Установка глонасс на все автомобили. Грузовик выходит в интернет. На легковое авто

Сегодня среди владельцев транспортных средств распространяются многочисленные слухи о необходимости обязательной установки на все автомобили спутниковой системы «Эра Глонасс» с 2018 года. В этом году и правда вводятся некоторые новшества в этой сфере, но они совсем другого характера. В связи с принятием законопроекта о спутниковой системе «Эра-Глонасс» с 2017 года абонентские терминалы требуется устанавливать на все автомобили, продаваемые в России, но это в большей степени затрагивает производителей.

Принцип работы системы

«Эра-Глонасс» — это государственная система экстренного оповещения об авариях на автомобильных дорогах. Она совместима с общеевропейским проектом eCall. Планируется, что внедрение данной технологии сократит время приезда к месту аварии работников ДПС и медицинской службы, снизит показатели травматизма и смертных случаев, повысит безопасность на дорогах.

Технология предполагает необходимость устанавливать тревожную кнопку «Глонасс» на транспортные средства всех категорий. Но оснащение автоматическим модулем всех автомобилей пока не требуется. Это касается только легковых машин, а на грузовых, подержанных и коммерческих автомобилях оповещение о ДТП производится методом нажатия на навигационную кнопку.

В случае аварии сигнал с машины передается на спутники Глонасс-GPS и сети мобильной связи. Информацию о происшествии и точном местонахождении автомобиля принимает диспетчер системы «Эра-Глонасс». Он связывается с водителем и оповещает о ДТП все экстренные службы. На место аварии оперативно выезжают работники ГИБДД, МЧС, cкорой медицинской помощи.

Что изменится с 1 января 2018 года

Существенных изменений ПДД в данной сфере вводиться не будет. Последние новости касаются работы страховщиков. Информация из спутниковой системы «Эра-Глонасс» с 1 января 2018 года будет автоматически передаваться в базу данных ОСАГО. Таким образом страховая компания получит описание всех обстоятельств аварии, составленное по протоколу европейского образца.

Если будет установлена невиновность водителя в ДТП, он может рассчитывать на возмещение материального ущерба в размере до 400 тыс. рублей. Такие нововведения уже были протестированы в Москве, Санкт-Петербурге и смежных с ними областях.

В качестве альтернативы предполагается использовать другие источники информации для передачи страховщикам. Это может быть специальное мобильное приложение, с помощью которого осуществляется фотографирование поврежденного автомобиля на месте ДТП.

Является ли обязательной установка модуля

Систему «Эра-Глонасс» обязательно ставить в 2018 году автовладельцам не нужно. Принудительное оснащение машины тревожной кнопкой и датчиками возможно только в одном случае: когда человек приобрел машину за рубежом и ввозит на территорию РФ через таможню. Однако эта норма введена еще в начале 2017 года.

Многие автовладельцы устанавливают добровольно на автомобиль необходимое оборудование. Сегодня уже более сотни тысяч различных транспортных средств в России оснащены тревожной кнопкой.

Правила установки в 2018 году

Спутниковую навигационную систему 2018 года на автомобили российского производства, сходящие с конвейера, ставят на заводе. Аналогичные транспортные средства, ввозимые из-за рубежа, оснащаются необходимым оборудованием производителями вне РФ.

На авто с пробегом «Эру-Глонасс» ставят только в специальных сертифицированных центрах. После монтажа оборудования автовладелец должен обратиться в профильную лабораторию и получить свидетельство о безопасности системы. В этом документе прописывается идентификационный номер устройства.

Возможна установка аппаратуры спутниковой навигации «Эра-Глонасс» в легковые автомбили с любым пробегом. Но на подержанных машинах технология будет работать только в ручном режиме. В этом случае водитель или пассажир должен физически нажать на тревожную кнопку. Приобретение, настройка и монтаж оборудования обойдется примерно в 25-30 тыс. рублей.

