Только машины с вертикальным взлетом. Летающая машина Terrafugia TF-X – гибридный самоуправляемый аэромобиль с вертикальным взлетом (видео) - ЭкоТехника. Технические характеристики TF-X Terrafugia

Компания Terrafugia представила новую дизайнерскую концепцию гибридного транспортного средства TF-X, которое, как ожидается, сможет передвигаться по дорогам общего пользования, а также летать.

Напомним, что впервые о проекте TF-X фирма Terrafugia заговорила в 2013 году. Летающий автомобиль планируется оснастить двумя складывающимися крыльями с установленными на них поворотными винтами. Машина сможет осуществлять вертикальные взлёт и посадку, что избавит владельца от необходимости поиска разгонной полосы.

Модель TF-X будет оснащена гибридной силовой установкой. При движении по земле, а также во время взлёта необходимую тягу обеспечат электрические моторы с питанием от аккумуляторов. Во время полёта в дело вступит двигатель внутреннего сгорания мощностью 300 лошадиных сил, приводящий во вращение толкающий винт в кольцевом обтекателе, установленный в задней части машины. ДВС также может использоваться для генерации энергии для подзарядки батарей.

В воздухе TF-X сможет развивать скорость до 320 км/ч, а максимальная дальность полёта составит 800 км. В салоне смогут разместиться четыре человека, включая водителя-пилота.

При создании транспортного средства большое внимание планируется уделить вопросам безопасности. В частности, машина получит систему автопилотирования и автоматического взлёта/посадки.

В скором времени уменьшенная модель TF-X подвергнется всестороннему тестированию в аэродинамической трубе в Массачусетском технологическом институте. Увы, на коммерческом рынке летающий автомобиль если и появится, то не ранее, чем через 8-12 лет.

Научно-фантастические произведения и фильмы нередко повествуют нам о том, что в будущем человечество откажется от колёсного транспорта и перейдёт на летающие автомобили. Но время идёт, а воздушное пространство рассекают лишь самолёты да вертолёты. Так когда же появятся летающие машины?

Особенности такого вида транспорта

В идеале летающий автомобиль компактен и не нуждается в особых условиях для взлёта. То есть он может просто храниться в гараже и осуществлять взлет прямо оттуда. Но самое главное то, что такой вид транспорта должен быть доступным среднему классу населения .

Как правило, большинство концептов автомобилей будущего подразумевают возможность передвижения как по воздуху, так и наземным образом. Управление летающей машиной должно быть предельно простым и интуитивно понятным.

Не стоит забывать, что мы говорим о технологиях будущего, когда должны появиться новые виды топлива и энергии . Поэтому заправка или подзарядка летающей машины не должна обходиться в копеечку. Да и уровень загрязнения окружающей среды у такого автомобиля должен быть сведён к минимуму.

Современные разработки в направлении «дорожно-воздушного» транспорта ведутся с учётом перечисленных данных, однако ставка делается в основном на то, чтобы машина могла хотя бы в воздух подняться…

Существующие модели

Формально летающие машины уже существуют в виде экспериментальных моделей. Из нескольких десятков прототипов мы выбрали тройку самых перспективных.

Terrafugia TF-X

Производители позиционируют своё творение как первый в мире полуавтономный гибридный летающий автомобиль , и он во многом соответствует этой формулировке.


TF-X имеет компактные размеры и поместится в любом гараже

Преимуществом этого авто является его возможность вертикального взлёта. Передвижение возможно как по воздуху, так и по земле. К слову, вмещает он аж четверых пассажиров.

Полуавтоматическая система реагирует на препятствия и плохую погоду, самостоятельно производит посадку в экстренных ситуациях, уведомляя о своём действии авиадиспетчеров. К тому же, TF-X оборудован парашютной системой.

Взлёт и посадка не потребует особых навыков от водителя (пилота?) – за это будет отвечать автопилот . Да и весь полёт в основном осуществляется под управлением компьютера, а пользователю нужно только задать пункт назначения. Система просчитает, хватит ли топлива и заряда для полёта, проанализирует особенности рельефа и погодные условия.

