Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ. Как восстановить аккумулятор автомобиля и имеет вообще смысл восстановление акб

Не каждый автолюбитель знает, как восстановить автомобильный аккумулятор. А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов. На сегодняшний день существуют четыре основных способа продления эксплуатации любого аккумулятора.

Аккумулятор отвечает за процесс беспрерывных поставок требуемого напряжения. Соответственно, они являются незаменимой составляющей работы определенных механизмов машины и ее и приборов. Всем известно, что ничто не вечно. В итоге каждый автомобиль нуждается в регулярных техосмотрах с целью определить негодные детали. Как правило, любой аккумулятор (наиболее распространенные – кислотный щелочной и литиевый) можно отремонтировать. Этот вариант лучше, чем сразу бежать в магазин за новым.

Что же касается кислотно-щелочных (их также называют свинцово-гелиевыми), то их структура представлена следующим образом – пара пластинок типа «плюс-минус» из свинца в серной кислоте. Именно они наиболее распространены в сфере автомобилестроения и в производстве карманных фонариков. Тем не менее, служит такой аккумулятор относительно недолго.

Первый способом восстановление акб – использование неоднократной подзарядки при помощи тока небольшой силы. При этом зарядный процесс должен предусматривать временные отрезки между подзарядками. Таким образом, начиная от первой подзарядки и заканчивая последней, напряжение, находящееся в батарее, постепенно растет и как результат – она прекратит воспринимать сам заряд.

Паузы необходимы для того, чтобы потенциалы электродов, находящиеся в глубине массы самих пластин и на их поверхности, выровнялись, что делает восстановление более безопасным. Параллельно самый плотный электролит начинает течь непосредственно из пор самих пластин в пространство, расположенное между электродами.

Вместе с циклическим зарядом и вместе с ростом емкости батареи плотность самого электролита тоже повышается. Необходимо дождаться того момента, когда напряжение секции будет равно двум с половиной вольтам, а показатель плотности достигнет нормального уровня. Только тогда автомобильный аккумулятор должен «отдохнуть». Такой цикл следует повторять до восьми раз. Также сам ток заряда должен быть ровно в десять раз меньше самой емкости заряжаемой батареи.

Замена электролита

Непосредственное восстановление батареи можно провести и при помощи способа замены. Для этого нужно полностью слить электролит, а потом несколько раз тщательно промыть аккумулятор горячей водой. После этого потребуются три чайных ложки обыкновенной соды, которые нужно разбавить в ста миллилитрах воды.
Полученную жидкость необходимо прокипятить, влить вместо электролита, а после двадцати минут – слить. Такое действие нужно повторить несколько раз, с последующим троекратным промыванием той же горячей водой.

Данный способ отлично подходит для батарей авто. Последний этап этого процесса оканчивается вливанием новенького электролита и суточной зарядкой. После этого аккумулятор заряжают по шесть часов десять дней подряд. Зарядное устройство должно иметь следующие характеристики – напряжение не больше шестнадцати вольт, но не меньше четырнадцати, а сила тока не больше десяти ампер.

Обратная зарядка

Восстановление при помощи обратной зарядки тоже возможно. Тем не менее, этот способ предусматривает наличие довольно мощного источника самого напряжения (тот же сварочный аппарат). Он должен обладать напряжением не менее двадцати вольт с силой тока не менее восьмидесяти ампер. Раздобыв необходимое устройство, следующим шагом становится открытие пробок банок и их обратная зарядка. Чтобы провести такую зарядку, нужно прикрепить «плюс» зарядного прибора к «минусу» батареи, а к ее «плюсу» – «минус» зарядного прибора.А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов.

Во время процесса зарядки акб будет кипеть, но ничего страшного. Сама зарядка должна длиться не меньше и не больше получаса, после чего старый электролит сливается, емкость промывается горячей водой и только тогда можно вливать новый электролит. Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают акб целые сутки.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

При помощи последнего, четвертого способа аккумулятор реально восстановить меньше чем через один час. Если он полностью разряженный, то его следует предварительно зарядить. После этого также полностью сливают электролит и промывают несколько раз водой. Дальше необходимо влить в промытую емкость аккумулятора раствор трилона Б аммиачного типа, который включает в своем составе два процента этого же трилона и пять процентов самого аммиака. При его помощи проводится процесс так называемой десульфатации, который длится до одного часа. Во время данного процесса происходит характерное выделения газа и возникновение небольших брызг на поверхности влитого раствора.

После всего вышеописанного необходимо промыть аккумулятор несколько раз простой дистиллированной водой с последующим влитием электролита приемлемой плотности. Потом проводится зарядка батареи и ее можно считать полностью отремонтированной. Подведя итоги можно сказать, что, в целом, восстановление автомобильного аккумулятора можно считать не очень сложным делом.

