Топ 10 самых маленьких автомобилей в мире. Самые маленькие машины в мире

Хороший родитель на любой вопрос ребёнка тут же даст вразумительный ответ. Родитель похуже подумает – и тоже даст, хоть какой-то. Большая часть остальных берёт смартфон и гуглит какие-то статьи по теме. Ну а самым нерадивым приходится писать эти статьи.

К огда семилетний сын задал этот вопрос: «А какая машина самая маленькая?» — я принялся мямлить что-то, едва ли напоминающее нормальный ответ. В голову полезли какие-то , трёхколёсные моторикши, потом со скоростью, бессмысленной для погони, промчалась по подсознанию … Но и при детальном рассмотрении этот вопрос оказывается не так уж прост: на самом деле, те автомобили, которые большинство считает очень маленькими, таковыми вовсе не являются. Самый главный вопрос, на который предстоит ответить – это «как считать?». По каким критериям определять величину автомобиля?

Абсолютное большинство исследователей данной темы обходят этот вопрос стороной, случайно или намеренно. Всегда есть определённый подход, допущения и ограничения: то в качестве выборки используется перечень машин какого-то определённого класса, то – определённой эпохи или страны: скажем, сайт сайт писал о . В ряде случаев в исследование включаются миниатюрные самоделки, которых за все годы существования автомобилей было безмерное множество: их строили и в Европе, и в США, и в странах Востока, и, конечно, в России – правда, последние гораздо менее известны в силу исторической изолированности отечественных «кулибиных» от остального мира. Порою же приходится иметь дело и вовсе со случайными подборками, в которых «самым маленьким автомобилем» назван, на самом деле, довольно крупный аппарат.

Чаще всего во главу угла ставится длина машины. Но, позвольте, а как же остальные габаритные размеры транспортного средства? Ведь иногда именно малая ширина или высота автомобиля могут привести к определённому выводу; правильному или нет – вопрос уже другой. Но раз уж для авто всегда регламентированы три габарита, почему бы не использовать их вместе в качестве характеристики компактности машины?

Свой подход, свои правила и ограничения будут и в нашем небольшом исследовании. Во-первых, мы исключим из рассмотрения самоделки, а также эксклюзивные и экспериментальные машины, сделанные в единственном экземпляре. У нас будут лишь серийные модели, которые предлагаются к покупке или предлагались в прошлом. Одно исключение из этого правила будет, но только в силу того, что оно весьма показательное. И во-вторых, мы будем использовать все три габарита – длину, ширину, высоту – для определения размера автомобиля.

1 / 2

2 / 2

С этой целью мы введём термин под названием «условный объём». Термин не нов, он имеет отношение к морской и речной навигации и используется для взимания судовых сборов в порту. Условный объём судна исчисляется в кубических метрах и определяется произведением трёх величин: наибольшей длины, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты его борта. В качестве «условного объёма автомобиля» мы будем понимать произведение трёх его габаритных размеров.

Статьи / История

Яйцемобили: пять позорных малолитражек прошлого

Целое десятилетие bubble car щеголяли округлостями в мире автомобильной высокой моды. Это было неплохим компромиссом для оборотистых производителей перед теми своими клиентами, для кого экономия топлива была...

51021 10 43 29.08.2015

Конечно, ключевое слово здесь «условный» – никакой картины реальной вместимости автомобиля этот показатель не даст (скажем, в вопросе взимания портовых сборов объём конкретного судна уточняют с помощью коэффициентов), но примерное понимание – так сказать, в первом приближении – получить поможет: при оперировании одной цифрой взамен нескольких уже имеет место быть определённая характеристика, по которой можно вести сравнительный анализ. Будем считать, что введённый нами показатель – это некий прямоугольный параллелепипед, в объём которого можно теоретически уместить машину – например, для перевозки или хранения. Условный объём в кубометрах мы будем округлять до второго знака после запятой, а при равенстве этого показателя у сравниваемых машин (в нашей подборке встречается и такое), выявим «меньший» автомобиль по габаритной длине.

Конечно, мы не рассмотрим все маленькие автомобили мира (даже с учётом описанных выше ограничений), но точно выберем наиболее ярких представителей. Все компактные транспортные средства можно разделить на несколько групп, и отчасти именно поэтому в качестве победителей в номинации «компактность» имеют известность сразу несколько автомобилей. Например, в одно время слава самых маленьких надолго закрепилась за так называемыми микрокарами или скутер-карами («scootercar», «scootа car») – как бы уменьшенными копиями обычных автомобилей, вошедших в моду в 1920–1940 годах в Великобритании, Германии и отчасти в США.

Пожалуй, наибольший след в истории оставили произведения британской компании British Motor Boat Mfg Co Ltd – как можно догадаться по названию, фирма строила также и миниатюрные лодки, «scoota boat», а фотографирование малюсенького Rytecraft Scootacar на улицах Лондона даже стало своеобразным фотожанром. К тому же «поветрию» можно в определённой степени отнести английский Larmar и французский Mochet, хотя в случае с некоторыми моделями последней марки мы отчасти переходим ко второй и третьей группам маленьких автомобилей.

На фото: Rytecraft Scootacar. Англия, 1934 г.

К сожалению, точные габариты скутер-каров начала XX века сейчас почти невозможно установить – и, соответственно, нельзя посчитать их условный объём. Но хотя эти машины были действительно маленькими, лидером нашего подсчёта ни одна из них всё равно не стала бы – в силу того, что любой из них был построен в пропорциях, близких к обычному автомобилю тех лет. А действительно маленькие машины всех времён и народов принадлежат к другому виду – так называемым , своеобразным повозкам, как правило, с мотоциклетным двигателем (существовал советский термин – «мотоколяска»), авто фактически «облегают» одного или двух сидящих в нём людей.

1 / 3

2 / 3

На фото: Mochet CM Luxe. Франция, 1950 г.

3 / 3

На фото: Mochet CM Luxe. Франция, 1950 г.

Прародителем «пузырей» считается Isetta, и по праву – как минимум этот микроавтомобиль точно был самым коммерчески успешным из всех, и термин «bubble-car» прижился именно благодаря ему. Итальянцы из компании Iso, выпустив Изетту, продали лицензию на производство столь необходимого в послевоенное время дешёвого автомобильчика для коротких поездок в несколько иностранных фирм: во Францию, Великобританию, Бразилию и Германию, где машинка получила, конечно, наибольшую известность и нынешний культовый статус – под именем BMW Isetta. У авто конструктивно не было задней передачи, но было четыре колеса и два посадочных места, а мощность мотоциклетного мотора баварцы подняли с 9,5 до 13 лошадиных сил.

Обречённая на всенародную любовь, Изетта вместе с тем не могла не обрести целого ряда хлёстких и ёмких прозвищ. Бразильцы звали её «bola de futebol» (футбольный мяч), французы «yogurt pot» (банка йогурта), ну а немцы как только не изгалялись: «knutschkugel» (собственно, пузырь), «sargwagen» (гроб-мобиль, гроб на колёсах), «halleluja-auto» (если вольно перевести на русский – «капсула смерти») и «das rollende ei» (катящееся яйцо). Последний вариант использовался и в Чили: там Изетту звали, извините, «huevito» (яичко).

