Управление компьютером на автокране камаз. Управление краном. Длина звучания звукового сигнала

Управление автокраном - это тяжелая, но интересная работа. Те, кто хоть раз видел конкурсы профессионального мастерства машинистов, наверняка восхитились тем, как профессионалы закрывают крюком спичечный коробок, не помяв его. У каждого машиниста есть свои наработки, о которых он вряд ли расскажет непосвященным людям. Но вот азы работы на автокране полезно и интересно знать даже тем, кто просто нанимает технику для погрузки-разгрузки или строительства дома.

При строительстве автокраны обычно применяются на работах «нулевого цикла», то есть при укладке фундамента. Погрузочно-разгрузочные работы могут вестись либо вручную, либо с использованием техники. Первый способ так и называется - ручным, второй - механизированным. Последний является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

Перед началом работ машинист автокрана читает проект строительно-монтажных работ, если кран используют на строительстве, или осматривает площадку, на которой будет идти погрузка-разгрузка. Если ближе, чем в 30 метрах от рабочей площадки находится линия электропередачи, машинист должен получить наряд-допуск на работу крана.

К использованию допускается автокран, ресурс которого еще не выработан. Эксплуатация списанных кранов технически запрещена.

Перед началом работы машинист осматривает еще не запущенный кран, проверяет техническое состояние механизмов, готовность к работе. Затем оператор проверяет исправность механизмов на холостом ходу.

Зона, где проходят работы, должна быть хорошо освещена. Если в пределах рабочей зоны стоит сильный туман, снегопад, и крановщик плохо различает груз и сигналы стропальщика, работа прекращается до улучшения погодных условий. Так же крановщик поступает во время грозы или при сильном ветре.

Зимой автокран может работать только при допустимой минусовой температуре, указанной в его техпаспорте. Например, автокран КС-45717 может использовать при температуре от +40 до -40 градусов по Цельсию. Есть у кранов и ограничения по влажности окружающей среды. Обычно при температуре выше 25 по Цельсию влажность должна быть не более 80%.

Для работы в более жестких климатических условиях, например, в тропиках или на Крайнем Севере, выпускаются специальные модели автокранов.

Обслуживать автокран должна бригада минимум из 2 человек - машиниста и стропальщика. В некоторых фирмах считается, что один человек может быть и тем, и другим. Но технически это недопустимо, поскольку оператор крана должен все время находиться в кабине, за пультом управления. Оттуда он контролирует ситуацию.

Стропальщик - это человек, закрепляющий грузы для подъема. Для этого есть специальные приспособления - стропы. Все стропальщики проходят обучение по профессии, человека «с улицы» крепить тонны кирпича и металла никто не возьмет. Наоборот, чем больше у стропальщика опыт работы, тем лучше. Ведь при закреплении разных грузов порой приходится решать весьма заковыристые инженерные задачи!

Груз массой 5-10 тонн может закрепить один стропальщик. Застропить груз весом 40-50 тонн в одиночку уже физически нереально. В отдельных случаях (груз весом 80-100 тонн, особые климатические условия и т. п.) может понадобиться три стропальщика и даже больше. Груз закрепляется только в устойчивом положении, никак не на весу и не под углом. Если вес груза неизвестен, стропить и перемещать его будут только после определения фактической массы.

Подъем, опускание, перенос груза, торможение выполняются плавно, без рывков. Груз при движении должен подниматься выше встречающихся на пути предметов не менее чем на полметра.

Не верьте стереотипу «Стройка - это место, где постоянно происходят несчастные случаи». Рискованна любая техническая работа - судостроение, ремонт автомобилей и даже монтаж проводки в жилом доме. Поэтому все они требуют соблюдения техники безопасности. О том, чего нельзя делать при работе автокрана, мы подробно рассказываем в соответствующей статье. И если не допускать грубых ошибок, работа с автокраном будет просто техническим процессом. Весьма сложным - и настолько же захватывающим.