Штрафные санкции

Владельцам личного автотранспорта сегодня никакие штрафы не грозят. Для собственников большегрузного и коммерческого транспорта санкции вводятся с 1 июля 2018 года. Им предоставляется выбор: установить на машине тахограф или аппаратуру «Эра-Глонасс». В противном случае придется заплатить штраф в размере 50 тыс. рублей.

Данная статья подготовлена, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы наших клиентов: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает?

Государственная система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для того, чтобы экстренные службы получили возможность максимально быстро реагировать на автомобильные аварии и другие происшествия. Благодаря внедрению этой системы, врачи, пожарные или спасатели стали значительно быстрее получать информацию об инциденте и прибывать на место ДТП, что позволило снизить уровень смертности и травматизма.

По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?

За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:

  • При аварии срабатывают датчики, установленные в автомобиле. Современные системы фиксируют боковые столкновения, задние и передние удары, а также перевороты транспортного средства.
  • После срабатывания датчиков терминал ЭРА-ГЛОНАСС осуществляет вызов по мобильной сети. Для таких экстренных вызовов был выделен отдельный диапазон кодов (от 941 до 949).

Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.

Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.

Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:

  • информацию о местонахождении ТС (для определения координат используется спутниковая сеть ГЛОНАСС);
  • время срабатывания датчиков/нажатия кнопки «SOS»;
  • идентификационный номер ТС (VIN);
  • сведения об аварии (количество и характер сработавших датчиков).

Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.

Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.

Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.

Комплектация абонентского терминала

Комплектация определяется техническими регламентами, принятыми в таможенном союзе. Согласно требованиям этих регламентов, в комплект устройства должны входить:

  • кнопка для активации системы в ручном режиме;
  • навигационный модуль (GPS/ГЛОНАСС);
  • GSM-модем для передачи информации по мобильной сети;
  • переговорное устройство (микрофон + динамик);
  • индикаторный блок;
  • датчики, фиксирующие аварийную ситуацию (удар, переворот).

Также терминал комплектуется аккумулятором, обеспечивающим его автономную работу, и антенной, отвечающей за прием и передачу информации.

Размещение элементов в автомобиле определяется производителем.

Если терминал выпускается в качестве отдельного устройства, предназначенного для монтажа на авто, находящееся в эксплуатации, то основные компоненты могут собираться в едином корпусе.

Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС

Основной документ, который устанавливает требования к оснащению авто терминалами ЭРА-ГЛОНАСС – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, определяющий критерии безопасности колесных транспортных средств. Согласно требованиям этого документа, с 01.01.2017 система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться на выпускаемые в обращение в РФ транспортные средства категорий:

  • М1 – М3;
  • N1 – N3.

Требования к оборудованию автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС

Эти требования касаются автомобилей:

  • произведенных в РФ;
  • ввезенных официальными импортерами;
  • ввезенных небольшими компаниями или частными лицами.

Исключение делается для ТС, которые пересекают границу РФ для нахождения на территории страны в течение срока, не превышающего 6 месяцев.

Сложности с ввозом и эксплуатацией ТС без ЭРА-ГЛОНАСС

Законодательный запрет на ввоз автомобилей, не оснащенных терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует. Ограничения носят иной характер:

  • Любое юридическое или частное лицо может везти на территорию Российской Федерации автомобиль вне зависимости от наличия у него системы экстренного оповещения.
  • Но, согласно действующему регламенту Таможенного союза, с января 2017 года в Паспорте Транспортного средства в разделе «Особые отметки» должна присутствовать информация об установке терминала ЭРА-ГЛОНАСС .
  • Если этой информации не будет – органы, осуществляющие таможенное оформление, просто не выдадут вам ПТС.
  • Последствия очевидны: без ПТС владелец не сможет ни продать автомобиль на территории РФ, ни поставить на учет для получения номеров и дальнейшей эксплуатации.

При покупке за рубежом автомобиля без терминала ЭРА-ГЛОНАСС его приходится транспортировать на автоэвакуаторе. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя до установки на него модуля информирования экстренных служб.

Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС

В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.

В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:

  1. Автовладелец приобретает терминал с обязательством монтажа на ТС.
  2. В систему вносят номер терминала, номер кузова и VIN автомобиля.
  3. Владельцу выдается СБКТС (свидетельство о том, что конструкция авто соответствует установленным требованиям к безопасности).
  4. После прохождения всех процедур по таможенному оформлению владелец получает паспорт транспортного средства.
  5. В течение установленного срока (10 суток) владелец авто должен обратиться в аккредитованную мастерскую и выполнить монтаж терминала.
  6. После этого выполняется регистрация ТС в ГИБДД.

Устройства, предназначенные для установки в подержанные транспортные средства, отличаются более простой конструкцией. В них отсутствуют датчики, фиксирующие удар или переворот авто, и автоматически сигнализирующие о ДТП: чтобы отправить сообщение экстренным службам, водителю или пассажиру придется самостоятельно нажать «тревожную кнопку». С другой стороны, владельцу автомобиля с установленным модулем нет необходимости проходить краш-тест.

Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.

Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.

Необходимость СБКТС для получения паспорта транспортного средства

Для того чтобы получить паспорт транспортного средства (ПТС) в обязательном порядке необходимо оформление документа, свидетельствующего о безопасности конструкции авто.

Для получения СБКТС официальному автоимпортеру необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию для проведения тестов и определения надёжности всех систем автомобиля (в том числе установленного терминала ЭРА-ГЛОНАСС и датчиков ДТП).

Если же автовладелец приобретет подержанный автомобиль, то для получения СБКТС он должен предоставить в лабораторию такие документы:

  • подтверждение оператора о том, что терминал ЭРА-ГЛОНАСС и само ТС внесены в реестр;
  • паспорт абонентского терминала;
  • обязательство об установке терминала на ТС.

Свидетельство БКТС выдается на основании этих документов, без прохождения краш-тестов.

Целесообразность покупки за рубежом ТС без ЭРА-ГЛОНАСС

На сегодняшний день ситуация с оформлением подержанных автомобилей и установкой на них терминалов службы экстренного оповещения изменилась в лучшую сторону. Появилась возможность достаточно быстро и при относительно небольших затратах оборудовать ввезенную иномарку системой ЭРА-ГЛОНАСС с тревожной кнопкой.

Таким образом, если в вашем регионе есть организация, обладающая всеми необходимыми разрешениями для установки абонентских терминалов и их регистрации, вы можете планировать покупку подержанного авто за рубежом. Оборудовать его системой информирования службы спасения можно будет сразу после ввоза на территорию РФ.

ЭРА-ГЛОНАСС – это комплекс оперативного реагирования в случае возникновения нештатных аварийных ситуаций на дороге. Конечной целью создания является сокращение времени прибытия служб спасения на место дорожно-транспортного происшествия.

Полное название – Государственная автоматизированная информационная система «Эра–Глонасс» (ГАИС «Эра-Глонасс»).

Система, задуманная с заботой о гражданах страны и разработанная по заказу Правительства России, на момент становления внесла немало сумятицы и неразберихи, породив множество вопросов, на которые мы постараемся ответить в нашей статье.

Как работает «Эра-Глонасс»

Для водителя – это просто одна из кнопок, с помощью которой из автомобиля можно при возникновении аварийной или нештатной ситуации на дороге, запросить экстренную помощь, связавшись с диспетчером «Эра-Глонасс».

Технически – это ГЛОНАСС/GPS принимающее устройство и блок GSM связи, встроенные для получения данных о скорости и направление движения, а также транслирования координат автомобиля в центр обработки данных вдобавок обеспечивающие непосредственную голосовую связь с оператором центра.

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день вся территория России покрыта сетью стандарта GSM, внедряемое новшество, бесспорно, должно снизить процент смертности на дорогах.

