Учимся правильно выезжать из снежных заносов. Учимся ездить по льду Отказаться от поездок в сильную гололедицу

Передвижение на автомобиле зимой требует гораздо больше навыков и умений, чем в теплое время года. Особенно трудно приходиться новичкам, встречающим первую зиму за рулем.

Коварство зимней дороги заключается в низком коэффициенте сцепления колес с асфальтом. Лед и снег на дороге мешают колесам зацепиться и приводят к пробуксовке ведущих колес, особенно при движении на подъем. Наиболее часто пробуксовка проявляется при начале движения. Наиболее эффективный же разгон получается при трогании без пробуксовки колес или с минимальной пробуксовкой.

Чаще всего пробуксовка проявляется при эксплуатации переднеприводных автомобилей, так как при трогании вес автомобиля перераспределяется назад и ухудшается сцепление передних колес с дорогой. Заднеприводный автомобиль в этом отношении имеет небольшое преимущество, его ведущие колеса при трогании наоборот прижимаются к дороге. Благодаря этому колеса заднеприводного автомобиля чаще всего пробуксовывают при трогании, на 1 передаче, тогда как у переднеприводного пробуксовка может проявляться при резком разгоне и на 2й, и на 3й передаче и т.д.

Итак, рассмотрим как следует правильно трогаться на льду .

1. Максимально аккуратная работа педалями газа и сцепления. Действовать нужно по правилу «чем более скользкая дорога, тем ниже обороты двигателя». При начале движения на чистом льду трогаться нужно практически на холостых оборотах, с задержкой включения сцепления. Повышенные обороты двигателя, также как и резкая работа с педалями газа и сцепления, приведет к пробуксовке колес. Если это произошло, не пытайтесь помочь увеличением оборотов, это только усугубит ситуация. Лучше выключите сцепление и попробуйте еще раз. Это так называемый двойной выжим, помогающий тронуться на переднеприводном автомобиле. При первом включении сцепления нагрузка распределиться назад, если в этот момент отпустить газ и выжать сцепление, автомобиль по инерции качнется вперед и колеса прижмутся к дороге, в этот момент нужно повторить попытку начать движение.

2. При трогании на льду можно использовать вторую передачу вместо первой, так как при этом на колеса будет подаваться меньший крутящий момент и меньше шансов что колеса сорвутся в пробуксовку.

3. На заднем приводе при трогании можно наполовину затянуть стояночный тормоз, что также ограничит вращение задних колес и уменьшит риск пробуксовки.

4. При остановке на скользком подъеме старайтесь оставлять больше дистанции до передних и задних автомобилей, а также увеличенный боковой интервал. При начале пробуксовки ваш автомобиль, или автомобиль вашего соседа по дороге может съехать в сторону или сползти назад, будьте готовы к этому.

5. При управлении автомобилем с АКП используйте зимний режим.

6. При начале движения передние колеса нужно держать в прямом положении, повернутые даже на несколько градусов колеса могут привести к пробуксовке.

7. Если позволяют дорожные условия и ПДД, можно отъехать назад, до участка с нормальным покрытием и преодолеть скользкий участок с разгона.

Эти советы относятся к автомобилям, не оснащенным такими современными электронными помощниками, как антипробуксовочная система, система стабилизации, Hill Asist и др. Однако даже если ваш автомобиль оснащен всеми современными системами, не стоит проверять предел их возможностей, законов физики еще никто не отменял.

Если вы часто выезжаете за город, где дорожные условия оставляют желать лучшего, положите в багажник мешочек с песком или солью. Пару горстей, насыпанных под ведущие колеса, помогут вам тронуться даже на зеркально ледяной поверхности. В крайнем случае, используйте подручные средства: ветки, ветошь, солому и пр.

Является скользкая дорога. Продолжаем изучать техники контраварийного вождения .

Техника трогания

При обучении вождению нас учат, что на скользкой дороге, в дождь или снег водителям следует быть предельно осторожными, ведь даже опытные автомобилисты могут легко потерять управление, что зачастую бывает причиной ДТП. Как известно, при низком коэффициенте сцепления автомобильных шин с дорогой (например, раскатанная дорога, гладкий лед), а также на неровностях (колеи, ямы, особенно залитые водой) вождение может запросто вызвать у водителя панику, страх, боязнь и множество иных неприятных и опасных ощущений.

