Третье поколение Toyota RAV4. Кроссовер Toyota RAV4 III поколения Тойота рав 4 3 поколение характеристики


В России RAV4 предлагался в нескольких комплектациях, включавших себя модификации с 2,0- или 2,4-литровым мотором, а также стандартный и удлиненный варианты — с размером базы 2560 и 2660 мм соответственно. Достаточно богатое стандартное оснащение самой простой версии включает в себя передние противотуманные фары, электроподогрев зеркал с электроприводом, обогрев заднего стекла, омыватель фар, тканевую обивку салона, электроусилитель руля, электроподогрев передних сидений, центральный замок с ДУ, электростеклоподъемники, запасное полноразмерное колесо, CD-плейер. Более богатые комплектации могут включать круиз-контроль, электропривод передних сидений, кожаный салон, запуск двигателя с кнопки, датчики дождя и света, рейлинги на крыше, колесные диски увеличенной размерности. Первая модернизация RAV4 состоялась в 2008 году, а в 2010 была представлена обновленная, рестайлинговая модель.

Для RAV4 предлагалось два двигателя: двухлитровый бензиновый 158-сильный или 2,4-литровый 170-сильный мотор. Первый предлагался в комплектациях с 6-ступенчатой механической трансмиссией (передний привод или 4WD) или вариатором (4WD). Второй — с автоматической 4-ступенчатой адаптивной коробкой передач и системой полного привода (самые дорогие комплектации «Long Комфорт Плюс» и «Long Престиж Плюс»).

Toyota RAV4 оснащен полностью независимой подвеской. Конструктивно передняя подвеска, смонтированная на подрамнике, представляет собой стойки МакФерсон с треyгольными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости, а задняя — независимая, на двойных поперечных рычагах конструкция, так же со стабилизатором поперечной устойчивости. Настройка подвески достаточно жесткая, низкопрофильные шины придают дополнительную «строгость» в движении, быть может, немного в ущерб комфорту, но наделяют RAV4 отличной управляемостью. Полноприводная трансмиссия работает таким образом, что в большинстве ситуаций используется передний привод, задний подключается автоматически в случае пробуксовки.

На страже безопасности RАV4 стоят система курсовой устойчивости VSC, антипробуксовочная TRC, ABS. Энергопоглощающий механизм вмонтирован в рулевую колонку. В двери, панели и крышу вмонтированы элементы усиления. В максимальную комплектацию входят восемь подушек безопасности, при этом две подушки безопасности двухступенчатые: в зависимости от силы удара изменяется их раскрытие. В дорогих комплектациях используется система активной безопасности Integrated Active Drive, которая работает совместно с полноприводной трансмиссией и системой стабилизации, благодаря чему кроссовер меньше подвержен заносам и сносам. Высокий уровень безопасности подтверждается краш-тестами.

RAV4 — автомобиль со сбалансированным набором характеристик. Он обладает определенным шармом: внешний вид весьма гармоничен. Относительным недостатком можно назвать высокую стоимость, однако и удешевление по мере старения происходит достаточно медленно. По сравнению с прошлым поколением модель стала комфортнее, удобнее, добавились разнообразные «штучки», которые оценят водители, привыкшие возить с собой все самое нужное: органайзер в багажном отделении, в котором можно разместить разнообразные предметы без ущерба для салонного пространства; множество бардачков и «кармашков». RAV4 третьего поколения по праву считается одним из лучших «паркетников» прошедшего десятилетия.

Изменился и силовой агрегат - вместо старых 2- и 2.4-литрового моторов появился новый "двухлитровик" от "Авенсиса" с прогрессивной системой Valvematic, а 4-ступенчатый "автомат" заменил вариатор. Впрочем, удлиненная версия Long вплоть до смены поколений продавалась со старым дизайном экстерьера, мотором 2.4 и АКПП.

Предложение на рынке

Несмотря на то что третьему поколению Toyota RAV4 жилось на российском рынке не так вольготно, как первым двум, и приходилось конкурировать с другими кроссоверами (в том числе с Nissan Qashqai), машин на "вторичке" много. Поэтому цепляться за конкретный экземпляр при поиске автомобиля не нужно - вариантов масса. Традиционно машин первого и последнего года выпуска меньше, чем 2007-2011-го. В 2006 году распродавали старые запасы предшественника, а в 2012-м покупатели ждали четвертой генерации. Что касается кузовов, то удлиненная версия с тремя рядами сидений, дебютировавшая в 2009 году, особой популярности не снискала. В структуре предложения таковых всего 7%. Остальные 93% - автомобили со стандартной колесной базой. Среди моторов безоговорочный лидер - это старый "двухлитровик" (152 л.с.). В комбинации с 4-ступенчатым "автоматом" он установлен на 43% машин, а с 5-ступенчатой "механикой" - на 10%.