Управление краном осуществляется с выносного пульта. Переключив тумблер «Управление краном» в положение «ВКЛ» или включив управление джойстиком, АСК перейдет в режим управления краном. При этом появится окно отображения состояний концевых датчиков и управляющих сигналов, приведенное на рис. 6.8 – для машин МПТ и рисунке 6.9 – для машин АДМ.

Рис. 6.8 . Окно управления краном МПТ

1 – флаг «Поворот крана»; 2 – флаг «Ограничение сектора поворота»; 3 – флаг «Перегруз двигателя поворота»; 4 – флаг «Поворот запрещен»; 5 – флаг «Запрет перемещения тележки»; 6 – флаг «Запрет подъема груза»; 7 – флаг «Перегруз крана»

Рис. 6.9. Окно управления краном АДМ:

1 – флаг «Горзинтирование люлек»; 2 – флаг «Перегруз люльки»; 3 – флаг «Запрет подъема стрелы»; 4 – флаг «перегруз двигателя горизонтирования»; 5 – флаг «Подъем/опуск крана»

В табл. 6.4 приведено описание флагов состояния и управления в соответствии с рис. 6.8.

Таблица 6.4

Символ Описание Позиция
Действие: поворот крана
Состояние: замкнут концевой датчик поворота
Состояние: ограничение сектора поворота
Состояние: перегруз двигателя поворота
Действие: движение тележки крана или телескопа
Состояние: замкнут концевой датчик ограничения перемещения
Состояние: перегруз двигателя тележки
Действие: подъем / опуск груза
Состояние: замкнут концевой датчик ограничения подъема / опуска груза
Состояние: перегруз тали
Состояние: поворот запрещен
Состояние: перегруз крана (сигнал от ОНК)
Состояние: запрет перемещения тележки
Состояние: запрет подъема груза

Для машин, оборудованных гидравлическим краном или краном с магнитной шайбой используются дополнительные флаги индикации (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Для управления краном необходимо выбрать один из двух режимов «Управление с приводом» или «Управление без привода». В случае если выбран режим «Управление с приводом», АСКУМ производит управление поворотом крана через частотный преобразователь УППР. При этом происходит слежение за

краном через частотный преобразователь УППР, за ошибками преобразователя и плавной остановкой.

Использование этого режима позволяет управлять краном с высокой точностью и плавностью. Если выбран режим «Управление без привода», управление поворотами, как и подъемом / опуском тали и движением тележки производится напрямую подачей напряжения питания на исполнительные двигатели.

Диапазоны управления поворотом, движением тележки и тали ограничены концевыми датчиками (рис.6.8). Замыкание концевого датчика соответствующего направления движения приводит к запрету продолжения движения.

Поворот крана разрешен если:

Отсутствует сигнал концевого датчика ограничения поворота в соответствующем направлении;

Отсутствует сигнал ограничения сектора поворота или нажата кнопка на пульта управления «Разблокировка поворота»;

Отсутствует сигнал «перегруз двигателя поворота».

Перемещение тележки (МПТ) или телескопа (АДМ) разрешено если:

Отсутствует сигнал «перегруз двигателя тележки» (для машин МПТ);

Отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана». Иначе разрешено движение тележки или телескопа в сторону уменьшения вылета.

Подъем/опуск груза разрешены если:

Отсутствует сигнал концевого датчика ограничения движения в соответствующем направлении;

Отсутствует сигнал «перегруз двигателя тали»;

Отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана». Иначе разрешен только опуск груза.

Подъем стрелы для машин АДМ с телескопическим краном разрешен если:

Разблокирован подъем стрелы вводом кода (табл. 6.3);

Отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана». Иначе разрешен только опуск груза;

Отсутствуют люльки или люльки подключены и отсутствует сигнал ОПГ «перегруз люлек».

Опуск стрелы для машин АДМ с телескопическим краном разрешен если отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана».

Вряд ли стоит говорить о том, что в большинстве случаев кран-манипулятор становится идеальным решением. Речь идёт о плотной городской застройке или локации, куда обыкновенный кран проехать не в состоянии.

Манипулятор в Москве поможет выполнить эвакуацию автомобиля в самые короткие сроки.

Кран манипуляторы предназначены для самых разнообразных работ. В пример можно привести следующие:

  • погрузка;
  • перемещение;
  • перевозка и т.д.

