Узел для вытаскивания автомобиля. Такой «спасательный набор» лучше иметь в запасе. Избегаем проблемных участков дороги

Стоимость выезда профессиональных спасателей для оказания услуги помощи по освобождению автомобиля из плена – от 5000 рублей

Мы сможем вытащить застрявшую машину из грязи, снега, ямы, канавы, кювета, болота, песка или воды.

Вытащим любой автомобиль: легковой/грузовой, джип/внедорожник, автобус. Время прибытия спасателей по Москве — от 15 минут , по Московской области — от 25 минут.

Цена указана за единовременный вызов службы спасения, сложность работ определяется на месте. Дополнительные услуги оплачиваются отдельно, в соответствии с действующими тарифами.

Чтобы вытащить машину, застрявшую на бездорожье, потребуется помощь третьих лиц. Надеясь на понимание таких же автомобилистов, незадачливый водитель просит их посодействовать в такой сложной ситуации. Однако результатом такого взаимодействия чаще всего становится оторванный бампер или изувеченный багажник. И дело не в том, что посторонний человек захотел зло пошутить или умышленно повредил автомобиль, пытаясь вытащить его из кювета. В таком тонком деле, как застрявшая машина, нужно иметь не только практический опыт и знания, но и соответствующее снаряжение. Именно поэтому, правильнее всего просить помощь по телефону аварийно-спасательной службы.

Как самостоятельно вытащить машину из грязи?

Но прежде, чем хвататься за телефон, попробуйте самостоятельно решить проблему. Если машина не слишком глубоко увязла, Вы можете использовать некоторые средства, которые улучшат сцепление колес и дороги. Для процедуры самопомощи Вам потребуется лопата и песок (каменная соль, наполнитель кошачьего туалета, опилки). В качестве отступления, совет для автолюбителей, живущих в суровых климатических условиях: возите в своем багажнике перечисленные выше предметы, так как при определенных обстоятельствах эти средства могут сильно пригодиться.

Итак, действовать нужно путем улучшения сцепления. Для этого необходимо очистить небольшой лопатой передние колеса автомобиля, насыпать на них песок или сухой наполнитель, попробовать выехать из сугроба или грязи. Если этот метод был малоэффективен, то Вам потребуется профессиональная помощь, чтобы вытащить машину из непроходимых дебрей. Оцените всю серьезность ситуации: если это возможно и безопасно, нужно выйти и обойти вокруг автомобиля, чтобы определить насколько все печально. Если при осмотре Вы обнаружили, что колеса похоронены достаточно глубоко, а шасси упираются в землю, то для аварийной службы будет много работы. Аналогичная помощь потребуется застрявшим машинам, если более одного колеса погрузилось в рыхлую землю или скользкую грязь.

Машина застряла. Что делать и куда звонить?

Застряли на машине в лесу, снегу или болоте? Не знаете что делать и куда звонить? Центр экстренной помощи в чрезвычайной ситуации предлагает свои услуги 24 часа в сутки и при любых обстоятельствах. Вы можете быть уверены, что наши специалисты всегда готовы выехать к Вам на помощь. Какой бы сложной ни была ситуация, профессионалы смогут аккуратно эвакуировать Ваше транспортное средство без малейших повреждений. Согласитесь, что стоит воспользоваться помощью тех, кто гарантирует результат, чем надеяться на случайных помощников. Кстати, по рассказам водителей, которым мы уже помогли, многие из них тщетно пытались остановить хоть один проезжающий мимо автомобиль. Очень редко кому-то удавалось упросить другого водителя помочь. Но обычный автолюбитель не владеет специальными средствами и навыками, чтобы вытащить машину из грязи, поэтому чаще всего такая помощь заканчивалась необходимостью серьезного ремонта и вызовом платного эвакуатора.

Всякое может случиться в условиях нашего бездорожья, ладно если внедорожник или паркетник застрянет в грязи — это еще пол беды, а вот если застряла обычная легковая, то что делать? Как вытащить машину из грязи одному? Если вдруг застрял скажем на подобие дороги между деревнями. На самом деле способы справиться в одиночку есть, и они реально работают. Поверь, лучше некоторое время промучаться самому, чем тупо ждать что кто-нибудь проедет мимо.

