VIII.Опробование тормозов в поездах с локомотивной тягой. Виды и порядок опробования автотормозов поезда Случаи проведения полного опробования автотормозов

сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов производится:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки или локомотива.

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом, кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль поезда.

Соединения рукавов при прицепке вагонов – на каждом прицепленном вагоне;

После перекрытия концевого крана в составе.

После стоянки пассажирского поезда более 20 минут, грузового более 30 минут;

При падении давления воздуха в главных резервуарах ниже 5,5 кг/см2;

При смене кабин управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне, после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления поездом из головной кабины ведущего локомотива.

Проверка автотормозов в пути следования.

Для того чтобы убедиться в исправной и надежной работе автотормозов поезда, введена обязательная проверка их действия в пути следования.

Проверка производится после произведенного ранее полного или сокращенного опробования автотормозов в строго установленном для этой проверки месте. Для проверки действия автотормозов машинист производит служебное торможение. После получения необходимого тормозного эффекта, машинист отпускает тормоза. Помощник машиниста докладывает длину тормозного пути. Длина тормозного пути отсчитывать от момента поворота ручки крана 395(394), до момента снижения скорости на 10 км/ч.

Отцепка локомотива от состава.

После прибытия поезда на станцию назначения состав должен быть закреплен тормозными башмаками от самопроизвольного ухода. Поэтому состав необходимо закрепить до отцепки от локомотива.

После получения разрешения на отцепку от состава, машинист (отключает ЭПТ, если было включено) производит полное служебное торможение краном машиниста 395 (394), снижая давление в тормозной магистрали на 1,5 – 1,7 кг/см2. После этого отдает команду помощнику машиниста отцепить локомотив и закрепить состав. Помощник машиниста перекрывает концевые краны у локомотива и первого вагона, разъединяет рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, подвешивает рукава на кронштейнах, закрепляет состав тормозным башмаком. Докладывает машинисту.

Смена кабин управления.

Отключить ЭПК, при этом выключится локомотивный светофор на блоке индикации КЛУБ.

Проконтролировать выпуск воздуха из тормозной магистрали и правильность перекрытия разобщительных кранов к крану 395 (394) и 254.

Проконтролировать отключение прожектора, отключение буферного фонаря со стороны машиниста и включение со стороны помощника, отключение выключателя «Управление возбуждением». (рис. 52)

Ожидать включение красной сигнальной лампы «Дублирование управления»

После включения лампы отключить выключатели «Управление общее», «Топливный насос», «Управление охлаждением».

Через улицу перейти в другую кабину.

Доложить машинисту, затем включить ЭПК. По локомотивному светофору убедиться во включении (загорится лампа светофора). Если лампа светофора не включилась и свистит свисток, то выключить ЭПК. Машинист забыл переключить переключатель направления.

По регламенту напомнить машинисту о проверках тормозов


Прицепка локомотива к составу.

После получения команды, помощник машиниста соединяет рукава тормозной магистрали локомотива и вагона. После чего открывает концевые краны. Сначала у локомотива, затем у вагона. Изымает тормозной башмак из-под вагона. Работу производить в сигнальном жилете и рукавицах. Доложить машинисту о результатах.

Рис. 52.
Сигнальная лампа «Дублирование питания» Сигнальная лампа «Реле заземления» Сигнальная лампа «Реле боксования» Сигнальная лампа «Перегрев воды» Сигнальная лампа «Включение вентилятора» Резервная лампа резервная лампа Сигнальная лампа «Реле перехода» Сигнальная лампа контроля цепи ЭПТ Сигнальная лампа «Перекрыша ЭПТ» Сигнальная лампа «Торможение ЭПТ» Выключатель «Управление общее» Выключатель «Топливный насос» Выключатель «Управление охлаждением» Выключатель «Управление возбуждением» Выключатель «Управление переходом» Выключатель «Прожектор» Выключатель «Буферный правый» Выключатель «Буферный левый» Резервные выключатели Выключатель «Освещение пульта» Выключатель «Освещение кабины» Киловольтметр главного генератора Килоамперметр главного генератора Кнопка «Пуск дизеля» Переключатель ЭПТ Манометр «Уравнительный резервуар» и «Тормозной цилиндр» Переключатель «автоматическое, ручное охлаждение» Манометр «Давление масла» Переключатель стеклоочистителя Кнопка бдительности Термометр «Температура масла» Переключатель «Прожектор тускло-ярко» Манометр «Тормозная и напорная магистраль» Термометр «Температура воды» Кнопка «Звуковой сигнал» Переключатель «Напряжение батареи» или «Напряжение питания ЭПТ» Амперметр «Ток зарядки батареи» Тумблер управления ЭПТ Вольтметр батареи или ЭПТ

