Утилизационный сбор на автомобили в россии. Где и как оплатить утилизационный сбор на спецтехнику? Как рассчитать утилизационный сбор автомобили

Утилизационный сбор является обязательным платежом граждан и организаций в пользу государства. Он предназначен для того, чтобы обеспечить безопасную в плане экологии утилизацию автомобилей.

В соответствии с бюджетным законодательством данный сбор причислен к неналоговым доходам федерального бюджета. Поэтому сведений о нём в Налоговом кодексе РФ мы не найдём. Они содержатся в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».

Взимание такого платежа имеет перед собой особую цель - обеспечение экологической безопасности. Соответственно, полученные средства в дальнейшем направляются на экологически грамотную утилизацию автомобилей. Данным способом достигается защита граждан и окружающей среды от негативного воздействия эксплуатации автомобилей.

Утилизационный сбор является разовым. Он уплачивается только один раз, причём независимо от того, в руках скольких владельцев находился автомобиль.

Утилизационный сбор в ПТС

Факт уплаты утилизационного сбора находит отражение в паспорте транспортного средства (ПТС). В разделе «Особые отметки» данного документа проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. Если же производитель транспортного средства освобождён от его уплаты, то в ПТС должна содержаться отметка с указанием основания, по которому происходит освобождение. Указанные отметки удостоверяются подписью и печатью должностного лица, их проставившего.

Если в ПТС отсутствуют какие-либо сведения об утилизационном сборе, то предыдущему владельцу транспортного средства, скорее всего, удалось избежать этой процедуры. Будьте внимательны, так как в дальнейшем обязанность по уплате ложится на Вас как на покупателя.

Однако не всегда отсутствие отметки в ПТС говорит о нарушении закона.

  1. Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 года, то на транспортное средство не распространяются положения об утилизационном сборе. Ни производитель, ни владелец такой платёж осуществлять не обязаны, поэтому и нет отметки в ПТС.
  2. В случае покупки транспортного средства за рубежом и его последующего ввоза на территорию Российской Федерации сбор уплачивается физическими лицами самостоятельно, после чего и проставляется необходимая отметка.

Кто должен уплачивать утилизационный сбор в 2019 году?

Всех плательщиков утилизационного сбора можно подразделить на две категории: производителей и собственников транспортных средств.

Отечественные производители автомобилей обязаны уплачивать сбор в любом случае. Существуют, однако, исключения, но об этом мы скажем позже.

На собственников такая обязанность возлагается в следующих случаях:

  • ввоз транспортных средств на территорию России. Что касается ввоза, то здесь обязанность ложится и на физических, и на юридических лиц;
  • приобретение транспортного средства:
  • у лиц, освобождённых от данного платежа в соответствии с законом;
  • у лиц, которые не уплатили сбор в нарушение закона.

Сбор уплачивается на каждое колёсное транспортное средство, а также на самоходные машины и прицепы к ним. Перечень таких машин и прицепов утверждён постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2016. К ним относятся бульдозеры, экскаваторы, краны, тракторы, комбайны и др.

Освобождение от сбора

Освобождение от уплаты утилизационного сбора осуществляется в зависимости от некоторых характеристик транспортного средства, а также предусмотрено для отдельных категорий владельцев.

Конкретные основания освобождения прямо предусмотрены законом.

Ввоз машины в Российскую Федерацию физическим лицом при соблюдении одновременно следующих условий:

  • машина является личным имуществом лица;
  • данное лицо относится к одной из следующих категорий: участники программы по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, беженцы, вынужденные переселенцы.

Ввоз в Российскую Федерацию транспортного средства, собственником которого является:

  • дипломатическое представительство / консульское учреждение;
  • международная организация;
  • сотрудник такого представительства / учреждения / организации;
  • член семьи сотрудника.

Ввоз автомобилей на территорию свободной экономической зоны. В России таковой является Калининградская область. Освобождение по данному основанию производится только в случае, когда с даты выпуска машины прошло менее трёх лет.

«Возраст» автомобиля составляет 30 лет и более, но при этом важно, чтобы:

  • автомобиль не использовался при осуществлении предпринимательства;
  • имел оригинальный двигатель, кузов и раму.

При продаже транспортного средства, в отношении которого сбор не уплачивался по первым двум основаниям, обязанность внесения платежа переходит к покупателю. Что касается третьего основания, то его действие прекращается после вывоза авто с территории свободной экономической зоны.

