Турбовинтовой авиационный двигатель АИ-24.
Разработчик: ЗМКБ «Прогресс»
Страна: СССР
Серийное производство: 1961 г.
Турбовинтовой двигатель АИ-24 разработан в ЗМКБ «Прогресс» под руководством А.Г.Ивченко для самолёта Ан-24 . При разработке использован прогрессивный метод моделирования двигателя-прототипа. Выпускался серийно на Запорожском моторном заводе с 1961 года.
АИ-24 оснащён 10-ступенчатым осевым компрессором и трёхступенчатой турбиной. Камера сгорания кольцевая с 8 форсунками. Система смазки циркуляционная под давлением. Запуск двигателя осуществляется от стартера-генератора СТГ-18ТМО, питающегося от ВСУ ТГ-16. В передней части двигателя монтируются стартер-генератор, генератор переменного тока, аэродинамические датчики, детектор обледенения, система передачи крутящего момента, масляный фильтр, регулятор вращения винта Р68ДТ-24М. Двигатель оснащён четырёхлопастным флюгируемым воздушным винтом изменяемого шага АВ-72Т. Топливом служит авиационный керасин марок Т-1, ТС-1, РТ. Основные достоинства АИ-24 — высокая надёжность, большой ресурс, простота конструкции, простота и технологичность обслуживания.
Двигатель устанавливался на самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-30 и их модификации. Всего изготовлено более 11700 двигателей АИ-24. Капитальный ремонт осуществлялся на 695 АРЗ (Арамиль).
Модификации:
АИ-24 — базовый для самолёта Ан-24.
АИ-24 II серии — выпускался серийно с 1964 года, устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24Б, Ан-24В, Ан-24Т и Ан-24РВ.
АИ-24В — турбовальный для вертолёта В-8 .
АИ-24П — двигатель мощностью 2467 л.с. разработан для установки на экранопланы СМ-6 и Метеор-2.
АИ-24Т — выпускался серийно с 1966 года и устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24В и Ан-24Т. Имеет систему впрыска воды на входе.
АИ-24ВТ — форсированный до 2820 л.с. Устанавливался на Ан-26 , Ан-30 .
АИ-24УБЭ — бортовая энергетическая установка, создана в 1981 году. Предназначена для самолётов ДРЛО А-50 .
Длина, мм: 2345
Ширина, мм: 677
Высота, мм: 1075
Масса сухая, кг: 600
Расход воздуха через компрессор, кг/с:13,1
Удельный расход топлива, кг/э.л.с.-ч
-на взлётном режиме: 0,264
-на крейсерском режиме: 0,245
Степень повышения давления в компрессоре: 6,4
Температура газа перед турбиной, °C: 877
Взлётная мощность, э.л.с.: 2550
Частота вращения ротора компрессора низкого давления на взлётном режиме, об/мин: 15100.
Ресурс, ч: 15000.
Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.
Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.
Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.
Опытный вертолет В-8 с одним двигателем АИ-24В.
Список источников:
Крылья Родины. № 9 за 2001 г. В.Богуслаев. 85 лет на службе авиации.
В.Н.Денисюк. Авиационный турбовинтовой двигатель АИ-24 2-й серии. Инструкция по эксплуатации.
Рис. 6.15-3. График для определения скорости планированияV пл при закрылках, отклоненных на38º
5 Полный градиент набора высоты при уходе на второй круг с высоты выравнивания определяется по графику на рис. 6.15-5 при следующих условиях:
а) оба двигателя АИ-24 ВТ работают на взлетном режиме, двигатель РУ19 А-300 выключен; б) закрылки выпушены на38°;
в) скорость полета1,2 V С 0 .
