Уход за авто аккумулятором зимой. Уход за аккумулятором зимой: советы по эксплуатации и хранению

Для того, чтобы аккумуляторная батарея вашего автомобиля прослужила вам долгий срок, необходимо постоянно ухаживать за ней, следить как за внешним, так и за техническим ее состоянием. Если вы хоть раз покупали новый АКБ для своей машины, то к нему обязательно прилагается инструкция, где четко и ясно прописаны все правила эксплуатации и ухода за данными элементами питания автомобиля.

Основные принципы ухода за аккумулятором автомобиля

Стоит отметить, что в настоящее время все больше появляется необслуживаемых батарей, что приводит к минимальным требованиям по уходу, но все же еще остается немало обычных аккумуляторов, которые нуждаются в регулярном обслуживании.

Внешний уход и чистота корпуса АКБ

Следите за тем, чтобы поверхность аккумулятора всегда была чистой. Чем сильнее загрязнения, тем быстрее происходит саморазряд. Особенно важно следить за тем, чтобы на верхней части в месте расположения клемм не было отложений пыли, грязи или иных инородных образований, которые могут навредить нормальной работе элемента.

Чтобы сохранить внешний вид в чистоте и порядке, необходимо регулярно протирать корпус чистой влажной салфеткой. Также, предпочтительно делать это смочив тряпку в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. После чего, разумеется, протираем все насухо.

Своевременная зарядка батареи

Даже если ваш новый аккумулятор является необслуживаемым, то это вовсе не говорит о том, что его не нужно заряжать от устройства. Более того, для таких типов наоборот есть некоторые меры предосторожности.

  1. Во-первых, так называемые «лабиринты» отвода газов сделаны таким образом, чтобы допустить минимального испарения жидкости. Соответственно, отвод газов будет более медленным в отличие от обычной обслуживаемой батареи. Это говорит о том, что во время зарядки необходимо устанавливать более меньший ток, равный 1/20 от емкости батареи.
  2. Во-вторых, любой автомобильный аккумулятор не способен полностью заряжаться от генератора, поэтому его время от времени стоит «погонять» специальным зарядным устройством. Более подробную информацию можно прочесть здесь: .

Смазка клемм специальной смазкой

Думаю, многим владельцам приходилось видеть такую картину, когда на клеммах образовывался ужасный налет окиси. Чтобы этого избежать следует соблюдать три простых правила:

  1. Следить за затяжкой клемм, чтобы они не болтались и были зафиксированы как положено
  2. Соблюдать их чистоту
  3. Регулярно смазывать специальной смазкой или литолом при ее отсутствии

Длительное хранение

Если вы не эксплуатируете свой автомобиль, скажем, в зимнее время года, то аккумуляторную батарею лучше всего снять с машины и поставить на хранение. Для этого пункта также есть свои рекомендации.

Существует такое мнение, что чем ниже температура хранения АКБ, тем медленнее он разряжается. Все же, принято считать, что оптимальным является именно диапазон от 0° до -30 °C. Чтобы не допускать саморазряда, даже в таких условиях, рекомендуется заряжать батарею хотя бы раз в два месяца.

Контроль уровня электролита

Как уже говорилось выше, сейчас большинство аккумуляторов являются необслуживаемыми, поэтому доливать дистиллированную воду нет необходимости. Если же вы являетесь владельцем обычной батареи, то следить за уровнем обязательно.

При недопустимом остатке, доливать до максимальной отметки именно дистиллированную воду, так как именно она испаряется при активной эксплуатации автомобиля, особенно в жаркую погоду.

Не многие автолюбители следуют правилам использования аккумуляторов, но, несмотря на это, эффективность и продолжительность работы любого аккумулятора напрямую зависит от соблюдения нескольких важных условий.

Практически каждый автомобилист попадал в такую ситуацию, при которой автомобиль в морозное время года отказывался работать. В таких случаях, важное для машины оборудование в виде аккумулятора давало три-пять тихих оборотов и замолкало навсегда.

Именно в этот момент владельцы автомобилей понимают истинное значение аккумулятора, что не только двигатель приводит машину в движение, но и способствует этому аккумулятор, без которого о нормальной поездке можно забыть.

Перед началом обсуждения правил ухода за аккумулятором, необходимо разобраться в трех главнейших показателях, которыми обладает батарея:

Во-первых, это емкость. Она измеряется в ампер/часах и показывает на протяжении какого промежутка времени аккумулятор способен поддерживать определенную силу тока. К примеру, если емкость батареи равна сорока ампер/часам, то это значит, что он способен подавать ток равный одному амперу на период, продолжительность которого равна сорока часам (или же ток в 2 ампера на период в 20 часов и так далее).