Каков размер утилизационного сбора?

Размер утилизационного сбора вычисляется путём умножения двух показателей: базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретных видов транспортных средств.

Базовая ставка зависит от категории транспортного средства:

  • для легковых автомобилей она составляет 20 тысяч рублей;
  • для грузовых автомобилей, а также автобусов, троллейбусов и иных пассажирских транспортных средств — 150 тысяч рублей.

Коэффициенты для расчёта суммы утилизационного сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 300. Коэффициент для конкретной машины определяется рядом факторов:

  • её категорией;
  • годом выпуска;
  • рабочим объёмом двигателя;
  • массой (для грузовиков);
  • целью ввоза в Россию.

В таблице приведены размеры коэффициентов для легковых автомобилей.

Легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя (в кубических сантиметрах): новые авто авто старше 3 лет авто на базе шасси 2017 г.в.
до 1000 1,65 6,15 1,42
от 1001 до 2000 4,2 15,69 2,21
от 2001 до 3000 6,3 24,01 4,22
от 3001 до 3500 5,73 28,5 5,73
более 3500 9,08 35,01 9,08
В случае ввоза гражданами для личного пользования (независимо от объёма двигателя)

В качестве примера рассчитаем размер утилизационного сбора на новый отечественный автомобиль LADA Granta с объёмом двигателя 1600 куб.см.:

20 000 × 4,2 = 84 000 (рублей).

Ответственность водителя за неуплату сбора

Непосредственно за неуплату сбора законом ответственности не предусмотрено. Но если в ПТС нет отметки об утилизационном сборе (либо об уплате, либо об основании освобождения от неё), то автомобиль не может быть зарегистрирован в органах ГИБДД.

В соответствии с законом собственник обязан зарегистрировать транспортное средство:

  • до истечения срока действия транзитного номера, который выдаётся на 20 суток;
  • в течение 10 дней после приобретения.

Если же он данное действие не выполнит, то ему грозит административный штраф за управление незарегистрированным транспортным средством. Такой штраф составляет от 500 до 800 рублей. Но даже уплата штрафа не освобождает от обязанности заплатить утильсбор и зарегистрировать автомобиль. Поэтому при повторном нарушении наказание будет ужесточено, и здесь два варианта: или штраф в размере 5 000 рублей, или лишение водительских прав на срок от одного до трёх месяцев.

В случае ввоза транспортного средства из-за границы возможна следующая ситуация. Если в течение 3 лет таможенные органы обнаружат факт неуплаты сбора, либо его неполной уплаты, то они направят Вам соответствующее извещение. После его получения необходимо в течение 20 дней (календарных!) совершить соответствующий платёж. Если же требования таможни Вы проигнорируете, то необходимые суммы будут взысканы уже через суд.

Можно ли вернуть утилизационный сбор?

Возможность возврата утилизационного сбора возникает в двух случаях:

  • уплата или взыскание суммы сбора «с излишком»;
  • ошибочная уплата или взыскание сбора (например, если сбор уже был уплачен в отношении приобретённого транспортного средства).

Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением в один из следующих органов:

  • таможенная служба: в случае, если сбор взимался при ввозе транспорта в Россию;
  • налоговая служба: в случае, если сбор был уплачен российским производителем или приобретателем автомобиля.

Вместе с заявлением нужно представить:

  • паспорт (оригинал и копию второго и третьего листа);
  • квитанцию об уплате сбора;
  • документ, подтверждающий ошибочную уплату сбора либо уплату сверх установленного размера;
  • копию доверенности: при подаче заявления представителем физического или юридического лица;
  • свидетельство о праве на наследство: в случае подачи заявления наследником лица, уплатившего сбор.

Организации и индивидуальные предприниматели могут также приложить к заявлению копии свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учёт в налоговом органе. Но данные документы подавать необязательно. Если их не будет, государственный орган сам запросит необходимые ему сведения у должностных лиц.

На подачу заявления отведено 3 года со дня уплаты утильсбора. Сотрудники таможенной или налоговой службы обязаны рассмотреть Ваше заявление и принять по нему решение в течение 30 календарных дней.

Принятое решение направляется заявителю. Затем служба передаёт платёжное поручение в Федеральное казначейство. На основании него денежная сумма, подлежащая возврату, перечисляется на банковский счёт плательщика сбора.