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»
Рис. 6.15-4. Максимально допустимая посадочная масса в зависимости от располагаемой посадочной дистанции
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»
Стр. |
|
7.1. Двигатели самолета ......... | |
7.1.1. Краткие сведения о двигателях АИ -24ВТ и РУ 19А -300 . ............................ | |
7.1.2. Система запуска двигателей ........................................................................ | |
7.1.3. Приборы контроля за работой двигателей .................................................. | |
7.1.4. Подготовка двигателей к запуску на земле ................................................. | |
7.1.5. Запуск двигателя на земле | |
7.1.6. Прогрев и проверка работы двигателей . ..................................................... | |
7.1.7. Контроль за виброперегрузками двигателей при эксплуатации. ............... | |
7.1.8. Останов двигателей на земле ....................................................................... | |
7.1.9. Запуск двигателя РУ 19А -300 в полете ........................................................ | |
7.1.10. Особенности эксплуатации двигателей в различных, | |
климатических условиях .......................................................................... | |
7.1.11. ....................................... | |
7.2. Топливная и масляная системы . .......................................................................... | |
7.2.1. Топливная система ..... | |
7.2.2. Масляная система ....................................................................................... | |
7.3. Система управления. . . . ........................................................................................... | |
7.4. Система пожаротушения . ...................................................................................... | |
7.5. Гидравлическая система ....................................................................................... | |
7.5.1. Уборка и выпуск шасси . ............................................................................... | |
7.5.2. Эксплуатация шасси после прерванного взлета . ......................................... | |
7.5.3. Управление поворотом колес передней стойки шасси................................ | |
7.5.4. Управление торможением колес .................................................................. | |
7.5.5. Управление стеклоочистителями ..................................................................... | |
7.5.6. Управление рампой грузового люка ................................................................ | |
7.5.7. Управление аварийным люком экипажа ...................................................... | |
7.5.8. Аварийное флюгирование винта и останов двигателя от гидро- | |
системы . ...................................................................................................... | |
7.5.9. Возможные неисправности и действия экипажа ......................................... | |
7.6. Противообледенительная система (ПОС) . ......................................................... | |
7.7. Высотное оборудование ......................................................................................... | |
7.7.1. Система кондиционирования воздуха (СКВ ) ............................................. | |
7.7.2. Система регулирования давления воздуха в кабине(СРД) . ....................... | |
7.8. Кислородное оборудование ..................................................................................... | |
7.9. Система электроснабжения .................................................................................. | |
7.9.1. Система электроснабжения постоянного тока ............................................ | |
7.9.2. Система электроснабжения переменного тока 115В . ................................ | |
7.9.3. Система электроснабжения переменного трехфазного тока36 В............... | |
7.9.4. Характерные отказы электрооборудования и их устранение. .................... | |
7.9.5. Перечень потребителей, подключенных к аварийным шинам................... | |
7.10. Пилотажно-навигационное оборудование ......................................................... | |
7.10.1. Системы питания приборов полным и статическим давлением.............. | |
7.10.2. Высотомер УВИД -30-15к . ........................................................................ |
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»
Стр. |
|
7.10.3. Высотомер ВМФ -50КГ ........................................................................... | |
7.10.4. Высотомер ВЭМ -72ФГ ........................................................................... | |
7.10.5. Курсовая система ГМК -1ГЭ ................................................................... | |
7.10.6. Гироиндукционный компас ГИК-1 и магнитный компас КИ-13 ........... | |
7.10.7. Гирополукомпас ГПК -52АП .................................................................. | |
7.10.8. Навигационный индикатор НИ -50БМК ................................................ | |
7.10.9. Автомат углов атаки и перегрузок АУАСП -24КР ................................. | |
7.10.10. Автопилот АП -28Л 1Д ........................................................................... | |
7.10.11. Система индикации и контроля пространственного положения.......... | |
7.11. Радиотехническое оборудование ......................................................................... | |
7.11.1. Радиолокационная станция «Гроза » ....................................................... | |
7.11.2. Система ближней навигации РСБН -2С .................................................. | |
7.11.3. Автоматический радиокомпас АРК -11 ................................................. | |
7.11.4. Автоматический радиокомпас АРК -УД ................................................ | |
7.11.5. Радиовысотомер РВ -4 ............................................................................ | |
7.11.6. Аппаратура посадки СП . ........................................................................ | |
7.11.7. Аппаратура навигации и посадки «Курс МП -70» .................................. | |
7.11.8. Изделие «023М » («020М ») ..................................................................... | |
7.12. Радиосвязное оборудование ............................................................................... | |
7.12.1. Самолетное переговорное устройство СПУ -7 . ...................................... | |
7.12.2. Связная КВ и СВ -радиостанция .. ........................................................... | |
7.12.3. Связная КВ -радиостанция «Микрон » . ................................................... | |
7.12.4. Связная УКВ -радиостанция «Ландыш -20» . . . .......................................... | |
7.12.5. Связная УКВ -радиостанция «Баклан -20» .............................................. | |
7.13. Осветительное оборудование .............................................................................. | |
7.14. Регистрирующие приборы .................................................................................. | |
7.14.1. Система регистрации режимов полета МСРП -12-96 ............................ | |
7.14.2. Самописец КЗ -63 . ................................................................................... | |
7.14.3. Самолетный магнитофон МС -61Б .......................................................... | |
7.15. Погрузочное и швартовочное оборудование .................................................... | |
7.16. Бытовое оборудование .. ...................................................................................... | |
7.17. Бортовое аварийно-спасательное оборудование.............................................. |
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»
7.1. ДВИГАТЕЛИ САМОЛЕТА
7.1.1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИГАТЕЛЯХ АИ-24ВТ И РУ19А-300
Двигатель АИ-24 ВТ - высотный турбовинтовой, работающий с флюгерным четырехлопастным воздушным винтом АВ-72 Т. Он состоит из дифференциально- планетарного редуктора с измерителем крутящего момента, из лобового картера, осевого десятиступенчатого компрессора, кольцевой камеры сгорания, осевой трехступенчатой турбины; нерегулируемого реактивного сопла и агрегатов, обслуживающих работу двигателя и самолета. Двигатель снабжен системой автоматического флюгирования воздушного винта по крутящему моменту, оборудован системой отбора воздуха для наддува гермокабины, противообледенительных систем самолета и двигателя, а также системой сигнализации и тушения пожара.
Двигатель РУ19 А-300 - турбореактивный, с осевым семиступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой осевой реактивной турбиной и реактивным соплом с нерегулируемым выходным сечением. Двигатель обеспечивает:
- создание дополнительной тяги при взлете и наборе высоты ;
- создание тяги при отказе двигателя АИ-24 ВТ;
- бортовой запуск двигателей АИ-24 ВТ;
- питание электроэнергией бортовой сети самолета на стоянке при неработающих двигателях АИ-24 ВТ;
- питание самолета электроэнергией в полете при отказе генераторов СТГ-18 ТМ.
Двигатель оборудован системой ограничения максимальной температуры газа за турбиной ОМТ-29, которая предотвращает превышение этой температуры по двум ступеням:
I ступень- с момента нажатия кнопки« Запуск» до частоты вращения(63±2) % - 850 º С; II ступень- с частоты вращения(63±2) % и до максимальных- 760 ° С.
сигнализации срабатывания | ОМТ-29 служит светосигнализатор« Работа |
||
ОМТ -29». | |||
проверки работоспособности | ОМТ-29 при работающем двигателе РУ19 А-300 |
||
служит переключатель « Контр. ОМТ-29 - Лампа | ОМТ -29». |
Примечание. При установке переключателя проверки системы ОМТ-29 в положение« Контр. ОМТ- 29» система ОМТ-29 перестраивается и ее срабатывание наI иІІ ступенях ограничения происходит соответственно при температуре(550±15) ° С и(510±15) ° С.
7.1.2. СИСТЕМА ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ
Двигатели АИ-24 ВТ запускаются стартер- генераторами СТГ-18 ТМ, работающими в системе программного запуска СПЗ-27. Автоматика запуска обеспечивает:
- запуск двигателей на земле и в воздухе ;
- прекращение запуска двигателей ;
- холодную прокрутку двигателей .
Двигатель РУ19 А-300 запускается от трех бортовых аккумуляторных батарей 12 САМ-28, от стартер- генераторов СТГ-18 ТМ или от аэродромных источников электропитания с рас-
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»
7.1.3. ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ ДВИГАТЕЛЕЙ
Контроль за работой двигателей АИ-24 ВТ осуществляется следующими приборами и свето- сигнализацией:
Тахометру ИТЭ-2 (частота вращения ротора двигателя);
Термометрам ИТГ-2 выходящего газа из двигателей;
- трехстрелочным индикаторам
- указателю масломера МЭС-1857 В;
- расходомерам топлива РТМС-0,85- Б1;
- светосигнализаторам наличия обледенения двигателей и автоматического включения противообледенительной системы двигателей ;
- светосигнальному табло « Отказ двиг»;
Указателям УПРТ-2;
- вольтметрам системы ПРТ и светосигнализаторам « Отказ ПРТ»;
- указателям виброперегрузок ;
Светосигнализаторам« Отказ фильтра лев», « Отказ фильтра прав», « Давл. топл. двиг. лев» и« Давл. топл. двиг. прав»;
- указателям крутящего момента УМ-100;
- светосигнализаторам отказа двигателей в кнопках флюгирования КФЛ-37;
- сигнализаторам снятия винтов с упора и расфлюгирования ;
- светосигнализаторам работы флюгерного насоса ;
- светосигнальному табло « Стружка в масле лев. (прав.) дв».
Контроль за работой двигателя РУ19 А-300 осуществляется следующими приборами и светосигнализацией:
Тахометру ИТА-15 К;
- термометру выходящего газа двигателя ТВГ-1;
- трехстрелочному индикатору ЭМИ-3 РТИ (указателю температуры масла, давлений топлива и масла);
- зеленому светосигнализатору открытого положения ленты перепуска воздуха ;
- зеленому светосигнализатору работы панели запуска ПТ-29;
- красному светосигнализатору отказа тахометрической сигнальной аппаратуры ТСА-15 УМ;
- желтому светосигнализатору « Работа ОМТ-29».
7.1.4. ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЕЙ К ЗАПУСКУ НА ЗЕМЛЕ
Обязанности членов экипажа при подготовке к запуску
Командиру воздушного судна:
1. Убедиться , что:
- стояночная площадка очищена от посторонних предметов ;
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»
- под колесами установлены колодки ;
- сняты все заглушки ;
- около самолета имеются средства пожаротушения ;
- связь со связным на земле по СПУ надежная (связь с техническим составом на земле по СПУ должна поддерживаться на протяжении всего времени- от подготовки к запуску до окончания запуска);
- технический состав занял свои места ;
- нет льда на воздухозаборниках двигателей и лопастях воздушных винтов .
2. Дать команду экипажу : « Приготовиться к запуску».
Б ортрадисту:
Убедиться , что все самолетные генераторы и преобразователи выключены;
- включить все АЗС и АЗР на щитке АЗС ;
- включить бортовые аккумуляторы и АЗР « ПТ-1000 Ц» на щите аккумуляторов;
- установить переключатель « Борт- Аэродром» в положение, соответствующее выбранному источнику питания.
Б ортмеханику (по команде командира воздушного судна: « Приготовиться к запуску»):
- привести систему пожаротушения самолета в состояние готовности к действию (убедиться, что включен АЗС« Противопожарное оборудование» и установить главный переключатель в положение« Пожаротушение»);
Убедиться , что краны шасси и закрылков находятся в положении« Нейтрально» и законтрены.
Примечание. При установке переключателя« Борт- Аэродром» в положение« Аэродром» должны гореть один или оба светосигнализатора включения разъемов:
Убедиться, что переключатель аварийного питания« Автомат- Основная шина- Ручное» находится в положении« Основная шина»; если запуск двигателей предполагается производить от аэродромного источника электроэнергии, то до его включения измерить
напряжение на разъемах аэродромного источника электроэнергии АР-1 и АР-2 (оно должно быть28,5 В);
- включить необходимое освещение ;
Включить СПУ ;
Включить ПО-750 А и убедиться по вольтметру в наличии напряжения переменного тока
115 В ;
- установить переключатель « Запуск от аэродр.- Запуск от ГС-24 Б» в нейтральное положение;
- доложить командиру воздушного судна о готовности электросистемы самолета к запуску двигателей .
Обязанности командира воздушного судна веред запуском двигателя РУ19А-300
При запуске от аэродромного источника электроэнергии или от СТГ-18 ТМ, получив доклад членов экипажа о готовности к запуску:
Запуск»;
- переключатель управления лентой перепуска воздуха установлен в положение « Автомат» (светосигнализатор« Отказ ТСА» не горит) и колпачок переключателя
законтрен; - лента перепуска открыта(светосигнализатор« Лента открыта» горит);
б) проверить легкость хода рычага управления двигателем, установить его на упор в положение« Стоп»;
в) открыть пожарный кран;
г.) установить переключатель« Створка РУ19» в положение« Открыто», при этом загорится светосигнализатор« Створка открыта»;
д) установить главный выключатель запуска в положение« Включено». При запуске от аккумуляторных батарей:
- выключить все потребители постоянного и переменного тока , за исключением необходимых для запуска двигателя;
- установить переключатель аварийного питания в положение « Ручное» или« Авто- мат», загорается светосигнальное табло« Авар. пит. 27 В».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ РУ19 А-300 ОТ АККУМУ ЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ, ЕСЛИ НЕ ГОРИТ СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ТАБЛО« АВАР.
ПИТ . 27В »;
- установить переключатель вольтметра в положение « Авар. шина»;
- установить переключатель « Борт- Аэродром» в положение« Борт» и убедиться в наличии напряжения24 В.
Примечание. Включать аварийную станцию для создания давления в гидросистеме самолета после запуска двигателя на частоте вращения70% и больше.
Обязанности членов экипажа перед запуском двигателей АИ-24ВТ
Командиру воздушного судна:
Убедиться, что:
Двигатели подогреты наземными подогревателями(при низких температурах наружного воздуха).
Примечание. Подогрев двигателей должен быть осуществлён при температуре масла на входе в двигатель ниже минус15° С(при эксплуатации на маслосмеси) и ниже минус25 ° С(при эксплуатации на масле МН-7,5 У) независимо от температуры наружного воздуха.