В россии обнаружены радиоактивные иномарки из японии. Безопасны ли японские машины после аварии на фукусиме

— Владимир Алексеевич, по данным таможенников, гамма-излучение в 49 автомобилях, задержанных на посту Владивостока, превышено в 2-6 раз. Насколько это опасно?

— Если радиационный фон превышен в шесть раз, мощность излучения составляет 6-8 мкЗв/ч на 1 килограмм массы. Предел техногенной зоны - 1 мЗв. Соответственно, человеку нужно где-то пару месяцев поездить, чтобы получить радиоактивное облучение.

— Водитель не будет находиться в автомобиле постоянно. Каким образом он получит облучение?

— Радиоактивная пыль, которой покрыты эти автомобили, содержит в себе элемент цезий-137. Он выводится из организма до 70 суток.

— Есть информация, что на автомобилях также превышена поверхностная доза бета-излучения. Каким образом это может сказаться на тех, кто находится снаружи?

— Радиоактивная пыль может попасть на кожу, может попасть в легкие. Это уже внутренне облучение, от него просто так не избавиться

— Какова будет степень поражения водителя, эксплуатирующего «загрязненный» автомобиль?

— Поскольку дозы воздействия будут малыми, то видимых следов наподобие «ядерного загара», отслоения кожи или выпадения волос не будет. Однако увеличивается в разы риск онкологических заболеваний. Это могут быть внутренние органы, кожа — в зависимости от того, на какую часть тела оказывалось большее воздействие. Ну и, конечно, общее ухудшение здоровья.

— Возможна ли процедура очистки загрязненных автомобилей?

— Да, но это довольно дорогостоящее занятие.

— В чем заключается эта процедура?

— Автомобиль проходит под очень мощной струей воды. Таким образом мы очищали радиоактивный чернобыльский металл. Вопрос только, куда потом девать эту «грязную» воду.

— Японские власти утверждают, что все автомобили подвергаются проверке. Каким образом эти машины были загрязнены?

— Это мог быть дождь или туман, или ветер, который дул из зараженного района.

— А откуда вообще могла возникнуть эта партия?

— Вероятно, это какие-нибудь частники-перегонщики. Юридические лица в нынешней ситуации строго следят за контролем.

— Некоторые дилеры сегодня запаслись дозиметрами, чтобы наглядно показывать клиентам «чистоту» продаваемых автомобилей. Насколько эта мера оправданна?

— Большой нужды в этом нет, поскольку новые автомобили ввозятся в контейнерах, а подержанные преимущественно на грузопассажирских паромах открытого типа и больше открыты внешним воздействиям.

— Япония производит не только машины, но и комплектующие, электронику, даже одежду. Почему ажиотаж именно вокруг автомобилей?

— Я не могу сказать, насколько эти отрасли японской промышленности обеспечены экспертами. Проблема такая есть. Если у вас в компьютере окажется источник радиоактивного излучения, в этом будет мало хорошего. Проверять надо все.

— На ваш взгляд, что следует делать с этими автомобилями дальше?

— Я думаю, что гораздо выгоднее с экономической точки зрения отправить их обратно в Японию. Ведь не все же автомобили, которые идут оттуда, заражены. Значит, есть возможность ввозить нормальные. Вот пусть и ввозят.

С момента аварии на Фукусиме прошло 5 лет, но вопросы о том, безопасна ли покупка автомобилей из Японии, нужно ли проверять их дозиметром радиации, продолжают оставаться актуальным для российских автолюбителей. Не удивительно. Россия для Японии – крупнейший рынок сбыта подержанных автомобилей.

Причины радиационного загрязнения автомобилей

Откуда вообще берутся радиоактивные машины? После аварии на АЭС в атмосферу попали радиоактивные элементы, которые с осадками и ветром распространились по широкой территории, «заражая» радиацией все вокруг. Опасность в том, что радиоактивная пыль, которой могут быть покрыты машины, содержит изотоп цезий-137.

Попадая через дыхательные пути в легкие, цезий становится источником внутреннего облучения. Радиоактивные изотопы оказывают сильное энергетическое воздействие на живые клетки, вызывая мутацию ДНК.

Автомобили и запчасти, как самый ходовой товар из Японии, стали основными «импортерами» радиации. Со временем масштаб проблемы заметно снизился, однако она не ушла совсем.

Ежегодно в страну ввозятся порядка 150 000 бывших в употреблении машин. Повышенный радиационный фон имеют примерно 0,2% автомобилей. 300 – 500 транспортных средств в год с повышенным фоном. Много это или мало? С точки зрения статистики – нет, но что если одна из трехсот машин досталась вам?

Перед отправкой на экспорт автомобили проходят проверку на радиационную безопасность. Российская таможня так же обследует при помощи дозиметров все прибывающие грузы.

Безопасным считается значение 0,2 мЗв/час. Если значение превышено в 2-3 раза, серьезных проблем в краткосрочной перспективе это не повлечет, но в разы увеличит риск развития опухолевых заболеваний, вызовет общее ухудшение самочувствия, обострение хронических заболеваний.

Чем и как проверить японский автомобиль на радиацию

Так стоит ли опасаться японских машин? Как таковых поводов для паники нет. Но чтобы развеять опасения перед покупкой автомобиля или запчастей можно проверить покупку персональным дозиметром радиации. Наименее вероятными «переносчиком» будет кузов, а вот на детали из пластика и резины стоит обратить более пристальное внимание.

Современные модели российских бытовых дозиметров не требуют специальных знаний. Простая и быстрая проверка раз и навсегда разрешит ваши сомнения, либо предостережет от опасной покупки.

Доза облучения свыше 1 микрозиверт в час вызывает смертельные телесные повреждения: лейкозы, раковые опухоли, стремительное развитие лучевой болезни. Также возможны генные мутации и хромосомные аберрации, которые проявятся на потомках. Обезопасить себя можно - достаточно проверить автомобиль на радиацию, а также рабочее место и квартиру. Те места, где человек проводит практически все время.

Специалисты нашей компании проводят точные замеры радиации, которую излучает автомобиль. В работе используется высокоточное оборудование, исследование занимает не более получаса. Результат - данные об излучении и возможность локализации конкретных деталей машины, которые вызывают всплески. Обслуживаем все районы Москвы и Московской области. Работаем с физическими и юридическими лицами. Цена услуги рассчитывается индивидуально.

Цена услуги - 1 000 рублей (c выездом специалиста 2 500р)

*Для уточнения стоимости - звоните!

Работаем по Москве и всей Московской области, возможен выезд в другие регионы.

Особенности проверки авто на радиацию

Обследование автомобиля осуществляется дозиметром и радиометром. Приборы сертифицированы, имеют необходимые документы. В процессе проверки замеряются гамма-излучения и уровень радона. По факту проведенной экспертизы выдается официально заключение о степени опасности транспортного средства. Дополнительно могут потребоваться измерения альфа и бета-излучений, чтобы полноценно проверить авто на радиацию.

Показатели радиации - МкЗв/ч:

  • Безопасно. 0,15-0,19.
  • Относительно безопасно. 0,2-0,6.
  • Зона повышенного внимания. 0,61-1,2.
  • Опасная зона. Более 1,21.

Если по результатам проверки уровень радиации превышает максимальный порог - 0,3 МкЗв/ч - необходимо принять срочные меры о частичной нейтрализации угрозы.

Снижение радиационного фона

В 2011 году на японской атомной электростанции «Фукусима-1» произошла авария с последующим мощным выбросом радиации. Трагедия косвенно сказалась на отечественном автомобильном рынке: более 40% иномарок в России - японского производства. Во избежание возвратов заводы в Японии обязались проверять автомобили на радиацию. Однако на практике машины с опасной дозой излучения все же проникают в РФ.

Самое безопасное решение - отказаться от покупки автомобиля, проверка которого показала повышенный уровень радиации. Существование фона - два года. Только по истечении этого срока воздействие снижается. Но это в большей степени относится к металлическим запчастям: пластик сильнее поддается радиоактивному влиянию. Существуют специальные жидкости, которые снижают радиацию. Кроме того, если есть отклонения от нормы - необходимо заменить воздушный фильтр и максимум пластиковых деталей.

Эффективно проверим автомобиль радиацию. Предоставляем подробное заключение, которое можно приложить к документам при продаже машины. Оставить заявку на просчет можно на сайте или по телефону.

Дальневосточная таможня заявила, что больше не будет пускать на территорию Дальнего Востока автомобили с превышенным радиационным фоном. Такие машины стали поставлять в Россию после аварии на АЭС в Японии. Впрочем, за время после катастрофы в Россию уже успело въехать немало «фонящих» авто.

Принято решение о запрете ввоза автомобилей с радиационным заражением на территорию Дальнего Востока. Такое заявление сделал начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Сергей Пашко. До этого «фонящим» машинам можно было пересекать границу после проведения дезактивации — специальной процедуры удаления радиоактивных веществ.

Раньше мы предлагали владельцу иномарки с выявленным превышением предельно допустимого радиационного фона проводить процедуру дезактивации, после чего такую машину пропускали. Процедура довольно дорогая, но люди ее проводили. Сейчас встал вопрос утилизации материалов, которые остаются после процедуры дезактивации. Их утилизацией никто не занимается, фактически была угроза появления радиационной свалки на Дальнем Востоке. В настоящее время принято решение отправлять выявленные радиационно опасные объекты обратно в Японию.

На территорию нашей страны автомобили с радиационным заражением начали поступать после событий на АЭС «Фукусима» в Японии в 2011 году.

Справка SmartNews

Авария на АЭС «Фукусима-1» произошла в результате землетрясения магнитудой 9,0 и последовавшего 10-метрового цунами, обрушившегося на северо-восток Японии. Удар стихии вывел из строя систему аварийного энергоснабжения АЭС, что привело к прекращению охлаждения ядерного топлива. После множественных утечек радиации превышение норм радиоактивности было обнаружено в воде и продуктах в ряде японских префектур. Правительство ввело ограничения поставки таких товаров и эвакуировало жителей из 20-30-километровой зоны отчуждения. Японское агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) присвоило аварии максимальный — седьмой — уровень опасности. Такой уровень устанавливался лишь однажды, во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Видео

Дальний Восток — традиционный массовый покупатель японских автомобилей. После аварии поток машин их Японии несколько сократился, но остался на прежнем высоком уровне. Среди автомобилей, прибывавших в порты Дальнего Востока, таможенники выявляли «фонящие» машины, радиационный фон которых был заметно выше нормального.

За 2011 год выявлено 332 объекта (это и автомобили и запчасти к ним). В том же году обратно в Японию было отправлено 145 объектов с превышением предельно допустимого радиационного фона. За 9 месяцев 2012 года на таможнях Дальнего Востока было выявлено 319 радиационно-опасных объектов из Японии, из них 284 были оправлены обратно.

В этом году, к примеру, в июле в порту города Корсаков на юге Сахалина таможенники задержали партию товаров из Японии. Некоторые образцы были с превышением допустимого уровня радиации. Так, задержаны автомобили в разобранном состоянии, которые заражены радиацией. Уровень радиации на некоторых экземплярах превышал норму почти в 2,5 раза. Это кузов от микроавтобуса, кабина грузовика, двигатель в сборе с ходовой частью автомобиля и машина «Мазда Демио». На объектах было выявлено наличие загрязнения радиоактивными элементами. По результатам первичной идентификации это цезий-137 — «индустриальный», что запрещено.

2,5 раза от нормы — это не критично. Возможно, что машина по северу страны ездила, грязь налипла в полости. Но ничто не гарантирует того, что ни одна сильно «фонящая» машинка не пролезет. Так что покупать — с дозиметром.

Заметка обращает внимание, что радиоактивные автомобили прибыли из Японии, и только намек на то, они могут быть утилизированы на территории РФ, позволяет сориентироваться и предположить, что автомашины эти купили наверняка дешевле, чем стоят такие в норме, жадные русские коробейники, чтобы на родине «нагреть» соотечественников.

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Чтобы «фонящие» машины все же остались в России, их владельцам предлагалось провести дезактивацию. Однако этой возможностью пользовались не все, в основном из-за ее стоимости.

Дезактивация, которая проходит в несколько этапов, довольно дорогостоящий процесс. Стоимость очистки одного кубометра может доходить до 200-300 тысяч рублей. Так что цена «помывки», которая может обойтись в несколько раз дороже самого автомобиля, ставит под вопрос целесообразность ее проведения.

Как рассказал SmartNews Иван Скогорев, директор ООО «Примтехнополис», занимающегося утилизацией опасных отходов, с момента аварии на японской АЭС было очищено более 50 автомобилей. При этом, утверждают в компании, дезактивированные автомобили абсолютно безопасны.

Экспертное мнение

директор ООО «Примтехнополис», SmartNews

— Дезактивация не приводит к полному очищению от радиации, а приводит фон в норму. Ездить на таком автомобиле безопасно.

Впрочем, в некоторых СМИ все же появилась информация о том, что «фонящие» авто преодолели таможенный контроль.

В редакцию нашей газеты позвонил житель города Вилючинска и рассказал о том, как в одном из автосалонов краевого центра он вместе со своим сослуживцем выбирал машину. С собой автолюбители взяли дозиметр, который, по мнению звонившего, показал, что радиационный фон осматриваемых ими машин в салоне превышен.

Однако представители надзорных структур категорически отрицают, что радиоактивные машины «просочились» через таможню.

Несмотря на то, что с момента землетрясения в Японии аварии на атомной станции «Фокусима» прошло больше двух лет, последствия этих событий до сих пор сказываются. Одно из проявлений - предметы с повышенным фоном радиации, а том числе автомобили и их компоненты. Авария на АЭС «Фукусима-1». Хроника и последствия

Россия, особенно регионы Дальнего Востока и Сибири, является одним из основных потребителей подержанных авто из Японии. Это связано в первую очередь с доступностью подобных машин, их надёжностью и удобством обслуживания. Часть автомобилей попадает в страну после их покупки на аукционах уже конкретными владельцами, часть ввозится компаниями для последующей продажи. Но и те, и другие проходят таможенную проверку, которая в том числе включает и различные экспертизы. Японским автомобилям и компонентам уделяется особое внимание с точки зрения проверки на радиацию.

Фонит или не фонит

Так Федеральная Таможенная Служба (ФТС) 1 августа сообщила о том, что Владивостокская таможня совместно с управлением Роспотребнадзора в июле2013 года выявила 13 объектов с повышенным радиационным фоном, среди которых в основном подержанная техника и запчасти к ней. По данным ФТС, число загрязненных объектов постепенно уменьшается: в 2011 году в квартал в среднем выявлялось 90 объектов, в 2012 - 75, в 2013 - в первом квартале найдено 59, во втором - 43. После дополнительных проверок принимается решение по каждому такому объекту. Причём оно не всегда бывает отрицательным, то есть некоторые машины разрешается ввезти на территорию страны. С момента аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» принято решение о запрете ввоза на территорию России 591 объекта, а всего было выявлено 697 объектов с повышенным радиоактивным фоном. СМИ: Жалобы на «фонящие» японские авто поступают только из России

Со своей стороны Японская Ассоциация автопроизводителей (JAMA) начала собственную проверку уровня радиации автомобилей, произведенных в стране. То есть, каждый автомобиль, предназначенный для экспорта тщательно исследуется на наличие опасных радионуклидов. По данным японского Министерства финансов, в 2012 году Япония экспортировала 131 999 подержанных автомобилей в Россию, и 300 единиц «фонящих» объектов составляют очень маленькую их часть.

«Россия является крупнейшим рынком подержанных автомобилей из Японии, и это единственная страна, которая продолжает жаловаться на радиоактивное заражение и отправляет машины обратно. Учитывая различные торговые барьеры, которые Россия наложила на Японию, как высокие тарифы на импорт, они просто не хотят иметь импортированных японских автомобилей», - рассказал изданию The Wall Street Journal Japan Ютака Шиота (Yutaka Shiota), управляющий директор ассоциации экспортеров подержанных автомобилей Японии.

Проверять или не проверять

Япония установила допустимую норму радиации на отметке 0,3 МкЗв/ч (микрозиверт в час). Но для экспортируемых в Россию автомобилей этот показатель составляет 0,2 МкЗв/ч, потому что Токио хочет избежать дополнительных расходов в случае возврата. Одна из самых больших «партий» из Toyota Corolla Fielder, Toyota Probox и Honda HR-V была ввезена теплоходом «Трэвинд Глори» из Японии 23 июля 2013 года. По информации ФТС, уровень ионизирующего излучения на объектах составляет 0,15, 0,19 и 0,17 МкЗв/ч соответственно и превышает уровень естественного фона примерно вдвое (0,08 МкЗв/ч).

У человека естественный усредненный радиационный фон обычно лежит в пределах 0,10-0,16 МкЗв/ч. Норма - значение не превышающее 0,20 МкЗв/ч. Безопасным уровнем считается порог в 0,30 МкЗв/ч. То есть все ввезённые автомобили в принципе соответствуют допустимой норме и могут эксплуатироваться.

Для тех же, кто хочет быть уверенным в собственной безопасности, появились компании, которые за сравнительно небольшие деньги проверяют автомобиль на наличие радиационного фона. Услуга стоит около 1500 и распространена в крупных городах Дальнего Востока, Сибири и Урала. Трагедия в Японии. Как уберечься от облучения?

Для самостоятельной проверки нужно или искать дозиметр у знакомых, или арендовать (около 1000 руб. в сутки) его, или приобретать самостоятельно. На рынке существует масса предложений подобных приборов, которые отличаются точностью измерений, количеством воспринимаемых излучений, и прочими характеристиками. Стоимость самого простого бытового дозиметра начинается от 4000 рублей, а профессиональные стоят около 20000 и выше.

А что если «фонит»

Если автомобиль ещё не куплен и дозиметр показывает на нём пусть и небольшой, но радиоактивный фон, то от него конечно лучше отказаться. Сложнее поступить, если автомобиль был заранее выбран и оплачен. Теоретически от него можно отказаться, потеряв некоторую сумму денег, которая обычно прописывается в договоре на поставку. Но при низких показателях радиации можно оставить машину себе. Ведь существуют целые города, в которых природой заложен повышенный радиационных фон - поселения в высокогорных районах, или в зонах с полезными ископаемыми с примесями урана или тория.

Срок существования опасного радиационного фона определён 2 годами. По его истечении воздействие должно снижаться. Но на некоторых объектах след радиации держится дольше. Автомобиль состоит из разных деталей, которые могут нести различный фон. Кузов наименее подвержен воздействию и легче отмывается (существуют специальные растворы, снижающие уровень радиации). Большее излучение «впитывают» различные детали из пластика и резины. И если у автомобиля есть хоть небольшое отклонение от нормы, на нём нужно поменять салонный и воздушный фильтры.