Каждый рабочий, который собирается работать на кране-манипуляторе в обязательном порядке должен пройти полное обучение. Речь идёт о том, что к каждому автомобилю прилагается подробная инструкция.

Однако существуют и более радикальные методы. Подразумеваются специальные курсы для водителей кранов-манипуляторов. На них любой желающий может понять на практике работу следующих систем: система безопасности, тяговая, буферная, тормозная, ходовая и т.д.

На самом деле управление манипулятором не такая сложная задача, как может показаться в начале. Хотя в обязательном порядке, водитель крана манипулятора должен не только видеть, но и чувствовать габариты автомобиля, стрелы и т.д.

Несмотря на то, что стрела крана-манипулятора значительно меньше, чем у традиционного крана, она может привести к несчастным случаям на строительных площадках и не только.

По этой причине, перед тем, как приступить непосредственно к работе на манипуляторе в обязательном порядке подаётся звуковой сигнал. Если люди находятся рядом с краном, они отойдут.

Кроме того, не стоит забывать о том, что не всегда придется использовать манипулятор на твёрдом асфальте. В инструкции к автомобилю будут прописаны инструкции в отношении использования последнего на краю котлована, или на болотистом, сыпучем грунте.

Как правило, основа автомобиля выполняется на базе хорошо известного грузовика. К примеру, КамАЗ пройдёт практически всюду. Вряд ли стоит напоминать о том, что манипуляторы активно используются на лесозаготовке.

Управлять автокраном нелегко, но довольно интересно. Тот, кто хоть однажды видел профессиональный конкурс машинистов, наверняка был восхищён тем, как профессионал закрывает крюком спичечную коробку, не помяв её. Каждый машинист имеет свои наработки, и о них непосвящённым людям он не рассказывает.

Однако знание азов работы машиниста автокрана интересно и полезно даже нанимателю техники для погрузо-разгрузочных или строительных работ.

В строительстве обычно используют для укладки фундамента. Погрузо-разгрузочные работы ведутся либо вручную, либо с применением техники. Первый метод так и называется - ручной, второй - механизированный. Последний обязателен для грузов массой более 50 кг, а также для подъёма грузов на высоту, превышающую 2 м.

Если кран используется на стройке, то перед тем, как приступить к работе, машинист автокрана должен прочитать проект строительно-монтажных работ. Если же предстоят погрузо-разгрузочные работы - то осмотреть площадку, на которой они будут проводиться. Если рядом с рабочей площадкой (менее чем в 30 м) находится линия электропередач, машинисту потребуется наряд-допуск, позволяющий начать работу.

Использовать разрешается только автокран с ещё не выработанным ресурсом. Эксплуатировать списанные краны технически запрещено.

Перед началом работ машинист производит осмотр ещё не запущенной машины, проверяя её техническое состояние. Затем оператор запускает кран на холостой ход, чтобы убедиться в исправности механизмов.

Место, где проходят работы, должно быть хорошо освещено. Если рабочая зона находится в сильном тумане или идёт снег, что не позволяет крановщику хорошо различать груз и жесты стропальщика, работу прекращают до изменения погодных условий. Таким же образом крановщик поступает в случае грозы или сильного ветра.

В зимнее время работы на автокране можно производить только при допустимой техпаспортом машины минусовой температуре. Существует у кранов и ограничение по влажности воздуха. Обычно, если температура воздуха выше 25°С, влажность его не должна превышать 80%.

Если работу сопровождают более жёсткие климатические условия (например, тропические или Крайнего Севера), то потребуется специальная модель автокрана.

Автокран должны обслуживать, как минимум, два человека: машинист и стропальщик. В некоторых фирмах полагают, что это всё может выполнять и один человек. Но допускать этого нельзя, поскольку машинист не должен отлучаться от пульта управления. Только, находясь в кабине, он может контролировать ситуацию.