Я могу с уверенностью сказать, что прекращение выделение газа свидетельствует о завершении десульфатации. Если же сульфатация чересчур сильна, то необходимо повторить процесс обработки, чтобы восстановить акб полноценно.

Видео “Как восстановить емкость старого аккумулятора”

На записи показан способ зарядки свинцового аккумулятора в домашних условиях.

Современные автомобильные аккумуляторы могут без проблем служить до пяти, а то и семи лет. По истечении этого срока они перестают держать заряд, а их емкости едва ли хватает для старта двигателя. Если с вашим аккумулятором приключилась подобная история, скорее всего, придется покупать новый. А что делать со старым? Его можно просто выбросить, сдать в приемный пункт, или попытаться восстановить.

Восстановление аккумулятора займет, конечно, определенное время, и гарантии, что батарея «оживет» никакой нет. А если это и случится, то она уже никогда не будет прежней, поэтому применять ее в качестве основной АКБ для автомобиля мы бы не рекомендовали. Но ее можно успешно использовать в качестве резервного аккумулятора, а также для других целей, где требуется автономный источник энергии.

Почему аккумулятор «стареет»

Чтобы понять, что случается с аккумуляторной батареей со временем, рассмотрим химические процессы, происходящие внутри классической обслуживаемой кислотно-свинцовой АКБ. Итак, в процессе работы исправной батареи на ее минусовые пластины оседают частички активного свинца, на положительные – его оксид. При разрядке происходит обратный процесс, в результате которого свинец вступает в реакцию с электролитом, образуя сульфат. Соль оседает мелкими кристаллами на пластинах. Со временем эти кристаллы увеличиваются, образуя слой практически нерастворимых отложений, из-за которых активные вещества постепенно перестают восстанавливаться. Данный процесс называется сульфатацией. Он приводит к снижению емкости аккумуляторной батареи и увеличению ее сопротивления. Что это значит? Емкость аккумулятора напрямую зависит от площади рабочих пластин, которая увеличена за счет ячеек и ребер. Осевший на них сульфат превращает решетку в одну плоскость, уменьшая ее площадь. Кроме того, его слой препятствует доступу электролита к активным веществам, усугубляя ситуацию.

Соли свинца, и сульфат в том числе, обладают достаточно высоким электрическим сопротивлением, что затрудняет движение частиц активных веществ от электрода к электроду. Это ведет к снижению рабочего напряжения, а также повышению температуры электролита, что способствует процессу сульфатации. Вот такой получается замкнутый круг.

Кроме времени и высокой температуры к сульфатации могут привести:

  • большой ток разрядки;
  • низкое разрядное напряжение;
  • глубокий разряд;
  • длительный период хранения без использования в разряженном состоянии.

Диагностируем аккумулятор

Прежде чем приступить к спасению АКБ, необходимо убедиться, что она не совсем «умерла», иначе все наши попытки могут оказаться тщетными. Кроме сульфатации существуют и другие причины, по которым батарея может полностью выйти из строя, и восстановить ее вряд ли получится. К ним относятся:

  • замыкание свинцовых пластин, возникающее при выкипании электролита и нагревании электродов (шансов на восстановление мало, но попробовать можно);
  • повреждение угольных пластин, признаком чего является электролит черного цвета (реанимировать батарею можно и не пытаться);
  • замерзание электролита, характеризующееся вздутием банок (можно сразу выбрасывать или сдавать в приемку).

Вот мы и подобрались к выводу: реанимировать АКБ возможно только при умеренной сульфатации и некритичном замыкании пластин.

Начинаем диагностику. Для этого проверьте напряжение в каждой из банок. Если у вас есть подозрение на замыкание в определенной банке, обратите внимание, насколько отличается выдаваемое ею напряжение от соседних ячеек. Если разница превышает 0,5 В, ваши подозрения небезосновательны.

Открутите пробки банок, и проверьте уровень электролита при помощи стеклянной палочки. Он не должен быть ниже 10 мм от верхней поверхности решеток. Если в банке, которую вы подозревали в замыкании уровень ниже, или вообще не определяется – это свидетельство того, что электролит в ней выкипел, а значит, имеет место и замыкание.

Наденьте резиновые перчатки и слейте весь электролит из аккумулятора в какую-нибудь посуду. Не бойтесь его потрясти. Вы увидите, как вместе с электролитом из банок выходят частицы сульфата свинца. Убедившись, что электролит не содержит угольной пыли, свидетельствующей о разрушении угольных пластин, можно приступать к его восстановлению.