Во-вторых - резервная мощность. Обычно этот показатель применяется только в Америке, но желательно быть в курсе его значения. Характеристика резервной мощности показывает водителю, на протяжении какого времени его аккумулятор способен подавать ток равный 25 амперам. То есть, простыми словами, сколько времени способен продержаться аккумулятор при неработающем генераторе.

В-третьих, пусковая мощность. Данный показатель рассчитывается при -18 градусах по Цельсию и показывает максимум мощности, которую аккумуляторная батарея может выдать за 30 секунд работы. Этот показатель служит наглядным примером того, насколько аккумулятор хорошо справляется с запуском двигателя в холодных условиях.

Уход за аккумулятором

Многие автомобилисты уверены, что аккумулятор сам по себе абсолютно не требует ухода, и бывают очень удивлены, узнав обратное. А ведь всего лишь соблюдение нескольких простых правил использования могут избавить владельца машины от потери большого количества времени и денежных средств.

Чтобы поддерживать аккумулятор в должном состоянии всего-навсего необходимо хоть изредка проверять уровень электролита. Его низкий уровень может означать, что аккумулятор перезаряжен. Обычно это происходит при неправильной работе генератора. В случае если уровень электролита низок только в одном элементе, то аккумулятор скорей всего выйдет из строя уже в ближайшее время. При этом в теплое время года он еще как-то сможет справляться с нагрузкой, но с приходом холодов, его можно будет выкидывать.

Раньше популярными были аккумуляторы, за которыми невозможно было следить из-за конструктивных особенностей. На таких аккумуляторах нельзя было открыть верхнюю крышку. Но их время прошло, так как регулярный осмотр автомобильной батареи избавляет водителей от многочисленных проблем в дальнейшем.

При доливании электролита в аккумулятор есть одна важная особенность. Дело в том, что при зарядке, уровень электролита немного увеличивается, поэтому при добавлении его в аккумулятор, обязательно учитывайте этот фактор. Ведь все мы в курсе, что бывает, если кислота попадает на кузов автомобиля или на поверхность самой батареи.

Зарядка аккумулятора

Совсем недавно аккумулятор можно было просто подключить на ночь к зарядному устройству и ни о чем не беспокоиться. Теперь же для правильной зарядки аккумулятора следует вычислить максимально эффективную скорость зарядки аккумуляторной батареи, иначе в будущем могут возникнуть различные проблемы в ее работе.

В совершенстве, ток, подаваемый от зарядного устройства к аккумулятору, должен быть равен 10% от его показателя емкости, измеряемого в ампер/часах. К примеру, если полностью разрядившийся аккумулятор имеет 20 ампер/часов емкости, то заряжать его стоит со скоростью в 5 ампер/часов на протяжении десяти часов. Крышки при этом должны быть сняты. Крайне не желательно увеличивать рекомендуемую скорость зарядки, так как это может привести к перегреву электролита или даже к его закипанию. В этом случае очень вероятно повреждение пластин, а использовать такой аккумулятор будет уже невозможно.

Если вы счастливый обладатель полностью герметичного аккумулятора с невозможностью открытия крышки, то его придется заряжать еще дольше. Входящая мощность тока на такой аккумулятор не должна превышать 2,5% от его номинальной емкости. Если взять, к примеру, такой же аккумулятор в 50 ампер/часов, то на его полную зарядку уйдет около 40 часов.

Самое основное правило тут - чем медленнее идет зарядка, тем лучше. Правда лучше не стоит заряжать аккумулятор дольше назначенного срока. Момент, когда нужно отсоединять зарядное устройство от аккумулятора, у всех разный. Кто-то вычисляет время исходя из емкости аккумулятор, а кто-то просто дожидается времени, при котором все начнет пузыриться. Лучше всего, конечно, провести один раз небольшие расчеты, чтобы аккумулятор прослужил как максимально долго.

Несмотря на то, что различных моделей смартфонов и планшетов существует превеликое множество, всех их - счастливых или не очень - обладателей объединяет одно - каждый из них при покупке своего мобильного девайса предполагает, что его новый «электронный друг и помощник» сможет длительное время обходиться без подзарядки. Ведь мобильное устройство на то и мобильное, чтобы радовать своего владельца слегка в отдалении от некоторых благ цивилизации - в данном случае, от электрической розетки.