Родственный «пузырям» тип микроавтомобилей – это так называемые «кабиненроллеры» (от немецкого «kabinen» – кабина, каюта). Родоначальником этого направления можно считать Fend Flitzer – мотоколяску для людей с ограниченными возможностями, которую в конце 1940-х представил немецкий инженер Фриц Фенд. Габариты этого транспортного средства таковы, что условный объём составляет всего около 2,5 кубометра – при желании Flitzer поместился бы даже в современный фургон Lada Largus. Фенду удалось изготовить и продать 250 таких колясок, причем большинство из них были куплены совершенно обычными гражданами, что навело автора на мысль о создании чего-то подобного, но уже не для одного, а для двух человек.

С этим проектом он пришёл в авиационную компанию Messerschmitt, в результате чего появился трицикл Messerschmitt Kabinenroller – собственно, давший обиходное название целому ряду транспортных средств. Он имел «самолётную» схему с последовательной посадкой двух человек (в отличие от Изетты, пассажир садился за водителем, а не рядом с ним), и его модернизированная версия KR200, представленная в нашей подборке, расходовала всего 3,2 литра бензина на 100 км. Kabinenroller был прямым конкурентом Isetta и остаётся им до сих пор – целые международные клубы, посвящённые каждому из автомобильчиков, спорят, какой же из них лучше и успешнее.

1 / 3

2 / 3

На фото: Messerschmitt Kabinenroller. Германия, 1955 г.

3 / 3

На фото: Messerschmitt Kabinenroller. Германия, 1955 г.

Советским аналогом этих машин зачастую называют двухместную мотоколяску СМЗ С3A (название модели читается как «эс-три-а»), хотя по факту она чуть крупнее английского и немецкого вариантов, а по форме кузова ближе к «традиционным» автомобилям. С3A получила широкую известность после выхода фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и посему обзавелась прозвищем «моргуновка». Задуманная как некий компромисс между моторизованной инвалидной коляской и полноценным автомобилем, С3A часто подвергалась нападкам за то, что якобы нормально не зарекомендовала себя ни в одной из двух этих ипостасей.

Но корни этой критики стоит, вероятно, искать в чисто российской традиции ругать всё отечественное, ведь по характеристикам наша мотоколяска едва ли могла в чем-то существенно уступать иностранным. Да и на «инвалидность» (в значении «ущербность») пенять особого смысла нет, если вспомнить историю появления знаменитого Messerschmitt Kabinenroller. Как бы то ни было, а появившись в 1950-е, в эпоху «пузырей» и «кабиненроллеров», С3A на несколько лет пережила заграничных законодателей жанра, продержавшись в производстве до 1970 года, и стала куда более массовой.

Кажется невозможным, но в 1950-е и 1960-е в Англии и Германии строили и ещё более миниатюрные автомобили, нежели Isetta и Messerschmitt. Одноместный немецкий Brütsch Mopetta, придуманный бывшим гонщиком и специалистом по пластмассам Эгоном Брютшем, имел колёсную базу в 1 029 мм – конструктору удалось разместить человека (по крайней мере, его большую часть) на метре длины. База английского Peel P50 была больше, зато габаритная длина лишь немного переваливала за 1 300 мм! Peel P50 – это одна фара, один цилиндр, одна дверь (у Mopetta не было и её, как и крыши), один человек… Впрочем, колёс целых три (как и у Mopetta), а расход – 2,8 литра на« сотню», что для покупателей было куда важнее всего остального. Двигатель Brütsch Mopetta со шнуром от газонокосилки в качестве стартера расходовал и того меньше – 2,5 л/100 км. Обе машинки продавались в Великобритании и стоили почти одинаково: за Mopetta просили 200 фунтов стерлингов, за P50 – на фунт меньше. В сегодняшних ценах это почти… 2 000 фунтов стерлингов, однако самый обычный велосипед в те годы стоил порядка 130–150 фунтов.

В 1960-е P50 производили серийно, а вот Mopetta повезло меньше – переговоры с Opel о серийном выпуске завершились ничем, и было собрано всего 14 экземпляров. Однако на сегодняшний день в Великобритании производятся реплики этого автомобиля с современным мотоциклетным мотором Honda. Более того, Peel P50 также можно приобрести совершенно новым, и не реплику, а практически оригинал – компания Peel Engineering с 2010 года предлагает мотоколяски, собираемые мелкими сериями, по цене от… 13 000 фунтов стерлингов. Моторы – 50-кубовый четырехтактник или электродвигатель постоянного тока: оба развивают около 3 л. с. и агрегатируются с вариатором.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В начале 1970-х англичане вернулись к идее чудаковатого компакт-кара, но на несколько ином уровне. Для раскрутки новой машины требовалось эффектное имя, и решено было использовать модное в те годы словечко «bug». В тренде были едва появившиеся тогда пляжные багги («buggy», заметьте), комедия «The Love Bug» о приключениях автомобиля VW Beetle (тоже «жука») и только что прошедший в прокате блокбастер «На секретной службе её величества» о Джеймсе Бонде – и поэтому назвать автомобиль Bond Bug было суперлогично. «Жук Бонда» по меркам микроавтомобилей был крупноват (чуть больше советской СМЗ С3A), но его двигатель обеспечивал отдачу в 29 л. с., а фиберглассовый кузов – полную массу (с водителем и пассажиром) всего в 394 кг, что позволяло автомобилю развивать 126 км/ч. Вопреки столь убийственной для того уровня безопасности «максималки» и благодаря нержавеющему стеклопластику, некоторые экземпляры дожили до наших дней в весьма неплохом состоянии.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Выпускающаяся в Японии с 1998 года и по настоящий момент Mitsuoka MС-1 тоже как бы наследует традиции «бабл-каров» и «кабиненроллеров». По размерам она даже меньше классических Isetta и Kabinenroller KR200, однако имеет всего одно посадочное место. Машинка с пластиковым кузовом и независимой подвеской всех колёс напоминала бы нынешние гольф-кары, если бы не начинка – в движение её приводит бензиновый 50-кубовый моторчик, работающий в паре с вариатором.

Говоря о гольф-карах, заметим, что особняком в большом семействе микроавтомобилей стоят электрические. Идея сделать маленький, но максимально близкий к настоящему транспорту электромобиль – с более-менее полноценным салоном и пригодный для использования не только на полях для гольфа – витала давно. Прямо скажем, задолго до появления собственно электрических гольф-каров. В разгар Второй мировой во Франции был построен Peugeot VLV – электромобиль появился как способ обойти ограничение на использование топлива гражданским населением, введённого оккупационными войсками. До того, как фашистами был наложен запрет на производство, успели сделать 377 экземпляров VLV. На четырёх 12-вольтовых свинцовых аккумуляторах, стоящих под капотом, машинка могла проехать до 80 км и развить «максималку» в 36 км/ч.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 1960-х к концепции маленького электромобиля обратилось европейское отделение Ford. Экспериментальная Comuta с электроприводом на заднюю ось питалась от таких же четырех свинцовых аккумуляторов, но располагались они уже в базе – прямо как у нынешней Tesla, что гарантировало довольно высокому автомобилю беспрецедентно низкий центр тяжести. Машина развивала скорость до 65 км/ч и на одной зарядке могла преодолеть расстояние в 65 км. Руководство Ford заявляло журналистам о появлении подобных электромобилей на дорогах уже через пять–десять лет.