Имидж дамского автомобиля и необходимость проводить ТО раз в 10 000 км. Мы не уверены, что недостатки RAV4 III поколения на этом исчерпываются

За двадцать с небольшим лет истории модели любовь покупателей к RAV4 только усиливалась. Каждая последующая модификация продавалась все лучше. Toyota RAV4 - это полноправный родоно-начальник класса кроссоверов, построенных на легковой базе с несушим кузовом, но при этом с полным приводом и серьезным дорожным просветом. Сегодня в продаже четвертое поколение RAV4, которое по-прежнему выгодно дистанцируется от конкурентов с помощью своих традиционных черт и качеств.

Вопреки тому, что третье поколение кроссовера чувствовало себя на рынке уже не столь вольготно, как первые два, RAV4 без труда удавалось пользоваться своими преимуществами. Удачное сочетание потребительских качеств делало его одним из самых привлекательных предложений на рынке даже вопреки внушительной стоимости и конкуренции. А имидж дамского автомобиля, скорее, даже способствовал росту продаж.

У нас третий Recreational Active Vehicle (транспорт для активного отдыха) появился в 2006 году. Динамичный, отлично управляемый, комфортабельный автомобиль с крепкой подвеской и кое-каким внедорожным потенциалом. В начале 2009-го вместе с легким рестайлингом состоялся дебют 7-мест-ной версии Long, которая, впрочем, особым спросом не пользовалась. Ну а серьезную модернизацию RAV4 перенес в 2010 году, когда вместе с изменившейся внешностью пришли новый, 2,0-литро-вый мотор от Avensis с прогрессивной системой Valvematic и бесступенчатый вариатор вместо устаревшего 4-ступен-чатого автомата. Впрочем, удлиненная модификация Long до смены поколений 2013 года торговалась со старым интерьером, мотором 2,4 л и АКП.

Рулевая рейка

■ Действительно слабое место. Иной раз постукивать на неровностях она начинает уже при пробеге в 60 000 км. Для ремонта имеются в продаже комплекты тяг, но надолго они ее жизнь не продлят. Максимум на 10 000-20 000 км. Лучше в целях безопасности сразу заменить рейку целиком (20 000 руб.) К электроусилителю руля претензий нет.

Трансмиссия

■ Автомат и вариатор не любят похождений по бездорожью с пробуксовками. Либо таскать тяжелые прицепы. Некоторые владельцы отмечают небольшие толчки при переключении с первой на вторую передачу на машинах с АКП. Но проблема эта редкая и досаждает несильно. Главное -не забывать менять масло в коробке каждые 60 000 км. На МКП, кстати, иногда закусывает рычаг на первой передаче.

Двигатель

■ Все бензиновые моторы считаются беспроблемными и с легкостью переваривают отечественное топливо. Привод ГРМ цепной, а цепь служит около 200 000 км. О моменте замены она сообщает неприятным назойливым бренчанием. Моторы 2.0 можно заправлять АИ-92 и АИ-95. Тогда как 2,4-литро-вый мотор 2AZ-FE рассчитан исключительно на 92-й. Ремни навесного оборудования обычно ходят до 60 000-70 000 км.


В базовой версии полный набор средств безопасности (7 подушек, ABS) плюс полный электропакет, кондиционер, «музыка» и так далее. Топовая версия «Престиж» щеголяет кожей, навигацией и ксеноном. «Двухэтажная» архитектура торпедо и оформление дверных карт остались отличительной чертой интерьера. По периметру центральной консоли превалируют округлые формы, а ее верх венчают прямоугольные дефлекторы обдува

Берем любой мотор

Итак, моторов всего было три. Поначалу два атмосферных бензиновых агрегата: мощностью 148 л.с. (2,0 л) и 170 л.с. (2,4 л), а после рестайлинга 2010 года место 148-сильного занял 2,0-литровый 158-сильный двигатель. 2,2-литровый дизель или 3,5-литровый бензиновый мотор с заморских рынков в расчет не берем. Все три мотора отличает высокий безаварийный ресурс порядка 300 000 км. Далее даже при регулярной, раз в 10 000 км, замене масла выработка на цилиндрах уже не позволяет их ремонтировать. А «масложор», который может проявиться к 150 000 км, устраняется заменой поршневых колец.

