Утилизационный сбор на спецтехнику: размер, сроки оплаты. Об учете в целях исчисления налога на прибыль сумм утилизационного сбора Оплатить утилизационный сбор физ лицу

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно .

По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.

Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля . Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:

  1. В процессе покупки автомобиля из-за рубежа . Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
  2. Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.

Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.

Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:

  1. ∑УС – общая сумма сбора.
  2. БС – основная базовая ставка.
  3. К – коэффициент по расчету суммы, основанный на Перечне размеров утилизационного сбора. Список утвержден специальным Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.

Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.

Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.

Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.

Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.

В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.

Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ . Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».

Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.

В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.

Штрафы за неуплату сбора

Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно . Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.

Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.

После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.

Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен . В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.

При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.

Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году . Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.

В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Заключение

Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.

Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.

Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.

Подписано соответствующее постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81" .

В частности, скорректированы , утв. .

Поправки касаются уточнения срока представления документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора или наличие оснований для его неуплаты. Последние должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин или прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования), либо фактического пересечения такими машинами или прицепами госграницы РФ и пределов территорий, находящихся под ее юрисдикцией (в случае, если декларирование при ввозе в страну не осуществляется).

Между тем, при непредставлении плательщиком или его уполномоченным представителем необходимых документов предусмотрено начисление пени за неуплату утилизационного сбора (за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления документов, по день уплаты сбора включительно). Пени рассчитываются в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в период просрочки.

Кроме того, повышена базовая ставка утилизационного сбора – она возросла на 15 процентных пунктов (со 150 тыс. руб. до 172 тыс. 500 руб.). Напомним, эта ставка учитывается при исчислении размера утилизационного сбора, который рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной категории (вида) самоходной машины и прицепа к ней.

Можно ли учесть утилизационный сбор в целях налогообложения прибыли? Узнайте из материала "Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств, самоходных машин, прицепов к ним" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Как отмечается в правительственной справке к документу, с учетом господдержки, которая оказывается производителям самоходных машин и прицепов к ним, увеличение базовой ставки сбора не приведет к повышению стоимости техники российского производства. Минпромторг и Минсельхоз России будут осуществлять мониторинг отпускных цен и в случае их необоснованного увеличения до 1 марта 2019 года внесут в кабмин предложения по корректировке механизмов господдержки производства и реализации самоходных машин и прицепов к ним.

Также, согласно поправкам, размер утилизационного сбора теперь будет зависеть не от максимально технически допустимой массы машины или прицепа, а от мощности силовой установки.

Предусмотренные постановлением изменения нацелены на снижение импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и прицепов к ним, обновление парка таких видов техники за счет новых машин (преимущественно – отечественного производства).

По оценке Минпромторга России, принятые решения позволят обеспечить доход федерального бюджета от взимания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в размере около 25 млрд руб. Эти средства пойдут на поддержку российской промышленности.

______________________________

С текстом постановления Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81 " можно ознакомиться на официальном сайте кабмина.

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

Плательщики утилизационного сбора — это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора - один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на , на или , мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M 1 , в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.

Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.

Утилизационный сбор на автомобили

При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая и сборов.

Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.

В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.

Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.

Зачем утилизировать

Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана :

  1. Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
  2. Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Краткая история сбора в России

Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.

Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».

В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.

Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.

Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.

Юридические лица

Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.

Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.

УС = БС * К

Легковой транспорт

Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:

Ставка утилизационного сбора для «физиков» традиционно ниже, чем для юрлиц.

Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.

Прочий транспорт

Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.

Коэффициенты для автобусов :

Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:

Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.

Физические лица

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно :

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.

Где можно оплатить сбор

Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.

Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.

После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы :

  • Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
  • Копии товаросопроводительных документов;
  • Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
  • Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.