Сведения с модуля «Эра–Глонасс» автоматически поступают к оператору, а бригада медиков и спасателей, приезжая к месту, заранее знают всю основную информацию о случившемся (какие автомобили стали участниками происшествия, тип и силу столкновения, привело ли ДТП к опрокидыванию транспорта, количество пристегнутых пассажиров, имеется ли перегруз автотранспорта).

Оборудование подразделяется на 2 типа:

  1. Устройство обеспечивает голосовую связь потерпевшего с оператором центра, и передачу информации путем ручного нажатия кнопки SOS.
  2. Система «Эра-Глонасс» , в дополнение к устройству, при попадании в ДТП, передает координаты, время и данные автомобиля, в региональный центр операторов, в автоматическом режиме. С этой целью в автомобиль интегрируется управляющий контроллер, имеющий автономное питание и блок памяти, и считывающий сведения о степени ДТП со специальных датчиков либо получающий сигнал с подушек безопасности.

Сигнал, полученный в диспетчерском центре, передается далее в МЧС (система 112), после чего на основании данных о происшествии организуется выезд спасательных служб непосредственно к месту ДТП.

Задумана система в 2011 году, именно тогда был подготовлен техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011. А через два года были внесены изменениями (от 30.01.2013), которые и определили, что с начала 2017 года весь автотранспорт, ввезенный либо вновь произведенный в пределах границ Таможенного союза должен оснащаться, либо системой «Эра–Глонасс», либо устройством оповещения .

Выбор оснащения автомобиля тем или иным прибором оповещения зависит от типа транспортного средства:

  • системами «Эра-Гланасс» комплектуется легковой транспорт вместимостью до 9 человек и грузовики максимальной массой не превышающие 3.5 тонн;
  • устройствами все остальные автобусы, троллейбусы и грузовики.

Система бесплатна для граждан в части использования её для целей оповещения о нештатных ситуациях на дороге. Абонентская плата за «Эра-Глонасс» отсутствует.

Однако обеспечение транспортного средства требуемым оборудованием приводит к увеличению стоимости самого автомобиля:

  • Конечно, все затраты, связанные с сертификацией устанавливаемого бортового устройства, автопроизводитель будет пытаться возместить за счет дилеров, а те, в свою очередь, с покупателей.
  • А владельцы ввозимых поддержанных иномарок теперь вынуждены дополнительно оплачивать установку и регистрацию необходимой аппаратуры.

В представленном видео озвучены основные вопросы, с которыми пришлось столкнуться автовладельцам с момента вступления нововведений в законную силу:

Таможня и «Эра-Глонасс»

Любой, кто пожелает купить автомобиль вне пределов нашего государства обязательно столкнётся с таможней и процедурой растормаживания ввозимого ТС.

Ввоз автомобиля без «Эра-Глонасс» таможня не запрещает, но вот с выдачей ПТС возникают сложности.

Таможня выдает ПТС в качестве дополнительной функции, возложенной на неё Правительством РФ. Руководствуясь положением о выдаче ПТС, утверждённым сразу тремя приказами Минестерством внутренних дел N496, Минпромэнерго N192 и Минэкономразвития N134 от 23.06.2005, с внесенными изменениями от 11.11.2015 приказ N 1072/3557/2293.

Как следует из года подписания приказов, таможня выдает ПТС на ввозимые автомобили уже без малого 12 лет. Регламент и сам процесс выдачи ПТС отлажены и работали без сбоев, пока с 01.01.2017 не вступил в законную силу пункт 5 приложения 4 ТР ТС 018/2011.

Пункт закрепляет обязательную установку системы оповещения на весь автотранспорт, выпускаемый в обращение в зоне Таможенного союза.

Кнопка «Эра-Глонасс» должна стоять как на новых, только сошедших с конвейера, так и на ввезенных на территорию союза подержанных автомобилях.

Никакого запрета на ввоз из-за рубежа иномарок нет. Нововведение не поменяло порядок ввоза и декларирования транспорта. Но привело к прекращению выдачи ПТС на растамаживаемые авто, по причине отсутствия подтверждения соответствия ввезенных автомобилей Техническому регламенту.