Стоимость RAV4 на вторичном рынке

Нельзя не упомянуть RAV4 первых лет выпуска, у которых был конструктивный дефект - течь насоса системы охлаждения. Но практически все машины тогда починили по гарантии. И пожалуй, единственным нюансом, беспокоящим владельцев на рубеже 150 000 км, остался радиатор охлаждения. Из-за потери герметичности он подлежал замене.

Трансмиссии RAV4, как и моторы, особых проблем не доставляют. Залог их здоровья - опять же регулярная замена масла. Надежностью может похвастать даже вариатор. Коль скоро вы подбираете себе полноприводный автомобиль с муфтой в заднем дифференциале, рекомендуем поискать в сервисной книжке записи о замене масла в вышеназванном узле. Интервал не должен превышать 40 000 км. «Запушенный» дифференциал будет гудеть, а затем и вовсе откажется работать, превратив машину в переднеприводную.

Кузов RAV4 можно считать образцом антикоррозионной стойкости, хотя злоупотреблять ею не стоит, поскольку краска исключительно на водной основе. Первой начинает «цвести» передняя кромка капота, их даже некогда чинили по гарантии. Слабым местом заслуженно считается пятая дверь. Если на ней висит запаска, это гарантия, что дверные петли (5000 руб за комплект) просели и требуют замены. Встречаются, впрочем, и версии без запаски. Они таких проблем лишены. С электрооборудованием у владельцев RAV4 отношения теплые. Типичная неисправность, по сути, одна - перегорающий выключатель задних стоп-сигналов под педалью тормоза. Пластик салона довольно жесткий, отчего, бывает, грешит посторонними звуками, которые дополняют весьма заметные огрехи шумоизоляции. Кроссовер дословно передает в салон веселую «песенку» стучащего по внутренним поверхностям крыльев песка.

Кроссоверы придумали маркетологи, которые предложили покупателям условный набор внедорожных качеств по изрядной цене. Прибавьте сюда имидж марки, и вы получите ответ на вопрос, почему RAV4 так медленно теряет в стоимости на вторичном рынке. Третье поколение утратило прежнюю основную черту - постоянный полный привод. Не стало, увы, и 3-дверной версии

Шасси крепкое. Единственная претензия - жесткая подвеска, особенно сзади, но надежность на высоте. Передние нижние рычаги прослужат до 150 000 км, а ресурс задних продольных рычагов обычно составляет 100 000 км. Передние амортизаторы готовы ходить до 100 000 км, а задние на 50 000 дольше. Сайлент-блоки и пыльники имеют тот же ресурс, но от городских реагентов могут пострадать и раньше. Тормозные колодки спереди (5200 руб.) и сзади (4200 руб.) выдерживают 40 000-50 000 км, диски ходят вдвое дольше.

Словом, мы не нашли никаких противопоказаний для покупки подержанной Toyota RAV4 третьего поколения. Из-за полной лояльности к 92-му бензину предпочтительнее выглядит американизированный мотор объемом 2,4 л. Хотя и 2,0-литровые агрегаты не промах. Вариатора не боимся, все «детские» болячки, как правило, устранены по гарантии либо предыдущими владельцами. Так что, проверив состояние рулевой рейки и регулярность обслуживания заднего дифференциала, можно смело брать. Если, конечно, денег хватит...

Текст: Илья Фишер, Фото: Toyota

Однако даже после того как у «Рафика» объявились соперники, «японец» не уступил их натиску, демонстрируя неизменно высокие продажи благодаря тщательно сбалансированному набору качеств. В частности, машины первых двух поколений отличались завидной надежностью. Входит ли она в перечень достоинств машины третьей генерации? Самое время это выяснить.

За почти двадцатилетнюю историю модели любовь покупателей к RAV4 не остыла ни на градус: каждая последующая модификация продавалась все лучше и лучше. Даже в кризисные годы автомобиль манил к себе толпы покупателей! Секрет успеха прост: японское происхождение, неплохие внедорожные способности плюс вменяемая цена.

«Рафик» третьего поколения - заводской индекс ХА30 - пришел к нам в 2006 году, а спустя четыре года японцы освежили «Автомобиль для активного отдыха с 4-мя ведущими» (Recreational Active Vehicle 4 Wheel drive - вот что значит эта аббревиатура) и заодно дополнили ассортимент удлиненной версией. Короткую модификацию можно было купить с 2-литровым мотором, передним или полным приводом. Переднеприводные машины оснащались исключительно механической коробкой, а версия 4x4 могла быть как «ручной», так и «автоматической» - в качестве АКП выступал вариатор. Версия с увеличенной колесной базой (LWB) заслужила более мощный двигатель объемом 2,4 литра и полноценный «автомат» с гидротрансформатором.

Оснащение всех машин более чем щедрое: в базовой версии присутствует полный набор средств безопасности (7 подушек, ABS) плюс полный электропакет, кондиционер, «музыка» и так далее, а топовый «Престиж» щеголяет кожей, навигацией и ксеноном.

Трехлетний «Рафик» нынче стоит от 750 000 до 1 150 000 рублей, тогда как за машину нынешнего, четвертого поколения дилеры просят от миллиона рублей и выше. Посему дисконт в 250 000–400 000 руб. выглядит весьма заманчиво. И все же давайте подробно изучим возможные расходы на содержание этого японца.

Кузов и электрооборудование

Жуки-вредители

По этой части к RAV4 претензий нет, поскольку ржавчина на трехлетних машинах не встречается - краска отлично противостоит агрессивной среде. И все же внимательно осмотрите капот: на отдельных экземплярах близ решетки радиатора могут наблюдаться точечные очаги коррозии - так называемые «жучки». Сей недуг дилеры «Тойоты» устраняли, как правило, по гарантии; и если заняться лечением за свой счет, то придется выложить порядка 10 000 рублей.

К электрике замечаний у механиков нет: в автомобиле просто нечему ломаться, говорят в один голос сервисмены. У «Тойоты» действительно отсутствуют сложные узлы, которые могут доставлять хлопоты - отсюда и беспроблемность. Все детские болячки были излечены к 2008 году, так что трехлетние машины не доставят хлопот новому владельцу.

Трансмиссия

Не забываем про профилактику

Ни к одному из узлов, будь то «механика», «автомат» или вариатор, нареканий у сервисменов не было. Сцепление на модификациях с МКП служит минимум 100 000 км и меняется традиционно комплектом - диск плюс корзина. Но механические версии у нас не пользовались особой популярностью, поэтому большинство трехлеток оснащено АКП, к которой претензий нет. И вариатор, и «автомат» чрезвычайно надежны, и дилеры не припомнят, чтобы их когда-либо меняли.

Нет проблем и с узлом, который передает крутящий момент на задние колеса в полноприводных модификациях. В отличие от собратьев по классу здесь работает не ставший в последнее время весьма популярным «Хальдекс» с электронным управлением, а более простая вискомуфта. Если за ней следить, меняя согласно регламенту масло раз в 40 000 км, и при этом не насиловать машину экстремальной ездой по бездорожью, она прослужит долго. А вот если пренебрегать плановой профилактикой, могут возникнуть проблемы, причем дорогостоящие. Вначале муфта пожалуется на здоровье характерным гулом из-под днища.

Проигнорировав проблему, вы в конце концов получите моноприводный автомобиль, а муфту придется менять целиком, что довольно затратно.

Двигатель

Проблемы с герметичностью

Все они также считаются беспроблемными. Оба безнаддувных мотора запросто переваривают наше топливо даже не самого высокого качества. В приводе газораспределительного механизма трудится цепь ГРМ, которая служит минимум 200 000 км. Когда придет время замены из-за растяжения, она сообщит об этом назойливым бренчанием. Ремни навесного оборудования обычно ходят 60 000- 70 000 км.

К мелочам стоит отнести насос системы охлаждения на 2,4-литровом двигателе - он с годами начинает подтекать. Простой герметизацией тут не обойтись: помпу придется менять целиком. Потечь может и радиатор, но это произойдет не ранее, чем одометр отсчитает 150 000 км.

На вторичном рынке можно встретить модификации с бензиновым V6 объемом 3,5 литра, а также дизельные версии - эти машины попали в Россию окольными путями в обход официальных дилеров. Какой-либо представительной статистикой об этих агрегатах отечественные мастера не располагают.

Шасси и рулевое управление

Никакого геройства!

Шасси у «Рафика» по меркам современных кроссоверов обладают стандартной конструкцией: передние колеса повышены на стойках «Мак-Ферсон», сзади установлена многорычажная подвеска. Передние нижние рычаги прослужат минимум 150 000 км, а ресурс задних продольных рычагов обычно составляет 100 000 км. Передние амортизаторы по нашим дорогам способны набегать 80 000–100 000 км, а задние продержатся на 50 000 дольше. Сайлент-блоки и пыльники вряд ли доставят хлопот ранее 150 000 км, но это во многом зависит от того, насколько активно дорожные службы удобряют улицы реагентами в зимний период.

К электроусилителю руля претензий нет, а вот рулевая рейка живучестью не отличается: в некоторых случаях она ушатывается уже к пробегу в 70 тысяч км - это станет понятно, когда услышите постукивание на небольших неровностях. Народные умельцы пытаются ее ремонтировать, однако такого рода припарки способны продлить жизнь рейки не более чем на 10 000–20 000 км. Разумнее сразу поменять деталь на новую. Да, это затратно - зато безопасно и надежно.

Тормозные колодки спереди и сзади выдерживают 40 000–50 000 км, диски ходят в два раза дольше.

Покупаем?

RAV4 третьего поколения достойно держит удар со стороны российской действительности. Трехлетние машины не обладают какими-либо хроническими болячками и способны еще долго радовать второго владельца добрым здравием. Но перед покупкой все же уделите пристальное внимание диагностике, особенно состоянию рулевой рейки и муфты полного привода. И помните, что оригинальные запчасти у «Тойоты» отнюдь не дешевы, а промежуток между сервисными обслуживаниями короткий - раз в 10 000 км. Небольшим утешением послужит то, что на ремонт машин старше трех лет дилеры традиционно предлагают скидки: они могут достигать 40% на работы и 20% на запчасти.

Благодарим дилерский центр «Тойота Центр Невский» за помощь в подготовке материала

В 1994 году началось серийное производство автомобиля Toyota RAV4, ставшего одним из первых представителей зарождающегося класса компактных кроссоверов - автомобилей, сочетающих лучшие качества легковых автомобилей и внедорожников. Машина была создана на платформе « » и сперва предлагалась только с трехдверным кузовом. В 1995 году дебютировала удлиненная пятидверная версия, а после рестайлинга 1998 года - еще и короткобазная модификация со съемным мягким верхом над задней частью.

На «Тойоту RAV4» устанавливались бензиновые двухлитровые моторы. Версия для европейского и американского рынка имела мощность 120–129 л. с., а силовой агрегат на машинах для Японии развивал от 135 до 180 сил. Коробки передач - механическая или автоматическая. В Америке Toyota RAV4 предлагалась не только с полным, но еще и с передним приводом. В 1997 году было запущено мелкосерийное производство электрической версии автомобиля.

2 поколение (XA20), 2000–2005


Автомобиль второго поколения, представленный в 2000 году, стал больше и солиднее предшественника. У «Тойоты RAV4» были версии с тремя и пятью дверями, а под капотом стояли бензиновые моторы 1.8 (125 л. с.) или 2.0 (150–155 л. с.) Привод мог быть передним или полным. Специально для европейского рынка с 2001 года предлагался «рафик» с двухлитровым турбодизелем мощностью 115 л. с.

В 2003 году был проведен незначительный рестайлинг модели. Тогда же гамма силовых агрегатов пополнилась двигателем объемом 2,4 литра, развивающим 161 л. с.

3 поколение (XA30), 2005–2012


Кроссовер третьего поколения стал еще крупнее, лишился трехдверной версии, обзавелся новой трансмиссией с многодисковой муфтой в приводе задних колес. На некоторых рынках предлагалась длиннобазная семиместная модификация автомобиля (в Японии он продавалась как отдельная модель Toyota Vanguard).

Гамма силовых агрегатов состояла из бензиновых моторов 2.0 (152 л. с.), 2.4 (170 л. с.), а также 3,5-литровой «шестерки» мощностью 273 л. с. Турбодизели имели объем 2,0 и 2,2 литра и развивали 116–177 л. с. На машины устанавливались механические или автоматические коробки передач, а японские версии комплектовались вариаторами. В Россию поставлялись полноприводные и переднеприводные «Тойоты» с бензиновыми двигателями объемом 2,0 и 2,4 литра.

После рестайлинга 2008 года кроссовер получил слегка измененную внешность, на американском рынке вместо 2,4-литрового мотора начали предлагать 2,5-литровый мощностью 181 л. с. Тогда же был модернизирован двухлитровый силовой агрегат: у него появилась система изменения фаз газораспределения, а отдача выросла до 158 сил. «Российская» Toyota RAV4 осталась с прежним набором моторов, зато у нас стали предалагать длиннобазную версию.

Еще один рестайлинг 2010 года более заметно изменил внешний облик машины. Тогда же начались поставки на российский рынок версий с модернизированным мотором 2.0 (158 л. с.), вместо четырехступенчатого «автомата» покупателям стали предлагать вариатор, а вместо пятиступенчатой «механики» - шестиступенчатую.