Десульфатация с помощью химических средств

Начнем с самого простого – использования химически активных веществ, позволяющих избавиться от сульфата свинца на пластинах. В автомобильных магазинах можно приобрести специальные десульфатизирующие присадки, предназначенные именно для этих целей. Покупаем присадку, дистиллированную воду и свежий электролит.

До начала процедуры восстановления рекомендуется промыть банки горячей водой, пока из них не вымоются отложения. Когда банки будут чистыми, растворяем в электролите присадку в соответствии с инструкцией, и даем ему полностью раствориться (на это может уйти до 2-х суток). Заливаем раствор в аккумулятор, доводим его плотность до оптимальной (1,28 г/см 3). Подключаем зарядное устройство, устанавливаем ток зарядки не более 0,1 А, и даем АКБ зарядиться, пока напряжение на клеммах не достигнет 13,5-14,4 В. Следите, чтобы электролит не кипел! Далее уменьшаем ток до 0,05 А, и продолжаем заряжать, пока напряжение и плотность не будут оставаться неизменными на протяжении двух часов. После зарядки меряем плотность и при необходимости доводим ее до оптимальной.

Теперь подключаем к клеммам аккумулятора лампочку с нагрузкой 0,5-1 А, и ждем, пока напряжение не упадет до 10,2 В. Далее повторяем цикл зарядки-разрядки 2-3 раза. Не забываем контролировать плотность электролита.

Вместо присадки и электролита для десульфатизации можно использовать аммиачный раствор трилона (натрия этилендиаминтетрауксуснокислого). Его заливают в банки и дают ему время «поработать» 40-60 минут. Процесс происходит с активным выделением газа. Прекращение газообразования свидетельствует о завершении химической реакции. После завершения этой процедуры жидкость сливают, а банки промывают дистиллированной водой. После этого батарею заряжают по описанному выше алгоритму.

В качестве химически активного вещества можно применить и раствор обычной пищевой соды, однако такой способ не принесет желаемого результата.

Десульфатация дистиллированной водой

Данный метод требует еще больше времени, однако, спешить здесь и не стоит. Он больше подходит для АКБ, в которых уровень сульфатации минимальный.

Промыв банки, как было описано, залейте в них дистиллированную воду, чтобы она покрыла пластины. Не закручивая пробок, подключите зарядное устройство, установите на нем напряжение на уровне 14 В, и оставьте заряжаться на пару часов. Когда вода закипит, уменьшите напряжение, добившись минимального газообразования. Внимание, вода должна кипеть, но на минимуме! Выдерживаем аккумулятор в режиме такой зарядки неделю, а еще лучше две. За этот срок вода превратится в слабенький электролит за счет растворения сульфата и трансформирования его частиц в молекулы серной кислоты.

Слейте из банок жидкость и наполните их опять чистой дистиллированной водой. Повторяйте процесс до тех пор, пока вода не перестанет превращаться в электролит (измеряйте ее плотность ареометром). По окончании процедуры залейте в банки полноценный электролит и зарядите аккумулятор обычным способом.

Устранение замыкания пластин с использованием тока большой величины

Способ с применением «шоковой терапии» рекомендуется использовать лишь в крайних случаях, когда другие методы надежд не оправдали. Он заключается в том, чтобы с помощью мощного импульса устранить замыкание между пластинами в банке. В качестве источника такого импульса может быть использован трансформаторный сварочный аппарат, выдающий ток в пределах 80-100 А и напряжение 20 В.

Плюсовой провод подключают к минусовой клемме аккумулятора, а «массу» подают на плюс. При этом электролит не сливают, просто откручивают пробки.

На аккумулятор подают напряжение в течение 30 минут. Естественно, электролит за это время закипит, но не обращайте на это внимания. Выдержав время, слейте его, промойте банки горячей водой и залейте новый. После «терапии» зарядите аккумулятор обычным способом, соблюдая обратную полярность.

В дополнение посмотрите видео:

Автомобильный аккумулятор служит стабильным источником напряжения, но к сожалению, срок его службы ограничен. Если на вашем автомобиле он стал подавать первые признаки износа, не спешите менять на новый, ведь аккумулятор можно восстановить своими руками.

Признаки износа аккумулятора

Чтобы понять, что жизнь батареи подходит к концу, нужно знать несколько нехитрых особенностей, и внимательно относиться к своему автомобилю:

  • Быстрая потеря заряда станет первым звоночком, говорящим о нарушении работы прибора. Этот признак говорит о снижении качества электролита.
  • Другим верным признаком будет быстрая зарядка при быстрой разрядке. Причина - начавшаяся сульфатация.
  • Потемнение электролита - серьёзный повод задуматься над тем, как восстановить аккумулятор автомобиля, ведь это верный признак разрушения и осыпания угольных пластин.
  • Нагрев отдельных секций прибора и закипание электролита становится результатом повреждения и замыкания пластин. Одной из причин такой поломки может стать длительный простой автомобиля во время сильных морозов. При замерзании могут повредиться пластины, и даже корпус прибора. Результат - многочисленные замыкания и, как следствие, слишком быстрое закипание электролита при зарядке. Такой прибор восстановить, скорее всего, не получится.

Практически во всех случаях, за исключением запущенных, аккумулятор автомобиля можно реанимировать. И хотя, не всегда это будет дёшево, но всё равно дешевле, чем новый прибор. От того, как эксплуатируется батарея и насколько внимательны вы к различного рода неполадкам, зависит срок службы аккумулятора.

Прежде, чем разбираться как восстановить аккумулятор автомобиля, необходимо выяснить, что на самом деле подлежит восстановлению.

Проверяем плотность электролита

Электролит - это раствор, наполняющий аккумуляторную батарею. В самом популярном среди автомобилистов, свинцово-кислотном автомобильном аккумуляторе, он представляет собой коктейль из серной кислоты и дистиллированной воды. В никель-кадмиевых и никель-железных батареях используется щелочной электролит.

Перед тем, как реанимировать аккумулятор автомобиля, следует измерить плотность электролита. Для этого потребуется специальный прибор - ареометр. Он недорогой и продаётся в любом магазине автозапчастей. Процедура проверки раствора ареометром проста и не займет много времени. На видео можно посмотреть всю процедуру:

Плотность кислотного раствора также можно измерить вольтметром. Для этого необходимо подключить его к клеммам автомобильного аккумулятора. В спокойном состоянии показатели должны колебаться в пределах 11,9 - 12,5 В. После этого нужно завести автомобиль, набрать 2,5 тыс. оборотов и снова сделать замеры. Если напряжение в этом случае колеблется в пределах 13,9 - 14,4 В, то плотность электролита в норме и прибор просто требует дополнительной подзарядки.

Как восстановить аккумулятор автомобиля, если выявлена проблема с качеством электролита? Пожалуй, эта проблема - меньшая из зол, связанных с батареей. Электролит, в отличие от других частей, как, например, пластины, легко поддаётся лечению. Восстановить его можно разными способами:

  • зарядить батарею специальным устройством;
  • полностью заменить раствор;
  • добавить электролит повышенной плотности;
  • добавить только серную кислоту;
  • добавить только дистиллированную воду.

Перед тем как реанимировать кислотный раствор, стоит попробовать перезарядить устройство. Вполне возможно, что именно этой мерой всё ограничится. Тем более, что она не будет вам стоить ничего. Если всё же и после зарядки обнаруживается проблема с плотностью электролита, то восстановить аккумулятор автомобиля можно будет изменением плотности раствора.

Внимание! Ни в коем случае не вливайте дистиллированную воду в концентрированную серную кислоту. Кислота должна добавляться в воду. В противном случае, вы рискуете получить серьёзные ожоги от разбрызгивания закипевшей в кислоте воды. Это касается изготовления нового электролита. Разбавление слишком плотного раствора водой не так опасно.

Если начался процесс разрушения и замыкания пластин

Обнаружив разрушение пластин, будь то потемнение или закипание электролита, нужно срочно принимать меры по реанимации. Автомобильный аккумулятор, в котором обнаружено значительное разрушение, восстановить не удастся. Поэтому, перед тем как реанимировать аккумулятор автомобиля своими руками, убедитесь, что это занятие не станет бесполезным.

При обнаружении процесса разрушения, следует промыть банки дистиллированной водой:

  • разрядите батарею, подключив нагрузку (например, лампочку);
  • удалите из банок повреждённый раствор резиновой грушей и поместите его в специально подготовленную стеклянную посуду;
  • промывайте банки дистиллированной водой до тех пор, пока не удастся восстановить чистоту внутри банок. при промывке аккумулятор можно трясти и переворачивать. Если мусора слишком много и после многократной промывки, угольная крошка продолжает осыпаться, скорее всего, процесс зашёл слишком далеко. В этом случае реанимировать аккумулятор своими руками не получится;
  • добившись чистой воды на выходе, залейте в банки новый раствор, проверив предварительно плотность.
  • поставьте батарею на подзарядку и восстановите напряжение;
  • проверьте плотность электролита в заряженном приборе и, при необходимости, исправьте показатели.

Диагностируем сульфатацию

Одним из самых частых врагов автомобильного аккумулятора, безусловно, можно считать сульфатацию. В нормальных условиях, во время зарядки-разрядки в батарее происходят обратимые химические процессы. Однако со временем, особенно, если автомобиль эксплуатируется редко, эти процессы нарушаются: на пластинах образуются большие труднорастворимые кристаллы сульфата свинца, при которых становится затруднительным восстановление активных веществ. Последствиями такой неправильной кристаллизации становятся:

  • уменьшение ёмкости аккумулятора.
  • увеличение внутреннего сопротивления.
  • увеличение объёма пластин.

Сульфатация может стать следствием длительного простоя автомобиля, перегрева, критических условий подачи тока. Начало сульфатации определяется резким падением ёмкости. Для его определения используется специальный тестер. Обнаружив эту неприятность, следует подумать о том, как реанимировать аккумулятор автомобиля в кратчайшие сроки, пока прибор ещё можно восстановить.

Чтобы восстановить своими силами автомобильный аккумулятор, в котором обнаружена сульфатация, понадобится специальная присадка к электролиту - десульфататор, способный растворять крупные кристаллы. Об этом подробнее на видео:

Химические способы восстановления своими руками

Профессионалы выделяют следующие способы:

  1. Самый простой и дешёвый способ реанимировать аккумулятор своими силами состоит в следующем: полностью очистите банки от электролита и заполните их дистиллированной водой. Подзарядите батарею слабым током (0,01 от ёмкости). Сульфат свинца при этом начнёт постепенно отходить от пластин, образуя новый электролит. Через два часа сделайте передышку, а затем снова начните заряжать прибор. Несколько таких циклов резко понизят сульфатацию, а электролит, вновь образовавшийся в банках, снова обретёт работоспособность.
  2. Зарядите батарею и слейте кислотный раствор. Затем, как следует, промойте банки дистиллированной водой и налейте в них раствор питьевой соды (концентрация - 25г/1л). Выдержав 2-3 часа, замените содержимое раствором поваренной соли (в той же концентрации) и заряжайте прибор в течение часа. После этого увеличьте концентрацию соли до 4% и полностью зарядите батарею. Промойте банки дистиллированной водой, заполните электролитом и полностью зарядите аккумулятор.
  3. Зарядите батарею, слейте электролит и промойте банки. Залейте раствор трилона Б и аммиака. Приобрести раствор можно в химических лабораториях. Хранить его следует в тёмном проветриваемом помещении, в закрытом виде. Процесс десульфатации этим раствором длится около часа, после чего значительно повысятся шансы реанимировать аккумулятор автомобиля своими руками. В процессе выделяется газ и на поверхности наблюдаются мелкие брызги. Прекращение разбрызгивания свидетельствует об окончании процесса. После такой обработки следует тщательно промыть банки дистиллированной водой (2-3 раза). Залив новый раствор электролита, зарядите аккумулятор. Таким способом восстановить аккумулятор своими силами удастся быстрее всего.

Внимание! Надо понимать, что далеко не любая степень сульфатации позволит восстановить батарею автомобиля. А потому, раннее обнаружение процесса - верный путь к успешной реанимации автомобильного аккумулятора.

  • Регулярно проверяйте плотность электролита в батарее. Помните, что главной причиной закипания может стать перегрев или перезаряд. Чем быстрее вам удастся выявить проблему, тем больше шансов восстановить аккумулятор;
  • если зимой ваш автомобиль отдыхает, то аккумулятор на время длительного простоя должен быть перемещён в тёплое отапливаемое помещение. Помните, что промерзание прибора приведёт его к состоянию, после которого восстановить его уже не удастся;
  • номинальный ток для зарядки автомобильной батареи - 0,1 от её ёмкости. Превышая этот порог, вы рискуете убить прибор.

Как и любой товар, кислотный свинцовый аккумулятор имеет свой срок годности и при правильной эксплуатации прослужит довольно долго. Вышедшие из строя источники питания автомобиля заменяют новыми, но в некоторых случаях возможен ремонт, после которого АКБ прослужит ещё некоторое время. Следует знать, что восстановленный аккумулятор автомобиля прослужит ещё какое-то время, но следует подготавливать себя к приобретению нового.

Основные неисправности аккумулятора

К основной и наиболее распространённой неисправности аккумулятора относится сульфатация пластин, при этом емкость АКБ сильно уменьшается. Полностью устранить эту неисправность возможно только на ранних стадиях, при этом не потребуется значительных усилий, а аккумулятор прослужит достаточно долго.

Следующей по распространённости неисправностью являются осыпание пластин и как следствие короткое замыкание. Самой большой неприятностью является обрыв пластин. Это явление достаточно редкое и обычно происходит при высоким напряжением, при недостаточном уровне электролита в банках. Следует знать, что сульфатация пластин возникает вследствие постоянного недозарядаАКБ, а переизбыток напряжения приводит к осыпанию, короткому замыканию и обрыву пластин. После ремонта или замены источника питания следует выявить и устранить причины, приведшие к выходу из строя аккумулятора. Попробуем разобраться, как восстановить аккумулятор автомобиля без особых затрат.

Материалы и приборы

Сульфатация пластин приводит к тому, что заряженный аккумулятор не выдает полную мощность, а разряд происходит очень быстро. Для проведения работ по восстановлению аккумулятора потребуется:

  • Зарядное устройство;
  • Электролит;
  • Дистиллированная вода;
  • Защитные очки и перчатки;
  • Десульфатирующая присадка;
  • «Ариометр».

Устранение сульфатации

Аккумулятор полностью заряжается, после чего с него сливается электролит и он промывается. Как правильно это сделать, можно узнать на страницах нашего сайта в соответствующем разделе. В банки наливается новый электролит и добавляется соответствующая десульфатирующая присадка.

Правила её применения следует изучить до начала работ. Электролитом с присадкой следует полностью заполнить банку до рекомендованного производителем уровня. В течение двух суток аккумулятор должен настояться, за это время присадка должна устранить отложения на пластинах.

Восстановление емкости

После удаления отложений следует правильно восстановить емкость источника питания. Для этого зарядку следует проводить малыми токами, не выше значений 0,1А. Аккумулятор полностью заряжают, проверяют плотность и при необходимости выравнивают до требуемых значений. Далее проводим разрядку аккумулятора до напряжения 10,5 вольт, при этом напряжение в каждой банке не должно быть ниже 1,7 вольт.

В качестве нагрузки можно использовать последовательно соединённые между собой автомобильные лампы. После этого аккумулятор полностью заряжают, при этом зарядный ток не должен превышать половины обычных показателей при зарядке. Следует определить мощность ламп и время разрядки до указанных величин. По простой формуле рассчитывается емкость аккумулятора и в случае недостаточной емкости источника питания цикл «разряд – заряд» следует проводить до достижения приемлемых значений ёмкости аккумулятора. После выполнения работ в электролит можно добавить ещё небольшое количество присадки завернуть пробки и пользоваться восстановленным аккумулятором.

Глубокая сульфатация

Существуют еще способы, как восстановить аккумулятор автомобиля, который практически полностью засульфатировался. Однако эти способы достаточно опасны и потребуют специальных помещений для проведения работ

Восстановление обратным током

Для выполнения восстановления этим способом потребуется источник питания повышенной мощности. К примеру, для этого подойдёт сварочный трансформатор (не путать с инвертором). У этого источника выходное напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока более 80 ампер. Следует учитывать, что аккумулятор не должен иметь короткого замыкания пластин, в этом случае последствия могут быть непредсказуемыми. Восстановление проводится обратным током, для чего плюс трансформатора подключаем к минусу аккумулятора, а минус к плюсовой клемме АКБ.

Пробки восстанавливаемого источника питания должны быть вывернуты, а уровень электролита соответствовать норме. Включается зарядка на 30 минут, при этом образуется обильное газообразование и обильное выделение тепла, из горловин банок может даже выплёскиваться электролит. Поэтому меры безопасности следует соблюдать безукоризненно. По окончании зарядки обратным током сливают электролит, промывают дистиллированной водой и заливают новый раствор серной кислоты необходимой плотности.

Далее зарядку проводят обычным зарядным устройством правильной полярности минус к минусу, плюс к плюсу. По окончании зарядки можно провести несколько контрольно – тренировочных циклов. Следует помнить, что эти работы не гарантируют восстановления и могут привести к окончательному выходу аккумулятора из строя.

Восстановление раствором этилендиаминтетрауксуснокислого натрия

Данный метод, как и предыдущий, следует проводить на аккумуляторе, который в случае неудачи не жалко будет утилизировать. Аккумулятор максимально заряжают, сливают электролит и промывают дистиллированной водой. В освобождённую емкость заливают раствор этилендиаминтетрауксуснокислого натрия. Для его приготовления лучше воспользоваться химической лабораторией.

Время, которое необходимо для десульфатации аккумулятора, составляет от 40 до 60 минут, при этом происходит обильное выделение газа и нагревание емкости. По окончании газовыделения раствор сливают, промывают 2-3 раза дистиллированной водой, заливают новый электролит и заряжают аккумулятор. В случае удачи восстановленный аккумулятор прослужит ещё какое-то время.