Как вытащить машину из грязи одному? Для начала нужно перестать давить газ в пол, если авто встало, то газование лишь глубже зароет ее в грязь, а это самому себе создавать дополнительные проблемы. Самое простое — это немного подождать пока подсохнет и уляжется грязь (может, час-полтора), и далее уже плавно пытаться выбраться, но если за дождь или пасмурно и день вообще не разу не солнечный — это не подойдет.

Вариант с буксировкой рассматривать не будем — он сразу очевиден. Надеюсь, никого учить как правильно буксировать не нужно.

Если на машине есть лебедка, считай тебе повезло. Нужно просто найти дерево по крепче (иначе сломаешь), обвязать вокруг него лебедочный трос и наблюдать как машина будет выезжать.

Нет лебедки? Не проблема, если в багажнике есть лопата (например саперная). Ей просто нужно раскопать эту грязь до пределов возможного (раскидать ее по сторонам), и плавно (повторяюсь плавно), начать из нее выбираться. Если давить в пол и рвать мотор, колеса опять глубже закопаются. Плюс, не забудь посмотреть под днище авто, может авто заехало на дерево или большой камень, который ты просто не увидел. Если это так — считай повезло, подними домкратом и убери это препятствие.

Можно попробовать воспользоваться домкратом. Поочередно поднимаем колеса ведущего привода, лопатой выкидываем грязь, ищем рядом, что можно подложить под колесо (кирпичи, доски, сухие толстые ветки, камни, либо упавшее сухое дерево.) Делаем тоже самое под все колеса привода и пытаемся выехать. В идеале можно подложить туристический коврик.

Причем, надеюсь это само собой разумеющие, в машине не должно ни кого сидеть, а если перевозил какой-то груз, его нужно снять и выложить. Чем меньше будет масса авто, тем проще все пройдет.

Статья по теме “”.

Еще можно попробовать лопатой (ну или руками на крайний случай), раскопать канавки под каждом колесом, хотя бы метр в сторону от колес и метра 2-3 в по направлению движения.

Способ с досками . Если ест топор, можно нарубить мелких деревьев, подложить их под колеса (естественно заранее нужно их раскопать от грязи), причем плотно, чтобы колесо не соскользнуло с них. Делать это нужно под каждое колесо, никаких исключений тут нет.

Если ничего из этого не помогло, то стоит начать заморачиваться по серьезному. Поднять авто домкратом и, они резко повысят шансы вылезти из грязи.

Также можно немного спустить колеса, чтобы уменьшить давление на грунт. Это вполне может сработать, единственное сразу же после выезда из грязи, их нужно будет подкачать, чтобы ничего не повредить.

У кого передний привод , есть хороший совет. Газуя на первой передачи, крутите колесо влево-вправо, так будет больше шансов, что произойдет сцепление с поверхностью. а вот обладателем заднеприводных машин, крутить колеса нельзя, причем нельзя от слова полностью.

Вообще прикупите хорошие автомобильные, металлические трапики, они как раз сделаны именно на такие случаи. Нужно иметь в багажнике весь этот набор из вышеперечисленных способов, как раз таки на такие случаи. Собирай его каждый раз, когда соберешься ехать на такую дорогу (например в деревню). Да, накладно — зато не придется звать на помощь гусеничный трактор. Это всяко лучше, как не крути.

Ничего не сработало, а за окном уже темнеет? Лучше звони друзьям, объясняй ситуацию и кидай координаты (те же самые Яндекс.Карты умеют это делать), да и трудно найти сейчас телефон в котором не было бы GPS или ГЛОНАСС.

Если же это случилось глубокого в лесу или далеко от трассы, есть смысл не тратить бензин, а сделать костер. Вполне возможно, что придется сидеть до утра. Без топлива машину будет гораздо проблематичней вывести на дорогу, чем просто вытащить ее из грязи.

Несколько советов о том, как вытащить машину, улетевшую с дороги. Пост длинный и с картинками, поэтому основная часть под катом.

Так сложилось, что несколько дней подряд работаю буксиром. Помогал друзьям на импровизированных овражных покатушках, ещё больше вытаскивал машины из кюветов. Парадокс в том, что люди могут сидеть в кювете часами, особенно если это происходит на трассе, и никто не остановится предложить им помощь. Есть в этом что-то очень российское, проезжать мимо тех, кому можно в два счёта помочь. Мне не тяжело - крепкий трос всегда в багажнике, там же хорошая лопата и кое-что ещё из внедорожных аксессуаров. Достаточно подъехать к пострадавшему, включить пониженную и блокировку межосевого (чтобы не буксовать), бросить трос на фаркоп и легонько потащить. На раз вытаскиваются и тяжёлые паркетники, типа Infinity FX, и как сегодня да позавчера, лёгкие машинки типа Mercedes E-класса или Audi A4. И поэтому, в том числе, удивляет такое безразличие проезжающих к попавшим в ДТП. Куда проще людям проскочить мимо, отворачиваясь в сторону и мотивируя себя срочными делами, чем выручить человека, попавшего в беду. Почему?

Что касается машин, которые вытаскивал в последнее время, то наблюдаю явную закономерность. Все они разных марок, с людьми разного пола и возраста за рулём. Роднит их лишь один фактор - всесезонная резина с невнятным протектором. Да, я неоднократно убеждался по своим знакомым, что в Москве и ближайших окресностях можно на всесезонке или летней резине прокататься всю зиму. В лучшем случае, протектор и шипы понадобятся один, ну два раза во время снегопадов. И также занятно, что все улетевшие очень удивляются произошедшему, считают, что это нелепая случайность. Они чертовски правы, это случайность, но причиной её, я считаю, является экономия на собственной безопасности. И она может быть понятной для ржавой нашемарки. Но как может на свеженьком Мерсе или Инфинити быть одета такая хреновая резина? Из каких соображений? Где логика?

Ок, это была лирика, а ниже основной текст об аксессуарах, методах, тонкостях.

Тросы

По моим наблюдениям, плоские "ленточные" тросы, продающиеся в магазинах и на заправках, пусть даже на них написано нечто вроде "парашютная стропа, 7 тонн" - барахло окончательное. И за 150 рублей, и за тысячу. Только за последнюю неделю видел таких порванных штук пять в ситуациях просто смешных. Типа выдёргивания машины даже не с обочины, а просто из сугроба глубиной по щиколотку.

Пригодны такие тросы исключительно для буксировки одной машины другой по шоссе, то есть без рывков. Единственная более-менее качественная часть у них - крюки, а остальное лучше отправить в мусор сразу. Чтобы иметь некоторую уверенность что вы вытащите авто весом 1.5-2.5 тонны из сугроба, нужно брать с собой альпинистскую верёвку (толстая такая), либо эластичный динамический трос из магазина для внедорожников. Даже если у вас Ока.


Металлические тросы тоже зло. Тонкие легко рвутся, а толстые, которыми друг-друга таскают грузовики, настолько крепки, что на рывке запросто отделят ваши буксировочные проушины от машины или деформируют раму, несущий кузов и т.д. Самый главный минус крепкого металлического троса его неэластичность - таким хорошо тянуть "внатяг", но необходимо любой ценой избегать рывков. Соответственно, такой трос мало пригоден для длительной буксировки, когда рывки обязательно случаются.

Металлические тросы со всевозможными пружинами амортизации, зачастую, ещё большее зло. Пружина выбирает ход моментально, а дальше вы оказываетесь на пару всё с тем же старым-добрым стальным тросом. Второй минус пружины - обратный рывок, который может превысить по силе даже рывок самой машины. Итог закономерен - у меня даже металлические тросы с пружинами рвались очень легко, у знакомых элементарно вырывали проушины и корёжили рамы. Такой трос может быть лучше простого металического при буксировке.

Если машина сидит в кювете глубоко под наклоном, то вероятность вытащить её "внатяг" сильно уменьшается. У колёс автомобиля может просто не хватить сцепления с дорогой, особенно, если обочина ледяная или снежная. Приходится действовать рывками. В таких ситуациях металлический трос категорически противопоказан, нужна динамическая стропа (рывковый трос). Тянущая машина может сделать разгон в несколько метров и затем даже остановиться, сработав как якорь. Динамический трос, за счёт эластичности, вырвет вытягиваемого с места. А сдвинувшуюся машину вытянуть гораздо проще.

Итог - разумно иметь в багажнике два троса. Один эластичный типа "динамическая стропа" (рывковый трос), второй - крепкий толстый, типа альпинистской верёвки, для вытаскивания внатяг.

Аксессуары

Я считаю обязательными аксессуарами лопату, нож и карабины альпинистов (либо крюки). И старюсь этот инвентарь не использовать. Особенно стараюсь обходиться без крюков - если есть возможность одеть верёвку без них, то это предпочтительнее с точки зрения уменьшения ударной нагрузки на проушины.

Ещё существует для тросов такой аксессуар как шаклы - полукруглые штуки с штифтом на резьбе, на которые одевается петля троса. На фото ниже.

Шаклы мне категорически не нравятся - у маленьких обычно небольшой запас прочности. При рывке штифт может деформироваться и поверьте, его будет очень тяжело выкрутить даже с инструментом. Резать же хороший трос просто потому, что вы не можете снять шакл с буксировочной петли, поверьте, неприятно. Шаклы тяжело надевать на буксировочные отверстия, находящиеся в сложных местах - рядом с выхлопной трубой, под бампером и т.д. Ещё менее приятны они в мороз.

Большие шаклы имеют достаточный запас прочности, такой что их частенько пользуют на покатушках. Но ещё они очень велики. Такой шакл может элементарно не залезть в буксировочное гнездо какого-нибудь легкового Мерса. Чертовски обидно, когда ты стоишь с хорошим тросом и мощными шаклами у машины, которую этим набором не заякорить.

Нож нужен чтобы обрезать трос, если деформировались шаклы, если слишком завязалась петля и т.д.

Лопата необходима чтобы убрать из под колёс (реже днища) снег, который мешает колёсам вытаскиваемой машины ехать. Лучше тащить машину волоком днищем по снегу, чем буксировать перед ней ещё и сугроб снега, в который она будет упираться колёсами. Именно из-за сугроба могут рваться самые прочные тросы.


Техника

Техника вытаскивания варьируется от ситуации. Если машина засела неглубоко, то я стараюсь тащить её волоком без рывков. Для этого включается пониженная передача и блокировка (или несколько, от ситуации). Тут нужно понимать особенность полного привода - машина без блокировок, вытаскивая другой автомобиль, может запросто забуксовать одним из колёс. На машинах с подключаемым полным приводом я его подключаю, если ситуация сложнее банальной или вес вытаскиваемой машины сравним с моим.

При рывковых нагрузках, т.е. если машина засела глубоко в кювете, блокировки и подключаемый полный привод стараюсь не использовать, чтобы не угробить свой автомобиль - он достаточно уверенно разгоняется для рывка и без этого, а удар по механике в момент рывка может перемолотить в пыль даже очень крепкие шестерёнки.

Если машина сидит в глубоком снегу, я обычно освобождаю ей дорогу лопатой. Откапываю её колёса, освобождаю днище и всяческие способствую тому, чтобы уменьшилось сопротивление при вытасвивании. В сложной ситуации можно сформировать из снега колею, которая будет удерживать машину от соскальзывания. Это может быть очень важным, если вы тащите машину, которая оказалась слишком близко к дереву, борту ограждения и т.д.

В некоторых случаях есть смысл проложить между машиной и деревом (бортом, пнём) запаску, ватник, чемодан с барахлом или что-то ещё ненужное. Бывали случаи у знакомых, когда при вытаскивании почти не пострадавшая машина машина сильно царапалась о что-то рядом находящееся. И всем было очень обидно.

Вытаскиваемая машина должна помогать вам своими колёсами, но без фанатизма. Самой большой ошибкой будет дать на ней газ в пол. Бешено вращающееся колесо не помогает вытаскивать, а мешает - у него минимум трения и быстро образовывается яма, выйти из которой машина может только рывком. Поэтому вытаскиваемый должен лишь слегка крутить колесом, как-будто он трогается с места.

Про сугробы - если тащить из них приходится что-то очень тяжелое, типа грузовика или фуры, нужно максимально постараться исключить рывковую технику. Обычно тяжёлому грузовику, чтобы тронуться, достаточно получить сцепление с дорогой и начать движение. Мне этой зимой приходилось геликом вытаскивать из снежной каши буксующие фуры, которым не помогали ни сэнд-треки, ни лопата, ни толкание людьми, ни другие фуры. Делал это обычным толстым тросом, внатяг, с блокировками и очень-очень плавно.

Колёса вытаскиваемой машины желательно ставить прямо. Чтобы придать движение вывернутому колесу потребуется куда больше усилий. После начала движения, когда вы уже сдёрнули машину с места, руль можно начать выворачивать в нужную сторону.

Как вытащить себя самого

Возможна ситуация, когда вы оказались в одиночестве в снежном плену. Резина забилась снегом, машина сидит на дне, колёса крутятся вхолостую и никого нет. Выехать можно во многих ситуациях самостоятельно, малой кровью.

Во-первых, необходимо освободить себе максимум пространства. Сначала убрать снег из под колёс, перед ними и за ними, попробовать выехать двигаясь вперёд-назад, протаптывая колею. Если после убирания снега из под колёс мало что изменилось, необходимо убрать снег и из под днища, насколько это возможно. Если нет лопаты, примять снег под днищем можно просто попрыгав в машине. Иногда машины для этого сбрасывают с домкрата.

Если машина после убирания снега не трогается с места (скользкий уклон, например), можно попробовать соорудить сэнд-траки. Положить под колесо ветки, одежду, камни. Категорически в такой ситуации не следует давать газ в пол - колёса выбросят что угодно из под себя, но машина не стронется.

Можно соорудить самодельные "цепи" на колёсах. Для этого отлично подойдут куски разорванного троса, которые нужно завязать поперёк шины, лучше в нескольких местах. Завязать трос нужно крепко-накрепко, чтобы он не размотался и не попал на мост, в тормоза и т.д. На машинах с дисковыми тормозами нужно иметь ввиду, что трос может запросто повредить суппорта, если он за них зацепится. Машина с такими самодельными цепями, даже на очень лысой и летней резине, может выбраться из очень глубокого снега, но также просто она может закопаться ещё глубже. Использовать при этом цепи и металлическую проволоку нежелательно - легко можно испортить диски и резину. Плохо натянутая "цепь" может сильно навредить.

Ну и конечно, как и в случае с буксировкой, желательно ставить колёса прямо, однако в некоторых случаях, на переднеприводных и полноприводных машинах вытаскиваться из сугроба помогает быстрая рулёжка влево-вправо с небольшой амплитудой. На заднеприводных авто руль нужно ставить только прямо - смотрящие вбок колёса только помешают тронуться.

Пожалуй это основное. Любые советы, дополнения и предложения только приветствуются.

Для кого-то вытаскивание машины из снега - трудовые будни, но многих такая проблема может застать врасплох. Расскажем о том, как не попасть в снежную западню, а если уж попал - как из нее выбираться.

Посадить автомобиль по самые пороги может абсолютно любой, будь то заядлый джипер или начинающий водитель. Как показала практика, даже «бывалые» шоферы-профессионалы порой не знают основ внедорожного вождения. И эти правила не так просты, как кажется на первый взгляд: техника преодоления оффроуда может серьезно отличаться в зависимости от состояния дорожного покрытия, шин, типа трансмиссии, двигателя и еще многих факторов. Мы же постараемся кратко и доходчиво рассказать азы сей хитрой науки.

ПРОФИЛАКТИКА САМОКОПАНИЯ

КОЛЕСО - ВСЕМУ ГОЛОВА. На первом месте стоят именно шины, ибо от их типа и состояния зависят приемы преодоления того или иного участка. Как показали многочисленные тесты, в большинстве случаев для любого зимнего покрытия более предпочтительной является зимняя шипованная резина. Дело в том, что чаще всего такой тип шин из-за особенностей резиновой смеси (он, как правило, более жесткий, чем у «липучек») имеет наиболее агрессивный рисунок протектора. Хотя и среди таких шин нередко встречаются откровенно слабые в плане проходимости изделия. Есть и другой аргумент в пользу шипов. Так, например, в момент пробуксовки в пятне контакта шины со снегом может образовываться ледяная канавка, бороться с которой фрикционные шины зачастую не в силах.

ПОЧТИ ГУСЕНИЦЫ. Даже откровенно шоссейный рисунок протектора можно заставить работать лучше, достаточно лишь стравить давление. Пренебрегать этим методом ни в коем случае нельзя: сэкономив 10 минут на накачке, можно потерять пару-тройку часов на выкапывании автомобиля. Суть этого приема предельно проста: ведущие колеса необходимо подспустить примерно до 0,8–0,9 атм, если резина низкопрофильная, и до 0,5–0,7 атм, если шины с высоким профилем, чтобы было видно «сплющивание» шины. Главное - не перестараться, ибо так и разбортироваться немудрено. После этого проходимость любой «пузотерки» ощутимо улучшится: площадь контакта колеса с покрытием увеличивается, а давление на грунт - снижается, делая из обычных шин подобие маленьких тракторных гусениц. Но для этого неплохо иметь в запасе подходящий электрический компрессор, и чем мощнее, тем лучше. К примеру, насос производительностью 36 л/мин накачивает стандартное колесо от «Нивы» до рабочего давления за 3 минуты.
ПРИЕМЫ ВОЖДЕНИЯ. Безусловно, правильные автомобильные навыки - уже половина успеха. В первую очередь, нужно не полениться и пройти пешком предполагаемый «спецучасток»: точное знание глубины снега (и любой другой субстанции) поможет вам выбрать необходимый ритм движения. Если, к примеру, участок долгий, а снег плотный и глубокий (февральский или мартовский наст здесь хуже всего), то лучше придерживаться принципа «шаг вперед - два назад», особенно если машина движется с ощутимым сопротивлением. Проехали немного и, как только почувствовали, что колеса начинают пробуксовывать больше обычного, а автомобиль движется не вперед, а вниз, стоит сразу же прекратить движение. Включаем заднюю передачу, «протаптываем» колею назад и - снова вперед. Автоматическая коробка передач в этих случаях бывает удобнее, чем МКП, из-за более плавного трогания. «Механика» в свою очередь удобна при движении накатом: после небольшого разгона перед сугробом выжимаем педаль сцепления, и автомобиль пробивает себе путь за счет своей инерции (так меньше вероятность закопаться). Бывает, что по целине автомобиль может комфортно двигаться с постоянной низкой скоростью, но и здесь в случае чего нужно вовремя остановиться. Иногда целину можно преодолеть и на весьма большой скорости, то бишь ходом. Это актуально в нескольких случаях: к примеру, нужно «пролететь» короткий и глубокий заснеженный участок, или когда снег достаточно мягкий, а почва твердая, или когда есть немалая уверенность в своих силах, а поблизости на всякий случай заготовлен подходящий буксир. Но учтите, тут могут быть подводные, точнее подснежные камни: на большой скорости есть риск влететь во что-то действительно тяжелое и погнуть элементы подвески, рулевого управления или еще хуже - пробить поддон двигателя или коробки. Также не стоит забывать про тип привода автомобиля: понятно, что полный привод в этом случае предпочтительнее. Но если вас угораздило-таки оказаться в поле на заднеприводной машине, нужно по возможности нагрузить задний мост (вещами или людьми, неважно). Так немного оптимизируется развесовка автомобиля, тяжелый передок разгрузится и не будет играть роль грейдера, вспомните, каким проходимцем был простой «Запорожец»! Если автомобиль передне- или полноприводной, нужно не забывать почаще вращать рулем на малые углы: у шины появляется дополнительный зацеп.

ЦЕПНОЙ ЭФФЕКТ. Цепи противоскольжения - один из самых недооцененных автомобильных аксессуаров в России. Ведь эти не столь дорогие причиндалы из любой легковушки могут сделать залихватский внедорожник! Сегодня рынок просто переполнен различными цепными продуктами. Есть даже пластиковые и резиновые ремни и чехлы, но их надежность и эффективность, как правило, не очень высоки. Лучше всего присмотреться к классическим цепям, которые можно разделить на несколько видов. Импортные цепи, такие как Pewag или Thule, обычно недешевы, зато радуют быстротой и удобством установки, легкостью конструкции, комфортной эксплуатацией и нержавеющими звеньями цепей. Последние чаще всего имеют квадратное сечение, что улучшает сцепление со льдом. Российские цепи обычно на порядок дешевле: они сделаны из обычной стали, которая тяжелее, больше подвержена ржавчине, а ее звенья имеют скругленные края, что на льду отнюдь не достоинство. Но что касается проходимости в глубоком снегу, те и другие, как правило, сопоставимы. Большая часть предлагающихся цепей имеют ромбовидную или ячеистую структуру. Они обычно комфортнее и работают равномернее в обоих направлениях (продольном и поперечном). Другой тип цепей, «лесенка», применяется реже: проходимость в этом случае лучше, но поперечное сцепление почти отсутствует (машину может сносить вбок), да и перемещаться на таких цепях на скорости выше 20 км/ч весьма проблематично. Есть еще один интересный тип устройств - так называемые «браслеты». Неплохие изделия этого типа выпускает, например, компания «Такелаж»: на каждое колесо надевается от 2 до 5 весьма толстых цепей, которые затягиваются на диске специальным ремешком. Главное преимущество такой схемы - возможность установки на уже застрявший автомобиль. Также при выборе цепи надо иметь в виду диаметр самой цепи (звена): чем он больше, тем проходимость выше. Но здесь есть маленький подвох: чем «рисунок» протектора зубастее, тем охотнее колесо зарывается. Потому с правой педалью при установленных цепях нужно обращаться особенно деликатно: лучше лишний раз сдать задним ходом и повторить заход.
СНОВА В СТРОЮ!