Порядок проведения

Сокращенного опробования автотормозов в поездах

Общие положения

1.1. Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов в поездах производить:

После прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива;

После смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

После всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

В пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из головной кабины;

В грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или в случае изменения плотности более чем на 20 % от указанной в справке формы ВУ-45;



В грузовых поездах после стоянки поезда более 30 мин, где имеются осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов, и на которых эта обязанность возложена.

1.2. Сокращенное опробование электропневматических тормозов производить в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне, а также после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование электропневматических тормозов от стационарного устройства или локомотива.

1.3. Сокращенное опробование тормозов производится двумя осмотрщиками вагонов, с «головы» и «хвоста» состава, или одним осмотрщиком с «хвоста» поезда на станциях, где осмотрщик вагонов работает в одно лицо согласно п.4.4.10 Типового технологического процесса работы ПТО (пунктов технического обслуживания вагонов ТК 292). На станциях, где не предусмотрены работники вагонного хозяйства, к сокращенному опробованию тормозов привлекаются лица, имеющие разрешение на выполнение данного вида работы.

1.4. Ответственным за выполнение сокращенного опробования тормозов назначается осмотрщик вагонов хвостовой группы или должностное лицо, производящее опробование тормозов с хвоста состава.

1.5. Оператор ПТО в процессе работы обеспечивает взаимодействие осмотрщиков вагонов и машиниста локомотива.

1.6. При сокращенном опробовании тормозов одним работником ответственный за выполнение сокращенного опробования тормозов соблюдает установленный порядок операций и передает команды непосредственно машинисту локомотива.

Проведение сокращенного опробования тормозов в грузовых поездах после полного опробования от стационарной установки

2.1. Дежурный по станции (ДСП) сообщает оператору ПТО, о заходе локомотива под состав поезда предъявленного к отправлению.

2.2. Оператор ПТО дает указание по радиосвязи осмотрщикам вагонов прибыть на соответствующий путь парка (станции) и приступить к сокращенному опробованию тормозов планируемого к отправлению поезда:

- Осмотрщики вагонов в «голове» «фамилия», в «хвосте» «фамилия» на … путь парка «…» заходит локомотив, приступить к сокращенному опробованию тормозов .

2.3. Осмотрщики вагонов подтверждают получение указания:

- Поезд на …пути парка «…» приступить к сокращенному опробованию тормозов. Осмотрщик головной группы «фамилия».

- Поезд на … пути парка «…» огражден, приступить к сокращенному опробованию тормозов. Осмотрщик хвостовой группы «фамилия».

и следуют к составу предъявленного поезда.

2.4. Осмотрщик вагонов головной группы дает команду машинисту локомотива произвести сцепление с составом поезда, сообщает ему о наличии пассажирских вагонов, локомотивов и вагонов моторвагонного подвижного состав в составе грузового поезда, о загрузке вагонов в составе (груженые, порожние).

2.5. После прицепки и объединения ТМ локомотива с ТМ состава поезда машинист и осмотрщик головной группы совместно проверяют правильность сцепления автосцепок, соединения тормозных рукавов и открытие концевых кранов ТМ между локомотивом и первым вагоном.

Ответственность за правильное сцепление автосцепок, соединение рукавов, открытие концевых кранов между локомотивом и первым вагоном возлагается на машиниста.

Соединение рукавов и открытие концевых кранов производит помощник машиниста локомотива. При обслуживании локомотивов одним машинистом осмотрщик вагонов после прицепки локомотива к составу и перехода машиниста в рабочую кабину по команде машиниста должен продуть через концевой кран ТМ локомотива со стороны, соединить рукава ТМ между локомотивом и первым и открыть концевые краны сначала у локомотива, а затем у вагона.

2.6. После зарядки ТМ поезда осмотрщики докладывают оператору ПТО о готовности к проведению сокращенного опробования автотормозов:

- Поезд на … пути парка «…» готов к сокращенному опробованию тормозов. Осмотрщик головной группы «фамилия».