Однако прошло почти 40 лет, прежде чем начали появляться электромобили, которые действительно могут восприниматься как более-менее обычный транспорт. С другой стороны, один из них обычным точно не назовёшь. Представленный в 2005-м американский Tango T600 является одним из тех компакт-каров, создатели которого посчитали, что ширина автомобиля в один метр – это слишком много, и это при длине кузова, сравнимой со Smart Fortwo. Компания-производитель Commuter Cars на своём сайте заявляет, что длина позволяет машине парковаться перпендикулярно тротуару, а ширина меньше, чем у мотоцикла Honda Gold Wing. При этом в авто есть два кресла, стоящие в линию друг за другом – не иначе, конструкторы вдохновлялись Messerschmitt Kabinenroller. Но если бы проводился конкурс на самый безумный компакт-кар, Tango T600 выиграл бы его не поэтому.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Он самый тяжёлый среди всех рассматриваемых здесь автомобилей – 1 430 кг, и изрядная часть массы приходится на аккумуляторы. Но максимальная скорость аппарата «приближается к 150 милям в час», что равно примерно 241 км/ч. Разгон до «сотни» – за 3,2 секунды, а на одной зарядке Tango T600 способен пройти от 190 до 390 км в зависимости от типа батарей. Заказчикам в США и Европе его поставляли в виде крутого «гиковского» набора для сборки, а первым владельцем стал Джордж Клуни. Но, несмотря на всё это, популярным Танго так и не стал – доподлинно известно только о 12 проданных экземплярах. Вероятно, в силу цены – от 108 000 до 120 000 долларов.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 2008 году появился ещё один электромобиль с похожими габаритами и последовательной посадкой двух человек в салоне, но корпус французской Lumeneo Smera наклоняется в повороте с помощью электроники. Сдвоенный электромотор в 40 л. с. приводит задние колёса и разгоняет электромобиль до 100 км/ч за 8 секунд, а на одной зарядке машина может пройти 150 км. Smera стоила во Франции 24 500 евро, что куда адекватнее цены на Tango T600, но в 2013-м компания обанкротилась, успев продать только 10 машин. В том же 2008-м был представлен норвежский TH!NK City – ещё один интересный микромобиль на электрической тяге, с двумя традиционно установленными сиденьями (рядом друг с другом) и даже опциональным задним рядом: такой, кстати, побывал у нас . Машинка развивала 110 км/ч и проезжала до 160 км на одной зарядке – но, увы, компанию также постигло банкротство.

Китайский Kandi Coco, запущенный в производство в 2009-м, был ещё более доступным – как минимум до 2013 года он поставлялся в США по цене 4 435 долларов – и внешне представлял собой некую «цитату» Smart ForTwo с открытым кузовом, но был чуть крупнее. Под компактным кузовом скрывался электродвигатель, способный разогнать машину до 40 км/ч, а полный заряд батарей позволял проехать около 100 км.

Несколько выбивается из этого ряда миниатюрных электромобилей Shoprider Flagship, тоже появившийся в 2009 году. Его выпускает канадская компания Eclipse Medical, которая занимается оборудованием для людей с ограниченными возможностями – инвалидными колясками, моторизованными креслами и четырехколесными электроскутерами. Собственно, как скутер Shoprider Flagship и позиционируется, однако если подразумевать общее определение понятия «автомобиль» – моторное безрельсовое транспортное средство, имеющее минимум три колеса – он вполне может находиться в списке самых маленьких автомобилей.

Он и впрямь невелик: при ширине чуть больше 700 мм (!) он имеет высоту в 1 626 мм, а длину и того меньше – единственный случай такой «диспропорции» в нашей подборке! Но у него есть две двери (которые легко демонтируются в жаркую погоду), зеркало заднего вида и даже дворник. Впрочем, в далёкое путешествие вы на таком едва ли отправитесь – максимальная скорость составляет 11 км/ч, а дальность пробега 40 км, и исходя из названия, Shoprider призван облегчить пожилым людям походы в супермаркет. Зато цену имеет вполне автомобильную – 6 500 долларов, и это с учётом скидки.

Ну и последняя «каста» маленьких машин – это то, что можно в той или иной мере назвать полноценным автомобилем: четыре колеса, от двух до пяти мест в салоне, более или менее внушительный набор опций – словом, это уже реально машина, только очень небольшая. Хотя и здесь есть свои подвиды – микрокары, миникары, супермини, сити-кары, кей-кары, европейский А-класс, особо малый класс в СССР – всё это довольно близкие по габаритам машины, но зачастую весьма отличающиеся друг от друга концептуально. Расскажем лишь о некоторых представителях этого довольно неоднородного типа – самых популярных, оригинальных или ставших классикой.

Первой ласточкой считается Citroёn 2CV – в 1948 году машина своим появлением ознаменовала начало новой автомобильной эры: стало очевидно, что массовое авто может быть маленьким и экономичным, и более того, в послевоенное время он только таким и может быть. Далеко не самый миниатюрный: длина «Де Шво» составляла 3 830 мм – но при таких габаритах он весил всего 560 килограммов, что немного даже по меркам этой статьи (скажем, Fiat 600 весил 585 кг, Mini в самом лёгком исполнении – 610 кг, а «горбатый» Запорожец – 665 кг), и для перемещения в пространстве ему вполне хватало девятисильного двигателя воздушного охлаждения.

В конце 50-х идея компактного городского автомобиля захватывает Европу – такие машинки начинают строить Fiat, Peugeot, Renault… Но окончательно определить концепцию сити-кара было суждено сэру Алеку Иссигонису – в 1959 году появляется с поперечно расположенным мотором и передним приводом. Первое время автомобиль выпускался на двух английских заводах под названиями Morris Mini Minor и Austin Seven, а в 1961 году обрёл свой окончательный образ под рукой конструктора Формулы-1 Джона Купера. В частности, мощность моторчика возросла с 34 до 55 л. с. (но в таблице, приведённой ниже, мы отражаем самый простой, изначальный вариант двигателя).

1 / 2

2 / 2

На фото: Morris Mini Minor. Англия, 1959 г.

Мини выпускался аж до 2000 года, и мало какой автомобиль может поспорить с ним в массовости. Но произведя революцию в 1960-х, его конструкция далеко не сразу стала каноном. В среде автомобильных конструкторов долгое время противоборствовали две компоновочные схемы: одна с мотором и приводом колёс спереди, а вторая ровно обратная – заднемоторная и заднеприводная, заданная автомобилем VW Beetle. Например, вышел на рынок аж в 1972 году, но был заднемоторным. Он, так же, как и Mini, собирался по лицензии до конца XX века, стал столь же массовым и в ряде стран ничуть не менее популярным, нежели «англичанин».

Разумеется, такое течение конструкторской мысли не могло не затронуть СССР – маленькие машины были тем самым заветным «проходным билетом» в прекрасный, но запредельно дорогой для обычного советского человека мир автомобилизма. К советской классике микроавтомобилей (или «особо малого класса» по тогдашней терминологии в Союзе) относят ЗАЗ-965 – знаменитый «горбатый» Запорожец. Прежде чем взяться за дело, советские констукторы изучали зарубежные микромобили, некоторые из которых нам уже известны: Bond Minicar, BMW Isetta, Fuldamobil, Lloyd 600, Goggomobil T300, Zündapp Janus. И пришли к выводу, что нужно строить что-то посерьёзнее мотоколяски – тем более, что у Серпуховского завода уже была «моргуновка» СМЗ С3A.