Но везёт не всем. Иногда мечты разбиваются при столкновении с суровой реальностью. Ведь если аккумулятор даже самого «крутого» и «наворочанного» смартфона или планшета вдруг начинает полностью отдавать свои «жизненные силы» всего за пару часов, то уже не будут иметь значения никакие ядра/гигабайты и мегапиксели, и станет абсолютно наплевать, какой фирменный лейбл пропечатан на корпусе устройства. Со слишком малоёмким, неправильно эксплуатировавшимся или «убитым в хлам» аккумулятором радости не принесёт даже самый дорогой и модный девайс.

Наиболее продвинутые юзеры знают, что ёмкость аккумулятора сильно зависит не только от его заводских параметров, но и от правильной эксплуатации, не позволяющей батарее состариться раньше положенного срока. По-русски говоря, юзать аккумулятор смарта или планшета нужно правильно и с умом, чтобы он не ленился и выдавал всё, что ему положено, а также скоропостижно не скончался раньше отмеренного ему на заводе срока.

Вот как раз с правильным обращением с аккумуляторами электронных девайсов мы сейчас и будем разбираться.

И по традиции начну с предупреждения. Тонкостей в эксплуатации аккумуляторов достаточно много, и даже если кратко их описать, то всё равно статья выйдет слегка объёмной. Специально для тех, кто «знает не все буквы, либо с трудом складывает их в слова», мы подготовили краткий облегчённый вариант руководства « ». В нём в общих чертах описаны самые базовые правила. Для начала этого хватит. Краткое руководство также может пригодиться тем, кому всегда некогда, а хочется всего и сразу. Ну а данная не самая маленькая статья адресована тому, кто хочет разобраться в теме и понять детали.

Срок службы аккумулятора

Заявленная ёмкость аккумулятора неуклонно падает вследствие его старения. Данные устройства не только подвергаются износу, но и имеют свой срок службы, который им отмерили разработчики и изготовители. На слишком долгое время «жизни» аккумуляторы не рассчитаны - внутри них непрерывно протекают физико-химические процессы, которые медленно, но верно разрушают внутреннюю структуру.

Если взять естественный «срок жизни» аккумулятора, то он рассчитан примерно на 2 года. Но цифра эта очень и очень приблизительна - слишком уж сильно на неё воздействуют условия эксплуатации. К естественным причинам, сокращающим этот срок, относят сильный перезаряд либо полный разряд аккумулятора, а также заводские дефекты в схеме управления питанием.

Другим влияющим фактором становится активность использования - количество циклов заряда/разряда и состояние самих ячеек аккумуляторной батареи.

Базовые правила использования аккумуляторов

Первое правило: исключить даже малейшую возможность короткого замыкания, когда контакты аккумулятора через какой-либо предмет (или проводок, токопроводящую жидкость и т.п.) замыкаются между собой. Если, например, планшет неразборный, и батарею из него вытащить нельзя, то всё несколько проще. Если же аккумулятор без проблем вынимается, то тут надо смотреть в оба и не бросать его куда попало.

  • аккумулятор современного мобильного устройства нельзя разбирать;
  • нельзя заряжать его на морозе;
  • нельзя помещать аккумулятор или устройство с ним в воду или огонь;
  • нельзя использовать аккумулятор при очень высоких (больше 45°C) или низких (менее 0°C) температурах;
  • нельзя хранить батарею полностью разряженной - полная разрядка резко ускоряет её старение.

На ёмкость аккумулятора и скорость его разряда сильно влияет высокая температура - доказано, что при использовании при 25 градусах Цельсия реальная ёмкость падает почти на 20%. Сильный холод же может оказаться ещё более губительным.


Если вы заметили, что ваш смартфон или планшет стал сильно греться из-за аккумулятора, настоятельно рекомендую прекратить его использование и обратиться в сервис для проверки. Если же даже визуально заметно вздутие батареи, следует немедленно заменить её.

Довольно частое используемое и актуальное правило: если вы всё же не уследили, и ваш мобильный девайс разрядился в полный ноль и автоматически выключился, следует как можно быстрее подключить его к зарядке. Иначе через некоторый промежуток времени (в разных устройствах различный) специальная схема защиты аккумулятора переключит его в так называемый «спящий режим». Последствия этого сильно зависят от устройства конкретного девайса и могут быть весьма плачевными. Не так уж редко бывает, что «пробудить» его снова удаётся только специалистам сервисного центра, да и то иногда с большим трудом и за большие деньги.


