Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Техника безопасности при эксплуатации и обслуживании автомобилей Соблюдение мер безопасности при эксплуатации автотранспорта

1.1. Эксплуатация автомобилей сопровождается опасными производственными факторами, обусловленными высокими скоростями движения автомобиля, вращающимися частями автомобиля, ремонтом и регулировкой узлов и систем автомобиля в стеснённых условиях без специальных приспособлений, работой автомобиля в опасных зонах при погрузке и разгрузке материалов, конструкций и оборудования, перемещением автомобиля вблизи котлованов, траншей, энергетических систем и других опасных производственных факторов.

1.2. Применение легковоспламеняющихся материалов в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания создаёт возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте.

1.3. К вредным производственным факторам, действующим на водителя, относится этилированный бензин, шум, вибрация, недостаточная освещённость, отработанные газы, содержащие высокотоксические вещества (акролеин, окись углерода и др.).

1.4. Исключение или уменьшение воздействия перечисленных опасных и вредных факторов на водителя автомобиля достигается выполнением комплекса организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий, изложенных в инструкции завода-изготовителя и настоящей инструкции.

1.5. К управлению автомобилем допускаются лица достигшие 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие удостоверение соответствующего класса на право управлением машиной, прошедшие вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте.

Допуск к работе на автомобиле оформляется приказом по организации или предприятию.

1.6. Водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, правила внутреннего трудового распорядка и инструкцию по охране труда.

1.7. В качестве спецодежды водителю грузового и спец. автомобиля выдаётся комбинезон х/б и рукавицы комбинированные двупалые.

Зимой на пригородных линиях протяжённостью на 50 км дополнительно выдаётся куртка и брюки х/бумажные на утеплённой прокладке ().

1.8. Лица виновные в нарушении правил охраны труда, могут быть привлечены к дисциплинарной административной или уголовной ответственности.

1.9. Автомобили всех типов марок и назначений, прицепов, полуприцепов должны быть полностью укомплектованы. И их техническое состояние должно соответствовать Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и правилам дорожного движения.

1.10. Кабина водителя должна отвечать следующим требованиям: ветровые и боковые стёкла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;

    боковые стёкла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъёмными механизмами;

    на сидении и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;

    сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;

    замки дверей кабины должны быть исправными исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля;

    отопительные устройства кабины и пассажирского слона должны быть исправными;

    пол кабины должен застилаться ковриком;

    органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину автомобиля или салона автобуса.

1.11. Системы питания, охлаждения смазки двигателя не должны иметь течи топлива, масла антифриза и воды.

1.12. Техническое состояние рулевого управления должно обеспечивать плавность и надежность управления передними колесами при всех скоростях движения автомобиля в любых дорожных условиях.

Лифт рулевого колеса при положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой, не должен превышать 25 0 .

1.13. Техническое состояние тормозов должно обеспечивать безопасную остановку автомобиля и одновременность начала торможения всех колес. Длина тормозного пути автомобиля при полной погрузке по ровной сухой дороге с твердым покрытием при скорости движения 30 км/час не должна превышать грузовые автомобили грузоподъемность до 9 тон без нагрузки – 9,5 м, а с полной нагрузкой – 11,5 м., автобусы без нагрузки – 11,0 м.

Ручной тормоз на всех автомобилях должен надежно удерживать полностью груженый автомобиль на уклоне 11,5 0 .

1.14. Техническое состояние шин должно гарантировать безопасность движения автомобиля. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам.

1.15. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца должны быть исправными и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.

1.16. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации, контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах.

1.17. Полный перечень неисправностей и дефектов, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, приведен в Правилах дорожного движения.

1.18. Каждый автомобиль должен быть обеспечен упорами (башмаками) для подкладывания под колеса, медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки и огнетушителем.

1.19. При направлении в дальний рейс автомобиль дополнительно снабжается козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца, а в зимнее время цепями противоскольжения.

1.20. Курение и использование открытым огнем на территории и производственных помещениях учреждения разрешается только в специально отведенных местах.

1.21. Заправка автомобиля топливом независимо от способа должна производится только при неработающем двигателе.

1.22. Этилированный бензин может применяться только в качестве топлива для двигателей. Запрещается его использование для других целей (чистка одежды, промывка деталей и т. п.).

1.23. Мойка автомобиля допускается только на специально оборудованных постах.

1.24. Автомобили на площадках должны устанавливаться группами не более 10 штук в каждой. Расстояние между автомобилями должно быть не менее 1 м, а между группами – 10 м.

1.25. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается мыть детали и стирать спецодежду легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителями и т. п.), устанавливать автомобили имеющие подтекание топлива из бака, а также заправлять автомобили топливом.

