Ваз 2109 можно ли. Цена и комплектации

4 / 5 ( 5 голосов )

ВАЗ 2109 (в народе называют «девятка), является советским переднеприводным транспортным средством II группы малого класса в кузове хэтчбек. Модель разработали и серийно производили на Волжском автозаводе с 1987-2004 года.

С 2004 года авто (ВАЗ-21093) до конца 2011-го собирали из машинокомплектов на украинском предприятии «ЗАЗ». Данное транспортное средство также является пятидверным исполнением ВАЗ-2108 в подразделении моделей Лада «Спутник». На рынке подержанных машин можно купить данный автомобиль и сегодня. Весь .

История автомобиля

Под завершение 1980-х, «АВТОВАЗ» принял постановление заполнить пустующую нишу комфортных и универсальных семейных моделей автомобилем ВАЗ-2109. То, что появился дебютный отечественный массовый переднеприводный автомобиль у Волжского автомобильного предприятия, было значительным событием не только для «волжан», но и для всей советской автомобильной промышленности.

Немного символично, но старт производства «восьмерки» пришелся на знаменательное событие, которое отмечалось осенью 1984 года – 60-летие автомобильной промышленности Союза Советских Социалистических Республик. По прошествии двух лет первоначальный конвейер автозавода в Тольятти выпустил опытно-промышленную партию из 159 моделей «девятки».

Новый вариант «зубила» унаследовал все технические новшества от старшей модели и смог мгновенно добиться уважения любителей авто. Среди всех моментов, главнейшим было «рациональное» число дверей. Однако невзирая на это, в серийное производство попал трехдверный вариант. Возникает логичный вопрос, почему?

Потому что в государстве, где личный транспорт считался изыском, а счастливые владельцы автомобилей ощущали на себе транспортные трудности их сородичей и друзей, запросам водителей в большей степени соответствовал стандартный 3-объемный вариант седан. В течение продолжительного времени все советские машины серийного производства производились как раз в таком кузове.

Более продуктивные универсалы, которые выпускались в малых количествах, начали продавать лишь под конец 1960-х годов, и они считались большим дефицитом. О прочих версиях кузова не было и слова: директора автомобильных предприятий даже не рисковали проводить эксперименты, объективно считая, что эти программы не будут положительно встречены «в верхах».

Но в случае с «восьмеркой» все получилось в обратном порядке. В завершение 1970-х годов вся Европа была буквально захлестнута модой на хэтчбеки. Руководители автозавода в Тольятти, желая соответствовать современным тенденциям, во время проектировки новой модельной серии решили внести в нее, кроме штатного седана и принципиально свежие для советского промышленного оборота 3- и 5-дверные хэтчбеки.

Выход на заграничный рынок новой машины, спроектированной с нормами мировых направлений, должен был усилить экспортные места ВАЗа. В министерстве автомобильной промышленности пыл инженерного состава из Тольятти немного охладили, рассчитав невозможность финансирование постановки на конвейерную сборку всех 3 версий.

В реальности можно было освободить только одну линию заводского конвейера для сборки 2-х стандартизировавшихся модификаций. В роли тех самых «счастливчиков», как выяснилось, были хэтчбек, которые имели очень много общих кузовных элементов. В роли базовой версии решили выбрать более дешевую трехдверную машину, а через пару лет, к ней «пришла на помощь» пятидверка.

Версию в кузове седан (ВАЗ-21099) получилось внедрить в серийное производство только под конец 1990 года. Хотя именно эта задержка в некотором смысле пошла на пользу самому предприятию, так как при появлении седана ощущалась бы острая конкуренция с версией хэтчбек, что никак не входило в планы руководства Волжского автомобильного завода.

Внешний вид

С внешней стороны, ВАЗ-2109 является эволюцией советской машины. Тут можно заметить переход к кузовным линиям прямоугольного типа, который отчетливо выделяют носовые фары, получившие форму трапеции, а также радиаторная решетка плоской формы и немного наклоненный капот. Фонари указателей поворота решили расположить на длинные передние крылья.