Ещё рекомендуется держать планшет в прохладе подальше от колен. Без фанатизма, естественно - не следует лезть с ним в холодильник - но нельзя допускать перегрева девайса - если валяетесь с ним в кровати, не закапывайте его в мягкую перину и не укутывайте одеялом - он и без вас не замёрзнет. Любое электронное устройство должно нормально охлаждаться, и мобильное тоже. Хотя бы и за счёт естественной циркуляции воздуха.

Типы современных аккумуляторов

По типу их можно разделить на две группы: уже устаревшие и ещё современные.

К первой группе относятся аккумуляторные батареи на основе никеля - никель-кадмиевые и никель-металлогидридные. В своё время (не такое уж далёкое) эти технологии считались довольно продвинутыми. Однако никелевые аккумуляторы имели одну крайне неприятную особенность, которая напрочь перечёркивала их достоинства - их «эффект памяти» был очень ярко выражен.

Попробую объяснить «на пальцах» тем, кто не знаком с термином «эффект памяти». Допустим, ваш аккумулятор разрядился наполовину, и вы, не дожидаясь полной разрядки, подключили его к зарядному устройству. Ту точку, с которой начался новый заряд, никелевый аккумулятор тут же принимает за 0, а тот объём оставшегося «свободного от заряда пространства» - за полный объём батареи. Соответственно, если вы подключили к зарядке аккумулятор, когда в нём оставалось ещё 50% заряда, его полный объём тут же установится в половину от заводского. Вернуть нормальную ёмкость такому аккумулятору удавалось только многократным длительным и нудным процессом «раскачки», да и то не всегда. Естественно, здесь я слегка утрирую, и на практике всё выходило чуть-чуть менее печально. Но именно, что «чуть-чуть». Приятного в «эффекте памяти» для пользователя было мало, а уж нервных клеток юзерами было сожжено...

Сейчас про аккумуляторы никелевой группы можно забыть, они устарели совершенно. Их ещё изредка можно встретить в различных недорогих бытовых устройствах. Однако в мобильных девайсах они уже не используются. Если конечно вам не взбрело в голову осчастливить себя копеечным смартфоном, собранным в каком-нибудь подвальчике «на коленке дядюшки Ляо» из отходов производства десятилетней давности. Ну тогда это становится целиком вашей проблемой.


К группе более современных аккумуляторов относятся батареи на основе лития. «Эффект памяти» формально у них тоже есть. Однако в практическом смысле он такой, что о нём можно просто забыть. Забыли? Всё, больше к нему не возвращаемся.

Первое поколение литиевых аккумуляторов - литий-ионных - сегодня уже уходит в прошлое. Им на смену пришли новые устройства. Наиболее передовые технологие сегодня имеют литий-полимерные аккумуляторные батареи, обладающие целым рядом достоинств по сравнению со своими предшественниками:

  • за счёт повышенной ёмкости их можно делать более компактными и лёгкими, а это крайне важно для мобильных девайсов;
  • они имеют самый низкий саморазряд, то есть медленнее разряжаются при хранении;
  • отдельная ячейка аккумулятора имеет высокое напряжение. А значит теоретически можно создавать батареи, состоящие всего из одной ячейки, что очень сильно упростит и удешевит устройство;
  • литий-полимерные аккумуляторы имеют совсем незначительные затраты на обслуживание;
  • и на закуску: эти аккумуляторы имеют долгий срок эксплуатации. Самый долгий из всех, что существуют на рынке.

Подавляющее число аккумуляторов в нынешних планшетах и смартфонах как раз и относится к группе литий-полимерных.

Ну а теперь перейдём к самому «вкусному» (почти - самое-самое я всё же оставлю для концовки статьи).

Зарядка аккумулятора в различных ситуациях

Часто слышатся советы «прокачать» свой аккумулятор сразу после покупки устройства. Если вам лень, вы можете этого не делать, ничего страшного не случится. Во времена никелевых батарей это было обязательным процессом, сейчас - по желанию. Однако есть один момент. Во время первого цикла заряда-разряда калибруется контроллер питания устройства, и в дальнейшем он будет работать более корректно. Хотя никто не запрещает провести эту процедуру не при первом включении, а несколько позже.

Далее. При повседневном использовании следует знать, что литиевые аккумуляторы отдают предпочтение нескольким коротким зарядкам перед одной полной. Это самым положительным образом сказывается на сроке их службы.


Ещё. Достаточно часто советуют не оставлять смартфон или планшет на зарядке на всю ночь. Мол, это убивает батарею. Это один из мифов. Действительно, аккумуляторы весьма болезненно относятся к перезарядке, однако современная электроника уже давно умеет отключать устройство, когда оно полностью зарядится. И в дальнейшем будет лишь эпизодически переподключаться снова на короткий промежуток времени, чтобы пополнить потраченное. Так что опасности в длительной ночной зарядке нет - как только аккумулятор полностью напитается, зарядка прервется.

Несмотря на вышенаписанное о том, что современные батареи нет необходимости «прокачивать», я рекомендую раз в месяц или два всё же сделать это. Объясняю.

Несмотря на всю «продвинутость» нынешние устройства всё же не совершенны. Датчик, показывающий степень зарядки может сбиваться. Также может сбиваться контроллер питания. В этом случае, например, вы можете заметить (а можете и не заметить) странности в поведении указателя оставшегося заряда - неадекватный прогноз оставшегося времени работы.

Чтобы привести электронику «в чувство» раз в месяц или два полностью разрядите аккумулятор, а потом за один раз зарядите его до 100%. Чтобы поправить датчик и снова откалибровать контроллер питания. Кстати, и срок службы АКБ от этого может чуток продлиться.

Немного о разрядке

Уже писал, но снова повторю. НЕЛЬЗЯ допускать, чтобы аккумулятор разряжался до «полного изнеможения», когда устройство автоматически отключается. Лучше бы не допускать разряда даже наполовину. Поэтому, если вы решили «прокачать» АКБ своего девайса (как насоветовано чуть выше), настоятельно рекомендую в конце разрядки самостоятельно контролировать и «вылавливать» состояние, максимально близкое к нулю, но ещё не 0, в идеале - 1%. Или хотя бы 3%. Дело облегчается тем, что в большинстве устройств при стандартных настройках система выкидывает предупреждения при 15% оставшегося заряда, затем при 5% и при 3%.

Ну и напоследок самое-самое:

Как и чем заряжать аккумулятор в различных ситуациях

Запомните основное правило зарядки аккумуляторов: чем слабее ток зарядки, тем она будет дольше происходить, но и сам аккумулятор при этом прослужит ГОРАЗДО ДОЛЬШЕ. Это правило действует для всех аккумуляторов любых типов без исключений. То есть, если вы никуда не торопитесь, заряжайте батарею самым слабым зарядником, который у вас имеется. Можно также прицепить девайс к компьютеру - ток зарядки, поступающий по USB, очень мал и весьма способствует тому, чтобы ваша батарея раньше времени «не отошла в мир иной».

Если же зарядить девайс необходимо срочно - можно использовать и мощное зарядное устройство.

Опять же, без фанатизма - цеплять батарею смартфона к зарядке для аккумуляторов КамАЗа я бы всё же не рекомендовал. Если, конечно, вы не любите дорогие, громкие и зрелищные фейерверки.

Имеется проблема, состоящая в том, что в современных мощных смартфонах и планшетах с ёмкими аккумуляторами (как правило от 2000 мАч и выше) в комплекте идут и мощные зарядные устройства. Производитель ведь совсем не заинтересован в том, чтобы вы купили у него один девайс и юзали его годами. А чем раньше у вас «испустит дух» аккумулятор, тем скорее вы с денежкой в руках побежите в магазин за новым. А то и за новым смартфоном/планшетом, если выдернуть из него АКБ и заменить её проблематично.

Поэтому советую поискать в магазинах зарядное устройство с мощностью около 20% от ёмкости вашего аккумулятора. Если удалось такое найти - используйте его для повседневной зарядки. А зарядку из комплекта юзайте когда зарядиться надо быстро.

Кстати, нелишним будет иногда попользоваться и неродными зарядными устройствами от сторонних производителей. Можно попросить у друга-родителей-детей и т.д. Лишняя тренировка для вашего аккумулятора.


Процесс зарядки помимо этого будет также зависеть от сопротивления подцепленного кабеля. Хотя в практическом плане вы это не сильно заметите.

Кстати, полностью севший аккумулятор лучше не пытаться заряжать слабым устройством - если он пуст, то для его заряда потребуется весь потенциал штатного зарядного устройства, так как в этом случае будет потребляться достаточно большое количество энергии. Как минимум, в начале процедуры, пока пустая ёмкость аккумулятора хотя бы немного не пополнится.

Ещё. Во время зарядки не рекомендуется совершать активные телодвижения со своим устройством, а тем более подвергать его сильным нагрузкам. Мало того, что это сильно увеличит время заряжания, так ещё может и значительно сократить срок службы батареи и контроллера заряда. А то и вызвать их преждевременный отказ.

Хотя, думаю, почту проверить да статьи на сайтах почитать устройству особо не навредит. Лишь бы вам не вздумалось во время зарядки загнаться какой-нибудь тяжеленной игрушкой.