1.26. Запрещается пользоваться открытым огнем для разогрева двигателя в зимнее время.

1.27. С целью предотвращения возникновения пожара запрещается:

    допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи, масла;

    оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;

    эксплуатировать неисправные приборы системы питания автомобиля;

    применять для мытья двигателя бензин и другие воспламеняющиеся жидкости;

    при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;

    курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;

    пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов, подогревать двигатель открытым огнем.

1.28. Водитель в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения к работе не допускается.

1.29. Невыполнение требований настоящей инструкции, Правил технической эксплуатации и Правил дорожного движения влечет к ответственности в соответствии с законодательством.

2.Требования безопасности перед
началом работы.

2.1. Перед выездом на линию водитель обязан проверить техническую исправность автомобиля, гарантирующую безопасность и бесперебойную работу на линии. Особое внимание следует обратить на исправность тормозов, рулевого управления, переднего и заднего освещения, стопсигнала, указателей поворота, проверить отсутствие протекания топлива, смазка, масла и воды (антифриза), наличие топлива, смазки и тормозной жидкости, достаточность давления в шинах, исправность и наличие инструмента и инвентаря.

2.2. В газобаллонных автомобилях необходимо на контрольном посту проверить газовую аппаратуру на герметичность и исправность.

2.3. Исправность автомобиля перед выездом на линию подвергается водителем отметкой в путевом листе.

2.4. Перед выпуском автомобиля на линию, лицо, ответственное за выпуск технически исправных автомобилей, обязано проверить их готовность к работе и сделать в путевом листе отметку о технической исправности автомобиля.

2.5. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр с отметкой в путевом листе.

2.6. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры автомобиля устраняется квалифицированными слесарями и регулировщиками на участке по ремонту и регулировке газовой аппаратуры.

Перед выключением зажигания, запуском двигателя или включения освещения газобаллонного автомобиля, необходимо проверить подключенное пространство путем открывания капота.

Для подогрева двигателя и системы питания газобаллонного автомобиля, устранения ледяных образований и пробок, разрешается только горячий воздух, воду или пар.

2.7. Перед пуском двигателя, автомобиль необходимо затормозить, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

2.8. Пуск двигателя автомобиля необходимо производить только при помощи стартера. Использование пусковой рукоятки допускается в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие дополнительные требования безопасности:

    пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

    • не брать рукоятку в обхват;

      при ручной регулировке опережения зажигания, установить позднее зажигание.

2.10. Перед направлением водителя в дальний рейс администрация обязана провести инструктаж об особенностях работы и мерах безопасности, проверить наличие инструментов, запасных частей, медицинской аптечки, защитных средств тушения пожара.

3.Требования безопасности
во время работы.

3.1.При работе на линии водитель обязан:

    выполнять правила дорожного движения и указания регулировщиков уличного движения;

    поддерживать скорость автомобиля в соответствии с требованиями правил дорожного движения с учетом состояния дороги, но не выше максимальной скорости, установленного для данного автомобиля;

    наблюдать за показаниями приборов и исправностью всех механизмов и систем автомобиля;

    при появлении неисправности, угрожающей безопасности движения и сохранности автомобиля, остановить автомобиль. Продолжение движения допускается только после устранения неисправности.

3.2. Перед выходом из кабины на проезжую часть водитель должен убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлении.

3.3. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или у края проезжей части для проведения ремонта водитель обязан установить на расстоянии 25 – 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

3.4. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента ремонт запрещён.

3.5. Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии лиц, не имеющих на это право (агентов, грузчиков, сопровождающих, пассажиров и т.д.).

3.6. Перед подъемом части автомобиля с помощью домкрата необходимо затормозить автомобиль ручным тормозом и установить под неподнимаемые колёса упоры (башмаки).

На грунтовую поверхность под домкрат необходимо положить широкую подкладку.

3.7. При работе на линии обтирочные материалы, загрязнённые этилированным бензином, необходимо сжигать за бровкой дороги в стороне от автомобиля, приняв меры для предупреждения распространения огня. При этом водитель не должен уезжать, пока сжигаемые материалы не догорят.

3.8. Во время стоянки запрещается водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в салоне автомобиля при работающем двигателе.

3.9. Скорость движения автомобиля вблизи мест производства работ не должна превышать 10 км/час на прямых участках стройплощадки и 5 км/час на поворотах.

3.10. Находясь на территории предприятия, склада, водитель обязан переходить с одного места на другое только по пешеходным дорожкам, трапам или настилам вдали от источников повышенной опасности (грузоподъёмных механизмов, работы на высоте, энергических установок и проводов электроснабжения и др.).

4. Требования безопасности
в аварийных ситуациях.

4.1. При авариях, поездах и др. дорожных происшествиях, сопровождающихся несчастными случаями с людьми водитель. Совершивший аварию или допустивший несчастный случай, а также водитель обнаруживший это происшествие, независимо от назначения автомобиля и выполняемой работы обязаны оказать первую доврачебную помощь, сообщить в органы здравоохранения и милиции, предоставить автомобиль для перевозки пострадавших и т.д. в соответствии с правилами движения по улицам и дорогам.

4.2. При возникновении загорания необходимо остановить автомобиль и с помощью огнетушителя, имеющегося в кабине, незамедлительно приступить к тушению.

4.3. В качестве огнетушительных средств можно также использовать песок, грунт, кошму или другие покрывала, с помощью которых необходимо очаг горения изолировать от доступа воздуха.

4.4. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или территории предприятия водитель обязан эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации.

4.5. О всех произошедших несчастных случаях, авариях и других происшествиях водитель обязан, сообщать в течение рабочей смены своему непосредственному руководителю работ.

5. Требования безопасности
по окончании работы.

5.1. Поставить автомобиль в отведенное для него место, выключить муфту сцепления, рычаг переключения скоростей перевести в нейтральное положение. Выключить двигатель и перекрыть топливо.

5.2. При приемке с линии газобаллонных автомобилей необходимо проверить на контрольном посту газовую аппаратуру на герметичность и исправность.

5.3. При подготовке газобаллонного автомобиля к ночной стоянке или техническому обслуживанию необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание.

5.4. Мойка автомобиля должна производиться на специально отведенных местах. При открытой шланговой мойке вблизи не должны находиться открытые электрические провода и оборудование, находящееся под напряжением.

Введение

Автомобиль прочно укрепился в образе современного жителя. С каждым годом машина приобретает всё большую значимость в жизни человека, и он уже не представляет возможным передвигаться на городских видах транспорта. На автомобиле вы сможете совершать поездки именно тогда, когда вам удобно и не зависеть от расписания автобусов и троллейбусов.

Статистика показывает, что сейчас в России за рулем - каждый седьмой житель. Прогноз же сообщает, что через десять лет в автомобиль пересядет каждый третий. При этом, в результате дорожно-транспортных происшествий в 2009 году в России погибли 26 тыс. 084 человека. Не мало, скажу я вам. Никто не застрахован от попадания в ДТП, но данный риск можно снизить. Достаточно соблюдать элементарные правила эксплуатации автомобиля и дорожного движения. К проблемам надо подходить подготовлено: иметь необходимые инструменты в автомобиле, аптечку.

Объектом исследования является автомобиль.

Предметом исследования безопасность при эксплуатации автомобиля.

Цель исследования выявить правила грамотного использования автомобиля с целью обеспечения себя безопасностью.

Правила техники безопасности

Отработавшие газы токсичны! Если необходимо завести двигатель в гараже или другом помещении, обеспечьте хорошую вентиляцию или обязательно откройте ворота.

При движении накатом не выключайте зажигание - может сработать противоугонное устройство в замке зажигания, блокирующее вал рулевой колонки. Ваш автомобиль может стать неуправляемым!

Бензин, антифриз и незамерзающая жидкость токсичны, поэтому соблюдайте меры предосторожности при заправке автомобиля техническими жидкостями.

В системе выпуска отработавших газов установлен каталитический нейтрализатор. Учтите, что при работе двигателя он нагревается до температуры свыше 6000С. Поэтому во избежание пожара при парковке следите за тем, чтобы под днищем автомобиля не было сухой травы или горючих материалов.

Запрещается эксплуатация автомобиля с горящей сигнальной лампой аварийного падения давления масла: она должна кратковременно (не более 2с) загораться лишь при пуске двигателя. Это же относится к сигнальной лампе разрядки аккумуляторной батареи, так как иногда причиной ее загорания может быть короткое замыкание проводки, приводящее к пожару в моторном отсеке автомобиля.

Запрещается работать под автомобилем, поднятым домкратом. Обязательно подставьте под кузов опоры.

При подъеме автомобиля домкратом обязательно включите стояночный тормоз и подложите под колеса с противоположной стороны подходящие упоры.

Запрещается курить и пользоваться открытым пламенем при заправке автомобиля.

Следует иметь в виду, что даже автомобили одной модели, выпущенные практически одновременно, обладают выраженными индивидуальными особенностями поведения на дороге. Использовать полностью скоростные и динамические возможности автомобиля рекомендуется по мере «привыкания» к нему, постижения его характера и только после прохождения автомобилем первых 2000-3000 км с соблюдением ограничений, указанных в подразделе «Обкатка автомобиля».

Перед поездкой прогрейте двигатель на холостом ходу, поскольку работа непрогретого двигателя на повышенных оборотах уменьшает срок его службы. При включении стартера рычаг переключения механической коробки передач должен находиться в нейтральном положении, рычаг селектора автоматической коробки - в положении «N» («нейтраль») или «Р» (стоянка).

Не допускайте работу двигателя с частотой вращения коленчатого вала, при которой стрелка тахометра находится в красной зоне шкалы.

Запрещается начинать движение автомобиля с места «на стартере». Трогаться с места на автомобиле с механической коробкой передач можно только на первой передаче при полностью отпущенном рычаге стояночного тормоза, плавно отпуская педаль сцепления.

Не превышайте нормы грузоподъемности, указанные в технической характеристике автомобиля: перегрузка приводит к повышенному износу шин и деталей подвески, к потере курсовой устойчивости.

Не допускайте движения по дорогам с низким качеством покрытия на повышенных скоростях. «Пробои» подвески, которыми, как правило, сопровождается движение в таких режимах, приводят к повреждению и деформации узлов ходовой части автомобиля. В этом случае также могут возникать повреждения и деформации кузова.

Регулярно проверяйте давление воздуха в шинах: пониженное давление приводит к их интенсивному износу. Разница давления в шинах 0,2-0,3 атм становится причиной ухудшения управляемости автомобиля.

Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чехлов шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей и шарниров рулевых тяг. Поврежденные чехлы надо заменить, поскольку вода и грязь быстро выведут механизмы из строя.

Для заправки используйте горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем.

Регулярно проверяйте состояние клемм аккумуляторной батареи и крепление проводов на них. Ослабленное крепление или окисление клемм может вывести из строя электронные приборы автомобиля.

Запомните, что клеммы аккумуляторной батареи разного диаметра: положительная клемма больше отрицательной. Следите за тем, чтобы провода были подсоединены в соответствии с указанной на их наконечниках и клеммах полярностью.

При заряде аккумуляторной батареи непосредственно на автомобиле от внешнего источника тока обязательно отключите ее от генератора (отсоедините провод от клеммы «+»аккумуляторной батареи).

Стиль вождения и удобство посадки водителя влияют на степень безопасности, поэтому выполняйте следующее:

Обязательно пристегивайтесь ремнем безопасности, даже если управляете автомобилем в городе;

Убедитесь в том, что все пассажиры, даже на задних сиденьях, пристегнуты ремнями безопасности. Пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, в случае аварии подвергают опасности себя, водителя и других пассажиров;

Для перевозки детей в возрасте до 12 лет используйте специальные детские кресла, в которых ребенок надежно фиксируется относительно кресла, а кресло - относительно автомобиля;

Отрегулируйте водительское сиденье так, чтобы можно было дотянуться до любого ор­гана управления;

Отрегулируйте положение рулевого колеса так, чтобы были видны все приборы в комбинации, а руки на рулевом колесе находились в наиболее удобном положении;

Убедитесь в свободном перемещении всех педалей;

Не садитесь за руль в состоянии опьянения. Употребление алкоголя, наркотиков и некоторых медицинских препаратов негативно сказывается на органах чувств, скорости реакции человека, его водительских способностях и увеличивает риск создания аварийной ситуации и получения травмы;

Не садитесь за руль, если ощущаете усталость. Чаще останавливайтесь для отдыха (не реже чем через каждые два часа);

Ведите автомобиль со скоростью, соответствующей интенсивности движения, по­годным и дорожным условиям. Помните: управляемость автомобиля, его тормозные качества в большой степени зависят от сцепления шин с дорожным покрытием. Весьма опасны участки дорог со свежеуложенным асфальтом. На мокрой дороге может возникнуть эффект аквапланирования, в этом случае возможна полная потеря управляемости;

Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.


Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.


Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».


При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».


В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.


В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.


Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.


При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.


Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).


При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.


Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.


Запрещается:

  1. поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  2. работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  3. работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  4. ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.


В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.


При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.


Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.


При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.


Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.


Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.


Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.


Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.


Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.


Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.


Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.


Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

В соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортные средства, должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда, а вновь приобретаемые - как правило, иметь сертификат на соответствие требованиям безопасности труда.

Запрещается эксплуатация транспортных средств без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации и других средств коллективной защиты работающих.

Вновь приобретенные, арендованные или полученные после капитального ремонта транспортные средства допускаются к эксплуатации после их освидетельствования и опробования лицом, ответственным за их эксплуатацию. Перечень неисправностей, при которых запрещается их эксплуатация, определяется согласно документации завода-изготовителя.

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств осуществляется только после остановки и выключения двигателя (привода) при исключении возможности случайного пуска двигателя, самопроизвольного движения машины и ее частей, снятия давления в гидро- и пневмосистемах, кроме случаев, которые допускаются эксплуатационной и ремонтной документацией.

При техническом обслуживании и ремонте сборочные единицы машины, транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения. При техническом обслуживании машин с электроприводом должны быть приняты меры, не допускающие случайной подачи напряжения в соответствии с межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок потребителей.

Рабочие места при техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств должны быть оборудованы комплектом исправного инструмента, приспособлений, инвентаря, грузоподъемных приспособлений и средств пожаротушения. Включение, запуск и работа транспортных средств должны производиться лицом, за которым они закреплены и имеющим соответствующий документ на право управления этим средством.

При использовании транспортных средств в условиях, установленных эксплуатационной документацией, уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности на рабочем месте водителя не должны превышать действующие нормы, а освещенность не должна быть ниже предельных значений, установленных действующими нормами.

Техническое состояние и оборудование автомобилей всех типов, марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать правилам по охране труда на автомобильном транспорте. Они должны проходить технические осмотры в соответствии с правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России,.

При размещении и эксплуатации транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта. Перемещение, установка транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.

Строительно-монтажные работы с применением машин в охранной зоне действующей линии электропередачи следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца линии и наряда-допуска.

При установке строительных машин и применении транспортных средств с поднимаемым кузовом в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее установленных нормативов;

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, при их установке непосредственно на грунте, должны быть заземлены при помощи инвентарного переносного заземления.

Установка стрелового самоходного крана в охранной зоне линии электропередачи на выносные опоры и отцепление стропов перед подъемом стрелы должны осуществляться непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщиков.

При необходимости использования машин в экстремальных условиях (срезка грунта на уклоне, расчистка завалов вблизи ЛЭП или эксплуатируемых зданий и сооружений) следует применять машины, оборудованные дополнительными средствами коллективной защиты, предупреждающими воздействие на работников и других лиц опасных производственных факторов, возникающих при работе машин в указанных условиях.

Транспортирование машин, транспортных средств через естественные препятствия или искусственные сооружения, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения машины, транспортного средства должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в эксплуатационной документации машины, транспортного средства.

При эксплуатации машин, имеющих подвижные рабочие органы, необходимо предупредить доступ людей в опасную зону работы, граница которой находится на расстоянии не менее 5 м. от предельного положения рабочего органа, если в инструкции завода-изготовителя отсутствуют иные повышенные требования.

Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

При работе на автомобильном транспорте необходимо:

Соблюдать меры осторожного обращения с источниками огня, высоких температур;

Контролировать параметры газовоздушной среды, не допуская их до пороговых значений и др.;

Не допускать пролива и протечек топлива, открытого выделения паров топлива.

Стоянка автотранспортных средств в помещении с работающим двигателем внутреннего сгорания запрещается. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар. Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.

Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

Движение транспортных средств по льду рек и водоемов допускается только по специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы. Движение должно осуществляться при открытых дверях кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя). Дату открытия и прекращения движения по ледовой переправе устанавливает руководитель организации, в ведении которой находится переправа.

В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей. Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения.

Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для общего пользования, должна выполняться с соблюдением требований инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.

При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:

Навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;

Ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.

Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:

а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;

б) поворотными кругами.

Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад. Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.

Перевозка автотранспортом опасных грузов должна выполняться в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки. В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

Перевозка взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под этих грузов должна производиться в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке с органами надзора.

Емкости с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.

Перевозка бензина допускается только в специальных цистернах или в металлической таре с плотно завинчивающимися пробками. Бензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, а емкости для хранения бензина - заземлены. Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля не разрешается.

В соответствии с требованиями иностранных компаний водители и транспортные средства подрядчика и субподрядчика, предоставленные для выполнения работ, должны соответствовать Стандарту по управлению вопросами безопасности дорожного движения компании основные требования котрого изложены ниже.

Характер строительных работ и производственной деятельности по проекту компании определяет требования к дорожно-транспортным операциям. Комбинация дорожных условий и экологической ситуации, удаленности мест работы и стандартов вождения делает весьма существенным риск, связанный с автомобильным транспортом. Угрозы, связанные с управлением транспортными средствами, представляют собой одну из 6 основных категорий опасностей, установленных в обосновании вопросов ОТОСБиСД для автомобильного транспорта.

Поэтому очень важно, чтобы весь персонал, участвующий в выполнении дорожно-транспортных операций, применял обязательные средства управления, установленные стандартом. Данный персонал, а также подрядчики обязаны предпринять адекватные меры по снижению рисков, связанных с дорожно-транспортными операциями до ПЦНУ и обеспечить охрану труда и безопасность персонала, использующего автомобильный транспорт при выполнении своих обязанностей.

Весь персонал Компании при движении по дорогам на транспортных средствах Компании или по делам Компании всегда обязан выполнять приводимые ниже «золотые правила» по безопасности дорожного движения.

Обязательно:

пользоваться ремнями безопасности -- на передних и задних сидениях в легковом, грузовом автомобиле или в автобусе,

руководствоваться Планом поездки.

Ни в коем случае:

не превышать оптимальную (для данных погодных, дорожных условий и состояния покрытия) скорость,

не употреблять спиртных напитков в дороге.

Для дорог используемых компанией:

Профессиональный инженер-строитель дорог должен официально проверить план дороги до начала производства работ по этому плану;

Официальные пуско-наладочные работы должны быть произведены и подписаны профессиональным инженером-строителем дорог и хозяином объекта до введения дороги в эксплуатацию;

Инспекции должны проводиться регулярно через промежутки времени, определяемые частотой использования дороги, местными климатическими условиями и уровнем подверженности рискам;

Предложения по текущему обслуживанию должны быть одобрены профессиональным инженером-строителем автомагистралей;

Отчеты о состоянии дороги и корректирующих действиях должны быть доступны всем водителям, чтобы они могли сообщать о достоянии дороги, покрытия и дорожных знаков.

Известные места с повышенным риском, включая общественные и принадлежащие третьей стороне дороги, должны быть отмечены на карте, чтобы быть включенными в процедуру по управлению поездками.

При использовании автомобильного транспорта в компании необходимо применять систему управления поездками. Существуют пять основных причин применения системы управления поездками:

Проверка обоснованности каждой поездки с точки зрения производственной необходимости;

Выбор наиболее приемлемого вида транспорта для каждой поездки;

Совместное использование транспорта с другими сотрудниками, совершающими поездки по тому же маршруту, для сведения к минимуму пробега транспортного средства;

Обеспечение способности водителей управлять транспортным средством в течение всего времени пребывания в пути;

Обеспечение активного мониторинга совершаемых поездок, чтобы гарантировать их безопасное завершение и оказание эффективной помощи в случае дорожно-транспортного происшествия или задержки транспортных средств.

Компания должна разработать процедуры по регулированию поездок для удовлетворения приведенным выше критериям. Подрядчики должны либо использовать процедуру Компании, либо применить свою собственную систему регулирования командировок при условии, что она соответствует и удовлетворяет вышеупомянутым критериям.

Управление транспортными средствами в темное время суток (которое определяется как период времени через 30 минут после заката солнца и за 30 минут до восхода солнца) не разрешается. Исключения составляют случаи реагирования в аварийной ситуации или явно выраженной производственной необходимости. Ответственность за разрешение на управление транспортными средствами в ночное время, которое выдается в индивидуальном порядке, несет лицо, санкционирующее поездку. Это требование не относится к перемещениям на автобусах сменных бригад.

Управление транспортными средствами Компании в условиях бездорожья разрешается только в случае явно выраженной производственной необходимости. Термин «вождение в условиях бездорожья» означает управление автомобилем на участках почвы, не подготовленных для езды, то есть не выровненных и не имеющих дорожного покрытия. В этом случае в Плане поездки должны быть предусмотрены дополнительные меры по управлению ОТОСБиСД для компенсации рисков, связанных с вождением в условиях бездорожья.

Транспортные средства должны быть оснащены бортовыми системами мониторинга (БСМ). БСМ должны использоваться для предоставления информации супервайзерам с тем, чтобы обеспечить квалифицированную помощь для водителей, постоянное улучшение ими стиля вождения, а также создать основу для идентификации водителей и системы их премирования.

Менеджеры автомобильного транспорта должны обеспечивать наличие необходимых организационных мер для выявления и реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с транспортными средствами. Планы управления поездками должны предусматривать, каким образом данные меры применяются для конкретных поездок:

Организация мер реагирования на чрезвычайные ситуации должна включать в себя:

Определение способа выявления потребности в реагировании (например, экстренная связь, задержка прибытия и т.д.), и возможности применения различных способов для разных видов поездок;

Организацию мер по оказанию соответствующей технической и медицинской помощи на месте аварии;

Организацию мер по нахождению потерявшегося персонала и починке/эвакуации транспортного средства;

Организацию сбора груза, выпавшего из транспортного средства во время аварии;

Организацию ликвидации всех утечек загрязняющих веществ, которые могут повлиять на окружающую среду.

Компания, ее подрядчики и субподрядчики должны сформировать группы мониторинга дорожной безопасности, ответственные за оценку соответствия стандартам и процедурам по автомобильному транспорту. Группы мониторинга дорожной безопасности будут проводить проверки на дорогах, чтобы удостовериться в соответствии автомобильного транспорта требованиям СЭИК. Сюда входят проверки пригодности транспортных средств и их технического состояния, грузов и методов их крепления, проверки водительских документов и документов на транспортные средства, скорости движения и поведения водителей.

Результаты таких проверок - положительные и отрицательные - сообщаются водителям и их работодателям.

Подрядчик обязан сообщить компании об отстранении водителя подрядчика или субподрядчика от выполения работ в рамках проекта по следующим причинам:

Отстранение от работы за вождение в состоянии алкогольного/наркотического опьянения;

Отстранение от работы за несоблюдение скоростного режима;

Явился причиной ДТП (которое, согласно матрице оценке рисков, оценивается по 3-му или более высокому уровню в отношении людей);

Лишение водительских прав органами власти при исполнении служебного задания;

Уволен, в связи с кражей корпоративного имущества.

Все транспортные средства должны быть соответствующим образом застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом тех видов операций, для которых они используются.

Компенсации за травмы, полученные водителем или пассажиром, должны оговариваться в договоре между компанией ее подрядчиками. Данное обстоятельство предусматривает взаимную компенсацию за ущерб между компанией и подрядчиками, которая должна быть основным положением при нанесении повреждения или причинении ущерба людям или имуществу. По соглашению о взаимной компенсации компания несет ответственность за имущество и людей даже в случае, когда ущерб причинен в результате небрежности Подрядчика (и наоборот).

Если участником дорожно-транспортного происшествия оказался российский служащий, будь он водителем или пассажиром, то данное происшествие рассматривается как «профессиональный инцидент» и при расследовании по нему в случае травмы или смертельного исхода применяются правовые нормы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Посторонние лица не должны находиться в транспортных средствах Компании за исключением случаев, когда перед поездкой они заполняют и сдают в Транспортный отдел форму «Освобождение и отказ от ответственности» Любые лица, не относящиеся к указанным в настоящем стандарте категориям, но желающие совершить поездку в транспортном средстве компании, должны заполнить форму «Освобождение и отказ от ответственности».

Перевозка людей автотранспортом должна соответствовать требованиям ПДД, выдел автобусы и только при их отсутствии допускается использовать специально оборуд г/автом.

Техническое сост-е автобусов и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, должно отвечать правилам технической эксплуатации автомобильного транспорта. Скорость движения автомобилей, перевозящих людей, должна быть не выше 60 км/ч.

К управлению автобусами и грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные и опытные водители первого и второго класса, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет с удостоверением категории «Д».

Запрещается перевозить людей на автомобиле–самосвале, автомобиле-цистерне и других специальных грузовых автомобилях, на грузовом прицепе (полуприцепе), на тракторах и других транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей.

Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, должен быть оборудован салоном, лестницей для посадки пассажиров, сигнализацией из салона в кабину водителя, освещением кузова, медицинской аптечкой для оказания первой помощи, легкосъемным (находящимся вне кабины) огнетушителем вместимостью не менее 2 л. На передней и задней стенке должна быть надпись «Люди».

Кузов грузового автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должен быть оборудован полумягкими сидениями, укрепленными на расстоянии не менее 15 см до верхнего края борта, а сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, – прочными спинками. Бортовые замки должны быть закрыты и надежно закреплены. Число перевозимых людей не должно превышать числа оборудованных для сидения мест.

При перевозке людей в грузовом автомобиле должны быть выделены ли-ца, ответственные за безопасную перевозку (один человек должен находиться в кузове, а другой – в кабине автомобиля). Фамилии ответственных лиц записываются в путевой лист.

Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, разрешается только лицом, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены удобным местом, расположенным ниже уровня бортов. В исключительном случае разрешается проезд на неприспособленном для перевозки людей грузовом автомобиле лицам, сопровождающим груз, но их должно быть не более 6 человек. Такой проезд запрещается на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне и выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, в кузовах самосвалов, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех видов.



Число пассажиров в кузове не должно превышать для грузовых автомобилей грузоподъемностью менее 1,5 т – 9 человек; 1,5-2,0 т – 16 человек; 2,5-3,0 т – 20 человек; 3,5-4,5 т – 24 человека; 5-7 т – 30 человек; 7 т и более – 36 человек.

Автобусы и специально оборудованные для перевозки людей грузовые автомобили должны быть оснащены средствами пожаротушения. Средства пожаротушения (огнетушители, ящики с сухим песком) размещаются на видном месте в самом автобусе или кузове грузового автомобиля. Шофер является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися на автомобиле, а также всеми лицами, связанными с его работой и обслуживанием, и обязан требовать выполнение этих правил.

Если шофер или лицо, сопровождающее автомобиль, при тех или иных обстоятельствах ставится в условия, опасные для жизни и здоровья людей, то он обязан немедленно сообщить об этом ответственному за погрузочно-разгрузочные работы. Работы могут быть продолжены в этом случае только с его письменного разрешения.

Запрещается заправка бензином автомобилей, загруженных легковоспламеняющимися грузами, а также при нахождении людей в кузове автомобиля.

Площадка для стоянки автомобилей в полевых условиях должна очищаться от сухой травы, валежника, опахиваться кругом полосой шириной более 1 м, не ближе 100 м от построек, лесных складов, стогов сена, соломы, токов, хлеба на корню и лесонасаждений.

При передвижении автомобиля на переправах по воде и льду рек и водоемов необходимо соблюдать следующие правила:

передвижение по льду и работы на льду не разрешаются без предварительной рекогносцировки ледяного покрова и определения его грузоподъемности;

толщину и прочность льда должны определять группы не менее чем из двух человек;



участники обследования должны быть обеспечены лыжами, веревками, пешней или ломом, топором и досками для оказания помощи. Допустимая толщина плотного слоя льда для передвижения по нему людей и конного транспорта должна быть не менее указанной.

В весенний период допустимая толщина льда для передвижения по нему людей и конного транспорта должна быть увеличена в 2 раза.

Для переправы выбирают участок с невысокими пологими берегами и скоростью течения реки до 1 м/с. Уклон съезда не должен превышать 60?. Для укрепления кромки льда и уменьшения уклонов у берегов устанавливают настилы, бревенчатые мостики или эстакады. Переправы устраивают по прямой линии перпендикулярно реке или под углом не менее 45?. В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, нагромождений торосов, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод. Не допускается устройство переправ в местах, где вода заполняет пробитую лунку менее чем на 0,9 толщины льда, так как возможно его зависание.

На ледяных переправах организуют однопутное движение. Для встречного потока транспорта устраивают другую ледяную переправу на расстоянии не менее 150 м. Наименьшее расстояние между движущимися одиночными автомобилями и тракторами массой до 15 т должно быть не менее 50 м, при массе автопоездов и тракторов более 15 т – не менее 100 м. Скорость движения по переправам не должна превышать 15 км/ч. Стоянка на переправе не допускается.

Для защиты поверхности льда от износа и устранения пробуксовки транспортных средств на переправе сохраняют снежный покров толщиной до 3 см при плотном снеге и до 5 см – при рыхлом снеге. В процессе эксплуатации переправы необходимо ежедневно измерять толщину льда (лунки для измерения располагают на расстоянии 5 м от оси переправы через 15-20 м одна от другой), температуру воздуха, толщину снежного покрова, определять структуру льда. Результаты изменений должны фиксироваться в журнале наблюдений за переправой.

При образовании вблизи трассы полыньи производят замер толщины льда через 2-3 м по кратчайшему расстоянию от полыньи до кромки трассы. Расстояние от оси трассы до конца льда с нормальной для переправы толщиной должно составлять не менее 30 толщин нормального льда.

При содержании переправ устраняют неровности, скалывают горбы и заделывают выбоины и колеи, убирают лишний снег, систематически посыпают песком съезды, ведут наблюдение за сост-ем льда. Трещины шириной до 5 см, не распространенные на всю толщину льда, забивают снегом и поливают водой. При образовании сквозных трещин шириной более 10 см движение через переправу прекращается. Полыньи, трещины и другие опасные места на льду обозначают вехами. Необходимо тщательно следить за сост-ем трассы в период зимних оттепелей, а также весной при появлении талой воды на ледяном покрытии, так как через трое суток после появления талой воды лед может приобрести игольчатую структуру.

Для обеспечения безопасности движения по переправе ее границы должны быть четко обозначены: днем – вехами на расстоянии 5 м по обе стороны от оси через 15-20 м, а ночью – освещением; устанавливаются также соответствующие ограничительные знаки (грузоподъемности, скорости движения, интервалы движения и др.) и шлагбаумы перед съездом на переправу.

Обеспечение безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан следить за правильностью размещения груза на автомобиле и прицепе, обеспечивать точную, прочную увязку груза и закрепление бортов автомобиля, прицепа (полуприцепа).

4.Подвижная автомобильная ремонтная мастерская ПАРМ-1М. Назначение, состав.