Многие автолюбители совершают такую ошибку: так называемую пробуксовку, когда человек продолжает «держать газ», при этом ожидает зацепления.

Чаще всего данный способ ничему не помогает. Когда пробуксовка началась, колесо довольно быстро разогревает лед или снег, поэтому между шиной и дорожным полотном формируется прослойка воды. Она-то и мешает зацеплению. В этой ситуации редко удается использовать все технические возможности второго ведущего колеса, которое стоит на твердом грунте. Здесь дифференциал его просто выключает, при этом вся мощность передается на буксующее колесо.

Секреты скользкой работы

Запомните, первый оборот колеса вашего автомобиля не должен иметь пробуксовку. Если она все же случилась, то нужно свести ее к минимуму. Еще до начала трогания следует выровнять передние колеса машины, ведь даже небольшой угол поворота может сильно затормозить авто и спровоцировать ненужную нам пробуксовку.

Если вы трогаетесь, как говорится «в натяг», то выполнять это рекомендуется на частоте вращения минимально устойчивой за счет пробуксовки (задержки) включения сцепления.

Чтобы устранить пробуксовку, опытные водители предпринимают повторное трогание при помощи выключения сцепления и включения его вновь. Кстати, не забывайте про механизм загрузки-разгрузки авто по осям. Как только происходит первый импульс, то есть включение сцепления, то задние колеса сразу же загружаются, а далее из-за реакции подвески идет их разгрузка. Именно этот момент зачастую делает пробуксовку.

Если вы управляете автомобилем с передним приводом , то рекомендуется выполнить двойной выжим сцепления. Таким образом, первый импульс разгрузить передние колеса, а второй даст на них тягу как раз в тот момент, когда машина качнется вперед. Перед троганием стоит убедиться, что ваши колеса не стоят криво, и при первом обороте колеса нет пробуксовки. Пробуксовку можно уменьшить с помощью стояночного тормоза (им мы можем подтормозить задние колеса) или при помощи включения повышающей передачи.

Есть способ трогания раскачиванием авто. В этом случае импульс трогания нужно «подогнать» к моменту загрузки главных, то есть ведущих колес . То же самое делается при застревании на льду, в песке или яме. А вот ждать, что машина «зацепится» и все-таки начнет разгон является делом совсем бесперспективным. Не получилось выполнить все действия правильно, и вы все еще не можете сдвинуться с места? Повторите все операции снова.

Приемы экстремального трогания

Случилось так, что вам нужно сдвинуть автомобиль с места при минимальном коэффициенте сцепления, например:

  • если на асфальте имеется изморозь;
  • лед, покрытый водой;
  • отполированный или укатанный снег;
  • обледенелый наст и др.

Здесь помогут следующие приемы. Для начала нужно включить повышающую передачу (к примеру, вторую или третью). Это снизит начальную тягу.

Затем включить стояночный тормоз, причем его «натяг» должен составлять около 50%, что смягчит вращательный импульс.

Непосредственно трогание должно осуществляться осторожным включением сцепления несколько раз с постоянной небольшой частотой вращения двигателя. Как только средние обороты будут достигнуты, обе педали (газа и сцепления) одновременно отпускаются.

Как сохранить устойчивость авто?

Часто на скользкой дороге при переключении передач автомобиль теряет устойчивость, что влечет за собой занос или вращение ТС. Чтобы этого избежать, требуется выполнить переход на низкие передачи. Это даст возможность отрегулировать устойчивость, повысить тягу на ведущих колесах и создать запас мощности.

Но переключить передачу во время заноса является серьезной задачей даже для опытного автомобилиста. Если следовать советам, указанным ниже, вы справитесь и с заносом, и восстановите устойчивость машины.

Для начала следует создать задержку или пробуксовку сцепления, то есть так же, как в ситуации с троганием на скользкой дороге. Кстати, время задержки зависит от характера ситуации. Например, при переключении во время поворота на скользком ледяном покрытии, лучше сочетать задержку включения сцепления и «перегазовку».

Техника выполнения

Продолжаем стабилизировать автомобиль левой рукой, дросселирование также не прекращается. Правая рука должна быть свободна для переключения передач. «Газ» не закрыт полностью, а немного прикрыт.