В функции стропальщика входит закрепление грузов для подъёма. Для этого он использует специальное приспособление - стропы. Каждый стропальщик проходит профессиональное обучение, человека «с улицы» никто не возьмет крепить тяжёлые опасные грузы. Наоборот, чем опытнее стропальщик, тем лучше. Ведь, закрепляя иные «неформатные» грузы, иногда приходится применять инженерную мысль!

С грузом массой 5-10 тонн справляется один стропальщик. Если груз весит 40-50 тонн, то застропить его одному человеку уже физически невозможно. В отдельных случаях могут понадобиться усилия трёх и более стропальщиков, например, если работе препятствуют тяжёлые климатические условия или груз весит до 100 тонн. Закреплённый груз обязательно должен принять устойчивое положение. Если о весе груза информации нет, то стропят и перемещают его, только определив фактическую массу.

Подъёмы, опускания, переносы груза, торможения выполняют плавно, без рывков. Поднятый и двигающийся груз должен находиться, как минимум, на полметра выше предметов, которые встречаются на его пути.

Существует расхожий стереотип о том, что на стройке неминуемо происходят несчастные случаи. Однако риск есть в любой технической работе - например, в судостроении, ремонте автомобилей и даже при монтаже электрической проводки жилого дома. Поэтому, в любой работе требуется соблюдение техники безопасности.

Московские мастера-2015. Машинист автокрана

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Сознайтесь, не раз вас посещали эти мысли, когда вы шли мимо стройплощадки. Ведь интересно было бы забраться в кабину экскаватора, который в этот момент тащит ковш, полный гравия. Там, наверно, куча рычагов непонятного назначения… Или вы мысленно представляете себе, что вон тот кран однажды помог бы вам вытащить из глубокого кювета целый автобус и спасти находящихся в нем несчастных сирот. Но… вы не знаете, как управлять краном. Нет, можно, конечно, почитать руководство по эксплуатации, но время для спасения сирот будет упущено! Так что на этот случай мы собрали для вас подходящие инструкции. Этой информации, конечно, недостаточно для получения сертификата на управление подобной техникой, и если вы решите без спросу порулить краном или экскаватором, вас, скорее всего, сдадут в полицию. Но если у вас все-таки окажется в распоряжении минут десять, и за это время вам понадобится разрушить планы злодеев (или погрузить пару палет на задний двор своего дома), вы будете знать, как это сделать.

Башенный кран Liebherr 316 EC-H Litronic

Подключите питание, повернув красный переключатель на задней стене кабины. Теперь сядьте лицом к панели управления. Слева сзади будет красная кнопка запуска всех систем. Нажмите ее, и в ответ начнет мигать расположенный рядом зеленый индикатор. Джойстики по правую и левую руку снабжены индуктивными датчиками и могут работать, только если вы обжимаете рукоятки ладонями. Правый джойстик отвечает за движения крюка вверх-вниз. Движение вперед — и трос с крюком поедет вниз, движение назад — начнет подниматься. Чтобы трос двигался очень медленно, нажмите кнопку, расположенную под большим пальцем. А если кран стоит на рельсах, его можно передвигать движениями вправо-влево того же джойстика. С помощью левого джойстика мы перемещаем крюк вдоль стрелы: вперед (от себя) — назад (на себя). Движения влево-вправо будут соответствовать поворотам стрелы.

Бонус для героя Большинство кранов умеют поворачивать стрелу с максимальной скоростью 0,6 об/мин, но этого вполне достаточно, чтобы злодей, которого вы подцепили на крюк, летел со скоростью около 50 км/ч. Сорвется с крюка — и улетит в вечность!

Вилочный погрузчик с ДВС Toyota 8-Series

Как и в обычном автомобиле, правая педаль — это газ, средняя — тормоз, левая — сцепление. Плавно отпустите сцепление, нажмите газ, и погрузчик покатится вперед. Рычаг слева от руля — стояночный, или экстренный, тормоз. Покидая кабину, не забудьте потянуть рычаг на себя. Обязательно пристегните ремни. Погрузчики иногда «клюют носом», и, чтобы этого избежать, на корму обычно ставят противовес в виде массивных чугунных брусков. Рукоятка селектора направления слева на рулевой колонке имеет три положения: вперед (от себя), назад (на себя) и нейтральное (даже при нажатии газа машина не едет). Справа три рычага. Ближайший к рулевой колонке управляет подъемом-опусканием вилки. Тот, что правее, — наклоном вилки, чтобы можно было подцеплять груз снизу. Если есть еще один рычаг, с его помощью можно варьировать расстояние между зубьями вилки с учетом ширины груза.