- Приступаем к сокращенному опробованию тормозов поезда на … пути парка «…», время …. Оосмотрщик хвостовой группы «фамилия».

2.7. Оператор ПТО убедившись в правильности восприятия указания на графике исполненной работы отмечает время начала операции и сообщает:

- Верно, выполняйте. Оператор «фамилия».

2.8. После зарядки тормозной магистрали в поезде до зарядного давления машинист сообщает осмотрщику головной группы, о готовности к проведению сокращенного опробования автотормозов.

2.9. Осмотрщик головной группы, находясь в кабине локомотива, по согласованию с машинистом сообщает осмотрщику вагонов хвостовой группы о готовности к проверке целостности ТМ.

- Состав поезда на … пути готов к проверке целостности ТМ. Осмотрщик вагонов «фамилия».

2.10. Осмотрщик вагонов хвостовой группы извещает осмотрщика головной группы и машиниста о начале проверки:

- Провожу проверку целостности ТМ. Осмотрщик «фамилия».

Получив подтверждение с соблюдением техники безопасности производит (продувку) открытие последнего концевого крана хвостового вагона на 8-10 секунд , убеждается по интенсивному выходу воздуха в свободности прохождения сжатого воздуха по ТМ закрывает концевой кран.

2.11. Осмотрщик вагонов головной группы по срабатывании автотормозов локомотива, определяемого по загоранию лампы «ТМ» сигнализатора №418 убеждается в целостности ТМ.

2.12. По истечении не менее 2 минут машинист подает один короткий сигнал и производит краном машиниста усл. №394 ступень торможения снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5-0,6 кгс/см² с последующим переводом ручки крана машиниста в IV положение.

2.13. Осмотрщик вагонов хвостовой группы убедившись в срабатывании тормозов хвостовых вагонов по радиосвязи передает указание машинисту локомотива отпустить автотормоза:

-Тормоза хвостовых вагонов сработали, отпустить тормоза. Осмотрщик хвостовой группы «фамилия».

2.14. Получив указание от осмотрщика вагонов хвостовой группы машинист локомотива, подает два коротких свистка и установленным порядком производит отпуск автотормозов.

2.15. Осмотрщик вагонов хвостовой группы производит замер времени отпуска автотормозов у двух последних вагонов. Сообщает осмотрщику вагонов головной группы время отпуска тормозов одного из хвостовых вагонов имеющего максимальное значение для внесения в справку формы ВУ-45:

- Тормоза хвостовых вагонов отпустили, время отпуска … секунд. Осмотрщик хвостовой группы «фамилия».

2.16. По команде осмотрщика головной группы.

- Осмотрщик «фамилия» на … пути провести замер давления в тормозной магистрали .

2.17. Осмотрщик хвостовой группы производит навешивание манометра на концевой рукав хвостового вагона для замера давления в тормозной магистрали и передает информацию осмотрщику головной группы для внесения параметра в справку ф. ВУ-45:

… Путь, давление в хвостовом вагоне №… составляет … кгс/см 2 . Осмотрщик вагонов «фамилия».

В случае если давление в ТМ хвостового вагона меньше установленногоинструкцией по тормозам ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 осмотрщик вагонов хвостовой группы, принимает меры по выявлению и устранению причины пониженного давления в ТМ хвостового вагона.

2.18. После замера давления в тормозной магистрали осмотрщик вагонов хвостовой группы снимает манометр, подвешивает рукав и закрепляет ручку концевого крана в закрытом положении.

2.19. После полной зарядки тормозной сети поезда до установленного давления машинист и осмотрщик вагонов головной группы проверяют плотность тормозной сети. Для этого, после отключения компрессоров регулятором по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,4-0,5 кгс/см 2 замеряется время дальнейшего его снижения на 0,5 кгс/см 2 при поездном положении ручки крана машиниста.

Наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной сети в зависимости от серии локомотива, длины состава и объема главных резервуаров указано в табл. 9.1.инструкции по тормозам ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.

2.20. После проверки целостности ТМ, по истечении не менее 2 минут от момента отпуска тормозов и полной зарядки тормозной сети осмотрщик вагонов головной группы сообщает осмотрщику вагонов хвостовой группы о готовности к проведению проверки действия тормозов в поезде:

- Поезд на … пути готов к проверке действия тормозов. Осмотрщик вагонов головной группы «фамилия».