В качестве аналога был выбран Fiat 600, но в итоге и перерос «итальянца» по всем габаритам на десятки миллиметров. Да и сама «шестисотка» была не самой миниатюрной моделью Фиата 1950–1960-х. Ещё более компактным является знаменитый Fiat 500 Topolino, а пришедший ему на смену в 1957-м Fiat Nuova 500 (впоследствии знаменитый ничуть не меньше и известный ныне как «каноничный» Fiat 500) хотя и был шире предшественника, но при этом ниже его, а самое главное – существенно короче – его конструкторы не «разменяли» три метра, получив 2 970 мм. Перекликаясь по стилю с «шестисоткой», но будучи более лёгким и компактным, Fiat 500 1957 года исповедовал заднемоторную идеологию и был неким возвратом к идее Topolino как максимально бюджетного и народного авто. Однако в конце концов заднемоторная компоновка ушла в прошлое: последующие итальянские компакт-кары Fiat Cinquecento и Seicento были уже переднеприводными.

Что касается советского ЗАЗ-965, то он, вопреки всё тому же стереотипу «отечественное – значит плохое», в своё время . Однако к 1980-му передний привод на компакт-карах становится основным трендом, и лишним подтверждением тому служит появление своего собственного подобного течения в Японии. Одним из ярких японских автомобилей той поры является Daihatsu Cuore – для машинки с длиной менее трёх метров наряду с механическими коробками предлагался и двухступенчатый «автомат»! В Японии Cuore, известную также как Mira, делают по сей день – правда, это уже совершенно иные автомобили, позиционируемые на стыке миникаров и кей-каров. Стоит упомянуть ещё и широкоизвестную пару одноклассников Cuore – это Suzuki Alto и соплатформенный ему Daewoo Tico.

Та, первая Куоре в середине 1980-х послужила прототипом для советского автомобиля (впрочем, на Альто и Тико советские конструкторы и дизайнеры тоже явно оглядывались) – авто, у которого, к сожалению, так и . Как ни странно, по показателю условного объёма советская Ока меньше, нежели машина-прототип. При этом Ока длиннее прародителя, но интересно, что в 1985 году конструкторы второго поколения Daihatsu Cuore тоже вышли на длину ровно в 3 200 мм (совпадение?), однако японский автомобиль стал выше Оки, а по ширине и первое поколение превосходило советскую машину. Что касается Daihatsu в целом, то этот принадлежащий ныне компании Toyota бренд вообще сделал очень многое на ниве компактных авто.

В 1995 они представили Move, один из первых кей-каров – этот особый , имеющих характерные пропорции, облагается специальным, очень невысоким (льготным) налогом. Сейчас яркими представителями класса служат , Nissan Cube и, собственно, Daihatsu Move в очередном поколении… Иногда к ранним кей-карам относят и знаменитую Honda Z, хотя этот автомобиль пропорционально куда ближе к обычным хэтчбекам. А в 2002 бренд Daihatsu прогремел ещё раз – они взяли в качестве основы всё ту же Cuore (на самом деле, не ту же самую, что была прототипом Оки, конечно) и сделали на этой платформе микроскопический и потому восхитительный родстер Daihatsu Copen, причем с жёстким складным верхом. В 2014 году появилось второе поколение, которое практически сохранило габариты первого. Однако всё это уже были в определённом смысле японские «игры разума», настоящая же революция случилась гораздо раньше, в конце 1990-х, и ответственны за неё были другие автомобили – немецкие Mercedes-Benz A-Class и SMART ForTwo.

1 / 3

2 / 3

На фото: Daihatsu Move. Япония, 1995 г.

3 / 3

На фото: Daihatsu Move. Япония, 1995 г.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 3

2 / 3

3 / 3

A-Class первого поколения (W168), одна из первых работ , заставила по-новому взглянуть на компактный автомобиль: а что, если маленькая машина – это необязательно утилитарная жестяная коробка на колёсах? Впрочем, большинство журналистов тогда оговаривались, что маленький этот автомобиль только по меркам Мерседеса. После того, как один из них кувыркнул A-Class на «лосиной переставке», машина получила доработанную подвеску, дополнительные системы безопасности и… стала ниже на 26 мм. Однако по-настоящему маленьким это ее, конечно, не сделало, а последующие поколения «маленького Мерседеса» только прибавляли в размерах.

Как бы предвидя эту ситуацию и понимая, что настоящий микрокар под брендом Mercedes-Benz выпускать всё же не годится, Daimler-Benz совместно со швейцарской часовой компанией Swatch создали двухместный автомобиль длиной 2,5 метра (более чем на метр короче А-класса), который изначально назывался Smart City Coupe, а позже, на стыке поколений, был переименован в Smart ForTwo. 45-сильная машинка поражала и поражает до сих пор: при лобовом столкновении двигатель «уезжает» под пол, а «клетка» салона способна без существенных деформаций пережить совершенно бешеные нагрузки. Кроме того, кузов имеет столь нетипичные пропорции, что они на веки вечные обеспечили Смарт стопроцентной узнаваемостью. Но со сменой поколений в размерах подрос и этот малыш – набаловавшись с компактностью, люди захотели чуть больше комфорта и простора. И эта ситуация повторяется почти каждый раз, когда мы наблюдаем эволюцию той или иной модели.

Пережив смену родительского бренда (сначала Daewoo, потом Chevrolet), «прописавшись» на примерно пятнадцати заводах по всему миру и в ряде стран именуясь Spark, прибавил в габаритах и ещё один малыш – Matiz. Однако первое поколение также продолжает выпускаться в нескольких странах – и его, таким образом, можно считать избегнувшим участи «растолстеть». Когда-то давным-давно его дизайн родился в студии Джорджетто Джуджаро и предназначался для нового Fiat Seicento, сменявшего Cinquecento, но вариант Джуджаро принят не был – и тут же оказался выкуплен предприимчивыми корейцами, которые снабдили новый кузов двигателем, трансмиссией и элементами подвески Daewoo Tico. Матиз можно считать современным примером истинно народного авто – в частности, собираемая под в Узбекистане, эта модель давно и прочно обосновалась среди самых доступных автомобилей в России.

И всё-таки есть подозрения, что эпоха по-настоящему маленьких машин безвозвратно уходит – можно вспомнить разве что ещё суперхаризматичный Ford Ka из середины 1990-х, но, как следует из нашей сравнительной таблицы, он был достаточно крупным уже в первом поколении. Как бы не оказалось, что «очень японский» Suzuki Twin из начала «нулевых» станет одним из последних реально компактных автомобилей – с длиной менее трех метров и высотой и шириной, не дотягивающими до полутора. Всё, что запускалось в продажу позднее, было далёким от столь смелого ограничения простора седоков – крупнее были и Citroen C1 вместе с «клонами» Peugeot 107 и Toyota Aygo, и «братья» Toyota iQ и Aston Martin Cygnet (последний был даже чуть крупнее Тойоты, а в продажах, несмотря на претенциозность, провалился – при годовом плане в 4 000 машин удалось реализовать только около 300), и Tata Nano, поначалу повергшая всю Индию в восторг, а потом показавшаяся индусам слишком простой и дешёвой, в результате чего пришлось принять решение о совершенствовании дизайна и комплектаций… И уже откровенно большим на фоне прежних микрокаров и сити-каров выглядят «родственники» Volkswagen Up, Skoda Citigo и Seat Mii, стартовавшие в начале 2010-х. А ведь казалось, что всё это вроде бы очень маленькие машинки, правда?

Набирающая обороты европейская мода – маленькие, компактные машины, помогут пробраться через надоевшие затянувшиеся пробки. Кроме того, самая маленькая машина сэкономит расходы на бензин, а значит, больше сохранит семейный бюджет.