Работоспособность авто сильно зависит от технического состояния аккумуляторной батареи. Стоит ей разрядиться или выйти из строя, и эксплуатировать машину становится весьма затруднительно. Постоянно толкать либо тягать транспортное средство на буксире – не выход. Поскольку замена источника питания – удовольствие недешевое, возникает естественный вопрос, как восстановить аккумулятор автомобиля в условиях обычного гаража. Зачастую продление срока службы вполне реально.

О конструкции кислотных АКБ

На транспортных средствах используется 3 разновидности аккумуляторов – гелевые, щелочные и свинцово-кислотные. Первые считаются относительно новыми, применяются нечасто и пока не наработали достаточный ресурс, чтобы говорить о восстановлении. Щелочные батареи встречаются на коммерческом транспорте, электрических погрузчиках и карах. Подавляющее большинство легковых авто оснащается кислотными АКБ, поэтому их реанимацию стоит рассмотреть подробнее.

Свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой герметичный пластиковый корпус, куда помещены такие элементы:

  • положительные электроды (аноды) в виде свинцовых пластин с активным наполнителем, собранных в блоки (на жаргоне – банки);
  • отрицательные электроды (катоды) идентичной конструкции;
  • сепараторы – изоляционные перегородки из полимерных материалов либо стекловолокна;
  • соединительные шины, заканчивающиеся двумя клеммами для подключения батареи к автомобильной электросети;
  • электролит – раствор серной кислоты.

Отрицательные и положительные электроды установлены поочередно, между ними во избежание замыкания размещены сепараторы. В процессе зарядки аккумулятора происходит химическая реакция, отчего на поверхности анодов осаждается диоксид свинца – происходит накопление энергии.

После подключения потребителей диоксид реагирует со свинцом катодов, образуя на отрицательных электродах слой сульфата свинца – энергия высвобождается. Выделяющиеся в результате реакции газы выходят наружу через клапан и вентиляционное отверстие.

Распространенные неисправности батарей

Восстановление автомобильного аккумулятора возможно далеко не всегда и зависит от вида неисправности. Также играет роль тип батареи:

  • обслуживаемая АКБ оснащена пробками, установленными сверху над каждой банкой;
  • необслуживаемый источник питания отличается цельным пластиковым корпусом – моноблоком без пробок.

При наличии откручивающихся крышек можно проверить и откорректировать либо слить жидкость с целью ремонта. Герметичный моноблок реанимируется одним способом – путем зарядки по определенному алгоритму, но положительный результат не гарантируется.

Неисправности аккумулятора условно делятся на 2 группы – внешние и внутренние. Каждую разновидность стоит разобрать отдельно.

Устранение внешних дефектов

В процессе эксплуатации батарей автолюбителям приходится сталкиваться с двумя наружными неисправностями: окисление свинцовых клемм и трещины в корпусе. Последние возникают по таким причинам:

  • корпус лопнул в результате механического повреждения (например, падение аккумулятора);
  • вздутие разряженной АКБ, находящейся на сильном морозе;
  • пластик стал хрупким от старости.

Окисление клемм препятствует надежному контакту источника с бортовой сетью и зачастую служит причиной отказа стартера. Дефект «лечится» простой зачисткой с помощью крупной наждачной бумаги, в запущенных случаях – мелкого напильника. Аналогичным образом слой окиси удаляется с контактов, насаживаемых на клеммы и прикручиваемых болтами.

Если в корпусе образовалась трещина, восстановить необслуживаемый аккумулятор не выйдет – отсутствуют отверстия для опорожнения и заливки электролита. АКБ, оборудованная пробками, ремонтируется так:

  1. Слейте из всех банок электролитическую жидкость и промойте корпус изнутри дистиллированной водой, чтобы при пайке горячий инструмент не контактировал с кислотой.
  2. Просушите корпус со стороны трещины, затем тщательно пропаяйте ее по всей длине.
  3. Вырежьте заплатку из пластмассы и приварите ее поверх трещины, заделывая швы без пропусков.
  4. Другой вариант – использование клеевого пистолета. Дефект нужно слегка расширить, заполнить полимерным составом, а затем наложить латку.

По окончании проверьте аккумуляторную батарею на герметичность, залив доверху дистиллированной водой. При отсутствии протечек заполните АКБ электролитом и пробуйте заряжать. Если блоки пластин не повреждены, аккумулятор «возьмет» заряд и продолжит служить на автомобиле.

Примечание. Если корпус треснул от вздутия либо преклонного возраста изделия, то оживить аккумулятор путем пайки дефекта вряд ли удастся. Точный результат покажет только зарядка, выполняемая после заделки трещины.

Внутренние неполадки

Большинство внутренних неисправностей однозначно приводит батарею в негодность, если проблема обнаружена слишком поздно. На ранних стадиях реанимация вполне возможна. Список распространенных неполадок выглядит так:

  • сульфатация электродов – отложение на пластинах толстого слоя сернокислого свинца, не позволяющего электролитической жидкости нормально контактировать с активным наполнителем;
  • осыпание наполнителя со свинцовых решеток;
  • замыкание электродов и блоков между собой.

Справка. Короткое замыкание пластин – следствие осыпания большого количества активного наполнителя с решеток. Дефект является критическим – АКБ восстановлению не подлежит.

Причины возникновения указанных неисправностей следующие:

  • многократная полная разрядка кислотно-свинцового аккумулятора «в ноль»;
  • эксплуатация источника питания с низким уровнем зарядки из-за неполадок генератора либо электрической части автомобиля;
  • длительное хранение в разряженном состоянии.

Если проблема обнаружена на последней стадии – глубокая сульфатация, тотальное осыпание – реанимировать аккумулятор автомобиля не удастся. Непоправимый дефект диагностируется просто – батарея абсолютно не воспринимает зарядку, электролит постоянно кипит. В остальных случаях пробуйте реализовать описанные ниже способы реставрации АКБ.

Как избавиться от сульфатации?

Первый способ устранения неисправности подходит только для обслуживаемых аккумуляторов. Для реализации понадобится зарядное устройство, прибор – измеритель плотности электролита (ареометр), мультиметр и лампочка – потребитель на 12 В.

Важно! Мощность лампы принимается по такому расчету: емкость батареи (например, 45 Ач) умножается на коэффициент 0,1 и на величину напряжения (12 вольт). В данном случае мощность составила 45 х 0,1 х 12 = 54 Вт.

Реставрация неисправной АКБ ведется в следующем порядке:

  1. Полностью зарядите аккумулятор силой тока, равной 10% от емкости источника питания.
  2. Проверьте величину плотности во всех банках ареометром, она должна составлять 1,27 единицы. Если плотность «недотягивает» до указанной цифры, добавьте электролита и заряжайте батарею в течение 30 минут.
  3. Подсоедините к клеммам лампу и разряжайте аккумулятор, периодически замеряя напряжение. Не забудьте засечь время начала разрядки.
  4. Когда напряжение упадет до 10,2 вольта (полная разрядка), отключите лампочку. Если процесс занял более 8 часов, аккумулятор находится в приемлемом состоянии (показатель разрядки новой АКБ – примерно 10 ч).
  5. По окончании снова зарядите батарею на 100% и ставьте ее на авто. Не держите источник питания полностью разряженным.

Процедура позволяет частично либо полностью вернуть утраченную емкость аккумулятора. Чтобы восстановить АКБ с необслуживаемым корпусом, воспользуйтесь другой методикой:

  1. Отыщите зарядник, способный выдавать малые токи – от 0,5 до 2 А с функцией периодического отключения.
  2. Заряжайте батарею не менее 2 суток, периодически измеряя напряжение.
  3. Отключите зарядное устройство и проверяйте напряжение в течение 2 часов. Если оно не упадет, пробуйте ставить аккумулятор на автомобиль, в противном случае заряжайте дальше.

Для достижения положительного результата длительность зарядки может составить 50 часов и более. Предпочтительно использовать зарядник, в котором предусмотрена функция десульфатации – он будет подавать ток величиной 2 А через определенные промежутки времени.

Способ химической промывки

Данная процедура используется для устранения сульфатации и быстрого восстановления обслуживаемого аккумулятора в домашних условиях. Понадобится 2 реагента, имеющихся в продаже, – «Трилон Б» и раствор аммиака. Порядок действий такой:

  1. Постарайтесь полностью зарядить аккумулятор, затем слейте весь электролит.
  2. Промойте батарею дистиллированной водой.
  3. Приготовьте раствор, добавив к дистилляту 5% аммиака и 2% «Трилона Б» (от объема воды).
  4. Аккуратно залейте раствор в банки – начнется бурная реакция, сопровождающаяся кипением и разбрызгиванием.
  5. Когда жидкость перестанет кипеть, слейте ее и повторно промойте аккумулятор.

После промывки заливайте электролит и снова заряжайте АКБ до конца. Промывка удаляет лишний слой сернокислого свинца, поэтому емкость батареи должна восстановиться.

Последний способ удаления сульфата свинца заключается в замене электролитической жидкости дистиллированной водой и длительной зарядке напряжением 14 вольт. На первой стадии аккумулятор доводится до кипения, затем напряжение уменьшается. Цель – медленное растворение сульфата водой. На втором этапе дистиллят меняется, а напряжение и ток зарядки ставится на минимум. Операция считается удачной, если плотность раствора не упадет в течение 2–3 суток. По длительности процедура может занять 3–4 недели.