Левой ногой плавно и мягко выключаем сцепление , включаем понижающую передачу, но не забываем про задержку. Это позволит поднять обороты, чтобы впоследствии исключить тормозной или разгонный импульс на ведущих колесах.

Задержка включения сцепления в машине особенно актуальна тогда, когда времени для «перегазовки» нет, или требуется включение низкой передачи с определенным пропуском. По времени на эти действия не должно уходить более 0,8 секунд.

Видеоматериал о том, как трогаться в горку зимой:

Успехов в экстремальном вождении и будьте предельно аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта isuzugo.ru

Умение трогаться на льду – это очень важный навык для любого водителя. И неважно какие используются – шипованные, нешипованные или вообще летние. В любом случае навык необходим. Разница лишь в пределе сцепных свойств.

Основа основ – умение поймать момент начала пробуксовки колёс и грамотно балансировать на этой грани . И если для хороших шипованных шин пробуксовка будет начинаться при достаточно большой скорости вращения колёс, что чаще всего позволяет трогаться на первой передаче при достаточно больших оборотах двигателя, то в случае шин с худшими сцепными свойствами, пробуксовка будет начинаться раньше. Это значит, что тронуться на первой передаче без пробуксовки становится невозможно и приходится экспериментировать с выбором передачи и оборотов.

Найдя момент начала пробуксовки, необходимо плавно увеличивать подачу топлива. Всё – тронулись. Важно не «раскатать» во время экспериментов под колесом ледяную лунку. В этом случае тронуться будет уже значительно труднее. А ведь для того, чтобы «раскатать» покрытие достаточно лишь нескольких пробуксовок.

Что делать, если покрытие всё-таки «раскаталось» и тронуться обычным способом уже невозможно? Необходимо каким-либо образом увеличить сцепные свойства либо шин либо покрытия. Самый хитрый способ связан с изменением распределения масс по осям. Догружая ведущую ось – увеличиваем сцепные свойства. Изящный вариант – использование тормоза. Это отлично работает в случае переднего привода.

Алгоритм достаточно простой – в рамках «раскатанного» участка сдаём назад (обычно это проще) и раскрутив двигатель до оборотов, при которых начинается пробуксовка, резко нажимаем на тормоз. В этой ситуации автомобиль «наклоняется» вперёд, догружая переднюю ось, но при этом продолжает движение вперёд за счёт инерции. Первый опыт скорее всего приведёт к тому, что заглохнет двигатель. Но при этом у Вас есть большой шанс, что «раскатанный» участок Вы проскочили.

Если подобный метод не помогает, то придётся увеличивать сцепные свойства покрытия. Песок, рыхлый снег, ветки. Всё примерно так же как при летнем застревании в колее на просёлочной дороге. Но самый верный и быстрый способ – использование специальных трапов. Фирменные изделия представляют собой специальные пластмассовые или резиновые маты с насечками, улучшающими сцепление. Достаточно подложить их под ведущие колёса чтобы уверенно проехать скользкий участок. Если же их у Вас нет, то есть и «дедовский» способ – использовать резиновые коврики из салона.

Впрочем, всех этих ухищрений можно избежать используя качественные зимние шины. Предела их сцепных свойств достаточно для трогания даже на голом льду. Ведущие производители обязательно проводят подобный тест для всех своих зимних моделей. Единственное условие – не допускать пробуксовки.

Как выбраться из снега – приемы, которые помогут увереннее ездить зимой.
Как выбираться из снега, трогаться на льду, преодолевать сугробы – знание этих приемов облегчит зимнюю езду. Одна из главных проблем, по которой многие автомобилисты отказываются от поездок зимой за рулем – это боязнь не справиться с трудностями зимних дорог – забуксовать на накатаном снегу или льду, застрять в сугробе, при выезде с парковки и пр. Между тем, простейшие зимние приемы, подкрепленные навыками, помогут побороть боязнь и не отказываться от автомобиля тогда, когда он сильнее всего нужен – в холода, метели, слякоть.



Итак, трогаемся на льду. Современные зимние шины, даже нешипованные, при правильном обращении с органами управления позволяют уверенно и безопасно трогаться даже на участках голого льда или отполированного до блеска укатанного снега. Самое главное в таких случаях – отпускать педаль сцепления как можно плавнее. Не давайте двигателю при этом развивать высокие обороты – чем они ниже, тем лучше. На машинах с коробкой-«автоматом» нужно как можно плавнее давить на газ, если у АКП есть зимний режим (W) или возможность принудительно включить вторую передачу – сделайте это. Также со второй передачи можно трогаться и на «механике» – это уменьшает вероятность буксования колес.