Индексация утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года

С 1 апреля 2018 года размер утилизационного сбора значительно поднялся. Это связано с тем, что постановлением Правительства от 19 марта 2018 года № 300 была произведена индексация коэффициентов для расчёта сбора. Рассмотрим подробнее, насколько сильно это отразится на кошельках автолюбителей и производителей авто.

Поскольку наиболее распространёнными являются легковые автомобили, уточним степень повышения сбора на них

Для новых авто:

Легковые авто с рабочим объёмом двигателя (в см3): Коэффициент для расчёта Процент повышения
до 01.04.2018 с 01.04.2018
до 1000 1,42 1,65 14,00%
от 1001 до 2000 2,21 4,2 47,00%
от 2001 до 3000 4,22 6,3 33,00%
от 3001 до 3500 5,73 5,73 0
более 3500 9,08 9,08 0
Ввозимые гражданами для личного пользования 0,17 0,17 0

Понятие утилизационного сбора было введено Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ. А с какого года утилизационный сбор стал взиматься? Указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.09.2012 (ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ). Соответственно, с этой же даты и возникла обязанность уплачивать утильсбор. О том, что означает утилизационный сбор для покупателей и производителей транспортных средств и самоходных машин и прицепов к ним, и как он рассчитывается, расскажем в нашей консультации. Поскольку алгоритм расчета утильсбора единый для транспортных средств, самоходных машин и прицепов, равно как общий состав плательщиков и объектов, не облагаемых таким сбором, для удобства транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним, рассматриваемые в совокупности, будем именовать как «ТС».

Кто платит утилизационный сбор в России?

Плательщики утилизационного сбора — это лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозят ТС в Россию;
  • производят ТС на территории России;
  • приобрели ТС на территории России у лиц, не уплачивающих утильсбор в соответствии с (о них пойдет речь ниже), или у лиц, не уплативших утильсбор в нарушение законодательства;
  • являются владельцами ТС, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с , при помещении таких ТС под иную таможенную процедуру, кроме реэкспорта.

По каким ТС утильсбор не платится?

Утилизационный сбор не уплачивается по следующим ТС (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ТС ввозятся в Россию в качестве личного имущества физлицами, которые являются либо участниками госпрограммы по переселению соотечественников, либо признаны беженцами или вынужденными переселенцами;
  • ТС ввозятся в Россию и принадлежат диппредставительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся соответствующим иммунитетом, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска ТС прошло 30 и более лет, они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (виды и категории таких ТС утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291);
  • ТС, виды и категории которых определяются Правительством (за исключением ТС международной перевозки), с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области.

По первым двум категориям ТС (абз. 2 и 3 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ) утильсбор будет уплачивать приобретатель таких ТС на территории РФ.

А по последней категории ТС (абз. 5 п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ), как было указано выше, утилизационный сбор должен будет заплатить покупатель ТС, который помещает такие ТС под иную таможенную процедуру (кроме реэкспорта).

Зачем нужен утилизационный сбор?

Введение утилизационного сбора - один из инструментов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Иными словами, такой сбор был установлен для обеспечения экологической безопасности, в т.ч. для защиты здоровья человека и окружающей среды от последствий эксплуатации ТС (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). При этом учитываются технические характеристики и износ ТС, т. е., например, сбор за ввоз ТС старше 3 лет в несколько раз больше сбора за новые ТС.

С другой стороны, что значит утилизационный сбор для покупателей? Поскольку утилизационный сбор уплачивают в основном импортеры и производители ТС, его величина формирует их расходы. И такие расходы плательщики сбора, естественно, захотят переложить на конечных потребителей. Поэтому, скажем, увеличение утилизационного сбора в общем случае ведет к росту стоимости ТС.

Ставки утилизационного сбора

В самом Законе об утилизационном сборе (от 24.06.1998 № 89-ФЗ) размеры утилизационного сбора не указаны. Сколько утилизационный сбор в России, можно узнать в:

  • Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291 (в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним);
  • Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81 (в отношении самоходных машин и прицепов к ним).

Примеры утилизационных сборов на , на или , мы приводили в отдельных материалах.

Подробнее о порядке расчета утилизационного сбора мы рассказывали .

При расчете утилизационного сбора в 2018 году необходимо учитывать его с 01.04.2018. Напомним, что подняли утилизационный сбор только по колесным транспортным средствам, а самоходных машин индексация утилизационного сбора не коснулась.

