Требования к цвету жилета для водителей. Закон о светоотражающих жилетах для автомобилистов – что нужно знать? Указания по уходу за изделием

Нормативный документ ГОСТ Р 12.4.219-99, где описаны стандарты сигнальных жилетов, утратил силу. Вместо него приняли новый документ – ГОСТ 12.4.281-2014. Этот стандарт был создан, чтобы вид российской предупредительной экипировки максимально приблизить к европейскому варианту. Он устанавливает минимальные требования по расположению полос, качеству материала.

Светоотражающие жилетки – необходимый атрибут каждого автомобилиста. Если транспортное средство сломалось и нужно выйти из машины – водитель обязан надеть жилет. Действующий стандарт России охватывает экипировку для всех людей, находящихся не только в качестве участника дорожного движений, а так же для строителей, обслуживающего персонала, детей и т. д.

Специальная безрукавка позволяет сделать человека заметным на дальних расстояниях. Видимость сохраняется при любой погоде, благодаря особому материалу, требования к которому и описаны в ГОСТ 12.4.281-2014.

Классификация сигнальных жилетов

По ГОСТ 12.4.218-2014 специальную сигнальную одежду повышенной видимости делят на 3 класса. Площадь предупредительных обозначений определяет тип экипировки. Минимальные требования к локализации светоотражающих полосок описаны в таблице №1. Одежда повышенной видимости может быть выполнена только из комбинированных тканей ярких цветов или же состоять одновременно из сигнальных элементов и яркого материала.

Таблица № 1. Минимальные площади сигнальных элементов одежды, кв. м.

Наименование материала Одежда 3-го класса Одежда 2-го класса Одежда 1-го класса
Фоновый 0,80 0,50 0,14
Световозвращающий 0,20 0,13 0,10
Комбинированный 0,20

Чаще всего, используется предупредительная экипировка 2 класса. Ее одинаково хорошо видно днем и ночью.

Варианты расположения предупредительных знаков

Необходимо, чтобы материал фона охватывал торс по горизонтали. Полоски из светоотражающего материала должны иметь ширину не менее 50 мм. Стандарты на экипировку предполагают наличие двух световозвращающий полосок вокруг туловища в области поясницы с шагом не менее 50 мм и 2 аналогичных светоотражателей, проходящих через плечи, соединяющихся с верхней полоской торса. Шаг от низа безрукавки до 1 знака не менее 50 мм.


Расположение световозвращающих полосок на жилетах по ГОСТ 12.4.281-2014

Для сигнального жилета допустимо еще две вариации расположения светоотражателей.

  1. Наличие только 2 горизонтальных знаков вокруг торса.
  2. 1 горизонтальная полоса вокруг пояса плюс 2 вертикальные, проходящие через плечи, соединяющиеся с ней.

Фоновый материал

Жилет сигнальный 2 класса защиты должен отвечать по цветовым параметрам одной из пар цветовых показателей яркости из таблицы № 2. Необходимо, чтобы параметр яркости превышал показатели, предоставленные в таблице.

Таблица № 2. Цветовые характеристики фоновых материалов.

Цвет Координата цветности Минимальный коэффициент яркости, β
X Y
Желтый флуоресцентный 0,378 0,610 0,76
0,356 0,494
0,398 0,452
0,460 0,540
Оранжевый флуоресцентный 0,610 0,390 0,4
0,544 0,376
0,579 0,341
0,655 0,344
Красный флуоресцентный 0,655 0,344 0,25
0,579 0,341
0,606 0,314
0,690 0,310

Требования по стойкости краски

Светоотражающая амуниция должна быть не просто яркой, но и устойчивой к внешним факторам:

  • солнечному свету;
  • механическим повреждениям (трение);
  • действию жидкости (дождь, пот);
  • стирке, химчистке, влажно-тепловой обработке.

Ткань должна выдерживать разрывную нагрузку по вертикали – минимум 850Н, по горизонтали – 650Н. Прочность трикотажного полотна должна составлять 1000 кН/м. Многослойная материя с покрытием сможет выдержать минимальную разрывную нагрузку в 450 Н.

Чаще всего, для пошива рабочей одежды со светоотражателями используется нейлон или полиэстер, с типом рисунка «диагональ».

Нормы стандарта к световозвращающим материалам

Светоотражающий показатель для специализированных и комбинированных материй должен соответствовать стандартным данным из таблицы № 5, в которой описаны требования к сигнальным жилетам 2 класса. Светоотражающая зона не должна перетираться под воздействием механических факторов во время носки, а также выцветать под действием прямых солнечных лучей.

Таблица № 5. Минимальный коэффициент световозвращения для специализированных материалов класса 2 в кд/(люкс*кв.м)

Угол наблюдения Минимальный коэффициент световозвращения при угле освещения
20° 30° 40°
12′ 330 290 180 65
20′ 250 200 170 60
25 15 12 10
1°30′ 10 7 5 4

Указания по уходу за изделием

На ярлыке изделия должны быть указаны общепринятые условные обозначения по уходу за одеждой и другая дополнительная информация:

  • Отметка «max» – означает максимальное количество стирок, которое способно выдержать изделие.
  • Допускается использование сухой химчистки.
  • Строго запрещено применять отбеливатели и хлорсодержащие вещества.
  • Разрешена стирка при 40 °C.
  • Влажно-тепловую обработку изделия рекомендуется проводить при температуре подошвы утюга до 150 °С.