2.21. Осмотрщик вагонов хвостовой группы по радиосвязи через осмотрщика вагонов головной группы дает команду машинисту «Произвести торможение»:

- Поезд на … пути "Произвести торможение". Осмотрщик хвостовой группы «фамилия».

2.22. Осмотрщик вагонов головной группы передает машинисту команду «Произвести торможение», сообщает осмотрщику вагонов хвостовой группы о начале торможения:

- Поезд на … пути затормозили. Оосмотрщик вагонов «фамилия».

ипроверяет действие автотормозов у двух вагонов с головы поезда.

2.23. Машинист подает свистком локомотива один короткий сигнал и снижает давление в уравнительном резервуаре на величину установленную для полного опробования (на 0,6-0,7 кгс/ кгс/см 2), затем переводит ручку крана машиниста в IV положение (перекрыша с питанием).

Если сокращенное опробование тормозов в поездах производится после полного опробования от компрессорной установки (станционной сети) машинист через 2 минуты после торможения обязан проверить плотность тормозной сети поезда после ступени торможения при IV положении ручки крана машиниста, которая не должна отличаться от плотности при II положении ручки крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

2.24. Осмотрщик вагонов хвостовой группы по истечении 2 минут после торможения проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов, а в поезде повышенного веса и длины у пяти хвостовых вагонов, при наличии в хвосте поездам 8-ми осных вагонов у трех хвостовых вагонов, производит замер величины выхода штока тормозного цилиндра хвостового вагона и по радиосвязи сообщает осмотрщику головной группы:

- Поезд на … пути тормоза сработали. Выход штока тормозного цилиндра хвостового вагона №……… составляет …мм. «Отпустить тормоза». Осмотрщик хвостовой группы «фамилия».

2.25. Осмотрщик вагонов головной группы подтверждает сообщение:

- Поезд на … пути тормоза сработали. Выход штока тормозного цилиндра хвостового вагона №……… составляет …мм. «Отпустить тормоза»

и дает машинисту команду «Отпустить тормоза».

2.26. По команде осмотрщика вагонов «Отпустить тормоза» машинист подает свистком локомотива два коротких сигнала и отпускает тормоза поезда постановкой ручки крана машиниста в I положение до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/ кгс/см 2 выше предтормозного зарядного давления с последующим переводом ручки в поездное положение.

2.27. Осмотрщик вагонов головной группы передает сообщение осмотрщику хвостовой группы об отпуске тормозов машинистом локомотива.


2.28. Осмотрщик вагонов хвостовой группы проверяет отпуск тормозов по уходу штоков тормозных цилиндров и отходу колодок от колес у контролируемых вагонов, замеряет и сверяет с нормой время отпуска тормозов, сообщает головному осмотрщику об окончании сокращенного опробования тормозов:

- Поезд на … пути, тормоза хвостовых вагонов отпустили. Сокращенное опробование тормозов закончено. Тормоза поезда исправны и готовы к действию. Осмотрщик хвостовой группы «фамилия».

2.29. Оператор ПТО подтверждает сообщение ответственного за проведение о сокращенного опробования тормозов:

- Поезд №… на … пути, сокращенное опробование закончено, время…. Оператор ПТО «фамилия».

133. Устанавливаются три вида опробования тормозов:

  1. полное опробования в поездах,
  2. сокращённое опробования в поездах,
  3. технологическое опробование в грузовых поездах.

Полное опробование автоматических тормозов выполняется:

  • на станциях формирования и оборота поездов перед их отправлением;
  • после смены локомотива;
  • перед отправлением поезда с промежуточной станции после его стоянки без локомотивной бригады;
  • на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива;
  • на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения. Перед затяжными спусками крутизной 0,018 и круче полное опробование производится с 600 секундной (10 минутной) выдержкой в заторможенном состоянии. Перечень таких станций устанавливается владельцем инфраструктуры.

Полное опробование электропневматических тормозов производится на железнодорожных станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или локомотива.