Подтверждение, так необходимое таможне для выдачи ПТС, это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) либо одобрение типа транспортного средства (ОТТС).

Свидетельства выдаются аккредитованной испытательной лабораторией, но её представители, вплоть до 5 апреля 2017 заявляют об отсутствии у них возможностей выдать СБКТС без документов и актов от Минпромторга, регламентирующих данную процедуру и это несмотря на заявления министерства о разработке порядка дооборудования системой «Эра-Глонасс» еще в конце января.

Блокада ввезённых автомобилей продлилась до 9 апреля 2017 года. Именно в этот день в Приморском крае получил ПТС первый автомобиль, владелец которого, в соответствии с законом, установил на него терминал «Эра-Глонасс». Эти новости, для многих автовладельцев, стали знаковым событием:

Три месяца понадобилось чтобы был подготовлен и опробован «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств ввозимых на территорию РФ».

Итак, что поменялось за этот период:

  1. Устройства вызова экстренной помощи появились в продаже у Агентов «Эра-Глонасс». Агентами являются предприятия или ИП официально реализующие терминалы.
  2. Стал возможен сам монтаж устройства «Эра-Глонасс» с последующей идентификацией установленного оборудования или проще сказать прописывания в терминал данных автомобиля.
  3. Лаборатории начали выдавать свидетельства в соответствии с Приложением А к ГОСТ 33670-2015 «Методы технической экспертизы, испытаний и измерений, применяемые к единичным ТС при проведении оценки соответствия». Техэкспертиза автомобиля в лаборатории сводится к рассмотрению имеющейся документации на приобретенное у агента АО «Глонасс» прибор оповещения.
  4. Таможня, получив запрашиваемые СБКТС и копию договора на приобретённый терминал, приступила к выдаче ПТС на ввозимые автомобили.

Ознакомиться с «временным порядком действий», перечнем аккредитованных лабораторий и списком лиц, имеющих право проводить идентификацию аппаратуры, можно на сайте АО «Глонасс» (http://aoglonass.ru), в разделе «Документы», «Информация для партнеров по установке устройств с функцией вызова экстренных оперативных служб».

Необходимо отметить что хоть ПТС и выдаются, но предписание, согласно которому проводится их выдача, что следует из названия документа, носит временный характер, и как долго оно будет действовать большой вопрос. Хотя у нас что временно то постоянно…

Прояснить сомнительные моменты, вы можете обратившись за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Новый порядок растаможки

Процедура таможенной очистки ввозимого транспорта согласно введенным правилам, подразумевает следующий порядок действий:

  1. приобретенный автомобиль необходимо доставить на таможню;
  2. далее обращаемся в сертифицированные центр (агент «Эра-Глонасс»), заключаем договор и приобретаем аппаратуру (терминал) при этом номер выданного устройства и сведения об автомобиле заносятся в глобальную базу данных, тем самым проходим процедуру идентификации в системе;
  3. требуется обратиться в спецлабораторию, аккредитованную на этот вид деятельности, за получением сертификата безопасности транспортного средства;
  4. имея на руках договор и сертификат возвращаемся на таможню, где после проверки предоставленных документов, будет выдан ПТС;
  5. получив ПТС, отправляемся на таможенный склад, забирать свой автомобиль;
  6. автомобиль нужно пригнать в автоцентр, где был заключен договор, для непосредственной установки самого терминала;
  7. для совершения завершающих регистрационных действий, необходимо в течение последующих 10 дней посетить ГИБДД чтобы .

Цена вопроса

Перед многими автовладельцами, которые только задумываются о приобретении авто вне территории Российской Федерации, стоит вопрос: «А сколько стоит приобретение и установка аппаратуры на автомобиль?»

Данные о тарифах можно также найти на указанном выше официальном сайте «Эра-Глонасс» во вкладке «Документы».

  • услуга по идентификации в системе (за 1 устройство) – 950 рублей;
  • установка аппаратуры вызова экстренных служб (за 1 комплект) – 18950 рублей.

Получается, с учетом ставки НДС (18%), стоимость оснащения автомобиля необходимым оборудованием составит 23482 рубля.

Итак, оборудовать пригнанную иномарку кнопкой вызова экстренной помощи возможно и относительно доступно. Но прогнозировать насколько безупречно новый узел будет справляться со всеми возложенные на него функции пока сложно.

Наступит ли с введением тотальной установки модуля «Эра-Глонасс» на ввозимый из-за рубежа автотранспорт эра безопасности на дороге – вопрос открытый. Время покажет.

А если вы уже столкнулись с подобными проблемами, обратитесь за правовой поддержкой к нашим автоюристам.

Росстандарт официально подтвердил, что с 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС не станет обязательной для всех выпускаемых в оборот новых автомобилей на территории Таможенного союза (ТС). При этом обязательная комплектация терминалами ЭРА-ГЛОНАСС по-прежнему предусмотрена техническом регламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств». В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб - обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.

Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС, - пояснили в пресс-службе Росстандарта. - При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Учитывая изложенное, при наличии действующего ОТТС допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.

ОТТС дается на тип конструкции, то есть на некую совокупность автомобилей, и действует три года. И если производитель авто получит ОТТС в Росстандарте 31 декабря 2016 года (или продлит его), то он получит ОТТС, который будет действовать еще три года, то есть до 31 декабря 2019-го. Можно также продлить документ в режиме «распространения с продлением». Например, есть модель ВАЗ-2107 в десяти модификациях. Придумали еще одну модификацию - например, с модернизированной коробкой передач - и за счет этого продлили ОТТС на все модификации еще на три года.

Российская система ЭРА-ГЛОНАСС формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически - с 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат автоматически передается службам спасения. ЭРА-ГЛОНАСС в России, ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием «ЭРА РБ» в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в техническом регламенте ТС. Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги ЭРА-ГЛОНАСС пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии.

Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение ЭРА-ГЛОНАСС на два года. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные ОТТС. Хотя глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков ранее заявлял , что в законодательство планируется внести коррективы, которые лазейки устранят. С этой идеей Недосеков обращался в Минпромторг, но безрезультатно - на запрос «Известий» в Минпромторге ответили примерно то же, что и в Росстандарте.

Продление действия одобрения типа транспортного средства на новый срок, не превышающий трех лет, согласно пунктам 62–65 технического регламента, производится на основании заявки в случае соответствия типа транспортного средства перечню требований, действующих на момент оформления нового одобрения типа транспортного средства, - заявили в пресс-службе Минпромторга.

Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» - госкомпании, в распоряжение которой передана система ЭРА-ГЛОНАСС. Потому что в сентябре 2015 года совет директоров государственного АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета (сейчас содержание ЭРА-ГЛОНАСС финансирует государство). Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными (читай, массовыми) уже в 2017 году. С этими вводными в Высшей школе экономики был заказан бизнес-план развития компании. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не сможет сказать, сколько авто с ЭРА-ГЛОНАСС на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых Mercedes и Bentley, уже оснастили некоторые модели устройствами ЭРА-ГЛОНАСС. Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей - это две совершенно разные ситуации.

В случае переноса срока обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции, - отметили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС». - Мы уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, потому что обеспечение безопасности жизни граждан - приоритет для государства. Хотим напомнить о поручениях президента РФ Владимира Путина по итогам заседания президиума госсовета по вопросам безопасности дорожного движения: в срок до 01.06.2016 обеспечить информационно-технологическое сопряжение ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС с экстренными оперативными службами в автоматизированном режиме и в срок до 01.09.2016 принять меры по активизации работы производителей автотранспортных средств по установке на новые автомобили устройств вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

Среди автопроизводителей особого интереса к внедрению ЭРА-ГЛОНАСС пока не наблюдается.

В крупнейшей дилерской сети BMW «Известиям» пояснили, что в ближайшее время ни одна модель не будет оборудоваться терминалом ЭРА-ГЛОНАСС.

В наших машинах есть кнопка SOS, но это связь с диспетчером BMW - он тоже сможет вызвать вам помощь, - пояснили в компании.

Столичный дилер Toyota заверил, что никакого оборудования с ГЛОНАСС не планируется к установке на автомобили Toyota в ближайшее время.

Официальный дилер Peugeot ответил столь же категорично:

Никакие модели в ближайшее время терминалами ЭРА-ГЛОНАСС комплектоваться не будут, мы впервые слышим, что со следующего года это оборудование станет обязательным. Производитель не давал нам никакой информации по данной системе.

Кто ездил на LADA Vesta, наверняка заметил кнопку SOS над ветровым стеклом: это внешний признак наличия в машине устройства вызова экстренных служб. Что же представляет собой система подачи сигнала бедствия на дороге?

Интерфейсный модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС в автомобилях LADA совмещен с блоком освещения салона. Для голосовой связи водителя с диспетчером контакт-центра имеются специальный динамик и микрофон

По поводу обязательного оснащения автомобилей бортовыми терминалами ЭРА-ГЛОНАСС в стране заговорили в еще 2013 году. Сигналом к началу разработки национальных стандартов и требований (без которых нельзя было проводить государственные испытания устройств вызова экстренных служб) послужили изменения в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В 2015 году началась сертификация транспортных средств с системой ЭРА-ГЛОНАСС, а первыми одобрения типа транспортного средства по новым правилам получили автомобили LADA Vesta и LADA XRAY.

ШТАТНЫЙ ОПОВЕСТИТЕЛЬ

На АвтоВАЗе разработка системы ЭРА-ГЛОНАСС ведется с 2012 года. Сегодня любая LADA Vesta или LADA XRAY, даже в самой простой комплектации, имеет на борту устройство экстренного вызова оперативных служб с функцией автоматического срабатывания. Главным компонентом такой системы является бортовой терминал, который монтируется за приборной панелью в максимально защищенном от внешних воздействий месте. Терминал обеспечивает определение координат и направление движения транспортного средства (навигационный чипсет видит спутники ГЛОНАСС и GPS), передачу сообщения о транспортном средстве при ДТП в ситуационный центр по сетям сотовой связи. Наличие внешних антенн упрощает прохождение спутниковых сигналов и сигналов наземных сетей GSM.

Модель LADA XRAY одной из первых получила штатную систему экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС

Система также имеет в своем составе интерфейсный модуль, совмещенный с блоком освещения салона. Здесь помимо тревожной кнопки имеются встроенные динамик и высокочувствительный микрофон с функцией эхоподавления. Комплект голосовой связи используется для связи водителя с центром обработки вызовов.

Как работает ЭРА-ГЛОНАСС. Экстренный вызов посылается при серьезном ДТП, например, когда срабатывают подушки безопасности. Или можно вызвать помощь самостоятельно, одним нажатием кнопки связавшись с оператором колл-центра и сообщив о происшествии или плохом самочувствии. В том и другом случае оператор получит координаты автомобиля с точностью до 15 метров, время ДТП, идентификационный номер транспортного средства, его скорость, величину ударных перегрузок, количество пристегнутых пассажиров, цвет машины и даже тип топлива. Обязательный минимальный набор данных включает всего лишь 140 байт информации, поэтому модем может отправить их даже при плохом качестве связи. В условиях невозможности передать на сервер мониторинга собранную об объекте информацию (например, из-за отсутствия сигнала сети) терминал выполняет функцию «черного ящика» - сохраняет данные в энергонезависимой памяти и выдает ее сразу после появления такой возможности. Важное уточнение: встроенная сим-карта работает в формате «виртуального оператора», то есть может использовать любую доступную сеть, причем экстренные сигналы предаются в приоритетном порядке.