Важно учитывать, что, за одним исключением, ни базовая ставка, ни коэффициент утильсбора от категории плательщика не зависят, т. е. утилизационный сбор для физических лиц такой же, как и для организаций. И лишь в отношении колесных транспортных средств, ввозимых физлицами для личного пользования (категории M 1 , в том числе повышенной проходимости категории G), коэффициент расчета суммы утильсбора установлен для «физиков» отдельно.

Экология – одна из самых насущных проблем современности. Большой объем загрязнений поступает в атмосферу от автомобилей и иных транспортных средств. Особенно остро стоит вопрос утилизации такой техники, ведь избавиться от пришедшей в негодность машины без вреда внешней среде проблематично и затратно, поэтому в 2012 году был введен утилизационный сбор.

Утилизационный сбор на автомобили — это единоразовая плата, взимаемая с определенных категорий плательщиков, необходимая для дальнейшей утилизации транспортного средства, пришедшего в негодность, в соответствии с установленными экологическими нормами. Для многих россиян до сих пор неясно, зачем нужен утилизационный сбор. Необходимость его уплаты объясняется тем, что за счет вырученных средств государство может обеспечить экологическую безопасность окружающей среды.

Получателем такого сбора является государство. Оно же берет на себя обязанности по охране экологии и жизни и здоровья граждан от вредных воздействий авто.

Уплачивается утилизационный сбор в отношении не только легковых и грузовых автомобилей, но и иных транспортных средств, самоходных машин, даже прицепов.

Кто платит?

ФЗ № 89 четко определяет перечень лиц, обязанных уплатить утилизационный сбор, в пункте 3 статьи 24.1. К их числу относятся:

  • лица, осуществившие ввоз автомобиля из-за границы на территорию РФ;
  • компании, занимающиеся производством машин на территории страны;
  • лица, купившие авто внутри страны у граждан, освобожденных от уплаты утилизационного сбора;
  • владельцы машин, по которым ранее сбор не был уплачен в виду проведения по отношению к транспортному средству иных таможенных процедур на территории ОЭЗ в Калининградской области.

Производители отечественного автопрома, а также лица, приобретающие машину на территории страны, уплачивают положенную сумму в ФНС. Если же транспортное средство облагается утилизационным сбором ввиду ввоза в страну, то оплата производится уже на счета не Налоговой, а Федеральной таможенной службы. Все подтверждающие документы предоставляются туда же, куда совершается перевод денег.

Кто освобожден от уплаты?

Право не платить утилизационный сбор на автомобили прописано в пункте 6 статьи 24.1 ФЗ № 89. К числу лиц, освобождаемых от этого взноса, относятся:

  • те, кто участвует в госпрограмме переселения соотечественников из иностранных государств и перевозят собственный автомобиль в Россию;
  • диппредставительства, консульства, а также международные организации с особым статусом (причем право распространяется не только на те машины, которые принадлежат таким организациям, но и те, что находятся во владении сотрудников и членов их семей);
  • владельцы авто, выпущенных более 30 лет назад, но при обязательном выполнении двух условий: использование исключительно в личных целях, наличие у машины оригинального двигателя, кузова и рамы (если таковая имеется);
  • авто, произведенные не более 3-х лет назад, в случае их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в России такая функционирует на территории Калининградской области).

Однако если впоследствии авто продаются участниками госпрограммы или диппредставительствами, консульствами и их сотрудниками, то необходимость уплаты утилизационного сбора возникает у покупателей машины.

Оплата сбора при его невыплате предыдущими хозяевами

Иногда покупка автомобиля накладывает на человека обязательства по уплате утилизационного сбора на него. Например, такая необходимость возникает, если машина была ввезена в страну с транзитными номерами конкретному человеку. Покупка авто за границей освобождает продавца от утилизационного сбора, но эти обязательства перекладываются на приобретателя.

Реже встречаются ситуации, когда авто покупают у участников госпрограмм или диппредставительств. А вот случаи, когда машину продает недобросовестный владелец, намеренно уклонившийся от уплаты взноса в государственную казну, бывают чаще. Что это означает? Человек не заплатил таможенный сбор, хотя и должен был. Что делать покупателю в таком случае? Можно поступить несколькими способами:

  1. отказаться от сделки и найти машину с уплаченным сбором;
  2. потребовать снижения стоимости из-за возникновения дополнительных расходов.

Отдельно нужно упомянуть о ситуациях, когда приобретается отечественная машина, ПТС на которую оформлен до вступления в силу закона об утилизационном сборе, то есть до 1 сентября 2012 года. В этом случае обязанность по уплате взноса отсутствует. Касается это и иностранных авто, ввезенных в страну до обозначенной даты.

Как рассчитать?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года, обязанность рассчитывать и уплачивать утилизационный сбор на автомобили возлагается на плательщиков данного взноса. То есть, делать это придется самостоятельно , ни в ФНС, ни в ФТС производить расчеты за граждан или организацию не будут.

Все денежные поступления в пользу федерального бюджета должны производиться исключительно в рублях.

Для расчета суммы положенного утилизационного сбора используется единая формула:

Утилизационный сбор = Базовая ставка * Коэффициент автомобиля

Найти подходящие значения обоих параметров можно в перечне видов и категорий ТС, в отношении которых используется уплата утилизационного сбора.

Базовая ставка

Определить базовую ставку будет несложно, так как ей соответствуют всего 2 параметра. Причем они НЕ изменились в 2018 году. Ситуация выглядит следующим образом:

  1. базовая ставка составляет 20 000 рублей (категория М1), если речь идет о легковом авто, купленном для личного, а не коммерческого использования;
  2. базовая ставка составляет 150 000 рублей (категории N1, N2, N3) для легковушек, предназначенных для коммерческого применения, и крупных транспортных средств (автобусы и грузовые машины).

Разница в выплате ощутимая и зависит от вида авто и характера его использования. Приведенные базовые ставки будут использоваться при оплате утилизационного сбора вплоть до 31 декабря 2018 года. Они касаются автомобилей, произведенных в 2017 году.

Коэффициент транспортного средства

Кроме базовой ставки на размер утилизационного сбора влияет применяемый к конкретному автомобилю коэффициент. Он зависит от ряда факторов:

  • год выпуска;
  • параметры (объем двигателя, масса, размеры).

Для машин с электродвигателями используются особые коэффициенты, не зависящие от массы, размеров и объема.

Иногда физические показатели не влияют на уровень коэффициента. Так например, при ввозе авто из-за границы обычными гражданами применяются единые ставки от 0,17 до 0,26 в зависимости от года выпуска (правило не распространяется на машины, купленные для коммерческого использования).

Пример . Рокотов В.Ю. приобрел машину 2013 года выпуска в Германии и осуществляет ее ввоз на территорию РФ. Использоваться авто будет для личных нужд – проезда на работу, дачу и прочего. Какой размер утилизационного сбора Рокотову нужно заплатить? Исходя из целей использования базовая ставка составит 20 000 рублей. Так как автомобилю больше 3 лет (отсчет идет с даты выпуска), то применять нужно коэффициент расчета, равный 0,26. Отсюда сумма утилизационного сбора будет равна: 20 000 * 0,26 = 5 200 рублей.

Если бы гражданин Рокотов купил машину, выпущенную на базе шасси 2017 года или срок выпуска которой не достиг 3 лет, то сумма сбора оказалась бы меньше, так как применялся бы коэффициент 0,17. Тогда бы оплатить пришлось: 20 000 * 0,17 = 3 400 рублей.

Утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года

Сегодня уже вступили в действие изменения в расчетах утилизационного сбора для колесных транспортных средств и их прицепов. Они были внесены Постановлением Правительства РФ № 300 от 19 марта 2018 года. Нововведения не коснулись размера базовой ставки, она осталась такой же, как и в прошлом году. Однако утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года повысился из-за роста применяемых коэффициентов .

Изменений относительно самоходных транспортных средств и прицепов к ним в 2018 году не произошло. Размеры утилизационного сбора для них остались прежними. Они регулируются Постановлением Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года.

Причем изменились не только сами коэффициенты, но и порядок установления определенного значения. Так, раньше все транспортные средства делились на новые (выпущенные не более 3 лет назад) и старые. Теперь же таких подгрупп стало не две, а три:

  • новые машины, изготовленные меньше 3 лет назад (исключая авто из третьей категории);
  • машины, выпущенные более 3 лет назад;
  • авто, изготовленные на базе шасси транспортных средств 2017 года.

Примечательно, что для машин на базе шасси 2017 года используются коэффициенты, равные или меньшие, чем для всех новых автомобилей.

Например, расчет утилизационного сбора за авто с электродвигателем предполагает возможность использования самого низкого коэффициента, равного 1.42, для машин на базе шасси 2017 года. За новые транспортные средства этого типа придется заплатить больше (коэффициент равен уже 1,63). Наибольшая сумма к оплате будет по старым авто, так как там применяемый коэффициент уже составляет 6,1.

Некоторые коэффициенты оставили без изменений. Повышение не коснулось транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 3 000 и 3 500 см 3 .

В целом последние изменения увеличат сумму уплачиваемых утилизационных сборов примерно на 15% . Эти средства государство планирует направить на разработку более эффективных и безопасных технологий по переработке отходов.

Ответственность за неуплату

Штрафных санкций за неуплату или несвоевременную уплату утилизационного сбора нет. Не подпадает такое уклонение и под правила Налогового Кодекса РФ, так как платеж регулируется другим нормативно-правовым актом. Однако неплательщики будут вынуждены выплатить не только сумму положенного утилизационного сбора, но и пени, начисляемые по следующей формуле:

Пени = Сумма положенного утилизационного сбора * Количество дней просрочки * 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ

Причем дни просрочки начинают отсчитываться с дня, идущего за последним днем предоставления подтверждающих совершение платежа документов.

Для уплаты сбора законодательство конкретных сроков не устанавливает. Однако в ПТС транспортного средства должна стоять отметка об уплате утилизационного сбора или основание для освобождения от его выплаты. В противном случае можно считать, что машина регистрацию не прошла. А ездить на таком ТС можно лишь в течение 20 дней после приобретения. В последствии придется платить штраф в размере 500 – 800 рублей в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ. Повторное нарушение приведет к лишению прав сроком на 3 месяца.

Для физических лиц сроки предоставления зависят от того, куда именно переводится утилизационный сбор:

  1. если платеж переводится в ФНС, то документы нужно представить в 3-дневный срок после оплаты;
  2. на предоставление документов в ФТС дается 15 дней с момента выпуска или фактического пересечения границы (в зависимости от того, кто уплачивает сбор).

Предоставление подтверждающих документов

Плательщик должен понимать, что просто оплатить сбор недостаточно. Надо еще предоставить обязательный пакет документов в ФНС или ФТС. В этот перечень входят:

  • расчет (заполняется приложение № 1);
  • копии документов на автомобиль;
  • копия платежного поручения.

Дополнительно могут потребоваться и другие документы. Например, если интересы плательщика представляет другой человек, то на руках у него должна быть копия и оригинал правоустанавливающего документа. При исчислении излишне уплаченного утилизационного сбора его можно зачесть, приложив решение о зачете (приложение № 2) и заявление о зачете (приложение № 3). Последнее в ФТС не требуется.

После проверки всех предоставленных сведений в ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора, и машина считается зарегистрированной.

В соответствии с ФЗ №89 владельцы автомобилей, проживающих в России, обязаны уплачивать разовый платеж в пользу государства. Эксплуатация транспорта наносит вред окружающей среде. Введение утилизационного сбора связано обеспечением безопасности.

Правительством РФ были утверждены новые поправки в законе, исходя из которые утилизационный сбор в России вырастет на 15% с 1 апреля 2018 года.

Как вырастет утилизационный сбор на автомобили в 2018 в зависимости от объема двигателя (таблица)

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Объем двигателя (т) На сколько вырастет с 1 апреля 2018 в % Сколько составит с 1 апреля 2018 в руб
до 2,5 тонн 14,46% 14 250 руб
от 2,5 до 3,5 т 51,5% 30 000 руб
от 3,5 до 5 т 15% 28 500 руб
от 5 до 8 т 14,84% 31 350 руб
от 8 до 12 т 14,9% 38 100 руб
12 до 20 т 14,8% 41 850 руб
20 до 50 т +14,8% 82 500 руб

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Государство взимает плату с людей, которые ввозят транспортные средства из-за рубежа. Россиян привлекают низкие цены на подержанные машины. Они самостоятельно занимаются доставкой транспортных средств в РФ. Однако не все граждане обязаны платить утилизационный сбор.

Многие люди узнают о необходимости уплаты налога в бюджет только после совершения покупки. Специалисты рекомендуют внимательно изучить ПТС, чтобы избежать дополнительных расходов. При прохождении процедуры регистрации следующему автоладельцу придется заплатить сбор в пользу государства.

Важно! Утилизационный сбор на автомобили в России взимается только 1 раз за всё время эксплуатации машины.

Каких людей государство освобождает от уплаты утилизационного сбора

Можно выделить несколько случаев, когда автовладелец имеет право не платить налог в пользу государства:

  1. Автолюбитель полностью освобождается от необходимости внесения утилизационного сбора, если машина была выпущена 30 лет назад. Причём машину можно использовать только для личных целей. Коммерческое предназначение транспортного средства лишает возможности получения налоговых льгот.
  2. Автомобиль находится в собственности дипломатических представительств или международных организаций.
  3. Государство освобождает от уплаты налога переселенцев, которые решили переехать на постоянное место жительства в Россию из других стран.

Как рассчитывается сбор для физических лиц

Сумму налога можно определить, если воспользоваться следующей формулой: ∑ УС = БС × К, где: БС – величина базовой ставки, которая зависит от технических характеристик транспортного средства; К - параметр, который выбирается в таблице исходя из категории машины;

Специалисты рассчитывают налог на легковой транспорт с учетом базовой ставки, которая составляет 20 тыс. руб. Если машина находится в собственности коммерческой организации, то необходимо использовать повышенную ставку. Для грузового транспорта она достигает 150 000 руб. На размер коэффициента влияет не только год выпуска машины.

Специалисты учитывают размер транспортного средства, его массу и мощность двигателя. Для нового транспорта поправочный коэффициент устанавливается в размере 0,17. Машины, которые эксплуатируются в течение 3 лет, обойдутся владельцу еще дороже.

Расчет сбора производится с учетом коэффициента, равного 0,26. К примеру, необходимо определить сумму налога на новую машину. Автолюбителю придется заплатить: 20 000 х 0,17 = 3 400 руб. Сбор за утилизацию поддержанного транспорта рассчитывается по следующей формуле: 20 000 х 0,26 = 5 200 руб.

Рассчитать утилизационный сбор онлайн на калькуляторе

Особенности расчета сбора для юридических лиц

В автопарке юридических лиц может присутствовать не только легковой, но и грузовой транспорт. Утилизационный сбор на автомобили в России рассчитывается с учетом поправочного коэффициента, который зависит от категории и мощности. Чтобы определить сумму налога можно воспользоваться таблицей.

Как избежать уплаты сбора при покупке автомобиля

Особое внимание нужно уделить машинам, которые продаются на вторичном рынке. Зачастую автовладелец получает освобождение от уплаты сбора. Однако налоговые льготы не распространяются на покупателя. При постановке машины на учет в ГИБДД люди с удивлением узнают о том, что необходимо внести дополнительную плату за утилизацию.

Налог должен заплатить человек, который оформил транспортное средство на территории РФ. В ПТС указывается основание, которые дает право на освобождение от уплаты утилизационного сбора. На автомобили, приобретенные после 01.09.2012 года налоговые льготы не распространяются. Перед покупкой машины автолюбитель должен обратить внимание на графу, в которой указываются особые отметки.

В ней должна присутствовать запись о том, что производитель принял обязательства по утилизации. В этом случае нужно изучить реестр организаций, которые должны утилизировать свою продукцию. Сведения о таких предприятиях опубликованы на сайте Минпромторга РФ. Отсутствие отметки в ПТС по другим основаниям свидетельствует о том, что прежний владелец смог избежать уплата сбора. В этом случае покупателю придется оплатить сбор.

Особенности расчета утилизационного сбора в Беларуси

Налог был введен в 2014 году в соответствии с указом Президента РБ № 64. Сбор не взимается в следующих случаях:

  1. От уплаты налога освобождаются машины, которые поступили страну в качестве международной помощи.
  2. Сбор не взимается с автомобилей, принадлежащих дипломатическим миссиям. Налоговые льготы распространяются и на членов их семей.
  3. С 2018 года государство перестало взимать сбор с грузового транспорта, на котором установлены двигатели категории «евро-6».

Порядок расчета утилизационного сбора в Беларуси

Базовую ставку необходимо умножить на коэффициент, который зависит от возраста автомобиля, категории и объема двигателя. Сумма сбора для легковых машин, которые эксплуатируются меньше 3 лет, составляет 495 бел. руб. За автотранспорт, который прослужил больше 3 лет, автовладельцу придётся заплатить 742,5 бел. руб. Машины, оборудованные двигателем с мощностью не больше 1 000 куб. см., обойдутся пользователю в 851,4 pуб.

Утилизационный сбор в Беларуси необходимо заплатить до постановки машины на учет в ГАИ. Это требование касается всех видов автотранспорта, который поступает из стран ЕАЭС. Средства необходимо перечислить в Минскую центральную таможню. Потребитель должен предоставить договор купли-продажи. Чтобы определить сумму сбора специалисты используют сведения, указанные в ПТС. Налоговая инспекция может потребовать предоставления паспорта владельца и квитанции об оплате.

Какое наказание ждёт автолюбителей, которые попытаются избежать уплаты утилизационного сбора без законных оснований

Новый владелец не сможет поставить транспорт на учет, если не рассчитается с государством. ГИБДД разрешает ездить на такой машине не больше 20 дней. После истечения этого срока автолюбителей ждет штраф в размере 500-800 рублей, который прописан в с. 12.1 КоАП РФ. В случае повторного нарушения автолюбитель может потерять возможность ездить на машине в течение 3 месяцев.

Как вернуть налог, уплаченный по ошибке

Сбор за утилизацию взимается с транспортного средства только 1 раз за все время эксплуатации. После оплаты сбора вносится соответствующая запись в ПТС. Новые автовладельцы могут спокойно ездить на машине, не опасаясь штрафных санкций. Однако в некоторых ситуациях люди по ошибке уплачивают утилизационный сбор повторно.

У автовладельцев возникает вопрос о том, как получить обратно перечисленные в бюджет средства. Чтобы вернуть деньги необходимо подать документы в налоговую инспекцию или таможенные органы, которые получили платёж. Средства выдаются после проверки документов автовладельца. Человек должен заполнить заявление в соответствии с образцом и предоставить:

  • паспорт;
  • квитанцию об уплате сбора.

Важно! Решение о возврате ошибочно уплаченного сбора принимается в течение 30 дней.

На спецтехнику

Правительством РФ был принят закон, в котором спецтехника массой менее 10 тонн освобождается от утилизационного сбора. Техника со сроком службы менее 3-лет в среднем облагается налогом в 150 000 рублей - эта сумма также является базовой ставкой. Далее ниже в таблице приводятся сбор на все виды спец. техники.

Код идентификационный Виды и категории самоходных машин Коэффициент расчета
Новые машины Машины более 3 лет
Автогрейдеры
A 01 Автогрейдеры весом менее 10 тонн 3,2 8,5
A 02 Автогрейдеры весом выше 10 тонн, не превышая 14 тонн 4,2 11
A 03 Автогрейдеры весом выше 14, не превышая 17 тонн 6 16,2
A 04 Автогрейдеры весом выше 17 тонн 8 23,7
Бульдозеры
B 01 Бульдозеры весом менее 10 тонн 4 12
B 02 Бульдозеры весом выше 10 тонн, не превышая 24 тонн 7 35
B 03 Бульдозеры весом выше 24 тонн, не превышая 35 тонн 8,4 55
B 04 Бульдозеры весом выше 35 тонн, не превышая 50 тонн 10 70
B 05 Бульдозеры весом выше 50 тонн 15 100
Экскаваторы
C 01 Легкие (массой менее 17 тонн при мощности двигателя менее 170 л.с.) 4 17
C 02 Средние (весом выше 17 тонн и не более 32 тонн при мощности двигателя не более 250 л.с.) 6 25
C 3 Тяжелые (весом выше 32 тонн при мощности двигателя выше, чем 250 л.с.) 8 40,5
Перегружатели колесные
D 01 Легкие (весом менее 15 тонн при мощности до 100 л.с.) 2,5 76,6
D 02 Средние (весом выше 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 3,3 125,3
D 03 Средние (весом выше 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности двигателя не превышая 150 л.с.) 4 125,3
D 04 Тяжелые (весом выше 22 тонн при мощности двигателя более 150 л.с.) 4,4 160,9

Заключение

Государство взимает налог только 1 раз с автовладельца, который первым приобрел машину. В паспорте транспортного средства после уплаты сбора ставится соответствующая отметка.