Но что делать, если, несмотря на все ваши старания, автомобиль все-таки сел на брюхо? Вспоминаем Карлсона: «Только спокойствие!» Поверьте, даже если вы один, сотовая связь не ловит, и помощи ждать не откуда, существует масса способов самостоятельно выбраться к цивилизации. Не будем касаться серьезных «джиперских» атрибутов: хай-джеки и электролебедки большинство людей не используют в повседневной жизни.

Такой «спасательный набор» лучше иметь в запасе:

КОПАЙТЕ, ШУРА, КОПАЙТЕ! Если вы послушались предыдущих советов и вовремя убрали ногу с акселератора, не дав автомобилю приблизиться к центру земли, то ситуация, скорее всего, безобидная. Пока что. Поэтому берем в руки лопату или любой другой подходящий предмет (книгу, ноутбук, портфель) и начинаем откапывать автомобиль. Порой достаточно лишь немного убрать снег под днищем (обычно, это более тяжелая передняя часть) и около колес, и можно пробовать аккуратно, без пробуксовки, выбираться задним ходом. Не выходит? Закапывается еще глубже? Тогда достаем из багажника домкрат (уж он-то точно должен быть с собой) и поднимаем наиболее углубившуюся часть автомобиля. Если площадка ровная, то может сработать такой фокус: добиваемся, чтобы автомобиль стоял на домкрате без «ручника» и не падал, после чего сталкиваем его, к примеру, назад. Главное, смотреть, чтобы домкрат не навредил целостности автомобиля, а автомобиль не скатился при этом обратно в яму. Но обычно такой способ сложно осуществить, поэтому под вывешенное колесо нужно что-то подложить. Подойдет все: доски, ветки, ненужные вещи… А профессионалы этого дела, то есть джиперы, придумали даже специальные устройства - сенд-траки разной конструкции. Но даже если твердых предметов под рукой нет, можно попытаться утрамбовать под вывешенным колесом снег и положить на него резиновый коврик или плотное одеяло, которые не дадут колесу провалиться.

САМ СЕБЕ МЮНХГАУЗЕН. Странно, что этот весьма дешевый аксессуар не пользуется большим спросом: штуковина стоимостью 2–3 тысячи рублей поможет вам, подобно великому барону, запросто вытащить самого себя из болота (или сугроба). Главное, подобрать это устройство по весу автомобиля и внимательно ознакомиться с инструкцией: при правильном подходе даже один человек может вытащить засевший автомобиль.

УРА, БУКСИР! Тракторист все-таки подъехал, так и не дождавшись вашего геройского самовытаскивания? Не спешите ликовать, здесь тоже все нужно делать с умом. Первым делом повесьте на трос что-нибудь тяжелое (куртку, коврик и т. д.) - нередки случаи, когда сломавшийся крюк отлетал прямиком в лобовое стекло. «Утяжелитель» в данном случае сыграет роль гасителя энергии. По возможности не используйте дешевые и непрочные изделия: лучше приобрести трос с запасом (должен выдерживать массу, большую, чем у вашего автомобиля, минимум в два раза). Но лучше всего для «выдергивания» использовать специальную (рывковую) стропу, которая эффективнее при эвакуации машины, так как способна удлиняться под нагрузкой и амортизировать рывок.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно просто быть к ней готовым. Для этого советуем иметь в автомобиле «спасательный набор» - хороший трос, ручную лебедку, железную лопату, цепи противоскольжения, удобный домкрат (лучше два) и пару маленьких досок. Масса небольшая, а выручить может неплохо. Ну и главное в этом деле - смекалка: из любой западни, особенно снежной, при должном подходе всегда можно найти выход.