Сокращенное опробование автотормозов выполняется:

  • после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива;
  • при смене направления движения поезда и перестановки локомотива для движения поезда в противоположную сторону;
  • после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
  • после всякого разъединениярукавов в поезде, перекрытия концевого крана в поезде, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае – с проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона).
    • Сокращенное опробование автотормозов в пассажирских и грузопассажирских поездах дополнительно выполняется:
      • после стоянки поезда более 1200 секунд (20 минут);
      • при снижении давления в главных резервуарах локомотива ниже 0,54 МПа (5,5 кгс/см2);
      • после снижения давления в тормозной магистрали, когда причина не установлена.
    • Сокращенное опробование автотормозов в грузовых поездах дополнительно выполняется:
      • при стоянке поезда, если установлено изменение плотности тормозной магистрали более чем на 20 % от указанной в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»;
      • при самопроизвольном срабатывании автотормозов;
      • после стоянки поезда более 1800 секунд (30 минут) в местах, где имеются осмотрщики вагонов или работники, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры;
      • при движении грузового поезда при появлении признаков нарушения целостности тормозной магистрали в случае его остановки.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняется в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад:

  • при прицепке вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне;
  • после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование электропневматических тормозов от стационарного устройства или локомотива.

Технологическое опробование тормозов в грузовых поездах производится локомотивной бригадой в следующих случаях:

  • после передачи управления машинисту второго локомотива;
  • при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из головной кабины;
  • при снижении давления в главном резервуаре ниже 0,54 МПа (5,5 кгс/см 2);
  • при прицепке дополнительного локомотива в голову грузового поезда для следования по одному или нескольким перегонам и после отцепки этого локомотива;
  • при стоянке грузовых поездов более 1800 секунд (30 минут) на перегонах, станциях, обгонных пунктах, где нет осмотрщиков вагонов или работников, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры.

Технологическое опробование тормозов производится по действию тормозов вагонов в головной части поезда, количество вагонов определяется владельцем инфраструктуры, но не менее чем по 5 вагонам.

134. При полном опробовании тормозов проверяют плотность и целостность тормозной сети, выполняют замер давления в тормозной магистрали хвостового вагона (кроме пассажирских поездов), действие тормозов у всех вагонов на торможение и отпуск, подсчитывают нажатие в поезде и количество ручных тормозов.

При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов.

Если сокращенное опробование тормозов выполняется в пассажирских поездах на станции, где производится смена локомотивных бригад, дополнительно выполняется проверка целостности тормозной магистрали поезда.

Если сокращенное опробование выполняется после произведенного от стационарной компрессорной установки полного опробования, то машинист и осмотрщик вагонов должны проверить плотность тормозной сети поезда от локомотива.

В грузовых поездах плотность тормозной сети машинист обязан проверить также при смене локомотивных бригад.

При технологической проверке автотормозов грузового поезда определяется величина изменения плотности тормозной сети и действие тормозов вагонов головной части поезда.

135. Полное опробование тормозов производится от стационарной компрессорной установки или локомотива, сокращенное и технологическое — только от локомотива.

136. При опробовании автотормозов в поезде управление тормозами состава с локомотива выполняет машинист, а от стационарной установки ‑ осмотрщик вагонов или оператор. Действие тормозов в составе и правильность их включения проверяют осмотрщики вагонов.

Допускается при проведении опробования тормозов применение электронных систем. Применение таких систем должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации, согласованным с владельцем инфраструктуры.

137. Плотность тормозной магистрали при зарядке сжатым воздухом от локомотива должны проверять машинист и осмотрщик вагонов при полном и сокращенном опробовании автотормозов, если оно выполняется после полного опробования от стационарной установки. При сокращенном опробовании автотормозов в других случаях присутствие осмотрщика вагонов в кабине локомотива при проверке плотности не требуется.

138. На промежуточных станциях и разъездах, где нет штатных осмотрщиков вагонов, полное опробование автотормозов в поездах выполняют осмотрщики вагонов, направленные с ближайших пунктов технического обслуживания вагонов, или работники, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры,

На станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, к проверке действия автотормозов хвостовых вагонов при сокращенном опробовании в пассажирских поездах привлекаются начальник поезда и проводники вагонов, а при проверке в грузовых поездах или работники, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры.

В пассажирских поездах к опробованию тормозов на перегонах привлекаются начальник (механик-бригадир) поезда и проводники вагонов.

На перегонах сокращенное илитехнологическое опробование тормозов выполняет локомотивная бригада.

При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом к сокращенному опробованию тормозов на станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах привлекаются начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводники вагонов (головного, хвостового) по требованию машиниста, передаваемому по радиосвязи.

139. На станциях, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей пункт технического обслуживания.

