Вездеход дт. Гусеничный вездеход "витязь". Трансмиссия и ходовое оборудование

Вездеход «Витязь» ДТ 30 - уникальное быстроходное двухзвенное транспортное средство на гусеничном ходу, которое сочетает в себе высокие показатели маневренности и проходимости, высокую грузоподъемность в сложных и экстремальных дорожно-климатических условиях.

Назначение вездеходов «Витязь»

Мощный гусеничный вездеход «Витязь» ДТ 30 предназначен для использования в нелегких суровых климатических условиях, характерных для отдаленных северных районов Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока. Его применяют главным образом для перевозки и доставки различных грузов (массой до 30 тонн и длиной до 13 метров) и разнообразного технологического оборудования, которое необходимо для выполнения народнохозяйственных работ. Также ДТ 30 успешно используется для перевозки людей в бездорожье. Кабина этого транспортного средства в полной мере соответствует всем требованиям удобства и комфорта как для водителя, так и для всех пассажиров.

Вездеход «Витязь» незаменим при проведении аварийно-спасательных операций. Благодаря такой машине у спасателей есть возможность преодолевать непреодолимые для обычной техники места: бездорожье, снежные заносы, разрушения, обвалы и т. п. Гусеничный вездеход быстро доставляет спасательную бригаду и все необходимое в бедствующую зону и гарантирует быструю эвакуацию потерпевших. Мощный тягач ДТ-30П способен успешно преодолевать водные преграды различной глубины (до 1,8 м). Модель ДТ-30 с уверенностью пересекает снежные и песочные завалы, лесистые территории.

Вездеход «Витязь» часто приходит на помощь при необходимости доставки различного оборудования (к примеру, пожарного) или спецтранспорта (кранов, экскаваторов, цистерн и т. д). Также это транспортное средство активно используется военными подразделениями. Проходимость машин настолько высока, что они могут преодолевать рвы, ширина которых 4 м и взбираться на 1,5-метровые склоны.

Гусеничные транспортеры производства ОАО МК «Витязь» благодаря своим высоким свойствам удостоены Государственной премии РФ.

Создатели

Создателями тягачей «Витязь» являются К. Осколков (автор этой идеи и главный конструктор проекта) и В. Савельев (первый генеральный конструктор вездеходов). Их снегоболотоходы соответствуют всем нормативам, предъявляемым Минприроды России к транспортным наземным средствам. Все модели оказывают на окружающую среду, растительный и почвенный покров самое минимальное воздействие. По уровню экологической безопасности они превосходят не только российские, но и зарубежные аналоги.

Конструкционные особенности «Витязей»

Вездеход «Витязь» (фото присутствуют в статье) создан по уникальной прицепной схеме, основанной на соединении звеньев. В конструкции использованы два сварных корпуса. Передний из них представляет собой кабину (там можно разместить экипаж до 7 человек). Для комфорта и уюта установлены автономные обогревательные и вентиляционные системы, а также отсек для трансмиссии и двигателя.

Второе звено (корпус) машины многофункционально. Здесь может быть размещен тентированный кузов или кузов-платформа. Кроме того, производители предусмотрели возможность оборудования первого корпуса кузовом-платформой или кузовом с тентом. Это очень удобная конструкция, если необходимо перевозить много разного груза.

Двигатель

Вездеход «Витязь» укомплектован многотопливным четырехтактным V-образным дизельным двигателем с водяным охлаждением, непосредственным впрыскиванием топлива и турбонаддувом. Для запуска мотора используется электростартер или пневмопуск. Двигатель легко запускается при t 50 градусов.

Трансмиссия

Используемая в «Витязях» трансмиссия также отличается своей эффективностью. Крутящий момент при появлении сопротивления движению изменяется плавно. Это достигается за счет использования гидродинамического одноступенчатого трансформатора.

Вездеход «Витязь» оснащен четырехскоростной коробкой передач с блокируемым дифференциалом, что позволяет легко ориентироваться в выборе оптимального режима движения в конкретных дорожных условиях.

Тормозная система

Надежную и качественную работу тормозной системы обеспечивают ленточные плавающие тормоза двух механических приводов. Между собой трансмиссионные агрегаты соединены карданными валами.

Поворотно-сцепной механизм имеет конструкцию, позволяющую звеньям транспортера поворачиваться независимо в разных плоскостях. Это позволяет транспортному средству эффективно преодолевать водные преграды и бездорожье.

Благодаря гидроцилиндрам, которые являются амортизаторами, обеспечивается плавность хода и преодоление 1,5-метровых в высоту препятствий.

Гусеницы с грунтом имеют максимальное сцепление.

Ходовая часть вездехода также отличается своими характеристиками. Различные новации позволяют избегать обледенения ходовой системы, которая эффективно самоочищается от снега, льда и грязи, что благоприятно сказывается на эффективности движения.

Вездеход «Витязь»: технические характеристики

Масса в полном снаряжении составляет 28 тонн.

Максимальная грузоподъемность - 30 тонн.

Длина перевозимого груза - максимум 6 метров.

Максимальное число посадочных мест для экипажа в кабине - 7.

Двигатель мощностью - 710 л. с.

Скорость движения транспортера:

  • по воде - до 4 км/ч;
  • по суше - до 37 км/ч.

У вездехода запас хода без проведения дозаправки составляет примерно 500 км.

Класс техники тяжелый
Полная масса 31500
Габаритные размеры, мм
Длина 13 726
Ширина 2 810
Высота по тенту 2 700
Мощность двигателя 710 л.с.
Масса в снаряженном состоянии, м 21,5
Грузоподъемность, т 10
Количество мест в кабине 5
Максимальная длина перевозимого груза, м 6
Мощность двигателя, л.с. 710
Максимальная скорость движения по суше, км/час 37
Максимальная скорость на плаву, км/час 5-6
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,22
Запас хода по топливу, км 500
Преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой):
максимальный угол подъема или спуска на сухом грунте
максимальный угол крена 35°
водные преграды на плаву 20°
Четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный, быстроходный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя.
Порядок чередования вспышек равномерный, через 60 град. поворота коленчатого вала.
Степень уравновешенности полная динамическая уравновешенность
Система смазки комбинированная, применяемое масло МТ-16П.
Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и эжекционным обдувом радиатора.
Система подогрева комбинированная с принудительной и термосифонной циркуляцией жидкости и подогревом масла в баке отработавшими газами подогревателя ПЖД-600.
Пуск двигателя сжатым воздухом из баллонов, дублирующий — электростартером от аккумуляторных батарей или от внешнего источника тока.
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 574 (780)
Частота вращения, с-1 (об/мин) 33,3 (2000)
Запас по крутящему моменту, % 18
Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 245 (180)
Удельная мощность, кВт/кг 0,59 (0,80)
Диаметр цилиндра, мм 150
Ход поршня, мм:
— в цилиндре с главным шатуном 180,0
— в цилиндре с прицепным шатуном 186,7
Рабочий объем, л 38,88
Минимальная температура надежного пуска, град. С 5
Допустимые условия эксплуатации двигателя:
— температуры окружающего воздуха, град. С -40… +50
— относительная влажность воздуха при 20С, % до 98
— высота над уровнем моря, м до 3000
Масса, кг 980

Вездеход Д-10П боле известный, как «Витязь», — это гусеничный вездеход, который предназначен для работы в сложных погодных, климатических условиях. Он способен преодолевать препятствия в труднодоступных местах и перевозить грузы массой до 10 тонн. Серийное производство данной модели началось в 1982 году. В настоящее время машину производят в ОАО «МК «Витязь». Купить снегоболотоход Д-10П можно на нашем сайте, оформив заказ. Д-10П эффективно проявляется себя в условиях бездорожья, болотистой местности, снежных заносах, а также в лесных дорогах. Помимо высокой грузоподъемности, он обладает отличной маневренностью и проходимостью.

Передняя кабина рассчитана на 4-7 человек, имеет систему вентиляции и обогрева.

Согласно техническим характеристикам данный вездеход может преодолеть рвы до 4 метров шириной, но согласно испытаниям он может преодолевать рвы до 8 метров шириной. Благодаря этому он в отдельных случаях может заменять воздушный транспорт.

Несмотря на достаточно высокую стоимость, Д-10П пользуется высокой популярностью на территории России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, так как позволяют решать поистине сложные задачи в тяжелейших условиях.

ДТ-10 Витязь - двухзвенный гусеничный вездеход, предназначенный для транспортировки в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность) при температуре окружающей среды от плюс 40 до минус 50 °C.

Вездеход Витязь относится к сочленённым гусеничным снегоболотоходам, сочетающим большую грузоподъёмность и грузовместимость с высокими показателями проходимости и манёвренности в особо тяжёлых дорожно-климатических условиях.

Интересна компоновка двузвенных вездеходов «Витязь». Она выполнена по прицепной схеме соединения звеньев. Вездеходы имеют два сварных герметичных корпуса-звена. На первом звене располагаются: кабина экипажа на 4-7 человек, оборудованная автономными системами обогрева и вентиляции; моторно-трансмиссионное отделение; кузов с тентом. Второе звено может быть выполнено в виде кузова с тентом или кузова-платформы для монтажа технологического и иного оборудования. Вариантное исполнение вездеходов предусматривает установку вместо кузовов грузовой платформы на оба звена.

Вездеходы семейства «Витязь» оснащаются четырехтактными V-образными многотопливными быстроходными дизелями жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя. Пуск двигателей осуществляется электростартером от аккумуляторных батарей напряжением 24 В, или пневмопуском сжатым воздухом из баллонов. Комбинированная система подогрева, с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла, позволяет производить запуск двигателя при температуре окружающей среды до –50°С. В вариантном исполнении снегоболотоходы оснащают дизельными двигателями с турбонаддувом ЯМЗ серии 840 или «Cummins».

Технические характеристики :

Масса в снаряженном состоянии, т 28

Грузоподъемность, т 30
Количество мест в кабине 5
Максимальная длина перевозимого груза, м 6
Мощность двигателя, л.с.710
Максимальная скорость движения по суше, км/час 37
Максимальная скорость на плаву, км/час 4
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,3
Запас хода по топливу, км 500
Преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой):
максимальный угол подъема или спуска на сухом грунте 30
максимальный угол крена 15

Отличительной особенностью конструкции вездехода является управляемое с места механика-водителя складывание звеньев в продольной и в вертикальной плоскостях. Складывание звеньев производится при помощи расположенных на поворотно-сцепном устройстве двух дополнительных гидроцилиндров управления. Гидроцилиндры могут работать в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины, в режиме амортизаторов, обеспечивая высокую плавность хода, а также, в качестве блокирующего устройства при преодолении рвов. Все это позволяет значительно повысить проходимость вездеходов, особенно при преодолении препятствий, в том числе, рвов шириной до 4-х метров и вертикальных стенок до 1,5 метров

На вездеходах применена гидромеханическая трансмиссия с одноступенчатым гидродинамическим трансформатором, обеспечивающим плавное изменение передаваемого крутящего момента в зависимости от сопротивления движения. Четырехскоростная коробка передач с блокируемым дифференциалом позволяет выбрать оптимальный режим движения транспортера в любых дорожных условиях. Для эффективной передачи мощности на каждом звене расположено по два планетарных бортовых и по одному коническому редуктору с блокируемым дифференциалом. Ленточные тормоза плавающего типа, с пневматическим приводом, а также дублирующий механический привод управления тормозами первого звена, обеспечивают надежную работу тормозной системы вездехода. Соединение агрегатов трансмиссии между собой осуществляется карданными валами с промежуточными опорами и зубчатыми муфтами. В вариантном исполнении транспортеры «Витязь» оснащают шестискоростной автоматической гидромеханической трансмиссией фирмы «Allison».

Конструкция поворотно-сцепного устройства позволяет независимо поворачиваться звеньям машины в горизонтальной, вертикальной и продольно-вертикальной плоскостях. Отличительной особенностью конструкции являются расположенные на поворотно-сцепном устройстве гидроцилиндры вертикального и горизонтального складывания, управляемые с места механика-водителя. Гидроцилиндры горизонтального складывания работают в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины. Гидроцилиндры вертикального складывания являются: амортизаторами - обеспечивают высокую плавность хода при движении; устройством принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости - позволяют преодолевать вертикальные стенки высотой до 1,5 метров. Возможность принудительного блокирования гидроцилиндров вертикального складывания позволяет переезжать рвы шириной до 4 метров. Обеспечивая взаимный поворот звеньев в продольно-вертикальной плоскости, ПСУ позволяет гусеницам транспортера иметь максимальное сцепление с грунтом.

Четыре широких активных резинометаллических гусеничных обвода со стальными поперечинами обеспечивают низкое удельное давление на грунт и высокую проходимость. Независимая высокоэнергоемкая торсионная подвеска оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем (гусматик) создает мягкость движения транспортера. Применение специальных полиуретановых покрытий в конструкции ведущих и направляющих колес, резиновых элементов ходовой части демпфируют рывки и удары, обеспечивает плавность хода при движении машины, увеличивая ресурс ходовой части и трансмиссии в целом. Конструкция ведущих колес предотвращает обледенение узлов ходовой части при отрицательных температурах. Оптимальный шаг расположения поперечин способствует эффективной самоочистке от грязи, снега и льда элементов ходовой части транспортера. Наиболее эффективны ДТ-10 в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях, возникающих во время стихийных бедствий, когда требуется в условиях бездорожья, наводнений, снежных заносов, обвалов и массовых разрушений быстро эвакуировать из зоны бедствия людей, доставить в зону бедствия спасателей с их оборудованием, врачей и продовольствие.

Гусеничный транспортер ДТ-10П «Витязь»

Транспортный 10-ти тонный 2-х звенчатый сочлененный вездеход «Витязь» предназначается для работ в тяжелых условиях Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. Он специально разработан выполнять свою работу на грунте с низкой несущей способностью. Рабочие температуры – (-50)- (+40) градусов. Первые вездеходы разработаны в 70-х годах прошлого века, и с 1977 года используются в гражданских сферах жизнедеятельности. ДТ-10 «Витязь» по классу относят к многоцелевым быстроходным сочлененным транспортерам, которые сочетают в себе хорошую грузоподъемность, высокую проходимость и большую скорость в тяжелых условиях передвижения.

Сам вездеход выполнен как два сочлененных герметичных сварных корпуса (звена). Передний корпус (первое звено):

Кабина, вместительностью до 7 человека экипажа;
- автономная система обогрева;
- автономная система вентиляции;
- МТО;
- кузовное отделение, покрытое тентом;
Второй корпус (второе звено):
- кузов, покрытый тентом или платформа для установки-крепления различного оборудования.

ДТ-10П «Витязь» выполняется в нескольких вариантах, есть возможность использовать грузовые платформы вместо кузовов. Двигатель вездехода – 4-х тактный многотопливный дизель с жидкостным охлаждением. Для запуска двигателя используют электрический стартер, запитанный от аккумуляторов 24В и пневмопуск от баллонов со сжатым воздухом. Принудительная термосифонная циркуляция масла и охлаждающей жидкости с комбинированной системой подогрева дают возможность запускать двигатель при -50 градусах. В некоторых вариантах на ДТ-10П «Витязь» устанавливают дизеля 840 «ЯМЗ» или двигатели «Cummins». Транспортер использует гидромеханическую трансмиссию и гидродинамический одноступенчатый трансформатор. Коробка передач - 4-х скоростная с дифференциалом блокируемого исполнения. Тормоза – ленточные плавающего типа с пневмоприводом и дублирующим приводом тормозов механического типа для первого звена. Поворотно-сцепное устройство обеспечивает машине преодоление вертикальных полутораметровых препятствий, переезжать ямы шириной до 4-х метров и обеспечивает надежное сцепление гусениц с грунтом.
Конструкторы предлагают использовать машину ДТ-10 «Витязь» для аварийных, спасательных и экстренных работ в разнообразных условиях климата и транспортировки.

ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В-46-5 (В-46-6)

Технические характеристики ДвигателЬ
Мощность двигателя, кВт (л.с.)574 (780)
Частота вращения, с-1 (об/мин)33,3 (2000)
Запас по крутящему моменту, %18Удельный расход топлива , г/кВт*ч (г/л.с.*ч)245 (180)
Удельная мощность, кВт/кг0,59 (0,80)
Диаметр цилиндра, мм150,0
Ход поршня, мм:
- в цилиндре с главным шатуном-180,0 -
в цилиндре с прицепным шатуном-186,7
Рабочий объем, л38,88
Минимальная температура надежного пуска, град. С5
Допустимые условия эксплуатации двигателя:
- температуры окружающего воздуха, град. С-40... +50
- относительная влажность воздуха при 20С, % до 98
- высота над уровнем моря, мдо 3000
Масса, кг 980
Четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный, быстроходный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя.
Порядок чередования вспышек - равномерный, через 60 град. поворота коленчатого вала.

Степень уравновешенности - полная динамическая уравновешенность
Система смазки - комбинированная, применяемое масло МТ-16П.
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и эжекционным обдувом радиатора.
Система подогрева - комбинированная с принудительной и термосифонной циркуляцией жидкости и подогревом масла в баке отработавшими газами подогревателя ПЖД-600.

БОЧКА МЕДА В АДРЕС "ВИТЯЗЯ"...

На Заводе транспортного машиностроения в башкирском городе Ишимбай выпускаются машины, создание которых смело можно назвать революцией в вездеходостроении.

Чтобы преодолевать препятствия, сравнимые со своей высотой (и любые другие), вездеход должен все время сохранять максимальное сцепление с "дорогой". То есть в идеале - как бы "обволакивать" преграду, "обкатывать" ее. Это можно реализовать двумя способами: либо, как в МЛБ, использовать колесно-шагающий привод, в котором колеса или гусеничные тележки установлены на концах опорных рычагов - "ног", либо сделать гибкой раму вездехода. Первый вариант пока не пригоден для тяжелых машин. Второй сегодня реализован в сочлененных конструкциях, лучшей из которых среди серийно выпускаемых машин обладают отечественные двухзвенные транспортеры семейства "Витязь".

Схема двухзвенного плавающего транспортера ""Витязь"".
Цифрами обозначены: 1 - 4-местная кабина экипажа; 2 - моторный отсек; 3 - двигатель; 4 - гидромеханическая коробка передач; 5 - карданный вал; 6 - бортовой редуктор; 7 - поворотно-сцепное устройство; 8 - опорный каток; 9 - топливный бак; 10 - грузовая платформа; 11 - тент;

Правильнее сказать, что двухзвенные "Витязи" состоят из трех основных частей: двух гусеничных модулей и трехстепенного поворотно-сцепного устройства. Именно оно, реализуя так называемый кинематический (в отличие от традиционного для гусеничных машин бортового) способ поворота, и придает сочлененному транспортеру свойства пресмыкающегося. Такой вездеход способен не только поворачивать, но и кренить один модуль относительно другого, преодолевая каменистые осыпи и завалы; задирать либо опускать нос и корму, влезая из положения "на плаву" на неудобный берег или на сходни десантного корабля (последнее во всем мире могут ТОЛЬКО плавающие "Витязи"); наконец, форсировать 4-метровые рвы или трещины, как сверхдлинная 15-метровая машина (говорят, в Антарктиде проходили и 8-метровые расщелины).

В результате двухзвенные транспортеры, серийно выпускаемые с 1982 г на построенном специально для этого заводе успешно заменяют... вертолеты! "Витязи" применяются пограничниками, геологами, нефте- и газодобытчи- ками и членами антарктических экспедиций. Сегодня именно ишимбайские снегоходы - основа транспортной инфраструктуры не только наших, но также южноафриканских и индийских станций в Антарктиде.

"Витязи" выпускаются в двух вариантах исполнения (не плавающий с большой платформой и плавающий), трехтипоразмеров - грузоподъемностью 10, 20 и 30 т (соответственно, обозначения - ДТ-10, ДТ-20 и ДТ-ЗО, для амфибий добавляется буква "П""). На всех машинах ставится дизель мощностью 710 л.с., все имеют одинаковый поперечный габарит. По опыту 10 лет эксплуатации появилась модификация "Вездесущий" - плавающий, с дизелем увеличенной мощности, с измененными обводами носовой части, сходнями для погрузки колесной техники и... бронированием. В середине 90-х в НИИ-21 испытывался ДТ-4П "Ледоруб", несущий, соответственно маркировке, 4 т груза; в серию он готовится на Рубцовском машиностроительном заводе.

Что же касается дальних экспедиций, то для ДТ-10П и ДТ-ЗОП созданы жилые блоки. В модели ДТ-10ПЖ переоборудовано второе звено, во внутреннем помещении которого размерами 5,8х2,5х2,5м могут жить 6-8 человек. Жилой блок ДТ-ЗОПЖ рассчитан на восьмерых и имеет габариты жилого помещения 6,33 х 2,77 х 2,5м. Таков же и автономный блок Ю-18ПЖ, который может прицепляться к обычному ДТ-ЗОП. Поворотно-сцепное устройство обеспечивает сочленению 2-го и 3-го звеньев те же возможности, что и у сочленения 1-го и 2-го, но привода на гусеницы прицепа нет, они вращаются свободно. Эта модификация создана уже прямо по заказу Российской антарктической экспедиции.

Показателем проходимости сочлененных машин можно считать путевую скорость. У каждого транспортного средства есть скорость максимальная, развиваемая в идеальных условиях и характеризующая, скорее, двигатель, чем машину в целом, а есть средняя путевая, получаемая делением длины маршрута на время его прохождения. Так вот, максимальная скорость "Витя- зей" по сравнению с "Харьковчанками" увеличилась всего на 6 км/ч (на 20%), зато путевая - в 2-3 раза!

И вот что интересно. Как правило, новая, тем более - принципиально новая машина рождается в жарких спорах, если не сказать схватках, разработчиков и заказчиков. И испытания двухзвенников заняли целых 15 лет. Но результат впечатляет: автор этих строк специально искал отрицательные отзывы о "Витязях" - ну не бывает же все так здорово... Не нашел.

Разумеется, нет предела совершенству, и ишимбайские двухзвенники неидеальны. Поворотно-сцепное устройство, при всех его блестящих возможностях, сложно и уязвимо. Механическая передача не позволяет наращивать число звеньев (напомню, уже 3-е пассивно). Здесь была бы более уместна гидравлическая или электрическая передача, но агрегаты с приемлемыми удельными характеристиками еще надо создать. Резинотканевые гусеницы хорошо работают до северных морозов в -50°, но при южных стужах в -70" начинаются проблемы. Эта же особенность конструкции затрудняет, мягко говоря, создание на базе "Витязей", например, пожарных или боевых установок. Но право же, всякая универсальность имеет пределы!

И ЛОЖКА ДЕГТЯ. К сожалению, эти революционные машины, полностью оправдывающие все свои названия ("вездеход", "Вездесущий"), выпускаются в малом количестве. Дело не в мощности завода, а в низкой кредитоспособности покупателей. В результате нет стимула для дальнейшего развития завода. И ни гражданам бездорожной России, ни застрявшим в снежном заносе бюргерам Мюнхена не поможет рассказ о том, что где-то у Южного полюса движется вездеход, для которого воистину нет преград... Кроме одной - денежной.

Наиболее подходящим транспортом для использования в суровых условиях климата Сибири и Крайнего Севера, а также в песках, лесах и бездорожье Дальнего Востока является двухзвенный вездеход «Витязь». Большая грузоподъемность и грузовместимость машины прекрасно сочетается с высокими показателями маневренности и проходимости в дорожных и климатических условиях повышенной сложности. Кроме того, он отлично справляется с ролью амфибии.
Снегоболотоход производства ОАО МК «Витязь» создан по уникальной схеме, которая предусматривает прицепное соединение двух сварных герметичных корпусов, именуемых звеньями.


Первое звено представляет собой кабину для экипажа из 4-7 человек, оснащенную автономными системами вентиляции и обогрева, а также отсек для двигателя и трансмиссии.
Второй корпус-звено многофункционален – здесь может бить размещен кузов с тентом, кузов платформа для монтажа различного оборудования и др.
Кроме того, производитель предусмотрел возможность оборудования первого звена кузовом с тентом или же кузовом-платформой.

Роль силового агрегата вездехода отведена V-образному многотопливному дизельному двигателю с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, способному работать при температуре окружающей среды от +40 °C до -50 °C. Пуск двигателей возможен двумя способами – при помощи электростартера либо пневмопуском. Возможность запуска двигателя при температуре воздуха до -50 °C обеспечивается комбинированной системой подогрева, посредством принудительной циркуляции масла и жидкости. В качестве опции снегоболотоход может быть оснащен дизельным мотором ЯМЗ-840 или же «Cummins».


Использование четырехступенчатой КПП с гидродинамическим трансформатором обеспечивает плавное изменение крутящего момента, с учетом сопротивления движению. А блокируемый дифференциал позволяет выбрать наиболее подходящий режим движения, в зависимости от дорожных условий. Тормозная система транспортера является практически безотказной, ввиду применения ленточных тормозов плавающего типа с пневмоприводом, а также дублирующих механических тормозов первого звена. При необходимости, производитель устанавливает на вездеход шестиступенчатую коробку автомат.

Одной из главных особенностей транспортера «Витязь» является дистанционно управляемое складывание звеньев в двух плоскостях, которое осуществляется посредством применения дополнительных гидравлических цилиндров. Кстати говоря, данные пневмоцилиндры с принудительной блокировкой используются также, в качестве вспомогательных поворотных механизмов, что значительно увеличивает маневренность машины. Таким образом, вездеход с легкостью может преодолевать рвы шириной до 4 метров и 1,5-метровые стенки.
Благодаря использованию четырех резинометаллических гусеничных обводов, удельное давление на грунт существенно уменьшатся и соответственно, увеличивается проходимость снегоболотохода. Независимая торсионная подвеска мягких опорных катков обеспечивает более мягкое движение машины. Для смягчения ударов и рывков в различных элементах ходовой части используется резина и полиуретан, что в большой степени увеличивает ресурс механизмов.


Ввиду своей высокой проходимости и многофункциональности, вездеходы «Витязь» большой популярностью пользуются при проведении различных спасательных операций в экстремальных условиях, ставших следствием стихийных бедствий. В условиях снежных заносов, наводнений, завалов, бездорожья транспортеры применяются для эвакуации пострадавших и доставки спасателей, продовольствия, медикаментов и оборудования.

Базовые технические характеристики вездеходов «Витязь»:
снаряженная масса – 28 т;
грузоподъемность – до30 т;
максимально возможная длина перевозимого груза – 6 м;
количество мест для экипажа – 4-7 чел.;
мощность двигателя – 710 л. с.;
запас хода без дозаправки – 500 км;
максимальная скорость по суше – 37 км/ч;
максимальная скорость по воде – 4 км/ч

Использование классического вездеходного транспорта сегодня невозможно в экстремальных природных условиях. Это происходит из-за серьезных препятствий, которые перед ним возникают. Поэтому основное передвижение по территории тайги и Крайнего Севера обеспечивают технические характеристики вездехода «Витязь» ДТ 30. Данный транспорт считается уникальной разработкой российских инженеров.

Отличительными чертами этой машины является сочленение сразу нескольких звеньев, а также повышенные показатели проходимости и маневренности. Большинство из экстремальных препятствий Тайги «Витязь» спокойно преодолевает. За счет этого модель используется в спасательных бригадах, которые выполняют свои функции при наводнениях, обвалах либо иных природных катаклизмов.

К тому же модели вездеходов применяются для транспортировки разного оборудования либо спецтехники в отдаленные и труднодоступные районы. Нередко для этих целей его используют нефтяные и газовые предприятия.

Вездеход Витязь

Благодаря своей конструкции «Витязь» ДТ-30 способен преодолевать рвы, а также овраги, чья ширина достигает 4 метров и взбираться на склоны, имеющие высоту порядка 1,5 метров. Конструкция такого вездехода выделяется среди его аналогов. Звенья машины способны складываться сразу в нескольких плоскостях, а весь процесс управления осуществляется из кабины. А для возможности свободного перемещения обоих звеньев на вездеходе установлено поворотно-сцепное устройство, оборудованное несколькими гидроприводами.

Правила эксплуатации

Несмотря на большие габариты и показатели веса, такой вездеход можно разгонять до 45-50 км/ч. При прохождении участков болот либо форсирования водных преград, предельная скорость составляет 4 км/ч.

Важно учитывать показатели угла заезда, которые не превышают 30 градусов. Это обусловлено способностью сочленения звеньев крениться на 15 градусов. Максимальный экипаж в кабине составляет 5 человек, а объем бака позволяет передвигаться приблизительно на 500 км, исходя из скорости движения и типа преодолеваемой местности.

Силовая установка Витязь ДТ 10 способна работать на любом виде топлива, но в таких случаях его технические характеристики изменяются.

Технические данные

С целью устранения возможных проблем, обусловленных недостаточным уровнем мощности либо крутящего момента, конструкторы укомплектовали болотоход «Витязь» 12-цилиндровой силовой установкой.

Параметры расхода горючего изменяются в зависимости от применяемого топлива. Стандартный двигатель выдает 780 лошадиных сил. К тому же возможен выбор одного из трех типов моторов, исходя из комплектации:

  • с немецким Cummins;
  • с двигателем ЯМЗ;
  • с силовой установкой ЧМЗ.

Характеристики вездехода

По причине большого разнообразия силовых установок, возникают определенные проблемы в обслуживании транспортного средства. Главной причиной этого считаются запчасти. Особенно это относится к ситуациям, когда на вездеход устанавливают немецкие моторы, из-за чего узлы и агрегаты для замены приходится ожидать порой несколько месяцев.

Сам тягач Витязь обладает грузоподъемность в 30 тонн, притом, что сам имеет массу 28 тонн в полностью снаряженном состоянии. Отдельно стоит отметить, что даже при полной загрузке давление, оказываемое гусеницами на землю, находится в пределах допустимого и равняется 0,3 кг/кв.см. Благодаря этому вездеход имеет повышенную проходимость, что позволяет предотвратить его увязание в болотистой местности.

Ходовая часть

Все варианты подобных транспортных средств повышенной проходимости оснащаются гидромеханической КПП, имеющей дополнительной трансформатор, за счет чего крутящий момент плавно передается на гусеницы. Дополнительно установлена блокировка дифференциала, что позволяет оптимально выбирать режим работы силовой установки в процессе движения по труднопроходимой местности.

На основных катках вездехода устанавливается независимая подвеска. Главным её рабочим элементом является торсион, внутри которого содержится пористый наполнитель. Благодаря этому «Витязь» передвигается плавно, исключая любые повреждения элементов крепления. А с целью уменьшить мощность удара на саму ходовую, применяются колеса, имеющие полиуретановое покрытие. За счет этого повышается долговечность самого вездехода.

Модификации

За счет своей конструкции, такой вездеход имеет большой потенциал для модернизации, а также увеличения проходимости и иных технических характеристик. Существует возможность применять «Витязи» с целью монтажа на них специализированного дорожно-строительного оборудования либо как универсальное шасси.

Проходимость Витязя

Витязь ДТ-30Э

Модель вездехода, на базе которого устанавливается экскаваторное оборудование. Его предназначением считается проведение земельных, а также дорожно-транспортных работ и транспортировка грузов. На такую модификацию вездехода устанавливают сразу 3 аутригера, имеющих автоматическое управление.

Дополнительно повышается уровень грузоподъемности, что позволяет перевозить, кроме грузов, еще и установленное оборудование, массой 12 тонн.

Витязь ДТ-30ПЭ1

Еще одна модификация вездехода, имеющего вид экскаватора для проведения строительных, а также земельных работ и перевозки грузов в болотистой местности. В ней на кузов второго звена устанавливаются откидные борта. Это позволяет транспортировать негабаритные грузы. Дополнительно модель оборудована гидравлическим манипулятором, насосом, а также компрессором и в некоторых случаях сварочным аппаратом.

Стоимость

Минимальная цена новые модели вездехода «Витязь» в кузове ДТ-30 начинаются от 6 миллионов рублей. Максимальная стоимость определяется типом комплектации, а также дополнительно установленного на заводе оборудования. Подержанные машины можно приобрести в среднем за 2,5-4 миллиона рублей. Однако даже б/у варианты полностью оправдывают свою стоимость, благодаря своим эксплуатационным характеристикам.

Болотоход Витязь – это российский вездеход, разработанный для использования в условиях тайги и Крайнего Севера. Это сделало популярным применение такого транспорта крупными нефтяными, а также газовыми компаниями.