Калифорнийский канатный трамвай

Такие трамваи (например, в Сан-Франциско) передвигаются, прицепляясь к тросу (канату), а тот, в свою очередь, движется внутри специального желоба со скоростью 15 км/ч. Рычаг, находящийся в центре кабины, как раз и активирует захват, который жестко связывает вагон с канатом и приводит трамвай в движение. Но прежде чем трос может быть захвачен, его необходимо приподнять из желоба. Для этого кондуктор выходит из вагона и поднимает специальный рычаг, который вмонтирован прямо в дорожное полотно. Рычаг называется gypsy (англ. «цыган»). Теперь можно тянуть рычаг захвата на себя, а затем плавно трогаться, постепенно отпуская педаль тормоза. Чтобы остановить трамвай, медленно отпустите рычаг захвата и приведите в действие тормоза — либо нажатием педали тормоза (в этом случае колеса блокируются стальными тормозными башмаками), либо приведением в действие рельсового тормоза. Рельсовый тормоз — это набор деревянных планок, которые прижимаются к рельсам движением правого рычага. При необходимости аварийного торможения можно задействовать «стоп-кран» — слотовый тормоз: им управляет левый рычаг с красной рукоятью. Когда этот тормоз приводится в действие, в желоб, по которому движется кабель, опускается 40-см металлический клин. Повторное использование стоп-крана без ремонта невозможно.

Экскаватор John Deere 2106 LC

На правом подлокотнике расположена ручка зажигания. Поверните ее до упора и удерживайте, пока не заведется двигатель. Слева от сидения найдите рычаг с красной рукояткой. Когда он поднят, ничего не работает, так что придется его опустить. Педали и соединенные с ними рычаги управляют гусеницами, на которых передвигается экскаватор. Чтобы левая гусеница поехала вперед, нажмите левую педаль или двиньте вперед рычаг. Для заднего хода потяните рычаг на себя. То же самое касается правой гусеницы и соответствующей педали/рычага. При движении одной гусеницы экскаватор выполнит поворот. Для более точного управления гусеницами (например, при въезде на автоприцеп) используйте только рычаги. Ручка справа управляет стрелой. Движение ручки вперед заставит стрелу подниматься, а назад — опускаться. Работая ручкой влево-вправо, можно зачерпывать землю ковшом и высыпать содержимое. Левая ручка управления руководит движениями «рукояти» — балки между стрелой и ковшом. Движение на себя заставит «рукоять» приблизиться к кабине, а от себя — отведет ее вперед. Движения влево-вправо дают возможность поворачивать кабину и рабочее оборудование относительно гусеничного шасси.

Танк M1A1 Abrams

Влезьте в танк через круглый люк и займите место водителя в глубине корпуса. Заведите двигатель, поместив главный переключатель питания в положение «включено» и удерживая пусковой переключатель несколько секунд. Слева находится приборная панель с показаниями тахометра и уровня топлива. Нажмите левую педаль, чтобы привести в действие тормоз, затем сдвиньте вправо рычаг, находящийся справа на уровне груди, чтобы снять танк со стояночного тормоза. Переключатель в центре Т-образной колонки прямо перед вами — это селектор режимов АКПП. Поставьте его в положение D. Теперь выкрутите рукоятки на себя, как на мотоцикле. Танк начнет движение. Но будьте внимательны — рукоятки газа очень чувствительны. Чтобы повернуть налево — поверните на себя левую рукоять. Сделайте то же самое с правой рукоятью для правого поворота. Тяните осторожно — из-за высокой чувствительности инструментов управления боевая машина может повернуть слишком резко.

Бонус для героя Максимальная скорость танка всего лишь 67 км/ч, так что если нужно быстро смыться, танк не лучший вариант.