Интересно, что пропеллеры, поднимающие автомобиль в воздух работают на электромоторах, а толкающий винт, обеспечивающий движение вперёд, приводится в движение газовой турбиной. Таким образом, без подзарядки и дозаправки TF-X сможет преодолевать более 800 км.

Сейчас разработчики трудятся над решением таких вопросов, как повышение безопасности автомобиля и упрощение управляемости.

Пока что ориентировочная стоимость Terrafugia TF-X близка сумме в 300 тыс. долларов, но производители обещают, что через некоторое время его можно будет приобрести по цене машины премиум-класса.

Уже в 2017 году словацкая компания AeroMobil готовится к продажам летающих автомобилей собственного производства.

Это транспортное средство приспособлено для комфортной езды и полётов. Непосредственно перед взлётом у Аэромобиля по бокам «расправляются» крылья. Речи о взлёте прямо с автострады пока и быть не может – для этого придётся использовать взлётную полосу ближайшего аэродрома . Соответственно, и без лицензии пилота пока не обойтись.

Кабина рассчитана на 2-х человек. В качестве топлива используется обычный бензин.

Для улучшения лётных качеств, корпус этого авто сделан из специально подобранных композитных материалов. В воздухе AeroMobil может разогнаться до 200 км/ч и преодолеть около 700 км. В перспективе он будет оснащаться автопилотом.

Производители говорят, что стоимость автомобиля-самолёта будет на уровне спорткара и легкомоторного самолета.

А вот этот летающий автомобиль можно приобрести уже сегодня . Двухместный Transition менее чем за минуту может трансформироваться из наземного транспортного средства в воздушное.

Скорость, которой достигает авто в полёте, может составлять 185 км/ч, при этом дальность полёта – 790 км. В качестве топлива используется бензин.

Тем не менее, для безопасного взлёта необходима ровная взлетная полоса протяжённостью в 500 метров.

Terrafugia Transition сертифицирован и как средство передвижения по дорогам общего пользования, и как «лёгкий спортивный самолёт».

Стоимость этого летающего автомобиля – 280 тыс. долларов.

Летающий автомобиль 1946 года

Идея летающих машин отнюдь не нова. Уже в середине 20 века инженеры всерьёз задумывались о разработке подобного средства передвижения. И более того была создана модель, соответствующая представлениям о летающем автомобиле. Хотя скорее это был самолёт, который трансформировался в наземное транспортное средство.

Речь идёт об , и он действительно заслуживает внимания. Разработкой Амфибиана занялся Роберт Фултон в 1946 году. И в целом ему удалось приспособить самолёт к дороге.

Этот летающей автомобиль стал первым, получившим сертификат Управления гражданской авиации Соединенных Штатов .
Для трансформации автомобиля в самолёт необходимо было закрепить крылья и хвост, пропеллер крепился к фюзеляжу.

Скорость полёта Амфибии могла достигать 200 км, скорость езды – 80 км.

К сожалению, несмотря на успех реализации своей задумки, Фултон так и не смог пустить Airphibian в массовое производство.

Главная проблема

Учёт одновременно автомобильных и авиационных норм практически невозможен. Автомобиль должен быть безопасен для пассажиров и пешеходов, не создавать помех на дорогах, а также соответствовать экологическим нормам. В летательном аппарате должны быть учтены весовые категории, лётные качества и всё прочее, что необходимо для получения лицензии.

Производители видят необходимость в признании летающих авто особым классом транспорта, что вполне обоснованно. Как ни странно, чиновники в Европе и США идут навстречу производителям, предоставляя им необходимые разрешения.

Тем не менее, если всё пойдёт своим чередом, потребуется внесение значительных изменений в транспортную инфраструктуру, создание «Правил воздушно-дорожного движения», будет необходимо осуществлять контроль по соблюдению этих правил… В общем, покупаем летающие машины, ставим их в гараж и ждём пока нам разрешат их использовать.


