Тридцать лет, которые изменили мир. Тридцать лет, которые изменили мир Начало выпуска нивы 2121

Компактный внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» с несущим кузовом по праву считается самой оригинальной и удачной разработкой отечественной автомобильной промышленности. В конце 70-х «Нива» произвела на мировом рынке настоящую сенсацию уникальным для своего времени сочетанием легкового комфорта и высокой проходимости при более чем конкурентоспособной цене (правда, только за рубежами СССР). Завидная даже для многих современных аналогов проходимость была достигнута благодаря постоянному полному приводу, блокируемому межосевому дифференциалу и демультипликатору в трансмиссии, а также удачной развесовке по осям. При этом силовой агрегат был взят от массовой модели «Жигулей » ВАЗ-2106 , а «раздатка» соединялась с коробкой передач промежуточным карданным валом. Для стран с льготным налогообложением малолитражек выпускали версию ВАЗ-21211 с 1,3-литровым двигателем «21011».

Многие зарубежные тюнинговые фирмы предлагали для «Нивы» удачные комплекты пластиковой обвески и другие виды доводки, например, отнюдь не лишнюю, дополнительную звукоизоляцию. Некоторые делали на ее базе даже пикапы. Кстати, с 90-х годов «Нива » - один из любимых объектов и для российских тюнинговых мастерских. По конструкции ВАЗ-2121 был максимально унифицирован с «Жигулями » (по силовому агрегату и многим элементам салона - с моделью ВАЗ-2106 ), но это оказалось не совсем оправданно, особенно в отношении отдельной раздаточной коробки, соединенной со стандартной «жигулевской» КП коротким карданным валом. При отсутствии взаимной сбалансированности этих агрегатов, трансмиссия ужасно шумит. Этот узел стал «ахиллесовой пятой» модели.

В 90-х, с прекращением дефицита ряда запчастей, «Нива » стала самым доступным отечественным внедорожником. У завода открылась возможность создавать на базе «Нивы » различные, востребованные рынком модификации, а также заняться модернизацией базовой модели.

Так, в 1993 году появилась переходная версия ВАЗ-21219 со старым кузовом и более мощным и тяговитым 1,7-литровым карбюраторным двигателем «21213» оснащенным бесконтактной системой зажигания. КП оснастили повышающей 5-й передачей (правда, не на все машины его устанавливали), передаточные числа главных пар были изменены с 4,3 до 4,1 и 3,9, что уменьшило расход топлива. Кроме того, между «раздаткой» и основной КП начали устанавливать вал со ШРУСом от «Оки », что несколько уменьшило шум и вибрации. В 1994 году «Нива » ВАЗ-21213 получила модернизированный кузов с третьей дверью, доходящей до бампера и квадратными фонарями взамен прямоугольных от «шестерки». В обновленном салоне появилась современная панель приборов типа «2108», а также измененные передние сиденья. Другую промежуточную версию со старым 1,6-литровым двигателем обозначили как ВАЗ-21217 , а экспортную версию с дизелем Peugeot - 21215. Даже такая половинчатая модернизация позволила «Ниве » успешно дожить до XXI века. Но время берет свое и современным требованиям по пассивной безопасности «Нива » удовлетворяет уже с трудом, впрочем, экспортную версию все же смогли довести до норм EURO III по безопасности и выбросам вредных веществ. Кстати, посадка-высадка на складываемое целиком заднее сиденье весьма затруднительна, да и багажник откровенно маловат для многоцелевого автомобиля.

В 90-х на экспорт производили версию 21214-36 с двигателем, оснащенным центральным впрыском и каталитическим нейтрализатором. Затем мотор модернизировали под распределенный впрыск и начали поставлять и на внутренний рынок (без нейтрализатора).

Тольяттинская фирма ПСА «Бронто» с 1995 года делает малыми сериями на базе «Нивы» удлиненный по базе на 300 мм инкассаторский броневик ВАЗ-212182 «Форс» и его «гражданскую» версию ВАЗ-212180 «Фора» . Эти модели отличаются комфортабельностью и плавностью хода практически при той же проходимости и маневренности. Еще более длинные (на 500 мм) пятидверные универсалы и пикапы на базе «Нивы » делает ОПП «ВАЗа» и несколько небольших тольяттинских фирм (см. ).

«Нива» не рассчитана на постоянную езду по бездорожью, и при этом не очень удобна для городской эксплуатации из-за повышенного расхода топлива, «тяжелого» руля (без гидроусилителя) и шумной трансмиссии. Впрочем, ее конкурентоспособная цена, относительная дешевизна запчастей и простота ремонта привлекают внимание даже к подержанным экземплярам «Нивы».