Ну а если вам приспичило оставить свой смарт или планшет на зарядке на всю ночь, то никаких проблем - возьмите самый слабый из своих зарядников. Или прицепите девайс к компу или ноутбуку, включенному в розетку - большинство из них (хотя и не все) даже в «спящем» состоянии умеют подавать заряд на устройство, подключенное к ним по USB.

А как итог, напомню ещё раз. Не допускайте крайних ситуаций, то есть полной разрядки или перезаряда. Помните, что оптимальный для «срока жизни» аккумулятора заряд - это 40%-60% от полной ёмкости. Вот эти значения и старайтесь поддерживать. Ведь в этих границах даже при постоянном притоке электричества ячейки батареи практически не изнашиваются.

Подавляющее большинство автомобилистов не уделяют аккумулятору (АКБ) абсолютно никакого внимания, и вспоминают о нем лишь когда он полностью разрядился или вовсе вышел из строя. Современные батареи могут похвастаться высоким качеством и выносливостью, но как вы знаете, ничто не вечно и даже эти доведенные до совершенства устройства способны выходить из строя или давать сбой в самый не подходящий для этого момент.

Для того, чтобы этого не произошло, за аккумулятором необходимо ухаживать и соблюдать определенные несложные правила эксплуатации которые позволят продлить его срок службы и свести к минимуму вероятность отказа. В данной статье я расскажу об этих правилах для того чтобы вы могли правильно ухаживать за аккумуляторной батареей своего автомобиля.

Уровень электролита

Электролит очень важен для полноценного функционирования АКБ, каждый уважающий себя и свой автомобиль водитель обязан регулярно следить за его уровнем, особенно в летний период. Проверка уровня электролита в жаркие летние дни нужно производить не реже чем раз в неделю максимум в две. Кроме того нужно следить, чтобы плотность электролита была в пределах нормы (при помощи ареометра) подробнее об этом можно прочесть .

Чистота - залог успеха!

Как бы удивительно это не звучало чистота для аккумулятора важна не меньше чем уровень и плотность электролита. Речь идет непосредственно о клеммах и околоклеммном пространстве, продукты окисления, посторонние жидкости, или другие элементы которых не должно быть в непосредственной близости возле аккумуляторных клемм - способствуют его быстрой разрядке и приводят к преждевременному старению батареи. Потому не рекомендую доводить клеммы до такого состояния, лучше лишний раз открыть капот и смахнуть пыль при помощи сухой тряпки. Более сложные загрязнения хорошо удаляются при помощи нашатырного спирта. Перед тем как приступить к чистке аккумуляторных клемм обязательно отключите провода напряжения и оденьте средства защиты (резиновые перчатки, защитные очки, фартук и т. д.).

Правильная зарядка аккумулятора

Каждый опытный водитель знает, что продолжительность жизни аккумулятора зависит от правильности его зарядки. Общие правила знают почти все, а вот о тонкостях - лишь "продвинутые или бывалые". Важно также понимать тот факт, что АКБ бывают разные и каждый из них нужно заряжать по-своему, для этого перед покупкой лучше ознакомиться с основными характеристиками и правилами эксплуатации.

Неправильная зарядка аккумуляторной батареи может привести к сокращению срока эксплуатации, преждевременному старению аккумулятора. Кроме того если зарядка батареи будет с нарушением рекомендованных производителем значений, часть электролита может испариться в результате вы рискуете надышаться ядовитыми испарениями, безвозвратно повредить банки, спровоцировав процесс сульфитации.

Длительное хранение

Когда автомобилем по каким-то причинам перестают пользоваться на протяжении длительного времени, необходимо обеспечить оптимальные условия в которых аккумуляторная батарея будет храниться без потери своего ресурсы и емкости. Длительное хранение АКБ требует соблюдения некоторых правил:

  1. Аккумулятор должен быть максимально заряжен перед тем как на долгое время "законсервируется".
  2. Также правильное хранение требует соблюдения температурного режима, это позволит минимизировать расходы электролита, также недопустим перегрев АКБ.
  3. Два раза в месяц производите подзарядку аккумулятора и при необходимости доливайте электролит.

Ну, пожалуй все, соблюдения этих незамысловатых правил будет достаточно для того, чтобы ваша аккумуляторная батарея прослужила вам правдой и верой не один год. Не пренебрегайте этими правилами и у вас никогда не будет проблем с неожиданно севшим или "умершим" аккумулятором. Каждое из вышеперечисленных правил неоднократно подтверждало свою важность и действенность, поэтому будьте бдительны и не ленитесь соблюдать их.

Статья о том, как правильно ухаживать за АКБ, на что обращать внимание и какие важные нюансы при этом учитывать. В конце статьи - интересное видео о том, как вернуть к жизни старый аккумулятор!

Автомобильный аккумулятор представляет сбой миниатюрную станцию, производящую электричество. От аккумуляторной искры начинает работать двигатель машины.

Чтобы продлить срок службы аккумулятора, необходимо соблюдать основные правила ухода за ним. В этом случае устройство может прослужить около пяти-семи лет, а то и дольше.

Необходимо помнить, что по окончанию использования аккумуляторные батареи подлежат специальной утилизации, поскольку содержат свинец.

Наиболее распространенные АКБ


Следует отметить, что на текущий момент наиболее востребованными являются аккумуляторные батареи следующих категорий:

Необслуживаемые – занимают основную нишу и выпускаются практически всеми производителями. Их особенность – отсутствие необходимости контролировать уровень электролита (последний в такие АКБ добавить нельзя). Оснащены газоотводным клапаном, через который выводятся избыточные газы, способные повредить корпус устройства. Периодически такие АКБ требуют подзарядки.

Обслуживаемые – таких устройств на рынке не слишком много, поскольку они требуют особого ухода. Отличаются очень долгим сроком службы (при правильной эксплуатации). В таких АКБ имеются заливные пробки, позволяющие контролировать уровень электролита, его плотность, и при необходимости проводить доливку.

Вне зависимости от того, какой именно вид аккумулятора вы используете, необходимо соблюдать основные правила ухода за ним – это позволит продлить срок его бесперебойной работы.

Очистка поверхности аккумуляторной батареи


Обязательно следите за чистотой устройства, по мере загрязнения поверхности очищайте ее. Делать это можно при помощи нашатырного спирта (10%-го раствора) или кальцинированной соды, которую растворяют в воде.

Намочите в растворе мягкую ветошь (обязательно чистую) и аккуратно протрите аккумулятор. Такое средство позволит избавиться от остатков масла, следов пыли или других загрязнений.

Уделяйте внимание плюсовой и минусовой клеммам - они не должны быть окисленными (часто этот процесс происходит на давно используемых устройствах). В результате окисления на клеммах образовывается плотная корка из накипи, которая ощутимо ухудшает контакт между самим автомобилем и АКБ.

Решить эту проблему поможет нашатырный спирт – нужно обработать им клеммы, а потом осторожно удалить остатки накипи при помощи наждачной бумаги.

Можно воспользоваться и специальными средствами с антикоррозионным спектром действия.

Уделяйте внимание также чистоте всех имеющихся на устройстве штырей (чистят их также как и клеммы).


Обратите внимание еще на один момент - на корпус АКБ не должны попадать бензин, масла, омывающая жидкость или солярка. Эти вещества могут повредить материал корпуса батареи или вызвать воспламенение. Если контакта избежать не удалось, как можно скорее удалите их с поверхности АКБ (при помощи сухой ветоши).

Как хранить аккумулятор


Если вы решили не использовать автомобиль в течение какого-то периода времени (например, зимой), не забудьте позаботиться об обеспечении подходящих условий хранения для аккумулятора.

Обязательно снимите устройство с автомобиля – отрицательные температуры могут стать для него губительными. Лучше всего хранить аккумулятор дома или в гараже – то есть в достаточно сухом отапливаемом помещении. При этом не стоит оставлять устройство возле источника тепла: чем ниже температура окружающей среды, тем медленнее проходит процесс саморазрядки.

Глубокая разрядка АКБ может привести к необратимым нарушениям в его работе (например, аккумулятор в дальнейшем придется очень часто заряжать). Чтобы избежать их, не забывайте каждые три месяца подзаряжать устройство. Таким образом АКБ будет находиться в работоспособном состоянии достаточно долго.

Если возможности снять аккумулятор нет, можете оставить его в машине (но не надолго и не на морозе). В этом случае обязательно проследите, чтобы были отсоединены все клеммы от аккумуляторных штырей.

Фиксация аккумулятора


Для наиболее надежной и безопасной работы устройства уделяйте внимание прочности крепления АКБ. Для этого можно попробовать сдвинуть ее руками (естественно, делать это следует исключительно при выключенном двигателе).

Обратите внимание, что при некачественном креплении клемм может быть нарушен процесс зарядки. Так, неровная поверхность нередко является причиной того, что слабо зажатые клеммы слетают и автомобиль глохнет непосредственно в движении. Такая ситуация может стать причиной аварии или нанести вред автомобилю (например, ухудшить работу тормозов; иногда блокируется руль).

Уделите особое внимание надежности фиксации клемм – это позволит минимизировать риск их сдвига во время поездок.

Важные нюансы ухода за АКБ


Не забывайте, что уровень зарядки аккумуляторной батареи необходимо регулярно отслеживать. Делать это можно при помощи вольтметра, обязательно при выключенном двигателе. В случае, если напряжение снизилось и не достигает заявленных значений, позаботьтесь о дозарядке АКБ.

В зимнее время следует особо бережно эксплуатировать аккумулятор: помните, что причиной проблем с запуском автомобиля может стать низкопробное масло или топливо, свечи или форсунки. А вот многочисленные попытки все же завести машину иногда приводят к глубокой разрядке, о негативных последствиях которой говорилось выше.

Учтите, что повышать нагрузку на аккумулятор следует постепенно. Помните, что выключения всей электрики после того, как вы заглушили транспортное средство, продлит жизнь АКБ.


Заводя мотор, также не следует одновременно включать освещение или музыку – дайте аккумулятору хотя бы немного поработать вхолостую. В зимний период срок «холостой работы» в идеале составляет не меньше двадцати минут.

Некоторые автолюбители советуют в зимнее время года сначала включить фары, а уже потом заводить автомобиль. Таким образом сначала на аккумулятор будет подана небольшая нагрузка, что позволит ему разгореться в щадящем режиме.

Обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы - разница в уходе


Для необслуживаемых аккумуляторов актуально такое правило: следите за чистотой газоотводного клапана. Это поможет избежать повреждения самого устройства или возникновения внештатной ситуации. Заряжая такой аккумулятор, держите все отверстия закрытыми.

Обслуживаемые аккумуляторы имеют свою специфику: не забывайте отслеживать уровень электролита в банках, особенно в жаркий период. Делать это лучше не реже, чем через каждые 2 тысячи км пробега (либо еженедельно). Если уровень электролита понизился – долейте дистиллированную воду до требуемой отметки. Помните, что слишком малое количество электролита может снизить эффективность работы всего устройства, особенно в морозную погоду, а когда уровень понижен в течение длительного времени, неприятные последствия для аккумулятора неизбежны.

Однако и чересчур высокий уровень электролита – не слишком хорошо для АКБ. Об этом следует помнить, производя доливку воды. «Перебор» с электролитом может навредить корпусу, а также повысить давление внутри него. Не забывайте, что уровень электролита в процессе зарядки аккумулятора повышается.

Как правильно зарядить аккумулятор


Если вы используете автомобиль регулярно, АКБ автоматически заряжается от генератора, однако при возникновении простоев может понадобиться дополнительная зарядка от специального устройства. Она же необходима и при возникновении неполадок с генератором.

Следует отметить, что сам процесс зарядки не представляет сложности, однако выполнять его следует правильно.


Свинцово-кислотные модели можно заряжать исключительно постоянным током. Для этого возможно использовать различные типы выпрямителей, которые регулируют два показателя: напряжение и зарядный ток.

Обратите внимание на характеристики зарядного устройства. Например, чтобы зарядить батарею 12 вольт, следует увеличить подаваемое на нее напряжение до 16 вольт. В противном случае зарядить аккумулятор до полной емкости не получится.

Что касается стоимости аккумуляторной зарядки, не следует приобретать слишком дешевые устройства, но и чересчур дорогие также ничем выдающимся не отличаются. Средний ценовой диапазон – это вполне оптимальное решение.

Чтобы зарядить аккумулятор, сделайте следующее:

  • снимите его с автомобиля (зимой – занесите в помещение);
  • подключите АКБ к зарядному устройству – при этом обязательно руководствуйтесь инструкцией;
  • перед тем, как включить зарядное устройство в сеть, еще раз удостоверьтесь в правильности подключения;
  • не забывайте контролировать процесс зарядки;
  • после зарядки отключите зарядное устройство от сети, а затем отсоедините АКБ;
  • помните, что начинать отключение следует с отрицательного контакта;
  • вновь установите АКБ в машину, проверьте надежность ее фиксации и качество крепления клемм.
Таким образом вы сможете зарядить аккумулятор автомобиля для дальнейшего использования этого устройства.

Современные аккумуляторы не требуют слишком сложного ухода. Однако регулярное соблюдение основных правил позволит существенно увеличить срок службы АКБ.

Видео о том, как вернуть к жизни старый аккумулятор: