Уровень электролита в аккумуляторе зимой. Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе. Замеряем от пластин. Разберем автомобильный вариант. Как должно быть в норме

Считается, что современные аккумуляторные батареи не требуют особого контроля и полноценно выполняют свои функции без какого-либо обслуживания. Отчасти это так – если эксплуатация происходит в нормальных условиях, делать ничего не нужно. Однако при экстремальной езде, частых циклах зарядки/разрядки количество жидкости в отсеках постепенно снижается, что приводит к уменьшению емкости батареи. В статье расскажем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, не прибегая к помощи автомастера.

Условно АКБ можно разделить на два типа: обслуживаемые и необслуживаемые. В последнем случае конструкцией не предусмотрен доступ к отсекам и производители не рекомендуют самостоятельно вскрывать корпус. В противном случае вы нарушите герметичность, а качественно запаять пластмассовый корпус вряд ли сможете. Подобная манипуляция приведет к тому, что АКБ придется выбросить. В необслуживаемой батарее определить количество электролитической смеси можно двумя способами.

По контрольным меткам

На корпусе таких аккумуляторов есть метки «min» и «max», нанесенные на овальный глазок из прозрачного материала. Уровень электролита должен быть между этими отметками. Если он ниже – значит, часть дистиллированной воды испарилась или вытекла через предохранительные клапаны. Обычно это происходит при неправильной зарядке либо по истечению срока эксплуатации.

Если глазка нет – осмотрите внимательно поверхность корпуса. Обычно он изготавливается из прозрачной пластмассы, а на одной из сторон наносится шкала. Отметки будут такими же, как на прозрачном глазке.

По индикаторам

Современные модели импортных и отечественных АКБ могут быть оснащены индикаторами. В народе их называют «магическим глазом». Индикатор меняет цвет в зависимости от величины заряда и плотности электролитической смеси. Чтобы проверить уровень раствора в автомобильном аккумуляторе, выполните следующие действия:

  1. с помощью чистой тряпки тщательно вытрите грязь и пыль возле индикатора;
  2. слегка постучите пальцем по индикатору — так вы удалите пузырьки кислорода и сможете лучше его рассмотреть;
  3. посмотрите, какой цвет появился на индикаторе.

Зеленый указывает на то, что уровень в норме, заряд максимальный. Белый – необходимо подключить ЗУ. Красный – повышенная кислотность раствора, то есть количество воды снизилось.

Данный способ контроля самый неточный, им можно пользоваться только в случае, если АКБ необслуживаемая и другие методы диагностики недоступны.

Осмотр корпуса аккумуляторной батареи.

Способы проверки уровня в обслуживаемом источнике питания

Обслуживаемая батарея сконструирована так, чтобы все работы владелец смог выполнить самостоятельно. Определить уровень жидкости в банках АКБ такого типа можно с большей точностью и, при необходимости, долить дистиллированную воду. Существует два способа, которые позволяют контролировать количество электролитической смеси в отсеках. Рассмотрим каждый из них.

С помощью мерной трубки

Вы можете проверить, сколько электролита осталось в аккумуляторе с помощью нехитрого приспособления, представляющего собой прозрачную трубку, диаметр которой меньше диаметра пробки. В исключительных случаях можно использовать часть прозрачной шариковой ручки, предварительно открутив от нее колпачки. Замер выполняется в следующей последовательности:

  1. уберите грязь и пыль вкруг пробок;
  2. поставьте батарею на ровную поверхность;
  3. осторожно опустите трубку в отсек, не наклоняя ее;
  4. зажмите верхнее отверстие пальцем;
  5. выньте трубку, не убирая пальца, замерьте количество жидкости в ней.

В норме раствор должен покрывать электроды на 1 — 1,5 см. Если у вас в трубке столько жидкости – беспокоиться не о чем. Если больше – значит, в прошлый раз вы залили больше чем нужно, откачайте излишки.

Отчетливо видно, сколько электролита в банках.

Визуальное определение

Этот метод можно использовать, если конструкцией корпуса предусмотрены специальные выемки внизу горловины. Верхний слой жидкости, касаясь выемок, изгибается, образуется так называемый «мениск» или «глаз». По его расположению можно понять, какой уровень электролита в данный момент. «Глаз» отчетливо видно – уровень в норме, если не видно – количество раствора снизилось.

Часто автолюбители спрашивают, какой должен быть уровень кислоты в аккумуляторе. Формулировка этого вопроса не правильная. В банки заливается электролит, состоящий из дистиллированной воды и кислоты. Поэтому вышеописанные методы позволяют установить, сколько всего осталось электролитической смеси, а не ее составляющих.

Количество электролита в аккумуляторах разной емкости

В некоторых случаях необходимо полностью заменить раствор. Попытка узнать, сколько требуется жидкости по уровню в банках, не даст никакого результата. К сожалению, производители не указывают объем отсеков, поэтому приходится высчитывать его по емкости батареи.

Для этих случаев мы подготовили таблицу соответствия количества раствора к заявленным производителем параметрам, вам нужно лишь найти эти значения на наклейках или в инструкции.

Тип АКБ

Номинальная емкость (А-ч)

Количество электролита (литры)

Приведенные в таблице показатели актуальны для отечественных аккумуляторов. Предельно допустимая погрешность объема электролита не должна превышать +/- 100 г. Если у вас импортный источник питания, тогда ориентируйтесь на его емкость, указанную на корпусе или в инструкции производителя. В затруднительных случаях лучше получить дополнительную консультацию у продавца или автоэлектрика.

Теперь вы знаете, как проверяется уровень электролита в АКБ. Рекомендуем хотя бы раз в месяц выполнять эту процедуру, чтобы вовремя заметить проблему и принять меры для ее устранения.

Плотность электролита в аккумуляторе очень важный параметр у всех , и каждый автовладелец должен знать: какая плотность должна быть, как её проверить, а самое главное, как правильно поднять плотность аккумулятора (удельный вес кислоты) в каждой из банок со свинцовыми пластинами заполненных раствором H2SO4.

В статье о плотности электролита АКБ вы узнаете:

Проверка плотности – это один из пунктов процесса , включающий так же проверку уровня электролита и замер напряжения АКБ. В свинцовых аккумуляторах плотность измеряется в г/см3 . Она пропорциональна концентрации раствора , а обратно зависима, относительно температуры жидкости (чем выше температура, тем ниже плотность).

По плотности электролита можно определить состояние батареи. Так что если батарея не держит заряд , то следует проверить состояние её жидкости в каждой его банке.


Плотность электролита влияет на емкость аккумулятора, и срок его службы.

Проверяется денсиметром (ареометр) при температуре +25°С. В случае, если температура отличается от требуемой, в показания вносятся поправки, как показано в таблице.

Итак, немного разобрались, что это такое, и что нужно регулярно делать . А на какие цифры ориентироваться, сколько хорошо, а сколько плохо, какой должна быть плотность электролита аккумулятора?

Какая плотность должна быть в аккумуляторе

Выдерживать оптимальный показатель плотности электролита очень важно для аккумулятора и стоит знать, что необходимые значения зависят от климатической зоны. Поэтому плотность аккумулятора должна быть установлена исходя из совокупности требований и условий эксплуатации. К примеру, при умеренном климате плотность электролита должна находиться на уровне 1,25-1,27 г/см3 ±0,01 г/см3. В холодной зоне, с зимами до -30 градусов на 0,01 г/см3 больше, а в жаркой субтропической - на 0,01 г/см3 меньше . В тех регионах, где зима особо сурова (до -50 °С), дабы аккумулятор не замерз, приходится повышать плотность от 1,27 до 1,29 г/см3 .

Много автовладельцев задаются вопросом: «Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой, а какой летом, или же нет разницы, и круглый год показатели нужно держать на одном уровне?» Поэтому, разберемся с вопросом более подробно, а поможет это сделать, таблица плотности электролита в аккумуляторе с разделением на климатические зоны.

Нюанс, который следует знать - чем меньше плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе, тем он дольше прослужит .

Также нужно помнить, что, как правило, аккумуляторная батарея, находясь на автомобиле, заряжена не более чем на 80-90 % её номинальной ёмкости, поэтому плотность электролита будет немного ниже, чем при полном заряде. Так что, требуемое значение, выбирается чуть-чуть повыше, от того, которое указано в таблице плотности, дабы при снижении температуры воздуха до максимального уровня, АКБ гарантированно оставался работоспособным и не замерз в зимний период. Но, касаясь летнего сезона, повышенная плотность может и грозить закипанием.

Высокая плотность электролита приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи. Низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к снижению напряжения, затрудненному пуску двигателя.

Таблица плотности составляется относительно среднемесячной температуры в январе-месяце, так что климатические зоны с холодным воздухом до -30 °C и умеренные с температурой не ниже -15 не требуют понижения или повышения концентрации кислоты. Круглый год (зимой и летом ) плотность электролита в аккумуляторе не стоит изменять , а лишь проверять и следить, чтобы она не отклонялась от номинального значения , а вот в очень холодных зонах, где столбик термометра часто на отметке ниже -30 градусов (в плоть до -50), корректировка допускается.

Плотность электролита в аккумуляторе зимой

Плотность электролита в аккумуляторе зимой должна составлять 1,27 (для регионов с зимней температурой ниже -35 не менее 1.28 г/см3). Если будет значение ниже, то это приводит к снижению электродвижущей силы и трудного запуска двигателя в морозы, вплоть до замерзания электролита.

Снижение плотности до 1,09 г/см3, приводит к замерзанию АКБ уже при температуре -7°С.

Когда в зимнее время плотность в аккумуляторной батареи понижена, то не стоит сразу бежать за корректирующим раствором дабы её поднять, гораздо лучше позаботится о другом – качественном заряде АКБ при помощи зарядного устройства.

Получасовые поездки от дому к работе и обратно не позволяют электролиту прогрется, и, следовательно, хорошо зарядится, ведь аккумулятор принимает заряд лишь после прогрева. Так что разряженность изо дня в день увеличивается, и в результате падает и плотность.

Проводить самостоятельные манипуляции с электролитом крайне нежелательно, допускается только корректировка уровня дистиллированной водой (у легковых – 1,5 см над пластинами, а грузовых до 3 см).

Для новой и исправной АКБ нормальный интервал изменения плотности электролита (полный разряд – полный заряд) составляет 0,15-0,16 г/см3.

Помните, что эксплуатация разряженного аккумулятора при минусовой температуре приводит к замерзанию электролита и разрушению свинцовых пластин!

По таблице зависимости температуры замерзания электролита от его плотности, можно узнать минусовой порог столбика термометра, при котором образовывается лед в вашем аккумуляторе.

Как видите, при заряженности на 100% аккумуляторная батарея замерзнет при -70 °С. При 40% заряде замерзает уже при -25 °С. 10% не только не дадут возможности запустить двигатель в морозный день, но и напрочь замерзнет в 10 градусный мороз.

Когда плотность электролита не известна, то степень разряженности батареи проверяют нагрузочной вилкой. Разность напряжения в элементах одной батареи не должна превышать 0,2В.

Если АКБ разрядилась более чем на 50% зимой и более чем на 25% летом, её необходимо подзарядить.

Плотность электролита в аккумуляторе летом

Летом аккумулятор страдает от обезвоживания , поэтому учитывая то, что повышенная плотность плохо влияет на свинцовые пластины, лучше если она будет на 0,02 г/см3 ниже требуемого значения (особенно касается южных регионов).

В летнее время температура под капотом, где зачастую находится аккумулятор, значительно повышена. Такие условия способствуют испарению воды из кислоты и активности протекания электрохимических процессов в АКБ, обеспечивая высокую токоотдачу даже при минимально допустимом значении плотности электролита (1,22 г/см3 для теплой влажной климатической зоны). Так что, когда уровень электролита постепенно падает , то повышается его плотность , что ускоряет процессы коррозионного разрушения электродов. Именно поэтому так важно контролировать уровень жидкости в аккумуляторной батарее и при его понижении добавить дистиллированной воды, а если этого не сделать, то грозит перезаряд и сульфация.

Стабильно завышенная плотность электролита приводит к снижению срока службы АКБ.

Если водителя или другим причинам, следует попробовать вернуть ему его рабочее состояние при помощи зарядного устройства. Но перед тем как заряжать АКБ, смотрят на уровень и по надобности доливают дистиллированную воду, которая могла испариться в процессе работы.

Через некоторое время плотность электролита в аккумуляторе, из-за постоянного разбавления его дистиллятом, снижается, и опускается ниже требуемого значения. Тогда эксплуатация батареи становится невозможной, так что возникает необходимость повысить плотность электролита в аккумуляторе. Но для того, чтобы узнать насколько повышать, нужно знать как проверять эту самую плотность.

Как проверить плотность аккумулятора

Дабы обеспечить правильную работу аккумуляторной батареи, плотность электролита следует проверять каждые 15-20 тыс. км пробега. Измерение плотности в аккумуляторе осуществляется при помощи такого прибора как денсиметр. Устройство этого прибора состоит из стеклянной трубки, внутри которой ареометр, а на концах - резиновый наконечник с одной стороны и груша с другой. Чтобы произвести проверку, нужно будет: открыть пробку банки аккумулятора, погрузить его в раствор, и грушей втянуть небольшое количество электролита. Плавающий ареометр со шкалой покажет всю необходимую информацию. Более детально как правильно проверить плотность аккумулятора рассмотрим чуть ниже, поскольку есть еще такой вид АКБ, как необслуживаемые, и в них процедура несколько отличается - вам не понадобится абсолютно никаких приборов.

Разреженность батареи определяется по плотности электролита – чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.

Индикатор плотности на необслуживаемой АКБ

Плотность необслуживаемого аккумулятора отображается цветовым индикатором в специальном окошке. Зеленый индикатор свидетельствует, что все в норме (степень заряженности в пределах 65 - 100%), если плотность упала и требуется подзарядка , то индикатор будет черный . Когда в окошке отображается белая или красная лампочка , то нужен срочный долив дистиллированной воды . Но, впрочем, точная информация о значении того или иного цвета в окошке, находится на наклейке аккумуляторной батареи.

Проверка плотности электролита, с целью выяснения необходимости её корректировки, производится только у полностью заряженной батареи.

Итак, чтобы можно было правильно проверить плотность электролита в аккумуляторной батарее, первым делом проверяем уровень и при необходимости его корректируем. Затем заряжаем аккум и только тогда приступаем к проверке, но не сразу, а после пары часов покоя, поскольку сразу после зарядки или долива воды будут недостоверные данные.

Следует помнить, что плотность напрямую зависит от температуры воздуха, поэтому сверяйтесь с таблицей поправок, рассматриваемой выше. Сделав забор жидкости из банки аккумулятора, держите прибор на уровне глаз – ареометр должен находиться в состоянии покоя, плавать в жидкости, не касаясь стенок. Замер производится в каждом отсеке, а все показатели записываются.

Таблица определения заряженности аккумулятора по плотности электролита.

Температура

Разряженный

Плотность электролита должна быть одинаковой во всех элементах.

Сильно пониженная плотность в какой-то из ячеек говорит о присутствии в ней дефектов (в частности, короткого замыкания между пластинами). А вот если она низкая во всех ячейках, то это свидетельствует о глубоком разряде, сульфации или же просто устаревании. Проверка плотности в сочетании с замером напряжения под нагрузкой и без, позволит установить точную причину неисправности.

Если же она у вас сильно высокая, то радоваться что АКБ в порядке тоже не стоит, возможно, он кипел, веди при электролизе, когда электролит закипает, плотность аккумулятора становится выше.

Когда вам нужно проверить плотность электролита с целью определения степени заряженности аккумулятора, то можно сделать это не вынимая батарею из под капота автомобиля; понадобится сам прибор, мультиметр (для замера напряжения) и таблица соотношения данных измерений.

** разница по ячейках, не должна быть выше 0,02–0,03 г/cм3.

*** значение напряжения актуально для аккумуляторов, находившихся в состоянии покоя не менее 8 часов.

Если возникает необходимость, делается корректировка плотности. Нужно будет отобрать определенный объем электролита с АКБ и добавить корректирующий (1,4 г/cм3) или же дистиллированной воды с последующей 30 минутной зарядкой номинальным током и выдержкой в течение нескольких часов для выравнивания плотности во всех отсеках. Поэтому как правильно поднимать плотность в аккумуляторе поговорим далее.

Не забывайте, что требуется предельная осторожность в обращении с электролитом, так как он содержит в себе серную кислоту.

Как поднять плотность в аккумуляторе

Поднимать плотность приходится тогда, когда приходилось неоднократно корректировать уровень дистиллятом или же её не хватает для зимней эксплуатации АКБ, а еще после неоднократной длительной перезарядке. Симптомом необходимости такой процедуры будет сокращение интервала заряд/разряд. Кроме того, что правильно и полностью зарядить аккумулятор, существует пара способов поднять плотность:

  • добавить более концентрированный электролит (так называемый корректирующий);
  • добавить кислоты.

Как правильно проверять и повышать плотность в аккумуляторе.

Для повышения и корректировки плотности электролита в аккумуляторе вам будут нужны:

1) ареометр;

2) мерный стакан;

3) емкость для разведения нового электролита;

4) клизма-груша;

5) корректирующий электролит либо кислота;

6) дистиллированная вода.

Суть процедуры заключается в следующем:
  1. С банки аккумулятора отбирается небольшой объем электролита.
  2. Вместо такого же количества добавляем корректирующий электролит, если нужно поднять плотность, или дистиллированной воды (с плотностью 1,00 г/см3), если наоборот требуется её понижение;
  3. Далее АКБ нужно поставить на подзарядку, чтобы в течении получаса заряжать номинальным током - это позволит жидкости смешаться;
  4. Отключив батарею от устройства, нужно будет подождать еще не менее часа/двух, дабы плотность во всех банках выровнялась, снизилась температура и вышли все пузырьки газов, дабы исключить погрешность при контрольном измерении;
  5. Повторно проверить плотность электролита и при необходимости повторить процедуру отбора и долива требуемой жидкости (еще повысить или понизить), уменьшив шаг разбавления, а потом снова измерить её.

Разница плотности электролита между банками не должна превышать 0,01 г/см3. Если такого результата не удалось добиться, нужно сделать дополнительную, выравнивающую зарядку (ток в 2-3 раза меньше номинального).

Чтобы понять, как поднимать плотность в аккумуляторе, или может наоборот - нужно понижение в конкретно измеряемом отсеке аккумуляторной батарее, желательно знать, какой в ней номинальный объем в кубических сантиметрах. К примеру, объем электролита в одной банке автомобильного аккумулятора на 55 Ah, 6СТ-55 - 633 см3, а 6СТ-45 - 500 см3. Пропорция состава электролита приблизительно такая: серная кислота (40%); дистиллированная вода (60%). Достичь требуемой плотности электролита в аккумуляторе поможет нижеприведенная таблица:

формула расчета плотности электролита

Обратите внимание, что данная таблица предусматривает использование корректирующего электролита плотностью только 1,40 г/см3, а если жидкость будет другой плотности, то нужно пользоваться дополнительной формулой.

Тем, кому такие расчеты покажутся сильно сложными, можно проделать все несколько проще, применив метод золотого сечения:

Откачиваем большую часть жидкости из банки АКБ и выливаем в мерный стакан, чтобы узнать объем, затем долить половину того количества электролитом, покачиваем для перемешивания. Если вы еще далеки от требуемого значения, то долейте еще, четвертую часть от выкачанного ранее объема электролитом. Так следует доливать, каждый раз уменьшая количество вдвое, до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Настоятельно рекомендуем соблюдать все меры предосторожности. Кислотная среда вредна не только при попадании на кожу, но и в дыхательные пути. Процедуру с электролитом следует проводить исключительно в хорошо проветриваемых помещениях с предельной осторожностью.

Как поднять плотность в аккумуляторе, если она упала ниже 1.18

Когда плотность электролита менее 1,18 г/см3, одним электролитом нам не обойтись, придется добавлять кислоту (1,8 г/см3). Процесс производим по такой же схеме, как и в случае с добавлением электролита, только шаг разбавления берем небольшой, поскольку очень высокая плотность и можно проскочить нужную отметку уже с первого разбавления.

При приготовлении всех растворов вливайте кислоту в воду, а не наоборот.

Если электролит приобрел коричневый (бурый) цвет, то морозы ему уже не пережить, поскольку это сигнал на постепенный выход из строя АКБ. Темный оттенок, переходящий в черный цвет, обычно говорит о том, что с пластин осыпалась активная масса, участвующая в электрохимической реакции, и попала в раствор. Поэтому площадь поверхности пластин уменьшилась - восстановление первоначальной плотности электролита в процессе заряда невозможно. Аккумулятор стоит просто поменять.

Средний срок службы современных АКБ, при условии соблюдения правил эксплуатации (не допускать глубокие разряды и перезаряды, в том числе по вине регулятора напряжения), составляет 4-5 лет. Так что производить манипуляции, такие как: сверление корпуса, переворачивание для слива всей жидкости и полной её замены, не имеют смысла - это полная «дичь» - если посыпались пластины, то ничего уже не сделаешь. Следите за зарядом, проверяйте вовремя плотность, правильно обслуживайте аккумуляторную батарею автомобиля и максимальный строк его работы вам будет обеспечен.

Главным условием нормальной работы стандартного автомобильного аккумулятора является нормальный уровень электролита. Конечно, данное утверждение справедливо только к тем батареям, в которых использована жидкая среда для работы заряженных пластин. В гелевых аккумуляторах, к примеру, никак невозможно проверить уровень электролита, ведь сама среда является гелеобразной, а корпус батареи не разбирается. Но большинство автомобилистов отдают предпочтение именно старым вариантам кислотных аккумуляторов, которые работают в жидкой рабочей среде. Сегодня мы рассмотрим ситуацию, когда уровень электролита в аккумуляторе снижается.

Сегодня довольно сложно рассуждать о тех или иных неполадках батареи, поскольку типы устройств, их разновидности и сложности ремонта сегодня заставляют задуматься о смысле сервиса - для многих стало проще купить новую АКБ и забыть о проблеме. Производители активно стали изготавливать необслуживаемые батареи, то есть такие аккумуляторы, в корпус которых крайне сложно пробраться. После снижения уровня электролита в таких устройствах их просто утилизируют и покупают новые.

Обслуживание аккумулятора и добавление электролита в систему

Начнем с того, что батарея, которая уже начала снижать уровень электролита, зачастую обладает серьезной неполадкой. В таком аккумуляторе могли посыпаться рабочие пластины, или в корпусе устройства образовалась течь, что еще более опасно. В таких случаях электролит испаряется или вытекает, сворачивается или преобразовывается. Одним словом, его становится на порядок меньше.

Из-за такого уменьшения количества рабочей жидкости происходит соприкосновение пластин, которые не должны касаться друг друга. Также верхний рабочий элемент, который удерживает заряд, оказывается не покрытым рабочей жидкостью, что быстро разрушает его. Потому нельзя допускать снижения уровня электролита в батарее, а восполнить утрату можно следующим способом:

  • убедиться, что в вашем распоряжении обслуживаемый аккумулятор, то есть, можно добраться до внутренней части;
  • открутить все верхние пробки, чтобы оценить уровень электролита в разных банках батареи;
  • тщательно осмотреть аккумулятор на предмет наличия течи или трещины, из которой может сочиться жидкость;
  • долить в резервуары дистиллированной воды до уровня, который определяется производителем как оптимальный;
  • оставить пробки открытыми и подключить к аккумулятору зарядное устройство для возобновления заряда;
  • периодически следить за процессом выполнения зарядки, оценивая состояние электролита и визуальные свойства внутренней части батареи;
  • если электролит закипит или станет мутным после включения зарядного устройства, стоит избавиться от такой батареи и купить новую.

Мутная жидкость внутри аккумулятора говорит о том, что ваша батарея уже не способна на содержание нормального заряда. Начал разрушаться верхний слой свинцовых пластин или других элементов, которые отвечают за работу батареи и удержание заряда длительное время. Такая АКБ может подвести в любой момент, а зимой ее эксплуатация и вовсе не представляется возможной.

Конечно, большая часть проблем с батареями автомобилей выявляется в зимнее время, когда аккумулятор погружается в экстремальные для себя условия работы. Тем не менее, и в теплое время года может произойти резкая утечка жидкости или испарение вследствие нарушения нормальной работы устройства. Часто резкое снижение уровня жидкости в батарее будет означать необходимость замены этого элемента.

Восстановительные работы АКБ или покупка нового аккумулятора?

В работе с автомобильным аккумулятором нужно быть предельно осторожным, ведь в качестве электролита в большинстве современных батарей применяют опасную серную кислоту. Добавляя дистиллированную воду, вы уменьшаете плотность электролита, что снижает эффективность работы аккумулятора. Но это единственный способ хоть как-то продлить жизнь устройства и отсрочить покупку новой батареи.

Тем не менее, не тешьте себя надеждами, что долитая в электролит дистиллированная вода сможет полностью возродить нормальную работу аккумулятора. Зачастую восстановить батарею полностью не удается вовсе. Через короткий срок батарея снова потребует вмешательства. Если аккумулятор начал показывать характер, лучше поменять его и не подставлять себя под опасность непредвиденной поломки. Основные факторы выбора новой батареи следующие:

  • определение номинальной емкости батареи, которая рекомендована производителем (иногда можно купить АКБ на 10 А*ч больше рекомендованной);
  • подбор нужного пускового тока с возможным изменением от заводских характеристик только в сторону увеличения;
  • рассмотрение в магазине только тех вариантов аккумуляторов, которые идеально подходят по форме и будут без проблем установлены в авто;
  • выбор по производителям, оценка надежности батарей по различным рейтингам и отзывам, покупка только официального оборудования известных брендов;
  • визуальная оценка батареи в магазине или при доставке, проверка на отсутствие различных физических повреждений, неровностей корпуса;
  • оценка срока изготовления аккумуляторной батареи - АКБ, простоявшие в магазине два года, уже можно считать подержанными.

Срок службы аккумулятора для автомобиля равен 7-9 годам максимум. Но этот срок начинает считаться не с момента установки батареи на авто, а с момента выпуска элемента с завода. Потому не покупайте батареи по акциям и сидкам, ведь таким образом продавцы чаще всего стараются избавиться от неликвидной продукции, которая вскоре не будет стоить и копейки.

Также откажитесь от экспериментов с техническими характеристиками. Многим автомобилистам со временем эксплуатации машины начинает казаться, что свой транспорт они знают на порядок лучше производителя. На самом деле, лучшие технические параметры прописаны в инструкции по эксплуатации Эксперименты с объемом, пусковым током, размером и прочими параметрами не заканчиваются для машины хорошо. Предлагаем посмотреть видео со всеми тестами аккумулятора и некоторыми советами по подготовке батареи к зимней эксплуатации:

Подводим итоги

В последнее время срок жизни автомобильных аккумуляторов активно пошел на снижение. Поэтому в большинстве случаев приходится предпочитать замену любым другим вариантам ремонта и восстановления батарей. Это приводит к повышенным расходам на эксплуатацию и значительным тратам на непредвиденные поломки. Когда АКБ выходит из строя посреди трассы, водителю приходится потратить немало времени, сил и средств для доставки машины в гараж.

Потому рекомендуем выбирать в магазинах только качественное оборудование с отличными характеристиками. Так вы сможете гарантировать себе отличные возможности эксплуатации, а также избавитесь от постоянных проблем с батареей. Покупайте АКБ с гарантией от производителя и не забывайте регулярно осматривать этот узел на предмет возможных нарушений в работе. Если у вас есть, что добавить по обслуживанию аккумуляторов из собственного опыта, обязательно поделитесь информацией в комментариях.

Как я уже много раз писал, автомобильный аккумулятор является свинцово-кислотным. Внутри батареи обязательно должен находиться специальный электролит, по сути это дистиллированная вода и серная кислота, разведенные в нужной пропорции (иначе работа по накоплению и отдаче энергии происходить не будет). Но от времени, погоды и условий эксплуатации, вода может испаряться, соответственно падает и уровень самой электрохимической жидкости. Причем что самое страшное, начинают оголяться свинцовые пластины внутри. Чем это плохо, какой должен быть уровень – подробно разбираем, ну и как обычно видео версия в конце …


В начале, хочется отметить — что если уровень электролита будет больше или меньше положенного, то это может вывести ваш аккумулятор из строя (ну или как минимум, он не будет нормально работать).

Обслуживаемый и необслуживаемый АКБ

По строению корпуса батареи отличаются на так называемую – . Сейчас все больше преобладает второй тип, то есть при покупке вам за ней практически не нужно следить (для новичков это просто находка). Однако у такого варианта есть и большие минусы, скажем если вода испарится из банок, тогда вы так просто ее не добавите. Многие выкидывают () такие АКБ и покупают новые, хотя стоит добавить воды (до нужного уровня) и он будет еще долго работать

Многие думают, что она оттуда вообще не улетучится, но это не так! У необслуживаемых вариантов, также есть специальные клапана (отверстия) для сброса внутренних газов

А при испарении воды (как я писал сверху) уровень электролита падает, что неминуемо приводит к ухудшению характеристик АКБ.

Низкий уровень – чем опасен

Опасен он по многим причинам, постараюсь рассказать просто и быстро:

  • Если уровень падает, значит — вода улетучивается. Растет плотность серной кислоты (так как она никуда не девается). Это очень негативно влияет на сами пластины, они попросту быстрее начинают разрушаться.

  • Если концентрация кислоты высокая, это может вести к ускоренному процессу
  • Верхняя часть пластин оголяется – а это также негативно влияет на них при зарядке. Они банально разогреваются и могут осыпаться.
  • Если электролита не достаточно (пластины оголены), соответственно падает и емкость батареи, то есть вы, банально не запустите автомобиль.

По своему опыту скажу что АКБ с оголенными пластинами служат не долго, как правило, они осыпаются или сульфатируются за 3 – 6 месяцев использования. Поэтому очень важно, добавить жидкость до нужных значений!

Высокий уровень – чем опасен

Вроде определились, низкий – ПЛОХО! А вот слишком высокий – ТОЖЕ ПЛОХО? ДА — ТОЖЕ ПЛОХО! НО почему?

Смотрите – нормальная плотность внутри аккумулятора, равна примерно 1,27 – 1,29 г/см3 (если взять наши рабочие жидкости это примерно — 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды). Такой электролит не замерзает при крайне отрицательных температурах (до -40 градусов Цельсия).

Если вы , нарушите баланс и скажем, нальете водного состава в 70%, тогда плотность у нас упадет до 1,22 – 1,25 г/см3. А такая жидкость замерзает уже при -20, -30 градусов, что в России встречается довольно часто. Конечно, летом вы проблем, скорее всего испытывать не будете, но вот зимой батарея может замерзнуть, да так что разорвет корпус и вы просто выкинете аккумулятор.

Так что нужно лить именно столько – сколько нужно (в рамках допустимого).

Что нужно добавлять внутрь?

Итак, переходим почти к самому интересному. НО для начала небольшое напоминание, многие ошибочно думают — что нужно внутрь нужно добавлять готовый электролит , который продается в автомобильных или специальных магазинах. НО ЭТО НЕ ТАК!

Как я уже говорил сверху, улетучивается из банок именно вода, и именно воду нужно добавлять в банки, НО НИКАК НЕ ЭЛЕКТРОЛИТ!

Еще раз хочу всем повторить, испаряется именно водный раствор, но не кислота! Если вы добавите, до уровня электрохимическую жидкость, тогда вы поднимете плотность на высокий уровень, скажем 1,32 – 1,35 г/см3 пластины от такой концентрации намного быстрее изнашиваются, а также образовываются сульфаты!

Поэтому только дистиллированная вода, и только определенный уровень.

Сколько нужно добавлять?

Если у вас обслуживаемый аккумулятор, то есть вы физически можете открутить пробки и увидеть пластины, оголены они или нет – это одна ситуация.

А вот если у вас необслуживаемый вариант, то добавить в него намного сложнее (про это чуть ниже).

Берем стандартную ситуацию — открутили пробки, а пластины оголены (верхняя часть торчит выше жидкости). Так сколько лить, под завязку (под пробку) или как?

ОДНОЗНАЧНО НЕ ПОД ПРОБКУ! Это слишком много. Берем бутылку с дистиллированной водой (можно ), и добавляем примерно на 1 – 1,5 см над пластинами. ТО есть общий состав должен их покрывать именно на это значение.

Кстати на многих аккумуляторах, есть специальные метки — нижняя и верхняя, именно в этих границах и должен быть уровень. Однако сейчас их наносят на корпус все меньше и меньше.

В идеале после добавления воды, вам нужно подзарядить батарею и замерить ее плотность. Она должна быть примерно 1,27 г/см3.

Теперь берем ситуацию с необслуживаемой батареей – как я писал, нет пробок сверху, а дистиллят добавить как-то нужно! Но как? У меня про это (почитайте познавательно).

Однако простыми способами этого добиться сложно. ПРИЧЕМ никогда не отрывайте сверху крышку, это не правильно, в ней находится лабиринты, которые абсорбируют испаряющиеся из банок газы. Если его нарушить батарея уже не будет необслуживаемой.

Самый действенный способ , это взять и просверлить тоненьким сверлом над банками отверстия, примерно на нормальный уровень электролита. Далее, шприцом туда закачать воду, а потом запаять эти дырочки паяльником. Ну и собственно зарядка.

От качества электролита сильно зависит долговечность и основные параметры аккумулятора. Поэтому если вы хотите, чтобы батарея служила вам верой и правдой не один год, предлагаем ознакомиться с основными нюансами ее обслуживания.

Электролит — это раствор серной кислоты (Н2SO4) в воде, который способен накапливать и раздавать электрическую энергию в результате происходящих в нем химических реакций. Крайне важно, чтобы уровень этого раствора в (АКБ) находился в пределах нормы. Дело в том, что излишек жидкости приводит к окислению клемм, а это может стать причиной выхода из строя всей бортовой электроники.

Если же уровень электролита меньше положенной нормы, происходит пересыхание внутренних пластин и повышение плотности кислоты. В результате пластины начинают разрушаться, и АКБ окончательно выходит из строя. В таких случаях говорят: «В аккумуляторе «посыпались банки». Поэтому в интересах каждого автовладельца следить за уровнем электролита и поддерживать его на определенном уровне.

2 Проверка количества электролита в батарее

Аккумулятор, казалось бы, представляет собой замкнутую емкость, поэтому уровень жидкости в ней не должен изменяться. На практике же в процессе эксплуатации АКБ вода испаряется. Причем скорость уменьшения жидкости зависит от нескольких моментов:

  • условий эксплуатации авто — перепады температур, часто включение и выключение зажигания, длительные поездки по трассе приводят к ускоренному испарению воды;
  • исправности электрической системы — если имеются проблемы с электрикой, увеличивается нагрузка на АКБ. Особенно негативно на состоянии батареи сказываются проблемы с генератором.

На аккумулятор оказывает влияние и манера вождения автомобиля, и некоторые другие факторы. При их сочетании уровень жидкости может упасть до критического в течение одного месяца. Но как его контролировать?

Проверка уровня может быть выполнена несколькими способами. Чаще всего корпус АКБ выполняют из полупрозрачного пластика и наносят метки «Min» и «Max». Соответственно, уровень раствора хорошо виден на глаз, особенно если поднять аккумулятор перед собой в солнечный день или в хорошо освещенном помещении.

Если пластик не просвечивается или на батарее отсутствуют метки, проверить уровень можно при помощи стеклянной трубки. Для этого нужно открутить пробку аккумулятора, затем опустить трубку до упора и закрыть верхнее отверстие пальцем. После этого надо вытащить трубку и замерить высоту столбика жидкости. Минимально допустимое значение составляет 12 мм, а максимальное — 15 мм. Подобным образом необходимо проверить уровень жидкости в каждой банке.

В современных дорогих моделях АКБ имеется специальный датчик уровня жидкости, так называемый «магический глаз». Чтобы проверить уровень, нужно аккуратно по нему постучать, после чего проявится определенный цвет. Каждый цвет имеет свое значение:

  • зеленый — аккумулятор в норме;
  • белый — уровень заряда меньше нормы, т.е. батарею нужно зарядить;
  • красный — необходимо долить жидкость.

Надо сказать, что «магический глаз» не точно диагностирует состояние АКБ, поэтому желательно произвести дополнительную проверку.

3 Корректируем количество электролита

Если проверка показала, что уровень жидкости в банках низкий, его необходимо увеличить, путем доливки воды. Имейте в виду, что в аккумулятор можно заливать исключительно дистиллированную воду. Если вы зальете воду из-под крана, то АКБ разрядится полностью или вообще выйдет из строя, так как кислота вступит в реакцию с компонентами, которые имеются в водопроводной воде.

Температура дистиллированной воды, доливаемой в банку, должна быть в пределах 15-25 градусов.

Если уровень кислотного раствора превышает норму, его необходимо откачать. Для этих целей можно использовать шприц или спринцовку. После доливки жидкости желательно замерить уровень заряда. Если заряд низкий, АКБ нужно поставить заряжаться в течение нескольких часов.

4 Что еще нужно знать об электролите?

Важным параметром электролита является его плотность. Серная кислота сама по себе достаточно плотное вещество — этот параметр составляет 1,84 г/см³. Что касается плотности водяного раствора в аккумуляторе, показатель должен находиться в пределах 1,27-1,28 г/см³. Если плотность электролита в аккумуляторе будет отличаться от положенной, долговечность АКБ сильно снизится и изменятся основные параметры.

Если вы зальете воду из-под крана, то АКБ разрядится полностью или вообще выйдет из строя, так как кислота вступит в реакцию с компонентами, которые имеются в водопроводной воде.

Среди автомобилистов «советской закалки» бытуем мнение, что зимой плотность электролита должна быть выше, чем летом. В действительности же в современные аккумуляторы и зимой, и летом заливают кислотный раствор плотностью 1,27 г/см³. При такой плотности жидкость начинает замерзать при температуре -60 градусов.

Для проверки плотности применяют специальный прибор, который называется ареометром. Он представляет собой стеклянную трубку со шкалой, внутри которой расположен поплавок. С одной стороны трубки расположена резиновая груша, которая позволяет набирать в трубку жидкость. После забора электролита поплавок свободно перемещается вдоль трубки и показывает уровень плотности.

При проверке плотности соблюдайте два правила:

  • после доливки дистиллированной воды нельзя сразу проверять плотность. Должно пройти некоторое время, чтобы вода хорошо перемешалась с водой. Обычно для этого требуется 3-4 часа;
  • измеряйте и корректируйте плотность после полной зарядки АКБ.

Для проверки плотности применяют специальный прибор, который называется ареометром

Если ареометр показал, что плотность слишком низкая, следует долить специальный корректирующий электролит, плотность которого составляет 1,4 г/см³. Корректирующий электролит можно купить или сделать самостоятельно, смешав серную кислоту с дистиллированной водой. Единственное, работайте с кислотой очень осторожно, соблюдая все правила техники безопасности. Причем заниматься этим лучше на улице, но не в домашних условиях. Учтите, что в процессе смешивания кислоты с дистиллированной водой выделяется тепло.

Ни в коем случае не заливайте серную кислоту прямо в аккумулятор, так как жидкость может закипеть и АКБ выйдет из строя.

Если оказалось, что плотность электролита выше положенного значения, слейте с банок небольшое количество раствора в специальную емкость и добавьте дистиллированную воду. Так как концентрация серной кислоты в электролите достаточно высокая, работать с жидкостью необходимо тоже очень осторожно.

5 Восстанавливаем старый аккумулятор новым электролитом

Если вы заметили, что АКБ стал быстро разряжаться, при этом электрика в автомобиле в полном порядке, скорее всего батарея выходит из строя. Но не спешите отправляться в автомагазин за покупкой нового аккумулятора. Как правило, замена раствора позволяет исправить ситуацию.

Прежде чем поменять жидкость, подкорректируйте плотность нового электролита, чтобы она составляла 1,28 г/см³

Надо сказать, что заменить электролит имеет смысл и в других некоторых случаях:

  • АКБ длительное время не использовался;
  • жидкость стала мутной. Имейте в виду, что серый оттенок раствора может свидетельствовать о том, что АКБ нужно зарядить. После полноценной зарядки первоначальная прозрачность жидкости возвращается.

Прежде чем поменять жидкость, подкорректируйте плотность нового электролита, чтобы она составляла 1,28 г/см³. Старый кислотный раствор полностью слейте и залейте дистиллированную воду. Затем аккумулятор нужно интенсивно потрясти и слить с него воду. Повторяйте процедуру до тех пор, пока вместе с водой не выйдет вся угольная крошка.

Перед заливкой в электролит желательно добавить специальную присадку, удаляющую сульфат с электродов. Затем залейте жидкость в горловины банок. Делайте это потихоньку, при помощи воронки с узким горлышком. Чтобы присадка полностью растворилась, аккумулятор нужно оставить на 48 часов. После этого необходимо поставить его на зарядку под током 0,1 А. Зарядка должна осуществляться циклично, т.е. по схеме зарядка/разрядка, пока не восстановится плотность электролита. В итоге напряжение на клеммах должно составлять 14-15 В.

По достижении этого напряжения зарядный ток следует уменьшить в два раза и заряжать батарею еще на протяжении двух часов. Если плотность не меняется, зарядку надо прекратить и разрядить АКБ до напряжения 10 В с применением тока 0,5 А.

  • T — время разрядки;
  • I — разрядный ток;
  • С — емкость АКБ.

Если оказалось, что емкость составляет менее 4 ампер/часов, цикл заряда необходимо повторить, чтобы повысить показатель емкости. Если вы произведете вышеописанную процедуру правильно, о покупке нового аккумулятора на некоторое время можно будет забыть.

Видео: Уровень и плотность электролита в аккумуляторе — нюансы обслуживания батареи