Одно время судьба «Нивы » была под вопросом в связи с организацией СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ» по производству Chevrolet Niva . По соглашению с американцами производство старой модели должно было прекратиться к 2006 году, но в связи с пересмотром соглашения у « » теперь есть возможность производить Lada Niva (так с 2005 года официально именуется «Нива»). Кроме того, ее CKD-комплекты с 2003 года поставляют на новый сборочный завод «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорск (Казахстан), на украинский «ЛуАЗ» и несколько сборочных предприятий в Южной Америке.

ВАЗ-2121-21214 (Lada Niva ) - один из самых популярных на отечественном рынке внедорожников, даже у новых машин практически нет конкурентов по соотношению «цена+качество+проходимость», а умеренно подержанные (от года до трех) - вообще вне конкуренции. Все специфические проблемы данной модели хорошо известны ремонтникам (правда, далеко не всегда успешно лечатся), запчасти достаточно дешевы и распространены не меньше, чем для «Жигулей ». При покупке надо тщательно осматривать кузов и шасси на предмет интенсивной эксплуатации. Если автомобиль часто использовали на бездорожье или в качестве тягача, от такой покупки лучше отказаться. При прочих равных лучше выбрать автомобиль с менее шумной «раздаткой».

Возможные проблемы
Двигатель:

  • Ненадежное крепление корпуса воздушного фильтра.
  • Течи радиатора.
  • Дефекты топливной системы (запах бензина в салоне).

Трансмиссия:

  • Разрыв пыльников ШРУСов.
  • Износ дисков сцепления (20-30 тыс. км) и муфты третьей передачи.
  • Биение карданного вала, износ крестовин и подшипников приводных валов (после 50 тыс. км).
  • Шумность: износ шестерен главной передачи, трансмиссии (начиная с 5 тыс. км).
  • Не надежный и дефицитный ШРУС от «Оки» в приводе «раздатки» (с 1993 г.).
  • Износ подшипников КП и муфты третьей передачи (45-50 тыс. км).
  • Течь масла через сальник редуктора заднего моста.

Ходовая часть:

  • Заедание стояночного тормоза.
  • Выход из строя подшипников передних ступиц из-за перетяга при установке.
  • Недолговечные нижние шаровые опоры.
  • Коррозия крестовин карданных шарниров.
  • Коррозия штатных колесных дисков.
  • Повышенный шум от «вездеходных» шин ВлИ-5.
  • Недостаточные сцепные свойства на бездорожье и гололеде«шоссейных» шин ВлИ-10.

Кузов:

  • Отказ крана и самого отопителя (после 45 тыс. км).
  • Тесный задний ряд сидений. Поломка крепления пассажирского сиденья.
  • Непрочное крепление глушителя.
  • Коррозия по шву стыка крыла и передка и вообще по сварным швам.
  • Ненадежные фароочистители.
  • Попадание снега в воздухозаборник отопителя.
  • Неудачная конструкция каркаса передних сидений (21213/ 21214).
  • Прогиб внутренних боковых пластиковых панелей.
  • Плохо работает механизм откидывания передних сидений.
  • Неудобный доступ в багажник на «Форе» из-за наружного расположения«запаски».
  • Рассеиватели фар с галогеновыми лампами растрескиваются при окатывании водой.
  • Повреждение низко расположенных задних фонарейпри погрузке или маневрировании.
  • Коррозия отражателей фар.
  • Низкая эффективность штатных щеток стеклоочистителей.
  • Ненадежные крепления задней полки.

Страна производства: Россия
Производитель: Россия, ОАО «АВТОВАЗ» (Тольятти)
Кузов: несущий
Тип кузова: хэтчбек
Число дверей: 3
Число мест: 4-5
Тип привода: постоянный полный с демультипликатором, двигатель впереди продольно
Конструкция подвесок: впереди независимая на поперечных рычагах, сзади зависимая пружинная на продольных рычагах с тягой Панара
Габаритные размеры, мм: 3720х1680х1640
Колесная база, мм: 2200
Клиренс, мм: 220
Объем багажного отделения, л: 265/ 980
Снаряженная масса, кг: 1150
Коробка передач: механическая, 4- или 5-ступенчатая
Шины: 185/75 R16

Хронология производства
1977 г. - Начало производства ВАЗ-2121
С 1979 по 1983 г. - ВАЗ-21211
1992 г. - ВАЗ-21219
1994 г. - Модернизация(кузов, интерьер), ВАЗ-21213
С 1993 по 1996 г. - ВАЗ-2121Д и ВАЗ-21215
С 1996 по 2002 г. - ВАЗ-21215-10
1998 г. - ВАЗ-21214

Модификация - ВАЗ-2121

Рабочий объем, л - 1564
Мощность, л.с. - 74,5
Максимальный крутящий момент, Н м - 116