Приняв сигнал SOS, сотрудник контакт-центра ЭРА-ГЛОНАСС должен позвонить на бортовое устройство и выяснить, что произошло. Операторы отсеивают ложные вызовы и уточняют обстоятельства происшествия, после чего передают информацию в службу экстренного реагирования. В зависимости от обстоятельств, к месту происшествия отправляются спасатели, пожарные, инспекторы ГИБДД или скорая помощь. Притом последним, чтобы прибыть на место, дается 20 минут - таков норматив прибытия скорой помощи при ДТП.

Инфраструктура, созданная в рамках проекта ЭРА-ГЛОНАСС, станет основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователе

От ДТП не застрахован ни один водитель, и чем быстрее к человеку придет помощь, тем больше шансов на спасение. В России это особенно актуально, ведь по статистике на наших дорогах в момент ДТП погибает только 3% пострадавших, а 56% жертв - это не дождавшиеся медпомощи. Важно, что устройство ЭРА-ГЛОНАСС позволят четко зафиксировать, когда и как среагировали экстренные службы, причем эти данные нельзя будет скорректировать.

Государственная автоматизированная информационная система ЭРА-ГЛОНАСС с января по ноябрь 2016 года приняла свыше 5,6 тыс. сигналов, информация о 250 вызовах, требовавших вмешательства оперативных служб, была передана для реагирования, из них 74 вызова являлись автоматическими - такую статистику озвучил министр транспорта РФ Максим Соколов на Транспортной неделе в Москве.

ДВИЖЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ

1 января 2017 г. вступили в силу новые требования к устройствам вызова экстренных служб. Теперь бортовой терминал должен не только распознавать столкновения, но и срабатывать при опрокидывании, точно так же отправляя сигнал в автоматическом режиме.

ПАО «АВТОВАЗ» заранее среагировало на законодательное новшество, внеся изменения в конструкцию терминала. По сути, речь идет о создании устройства на новой платформе с усовершенствованной компонентной базой. В устройстве новой модификации для определения факта переворота используется гироскоп - трехосевой датчик угловой скорости. Усовершенствованный терминал ЭРА-ГЛОНАСС будет устанавливаться на все автомобили, которые будут получать одобрение типа транспортного средства, начиная с 2017 года, в том числе на новейшем универсале LADA Vesta SW, концепт которого был представлен на ММАС-2016.

Рассказывает инженер-конструктор управления проектирования электрооборудования ПАО «АВТОВАЗ» Ярослав Ромшин: «Последняя модификация системы уже прошла полный цикл испытаний. Это были тесты системы в составе автомобиля и ее отдельных компонентов. Например, проверялись микрофон, динамик и необходимый уровень звука, чтобы пользователь слышал оператора. Кроме того, проведены тесты на электромагнитную совместимость, устойчивость к вибрациям и температурным циклам».

В начале 2017 года АвтоВАЗ начинает сертификационные испытания системы ЭРА-ГЛОНАСС для автомобиля LADА Largus. Таким образом, уже скоро каждый новый автомобиль марки Lada будет оснащен системой ЭРА-ГЛОНАСС, что станет еще одним конкурентным преимуществом продукции Волжского автогиганта.

Важно отметить, что ЭРА-ГЛОНАСС работает только на территории России. Ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием ЭРА РБ в Белоруссии пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии. Что же касается дальнего зарубежья, то аналогичный европейский комплекс eCall на основе спутниковой системы Galileo заработает только в 2018 году.

Интересно, что в рамках развития ЭРА-ГЛОНАСС планируется разработка и внедрение дополнительных сервисов и услуг в интересах государственных, коммерческих и частных пользователей. «Эру» будут применять для охранно-поисковых услуг, мониторинга движения транспорта, расчетов на платных дорогах, а в идеале - и для страховой телематики, когда страховщик предлагает автовладельцу индивидуальный тариф по принципу «плати, как ездишь».