Спустя некоторое время на все «девятки» стали устанавливать гидравлический корректор фар, а некоторые транспортные средства имели щеточный фароочиститель. В 1989 году прошел дебютный рестайлинг экстерьера «девятки», который содержался в переходе от небольших передних крыльев к более «длинным». Наиболее сомнительной составной частью в экстерьере «восьмерки» и ВАЗ-2109, являлась так называемая маска носовой области.

Она была достаточно сложной по своему типу кузовной деталью, которая примыкала к капоту и крыльям, установленным впереди. Комбинированная область маски имела клюв, который выступал вперед облицовки радиатора. По бокам такой необычной структуры установили блок-фары. Такая груда элементов уменьшала, итак небольшую элегантность советской машины, а четкие линии соединения облицовки с крыльями выглядели неприятно.

Решили использовать только цельное крыло, без всяких «ухищрений», что улучшило внешний вид ВАЗ 2109. После этого установили новую решетку, где были две продольные полосы в большом обрамлении. Через некоторое время стали применять новую версию, состоящую из 3-х массивных полос, лишенной любой оправы.


ВАЗ-2109 с обновленной радиаторной решеткой

Боковая часть обладает все теми же прямыми линиями дверей и крыши, колесными арками и средней высотой дорожного просвета. «Девятка» очень похожа на свою предшественницу, ВАЗ-2108, которую прозвали «зубило». Такая же форма носа есть у советского хэтчбека. Необычно большие двери и толстая центральная стойка прибавляет модели «спортивные черты».

На «девятке» ширину установленных впереди дверей снизили с 1 264 до 1 025 миллиметров. Благодаря этому, дизайнерская группа смогла внести в боковую часть кузова задние двери, ширина которых составляет 885 миллиметров. Задние фонари прямоугольного типа ограничиваются линией крышки багажного отделения, имеющей также резкий переход под углом к крыше.

Пятая дверь получила расположение заднего стекла с дворником, а бамперы, вместе с боковыми юбками, решили сделать из черного пластика (впереди стоит аналогичный бампер). Дизайн ВАЗ 2109 обладает некой стремительностью линий, но до спортивной машины ему очень далеко.

Тут разработчики делали большой упор более на практичных сторонах транспортного средства. Когда наступил 1987 год, новая модель освоила выпуск бензобаков из пластмассы, которые намного легче и проще в сборке, нежели остальные. ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 уже обладали бензобаками из стали и пластмассы.

Стоит признать, что спустя время от производства пластмассовых баков, решили отказаться, так как были проблемы с проницаемостью паров бензина.

Интерьер

Внутреннее убранство ВАЗа напоминает минимализм 1980-х годов. Приборная «доска» и торпедо создают почти прямой угол. Существует всего 3 вида панелей: «низкая», «высокая» и «европанель». Если говорить за качество применяемого пластика в роли отделки, то оно далеко от идеала.

Конечно, при помощи установки пластика в салон «девятки», удалось понизить вес машины, но с другой стороны, лишил ВАЗовские автомобили того налета роскоши, который запоминается Жигули классического подразделения. Если посмотреть по-другому, то эргономический уровень неплохой, поэтому отвлекаться от управления транспортным средством на дороге не приходится.

Отчасти этого удалось достичь с помощью компактного расположения органов управления. Внутри руля есть один поперечный элемент изогнутого типа с кнопкой звукового сигнала. Подушки безопасности заводом не предусмотрены. В целом интерьер ВАЗ-2109 сугубо практичен с претензиями на уровень комфорта.

Невзирая на лаконичную «низкую» приборную «доску», она довольно удобная. Хотя многим пришлась по душе именно высокая панель 2109. Установленные впереди сидения получили подголовники. Кроме этого, передние сидения имеют верхние точки крепления ремней безопасности, регулируемые по высоте.

Упругие сидения обладают неплохой фиксацией тела. Но рослому водителю будет недоставать выбор регулировок своего кресла в продольной плоскости. Задний диван, хотя и рассчитан на троих пассажиров, комфортно смогут расположиться только два человека.

Не стоит забывать, что их рост должен быть не больше 175 см. Объем багажного отделения у советского хэтчбека составляет достаточно скромные 270 литров полезного пространства (более практичный соплатформенник получил уже 400 литров).