Порядок предъявления составов поездов к техническому обслуживанию и оформления их готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в состав поезда на станциях, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, устанавливает руководитель подразделения владельца инфраструктуры. На таких станциях при прицепке к одиночно следующему локомотиву не более пяти вагонов осмотр и полное опробование автотормозов выполняются локомотивной бригадой без вручения машинисту локомотива «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», а данные о весе поезда, тормозном нажатии с учетом веса и тормозных средств локомотива, дате, времени полного опробования тормозов, плотности тормозной магистрали машинист локомотива записывает в журнал технического состояния локомотива, хранящийся на локомотиве, и расписывается вместе с помощником. При этом исправные автотормоза должны быть включены на соответствующий режим торможения, за исключением случаев, предусмотренных для перевозки специальных грузов. Последние два вагона в поезде должны быть с включенными и исправно действующими автотормозами. Максимальная скорость движения поезда определяется по фактическому наличию тормозного нажатия в сравнении с потребным с учетом веса и тормозных средств локомотива. По прибытии в депо машинист должен сделать копию записи в журнале технического состояния локомотива и сдать ее вместе со скоростемерной лентой (электронным носителем системы параметров движения поезда).

Поезд следует без «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» до первой станции с пунктом технического обслуживания грузовых вагонов, где должно быть выполнено полное опробование автотормозов и машинисту выдана «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», со скоростью, при которой должна быть обеспечена безопасность движения.

140. Опробование тормозов перед отправлением поезда выполнять после зарядки тормозной магистрали зарядным давлением, указанным в таблице V.1. Время от начала отпуска при опробовании до отправления на затяжной спуск пассажирского поезда должно составлять не менее 120 секунд (2 минут), грузового поезда – не менее 240 секунд (4 минут).

141. В поездах производить вначале опробование электропневматических тормозов, а затем – автоматических.

142. Опробование автотормозов в сплотках из недействующих (холодном) локомотивов или вагонов мотор-вагонного подвижного состава выполняют осмотрщик вагонов совместно с проводниками сплоток. При этом проверяются выход штоков всех тормозных цилиндров и соответствие их нормативам, указанным в руководстве по эксплуатации локомотива.

После полного опробования тормозов осмотрщиком вагонов выдается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».

На станциях опробование автотормозов в сплотке из действующих локомотивов выполняется работниками локомотивных бригад без вручения машинисту ведущего локомотива «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», а данные о количестве, номерах и сериях локомотивов, тормозном нажатии с учетом веса и тормозных средств ведущего локомотива, дате, времени полного опробования автотормозов, плотности тормозной магистрали машинист ведущего локомотива записывает в журнал технического состояния локомотива и расписывается вместе с помощником.

Ответственность за проверку правильности установки кранов в кабинах локомотивов сплотки и опробование автотормозов возлагается на локомотивную бригаду ведущего (головного) локомотива.

143. В случае выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается выполнять их отпуск вручнуюдо выяснения причин неотпуска. В этих случаях необходимо проверить наличие перекрытых концевыхкранов в тормозной магистрали поезда, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны. Неисправные воздухораспределители заменить, а на промежуточных станциях выключить, перекрыв кран на воздухопроводе от тормозной магистрали к воздухораспределителю и выпустив воздух из рабочей камеры через выпускной клапан, убедившись в отходе тормозных колодок от поверхности катания колес, сделав об этом отметку в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» и следовать до ближайшей станции с пунктом технического обслуживания грузовых вагонов, где неисправность должна быть устранена.

144. Обязательный порядок проведения опробования и проверки тормозов приведен в Приложении 2.

Владелец инфраструктуры может ввести дополнительные проверки с изменением обязательного порядка проведения опробования и проверки тормозов, если это не угрожает безопасности движения.

145. Ответственность за достоверность данных по опробованию тормозов в поездах и достоверность данных «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» несут осмотрщики вагонов, а там, где нет осмотрщиков вагонов – работники, выполнявшие опробование, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры,.

Ответственность за достоверность данных по опробованию тормозов в бортовом журнале технического состояния локомотива несет локомотивная бригада, выполнявшая опробование.

146. По результатам полного опробования автотормозов в поезде, а также после сокращенного, если предварительно на станции было выполнено полное опробование тормозов состава от стационарной установки или локомотива, осмотрщик вагонов (или работник, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры) составляет в двух экземплярах под копирку «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» и подлинник вручает машинисту ведущего локомотива.

При составлении и выдаче машинисту «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» результат проверки плотности тормозной магистрали поезда от локомотива записывает работник вагонного хозяйства, выполнявший проверку действия при опробовании автотормозов; в остальных случаях, если не было изменения состава поезда, результат проверки плотности тормозной магистрали при опробовании тормозов записывает в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист с последующей росписью.

В «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»должны быть указаны данные о требуемом расчетном и фактическом нажатии, расчетном количестве стояночных (ручных) тормозов в осях для удержания грузовых, грузопассажирских и почтово-багажных поездов на месте и фактическое наличие исправных (ручных) тормозных осей в этих поездах, номер хвостового вагона, величина выхода штока тормозного цилиндра на хвостовом вагоне, количество (в процентах) в поезде композиционных колодок, время вручения справки и номер вагона, у которого встречаются осмотрщики при опробовании тормозов (при опробовании тормозов тремя и более осмотрщиками ставиться символ «Т» и количество осмотрщиков), данные о плотности тормозной магистрали поезда, значение зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона грузового поезда, а в справке на грузовые поезда длиной более 100 осей – время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов, а также данные о плотности тормозной магистрали поезда в поездном положении управляющего органа крана машиниста и в положении, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения. После опробования с выдержкой в течение 600 секунд (10 минут) перед затяжными спусками — сделать в справке отметку о выполненном опробовании с выдержкой времени.

147. Результаты полного опробования тормозов от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров хранятся на электронном носителе и распечатываются в бумажном виде. Распечатка совместно с копией «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» хранятся не менее семи суток у должностного лица, назначенного руководителем подразделения, работник которого выполнял полное опробование тормозов.

148. «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист должен хранить до конца поездки и по прибытии в основное депо сдать вместе со скоростемерной лентой (электронным носителем системы параметров движения поезда).

Если происходит смена локомотивных бригад без отцепки локомотива, то сменяющийся машинист обязан передать имеющуюся у него «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» принявшему локомотив машинисту. Последний на скоростемерной ленте (или на сопроводительном листе электронного носителя системы параметров движения поезда), делает пометку «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии на поезд №… с фактическим нажатием (по данным справки…) получил от машиниста (фамилия, имя, отчество сдавшего машиниста), с подписью получившего машиниста (фамилия, имя, отчество) и наименованием депо.

149. Машинист, получив «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» обязан убедиться, что отмеченные в ней данные о тормозах поезда соответствуют нормам и требованиям. При следовании с поездом двойной или многократной тягой машинисты всех локомотивов перед отправлением должны лично ознакомиться с данными, указанными в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».

150. При каждом сокращенном опробовании автотормозов осмотрщик вагонов, а там, где эта должность не предусмотрена работники, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры, делают отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов (включая отметку о происшедшем изменении состава с указанием номера хвостового вагона) в имеющейся у машиниста «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».

При прицепке (отцепке) вагонов, новые данные о плотности тормозной магистрали в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» заносит работник, на которого возложена обязанность выполнять опробование тормозов.

Если сокращенное опробование автотормозов пассажирского поезда было выполнено с привлечением начальника (механика-бригадира) поезда и проводников вагонов, то начальник (механик-бригадир) должен сделать отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов в имеющейся у машиниста «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».

На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщика вагонов, действие тормозов хвостовых вагонов в грузовых поездах проверяют работники, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры.

Перед отправлением поезда со станции формирования необходимо проверить работу пневматических и электропневматических тормозов на стоянке путем проверки прижатия тормозных колодок и выхода штока тормозного цилиндра при торможении. При отпуске тормозные колодки должны отойти от обода колеса, а шток - уйти в корпус тормозного цилиндра.

Полное опробование тормозов проводится в случаях:

На станции формирования перед отправлением;

После смены локомотива;

На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, без смены локомотива;

На станциях, предшествующих крутым затяжным спускам.

Полное опробование производится в следующей последовательности:

После зарядки тормозной магистрали всего поезда от локомотива, производится проверка целостности тормозной магистрали путем кратковременного открытия концевого крана у хвостового вагона - машинист наблюдает по манометру в локомотиве падение давления в тормозной магистрали;

Проверяют плотность тормозной магистрали согласно норм;

По сигналу осмотрщика (поднятая вертикально вверх рука), машинист отвечает одним коротким свистком и производит снижение давления в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм;

Осмотрщик проверяет прижатие колодок и выходы штоков тормозных цилиндров у всех вагонов в поезде;

По сигналу «Отпуск» (движение руки перед собой на уровне груди), машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного;

Осмотрщик проверяет отход тормозных колодок от обода колеса и уход всех шковов в тормозные цилиндры.

В каких случаях производится сокращенное опробование тормозов?

Перед отправление поезда в рейс необходимо произвести опробование тормозов всего состава. Установлено два вида опробования тормозов: полное и сокращенное.

Сокращенное опробование тормозов производиться в следующих случаях:

После прицепки локомотива, если предварительно было произведено полное опробование тормозов от стационарной установки;

После всякого разъединения тормозной магистрали в составе или перекрытия концевых разобщительных кранов;

После передачи управления второму локомотиву или смены кабины управления;

После смены локомотивных бригад без отцепки локомотива от поезда;

После стоянки пассажирского поезда на промежуточной станции более 20 минут.

На промежуточных станциях, где нет работников вагонных служб, к сокращенному опробованию тормозов может привлекаться начальник поезда или проводник хвостового вагона.


По указанию начальника поезда, проводник хвостового вагона путем кратковременного открытия концевого разобщительного крана на хвостовом вагоне проверяет целостность тормозной магистрали поезда.

Затем вертикально поднятой вверх рукой днем или белым огнем фонаря ночью подает сигнал в сторону локомотива о начале опробования - машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и понижает давление в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм. от зарядного давления.

Проводник проверяет прижатие тормозных колодок к ободам колес и выход штока тормозных цилиндров (80-120 мм) у двух хвостовых вагонов. Убедившись в этом, проводник подает в сторону локомотива ручной сигнал на окончание опробования тормозов горизонтальным движением руки на уровне груди днем либо фонарем с белым огнем ночью - машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного давления.

Проводник проверяет отход тормозных колодок от обода колес и возвращение штока в тормозной цилиндр в исходное положение у двух хвостовых вагонов.

В случае обнаружения неисправности в работе тормозов, проводник выставляет в сторону локомотива красный сигнал и вызывает по цепочке начальника поезда.

Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.

Сокращенное опробование выполняют:

 после прицепки поездного локомотива к составу, если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;

 после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

 после всякого разъединения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;

 в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см 2 , при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;

 в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45 , после стоянки поезда более 30 минут.

При выполнении сокращенного опробования тормозов по сигналу осмотрщика вагонов машинист выполняет разрядку тормозной магистрали на величину ступени торможения, как при полном опробовании, и устанавливает ручку крана машиниста в IV положение. Осмотрщик проверяет срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам. По сигналу осмотрщика «Отпустить тормоза» машинист отпускает тормоза установкой ручки крана машиниста в первое положение. В пассажирских поездах ручку крана машиниста выдерживают в этом положении до получения давления в уравнительном резервуаре 5,0 - 5,2 кгс/см 2 , а в грузовых и грузо-пассажирских поездах до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше зарядного. После этого ручку крана машиниста переводят в поездное положение. Осмотрщик вагонов проверяет отпуск тормозов двух хвостовых вагонов по уходу штока тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от колес. В случае прицепки в хвост поезда группы вагонов осмотрщик проверяет работу тормозов у каждого прицепленного вагона.

На станциях, где должности осмотрщиков вагонов не предусмотрены, к сокращенному опробованию привлекаются работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливается начальником дороги).

После выполнения сокращенного опробования тормозов осмотрщик вагонов обязан сделать отметку в справку формы ВУ-45 о его выполнении, а машинист заносит в справку данные о плотности тормозной сети.

Если сокращенное опробование тормозов в поезде производится после полного опробования от компрессорной установки, то осмотрщики вагонов обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда при втором и четвертом положениях ручки крана машиниста, целостность тормозной магистрали, замерить зарядное давление в магистрали хвостового вагона, а при длине грузового поезда более 100 осей определить наибольшее время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов. По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45 , как при полном опробовании.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняют в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад по действию тормозов двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов у каждого прицепленного вагона. В пассажирских поездах сначала выполняется сокращенное опробование электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Сокращенное опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива. Отпуск тормозов производят кратковременным, на 1 - 2 секунды перемещением ручки крана машиниста в первое положение с последующим перемещением ее поездное положение. Срабатывание тормозов и их отпуск контролируют по лампам сигнализатора в кабине локомотива, а также прижатию и отходу тормозных колодок от колес двух хвостовых вагонов.

Без выполнения сокращенного опробования тормозов или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.