Разгон до 100 км/ч, с - 23,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 10,8/ 13,1

Модификация - ВАЗ-21213
Тип двигателя / число клапанов* - БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1690
Мощность, л.с. - 76
Максимальный крутящий момент, Н м - 123
Максимальная скорость, км/ч - 137
Разгон до 100 км/ч, с - 19,7
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 8,5/ 10,5

Модификация - ВАЗ-21211
Тип двигателя / число клапанов* - БК/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1290
Мощность, л.с. - 64
Максимальный крутящий момент, Н м - 92

Разгон до 100 км/ч, с - 26,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 10,6/ 12,7

Модификация - ВАЗ-21215 (Peugeot XUD 9L)
Тип двигателя / число клапанов* - Д/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1905
Мощность, л.с. - 69

Максимальная скорость, км/ч - 125
Разгон до 100 км/ч, с - 24,8
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,1/ 8,7

Модификация - ВАЗ-21215-10(Peugeot XUD)
Тип двигателя / число клапанов* - ТД/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1905
Мощность, л.с. - 75
Максимальный крутящий момент, Н м - 132
Максимальная скорость, км/ч - 132
Разгон до 100 км/ч, с - 21,3
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,3/ 11,4

Модификация - ВАЗ-21214
Тип двигателя / число клапанов* - БВ/ 4R/ 8
Рабочий объем, л - 1690
Мощность, л.с. - 81
Максимальный крутящий момент, Н м - 130
Максимальная скорость, км/ч - 143
Разгон до 100 км/ч, с - 19,0
Расход топл. 90 км/ч/ ГЦ, л - 7,6/ 9,8

* БВ - бензиновый, впрыск; БВТ - бензиновый, впрыск, турбонаддув; БК - бензиновый, карбюратор; Д - дизель; ДНВ - дизель с непосредственным впрыском; ДТ - дизель, турбонаддув; ДНВТ - дизель с непосредственным впрыском, турбонаддув; РПД - роторно-поршневой двигатель Ванкеля.

RSS -ленту. Обсуждение закрыто, но Вы можете с Вашего сайта.

Вот уже прошло 40 лет с момента схода с конвейера этого шедевра советского автомобилестроения. Это было блестящее конструкторское решение для того времени. Ни один полноприводный автомобиль в мире не обладал такими качествами, какими наделили Ниву инженеры Волжского автомобильного завода. В наше время в любом современном «паркетнике» используются те же принципы, что были заложены в Ниву в 1977 году: постоянный полный привод, несущий кузов, пружинная подвеска, высокий дорожный просвет и короткая колёсная база.

Автомобиль стал пользоваться спросом не только на территории Советского Союза, но и во всём мире. Как следствие, вырос спрос на различные модификации под каждую страну. С ростом популярности выросла потребность и в индивидуальности (ведь многие не хотят ездить на такой же Ниве, как у других). Поэтому доработки нужно было делать не только в отношении двигателя и внутренних элементов, но и кузова, который также неоднократно подвергался тюнингу.

Количество модификаций Нивы росло с каждым годом, и на данный момент уже не сложно сбиться со счёта. В этом обзоре мы расскажем вам обо всех вариантах и модификациях автомобилей с мировым признанием и многолетней историей, гордо именуемых Нивами. И начнём обзор, конечно же, с самой первой сошедшей с конвейера Нивы.

Первый выпуск Нивы (ВАЗ-2121)

Нива, торжественно покинувшая ворота Волжского автозавода 5 апреля 1977 года, заложила основу всем последующим модификациям. Автомобиль имел короткую трёхдверную базу, пружинную подвеску с независимой передней осью, постоянный полный привод и герметичный кузов. Все эти качества в последствии не изменились и до сих пор используются в мировом автомобилестроении. Салон автомобиля был более чем комфортабелен и мог бы посоперничать со многими иностранными конкурентами. Выбором цветовых исполнений в то время особо никто не озадачивался, поэтому автомобиль выпускался в единственном цвете с названием «Охра Золотистая». На первых Нивах устанавливался карбюраторный двигатель объёмом 1,6 литра и мощностью 80 л.с., а также четырёхступенчатая коробка передач.

Самая экономичная Нива (ВАЗ-21211)

Данная модель была разработана специально для экспорта в страны, где стоимость бензина вынуждала делать выбор в пользу более экономичных автомобилей. Рабочий объём двигателя на данной модификации составлял 1,3 литра при мощности в 69 лошадиных сил, что не могло не повлиять на динамические характеристики и тяговитость при движении по бездорожью. Как следствие слабого двигателя и высокой массы, упала проходимость, что было недопустимо для Нивы. Всё это стало причиной того, что достаточного спроса на данную модификацию Нивы не возникло. Но, несмотря на это, автомобили экспортировались за границу небольшими партиями, преимущественно в Европу.

Самая мощная Нива (Lada 4×4 Niva Poch)

Данная модификация стала продуктом стараний французских инженеров, задачей которых было модернизировать Ниву под раллийные спортивные мероприятия. И, надо сказать, у них неплохо получилось – ведь данная модель даже успела поучаствовать в знаменитом «Париж-Дакар». На Niva Poch устанавливался облегчённый неметаллический капот и колёсные диски от фирмы Porche. Но самое интересное располагалось под капотом – вместо 4 цилиндров там поместилось 6 довольно больших цилиндров, суммарный рабочий объём которых составил 3,5 литра. При этом мощность, которую они выдавали, составляла 310 «лошадок», что являлось очень впечатляющим результатом для тех лет. Этих моделей было построено 8 штук.

Праворукая Нива (ВАЗ-21212)

Существовал также экспортный вариант и для стран с левосторонним движением. Это был единственный советский автомобиль, который был экспортирован в Японию. До и после данной поставки (поставлена была одна небольшая партия) советских автомобилей на территории этой страны не наблюдалось. Больше всего экземпляров данной модели было экспортировано в Англию. В наше время уже сложно встретить «праворукую ниву» — если только у ценителей ретро-автомобилей. Технические характеристики этой модели не отличались от базовой версии. Использовался всё тот же 1,6-литровый двигатель и 4-ступенчатая механическая коробка передач.

Данная модель была разработана по заказу минобороны исключительно для оснащения армии СССР. В качестве базы использовалась та же ВАЗ-2121, металлическую крышу которой заменили тканевым тентом. Автомобиль имел 2 бензобака и оснащался 1,3 литровым двигателем. Система охлаждения была серьёзно доработана, чтобы в подкапотное пространство попадало меньше воды и больше воздуха. Бампера были сконструированы так, чтобы любой военный автомобиль мог без повреждений мог протолкнуть Ниву в случае, если та застряла в грязи или на воде. Помимо этого, в автомобиль была добавлена лебёдка, обычно используемая на «УАЗиках». Амфибия развивала скорость чуть более 4 км/час при перемещении по воде.

Возможно, многие сейчас будут удивлены, но на Нивах действительно устанавливали дизельные двигатели. Это происходило в конце второго и начале третьего тысячелетия. Эта версия Нивы не была рассчитана на отечественный рынок и производилась исключительно для экспорта. Дизельные двигатели с индексом XUD9SD были позаимствованы у французского автогиганта Peugeot. Помимо двигателя, автомобиль получил также ряд изменений в кузове. Было добавлено немало пластика поверх привычного кузова, а задняя дверь, обеспечивающая доступ в багажник, была удлинена до уровня бампера для обеспечения комфортной погрузки. В связи с удлинением двери, задние фонари пришлось сделать вертикальными.

Водородные элементы в составе этого автомобиля создавали электричество, которое действовало уже на электромоторы. Как вы понимаете, классификация по экологическим нормам допускала возможность эксплуатации автомобиля в абсолютно любой стране, ведь этот автомобиль не шумел и не тратил привычное топливо. К сожалению, данная модель так и не начала серийно выпускаться. Автомобиль был представлен в 2001 году, чем его история и закончилась – остались лишь фотографии. Будем надеяться, что в ближайшем будущем отечественный производитель начнёт выпускать машины с подобными установками серийно.

Этот вариант Нивы был создан в 1992 году, поскольку следствием перестройки стало начало становления новой банковской системы, что в свою очередь породило спрос на данный тип автомобилей. Закупать дорогостоящие бронированные иномарки могли себе позволить единицы предприятий, работающих в банковской сфере. Поэтому тольяттинский гигант взял на себя функцию снабжения российских банков бронированными Нивами. Кузов стал пуленепробиваемым, а в углах боковых стёкол располагались специальные бойницы, рассчитанные на оборонительные действия в случае нападения злоумышленников, которых, кстати, в 90-е годы было не мало.

Такая нива была разработана специально для экспорта в страны дальнего зарубежья, где такой тип кузова пользовался большим спросом. Задняя часть автомобиля была фактически превращена в грузовой отсек – стёкла заменили металлическими вставками, а задний ряд сидений попросту отсутствовал. Внутри фургона располагались удерживающие крепления для грузов. Помимо этого, для безопасности, в автомобилях устанавливались специальные перекладины, защищающие водителя и пассажира от смещения груза вперёд при торможении. В общем то вышел неплохой вариант, но такая Нива заметно проигрывает в конкурентной борьбе со многими подобными автомобилям – это связано с тем, что коммерческим автомобилям не нужны её внедорожные качества, которые только добавляют затрат на эксплуатацию и обслуживание.