Народные умельцы не отстают от прогресса

Неприятность и в том, что стоимость первых летающих машин исчисляется десятками тысяч долларов, что явно не по карману среднестатистическому потребителю. В этом плане никто никому поблажек не сделает…

Самолёт, который может ездить между аэропортами по обычным дорогам, пошла ещё дальше по пути создания «летающего автомобиля».

При сложенных крыльях, уверяют нас, легко будет оставить TF-X в обычном гараже, благо вертикальный взлёт позволил сделать колею очень узкой. (Здесь и ниже иллюстрации Terrafugia.)

Её новый концепт TF-X обещают запустить в серию лет через 8–12, а не в неопределённом будущем (что чаще всего переводится с маркетингового на потребительский как «никогда»).

Во-первых, четырёхместный транспорт, способный ездить по дорогам общего пользования и имеющий куда более разумные габариты, нежели тот же двухместный Transition с его 6×2,3×2 м. Впрочем, конкретные цифры пока не называются; очевидно, конструкторы не решаются сковывать себя строгими обязательствами на столь ранней стадии. Во-вторых, если Transition - это практически самолёт со складывающимися крыльями, требующий взлётной полосы более 570 м, то TF-X сможет влетать и садиться практически вертикально, «с пятачка».

Аппарату оставят два крыла почти нормального вида, только складные. На земле и на взлёте гибридный TF-X перемещается лишь на электротяге. Причины очевидны: мощный авиационный мотор не удастся втиснуть в экологические ограничения для наземных авто в первую очередь по выбросам углекислого газа. Поэтому два винта вертолётного типа вращаются блоками электромоторов мощностью по 600 л. с. Каждый блок, скомпонованный в мотогондоле, состоит из 16 электромоторов. Разработчик уверяет, что 32 мотора нужны аппарату, чтобы продолжать подъём при выходе из строя одного или двух из них. Однако очевидно, что причиной столь необычной конструкции стало отсутствие готовых транспортных электромоторов подобной мощности и при этом в достаточной степени компактных. Ну а нечто слабее 38 л. с. найти легко, благо сходными моторами оснащаются нынешние серийные электромобили и гибриды.


В полёте стартовые винты складываются, снижая сопротивление. Крылья остаются, хотя на изображениях концепта они всё равно выглядят слишком маленькими.

Поначалу два винта на концах крыльев будут смотреть в небо, поднимая TF-X вертикально вверх. Как только набрана необходимая высота, пропеллеры будут постепенно наклоняться вперёд, заставляя машину лететь горизонтально с набором высоты. При достижении некоей минимальной скорости (очевидно, она должна быть выше скорости сваливания), пропеллеры складываются, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Использовать их для полёта всё равно будет очень сложно, поскольку электротягу на 1 200 л. с. на постоянной основе силовая установка выдать не сможет, ибо для получения такого тока нужны и более мощный двигатель, и недешёвый генератор.

А что после складывания лопастей пропеллеров? Здесь подключается ДВС мощностью в какие-то 300 л. с. Он вращает толкающий винт большого диаметра, находящийся в корме летательного аппарата:

После набора скорости до максимальных 322 км/ч часть мощности мотора пойдёт на подзарядку литиевых батарей, используемых для наземной езды и взлёта-посадки. Итак, шумность и выхлопы на земле минимальны, хотя при длительной езде по шоссе без электрозаправок ДВС может включаться для подзарядки аккумуляторов. Заодно отсутствуют и вращающиеся на шоссе пропеллеры, которые, несомненно, нервировали бы окружающих четырёхколёсных граждан.

