и опыта ваши движения будут более рациональными.

    Парковка автомобиля.

    Парковка автомобиля может осуществляться 3 способами.

    Параллельно проезжей части.

    Перпендикулярно проезжей части.

    Под углом к проезжей части.

    Парковка перпендикулярно проезжей части аналогична заезду в бокс. Парковка под углом к проезжей части не представляет сложности, если справляетесь с перпендикулярной парковкой.

    Остановимся на парковке автомобиля параллельно проезжей части. Если между стоящими у тротуара автомобилями пространство для вашего автомобиля ограничено, но достаточно, то целесообразно заезжать в этот промежуток задним ходом. Помня при этом, что с помощью передних управляемых колес «нос» автомобиля легко заносится.

    Параллельная парковка.

    Ставим стойки и автомобиль относительно их, как показано на рисунке:

    Для примера, воспользуемся графическим изображением поэтапного расположения автомобиля, во время заезда на парковку.

    В положении 1, управляемые колеса должны быть повернуты вправо. В положении 2 расстояние от борта автомобиля и ближайшей стойкой должно быть примерно 0,5 м.

    Из положения 2 в положение 3 автомобиль должен двигаться по прямой. В положении 3 управляемые колеса должны быть вывернуты влево.

    Расстояние от заднего правого угла автомобиля до линии стоек 0,5 метра. При движении из положения 3 в положение 4 важно контролировать правое крыло автомобиля. Положение 4 показывает результат, которого вы должны достигнуть после проделанных тренировок.

    Заезд на эстакаду. Начало движения автомобиля, стоящего на подъеме.

    Для успешного заезда на эстакаду надо:

    * правильно скоординировать автомобиль;


    • сохранить прямолинейное движение, при заезде на эстакаду;

    • уметь остановить автомобиль в любом положении на эстакаде, не допуская его скатывания.
    Тренировку по координации автомобиля следует начать баз заезда на эстакаду.

    Заезд на эстакаду.

    Выставляем стойки относительно автомобиля, как показано на рисунке:

    Учтем, что при непосредственной близости к эстакаде автомобиль должен двигаться строго, по прямой. То есть, маневрирование должно быть выполнено заранее. В противном случае, направив правильно на эстакаду, передние колеса, но, продолжая двигаться по дуге, вы не попадаете в колею эстакады задними колесами.

    Проделайте несколько раз данное упражнение. Теперь попробуйте то же самое со смещением автомобиля относительно установленных стоек в другую сторону.

    Остановка автомобиля на эстакаде.

    Для выполнения упражнения выбираем естественный уклон (примерно 16*) и устанавливаем стойки так же как указано выше.

    Прицелив автомобиль на эстакаду, останавливаем его на подъеме. Для того чтобы автомобиль после остановки не скатывался назад, продолжая плотно держать педаль тормоза, затягиваем стояночный тормоз. Во время остановки на подъеме обратим внимание на последовательность действий: при выжатой педали сцепления и нажатой педали тормоза сначала затягиваем стояночный тормоз, а уж затем выключаем передачу и отпускаем педали.

    Движение автомобиля на подъеме.

    Итак, автомобиль стоит на подъеме, на стояночном тормозе. Наша задача – освободить автомобиль от стояночного тормоза в начальный момент его движения.

    Последовательность действий при этом следующая.


      1. включаем 1 передачу и правую руку кладем на стояночный тормоз;

      2. находим момент срабатывания сцепления и в положении задерживаем левую ногу (помним, что в момент срабатывания сцепления, двигатель отреагирует снижением оборотов);

      3. прибавив обороты, отпускаем до конца вниз рычаг тормоза, предварительно нажав кнопку храповика;

      4. затем все делаем как при обычном начале движения.
    Если ваши действия правильные, автомобиль скатываться назад не будет.

    Итак, если цель понятна, надо приступать к отработке действий. Главное на начальной стадии обучения – не торопитесь непременно все сделать сразу. Обучайтесь действиям последовательно, как было рассмотрено нами.

    РЕКОМЕНДАЦИЯ. В случае отката автомобиля назад надо спокойно продолжать плавно отпускать сцепление до его срабатывания. При этом в момент срабатывания сцепления автомобиль сначала приостановится, а затем начнет движение вперед.

    В рассмотренном упражнении наибольшее внимание надо уделить работе сцепления.