Нива-кабриолет (Lada Niva Cabrio)

Для создания этой модификации применялись немецкие инженерные умы. И первое, до чего эти умы догадались – это полностью срезать крышу. Всё правильно – «УАЗик» с брезентом, почему бы и Ниве не повторить этот опыт. Колёсные арки были расширены и красиво выступали в стороны. Передние арки плавно перетекали в передний бампер, а задние огни «переехали» в корпус заднего бампера – всё это добавило к внешности немало преимуществ. Поскольку кузов Нивы – несущий, то решить проблему его деформации пришлось интеграцией металлической трубы в основу кузова. Так что теперь вы знаете, что некоторые Нивы имели интегрированную раму.

Не обошлось и без модификации для путешественников, которая состояла из двух независимых частей – передняя часть автомобиля представляла собой пикап, сделанный из короткобазной Нивы. Поверх этого пикапа укладывалась и затягивалась двумя креплениями вторая часть, собственно и состоящая из комнаты с окнами и дверью. Данная часть имела одну колёсную ось, абсолютно идентичную колёсной базе любых других Нив. Поскольку автомобиль был достаточно большим, на передние крылья для безопасности прикручивались большие зеркала. Таких моделей было изготовлено около 2 единиц. В связи с распадом СССР производство данной Нивы прекратилось.

Модель вышла крайне приметной, ведь кузов заметно видоизменён под багги-стайл: двери отсутствуют, вместо крыши изогнутая конструкция из металлических труб, на передней части автомобиля кенгурятник. Машина также оснащена гидроусилителем руля. Помимо всего прочего, добавлена масса различных обвесов (в том числе дополнительный воздухозаборник на поверхности капота) и пластиковые накладки по всему кузову. Данный автомобиль предназначен исключительно для летнего времени года. Если машину уменьшить раза в полтора, то получится полноценный квадроцикл с круглым рулём и небольшой крышей от дождя (или, опять же, – Багги).

"Нива" - четырехместный легковой автомобиль повышенной проходимости выпускался с 1977 года.

Его кардинальные отличия от существующих в то время вездеходов - это несущий кузов и постоянно включенный привод всех колес (у внедорожников до "Нивы" такой был только у "Рейндж Ровера") с межосевым блокируемы дифференциалом.
Еще одной особенностью этой уникальной машины было использование узлов легковых машин. Так, ее двигатель был создан на базе 2106, коробка передач и задний мост также заимствованы от этой машины. Несмотря на это, "Нива" обладает уникальной для такой машины проходимостью.

Появившаяся позже модификация 21211 с мотором 1,3 успеха не имела. В 1994 году 2121 была заменена модернизированной машиной 21213. Эти модели визуально отличаются друг от друга только исполнением задней части: иное расположение задних фонарей, снаружи появились видимые петли задней двери, порог опустился до уровня бампера, иная организация подсветки номера и наличие заднего стеклоочистителя, хотя стоит отметить, что и последние экземпляры ВАЗ 2121 тоже оснащались задним стеклоочистителем. Временно выпускалась переходная модификация 21219 - сочетание старого кузова 2121 и двигателя с трансмиссией 21213.

Позже появились модификации 21214 (отличается моновпрыском вместо карбюратора) и 21215 (с дизелем "Пежо" 1,9 литра).

Производство внедорожника “Нива” и всех его модификаций на производственных площадях АвтоВАЗа будет полностью прекращено уже в 2005 году.

Модификации

ВАЗ 21211. Уникальная модификация Нивы ВАЗ 2121 с двигателем от ВАЗ 21011. Начала выпускаться в 1978 году.

ВАЗ 21212. Модификация Нивы ВАЗ 2121 с правым рулем. Изготавливалась очень небольшими партиями для Англии, чтобы составить конкуренцию тамошним Роверам.

ВАЗ 21214. Модификация Нивы ВАЗ 21213 с двигателем ВАЗ 21214, об"емом 1,7 литра, оснащенным центральным впрыском топлива.

ВАЗ 21215. это ВАЗ 21213 с дизельным двигателем Пежо. Делалась на экспорт, поэтому в штатную сборку входит еще обвеска спойлерами, бамперами, дисками, накладками и т.п.

ВАЗ 212180. Удлиненная на 300 миллиметров версия конвейерной "Нивы". Рост произошел за счет увеличенных размеров дверей и, соответственно, дверных проемов. В связи с этим на дверях установлены "восьмерочные" петли. Увеличенный салон позволил установить трехместное заднее сиденье, слегка выдвинув его вперед из тесноты колесных арок. Благодаря этому и багажник здесь заметно больше, чем у ВАЗ 21213. Крыша в задней части кузова благодаря пластиковой "нахлобучке" приподнята, что позволяет задним пассажирам чувствовать себя более вольготно.

В стандартное оборудование входит автоматическая система пожаротушения, установленная в моторном отсеке. Колеса на этой модели изначально устанавливают легкосплавные от тольяттинской фирмы "Слик" с покрышками "Nokia HRC". Они больше обычных стандартных, поэтому запаска переселилась на заднюю дверь, хотя крепиться к заднему бамперу. Это здорово снизило обзорность, особенно с зеркалами заднего вида от классики.В качестве дополнительного предлагаются гидроусилитель руля, кондиционер, пластиковый кенгурятник перед решеткой радиатора.Салон - стандартный, от 21213, но заднее сидение от ВАЗ 2107. На некоторую часть автомобилей установлена французская рулевая колонка, на которую можно установить гидроусилитель руля.

Выпускает такие машины дочернее вазовское предприятие ОАО Производство Специальных Автомобилей БРОНТО, которое использует вин-код "X7G".

ВАЗ 212182. Вопросы бронирования "Нивы" были отработаны на первых подобных машинах, имеющих приставку "Б", созданных еще из ВАЗ 2121. Такие сегодня уже не выпускаются.

Бронированный вариант ВАЗ 21218, в первую очередь предназначен для обслуживания банков и инкассаторов. Броня и специальные многослойные стекла способны защитить водителя и пассажиров машины от пуль автомата Калашникова калибра 5,45 и 7,62 мм. Толщина стального листа - 4,5 мм, а специального пуленепробиваемого стекла - 28 мм.У боковых дверей усиленные петли, дополнительные запоры и бойницы для ведения ответной стрельбы.

В обязательный комплект поставки входят: автоматическая система пожаротушения, установленная в моторном отсеке; взрывопожаробезопасный топливный бак; дополнительная аккумуляторная батарея; кондиционер; дистанционный привод замка правой двери с места водителя.

В качестве дополнительного оборудования предлагается бронированный пол, светосигнальные маячки и т.п. Он тяжелее, чем ВАЗ 21218 на 430 кг, соответственно пружины подвески из прутка увеличенного диаметра и специальные амортизаторы.

ВАЗ 212183. Пляжный внедорожник с кузовом типа "Ландо" или "Ландоле" (кузов с открывающейся крышей над задним сиденьем) создан на базе ВАЗ 21218. Отсутствие у машины части крыши и дверей заставило усилить кузов оригинальной "обвязкой" из труб, на которые в случае необходимости можно натянуть легкий тент или присоединить кронштейны для перевозки водных лыж, серфа, лодки и прочей пляжной утвари. Задний борт откидывается на горизонтально расположенных петлях и открывает доступ в багажник. Запаска "приторочена" сзади на откидном кронштейне. Сиденья обтянуты кожзаменителем, а на полу вместо ковров - мягкий линолеум. Своеобразный шарм машине придает оригинальный пластиковый "обвес" и двухцветная окраска.

Такие пляжные автомобили БРОНТО изготавливает только на заказ.

ВАЗ 21219. Преходная модификация Нивы ВАЗ 2121 с двигателем от ВАЗ 21213 (1,7 литра). Салон, подвеска, бачек омывателя заднего стекла остались от ВАЗ 2121.

ВАЗ 2129. модель изготавлеваемая на ОПП ВАЗа из стандартной 213 модели путем удлиннения кузова автомобиля за счет вставки. Другой вариант "длиннобазной" легковой Нивы. Основное отличие от модели ВАЗ 2131 заключается в наличии всего лишь 3-х дверей, вместо пяти. Все остальное практически аналогично.

ВАЗ 2129 "Утилитер". модель изготавлеваемая на ОПП ВАЗа. Отличается от ВАЗ 2129 только отсутствием заднего сидения вообще, и зарешечеными изнутри задними боковыми окнами. Машина преследует чисто утилитарную цель - возить много груза.

ВАЗ 2130. вроде как это модель, практически полная копия ВАЗ 2129, но с другим салоном. По слухам, впоследствии она изменила индекс на ВАЗ 2129-01.

ВАЗ 2329. модель изготавлеваемая на ОПП ВАЗа. Это первый полноценный грузовой пикап на базе Нивы, причем позволяющий вместить 4-х человек, правда без особого комфорта. Автомобиль имеет стандартную длинную базу (2700 мм) и увеличенный на 300 мм задний свес. Его грузопод"емность - 650 кг. Вся механическая часть - стандартная, от автомобиля ВАЗ 2129, но теперь там два бензобака, общей емкостью 84 литра. Двигатель ВАЗ 21213, предусмотрена установка двигателя ВАЗ 2130. Заднее сиденье - оригинальное, позволяющее в сложенном состоянии образовать ровную площадку.

Нива "БИЗОН". автомобиль сделанный на основе длиннобазной Нивы. Двухместный бортовой грузовичок с деревянным кузовом. Задняя подвеска сделана на базе Волги (с рессорами вместо пружин), задний мост от УАЗа. Двигатель ВАЗ 21213.

ВАЗ 2131. Пятидверная "Нива", производство которой было налажено в Опытно-Промышленном Производстве НТЦ ВАЗа в 1995 году.путем удлиннения кузова автомобиля за счет вставки.

Отличается от конвейерной 21213 увеличенной на 500 миллиметров колесной базой и такой же длиной. Эти изменения позволили комфортно разместить в машине 5 человек и просторный багажник, близкий по своему объему к "десятому". Hасстояние между сиденьями eвеличено на целых 125 мм.

К сожалению, из-за того, что машина получилось тяжелой, прицеп ей противопоказан.Установлен новый бензобак емкостью в 70 литров. Комплектуется французским рулевым механизмом конструкции "винт-шариковая гайка" с увеличенным передаточным числом, в результате чего руль у этой модели даже легче, чем у ВАЗ 21213. Из-за удлиннения кузова увеличился минимальный радиус поворота.

Позже, с освоением в ОПП производства двигателей 1,8 литра, появилась модификация "пятидверки" с таким мотором. Ее можно отличить по индексу 21312.

Из - за характерной внешности и любви изготовителей к зеленому цвету, в народе получила прозвище - крокодил.

ВАЗ 2131 СП. Машина создана на базе длинной пятидверной "Нивы" ВАЗ 2131. От нее отличается увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой крышей. Благодаря увеличившемуся багажнику, появилась возможность установить в нем два откидных сиденья. В итоге пятидверка стала семиместной.

Если ВАЗ 2131М существует пока в виде опытных образцов, ее вариант в исполнении "скорая помощь" уже вовсю тиражируется. Такие машины уже проходят эксплуатационные испытания в вазовской медсанчасти.

ВАЗ-2121 «Нива» - советский и российский внедорожник малого класса с передним расположением двигателя и постоянным полным приводом. Производится на заводе в Тольятти с 1977 года и по настоящее время. С 2006 года называется «Lada 4x4». Кузов у базовой модели в виде 3-х дверного «универсала». Существует удлиненная версия автомобиля под названием ВАЗ-2131 или «Lada 4x4 5D» с кузовом 5-ти дверный «универсал».

История модели

Идея создания автомобиля повышенной проходимости для жителей сельской местности появилась в 1969 году. На тот момент уже существовали прототипы автомобилей Иж-14 и Москвич-415, но в серийное производство они на были запущены. В 1970 году Алексей Косыгин (председатель Совета министров СССР) поставил задачу перед автопроизводителями на создание комфортабельного внедорожника.

С 1971 года начались технические советы по выбору концепции нового автомобиля, а в 1972 году был изготовлен первый опытный образец. Автомобиль сразу делали максимально унифицированным с другими «Жигулями». Внешний дизайн был похож на обычную легковушку, а салон почти полностью идентичен . В 1972 году созданы несколько прототипов для ходовых испытаний под названием ВАЗ-Э2121, а в 1973 году началась подготовка к серийному производству.

Для масштабных дорожных испытаний в 1974 году выпустили 15 автомобилей, а в 1975 году еще 50. До начала массового производства их испытывали как на полигонах, так и на дорогах страны, включая автопробег до Урала и по Предуралью. Для сравнения внедорожных и комфортабельных характеристик автомобиль испытывался в сравнении с отечественным УАЗ-496 и британским Range Rover . В 1975 году был подписан приказ о начале производства.

В 1977 году мощность конвейера составляла 25 тыс. автомобилей в год, затем 70 тыс. в год, а к 1981 году мощность составляла 70 тыс. в год. Около 80% продукции в то время отправляли на экспорт. В СССР автомобиль не пользовался большим спросом из-за высокой цены, большого расхода топлива и малогабаритности салона. После снижения цены в 1985 году «Нива» постепенно стала завоевывать отечественный рынок. По состоянию на 2013 год было произведено около 2 миллионов автомобилей.

Характеристики автомобиля

Кузов «Нивы» 3-х или 5-ти дверный «универсал», с 4-х или 5-ти ступенчатой трансмиссией и постоянным полным приводом, работающим через расположенную посередине автомобиля двухступенчатую раздаточную коробку, а также возможностью блокировки межосевого дифференциала. Блокировки межколесного дифференциала нет. Дорожный просвет (клиренс) составляет 220 мм, что вместе с короткими свесами кузова делает автомобиль очень проходимым по бездорожью.

Сначала на автомобиль устанавливали рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель от объемом 1,6 литра и мощностью 80 л.с. и крутящий момент 116 Н·м. На следующую модификацию ВАЗ-21213 устанавливали карбюраторный двигатель объемом 1,7 литра мощностью 82 л.с. и крутящим моментом 126 Н·м.

В 1979 году «Ниве» был присвоен Государственный знак качества СССР. В 1978 году автомобиль был признан лучшим в своем классе на международной выставке в чешском городе Брно.

Основные модификации ВАЗ-2121

  • ВАЗ-2121 «Нива» - базовая модель с двигателем объемом 1,6 литра мощностью 80 л. с. В 1976 году была выпущена опытная партия этих автомобилей;
  • ВАЗ-21211 «Нива» - первая промышленная модификация советского внедорожника (1977-1987);
  • ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) - экспортная модификация с двигателем объемом 1,3 литра мощностью 69 л. с. Производилась с 1978 года;
  • ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) - экспортная модификация с правым рулем;
  • ВАЗ-21213 - с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой, более мощным двигателем объемом 1,7 литра мощностью 82 л. с. с карбюратором «Солекс», бесконтактной системой зажигания и 5-ступенчатой МКПП. Также был обновлен салон и панель приборов;
  • ВАЗ-21214 (Lada 4x4) - модификация модели ВАЗ-21213 с двигателем объемом 1,7 литра мощностью 83 л. с. с центральным впрыском топлива.
  • Lada 4x4M - обновленный вариант Lada 4x4. Изменения происходили за период 2009-2011 годов. Обновили светотехнические приборы, обивка салона, трансмиссию и заднюю подвеску. Гидроусилитель руля на всех моделях. Часть комплектующих унифицирована с автомобилем Chevrolet Niva ;
  • ВАЗ-21215 - экспортная версия с дизельным мотором Peugeot XUD 9SD (1999-2007);
  • ВАЗ-21216 - экспортный вариант ВАЗ-21213 с правым рулем и карбюраторным двигателем;
  • ВАЗ-21217 - экспортный вариант модели ВАЗ-21213, с двигателем объемом 1,6 литра;
  • ВАЗ-21219 - переходная модификация с кузовом, салоном и подвеской от ВАЗ-2121, двигателем объемом 1,7 литра и трансмиссией от ВАЗ-21213 (1993-1994);
  • ВАЗ-2121Б - бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121 (1992-1993);
  • ВАЗ-2121Ф - экспортный коммерческий автомобиль на базе ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа «фургонет» (задняя часть салона в виде грузового отсека);
  • Lada 4x4 «Рысь» - мелкосерийная модель автомобиля Lada 4×4 для охотников;
  • Lada 4x4 Urban - от Lada 4x4 отличается бамперами, решеткой радиатора, рулем, наличием кондиционера, зеркала с электроприводом и стеклоподъемники с электроприводом. Выпускается с октября 2014;
  • Lada 4x4 Fora (ВАЗ-212180 «Фора») - мелкосерийная удлиненная на 30 см версия модели 21213 (1996-2011);
  • Lada 4x4 Force (ВАЗ-212182 «Форс») - бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218;
  • Lada 4x4 Landole (ВАЗ-212183 «Ландоле») - автомобиль с открытым кузовом;
  • ВАЗ-2129 «Кедр» - мелкосерийная удлиненная на 50 см модель на базе стандартного ВАЗ-21213 и стал основой пятидверной модели ВАЗ-2131;
  • ВАЗ-2129 «Утилитер» - коммерческая модификация «Кедра» без заднего сидения и зарешеченными задними боковыми окнами;
  • ВАЗ-2130 «Кедр 2» - мелкосерийная модификация ВАЗ-2129 с измененной планировкой салона (1993-1994);
  • ВАЗ-2131 (Lada 4x4 5D) - удлиненная на 50 см пятидверная модель на основе ВАЗ-21213 (21214). Выпускалась в Опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа (1995-2015), а затем производство перенесли на основной конвейер. На 2016 год произведено уже свыше 150 тыс. ВАЗ-2131, что делает его вторым по популярности в семействе классической «Нивы»;
  • ВАЗ-2131 СП (-05, -45) - санитарный автомобиль на базе ВАЗ-2131 с увеличенным на 300 миллиметров задним свесом и высокой крышей;
  • ВАЗ-2131-02 (-22, -42) - «гражданская» пятидверная версия санитарной модели ВАЗ-2131-05 с обычным пятиместным салоном.