Технические характеристики ВАЗ 2109

Двигатель

В роли моторов, отечественные инженеры использовали различные силовые установки с разным объемом и мощностью. Самые первые модели советского производства шли с 1.1-литровым двигателем.

Базовый вариант «девятки» оборудовали 4-тактным, восьмиклапанным, четырехцилиндровым силовым агрегатом «восьмерки», рабочий объем которой составлял 1 295 кубических сантиметров. Такой «движок» развивал 64 лошадиные силы при 5 600 оборотах в минуту. Пиковые вращающие усилия (94 Нм) набирались после 3 400 оборотов в минуту.

Предельный скоростной режим был на уровне 148 километров в час. Первая сотня достигалась за 16 секунд. Такой скромный мотор потреблял в городском режиме около 8.7 литра на каждые сто километров и 5.7 литра за городом.

Вариант 21093 обладает уже карбюраторным двигателем 21083. Он получил объем 1 499 кубических сантиметров. Предельная мощность в 69 «лошадей» достигается после набора 5 600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равняется 106.4 Нм уже при 3 500 оборотов в минуту. Разогнаться советский хэтчбек может до 155 километров в час, а первая сотня набирается за 15 секунд.

Логично заключить, что с повышением мощности, повышается и потребление бензина. Так, в городе этот показатель держится на уровне 8.6 литра на каждую сотню, а по трассе он падает до значения 5.9 литра на каждые 100 километров. Карбюратор ВАЗ 2109 назывался «Солекс» и представлял собой новые, более экономичные образцы.

Самым компактным принято считать 1.1-литровый двигатель, развивающий только 54 «лошади», которые были доступны при 5 600 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент 79 Нм доступен при 3 600 оборотах в минуту. Максимальная скорость не превышает 155 километров в час, а потребление топлива в комбинированном режиме около 6.7 литра на каждые 100 километров.

Кроме этого, позже начали выпускать двигатель ВАЗ 2109 инжектор. Он получил индекс 211180 и устанавливался в ВАЗ-21093i и 1.5 литра объема. Такой силовой агрегат способен выдавать 72 лошадиные силы, доступные при 5 600 оборотах в минуту.

Пиковый крутящий момент в 118 Нм, доступен при 2 800 оборотах в минуту. На каждые 100 километров пути, расход топлива ВАЗ 2109 составляет 8.0 литра в городской черте и 5.8 литра по трассе.

В инжекторной версии двигателя очень часто выходят из строя форсунки, но их можно ремонтировать самим или отдать на ремонт специалистам. В этом видео хорошо рассказывают как прочистить и промыть форсунки самим.

Коробка передач

КП для хэтчбека изначально шла с четырьмя скоростями, но с 1989 года, инженерный состав, решил внедрять пятиступенчатую коробку на «механике». Такая трансмиссия обладает однодисковым простым сцеплением, цилиндрической главной передачей, коническим дифференциалом и приводными валами со ШРУСами.

Также есть встроенная центральная пружина и тросовый привод. Коробка ВАЗ 2109 не сильно сложная, поэтому некоторые берутся ее ремонтировать даже своими силами.

Устройство советского переднеприводного хэтчбека обладает интересной особенностью. Для того чтобы включить заднюю скорость, следует направить рычаг КП до упора влево и вперед. Почти такой же принцип применяется для включения первой скорости.

Ходовая часть

Впереди решили установить полноценно независимую подвеску типа McPherson, которую еще называют «плавающая свеча». Сзади установили полунезависимую подвеску с поперечной балкой, которая работает на кручение.

По своему строению такая балка похожа с многочисленными переднеприводными машинами прошлых лет. Применяются амортизаторы гидравлического типа, пружины цилиндрической формы, а также нижние поперечные рычаги с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости.

В качестве тормозного устройства переднеприводной машины, применяют дисковые тормозные устройства с подвижными суппортами впереди и барабанные механизмы сзади. Расстояние между диском и колодкой настраивается в автоматическом порядке. Тормозной привод машины представлен гидравлическим методом.