Если из-за буксования после нескольких попыток тронуться не удалось, попробуйте сдать назад и повторить попытки на новом участке, где снег или лед еще не отполированы вашими колесами. Препятствовать троганию могут лунки, которые вырыли под собой во льду (или укатанном снегу) ваши ведущие колеса. Выбраться из них обычно несложно, нужно раскачать машину, попеременно быстро включая то первую, то заднюю передачи. После нескольких таких «качаний» поймайте момент, когда машина движется, к примеру, вперед, включите первую передачу и, используя силу ее инерции, выезжайте из лунки вперед.

Все сказанное не касается случаев трогания на подъеме, которые действительно могут стать проблемой даже для опытных драйверов. Поэтому избегайте парковок, уезжая с которых, вам потребуется трогаться на подъем. Если все же это случится, понадобится небольшая порция песка (отсева, шлака, земли), которую придется подсыпать под ведущие колеса, создав им нескользкую дорожку длиной полтора-два метра. Обычно их хватает, чтобы тронуться и набрать скорость для дальнейшего движения.

Выехать из рыхлого снега малоопытному водителю бывает также проблематично. Выбраться помогут похожие на вышеописанные приемы. Если тронувшись, машина сразу вязнет в снегу, не давайте ей зарываться, прекращайте буксование и возвращайтесь (или скатывайтесь) на задней передаче назад, к исходной точке. Там включайте первую и, набрав по возможности скорость, снова двигайтесь вперед.

Используя силу своей инерции, машина продвинется вперед немного больше. Повторяя эту операцию несколько раз, можно раскатывать колею вперед-назад, прокладывая себе дорогу для более-менее продолжительного разгона и решительного штурма в нужном направлении. Может случиться так, что, буксуя, вы вырыли в снегу лунки под колесами, причем настолько глубокие, что удлинить их для последующего разгона не получается. Тогда придется немного поработать лопатой (монтировкой, веткой): удлините лунку, превратив ее в колею длиной хотя бы полметра, чтобы машина могла хоть немного разогнаться и выехать на ровную поверхность.

Сугробы на дороге следует преодолевать сходу, крепко держа руль и не сбавляя оборотов двигателя. Главное, однако, предварительно убедиться, что перед вами все же – прямой участок заметенной дороги, а не кювет, поворот или перекресток с высокими бордюрами. И еще одно важное замечание – сходу, на относительно высокой скорости можно преодолевать только те глубокие сугробы, в которые ваша машина попадет обоими колесами. Если же сугроб «несимметричный» — перекрывает только одну часть дороги, или очень разной глубины, следует опасаться разворота машины из-за того, что колеса одной стороны (скажем, правые) встретят большее сопротивление, нежели другой (левые). Такие наметы снега лучше преодолевать поэтапно, пробивая дорогу взад-вперед короткими участками, как рекомендовалось выше для выезда из сугробов.

Практически каждый автомобилист хоть раз за зиму попадает в занос. Главное в таком случае – не теряться, не бросать руль и не давить резко на тормоз. В первый же момент, когда задок машины при движении вперед «поплыл» в сторону, нужно коротким движением повернуть руль в сторону заноса и тут же вернуть его назад в центральное положение. Одновременно с тем нужно отпустить акселератор.

Машина стабилизируется, выровнявшись на дороге. Однако, если корректирующие действие рулем оказалось не очень точным (а так в первый раз скорее всего и будет), занос может повториться, но уже в другую сторону. И снова нужно повернуть руль в сторону заноса. Это движение рулем должно стать у вас автоматическим. Чтобы выработать такой навык, стоит немного потренироваться на пустой заснеженной площадке достаточно больших размеров и желательно без каких-либо бордюров.

Не следует думать, что едва ли не каждое зимнее путешествие может закончиться подобными проблемами. Они могут возникнуть только в ваших первых зимних поездках. Однако, самостоятельно преодолев данные трудности, вы получите опыт, который поможет вам уже в следующий раз не попадать в такие ситуации.