Устройство назначение и принцип действия аккумуляторов. Аккумулятор: как работает и принципы его устройства. Литиевые перезаряжаемые устройства

Работа электромобиля основана на электрическом токе. Внешне такие машины трудно отличить от авто с бензиновым двигателем. Единственная заметна разница в шуме при движении: электромобиль передвигается практически бесшумно. По типу организации работы эти виды машин существенно отличаются.

В электроавтомобиле установлен двигатель, функционирующий от электрического тока и получающий энергию от аккумуляторов.

Основные виды аккумуляторных батарей

В основе работы электромотора лежит принцип индукции электромагнитной природы. Данный тип двигателя преобразовывает энергию электриеской природы в механическую. Этот двигатель имеет высокий показатель КПД (коэффициента полезного действия). Он может достигать 95%.

Главный источник энергии электромотора - батареи аккумуляторной природы. Такие источники питания довольно дорогостоящие, что является главной причиной недостаточной распространенности электромобилей.

Наиболее популярный и доступный вид аккумуляторов - источники питания со свинцово-кислотным наполнителем . Также эти батареи почти полностью перерабатываются, что уменьшает их отрицательное влияние на экологию. Следующий вид аккумуляторов - никель-металлогибридные . Они дороже, чем представленные ранее, но имеют более высокие показатели производительности. Литий-ионные источники питания - идеальные для автомобилей с электрическим двигателем. Они наименее распространены среди автовладельцев из-за своей высокой стоимости.

Зачастую в электромобилях, кроме батарей, питающих двигатель, устанавливают дополнительный источник питания, обеспечивающий функционирование фар, магнитолы, стеклоочистителей и других аксессуаров вашего транспортного средства.

Особенности и строение аккумулятора с литий-ионным наполнителем

Источник питания с литий-ионным наполнителем очень распространен сегодня в бытовой электронике и широко применяется в автомобилях с электрическими двигателями и энергетических системах (мобильные телефоны, ноутбуки, цифровые фотоаппараты и т.д.).

Литий-ионный аккумулятор является наилучшим вариантом для питания электромобилей. Его составляющие:

  • Электроды, разделенные между собой сепараторами, которые пропитаны электролитом.
  • Герметичный корпус, в котором размещены электроды.
  • Катоды и аноды, прикрепленные к токосъемникам-клеммам.

Корпус оснащен предохранительным клапаном, главная функция которого - сбрасывать внутреннее давление при авариях и нарушении условий использования двигателя. Литий-ионные аккумуляторы различаются в зависимости от характера материала на катоде. «Транспортером» заряда в этом источнике питания есть ион лития с положительным зарядом, который может вклиниваться в кристаллическую структуру таких материалов, как графит и различные соли, с созданием связи химической природы.

Сегодня при обширном производстве описанного вида аккумулятора используют такие три вида сырья катодной природы:

  • Кобальт литий и производные от никелата лития твердые растворы.
  • Шпинель из лития и марганца.
  • Феррофосфат лития.

Аккумуляторы с литий-ионным наполнителем имеют существенные преимущества в сравении с их сородичами. Это низкие показатели

TeslaModel S: взгляд изнутри

Компания «Тесла Моторс» создает популярные «экологичные» электромобили, которым присущи специфические свойства, делающие машины популярнее с каждым днем. Одной из составляющих успеха продуктов компании являются батареи литий-ионной природы, размещенные в электроавто.

Каково же строение источника питания Тесла?

Для начала стоит отметить, что вся сборка аккумулятора характеризуется повышенной плотностью и точностью сочетания составляющих. Батарея имеет 16 составляющих - блоков параллельного соединения, огражденных пластинами из металла и пластиковой защитой батареи от воды. Каждый блок аккумулятора имеет разделенные на шесть групп 74 составляющих компонента, похожих на привычные пальчиковые батарейки. Схема их размещения и принцип работы держатся в строжайшем секрете!

Электрод с положительным зарядом - это графит, а с отрицательным - никель, кобальт и оксидный алюминий.

Наимощнейший из подобных аккумуляторов сложен из 7104 похожих батарей. Имеет вес 540 кг, длину - 2м 10см, ширину - 1м 50см и 15 см толщину. Энергия, вырабатываемая одним из 16 блоком, равна продуцируемой сотней аккумуляторов портативных компьютеров.

При производстве аккумуляторов Тесла используют детали, созданные в Мексике, Китайской народной республике и Индии. Конечная работа производится в США. Гарантия, предоставляемая компанией, значительна: до 8 лет.

В статье описан состав наиболее распространенных источников питания для двигателей электромобилей. Надеемся, информация будет полезной для Вас!

Аккумуляторная батарея предназначена для питания током потребителей до пуска двигателя и для пуска двигателя. На погрузчиках применяются кислотные аккумуляторные батареи. Аккумуляторная батарея состоит из нескольких аккумуляторов соединённых последовательно. Аккумулятор – это химический возобновляемый источник электрической энергии. Действие аккумулятора основано на последовательном превращении электрической энергии в химическую (зарядка) и обратно – химической энергии в электрическую (разрядка).

Аккумуляторная батарея состоит из бака 4, разделённого внутри перегородками на отделения. В каждом из них (банке) помещается один аккумулятор. Бак изготавливают из кислостойкой пластмассы или эбонита. Он имеет на дне рёбра 3, на которые опираются пластины. В каждую банку помещён набор положительных 2 и отрицательных 1 пластин.

Пластины аккумулятора изготавливают в виде решёток, заполненных активной массой – порошкообразным свинцом. Для увеличения запаса энергии число парных пластин увеличивают. Количество электричества, которое отдаёт полностью заряженный аккумулятор при непрерывном разряде постоянной силой тока до определённого конечного напряжения, называют ёмкостью аккумулятора. Ёмкость аккумулятора измеряют в ампер-часах.

Положительные пластины соединены с полюсным штырём, имеющий знак «+», а отрицательные – с полюсным штырём со знаком «-». Положительная пластина расположена между отрицательными пластинами, поэтому отрицательных пластин на одну больше, чем положительных. Пластины разделены пористыми перегородками – сепараторами 9. они изготовлены из микропористой пластмассы или стекловолокна. Сепараторы предотвращают короткое замыкание пластин и свободно пропускают электролит. Банку закрывают крышкой 6, в которой предусмотрено отверстие для заполнения банки электролитом.

Заливное отверстие закрывается пробкой 5. В пробке расположено вентиляционное отверстие, сообщающее полость аккумулятора с атмосферой, что необходимо для выхода газов, выделяющихся при химических реакциях.

На аккумуляторе указывают марку. Например: 6 СТ – 50 ЭМ. Её расшифровывают следующим образом:

6 – число последовательно соединённых аккумуляторов;

СТ – батарея стартерная;

50 – номинальная ёмкость батареи в ампер-часах при 20-часовом разрядном токе 2,5 А;

Э – материал бака – эбонит;

М – материал сепараторов – микропористая пластмасса;

Электролит изготавливают из серной кислоты H 2 SO 4 и дистиллированной воды. Соотношение кислоты и воды в электролите определяют по его плотности. Плотность измеряют денсиметром (ареометром). Плотность электролита для нашего региона должна быть 1,27 – 1,28 г/см 3 . Уровень электролита в аккумуляторе должен быть на 10-15мм выше уровня пластин.

Во время эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо:

Контролировать уровень электролита;

Следить затем, чтобы наконечники проводов были надёжно закреплены и имели хороший контакт;

В случае окисления клемм и наконечников проводов необходимо провода отсоединить, клеммы и наконечники проводов зачистить, затем поставить на место, создав хороший контакт и смазать техническим вазелином;

Следить затем, чтобы поверхность аккумулятора была чистой и сухой (пыль электропроводна, может протекать ток утечки, и АКБ будет разряжаться).

Автономные источники электроэнергии являются одними из самых полезных изобретений человечества. Что такое телефон или радио, в которых не установлены Устройство многих приспособлений, а также условия их использования не всегда предусматривают наличие постоянного сетевого электропитания, поэтому такие источники электроэнергии позволяют с комфортом осуществлять свою деятельность практически в любой точке мира. После небольшого предисловия давайте приступим к статье.

Что такое аккумуляторная батарея?

В широком смысле под этим понятием подразумевают устройство, что при одних условиях использования может накапливать какой-либо вид энергии, а при других - расходовать, чтобы удовлетворить нужды человека.

Аккумуляторы аккумулируют электричество от внешнего источника питания, а потом отдают её подключенным потребителям, чтобы они смогли делать свою работу. Так, когда устройства работают, постоянно протекают химические реакции между электролитом и электродными пластинами. Кстати, подобная конструкция размещена в банках, из которых и формируются аккумуляторные батареи. Устройство данных конструкций предусматривает создание напряжения, как правило, 1,2-2 В, что весьма мало. Поэтому для увеличения показателей источников питания и применяются разные типы соединения.

Как работают при

Устройство данных источников питания предусматривает подключение к плюсу и минусу. Функционируют они следующим образом: когда к электродам подключается нагрузка (в качестве примера можно рассмотреть лампочку), то возникает замкнутая электрическая цепь. По ней начинает протекать ток разряда. Формируется он благодаря движению электронов, анионов и катионов. Более детальную информацию о том, что и как протекает, можно рассказать только на конкретном примере.

Допустим, что у нас есть аккумулятор, где положительный электрод - это окись никеля, в который был добавлен графит для повышения проводимости. Для отрицательной пластины применяли губчатый кадмий. Так вот, когда идёт разряд, то частицы активного кислорода выделяются и попадают в электролит. При этом от них отделяются части, которые идут как электричество (те же электроны). Затем частицы активного кислорода направляются в сторону отрицательных пластин, где они окисляют кадмий.

Функционирование аккумулятора при заряде

Необходимо отключить нагрузку на клеммах пластин. На них же подаётся, как правило, постоянное напряжение (но может быть и пульсирующее, зависит от случая), которое больше, чем величина батареи, что заряжается. Причем полярность должна быть одинаковой. То есть минусовые и плюсовые клеммы потребителя и источника обязаны совпадать. Учтите, что обязательно должно обладать большей мощностью, чем есть в аккумуляторе, чтобы подавлять остатки энергии в нем и создавать электрический ток, направление которого будет противоположным разряду. В результате меняются и химические процессы, которые протекают в аккумуляторной батарее.

Давайте рассмотрим пример из предыдущего подпункта статьи. Здесь уже положительный электрод будет обогащаться кислородом, а на отрицательном восстановится чистый кадмий. Подводя итог, можно сказать, что во время заряда и разряда меняется только химический состав электродов. Это не относится к электролиту. Но он может испаряться, что негативно будет сказываться на времени работы батареи.

Итак, мы рассмотрели принцип работы любого аккумулятора. Теперь давайте узнаем, как во время эксплуатации можно улучшить их характеристики.

Параллельное соединение

Величина тока зависит от значительного количества факторов. В первую очередь под этим понимают конструкцию, применяемые материалы и их габариты. Чем большую площадь имеют электроды, тем большие показатели тока они смогут выдержать. Этот принцип используется для параллельного соединения однотипных банок в аккумуляторах. Такое делается, если необходимо увеличить значение тока, что идёт на нагрузку. Но вместе с этим приходится и поднимать мощность источника энергии.

Последовательное соединение

Если рассматривать банки, из которых состоят аккумуляторные батареи, то необходимо сказать, что они находятся, как правило, в одном корпусе. Подобный тип соединения используется, чтобы получить большие показатели напряжения с меньшими потерями.

Увидеть применение этой конструкции можно, разобрав автомобильные батареи, которые являются свинцово-кислотными. Стоит сказать, что этот тип применяется не только в устройстве автомобильного аккумулятора, это просто самый вероятный способ разобрать, как же работает подобный тип соединения. В таком случае необходимо позаботится о том, чтобы не было металлического контакта, а существовала надежная гальваническая связь через электролит. Но это только нужно понимать в отношении данного типа. В других случаях по-другому будет реализовываться поставленная задача соединения.

Типы аккумуляторных батарей

Они разнятся из-за своего предназначения, возможностей, реализации и материала. На данный момент современным производством освоен выпуск больше трех десятков типов, которые отличаются своим составом электродов, а также применяемым электролитом. Так, например, li-ion аккумуляторы могут похвастаться семейством из 12 известных моделей. Условно можно выделить следующие типы:

  1. Свинцово-кислотные.
  2. Литиевые.
  3. Никель-кадмиевые.

Это самые популярные представители. Но для понимания возможностей предлагаем ознакомиться со списком материалов, которые могут выступать в качестве электродов:

  • железо;
  • свинец;
  • титан;
  • литий;
  • кадмий;
  • кобальт;
  • никель;
  • цинк;
  • ванадий;
  • серебро;
  • алюминий;
  • ряд других элементов, которые, впрочем, встречаются очень редко.

Использование разных материалов влияет на получаемые выходные характеристики и, следовательно, на сферу применения. Так, к примеру, li-ion аккумуляторы применяются в компьютерных и мобильных устройствах. Тогда как никель-кадмиевые используются в качестве замены стандартных гальванических элементов. Теоретически все типы аккумуляторных батарей могут работать с любой нагрузкой. Вопрос только в том, насколько оправданным является такое применение.

Основные характеристики

Мы уже рассмотрели, что такое аккумуляторные батареи, устройство этих конструкций, из чего их делают. Теперь давайте сосредоточимся на том, что влияет на их эксплуатацию. Важными для нас характеристиками являются:

  1. Плотностью называют характеристику соотношения количества энергии к объему или весу аккумулятора.
  2. Емкостью именуют значение максимального заряда аккумулятора, которое он может отдать во время процесса разряда, пока не будет достигнуто наименьшее напряжение. Данный показатель выражается в ампер-часах или кулонах. Также может указываться энергетическая емкость. Она измеряется в ватт-часах или джоулях. Задача такой емкости - сообщать о количестве энергии, что отдаётся во время разряда до достижения минимального допустимого напряжения.
  3. Температурный режим оказывает влияние на электрические свойства аккумуляторной батареи. Когда есть серьезные отклонения от рекомендованного производителем диапазона эксплуатации, то существует высокая вероятность выхода источника питания из строя. Это объясняется тем, что холод и жара влияют на интенсивность протекания химических реакций, а также на внутреннее давление.
  4. Саморазрядом именуют потери емкости, которые происходят после заряда батареи, когда отсутствует нагрузка на клеммах. Во многом этот показатель зависит от конструктивного исполнения и может увеличиваться, если нарушилась изоляция.

Вот такие характеристики аккумуляторных батарей и предоставляют для нас наибольший интерес. Конечно, если придётся делать что-то новое и эксклюзивное, ранее невиданное, то может понадобиться и что-то ещё. Но это весьма маловероятно.

Устройство электродов

В качестве примера мы возьмём свинцовые пластины. Хотя таковыми они были раньше. Современные пластины изготавливаются из свинцово-кальциевого сплава. Благодаря этому достигается низкий уровень саморазряда батареи (50% емкости теряется за 18 месяцев). Также это позволяет экономно расходовать воду (всего 1 грамм на ампер-час).

Можно встретить и гибридную конструкцию, где, кроме свинца, в положительный электрод добавляется сурьма, а в отрицательный - кальций. Правда, в таких случаях имеется повышенный расход воды. Чтобы повысить стойкость к коррозийным процессам, добавляют олово или серебро.

Электроды изготавливаются с решетчатой структурой, их покрывают слоем активной массы. Принцип работы аккумуляторной батареи в немалой степени зависит от того, какой материал используется для пластин. Мы рассматриваем свинцовые, которые просты для изучения, но ориентироваться на них всегда не рекомендуем.

Электролит

Рассматриваем все те же свинцово-кислотные батареи. В качестве электролита, в который они помещаются, чаще всего выступает серная кислота. Она обладает определённой плотностью, которая может меняться в зависимости от В данном случае действует принцип: чем больше, тем выше. Со временем электролит улетучивается, и емкость аккумуляторной батареи падает. На сроке службы сказываются особенности эксплуатации (соблюдение техники безопасности). В батареях электролит может быть двух типов:

  • жидким;
  • в виде пропитанного специального материала.

На данный момент наиболее распространён первый тип.

Эксплуатация аккумуляторных батарей

Использование аккумуляторов можно наблюдать практически везде. Вспомните свои мобильные телефоны или источники для компьютеров. В качестве примера можно привести и обычный фонарик (современные образцы всё чаще изготавливаются со встроенным аккумулятором и не рассчитаны на гальванические элементы). А автомобили? Системы «стоп-старт» и рекуперативного торможения работают от аккумуляторов, причем они выдвигают высокие требования к пусковому току, глубокому разряду и долговечности. Как видите, без этих источников питания сложно обойтись в современной жизни любому человеку.

Схема построения аккумуляторной батареи

Мы рассмотрели основную информацию о данных устройствах. Давайте ещё уделим внимание такому понятию, как схема аккумуляторной батареи. Ведь в рамках статьи по нему прошлись только вскользь. Аккумулятор современной схемы, согласно истории, был впервые создан французским физиком Гастоном Плантом. Площадь его творения превышала 10 квадратных метров! Современные батареи, по сути, являются просто значительно уменьшенными и немного доработанными копиями его аккумулятора. Видимым для человека элементом является только корпус. Он обеспечивает общность и целостность конструкции.

В основу работы такого распространённого устройства, как автомобильный аккумулятор (АКБ), заложен химический эффект «двойной сульфатации», который был открыт ещё в 19 веке. С тех пор появилось множество различных модификаций и типов таких изделий, однако суть их функционирования и устройство аккумулятора остаются всё теми же, а изменился лишь внешний вид.

Единственное, что удалось достичь инженерам за эти годы, – повысить эффективность протекающих при сульфатации химических реакций и сократить непроизводительные расходы на изготовление аккумуляторной продукции.

Назначение АКБ

Прежде чем рассмотреть, как работает аккумулятор, имеет смысл ознакомиться с основными функциями, которые он выполняет в автомобиле. Свинцово-кислотные АКБ, устанавливаемые в современную машину, имеют сразу несколько назначений, основными из которых являются:

  • «Прокрутка» стартёра при пуске двигателя;
  • Электропитание всего бортового оборудования;
  • Возможность подключения дополнительных потребителей (магнитолы, фонаря, нетбука и т. п.).

Важно! В последних двух случаях основное назначение аккумуляторной батареи – выполнять функцию своеобразного буфера, обеспечивающего подкачку энергии в дополнение к основному её источнику – встроенному генератору.

Такой режим необходим при недостаточных оборотах двигателя, характерных для медленной езды или остановки в пробках, когда генератор работает не на полную мощность, а потребители нуждаются в дополнительной подпитке.

Особую роль принимает на себя этот элемент в критических ситуациях, связанных с обстоятельствами из разряда «форс-мажорных». Это поломка электрогенератора или же одного из управляющих элементов, работающих в цепи бортового питания (регулятора напряжения, выпрямителя и т. д.). К этой же категории неполадок с автомобилем следует отнести обрыв приводного ремня генератора.

При рассмотрении конструкции кислотной АКБ в ней можно выделить следующие важнейшие составляющие:

  • Пластиковый корпус в виде прямоугольной ёмкости, изготовленный из специального материала (он должен быть устойчив к кислотам и щелочам, то есть инертен);
  • Несколько модулей, нередко называемых банками, расположение которых предусмотрено в общем корпусе;

Дополнительная информация. Каждая из таких банок – полноценный источник тока, который при объединении с другими образует батарею питающих элементов на соответствующее напряжение.

  • Каждая банка (элемент) состоит, в свою очередь, из нескольких соединённых последовательно ячеек, разделенных диэлектрическими пластинами. Эти ячейки изготавливаются на основе свинца и его диоксида, образуя анодные и катодные части сепаратора (отрицательные и положительные полюса сборок). Они также представляют собой отдельные источники тока, соединяемые в пары; их емкость за счёт образования параллельных цепочек кратно увеличивается.

Помимо указанных составляющих, в комплект аккумуляторной батареи входят межэлементные перемычки и ручка для удобства переноски изделия.

Все рассмотренные выше компоненты АКБ (пакеты) заливаются раствором очищенной серной кислоты, разбавленной до нужной концентрации посредством дистиллированной воды. Общее представление о составе типового аккумулятора можно получить, ознакомившись с размещённым ниже рисунком.

Принцип работы

Принцип работы аккумулятора состоит в следующем:

  • После заливки во внутренние банки электролита в результате бурной химической реакции на катодных пластинах происходит оседание сульфата свинца;
  • Этот процесс сопровождается выделением большого количества химической энергии, которая в жидкой среде (за счёт электролиза) преобразуются в электрический ток;
  • По мере расхода энергии в процессе эксплуатации АКБ плотность электролитического состава постепенно падает, что приводит к существенному снижению его концентрации. Для восстановления работоспособности «подсевшего» аккумулятора требуется его зарядка, осуществляемая от мощного зарядного устройства.

При подаче на клеммы АКБ напряжения 12 Вольт (при его подзарядке) наблюдается процесс, обратный его разрядке. При этом свинцовая составляющая полностью восстанавливается до исходного состояния с одновременным повышением концентрации (плотности) электролита. Таким образом, можно сказать, что принцип действия аккумулятора состоит в протекании химических реакций в искусственно созданных условиях аккумуляторной батареи.

Поддержание рабочего режима (правила подзарядки)

«Штатная» подзарядка свинцово-кислотного АКБ осуществляется от электрогенератора во время передвижения транспортного средства. При интенсивном расходе мощности батареи она нуждается в дополнительном восстановлении, производимом в стационарных условиях (в гараже или непосредственно в доме).

Для такой подзарядки потребуется специальное устройство, получившее название «зарядное». Его электрическая схема имеется в любой литературе, посвящённой обслуживанию автомобильных батарей (смотрите фото ниже).

Важно! Особенно востребован такой прибор при зимней эксплуатации автомобиля, то есть в условиях, когда способность охлаждённой батареи к зарядке резко понижается.

Одновременно с этим потребление электроэнергии, затрачиваемой на раскрутку холодного двигателя, резко возрастает. В связи с этим специалисты советуют заряжать АКБ в теплых условиях после его предварительного обогрева.

Также не рекомендуется допускать полной разрядки батарей и нахождения их в этом состоянии длительное время. Исключением являются ситуации, когда аккумулятор искусственно переводится в состояние консервации и заливается на зиму дистиллированным раствором (но и в этом случае нужно подзаряжать его хотя бы раз в месяц).

Расположение АКБ в пределах подкапотного пространства гарантирует удобство его обслуживания, заключающегося в проверке плотности электролитического состава. Для её систематического контроля применяются специальные приборы, называемые ареометрами. С их помощью удаётся измерить плотность электролита при одновременной проверке напряжения АКБ в режиме рабочей нагрузки.

Комплексный поход к измерению основных параметров кислотных батарей позволяет заранее определиться со всеми слабыми местами эксплуатируемого изделия и предпринять какие-то меры по их устранению.

Щелочные батареи

Конструкция

Устройство щелочных батарей аналогично рассмотренным ранее кислотным изделиям. Но их зарядные пластины изготавливаются на основе других химических компонентов, а электролитическим составом служит доведённый до нужной плотности едкий калий.

Ещё одно отличие наблюдается в таких важных деталях, как конструкция корпуса для батарей, расположение выводов клеммных контактов, а также наличие своеобразной «рубашки» вокруг каждой аккумуляторной пластины.

«Отрицательные» пластины такого аккумулятора изготавливаются из кадмия с примесью железа, а положительные полюса – из гидроокиси никеля с добавлением графита, улучшающим электропроводность катода. Между собой такие пластины соединены попарно в банки, которые также объединяются в параллельные блоки.

При зарядке аккумулятора щелочного типа происходят химические превращения, сопровождающиеся выделением большого количества энергии, трансформируемой в электрическую форму.

Достоинства и недостатки

К достоинствам изделий из класса щелочных следует отнести:

  • Повышенная устойчивость к деформациям и механическим воздействиям, включая тряску и удары;
  • Большие, чем у кислотных аналогов разрядные токи;
  • Отсутствие вредных для человека газовых выделений;
  • Меньшие габариты и удобство переноски с места на место;
  • Высокий эксплуатационный ресурс (они прослужат в разы дольше, чем кислотные изделия);
  • Не критичность к зарядным процессам (к явлениям недостаточного заряда или перезарядки).

Последнее преимущество можно дополнить тем, что по достижении максимального уровня зарядки и продолжении этого процесса ничего опасного с аккумулятором произойти не может. В этом случае происходит разложение воды на свои естественные компоненты и понижение уровня залитого раствора (электролита), что в принципе не несёт никакой угрозы и компенсируется простой доливкой дистиллированной воды.

Единственный недостаток аккумуляторов этого типа – их сравнительно высокая стоимость.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что понимание того, как устроен АКБ, и в чём состоит принцип его работы, позволит пользователю существенно продлить срок эксплуатации этого важного автомобильного атрибута. При таком подходе к использованию АКБ многим любителям удаётся не только сэкономить на его обслуживании, но и получить определённые «дивиденды» в виде безопасной и комфортной езды.

Видео

Разность потенциалов, возникающая при погружении двух пластин в раствор с электролитом, составляет основной принцип работы аккумулятора. Для того, чтобы понять, как работает аккумуляторная батарея, необходимо знать ее устройство.

Устройство аккумуляторной батареи

Аккумулятором называется отдельно взятая ячейка, которая в соединении с другими подобными ячейками образует аккумуляторную батарею. В стандартной 12-ти вольтовой батарее объединены шесть аккумуляторов, вырабатывающих напряжение 2 вольта каждый. Все они заключены в общий корпус, обеспечивающий целостность всей конструкции.

Жесткие требования к корпусу связаны с необходимостью устойчиво переносить колебания температур, агрессивные химические воздействия, а, также, вибрацию. Основным материалом корпуса является полипропилен. В состав корпуса входят две части: основная емкость с большой глубиной, которая закрывается крышкой, оснащенной отверстиями с пробками либо дренажной системой.

В каждой ячейке устанавливается пакет собранный из свинцовых пластин с чередующейся полярностью. На их решетчатую конструкцию наносится активная масса, являющаяся рабочим реагентом. Такие пластины в обязательном порядке применяются в .

Для предотвращения замыкания, между пластинами вставляются сепараторы, материалом для которых служит пористый пластик. После сборки пакет фиксируется с помощью специального бандажа для предотвращения деформации и смещения. К плюсовым и минусовым выводам тока на пластинах подключаются клеммы приема тока.

Принципы работы

Принцип работы аккумулятора основан на реакции между двуокисью свинца положительной пластины, губчатым свинцом отрицательной пластины и раствором серной кислоты с водой. Этот раствор представляет собой электролит, плотность которого составляет 1,28 г/см3. Происходит образование электрического тока, с одновременным образованием на отрицательной пластине сульфата свинца. Происходит выделение воды из электролита, со снижением его плотности.

При поступлении электрического тока из внешних источников, таких как генератор или , электрохимический процесс начинает происходить в обратном направлении. На отрицательных электродах происходит восстановление чистого свинца, а на положительных - регенерируется диоксид свинца. Одновременно повышается плотность электролита.

Таким образом, принцип работы аккумулятора основан на методе двойной сульфатации, позволяющей полностью восстанавливать первоначальные свойства батареи. Срок службы аккумулятора напрямую зависит от качества используемых материалов.

Устройство и неисправности свинцовых аккумуляторов