Транспорт происхождение, этимология. Виды транспортных средств, характеристики и назначение

Передвижения людей и товаров - абсолютная необходимость общества. Для их осуществления имеются специальные средства - транспорт. Что такое он собой являет, знает даже ребенок. Тем не менее это сложная система, требующая абсолютного понимания.

Понятие

С точки зрения комплексного подхода, названное понятие можно рассматривать следующим образом:

  1. Совокупность всех существующих способов перемещения.
  2. Отрасль хозяйства и производства.
  3. Системное объединение всех способов передвижения и соответствующей инфраструктуры.

В обобщенном смысле транспорт является:

  • связующим звеном между городами, странами и континентами;
  • главной составляющей любого производства;
  • средством перемещения людей, а также обеспечения их жизненно необходимыми товарами.

Как отрасль производства, он состоит:

  • из предмета труда - собственно перевозок;
  • средств труда - подвижного состава;
  • осуществляемой работы - управления ими.

Функции

Учитывая абсолютную потребность в нем, транспорт вошел во все сферы жизни. Ему присуще множество функций:

  1. Экономическая. Выступает в качестве в добыче и обеспечении государства полезными ископаемыми: нефтью, газом, каменным углем, рудой, драгоценными металлами. Делает возможными и доступными специализацию производств одновременно с их кооперированием. Представляет собой основное связующее звено во внутренней и международной торговле любой страны.
  2. Социальная. Она проявляется в предоставлении возможностей жить, работать и отдыхать в разных районах населенного пункта, страны, материка, планеты и упрощении труда человека.
  3. Культурное значение заключается в возможностях обмена опытом и ценностями, посещения любых культурно богатых мест, пополнения новыми произведениями искусства.
  4. Политическая роль состоит в установлении международных и торговых связей.
  5. Военная - в обеспечении армии возможностями мирных и вооруженных передвижений, медицинским обслуживанием и питанием.

Таким образом, независимо от вида и особенностей, транспорт является неотъемлемой частью государства и общества.

Классификация

Все существующие способы перемещения можно распределить по двум основным группам: среде осуществления основной деятельности и области обслуживания.

В зависимости от среды, выделяют следующие группы и виды:

  1. Наземный: рельсовый, колесный.
  2. Подземный (метро).
  3. Воздушный (авиационный).
  4. Космический.
  5. Водный и подводный.
  6. Трубопроводный.

По роду сферы обслуживания, различают:

  1. Транспорт общественного пользования.
  2. Средства специального назначения.
  3. Транспорт личного использования.

Виды общественного транспорта представлены совокупностью для перемещения грузов и пассажиров, направленных на выполнение характерных для них экономических, социальных, культурных, а также иногда политических функций.

К наиболее важным видам вариантов передвижения общественного пользования относятся железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный и Что такое каждая из групп из себя представляет, мы рассмотрим далее.

Гужевой и вьючный транспорт

Гужевой транпорт можно считать прообразом всех сухопутных средств передвижения. Начиная с древности и до начала XX века, он выполнял все функции, соответствующие нынешней транспортной отрасли. Одновременно послужил стимулом для поиска более технологичных и производительных способов перемещения грузов и пассажиров.

В зависимости от территориальных особенностей, эксплуатировались лошади, ослы, быки, слоны, олени, собаки, верблюды. Животные использовались для верховой езды или запрягались для транспортирования тележек, повозок, карет.

Вьючный транспорт применялся для бездорожья (горы, пустыни, тайга) - животных с вьюками на спине вели за поводки.

С развитием железнодорожного и автомобильного сообщения он постепенно вышел из общественной эксплуатации, перейдя в редкое личное использование.

Водный транспорт

Водный морской транспорт - также имеет древние корни, относящиеся еще к III-II тыс. до н. э., и являлся единственным способом реализации международной торговли и завоеваний заморских стран.

Сегодня он распределяется на морской и речной. К его достоинствам можно отнести:

  • меньшую энергетическую затратность, чем у железнодорожного и автомобильного;
  • отсутствие необходимости в построения путей сообщения;
  • возможность перевозить объемные несрочные грузы на большие расстояния, а также там, где усложнено или является слишком дорогостоящим строительство мостов.

Недостатки:

  1. Зависимость от погодных условий.
  2. Малая скорость передвижения.
  3. Высокая стоимость строительства портов и доков.
  4. Возможности речного ограничены проходимостью рек.

Важной особенностью погрузочно-разгрузочных работ является необходимость задействования нескольких видов транспорта в рамках одного портового хозяйства, а именно автомобильного и железнодорожного.

Железнодорожный транспорт

Представляет собой грузовой и пассажирский транспорт, работа которого основана на перемещении подвижного состава по специально оборудованным путям - рельсам. Его достоинства:

  1. Универсальность, независимость от погодных условий, надежность.
  2. Высокая грузо- и пассажировместимость, что позволяет реализовывать движение крупных потоков в незначительных временных интервалах.
  3. Возможность осуществления прямых поставок от производителя, при наличии соответствующих подъездных путей.
  4. Хорошая скорость.
  5. Комфорт пассажирских поездок.

Если рассматривать виды грузового транспорта, то железнодорожный занимает ведущее положение по перевозке не ценных, габаритных грузов, среди которых лес, зерновые, каменный уголь, строительные материалы, продукция нефтеперерабатывающей промышленности. В случае необходимости применяется контейнеризация.

Недостатки:

  1. Капиталоемкость и инженерные сложности построения путей сообщения и подвижного состава.
  2. Ограниченность направления железных дорог, маневров и одновременности перемещения нескольких составов.
  3. Практически всегда требует предыдущего или последующего задействования автомобильных средств, что отображается на общих затратах.
  4. Трудности погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Международные перевозки часто затруднены разностью ширины колеи.

Грузооборот составляет в среднем 40-50% в РФ и 15-20% - на мировом рынке. Соответствующий пассажирооборот в России составляет 30% и 10 - всего в мире. Таким образом, это производительный и надежный транспорт.

Что такое паровоз - знали наши предки. Сегодня его будущее - за электрификацией железнодорожных линий. Модернизация путей сообщений и подвижного состава на ряду с комплексным внедрением скоростных технологий - стабильная перспектива на увеличение прибыльности отрасли.

Автомобильный

Виды общественного транспорта представляет автомобильная отрасль - наиболее мобильная, технологичная и эксплуатированная. Одновременно он представляет личные, специальные и ведомственные средства передвижения и их инфраструктуру. Удельный вес российских автотранспортных грузопотоков составляет всего 4-6%, мировых - 8-10%. Автомобильные пассажирские перевозки в РФ занимают 30-40% из всех осуществляемых, тогда как в мире - 70-75%.

Достоинства:

  1. Мобильность, возможности прямых поставок без использования промежуточных видов перемещения.
  2. Преимущество в перевозке ценных, бьющихся и скоропортящихся грузов, в том числе небольших объемов.
  3. Способ доставки продуктов питания, в том числе в труднодоступные регионы.
  4. Разнообразие транспортных средств по грузоподъемности и типу кузова.
  5. Хорошая скорость, невысокая стоимость и удобство пассажирских перемещений.
  6. Простота путей.

Недостатки:

  1. Энергоемкость, негативное влияние на окружающую среду.
  2. Высокая себестоимость.
  3. Незначительная грузоподъемность, в сравнении с возможностями других видов.
  4. Минимальная степень комфорта пассажиров.
  5. Значительная степень износа подвижного состава.
  6. Зависимость от соблюдения безопасности движения. Наличие рисков, связанных с ними простоев и дополнительных капитальных потерь.

Пассажирский транспорт практически наполовину представлен автомобильным. Он остается лидером среди вариантов перемещений в пределах населенного пункта и страны. Для международных, а особенно межконтинентальных используются железнодорожный, водный или авиационный.

Воздушный

Самолеты и вертолеты - высочайшее достижение человека, в прямом и переносном смысле, значительно упрощающее решение сверхсложных задач, к которым относятся: перемещения на огромные расстояния с большой скоростью, доставка медикаментов или гуманитарной помощи в зоны стихийных бедствий и катастроф, осуществление сложных действий в строительстве, пожаротушении, эвакуации, сельском хозяйстве и прочее.

Достоинства:

  1. Высокая скорость.
  2. Достойный уровень комфорта пассажиров.
  3. Возможности транспортировки ценных и скоропортящихся грузов.
  4. Не требуют строительства путей сообщения.

Недостатки:

  1. Невысокая безопасность.
  2. Необходимость высочайшей квалификации пилотов и диспетчеров.
  3. Метеозависимость.
  4. Значительная капиталоемкость и себестоимость.
  5. Ограниченность грузоперевозок.

Наряду со значительными рисками и высокой стоимостью, занимает около 20% среди мировых пассажирских перевозок.

Трубопроводный

Совокупность трубообразных путей перемещения жидких и газообразных «товаров» на значительные расстояния представляют трубопроводный транспорт. С его помощью обеспечивают межрегиональную, международную и межконтинентальную поставку нефти и газа. Работа осуществляется с помощью разности давлений в системе и их регулирования, соответственно, работники транспорта представлены диспетчерами и контролерами пунктов.

К достоинствам относится технологичность, высокая производительность и доступность в любых условиях. К недостаткам - высокие требования безопасности и соблюдения норм, беспрерывный контроль и узкая направленность системы.

Является предельно необходимым для обеспечения комфортной жизни населения, так как от его функционирования зависит возможность удобного приготовления пищи и уровень тепла в жилищах в холодное время года.

Важнейшей системой любого общества является транспорт. Что такое государство без территории и населения, без промышленности, культурного наследия и возможностей перемещения? Он является кровотоком любой страны и мира, в целом. В нем беда экологии, но и, что вполне возможно, спасение человечества.

Автомобильный транспорт - это вид транспорта, осуществля­ющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.

Движитель - устройство для преобразования работы двигателя или другого источника энергии в работу, обеспечивающую движение транспортных машин (например, колеса, гусеницы, парус, весла, реактивные сопла и др.).

Это наиболее массовый вид транспорта для перевозки пасса жиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности - перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния. Применение современных технологий типа контейнерной расширяет сферу применения автомобильного транспорта по перевозке грузов. Эффективна и перевозка на зна­чительные расстояния в международном сообщении, которое при­носит валютную прибыль и ускоряет доставку экспортно-импорт­ных грузов.

На 01.01.99 г. на автомобильном транспорте России было бо­лее 450 тыс. перевозчиков, оформивших лицензии и 1,7 млн гру­зовых автотранспортных средств, 100 тыс. из которых имели раз­решение на международные перевозки. На пассажирских пере­возках было занято более 450 тыс. транспортных средств, более 120 тыс. из которых имели лицензии. В международных перевоз­ках пассажиров участвовали 16,7 тыс. автомобилей. Число транспортно-экспедиционных компаний - примерно 12 тыс. Нужно заметить, что производительность транспортных средств в мелких автотранспортных предприятиях в 18-20 раз ниже, чем в сред­них и крупных.

В России на 01.01.2000 г. полная протяженность сети автомо­бильных дорог (общего пользования, ведомственных и частных) составляла 922 тыс. км, из них 751,3 тыс. км (81,5 %) - с твердым покрытием. Дорог общего пользования - 579 тыс. км, из них 525,3 тыс. км (90,7%) - с твердым покрытием. 40-50% грузов перевозятся по федеральным дорогам, протяженность которых - 46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего пользования).

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:

    маневренность и большая подвижность, мобильность;

    доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без допол­нительных перегрузок или пересадок в пути следования;

    автономность движения транспортного средства;

    высокая скорость доставки;

    широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

    более короткий путь следования по сравнению с естественны­ми путями водного транспорта.

Относительные недостатки автомобильного транспорта:

    большая себестоимость;

    большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

    низкая производительность единицы подвижного состава (130- 150 тыс. т-км в год);

    наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство тре­буется не менее одного водителя);

    загрязняет окружающую среду.

Технология работы автомобильного транспорта отличается тем, что производственный процесс осуществляется подвижным со­ставом предприятий общего пользования, ведомственным (обслу­живающим преимущественно перевозки данного ведомства) и частным. Этому виду транспорта присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотряда­ми по графику или без него. Отправки груза могут быть помашинные или мелкопартионные.

автомобильного транспорта:

повышение производительности автомобильного транспорта пу­тем увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости, необходимых для обслуживания металлургической, угледобывающей, горной и дру­гих отраслей промышленности. Максимальная грузоподъемность на сегодня - 600т. Это автомобили Челябинского завода. Необхо­димо увеличение моторесурса автомобилей, т.е. пробега их до ка­питального ремонта. Сейчас автомобили ВАЗ проходят до 130 тыс. км, ГАЗ и КамАЗ - до 400 тыс. км, ЗИЛ - до 300 тыс. км, но иностранные автомобили имеют значительно больший ресурс. Остается проблема полнокомплектного (капитального) ремонта Трудоемкость строительства ЗИЛ-130 составляет 140 нормочасов, а его капитальный ремонт - 360 нормочасов, но после ремонта Достигается только 60 % производительности). За рубежом легковые автомобили не доводят до капитального ремонта, также как большинство марок грузовых (распродают отдельные элементы на запчасти или отправляют целиком под пресс для получения вто­ричного сырья, особенно после серьезных аварий). Целесообраз­ным считается капитальный ремонт лишь для особо тяжелых до­рогих грузовых автомобилей.

Необходимо снижение трудоемкости транспортного процесса, в том числе путем создания специализированных автомобилей (за рубежом - до 90 % парка), особенно самосвалов и самопогрузчи­ков, значительно сокращающих время перегрузочных работ, и по­строения рациональной структуры парка (в европейских странах доля автомобилей особо малой и малой грузоподъемности может составлять 50%, в нашей стране - не более 15%, хотя основная сфера автомобильного транспорта - снабжение торговли и быто­вой сети города). Необходимо изменение подхода к системам диаг­ностики и технического обслуживания, а также совершенствова­ние конструкции и технических характеристик автомобилей и их двигателей, так как по этим направлениям имеется большое отста­вание нашей автомобильной промышленности. Для экономии топ­лива должно быть шире внедрение электроэнергии, газа, водо­родного и других видов топлива; применение экономически и эко­логически эффективных двигателей, в том числе роторного дви­гателя Ванкеля, Стирлинга, форкамерного двигателя и др.; повы­шение управляемости автомобилем и др.

По-прежнему актуальна «вечная» для России проблема дорог: развитие сети не успевает за увеличением количества транспорт­ных средств. С начала экономических реформ в России парк авто­мобильного транспорта вырос в 1,6 раза (легковых - на 76 %), а по прогнозам доля грузовых перевозок к 2015 г. увеличится на 30 - 40 %. Через 5-6 лет должно быть 170 автомобилей на 1000 жите­лей. Сеть дорог любой страны соответствует уровню экономиче­ского развития этой страны. В России необходимо иметь 1,5- 2,0 тыс. км дорог. Оптимальной плотностью дорог для нашей стра­ны считается 45 - 50 км/1000 км 2 , в европейской части страны плот­ность практически такая, но в среднем по России она составляет 3,82 км/1000 км 2 (для сравнения: в Молдавии - 41,25 км/1000 км 2 , Армении - 35,2 км/1000 км 2 , Грузии - 42,3 км/1000 км 2 , на Ук­раине - 39 км/1000 км 2 , в Латвии - 51 км/1000 км 2 , Бельгии - 375 км/1000 км 2 , Японии - 190 км/1000 км 2 , Германии - 196 км/ 1000 км 2 , США - 373 км/1000 км 2 внегородских и 690 км/1000 км 2 -с учетом улиц города).

На усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок уменьшается в 2-3 раза, срок службы автомобиля увеличивается на 30%, расход горючего сокращается на 30-50%; производи­тельность на грунтовых дорогах в 3-4 раза ниже.

Необходимо увеличение доли дорог 1-й и 2-й категорий (капи­тальное цементно-асфальтобетонное покрытие; 2-8-полосное движение; наличие заправок, стоянок, освещения, пересечений в разных уровнях и т.д.).

Дизельные двигатели (в России примерно 25 % парка, в Гер­мании - 60%, во Франции - 50%) сокращают расход топлива автомобилей на 25-30 %. За рубежом 5 % легковых автомобилей оснащены дизельными двигателями.

Проблема организации и безопасности движения должна рас­сматриваться в системе автомобиль-водитель-дорога-среда (АВДС). Считается, что данную проблему можно решить путем создания транспортной системы при изоляции пешеходов, на­пример дорог разного уровня, пешеходных или транс­портных тоннелей, а также снятия движения в местах скопления людей и т.п. Совершенствование автомобиля ведется в направле­нии активной безопасности для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (регулируемые тормоза, диафрагмирую­щие неслепящие фары, более надежные шины и т.п.) и пассив­ной безопасности для уменьшения последствий аварий (ремни безопасности, упрочнение кузова, травмобезопасные стекла и т.п.).

автомобильного транспор­та представлена на рис.

Автомобильный транспорт России в настоящее время в значи­тельной мере обеспечивает или участвует в обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного хозяйства. Велика его роль и в удовлетворении потребностей населения в передвижении. Авто­мобильный транспорт широко применяется как для внутрипроиз­водственных (технологических) перевозок, так и для непосредст­венной доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).

На внутрипроизводственных перевозках автомобили использу­ются в горнорудной промышленности, особенно на открытых раз­работках. В строительстве автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, пане­лей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для доставки урожая с полей на склады, элеваторы, заготовительные пункты, базы хранения и непосредственно на станции, пристани, порты. В сфере обращения автомобилями перевозится примерно 35-40% общего объема перевозок. Это в основном подвоз грузов к магистральному транспорту.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономи­ческих особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства:

    большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного скла­дирования, т.е. «от двери до двери»;

    высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздуш­ному;

    в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пас­сажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда

    расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

    сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Высо­кий уровень себестоимости - результат малой грузоподъем­ности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;

    относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;

    недостаточная протяженность и плохое техническое состоя­ние имеющихся автомобильных дорог.

Автомобильный транспорт выполняет большой объем пассажир­ских перевозок. Особенно велик удельный вес пассажирских авто­мобильных перевозок в городах, других населенных пунктах и при­городе. Внутренний Водный (речной) транспорт

Речной транспорт - один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем гру­зообороте составляет 60-90%. Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. Речной транспорт является важным звеном общей транспорт­ной системы в таких районах, где есть реки и где он является наи­более дешевым, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.

Россия обладает самой большой в мире сетью внутренних вод­ных путей. Бассейн реки Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс.км, из которых 110 тыс.км являются судоходными или сплавными.

96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 - госпредприятия, 17 - госучреждения, 14 - судоходные инспекции, 14 - инспекции Речного Регистра, 24 - учебные заве­дения. Всего на 01.01.2000 г. имеютлицензии 2062 субъекта, из них 296 (14,4%) - частные предприниматели и 1766 (85,6%)- юри­дические лица. Общее количество речных судов - более 12 тыс., но примерно 35 % из них - отслужившие свой срок.

Четырнадцать портов речного транспорта принимают иност­ранные суда.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и про­пускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхма­гистрали (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного зна­чения (4-й, 5-й классы), малые реки (6-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные технические сооружения, обес­печивающие эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего, шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на дру­гой, бакены - знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы - знаки в виде башенных соору­жений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обо­значения направления, мест поворотов и т.д., семафоры - мач­ты на берегу, посылающие разрешающие или запрещающие про­ход судов сигналы и др.

Фарватер (от голл. vaarwater , varen - двигаться, плавать и water - вода) - безопасный проход по водному пространству, характеризующийся достаточной глубиной.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства речного транспорта:

    высокая провозная способность глубоководных путей (напри­мер, на Волге при глубине фарватера 120- 140 см провозная спо­собность в 2 раза выше, чем на двухпутной железной дороге);

    сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешев­ле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка не­фти в 3 раза дешевле, леса - в 5 раз дешевле);

    удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15-20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

    высокая производительность;

    меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транс­порт (в 10 раз);

    меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Относительные недостатки речного транспорта:

    сезонность работы (на юге - примерно 240 дней из-за обмеле­ния рек, на севере - 120-150 дней из-за ледостава). В США, Гер­мании удельный вес речного транспорта выше, так как в этих странах навигация длится 10-11 месяцев в году;

    невысокая скорость судов и доставки грузов;

    разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основ­ном, в меридиональном направлении;

    использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).

Суточная работа на нашем речном транспорте в 1,5 раза боль­ше, чем в США и Германии (например, объем работ в Германии примерно равен объему работ Волжского пароходства). В России количество пристаней и речных портов в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири их вообще единицы. Вос­точный бассейн (реки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Лена и Амур) имеет сложившуюся опор­ную сеть перевалочных узлов с давних времен.

Технология работы речного транспорта:

    несамоходными баржами (методом толкания при расположе­нии буксира сзади снижается сопротивление воды, что понижает стоимость перевозки на 20-25%);

    секционными составами-тяжеловозами (6-8 барж) общей гру­зоподъемностью до 23 тыс. т;

    групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учетом мощ­ности причалов и работы смежных видов транспорта. График осо­бенно необходим на реках со шлюзовой организацией движения;

    на одном судне можно отправить грузы по одному или несколь­ким адресам.

Проблемы и тенденции развития речного транспорта : необходи­мо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В XIX в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами. В европейской части России существующие каналы общей протяженностью 19 тыс.км образовали единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. В ее состав вош­ли каналы: Брестско-Пинский протяженностью 2200 км, Волго-Балтийский - 362 км (построен в конце XIX в. и реконструирован для шлюзования большетоннажных судов в 1964 г.), Волго-Дон­ской - 106 км (строительство началось при Петре I), Беломорско-Балтийский - 222 км, им. Москвы (1932-1937) - 128 км (11 шлю­зов, 10 водохранилищ, ресурс пресной воды для Москвы). Эта си­стема осваивает половину грузооборота речного транспорта.

Система внутренних путей имеет оборонное значение: связь юга страны с севером (путь через европейскую водную систему из Одессы в Санкт-Петербург) составляет 8800 км, а по внутренним путям - 4500 км.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности и продления сроков навигации; развитие систе­мы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река-море», появившихся еще в 1930-е гг. при создании крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом; секци­онных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъем­ности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов-катамаранов; судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих скорость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; повышение комфортабельности пассажирских судов; реконструкция имеющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мурманск и др.).

Совершенствование системы «река-море» имеет особое значение для дальнейшего развития речного транспорта, так как позволяет использовать суда после закрытия речной навига­ции на морских незамерзающих участках, что дает увеличение объемов работ и производительности, сохраняет команду в межсе­зонье.

Суда типа «река-море» охотно фрахтуются зарубежными фир­мами.

Классификация подвижного состава речного транспорта пред­ставлена на рис.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Гужевой

Гужевой транспорт - вид безрельсового транспорта , в котором в качестве тяги применяется сила животных (лошадей , волов , слонов , ослов , верблюдов , оленей , лам , собак и др.) .

На протяжении многих веков гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. С развитием сети железных дорог (со 2-й четверти 19 века) он утрачивает своё значение для перевозок на дальние расстояния, за исключением горных районов и пустынь и районов Крайнего Севера .

Автомобильный

Автомобиль - «средство безрельсового транспорта с собственным двигателем» . Он моложе железнодорожного и водного , первые автомобили появились в самом конце XIX века . Несмотря на это, грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, и особенно автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп), успешно конкурируют с другими видами транспорта. Автотранспорт превосходит другие виды транспорта по гибкости и универсальности, он наилучшим образом обеспечивает надежность и своевременность доставки. Удобство транспортировки автомобильным транспортом связано с возможностью приема и доставки груза от дверей до дверей по любым маршрутам, к каждому предприятию или жилому дому в любое время можно подъехать на автомобиле, поэтому, хотя автомобиль уступает самолету в скорости, он наиболее удобен на расстояниях до нескольких сот километров. Автотранспорт успешно конкурирует с железной дорогой из-за отсутствия задержек на сортировочных станциях, скорости и отсутствия необходимости перегрузок .

Главные сферы применения . В основном автотранспорт эффективен при перевозке людей и грузов на короткие расстояния, в том числе:

  • развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта,
  • внутригородские перевозки,
  • перевозки грузов для торговли и строительства.

При перевозках на дальние расстояния автотранспорт наиболее эффективен при транспортировке следующих грузов:

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей - автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

В общественном автомобильном транспорте используются автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью свыше 8 пассажиров) . Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок - междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами.

В крупных городах распространён автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом - троллейбус .

Недостатки . Автомобильный транспорт требует хороших дорог . На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина , вызывают кислотные дожди .

Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

  • Транспортные средства : различные типы автомобилей - легковые, автобусы, грузовые;
  • Пути сообщения : автомобильные дороги, мосты , тоннели , путепроводы , эстакады ;
  • Сигнализация и управление : правила дорожного движения , светофоры , дорожные знаки , автотранспортные инспекции ;
  • Транспортные узлы : автостанции , автовокзалы , автостоянки , перекрёстки ;
  • Энергетическое обеспечение : автомобильные заправочные станции , контактная сеть ;
  • Техническое обеспечение : станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), парки (автобусный , троллейбусный), автодорожные службы.

Железнодорожный

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транспорта, на пассажирских - самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях). Однако коллапса железных дорог, как предсказывали многие в пятидесятых-шестидесятых годах, не произошло. В 1970 году доля около половины внутреннего грузооборота государств приходилось на железнодорожный транспорт . Железные дороги имеют много преимуществ - высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном - массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров , облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог. На сегодняшний день самой длинной протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.
По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов . Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта .

Специализированная лёгкая железная дорога, применяемая в качестве городского пассажирского транспорта, называется трамваем .

  • Транспортные средства : локомотивы и вагоны
  • Пути сообщения : Железнодорожный путь , мосты , тоннели
  • Сигнализация и управление : железнодорожная сигнализация
  • Транспортные узлы : железнодорожные станции и вокзалы
  • Энергетическое обеспечение : контактная сеть и тяговые подстанции (на электрифицированных ЖД), пункты заправки и экипировки локомотивов

Воздушный

Авиация

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту . Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты , а вертолёты , которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

  • Транспортные средства : самолёты и вертолёты
  • Пути сообщения : воздушные коридоры
  • Сигнализация и управление : авиамаяки , диспетчерская служба
  • Транспортные узлы : аэропорты

Воздухоплавание

В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха . Однако первые воздушные суда были легче воздуха. В 1709 году был запущен первый воздушный шар . Впрочем, воздушные шары были неуправляемы.

В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

  • Транспортные средства : аэростаты и дирижабли

Трубопроводный

Пневматический

Пневматический транспорт - «совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа» . Применение:

Прочие виды транспорта

Лифтовой транспорт

Элеватор

Перспективные виды транспорта

Есть проекты с расположением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги или под полотном автотрассы .

Транспорт, энергия и окружающая среда

Транспорт - один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов диоксида углерода , парникового газа , усиливающего глобальное потепление . Причина этого - сжигание огромных объёмов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов , таких как бензин , керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств. Примерно четверть всех выбросов диоксида углерода, вызванных сжиганием энергетического топлива, производит транспорт .

Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твёрдыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства (до 50 % площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.
– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.

Автомобильный транспорт , автотранспорт - вид сухопутного механического безрельсового транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов автомобилями.

А. т. есть совокупность подвижного состава, путей сообщения, помещений по хранению и переработке грузов, техническому обслуживанию, заправке топливом и ремонту подвижного состава. Подвижной состав А. т. состоит из автомобилей, тягачей и прицепов, В зависимости от назначения и выполняемой работы автомобили подразделяются: на пассажирские (легковые и автобусы) и грузовые, вне зависимости от устройства и формы кузова и специального назначения, к-рые не производя";" транспортной работы, а используются для механизации процессов труда или в качестве передвижных средств производства (пожарные, поливочные, санитарные и дезинфекционные, автогудронаторы, походные мастерские, кинопередвижки). Тягачи приспособлены для перевозки грузов па прицепах. Применение прицепов, буксируемых тягачами или автомобилями (автопоезда), увеличивает их полезную грузоподъёмность, повышает производительность и уменьшает эксплоатационные расходы на транспортные работы.

Быстрому развитию А. т. способствовал ряд его качеств: 1) высокая проходимость автомобилей, обеспечивающая возможность передвижения по любым дорогам; 2) большая скорость движения по усовершенствованным дорогам (легковые автомобили - - кмъ час, автобусы и грузовые автомобили Типы автомобилей: 1 - автомобиль ЗИС-5 с двухосным прицепом; 8 - автомобиль ЯАЗ- (семитонный) с прицепом; 3 - автомобиль ЯЗ-6 с двухосным прицепом; 4 - автомобиль-тягач ГАЗ-51 и полуприцепы для перевозки хлеОа; о - автомобиль ЗИС-5 с цистерной длп перевозки молока; в - автомобиль-самосвал MA3-2U5; 7 - автомобиль ГАЗ-51; $- автомобиль «Москвич»; 9 - санитарный автомобиль ЗИС-ИО и «Москвич».

70-90 км в час); 3) хорошая маневренность, обеспечивающая быструю перемену направления движения и возможность непосредственного подхода к погрузо-разгрузочным пунктам или местам назначения, что даёт нозможность перевозить грузы и пассажиров без передачи на другой вид транспорта и обеспечивает быструю.достннку пассажиров и грузов; 4) удобства для пассажпрои при пользовании легковыми автомобилями и автобусами; 5) приспособленность грузовых автомобилей для перевозки мелких партий грузов, что исключает необходимость накопления больших масс грузов и обеспечивает

высокую сохранность в пути скоропортящихся грузов; 6) лёгкость управления автомобилями, простота ухода за ними и способность при надлежащем уходе постоянно быть готовыми к работе.

Успешному применению грузового А. т. в различных отраслях хозяйства также способствует разнообразие типов автомобилей (по форме кузова и грузоподъёмности), возможность приспособления шасси автомобиля под купоны различных форм и габаритов, нозможность специализировать автомобили для перевозки однотипных грузов (жидкостей, леса, хлопка, зерна и т. п.), а так же для механизированной выгрузки грузов. При пользовании самосвалами сокращается число рабочих и увеличивается производительность автомобилей. При использовании на А. т. прицепного подвижного состава и контейнеров (многократно применяемая тара) значительно уменьшается стоимость перевозок по сравнению с автомобильно-железнодорожными перевозками грузов на расстояние примерно до км.

А. т. Союза ССР используется несравненно более производительно, чем А. т. в капиталистических странах, что объясняется прежде всего" плановым характером социалистического хозяйства, отсутствием конкуренции между отдельными видами транспорта, а также значительной концентрацией автомобилей в отдельных хозяйствах, где есть возможность организовать эффективное использование автомобилей, технический уход за ними и ремонт.

Вместе с ростом А. т. в СССР была организована подготовка инженеров, техников, водителей и других специалистов по эксплоатации автомобилей в автодорожных втузах и техникумах и на различных курсах. Автодорожные втузы явились организующим центром по разработке отечественной теории по эксплоатации автомобилей. Наряду с этим развивалась научно-исследовательская работа по вопросам наиболее эффективного использования автомобилей, в настоящее время сосредоточенная в Центральном научно-исследовательском институте (ЦНИИАТ) Министерства автомобильного транспорта РСФСР .

В период Великой Отечественной войны значительная часть А. т. СССР была переключена на непосредственную помощь фронту. Обеспечение Советской Армии всем необходимым для боевых операций было бы невозможно без А. т. И. В. Сталин , давая оценку работы транспорта за годы войны, указывал: «Большую роль в деле помощи фронту сыграл наш транспорт, прежде всего железнодорожный транспорт , а также речной, морской и автомобильный транспорт» (Сталин, О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5 изд., , стр. ).

В послевоенный период А. т. продолжает быстро развиваться, и доля его участия в общем грузообороте страны ежегодно увеличивается. Пятилетним планом устанонлено па увеличение работы А. т. по переиозкам грузои и 2,8 раза по сравнению с , количество автомобилей в стране увеличится в два раза. Автомобильный транспорт пополняется более совершенными грузовыми автомобилями, автобусами и легковыми автомобилями новейших марок.

За годы послевоенной пятилетки на А. т. стали широко применяться, кроме двигателей, работающих на бензине, также двигатели, работающие па тяжёлом нефтяном топливе и на местных видах твёрдого топлива и газах. Продолжают разминаться автохозяйства общего пользования, увеличиваются межрайонные перевозки грузов, пассажиров, а также осуществляется передача перевозок на короткие расстояния с железнодорожного на А. т. Улучшается использование и тсхипч. обслуживание автомобилей. 13 грузооборот А. т. увеличился, по сравнению с , на 23% и превысил уровень довоенного почти в полтора раза. В послевоенные годы широко развернулось соревнование водителей за пробег автомобилей 100тыс. кл» без капитального ремонта. Воднтели-«стотысячпи-ки» применяют новые, более прогрессивные методы технич. ухода за автомобилем, сами регулярно проводят тщательные техпич. осмотры автомобиля, во-время устраняют неисправности, добиваясь перевыполнения в 2-3 раза установленных норм пробега автомобилей без капитального ремонта, экономя горючее, шипы и автоэксплоатационные материалы.

Развитие А. т. потребовало создания специального типа автомобильных дорог (см.), рассчитанных на движение тяжёлых автомобильных поездов и легковых автомобилей с большой скоростью. Законом о пятилетнем плане на (5-50 предусмотрено в дополнение к существующим дорогам строительство 11,5 тыс. км усовершенствованных автомобильных дорог государственного значения, оборудованных бензозаправочными пунктами и станциями технич. обслуживания.

Зародился в начале ХХ в., в конце столетия он стал одним из неотъемлемых признаков благосостояния и экономического развития. Автомобильный транспорт - это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.

Достоинства автотранспорта: манёвренность и мобильность; доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»; автономность движения транспортного средства; высокая скорость доставки; широкая сфера применения по территориальному признаку, видам грузов и системам сообщения; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Недостатки автотранспорта: большая себестоимость; большая топливоэнергоёмкость и металлоемкость; низкая производительность единицы подвижного состава (130 - 150 тыс. т-км в год); наибольшая трудоёмкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); загрязнение окружающей среды. К подвижному составу автомобильного транспорта относятся дорожные (специальные и транспортные (грузовые и пассажирские)) и внедорожные (колесные, гусеничные, на воздушной подушке, амфибии) автомобили. Производственный процесс автомобильного транспорта осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным. Автотранспорту присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него.

В настоящее время для автомобильного транспорта характерны: повышение производительности путём увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъёмности и грузовместимости (необходимо для промышленности). Существует необходимость снижения трудоёмкости транспортного процесса, в т.ч. путем создания специализированных автомобилей (самосвалов). Расширению сферы применения автотранспорта по перевозке грузов способствуют современные технологии типа контейнерной. Перевозка на значительные расстояния эффективна в международном сообщении, которое ускоряет доставку экспортно-импортных грузов. Автотранспорт является также наиболее массовым видом транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния.

В современной России автотранспорт играет достаточно скромную роль в перевозках. Суровые климатические условия вызывают большие, чем в развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта. Но это лишь частичное объяснение. Даже в обжитых, экономически развитых регионах России развитие автотранспорта не соответствует мировым стандартам. До сих пор главным «камнем преткновения» на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.


В России общая протяжённость автодорог составляла более 1 млн. км, включая дороги с твердым покрытием (по данным 2010 г.), по сравнению с 2000 г их длина возросла на 12%. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляла 786 тыс. км. Причём в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10-е место в мире. В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов. Его грузооборот в том же году составил 216 млрд. т-км.

По средней плотности автодорог Россия уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км². По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в РФ составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей.

Важнейшей автомобильной трассой является широтная цепь автодорог Беларусь - Урал - Байкал - Амур - Уссури. Проектируется строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Также огромное значение в развитии автомобильных дорог сыграют транспортные коридоры №2 и №9.

В России происходит активный рост автомобилизации населения. Если в 2000 году число легковых автомобилей составляло 20 млн., то к 2010 году их число выросло до 34 млн. В 2008 году в стране было продано 2,9 млн. легковых автомобилей (5-е место в мире). Среднегодовой темп роста российского автомобильного рынка в 1998 - 2008 годах составлял 13 %. Количество официально зарегистрированных в стране автомобилей на 2010 год достигло 40 млн., из них грузовых 5,4 млн. Уровень автомобилизации в России составил в 2009 году 270 автомобилей на 1000 жителей (при этом в Москве - 350 автомобилей, во Владивостоке - 500).

Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Таким образом, средние расстояния перевозки составляют немногим более 20 км. Велик объём работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы.

В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют около полумиллиона хозяйствующих субъектов. Они являются владельцами 5,4 млн. транспортных средств. 44% грузовых автомобилей (2,9 млн.) находятся в индивидуальной собственности физических лиц. Примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики. Лишь немногим более 60 тыс. (12%) грузовых автомобилей - в отраслевых автотранспортных предприятиях.

Следствием такой ситуации является негативный эффект низкого масштаба производства. Это - ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и кустарные технологии основных транспортных процессов, снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.

Средний возраст российского автопарка на начало 2012 года составил чуть менее 12 лет. Самый старый автопарк сосредоточен на Дальнем Востоке. На Камчатке средний возраст эксплуатируемых легковых автомобилей составляет 19,5 лет. Также старый автопарк в Калининградской области - 18,5 лет. Основное наполнение парка на Дальнем Востоке и в Калининграде шло не за счёт продажи новых автомобилей, а за счёт ввоза подержанных иномарок, поэтому парки старше.

Самый молодой автопарк в Татарстане, где средний возраст легковушек 8,1 лет. На втором месте Пермский край - 8,6 лет, на третьем - Удмуртия - чуть более 9 лет. Автопарки Татарстана и Поволжья моложе, так как жители этих регионов активнее меняют российские автомобили на новые. Парк в Поволжье, например, на 2/3 состоит из отечественных автомобилей.

Москва оказалась на 4 месте, но средний возраст московского автопарка (9,1 года) вполне соответствует европейскому уровню. Санкт-Петербург занимает 14 место - там средний возраст автопарка 10,4 года. Средний возраст парков Москвы и Санкт-Петербурга снижается, потому что жители больше покупают новых иномарок.

В пассажирском сообщении в России велика роль автобусов. Они лидируют во внутригородских перевозках пассажиров. Общая протяжённость автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км. Проблемами данного вида общественного транспорта являются: низкое качество автобусов, низкий уровня безопасности у малых перевозчиков. Большой долей «чёрных» перевозчиков обусловлены высокие показатели износа парка коммерческого транспорта.

В крупнейших городах России налажено троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса, к городским электрическим видам транспорта принадлежит трамвай. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий составляет 7,6 тыс. км. Трамвай получил существенное развитие в крупных городах. «Самый трамвайный» город России - Санкт-Петербург, где впервые в нашей стране, в 1907 г., появился этот вид транспорта. И в настоящее время город располагает самой протяженной трамвайной сетью в мире, более половины которой находится в аварийном состоянии.

Подводя итог, можно сказать, что основными проблемами автомобильного транспорта России являются низкая эффективность организации информационно-логистических цепочек, распределения грузов, загрузки транспорта и большая доля "чёрных" частных перевозчиков на рынке.