Проезжать по узким улицам, объезжать, находить парковочное место возле забитого машинами ТЦ в выходные для малолитражки не проблематично. Познакомьтесь с нашей подборкой наиболее компактных автомобилей мира и, кто знает, может вы найдете свое идеальное авто.

Маленькое авто производства Aston Martin удивила автолюбителей!

Список самых маленьких машин начинает хэтчбек мирового производителя машин премиум-класса Aston Martin. Авто удивляет, ведь производитель создает спорт-кары, а мини-авто не являлся для компании характерным. Поэтому его относят к автомобилям премиум-класса несмотря на маленькие габариты. Оснащен двигателем в 98 л.с., берет разгон до 100 км/ч за 12,5 сек. 4-цилиндровый, 1,33-литровый движок развивает скорость до 170 км/ч – есть возможность погонять на дороге! Вес – 900 кг.

Официально в России о продажах мини-кара не объявлялось, это эксклюзивный автомобиль ввиду своих особенностей. Не самый дешевый и Aston Martin Cygnet, цена на который стартует от 30 тысяч фунтов стерлингов в Великобритании. Увы, несмотря на класс и производителя машины, цена на мини-авто завышена, так как найдутся аналоги гораздо дешевле. Потому, не найдя из-за высокой цены места на рынке, мини-автомобиль от Aston Martin выпускают на заказ, работы по сборке производятся в большей степени вручную.

Toyota IQ – интеллектуальное достояние японского производителя

Еще один автомобиль, занимающий место среди самых маленьких машин – Toyota IQ с передним приводом. Получил большее признание, нежели английский «брат» от Aston Martin. Цена в $22 000 доступнее для российского гражданина, хотя для малолитражки не маленькая. На механике в городском цикле расходует 5 литров бензина при весе в тонну. Достаточно вместителен для мини-автомобиля, усядутся трое взрослых и один ребенок.


Мощность – 68 л.с. Берет разгон до 150 км/ч – конкурентоспособная скорость. В длину авто составляет 2 985 мм, в ширину – 1 680 мм, высота автомобиля – 1 500 мм. Сиденья, расположенные сзади, складываются, формируя багажное отделение. Кресло рядом с водителем механически регулируется, если сзади никого нет, можно с комфортом устроиться. В наличии специальный компактный отсек под задними сиденьями для небольших вещей.

Производитель побеспокоился о безопасности, подушек в автомобиле 9 штук! По паспорту смарт дает разгон до 100 км/ч за 11,6 секунд.

Citroën C1 – совместное творение PSA Peugeot Citroën и Toyota

Поистине женский дизайн смарта – отличный выбор для практичных, деловых женщин. Производители французского и японского концернов создавали микролитражку на заводе Чехии с 2005 года. Несмотря на внешнюю компактность, машина довольно вместительна благодаря минималистическому дизайну. Но очень маленькая посадка – чуть меньше 1,5 метров – создает проблемы при неровностях дороги. Движок 1л в 68 л.с. Масса – 835 кг позволяет маневрировать среди более габаритных моделей. Стоимость $12 000, заверяют пользователи, окупится качеством машины.


Какие преимущества отмечают владельцы:

  • багажное отделение – 200 литров;
  • низкий расход бензина;
  • практично паркуется, устойчивый в движении;
  • узнаваемый, стильный дизайн смартов не останется без внимания на дороге;
  • высокий клиренс.

Peugeot 107 – еще одно совместное достояние Франции и Японии

Дебютировал на рынке с 2005 года, имея нарастающий успех. Отмечается, что в первом году продаж было распродано 34,6 тыс. экземпляров, по итогу 2011 – 665 тысяч машин. На высшей скорости достигает 157 км/ч, трехцилиндровый двигатель разгоняет авто до 100 км/ч за 14 сек.


По городу расход топлива – 5,5л/100 км, на трасе – всего 4,1л/100 км. Топливный бак вмещает 35 литров. Вес – 800 кг, средняя цена – $8 000. Отечественные владельцы отмечают желание более высокого клиренса, не рекомендуют сильно разгоняться, дабы уберечь смарт от соприкосновений с дорогой.

Итальянский FIAT Seicento – классический шустрый мини-хэтчбек

Снаряженная масса смарта – 730 кг. Производитель заявляет вместимость для пятерых человек, однако реально позволяет вместить двоих взрослых позади, что и позволило ему быть одной из самых маленьких машин. При сложенных сиденьях багажник вполне просторен для минилитражки – 810 л. Начал выпускаться в 1998 году. Четырехцилиндровый двигатель, вместительность топливного бака – 38 л.


Из положительных качеств водители отмечают:

  • недорогое ремонтное обслуживание машины;
  • небольшой расход топлива – зимой максимальный расход составляет около 7,5 л/100км, 95-го бензина;
  • маневренный по городу, реакция в управлении быстрая.
  • плохая вместительность микро-автомобиля;
  • дорогие оригинальные детали;
  • шумоизоляция;
  • «жесткий» салон;
  • не предназначен для трассы.

Японский Suzuki Twin – спокойный и экономичный

Выпускается с бензиновым или гибридным движком (под заказ). Во втором случае авто оснащается электромотором. Двухместный смарт для любителей небыстрой, аккуратной езды. Мини-купе берет разгон до 120 км/ч, но сами производители не рекомендуют достигать подобных скоростей – управление усложняется. Лучше придерживаться рекомендованных 60 км/ч. Укороченная колесная база смарта не мешает с комфортом вмещать двоих человек. Масса авто – 560 кг.


Некоторые характеристики:

  • расход составляет 3,3 л/100 км;
  • мощность 44 л.с.;
  • КПП – механика 5-ступенчатая, автомат – 3 ст.;
  • бак вмещает 21 л;
  • размеры: в длину 2,7 м, ширина 1,5 м, высота – 1 450 мм.

Микроавто Murray T25 – разворот вокруг собственной оси!

Концепт, так и не воплощенный в жизнь. Вес Мюррея Т25 составляет 575 кг при вместительности трех человек. Оригинальный дизайн, максимальная практичность, минимальный расход топлива (3,2 л/100 км) поместились в 1,4 м в высоту и 2,4 м в длину. Задумка находится еще в производстве. Цена будет в пределах $9 000.


Вторая разработка, «собрат» смарта, – электромобиль Murray T27 массой в 700 кг также разрабатывается британскими производителями. По словам самого разработчика, Гордона Мюррея, смарты будут востребованы в мегаполисах ввиду практичности, экономичности.

Исключительно японский во всех смыслах Mitsuoka MC-1

Почему «во всех смыслах»? Потому как производитель решил выпускать одноместный Mitsuoka MC-1, входящий в список самых маленьких машин, лишь для японского рынка. Смарт напоминает гольф-кар, который, тем не менее, предназначен для двухместного сиденья.


Похож на игрушечную машину, не требует больших затрат в обслуживании. Мощность очень невысока – до 6,1 л.с., вес составляет 160 кг. Безопасность машины тоже хромает: крыша и двери сделаны из ткани, съемные. Подушки безопасности «пожертвовали» во имя компактности микроавто. Скорость развивает до 50 км/ч.

Peel P50 подводит ближе к завершению списка микроавто

Легкий, маленький, практичный микроавтомобиль Peel P50 удерживал позиции самого маленького авто в мире до 2009 года! У трехколесного авто нет заднего хода, потому придется вручную маневрировать, чтобы дать «заднюю». Для таких манипуляций есть специальная ручка.

Микрокар заслужил появления в шоу «Top Gear», вместив практически 2-метрового ведущего в одноместный салон. Развивает скорость до 80 км/ч при массе всего 59 кг. Машина легко совершает повороты в просторном здании, вмещается в лифт.


На сегодняшний день приобрести машину можно, посетив сайт самого производителя. Цена завышена. За P50 на бензине производитель запрашивает 12 400 фунтов стерлингов. Выпускается в трех расцветках: синий, красный, белый. На сайте производителя предлагаются движки на бензине и даже электрокары этой модели. Обозначается, что 27 микроавто этой марки находятся в пользовании по сей день.

Еще одно чудо британского производства – Peel Trident

Снова творение от Peel Engineering попало в наш список как самая маленькая машина под названием Peel Trident. Это микроавто способно вместить двоих. Своей вместительностью обязано отсутствию дверей, открывается смарт просто откидыванием прозрачного верха.


Двигатель в 4,2 л.с. развивает скорость 60 км/ч. Длина – 1800 мм, ширина – 1000 мм, вес – 90 кг. Trident на бензине стоит 13 000 фунтов от производителя. Дороговато для подобной машинки, зато насколько практично и экономично.

Wind Up завоевывает первое место в схватке микроавто

Снова «англичанка» среди самых маленьких машин, на этот раз Wind Up, созданная Перри Уоткинсоном. Британский изобретатель создал авто, попавшее в , которое допустили к движению на дорогах. Высота составляет 104 см, ширина – 66 см, а длина – 129 см. Несмотря на игрушечный вид, для его управления все равно требуются права. Поглощает 4 л бензина на 100 км, может набрать скорость до 65 км/ч – довольно динамичен для своих габаритов.


Чтобы вместиться в самом маленьком автомобиле в мире, взрослому мужчине придется сложиться 3 раза, но разработчик достиг основной изначальной цели – попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Это не единственное изобретение Перри. Инноватор также создал в 2001 году так называемый «флэтмобиль» – самое низкое авто, всего в 48 см в высоту! Длина составляет 371 см, ширина – 165 см.

Почему микро-автомобили набирают популярность?

Современный скоротечный мир принуждает человека быстрее и быстрее перемещаться. Бесконечные дела, семейные и по работе, требуют постоянного движения. Смарты, микроавтомобили прекрасно справляются с пробками, преодолевая большие расстояния по городу, некоторые из них не уступают по скорости обычным легковым авто. Маленькие машины дают ряд преимуществ и становится понятным, почему жители мегаполисов пересаживаются на такой вид транспорта:

  • маленький габарит дает возможность быстрого перемещения по городе. Легко пройти через пробки и узкие улочки;
  • простая парковка, появляется больше вариантов, где поставить авто;
  • минимальный расход топлива экономит бюджет;
  • меньший налог и платеж за страховку.

Несомненно, в условиях городской среды с ее высокой загруженностью автомобильных дорог и вечными проблемами с парковочными местами, маленькая машина – идеальное решение. Правда, появились такие машинки еще задолго до возникновения всех этих глобальных проблем с городской логистикой. Что это значит? Людям просто нравятся компактные, аккуратные машинки, точно так же как нравятся маленькие собачки и мини-компьютеры. Представляем вашему вниманию топ-10 самых маленьких автомобилей в мире с указанием габаритных размеров, массы и фотографий.


Габариты:
3395х1475х1635 мм.
Вес: 810 кг
Максимальная скорость: 160 км/ч

Этот японский четырехместный микровэн берет свое начало с 2005 года. Одной из главных его «фишек» являются двери, открывающиеся на 90 градусов, что обеспечивает комфорт пассажиров. В 2010м году машина была полностью обновлена: ее оснастили автоматической коробкой передач и новейшей технологией Active Safety, работающей по аналогии с дистанционным управлением в авиации.

Несмотря на небольшие размеры, Daihatsu производит впечатление довольно могучего и основательного автомобиля. Также эта кроха имеет при себе специальную систему безопасности и радарную систему регулирования скорости.

9. Aston Martin Cygnet


Габариты:
3078х1680х1500 мм.
Вес: 890 кг
Максимальная скорость: 170 км/ч

Английский автомобиль Aston Martin Cygnet является коллаборацией таких автомобильных брендов как Aston Martin и Toyota. Стоит отметить, что это относительно новый проект – первая маленькая машина была выпущена только в 2011 году.

Первое, что бросается в глаза – стильный и изысканный дизайн автомобиля: характерная «мартиновская» решетка радиатора, спойлер и прорези в капоте, а также выделанный из дорогой натуральной кожи салон белого или черного цвета. Помимо всех этих прекрас Cygnet может также похвастаться превосходной «начинкой»: мощный двигатель, автоматическая коробка передач и даже док-станция для iPod.

8. Toyota iQ


Габариты:
2985х1680х1500 мм.
Вес: 845 кг
Максимальная скорость: 170 км/ч

Безопасность превыше всего. Наверное, это выражение будет самым справедливым слоганом к этому автомобилю. Он оснащен девятью подушками безопасности. К слову, одна из них установлена даже у заднего стекла. Это прелестная маленькая машина выпускается с 2009 года, и она полностью состоит из инновационных решений, поэтому цена на нее довольно высокая.

7. Peugeot 107


Габариты:
3435х1630х1470 мм.
Вес: 800 кг
Максимальная скорость: 157км/ч

Успешная коллаборация французских и японских автомобильных инженеров принесла свои плоды. От Peugeot этой крошке достался стильный дизайн, подвеска и хорошие ходовые качества, а от Toyota – качественное наполнение: инновационный трехцилиндровый двигатель и бортовая электроника.

Единственный нюанс – места для размещения багажа в машине очень мало, и она не рассчитана на крупных пассажиров. Но это и неудивительно для маленького автомобиля.

6. Chevrolet Spark


Габариты:
3495х1495х1500 мм.
Вес: 775 кг
Максимальная скорость: 160км/ч

Мал да удал. В этот пятидверный хетчбэк и правда могут уместиться пять человек. Такая машина – идеальный пример соотношения «цена-качество».

Помимо отличных технических характеристик, Chevrolet Spark также удивляет приятной ценой. Кроме того, автомобиль может похвастаться оригинальным дизайном, что не позволит ему затеряться в бесконечном сером потоке машин.

5. Citroen C1


Габариты:
3430х1630х1460 мм.
Вес: 835 кг
Максимальная скорость: 157 км/ч

Еще одно совместное творение французских и японских инженеров, и на этот раз тоже весьма удачное. Маленький и вместительный, Citroen C1 по праву считается классическим женским автомобилем – дизайн кузова впечатляет своим консерватизмом и, при всем при этом, элегантностью.

Кроме всего, эта малютка способна разогнаться до максимальной скорости всего за полминуты. Маленький и единственный недостаток – задние стекла у машины не опускаются.

4. Fiat Seicento


Габариты:
3319х1508х1440 мм.
Вес: 730 кг
Максимальная скорость: 140Км/ч

Самый «раритетный» автомобиль нашего рейтинга. Fiat Seicento выпускается с 1998 года и на сегодняшний день не претерпел существенных изменений, поэтому, как может показаться многим, выглядит он довольно старомодно и чем-то напоминает типичный автомобиль соцлагеря.

По словам итальянских инженеров, автомобиль может вмещать до пяти человек, но это неправда — максимум четыре. Кстати, этот маленьких хетчбэк отличается внушительной грузоподъемностью – почти в 500 кг.