Безопасность

Приборная панель плотно принимает удары. Органы управления, вместе с подголовниками и остальными элементами производились из мягкого пластика. Заводом предусмотрены козырьки от солнца, чтобы не слепить водителя, которые покрыли обшивкой. Вспомогательная защита от солнца предоставляется при помощи легкой настройки размещения внутреннего зеркала.

Работники завода предусмотрели систему взаимоперемещающихся, проглатывающих силу удара элементов, комбинированной со сдвигаемой в одну сторону каретку, которая при помощи настраиваемого запаздывания понижает энергию столкновения о руль. С помощью асферического вогнутого внешнего зеркала увеличивается масштаб обзора.

Оценивание расстояния до последующей сзади идущей машины получится только символично, так как присутствует мелкое искажение. Конструкторы ВАЗ 2109 предусмотрели ремни безопасности не только на передних сидениях, но и для сидящих сзади пассажиров. Такой элемент способен сохранить не одну жизнь!

Машина получила трехточечные ремни безопасности, где с автоматически накручивающимся устройством и блокировкой, предоставляющей при спокойном скоростном режиме полноценную независимость деятельности, вместе с тем тесно и с натяжением обхватывая туловище.

Во время сильного ускорения или отклонения машины по всем направлениям осуществляется быстрая блокировка ремня. Подобная опция не проверяется специальными резкими движениями туловища.

Краш тест

Цена и комплектации

Особенным уровнем комфорта «девятка» не отличалась, поэтому описывать в большей степени просто нечего. Уже тогда ее во многом превосходили иномарки. Но отечественный хэтчбек отличался ремонтопригодностью и наличием необходимых деталей.

Руль шел без гидравлического усилителя, поэтому физически приходилось хорошенько работать. Была штатная печка, простое рулевое колесо и стандартные сидения с установленными ремнями безопасности.

Можно было регулировать внешние зеркала из салона при помощи механического рычажка. На сегодняшний день приобрести ВАЗ 2109 можно только на вторичном рынке. Обычно ценник на данный автомобиль невысокий, поэтому купить машину на ходу можно уже от 60 000 рублей.

Отзывы владельцев

Невзирая на достаточно устаревшую модель, внешность и небольшие динамические показатели, а также низкий уровень комфорта, многие автомобилисты вполне неплохо отзываются о «зубиле». Радует простота и недорогое обслуживание. Детали можно приобрести за оптимальные средства, к тому же на барахолке. Ремонтировать можно самому. Автомобиль идеально подходит для тюнинга.

Неприхотливость машины известна многим. В положительные отзывы можно отнести довольно приемлемое потребление топлива, на уровне 8-10 литров в комбинированном цикле. Особенно дачников может порадовать хорошая высота дорожного просвета, позволяющая уверенно проезжать по неровностям и не бояться ухабистой дороги.

Плохо, что отсутствует гидравлический усилитель рулевого колеса, поэтому приходится прикладывать физические усилия, чтобы управлять машиной, особенно стоя на месте. Внутри удобно могут разместиться люди только на первом ряду сидений. Для второго ряда уже остается не так много свободного пространства в ногах и над головой. Втроем сидеть не очень комфортно, а проходящий в центре трансмиссионный тоннель, явно вызывает дискомфорт.

Согласно отзывам владельцев ВАЗ 2109, печка у хэтчбека работает странно, сначала салон наполняется холодным воздухом, и только потом начинает поступать теплый. Качество салона очень посредственное, пластик дешевый, везде слышны сверчки, заметны большие зазоры между панелями. Силовому агрегату очень часто недостает мощности, поэтому приходится раскручивать мотор до 4 000 оборотов в минуту.

При желании можно было бы установить кондиционер, но двигатель очень слабый, поэтому вопрос сам отпадает. Безопасность также далека от идеала, поэтому если будет серьезное ДТП, то в лучшем случае можно отделаться травмами. Только недавно, отечественные машины начали оснащаться многими системами, обеспечивающими безопасность, но ВАЗ 2109 это, понятное дело, не коснулось никак.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Недорогой автомобиль советского производства;
  • Передний привод, несомненно, можно считать преимуществом;
  • Приемлемая высота дорожного просвета;
  • Неплохая динамичность, высокая скорость, приятная управляемость и достаточная устойчивость на разных покрытиях;
  • Отопление и вентиляция хорошо справляются со своими задачами и подают воздух сразу в несколько точек, что улучшает равномерное распределение теплового воздуха по салону;
  • Приемлемое потребление топлива;
  • Идеально подходит для тюнинга;
  • Доступность запчастей и хорошая ремонтопригодность.

Минусы машины

  • Коррозия металла;
  • Внешность явно на любителя;
  • Небольшой ресурс некоторый деталей;
  • Посредственная шумоизоляция салона;
  • Низкая комплектация;
  • Очень мало свободного пространства, особенно для сидящих сзади пассажиров;
  • Маленькое багажное отделение;
  • Плохая проходимость;
  • Некачественный салон;
  • Низкий уровень безопасности;
  • Силовому агрегату явно не хватает мощности.

Подводим итоги

После ознакомления с советским хэтчбеком ВАЗ 2109, остаются противоречивые ощущения. С одной стороны, это автомобиль, который смело шагнул в будущее, ведь раньше были только заднеприводные модели, но с другой, качество советского автопрома хромает по многим параметрам и существенно уступает иномаркам.

Однако среди всего прочего, авто идеально подходит для новичков, которые только учатся ездить, так как машину можно приобрести за «приземленный» ценник. Вдобавок ко всему, запчасти на хэтчбек можно найти повсюду, и они стоят не так дорого, что является несомненным плюсом. Производить ремонт можно самому в своем гараже, что также многое упрощает.

Несмотря на то что сегодняшний авторынок очень разнообразен, и найти недорогую иномарку не составляет труда, многие автолюбители предпочитают отечественные автомобили. Машины российского производства очень практичны и экономичны в эксплуатации в связи с недорогим сервисным обслуживанием. Те, кто готов отказаться от излишнего комфорта, купив отечественную машину, сделают правильный выбор. Одним из популярных автомобилей является ВАЗ 2109.

Описание машины

Этот автомобиль считается моделью, пришедшей на смену ВАЗ 2108. Они очень похожи, практически идентичны, если не считать количество дверей и небольшое различие в экстерьере. У ВАЗ 2109 количество дверей возросло до пяти. Так называемая «девятка» - это пятидверный хэтчбек, с длиной кузова 4 м. В первых моделях ширина кузова составляла 165 см, но в последующих снизилась до 162 см. Высота машины равна 140,2 см. В целом конструкция кузова гарантирует свободное пространство в салоне автомобиля. Кузов машины хорошо гасит ударную энергию, и это важно при серьезных столкновениях. Этот автомобиль отличается от своего предшественника очень вместительным багажником в 330 л. При желании можно увеличить объем багажника, сложив задние сидения. Таким образом, вместительность возрастет до 640 л. Это еще один большой плюс в практичности новой модели.

Достоинства «девятки»

Колея передней колесной базы составляет 140 см, а задней - 137 см. Общая формула колесной базы является стандартной. ВАЗ 2109 - автомобиль с передним приводом. Благодаря поперечному расположению двигателя «девятка» стала гораздо компактнее и легче стандартных «жигулей». Устойчивость и проходимость по сравнению с предыдущими моделями заметно повысилась. Заносы при пробуксовке на нестандартной и мокрой дороге практически исключены, даже при резком торможении.

Основными достоинствами данного автомобиля стали:

  • динамика и скоростные характеристики,
  • устойчивость на дорожном покрытии.

ВАЗ 2109: двигатель и его показатели

Под капотом хэтчбека могут быть установлены двигатели разного объема и мощности. Первые модели выпускались в комплектации с четырехцилиндровым, восьмиклапанным двигателем, объем которого составлял 1100 куб. см. В последующих моделях этот показатель увеличился на 1300 куб. см, а позже дошел до 1500. В 90-е годы также вышла модель с инжекторным двигателем. Автомобиль ВАЗ 2109, двигатель которого способен выдавать 78 л. сил, работает легко и непринужденно. Но особого внимания заслуживает инжекторный двигатель с объемом 1596 куб. см.

Инжектор или карбюратор? ВАЗ 2109 в различных комплектациях

Так, инжекторный мотор способен выдать 81 лошадиную силу. Его крутящий момент составляет 120 Нм при 2850 оборотах в минуту. Расход топлива с таким двигателем составляет 5,8 л по прямой трассе и 9,2л - в городских условиях. С карбюраторным двигателем автомобиль может развить максимальную скорость 154 км в час, а с инжекторным - до 165 км в час. Вполне объяснимо, почему многие предпочитают именно последний из двух перечисленных видов двигателя, то есть инжектор, а не карбюратор. ВАЗ 2109 показывает неплохие динамические качества. Кузов автомобиля неспроста имеет спортивный вид. Многочисленные фанаты отечественных автомобилей уважают «девятку» за ее легкость и динамику разгона.

Применение новых материалов

Автомобиль оснащен стандартной пятиступенчатой механической коробкой передач, работающей на однодисковом сцеплении. Рулевое управление на ВАЗ 2109 - реечное. Вообще, автомобиль достаточно неприхотлив. «Девятка» обладает удивительными аэродинамическими свойствами и всегда готова к быстрой езде даже по бездорожью. Разработчики всегда стремились снизить общую массу автомобиля. В связи с этим при изготовлении широко стал использоваться алюминий и высокопрочные качественные пластмассы. Даже бензобак в конечном итоге стал производиться из высокопрочной пластмассы. При этом характеристики автомобиля только улучшились. Полная масса машины составляет 1370 кг, а снаряженная - всего 945 кг.

Тюнинг автомобиля

Благодаря тому что ВАЗ 2109 является очень практичным и неприхотливым в обслуживании автомобилем, он пользуется популярностью среди молодежи. За счет своего своеобразного спортивного вида и большой легкости он идеально подходит для любителей тюнинга. Модернизация в этой области включает в себя не только преображение внешнего вида, но и тюнинг двигателя. Любители спортивной езды меняют следующее:

  • базовые бампера - на стильные спортивные обвесы,
  • ставят мощные, прямоточные выхлопные трубы,
  • штатные воздушные фильтры - на спортивные.

Автомобиль приобретает улучшенные аэродинамические свойства и повышенную мощность. Но на этом любители тюнинга не останавливаются и модернизируют двигатель на спортивный лад. Сегодня очень часто можно встретить ВАЗ 2109 с турбинными двигателями, которые принимают участие в уличных гонках наравне с иномарками.

Еще один способ тюнинга ВАЗ 2109 - замена приборной панели автомобиля. По конфигурации она схожа с панелями таких марок, как BMW 3, "Мазда 626", "Опель Вектра". Они настолько подходят по конфигурации, что не подвергаются никаким переделкам перед установкой в "девятку". Тот, кто задумает это осуществить, заменит приборную панель баз каких-либо проблем.

ВАЗ 2109, цена которого доступна каждому, хорошо зарекомендовал себя на российском рынке. И несмотря на то что с 2011 года производство «девятки» полностью остановлено, она по-прежнему пользуется высоким спросом. Чтобы сделать машину интересней, придется потратиться, но после тюнинга трудно будет узнать в ней ВАЗ 2109. Цена на такой автомобиль, конечно, возрастает. Затраты, вложенные в изменение и улучшение, добавляются в стоимость. Сегодня разброс стоимости «девятки» очень велик: от 50 до 200 тысяч рублей. Все зависит от состояния и года выпуска, но главное - от дорогостоящего тюнинга автомобиля.

Так получилось, что волей случая я стал владельцем Ваз 2109 1991 года выпуска. Нужна была машина, а знакомые как раз продавали ее, а также ее очень советовал тесть. Так как это была моя первая машина, то я поддался давлению окружающих. И вот ура, деньги отданы, машина переоформлена, ключи у меня, в общем все знают ощущение когда у тебя своя первая машина. Постоянно хочется на ней ездить- то в магазин, то знакомых подвести, то по грибы, то еще что. У меня Ваз 2109 1991 года с двигателем 1.3. Должен сказать, что если ездишь один, то данного двигателя вполне хватает. Если двигатель не убитый, нормально выставлено зажигание и в порядке топливная система, то машинка весьма шустрая. На гравийной дороге очень классно стартует с пробуксовкой. Конечно, если насадить полную машину народу, а в багажник нагрузить вещей, то машинке тяжеловато, так быстро не полетаешь.

Теперь постараюсь подробней остановится на плюсах и минусах которые я для себя выявил за почти 5 лет эксплуатации данной машины, начнем конечно с плюсов.
1) Ваз 2109 — очень ремонто пригодный автомобиль. Это значит, что бы с ним ни случилось, имея минимальный инструмент и запасные части, он всегда вернется домой своим ходом. Я всегда с собой возил запаску, набор ключей, коммутатор, домкрат, моток проволоки и кусок провода. Было разное, отрывал в лесу глушитель, посреди города переставал работать клапан холостого хода, пропадала искра, не крутил стартер, но я всегда знал, что имея общее понятие о том как работает машина я всегда смогу ее завести и доехать куда мне нужно. И как Барни из сериала «Как я встретил вашу маму» говорил: «Вызов принят» и всегда выходил победителем из выдвигаемых машиной задач. В этом по сравнению, например, с иномарками большое преимущество Ваз 2109. В иномарке прежде чем понять куда лезть нужно отдать деньги за диагностику и потом не всегда понятно что нужно делать.
2) Девятка — весьма простая в устройстве машина. Конечно, на последних моделях уже стоял инжектор, появились новые датчики, но все равно — электрика, ходовая, подвеска, тормоза остались практически такими же как и на старых моделях. Некоторые ругают, что неудобно, невозможно подлезть, проклятый ВАЗ и так далее. Я в таких случаях всегда вспоминаю товарища с Рено, модель правда не помню. Ему нужно было поменять генератор, так вот, для замены генератора
нужно было доставать двигатель из автомобиля — вот это издевательство. В таких случаях я всегда сравниваю с девяткой, на ней замена генератора займет не больше часа, а может и быстрее.
3) Стоимость запчастей. По сравнению опять таки с теми же иномарками запчасти на порядок дешевле. Тут я бы поделил владельцев на две категории: у которых машина хоть немного, но тюнингованная, опрятная, красивая. И на вторую категорию у которых машина — рабочая лошадка, чисто для передвижения и привоза чего либо. Первые товарищи естественно запчасти покупают на рынке, или в автомагазине, оно и понятно — машину они любят и берегут, а вот вторая категория очень легко может решать все свои проблемы на авторазборке. Приехал, выбрал что надо и за полцены забрал. Я так себе брал коммутатор, приехал на разборку — стоят две восьмерки. Взял отвертку, поднял капот, смотрю — BOSH-евский коммутатор, я его быстренько открутил и купил за 150 рублей, до сих пор на нем езжу. А в магазине за Астро пришлось бы рублей 500 отдать.
4) Машина — очень вместительная. Что только у меня в ней не ездило: холодильники, трубы, утеплитель, четырех метровые трубы, арматура, картошка, окна, двери и т.д. Благодаря убирающейся спинке заднего сидения и не до конца закрытой двери задка — можно очень много чего напихать, хотя с первого взгляда на машину этого не скажешь. Опять таки, сравнивая с иномарками — про седаны и говорить нечего, но девятка переплюнет и многие импортные хэтчбэки в плане вместимости.
5) Достаточно высокий клиренс позволяет без проблем ездить в лес по грибы по ягоды.
6) Достоинство это или нет, но я все же отнесу это к достоинствам — цена Ваз 2109. Машина весьма доступная для всех, даже простой студент может без проблем позволить себе старенькую девятку. Да и модели двухтысячных годов вполне можно купить за цену чуть более 1000 $. Благодаря невысокой цене на машине едешь и не боишься, что тебя подрежут и ты врежешься, либо на парковке какой-нибудь …. поцарапает дверь либо дети внутри, что нибудь вымажут — машина недорогая, не дрожишь над ней как над мерседесом.
7) Самая низкая стоимость транспортного налога, благодаря низкому весу.
8) Очень теплая печка, зимой, даже в тридцатиградусный мороз в машине всегда тепло.
9) Низкий расход топлива. Если все исправно и нормально настроено, то по городу машина берет 8-9 литров, по трассе 7 литров на сотню.
В общем, если Вам нужен простой, дешевый, вместительный и неприхотливый автомобиль, то Ваз 2109 вполне подойдет.

Можно ли установить на ВАЗ-2109 диски R14 (или еще больше)? Как это отразится на поведении машины и не возникнет ли проблем с ГАИ?

Колеса с посадочным диаметром шины 14 дюймов можно устанавливать на «вазовские» «Самары». Но при этом прочие размеры диска (ширина и вылет) не должны превышать определенных величин, иначе в поворотах и при максимальной загрузке автомобиля колеса будут задевать колесные арки и элементы подвески. Самое «узкое» место ВАЗ-2108, -09, -099 - задние арки и подвеска, которые часто «конфликтуют» с колесами увеличенных размеров.

Для «Самар» подходят штампованные стальные диски шириной 5 или 5,5 дюйма с вылетом (параметр ЕТ) 38 - 40 мм. Можно установить и легкосплавные колеса. В таком случае ширина диска должна составлять 6 дюймов, а ЕТ - 33 или 35 мм. При этом используется покрышка размерностью 175/65 R14 - например, такая, как в заводской комплектации автомобиля ВАЗ-2110 или Skoda Fabia. Возможно применение покрышек шириной 165 и 185 мм.

Кроме того, допускается установка на «девятки» и «восьмерки» и 15-дюймовых колес - при условии применения дисков с ЕТ, равным 30 - 35 мм, и с достаточно низкопрофильными шинами 185/55 R15. Ездят «восьмерки» и с колесами 195/50 R15. А вот еще более «крутые» шины 195/55 R15 и 205/50 R15 устанавливают только на переднюю ось или одновременно с доработкой подвески либо колесных арок.

На основании опыта эксплуатации «переобутых» «Самар» можно сказать, что рекомендуемый размер резины для колесных дисков R15 составляет 195/50, а для R14 - 185/60.

Напомним также, что для любых «вазовских» дисков диаметр окружности расположения четырех крепежных болтов (PSD) составляет 98 мм, что в каталогах кодируется как 4х98. Диаметр центрального отверстия в дисках для тольяттинских машин не должен быть меньше 58,5 мм.

Установка низкопрофильных шин позволяет улучшить управляемость автомобиля при маневрировании и повысить скорость прохождения поворотов. Низкие борта покрышек меньше сминаются при боковых нагрузках на шину, и руль становится «острее», а машина меньше отклоняется от траектории. Зато такие колеса хуже поглощают дефекты дорожного полотна и передают на кузов больше ударных нагрузок при езде по неровностям. Кроме того, покрышку с невысоким профилем даже при проезде выбоины на малой скорости легко «пробить» до диска, кромка которого может смяться вплоть до полного выхода из строя.

Стоит отметить, что правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобилей с шинами, размер которых «не отвечает модели транспортного средства». Впрочем, практика эксплуатации тюнингованных ВАЗов свидетельствует, что работники ГАИ обычно не имеют претензий к 14-дюймовым колесам - очевидно, благодаря тому, что дисками «на 14» на заводе комплектуют «Лады-2110», аналогичные по ходовой части «восьмеркам» и «девяткам». А вот с пятнадцатидюймовыми колесами вероятность «нарваться» на неприятности во время прохождения техосмотра выше.

Диаметр диска Ширина диска, дюймы Вылет, мм ЕТ Размер покрышки, мм/%
R13 J5,0 35-38 155/75, 165/70
J5,5 35-38 175/70, 185/65
R14 J4,0 45 135/80
J5,5 35 - 43 165/65, 175/65, 185/60
J6,0 35 - 40 175/65, 185/60
R15 J6,0 30 185/55
J6,5 30 195/55, 195/50
J6,5 35 195/50, 205/50
J7,0 35 195/50, 205/50

Подготовили Владимир Корницкий, Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича, Юрия Нестерова и Андрея Яцуляка