Маркировка

Светоотражающий жилет второго класса в обязательном порядке должен иметь маркировку, которая локализуется непосредственно на одежде или на бирке, прикрепленной к изделию. Аналогично изделию маркировка должна выдерживать соответствующее число циклов ухода.

Важно, чтобы размеры шрифта обеспечивали беспрепятственное понимание описанных значков. Наносятся черным цветом на светлый фон.

Маркирование включает в себя следующую информацию:

  • наименование производителя, логотип, торговую марку;
  • тип спецодежды или его название;
  • размер по ГОСТ 31396, ГОСТ 31397, ГОСТ 31399, ГОСТ 31400;
  • номер действующего ГОСТ;
  • пиктограмму (см. ниже).
Пиктограмма. X – класс одежды, Y – класс световозвращающего материала

Нужно, чтобы светящаяся в темноте жилетка отвечала всем вышеописанным требованиям. Ее главной задачей является обозначение человека на фоне окружающей среды при плохой видимости для водителей автомобилей, строителей, сотрудников полиции, пожарных, обслуживающего персонала, детей и т. д. Изготавливают изделия из специальных материалов флуоресцентных расцветок, устойчивых к воздействиям различного характера.

Качественная экипировка – это залог безопасности и средство индивидуальной защиты людей.

18 марта 2018 года вступают в силу изменения в правила дорожного движения. Поправки устанавливают обязанность для водителей надевать светоотражающие жилеты при вынужденной остановке вне населенных пунктов.

Изменения в ПДД

Нужно ли всегда возить жилет в машине?

Нет, такой обязанности у водителя нет. Если автомобиль используется только в населенных пунктах жилет приобретать не обязательно.

Тем не менее, в отличии от знака “Шипы” такой жилет прямо влияет на Вашу личную безопасность.

Вынужденная остановка и без того событие не из приятных, но это не значит что неприятности все закончились. И маленькая неприятность может перейти в трагедию.

По сообщению законодателя за первое полугодие 2017 года количество наездов на водителей при ДТП в темное время суток возросло на 4,8%.


Как жилет влияет на видимость человека

Требования к жилетам

Требования Правил ссылаются на ГОСТ 12.4.281-2014 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования.

Для водителей из этого стандарта важно знать требования к маркировке такой одежды:

9.1 Общие требования

Спецодежда должна иметь маркировку. Маркировка должна отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на самой одежде или на прикрепленной к ней бирке (товарном ярлыке);
  • быть заметной и хорошо читаемой;
  • выдерживать соответствующее число циклов ухода.

Размер шрифта маркировки должен обеспечивать простоту понимания и не должен препятствовать использованию специальной одежды.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем.

Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступят в силу 18 марта 2018 г. – спустя 30 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.
Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

желтый;
красный;
оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

когда они пересекают дорогу;
когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

Венгрии;
Польше;
Португалии;
Испании;
Италии;
Франции;
Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.

Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.

Правительство РФ 12 декабря 2017 года утвердило поправки в ПДД, которые обязывают водителей при выходе из машины одевать световозвращающий жилет. Каким должен быть жилет водителя, чтобы соответствовать ПДД?

Напомним, портал сообщал, что 16 декабря 2017 года на сайте Правительства РФ было опубликовано Постановление от 12 декабря 2017 года №1524, подписанное председателем Правительства Дмитрием Медведевым. Согласно документу, ПДД дополнены новым пунктом 2.3.4 :

"В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

ГОСТ на световозврающий жилет для водителя

Как видно выше, в ПДД четко указано, что жилет, куртка или жилет-накидка должны соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014. Он называется "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная повышенной видимости. Технические требования".

В стандарте содержится исчерпывающий перечень к спецодежде, к которой относятся и световозвращающие жилеты, куртки и жилеты-накидки, указанные в ПДД. Выделим основные требования ГОСТа:

  • Элементы из фонового материала должны горизонтально обхватывать торс, руки (рукава) для всех предметов одежды, исключая жилеты-накидки.
  • Полосы световозвращающего материала должны быть шириной не менее 50 мм; для плечевых лямок и поясов - не менее 30 мм.
  • Куртки, жилеты и жилет-накидки должны иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от низа изделия.
  • Допускается, что куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь одну горизонтальную полосу световозвращающего материала вокруг торса и полосы световозвращающего материала, соединяющиеся с полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Нижний край горизонтальной полосы должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или короткой куртки.
  • Альтернативный вариант - куртки, жилеты и жилет-накидки могут иметь две горизонтальные полосы световозвращающего материала вокруг торса на расстоянии не менее 50 мм друг от друга. Нижний край нижней полосы на торсе должен быть расположен на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края куртки, жилета или жилета-накидки (при необходимости).
  • На длинных рукавах курток должны быть две охватывающие полосы световозвращающего материала, расположенные на том же уровне, что и полосы на торсе. Верхняя полоса должна обхватывать верхнюю часть рукава между плечом и локтевым сгибом, а нижняя полоса должна быть расположена на расстоянии не менее 50 мм от нижнего края рукава.
  • Жилет-накидка должна быть спроектирована таким образом, чтобы во всех размерах изделий боковой зазор между материалами составлял не более 50 мм.
  • Ширина крепежных элементов на фоновых, световозвращающих специализированных и комбинированных материалах должна быть не более 50 мм.
  • Плечевые лямки с поясом должны иметь световозвращающие полосы (из специализированного или комбинированного материала) по поясу и на лямках. Ширина полос должна быть не менее 30 мм.

Если купленная куртка, жилет или жилет-накидка соответствуют всем требованиям, то на этикетке должна быть маркировка с номером приведенного выше ГОСТ.

Лет 5-7 уже вожу с собой куртку и как дождевик и 1 раз понадобилась во Владивостоке ночью, и ДТП и ливень...

Явно подменили ограниченную видимость и недостаточную. Недостаточная видимость - это туман, снегопад, задымление и т.д. Ограниченная видимость - это за поворотом, за переломом дороги, за углом здания и т.д. При ограниченной видимости жилет не поможет. Если предметом, ограничивающим видимость, считать сам вынужденно остановившийся автомобиль (а на это, видимо и делается расчёт), то получается, что пункт ПДД требует надевать жилет в любое время суток при вынужденной остановке. Тогда могли бы вообще не писать про время суток и видимость, было бы честнее. А так явная ловушка.

Что-то мне думается, что уточнение про вынужденную установку впоследствии уберут, и штрафовать можно будет сразу за выход из машины по требованию инспектора.

При ограниченной видимости жилет не поможет.

Поможет, поможет! Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.

Виктор-110

Думаю, что правильное решение по поводу применения жилета. Очень много случаев мне лично известных когда водители, просто при замене колеса, погибали под колесами проезжающего мимо автотранспорта.

Поможет, поможет!

Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.

Что мешало именно так и написать в правилах? Зачем было выдумывать условие ограниченной видимости? Опять придумывают ребусы, чтобы водитель думал, что нужно надевать в одних случаях, а гаишники и суды - в других. У меня жилет есть, висит на спинке водительского кресла, но всё равно напрягает ситуация, что гаишник может остановить, потребовать выйти из машины и тут же оштрафовать за то, что ногу на землю поставил, а жилет ещё не надел.

Каким образом, если водителя всё равно за препятствием не видно?

Вам не видно
Что мешало именно так и написать в правилах?
Если всё

Сергей-505

"Примечание. Требование нового пункта относится только к водителям автомобилей. Т.е. пассажирам световозвращающая одежда не потребуется."

Ну да, по ПДД не обязательно.

А на практике я бы советовал иметь жилеты, в идеале, на всех пассажиров.

Бывают различные ситуации, поэтому видно должно быть всех.

Так же, хоть это и не относится к этой теме, при ДТП желательно высадить всех пассажиров и отправить за отбойник/на тротуар. Очень много ситуаций, особенно в зимнее время, когда в стоящие после ДТП машины влетают те, кто вовремя не увидел аварию.

Очень жаль, что у нас не входит это в привычку. Приходится создавать законы, за невыполнение которых положен штраф.

То есть люди пристегиваются/надевают жилеты не ради безопасности, а чтобы штраф не платить.

Ещё неоднозначность: "В случае вынужденной остановки транспортного средства или ДТП", теперь читаем п.1.2 - ""Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.". Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?

Ограниченная - 100 метров. Разве Вам не видно разницы - увидят человека на ПЧ за 50-100 метров, или за 5-10?

Если человека без жилета видно за 10 м, а в жилете за 100, это недостаточная видимость. Ограниченная видимость, это когда стоит препятствие, к нему подъезжает машина, и из-за препятствия выходит человек. Когда он появится - за 100 м до приближающейся машины или за 10 - воля случая. Как тут жилет поможет?

Если всё написать, то по объёму выйдет БСЭ, тогда ПДД точно никто читать не будет, да и в бардачок не влезет.

В данном случае включили лишнее условие, которое только запутывает водителей (и вас тоже).

Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?

Инспектор под благовидным предлогом попросит включить аварийку, и готово нарушение. Доказывать, что остановка была преднамеренной, а аварийка включена уже после, придётся доказывать в суде.

Алуксандр

Пункт 2.3.4., который вступает в силу 18 марта 2018 года, требует быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости. Таким образом, в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) пункт 2.3.4 не требует от водителя обозначать себя в случае вынужденной остановки или ДТП. Видимо всё таки имелось ввиду «в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости» или «в темное время суток, в условиях недостаточной либо ограниченной видимости», а получилось как всегда.

Андрей-332

В каком магазине Вы нашли цену 100-200 рублей. В Краснодаре цена уже начинается с 400 рублей. И это за 3 месяца до вступления закона в силу.