3. Suzuki Twin


Габариты:
2735х1475х1450 мм.
Вес: 560 кг
Максимальная скорость: 120 км/ч

Тройку лидеров нашего рейтинга самых маленьких автомобилей в мире открывает малолитражный автомобиль японского производства Suzuki Twin. Такая машинка идеальна для больших дорог с высокой транспортной загруженностью: благодаря своим миниатюрным размерам авто маневрен при движении в пробках и на парковках.

Suzuki Twin относится к гибридным автомобилям: он выпускается как с бензиновым, так и с гибридным двигателем. И, кстати, относительно машин этого класса он довольно недорогой. Из минусов: автомобиль крайне неустойчив, поэтому разгоняться на нем до максимальной скорости не рекомендуется.

2. Mercedes SMART ForTwo


Габариты:
2700х1560х1540
Вес: 730 кг
Максимальная скорость: 135 км/ч

Хоть это и машина «для двоих», маленькие габариты не стали помехой для французских инженеров, оснастивших ее самым современным оборудованием. Mercedes SMART ForTwo может похвастаться высокотехнологичным бортовым компьютером, системами антиблокировки и стабилизации, а также ступенчатой автоматической коробкой передач.

Самым главным достоинством автомобиля является то, что на максимальный разгон он тратит всего лишь от 3,5 до 5 литров топлива. К слову о топливе – этот суперминиатюрный автомобиль производится с бензиновым и дизельным двигателем.

1. Peel P50


Габариты:
1370х1040х1170 мм.
Вес: 59 кг
Максимальная скорость: 80 км/ч

Peel P50 по праву считается самым маленьким и самым легким автомобилем в мире. Только вдумайтесь, его вес составляет всего 59 килограмм! При большом желании его можно просто взять в руки и перенести – для этого автомобиль имеет даже специальную ручку на задней части.

История машины весьма неоднозначна и прерывиста: ее уже начинали выпускать в 90-е на заводах Великобритании, однако производство было приостановлено по неизвестным причинам. И вот с 2011 года мелкосерийное производство возобновилось.

Миниатюрные машины многие считают транспортом завтрашнего дня: ведь им не требуется много бензина, они способны пробраться сквозь любую пробку и припарковаться на самом маленьком пятачке. Однако наши предки тоже знали толк в экономии топлива: маленькие авто начали завоевывать популярность сразу после Второй мировой войны. Причем некоторые из них были так малы, что свободно могли разместиться в прихожей!

Этот итальянский трехколесный электромобиль очень похож на тележку индийского рикши, в честь которой, собственно, и получил свое название. Машина весит 360 килограммов, а ее длина — чуть больше двух метров. На одной зарядке аккумуляторов она проезжает 50 километров, развивая скорость до 40 км/ч — то есть, на автостраде на ней делать нечего. Авто выпускается в двух модификациях — двухместной и одноместной, причем последней на родине «рикши», во Флоренции, можно управлять без водительских прав.

Создатель этой 360-килограммовой малютки, чем-то напоминающей «Запорожец», — компания ACMA, знаменитый производитель скутеров. В салон помещаются двое взрослых, и еще остается немного места для багажа. Модель Lusso выполнена в модификации купе, а Turismo — кабриолет. Двигатель можностью 14 лошадиных сил позволяет развивать скорость до 88 километров в час. Немного, конечно, но это не мешает этому городскому авто много лет сохранять свои позиции на рынке.

Это авто с кузовом из стекловолокна и откидным верхом весит лишь 345 килограммов и обладает рекордно низкой высоток — чуть больше метра в самой высокой от земли точке. Благодаря этой особенности производителю не пришлось раздумывать над тем, как бы половчее приспособить к автомобилю двери: их просто нет. Чтобы сесть в салон, вы просто перешагиваете через борт. Двигатель мощностью 15 «лошадей» разгоняет машину до 104 километров в час: для такой малютки цифра вполне достойная.

Это чудо немецкого автопрома, выпущенное компанией Elektromaschinenbau Fulda GmbH, — порождение послевоенного экономического кризиса. Автомобиль выпускался с 1950 по 1969 год. За узнаваемый серебристый цвет кузова немцы прозвали машину «серебряной блохой». Фанерные панели авто были вручную отделаны натуральным деревом и алюминием. Позднее производитель «блохи», объединив силы еще с одним немецким автоконцерном Nordwestdeutscher Fahrzeugbau (NWF), забросил свое детище в пользу микромашин более стандартного вида.

В отличие от большинства авто из нашего списка, этого малыша без труда можно увидеть на улицах практически любого крупного города. Простота передвижения по загруженным городским трассам и отсутствие проблем с парковкой заставили европейцев и американцев полюбить этого маленького уродца длиной 2 метра 70 сантиметров с нестандартным задним двигателем. Так что семейство Smart растет и развивается, и сегодня покупателям доступны две его модификации — купе и кабриолет. А вскоре, сообщает производитель, в продажу поступит еще и экологичный вариант машины-малютки.

Этого малыша-итальянца производил концерн Autobianchi — совместное детище Fiat, Bianchi и Pirelli, существовавший с 1955 по 1995 год. Самая миниатюрная модель линейки, Bianchina, имела почти 3 метра в длину, весила 510 кило и была снабжена двигателем в 15 «лошадей». Вскоре его заменили другим, мощностью в 17 лошадиных сил, а финальная модель, Transformabile Special, имела и вовсе 21-сильный движок: ну просто рекорд мощности.

Этот итальянский микромобиль выпускался итальянской компанией Iso с 1953 по 1955 год. Позднее компания продавала лицензии на производство различным европейским производителям. Так, концерн BMW выпускал малюток Isetta 250, а затем и ее модификации Isetta 350 и Isetta 600, производство которой прекратилось лишь в 1962-м. За необычную форму автомобиль окрестили «пузырем». Самая маленькая Isetta имела 2 метра 25 сантиметров в длину, а ее двигатель мощностью 9 лошадиных сил разгонял малышку до 85 км/ч.

Компания Corbin Motors начала производство этого трехколесного электромобиля в 1999 году, когда мир явно не был готов к таким новшествам. Машина весит 610 кило, ее длина — 2 метра 40 сантиметров, и она способна проехать без подзарядки больше 60 километров, поддерживая вполне достойную скорость 112 км/ч. В 2004 году активы Corbin Motors купила компания Myers Motors, сменившая название трехколесного авто на NmG. Те, кто хочет вложиться в новые технологии, могут иметь в виду: сейчас Myers собирает деньги на доработку микромобиля посредством краудфандинга.

Это авто тяжелее своих миниатюрных собратьев: его вес- полторы тонны. Зато оно отличается стройностью: ширина автомобиля — меньше метра. Этот электромобиль проходит без подзарядки почти 200 километров и разгоняется до 112 км/ч. С его габаритами Tango — пожалуй, самый удобный городской микромобиль как для лавирования в пробках, так и для парковки в самых маленьких карманах.

Это вычурное авто удерживается в классе микроавтомобилей лишь благодаря своей низкой посадке: его высота — всего 66 сантиметров, зато длина вполне стандартная- больше 3 метров. В отличие от одноклассников, Elva — автомобиль скоростной. Создатель машины, Фрэнк Николс, составил ее имя из двух французских слов, в переводе означающих «она едет». Действительно, едет она неплохо: большинство автомобилей были оснащены 4-цилиндровыми 8-клапанными двигателями объемом в 1100 кубических сантиметров. К тому же Elva — настоящая кинозвезда: в 1964 году вместе с Элвисом Пресли она блистала в фильме «Да здравствует Лас-Вегас!»

Эту пародию на автомобиль с 1952 по 1955 год производила на острове Мэн компания Peel Engineering. Ширина машны не дотягивала до метра, а длина — до полутора. У авто не было задней передачи, зато сзади у нее имелась ручка, взявшись за которую, хозяин мог с легкостью перевернуть 59-килограммовый автомобиль в нужную ему сторону. Эта машина до сих пор включена в Книгу рекордов Гиннеса как самый маленький автомобиль в мире.

Эта машина на одного ездока была построена в Штутгарте специально к Международной выставке мотоциклов и велосипедов 1956 года. Однако публика восприняла шутку всерьез, и о покупке лицензии на выпуск авто даже подумывала компания Opel. В общей сложности, было произведено 14 модификаций авто. Машина 1958 года — это 1,70 метра в длину, 88 сантиметров в ширину и вес в 78 кило. Трехколесное сооружение заводилось с ножного стартера, как мотоцикл, и было снабжено одноцилиндровым двигателем с мощностью в 2,3 лошадиные силы.

Mirai

Этот электромобиль разработали в 2010 году старшеклассники японской школы Окаяма Саньо. Это самый низкий автомобиль в мире: его высота — всего 45 сантиметров. Машина может проехать без подзарядки до 80 километров, но путешествие продлится довольно долго: школьное авто не может ехать быстрее 50 километров в час. Этот молодежный проект не стоит путать с еще одной новой разработкойToyota Mirai. Сходство названий случайно: просто по-японски ‘mirai’ означает «будущее».

Производившаяся с 1953 года, эта одноместная машина гордо носит официальное звание самого узкого авто в истории: ее ширина — всего 61 сантиметр. Весит авто 113 кило, и с тех пор, как в 1961 году его производство было прекращено, она и сегодня остается предметом вожделения для всех автомобильных коллекционеров мира.

Самый маленький в мире внедорожник в длину достигал 120 сантиметров, а в ширину — 65 сантиметров. Остин Коулсон, автомобильный дизайнер из Аризоны, специально приспособил ее для езды по улицам, добавив к ней все детали, необходимые для езды по городу: от ремней безопасности до «дворников» на лобовом стекле. Машина довольно проходима, но с ветерком на ней не прокатишься: ее максимальная скорость — 53 км/ч.

Малолитражек, снующих по городским дорогам и трассам, немало, но не все они одинаковы. Из числа небольших автомобилей составлен рейтинг самых маленьких. Среди них выбран один – самый маленький автомобиль в мире.

Рейтинг самых маленьких автомобилей

В современном городе у маленького автомобиля с небольшой массой множество преимуществ. Одно из них – экономное расходование топлива во время стояния в пробках, второе – отсутствие проблем при парковке, так как припарковать «малютку» можно без труда и в укромном месте. Третье преимущество – нередко на маленьком автомобиле можно избежать пробок, что позволяет быстрее добраться до нужного места.

Популярным журналом Forbes из серийных компактных автомобилей были выбраны десять наиболее маленьких и лёгких. В рейтинг вошли автомобили, чей вес не превышает девятисот килограмм, а длина – не более трёх с половиной метров.


На первом месте рейтинга находится миниатюрное авто - Peel Р50, вторую позицию занимает Mercedes SMART ForTwo. Далее следуют такие автомобили, как Suzuki Twin, Fiat Seicento, Citroen C1, Chevrolet Spark, Peugeot 107 и Toyota iQ. На девятой и десятой позициях - Aston Martin Cygnet и Daihatsu Move соответственно. Далее подробнее о некоторых из них.

Daihatsu Move

Небольшие размеры автомобиля Daihatsu Move не стали преградой тому, чтобы создать его пятидверным и достаточно просторным внутри. В этом микровэне могут передвигаться четыре человека.


Масса автомобиля, занимающего, по мнению Forbes, десятую позицию рейтинга самых маленьких авто, составляет всего восемьсот десять килограмм. Он способен развить скорость до ста шестидесяти километров в час. Длина Daihatsu Move без малого составляет три метра сорок сантиметров.

Aston Martin Cygnet

Немного удивительно выглядит в рейтинге миниатюрных автомобилей авто премум-класса. Речь о Aston Martin Cygnet. Он стал первым компактным авто в своём классе. Производство стартовало только в 2011-ом году. Цель выпуска этой малютки – удовлетворение привыкших к роскоши почитателей данной марки авто, нуждающихся в компактном транспортном средстве.

Длина автомобиля – триста восемь сантиметров, а масса – восемьсот девяносто килограмм. Заявленная производителем максимальная скорость – сто семьдесят километров в час.


Fiat Seicento

В рейтинге можно видеть такой автомобиль, как Fiat Seicento. Его выпуск начался ещё в конце прошлого века и с тех пор он практически не изменился. Fiat Seicento заявлен, как пятиместный, хотя на самом деле сзади смогут расположиться только два пассажира.


У этого трёхдверного хетчбэка внушительная для его размера грузоподъёмность – пятьсот килограмм. Длина равна трём метрам тридцати двум сантиметрам. Вес Fiat Seicento – семьсот тридцать килограмм.

Suzuki Twin

На почётном третьем месте рейтинга находится микромобиль Suzuki Twin. Его вес всего пятьсот шестьдесят килограмм, а длина – два метра семьдесят три с половиной сантиметра. Несмотря на маленькие габариты, эта машина, предназначенная в большей степени для городских дорог, совершенно не выглядит смешной. У данного малолитражного автомобиля оригинальный дизайн с округлыми линиями. Внутри с комфортом могут разместиться два человека.


Самый маленький автомобиль в мире на сегодняшний день

Транспортные средства, которые могли бы быть названы самыми маленькими в мире, создаются, время от времени, в единичных экземплярах умельцами-механиками. На них даже можно передвигаться. Тем ни менее особого внимания заслуживает микромобиль серийного производства, являющийся детищем компании Peel Engineering.

Самой миниатюрной машиной признана модель Peel Р50. Этот сверхлёгкий автомобиль начали выпускать в 2011-ом году в Великобритании небольшими партиями. Его ширина – сто четыре сантиметра, а длина – сто тридцать семь сантиметров. Масса лидера рейтинга – всего пятьдесят девять килограммов.


Передвигаться в Peel Р50 может только один человек. Максимум её скоростных возможностей – восемьдесят километров в час. Трёхколёсную малютку в случае необходимости можно попросту перекатить на другое место, взявшись за ручку, расположенную на задней части этой машины.

Конечно то, что автомобиль одноместный – важный недостаток. Понимая это, производители выпустили и двухместную модификацию, название которой - Peel Trident. Вес двухместного авто – девяносто девять килограмм. Несмотря на странный дизайн и схожесть Peel с игрушечной машинкой, человек в ней чувствует себя совершенно комфортно. Автомобиль Peel Р50 занял заслуженное место в Книге рекордов Гиннесса.


Надо отметить, что Peel Р50 – не новшество автоиндустрии. Этот миниатюрный автомобиль уже выпускался в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века. В те годы его ширина равнялась метру, а длина – ста сорока трём сантиметрам. Вес составлял всего шестьдесят килограмм. До сегодняшнего дня из пятидесяти микромобилей, произведенных в прошлом веке, дожили только двадцать. Теперь они считаются раритетными и стоят немалых денег.

Маленькие автомобили часто бывают совсем недешевыми, но им не переплюнуть самый дорогой автомобиль в мире ..
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен