Управление подачей топлива при запуске двигателя. Система маслопитания и суфлирования двигателя

Турбовинтовой авиационный двигатель АИ-24.

Разработчик: ЗМКБ «Прогресс»
Страна: СССР
Серийное производство: 1961 г.

Турбовинтовой двигатель АИ-24 разработан в ЗМКБ «Прогресс» под руководством А.Г.Ивченко для самолёта Ан-24 . При разработке использован прогрессивный метод моделирования двигателя-прототипа. Выпускался серийно на Запорожском моторном заводе с 1961 года.

АИ-24 оснащён 10-ступенчатым осевым компрессором и трёхступенчатой турбиной. Камера сгорания кольцевая с 8 форсунками. Система смазки циркуляционная под давлением. Запуск двигателя осуществляется от стартера-генератора СТГ-18ТМО, питающегося от ВСУ ТГ-16. В передней части двигателя монтируются стартер-генератор, генератор переменного тока, аэродинамические датчики, детектор обледенения, система передачи крутящего момента, масляный фильтр, регулятор вращения винта Р68ДТ-24М. Двигатель оснащён четырёхлопастным флюгируемым воздушным винтом изменяемого шага АВ-72Т. Топливом служит авиационный керасин марок Т-1, ТС-1, РТ. Основные достоинства АИ-24 — высокая надёжность, большой ресурс, простота конструкции, простота и технологичность обслуживания.

Двигатель устанавливался на самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-30 и их модификации. Всего изготовлено более 11700 двигателей АИ-24. Капитальный ремонт осуществлялся на 695 АРЗ (Арамиль).

Модификации:
АИ-24 — базовый для самолёта Ан-24.
АИ-24 II серии — выпускался серийно с 1964 года, устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24Б, Ан-24В, Ан-24Т и Ан-24РВ.
АИ-24В — турбовальный для вертолёта В-8 .
АИ-24П — двигатель мощностью 2467 л.с. разработан для установки на экранопланы СМ-6 и Метеор-2.
АИ-24Т — выпускался серийно с 1966 года и устанавливался на самолёты Ан-24А, Ан-24В и Ан-24Т. Имеет систему впрыска воды на входе.
АИ-24ВТ — форсированный до 2820 л.с. Устанавливался на Ан-26 , Ан-30 .
АИ-24УБЭ — бортовая энергетическая установка, создана в 1981 году. Предназначена для самолётов ДРЛО А-50 .

Длина, мм: 2345
Ширина, мм: 677
Высота, мм: 1075
Масса сухая, кг: 600
Расход воздуха через компрессор, кг/с:13,1
Удельный расход топлива, кг/э.л.с.-ч
-на взлётном режиме: 0,264
-на крейсерском режиме: 0,245
Степень повышения давления в компрессоре: 6,4
Температура газа перед турбиной, °C: 877
Взлётная мощность, э.л.с.: 2550
Частота вращения ротора компрессора низкого давления на взлётном режиме, об/мин: 15100.
Ресурс, ч: 15000.

Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.

Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.

Двигатель АИ-24. Музей 218-го АРЗ в г.Гатчина Ленинградской области.

Опытный вертолет В-8 с одним двигателем АИ-24В.

Список источников:
Крылья Родины. № 9 за 2001 г. В.Богуслаев. 85 лет на службе авиации.
В.Н.Денисюк. Авиационный турбовинтовой двигатель АИ-24 2-й серии. Инструкция по эксплуатации.

Рис. 6.15-3. График для определения скорости планированияV пл при закрылках, отклоненных на38º

5 Полный градиент набора высоты при уходе на второй круг с высоты выравнивания определяется по графику на рис. 6.15-5 при следующих условиях:

а) оба двигателя АИ-24 ВТ работают на взлетном режиме, двигатель РУ19 А-300 выключен; б) закрылки выпушены на38°;

в) скорость полета1,2 V С 0 .

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

Рис. 6.15-4. Максимально допустимая посадочная масса в зависимости от располагаемой посадочной дистанции

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

Стр.

7.1. Двигатели самолета .........

7.1.1. Краткие сведения о двигателях АИ -24ВТ и РУ 19А -300 . ............................

7.1.2. Система запуска двигателей ........................................................................

7.1.3. Приборы контроля за работой двигателей ..................................................

7.1.4. Подготовка двигателей к запуску на земле .................................................

7.1.5. Запуск двигателя на земле

7.1.6. Прогрев и проверка работы двигателей . .....................................................

7.1.7. Контроль за виброперегрузками двигателей при эксплуатации. ...............

7.1.8. Останов двигателей на земле .......................................................................

7.1.9. Запуск двигателя РУ 19А -300 в полете ........................................................

7.1.10. Особенности эксплуатации двигателей в различных,

климатических условиях ..........................................................................

7.1.11. .......................................

7.2. Топливная и масляная системы . ..........................................................................

7.2.1. Топливная система .....

7.2.2. Масляная система .......................................................................................

7.3. Система управления. . . . ...........................................................................................

7.4. Система пожаротушения . ......................................................................................

7.5. Гидравлическая система .......................................................................................

7.5.1. Уборка и выпуск шасси . ...............................................................................

7.5.2. Эксплуатация шасси после прерванного взлета . .........................................

7.5.3. Управление поворотом колес передней стойки шасси................................

7.5.4. Управление торможением колес ..................................................................

7.5.5. Управление стеклоочистителями .....................................................................

7.5.6. Управление рампой грузового люка ................................................................

7.5.7. Управление аварийным люком экипажа ......................................................

7.5.8. Аварийное флюгирование винта и останов двигателя от гидро-

системы . ......................................................................................................

7.5.9. Возможные неисправности и действия экипажа .........................................

7.6. Противообледенительная система (ПОС) . .........................................................

7.7. Высотное оборудование .........................................................................................

7.7.1. Система кондиционирования воздуха (СКВ ) .............................................

7.7.2. Система регулирования давления воздуха в кабине(СРД) . .......................

7.8. Кислородное оборудование .....................................................................................

7.9. Система электроснабжения ..................................................................................

7.9.1. Система электроснабжения постоянного тока ............................................

7.9.2. Система электроснабжения переменного тока 115В . ................................

7.9.3. Система электроснабжения переменного трехфазного тока36 В...............

7.9.4. Характерные отказы электрооборудования и их устранение. ....................

7.9.5. Перечень потребителей, подключенных к аварийным шинам...................

7.10. Пилотажно-навигационное оборудование .........................................................

7.10.1. Системы питания приборов полным и статическим давлением..............

7.10.2. Высотомер УВИД -30-15к . ........................................................................

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

Стр.

7.10.3. Высотомер ВМФ -50КГ ...........................................................................

7.10.4. Высотомер ВЭМ -72ФГ ...........................................................................

7.10.5. Курсовая система ГМК -1ГЭ ...................................................................

7.10.6. Гироиндукционный компас ГИК-1 и магнитный компас КИ-13 ...........

7.10.7. Гирополукомпас ГПК -52АП ..................................................................

7.10.8. Навигационный индикатор НИ -50БМК ................................................

7.10.9. Автомат углов атаки и перегрузок АУАСП -24КР .................................

7.10.10. Автопилот АП -28Л 1Д ...........................................................................

7.10.11. Система индикации и контроля пространственного положения..........

7.11. Радиотехническое оборудование .........................................................................

7.11.1. Радиолокационная станция «Гроза » .......................................................

7.11.2. Система ближней навигации РСБН -2С ..................................................

7.11.3. Автоматический радиокомпас АРК -11 .................................................

7.11.4. Автоматический радиокомпас АРК -УД ................................................

7.11.5. Радиовысотомер РВ -4 ............................................................................

7.11.6. Аппаратура посадки СП . ........................................................................

7.11.7. Аппаратура навигации и посадки «Курс МП -70» ..................................

7.11.8. Изделие «023М » («020М ») .....................................................................

7.12. Радиосвязное оборудование ...............................................................................

7.12.1. Самолетное переговорное устройство СПУ -7 . ......................................

7.12.2. Связная КВ и СВ -радиостанция .. ...........................................................

7.12.3. Связная КВ -радиостанция «Микрон » . ...................................................

7.12.4. Связная УКВ -радиостанция «Ландыш -20» . . . ..........................................

7.12.5. Связная УКВ -радиостанция «Баклан -20» ..............................................

7.13. Осветительное оборудование ..............................................................................

7.14. Регистрирующие приборы ..................................................................................

7.14.1. Система регистрации режимов полета МСРП -12-96 ............................

7.14.2. Самописец КЗ -63 . ...................................................................................

7.14.3. Самолетный магнитофон МС -61Б ..........................................................

7.15. Погрузочное и швартовочное оборудование ....................................................

7.16. Бытовое оборудование .. ......................................................................................

7.17. Бортовое аварийно-спасательное оборудование..............................................

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

7.1. ДВИГАТЕЛИ САМОЛЕТА

7.1.1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИГАТЕЛЯХ АИ-24ВТ И РУ19А-300

Двигатель АИ-24 ВТ - высотный турбовинтовой, работающий с флюгерным четырехлопастным воздушным винтом АВ-72 Т. Он состоит из дифференциально- планетарного редуктора с измерителем крутящего момента, из лобового картера, осевого десятиступенчатого компрессора, кольцевой камеры сгорания, осевой трехступенчатой турбины; нерегулируемого реактивного сопла и агрегатов, обслуживающих работу двигателя и самолета. Двигатель снабжен системой автоматического флюгирования воздушного винта по крутящему моменту, оборудован системой отбора воздуха для наддува гермокабины, противообледенительных систем самолета и двигателя, а также системой сигнализации и тушения пожара.

Двигатель РУ19 А-300 - турбореактивный, с осевым семиступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатой осевой реактивной турбиной и реактивным соплом с нерегулируемым выходным сечением. Двигатель обеспечивает:

- создание дополнительной тяги при взлете и наборе высоты ;

- создание тяги при отказе двигателя АИ-24 ВТ;

- бортовой запуск двигателей АИ-24 ВТ;

- питание электроэнергией бортовой сети самолета на стоянке при неработающих двигателях АИ-24 ВТ;

- питание самолета электроэнергией в полете при отказе генераторов СТГ-18 ТМ.

Двигатель оборудован системой ограничения максимальной температуры газа за турбиной ОМТ-29, которая предотвращает превышение этой температуры по двум ступеням:

I ступень- с момента нажатия кнопки« Запуск» до частоты вращения(63±2) % - 850 º С; II ступень- с частоты вращения(63±2) % и до максимальных- 760 ° С.

сигнализации срабатывания

ОМТ-29 служит светосигнализатор« Работа

ОМТ -29».

проверки работоспособности

ОМТ-29 при работающем двигателе РУ19 А-300

служит переключатель « Контр. ОМТ-29 - Лампа

ОМТ -29».

Примечание. При установке переключателя проверки системы ОМТ-29 в положение« Контр. ОМТ- 29» система ОМТ-29 перестраивается и ее срабатывание наI иІІ ступенях ограничения происходит соответственно при температуре(550±15) ° С и(510±15) ° С.

7.1.2. СИСТЕМА ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ

Двигатели АИ-24 ВТ запускаются стартер- генераторами СТГ-18 ТМ, работающими в системе программного запуска СПЗ-27. Автоматика запуска обеспечивает:

- запуск двигателей на земле и в воздухе ;

- прекращение запуска двигателей ;

- холодную прокрутку двигателей .

Двигатель РУ19 А-300 запускается от трех бортовых аккумуляторных батарей 12 САМ-28, от стартер- генераторов СТГ-18 ТМ или от аэродромных источников электропитания с рас-

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

7.1.3. ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ ДВИГАТЕЛЕЙ

Контроль за работой двигателей АИ-24 ВТ осуществляется следующими приборами и свето- сигнализацией:

Тахометру ИТЭ-2 (частота вращения ротора двигателя);

Термометрам ИТГ-2 выходящего газа из двигателей;

- трехстрелочным индикаторам

- указателю масломера МЭС-1857 В;

- расходомерам топлива РТМС-0,85- Б1;

- светосигнализаторам наличия обледенения двигателей и автоматического включения противообледенительной системы двигателей ;

- светосигнальному табло « Отказ двиг»;

Указателям УПРТ-2;

- вольтметрам системы ПРТ и светосигнализаторам « Отказ ПРТ»;

- указателям виброперегрузок ;

Светосигнализаторам« Отказ фильтра лев», « Отказ фильтра прав», « Давл. топл. двиг. лев» и« Давл. топл. двиг. прав»;

- указателям крутящего момента УМ-100;

- светосигнализаторам отказа двигателей в кнопках флюгирования КФЛ-37;

- сигнализаторам снятия винтов с упора и расфлюгирования ;

- светосигнализаторам работы флюгерного насоса ;

- светосигнальному табло « Стружка в масле лев. (прав.) дв».

Контроль за работой двигателя РУ19 А-300 осуществляется следующими приборами и светосигнализацией:

Тахометру ИТА-15 К;

- термометру выходящего газа двигателя ТВГ-1;

- трехстрелочному индикатору ЭМИ-3 РТИ (указателю температуры масла, давлений топлива и масла);

- зеленому светосигнализатору открытого положения ленты перепуска воздуха ;

- зеленому светосигнализатору работы панели запуска ПТ-29;

- красному светосигнализатору отказа тахометрической сигнальной аппаратуры ТСА-15 УМ;

- желтому светосигнализатору « Работа ОМТ-29».

7.1.4. ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЕЙ К ЗАПУСКУ НА ЗЕМЛЕ

Обязанности членов экипажа при подготовке к запуску

Командиру воздушного судна:

1. Убедиться , что:

- стояночная площадка очищена от посторонних предметов ;

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

- под колесами установлены колодки ;

- сняты все заглушки ;

- около самолета имеются средства пожаротушения ;

- связь со связным на земле по СПУ надежная (связь с техническим составом на земле по СПУ должна поддерживаться на протяжении всего времени- от подготовки к запуску до окончания запуска);

- технический состав занял свои места ;

- нет льда на воздухозаборниках двигателей и лопастях воздушных винтов .

2. Дать команду экипажу : « Приготовиться к запуску».

Б ортрадисту:

Убедиться , что все самолетные генераторы и преобразователи выключены;

- включить все АЗС и АЗР на щитке АЗС ;

- включить бортовые аккумуляторы и АЗР « ПТ-1000 Ц» на щите аккумуляторов;

- установить переключатель « Борт- Аэродром» в положение, соответствующее выбранному источнику питания.

Б ортмеханику (по команде командира воздушного судна: « Приготовиться к запуску»):

- привести систему пожаротушения самолета в состояние готовности к действию (убедиться, что включен АЗС« Противопожарное оборудование» и установить главный переключатель в положение« Пожаротушение»);

Убедиться , что краны шасси и закрылков находятся в положении« Нейтрально» и законтрены.

Примечание. При установке переключателя« Борт- Аэродром» в положение« Аэродром» должны гореть один или оба светосигнализатора включения разъемов:

Убедиться, что переключатель аварийного питания« Автомат- Основная шина- Ручное» находится в положении« Основная шина»; если запуск двигателей предполагается производить от аэродромного источника электроэнергии, то до его включения измерить

напряжение на разъемах аэродромного источника электроэнергии АР-1 и АР-2 (оно должно быть28,5 В);

- включить необходимое освещение ;

Включить СПУ ;

Включить ПО-750 А и убедиться по вольтметру в наличии напряжения переменного тока

115 В ;

- установить переключатель « Запуск от аэродр.- Запуск от ГС-24 Б» в нейтральное положение;

- доложить командиру воздушного судна о готовности электросистемы самолета к запуску двигателей .

Обязанности командира воздушного судна веред запуском двигателя РУ19А-300

При запуске от аэродромного источника электроэнергии или от СТГ-18 ТМ, получив доклад членов экипажа о готовности к запуску:

Запуск»;

- переключатель управления лентой перепуска воздуха установлен в положение « Автомат» (светосигнализатор« Отказ ТСА» не горит) и колпачок переключателя

законтрен; - лента перепуска открыта(светосигнализатор« Лента открыта» горит);

б) проверить легкость хода рычага управления двигателем, установить его на упор в положение« Стоп»;

в) открыть пожарный кран;

г.) установить переключатель« Створка РУ19» в положение« Открыто», при этом загорится светосигнализатор« Створка открыта»;

д) установить главный выключатель запуска в положение« Включено». При запуске от аккумуляторных батарей:

- выключить все потребители постоянного и переменного тока , за исключением необходимых для запуска двигателя;

- установить переключатель аварийного питания в положение « Ручное» или« Авто- мат», загорается светосигнальное табло« Авар. пит. 27 В».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ РУ19 А-300 ОТ АККУМУ ЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ, ЕСЛИ НЕ ГОРИТ СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ТАБЛО« АВАР.

ПИТ . 27В »;

- установить переключатель вольтметра в положение « Авар. шина»;

- установить переключатель « Борт- Аэродром» в положение« Борт» и убедиться в наличии напряжения24 В.

Примечание. Включать аварийную станцию для создания давления в гидросистеме самолета после запуска двигателя на частоте вращения70% и больше.

Обязанности членов экипажа перед запуском двигателей АИ-24ВТ

Командиру воздушного судна:

Убедиться, что:

Двигатели подогреты наземными подогревателями(при низких температурах наружного воздуха).

Примечание. Подогрев двигателей должен быть осуществлён при температуре масла на входе в двигатель ниже минус15° С(при эксплуатации на маслосмеси) и ниже минус25 ° С(при эксплуатации на масле МН-7,5 У) независимо от температуры наружного воздуха.