Прежде чем вы начали мечтать об эффектном подъёме в небо прямо из дорожной пробки, вынуждены вас предупредить: Terrafugia полагает, что для старта вокруг TF-X понадобится чистая зона радиусом в 15,25 м, что объясняется без каких-либо подробностей «соображениями безопасности». Очевидно, раскладывающиеся крылья и винты с создаваемыми ими потоками воздуха исключают обычный взлёт с шоссе - по крайней мере при соблюдении норм безопасности. То есть, чтобы взлететь, придётся доехать до ближайшей взлётно-посадочной площадки, что в США обычно не слишком далеко от любой точки любого штата. Добавим: посадочные площадки для вертолётов, в некоторых американских городах расположенные на крышах задний, для таких взлёта и посадки тоже теоретически пригодны.


На шоссе летающее авто не должно быть намного шире обычного.

Конечно, можно сказать, что для этого уже есть вертолёты. Однако редкий вертолёт гаражного назначения может пролететь 805 км (дальность TF-X) со скоростью 322 км/ч при «самолётном» расходе топлива, ведь вертолёт обычно потребляет в несколько раз больше литров на километр, да и силовая установка у него изнашивается быстрее, а техобслуживание при сходной мощности дороже.

Думаете, это непрактично, ибо обучение полёту на вертолёте намного сложнее самолётного, а TF-X потребует и того и другого режима? Здесь Terrafugia уповает только на отрабатываемую ею систему автоматического полёта. Это даже не столько продвинутый автопилот, сколько пассажирский летательный аппарат без пилота. Человек управляет TF-X полностью лишь на земле, а перед взлётом закладывает пункт назначения и откидывается в кресле. Выбор конкретного маршрута остаётся за ПО летающей машины, оно же управляет винтами при взлёте и решает, когда переходить с вертолётного взлёта на электротяге к самолётному перемещению на ДВС.


Теоретически вы сможете взлететь из любой точки, где окрест есть 15 м свободного пространства. Практически же в большинстве евростран такого рода полёты потребуют разрешения. Впрочем, разработка явно предназначена для американского рынка.

Кстати... Если все компоненты, декларируемые разработчиком, не только абсолютно реальны, но и есть на рынке, то столь продвинутый автопилот лишь предстоит создать, на чём Terrafugia и собирается сконцентрировать основные усилия. Говорят, что при обнаружении в посадочной зоне препятствий (другого ЛА или просто поваленного бурей дерева) аппарат откажется от приземления и свяжется с местным авиадиспетчером, чтобы тот поискал другие места. При отсутствии устойчивой радиосвязи или внезапном самоустранении пилота от управления TF-X сам полетит к ближайшему аэродрому или вертолётной площадке и сядет в пустующую точку.

Не меньше впечатляет и заявление о том, что в случае выхода из строя всех электромоторов ещё до набора скорости, достаточной для горизонтального полёта, автопилот сможет перевести ЛА на авторотацию и благополучно посадит его на шасси.

Теперь вы и сами понимаете, что раньше чем через восемь лет такую уйму работы не провернуть. Отчего же компания выкладывает карты так рано? По маркетинговым, думается, соображениям: перед производителем как минимум восемь лет интенсивной рекламной кампании, причём за счёт СМИ, ибо не написать о развитии столь экзотического проекта сложно, как бы вы лично ни оценивали его. Точно так же хитрая Terrafugia поступила семью годами раньше с Transition, только-только приближающемся к серийному производству.

Более важным представляется иной вопрос. Сколько будет стоить четырёхместный самолёт с вертикальными взлётом и посадкой, паркуемый в гараж и разрешённый к езде на дорогах общего пользования? Разработчик обтекаемо говорит о цене, «сравнимой с нынешними роскошными авто из самой верхней части ценового сегмента». Это значит, что ваш босяцкий Nissan GT-R почти наверняка будет слишком дёшев в сравнении с новинкой, ведь нынешний Transition собираются продавать по $279 тыс. за штуку. Остаётся лишь надеяться, что после появления первого коммерчески успешного проекта такого типа народятся более бюджетные строители летающих автомобилей.

Хотя ему всё равно будет трудно взлетать с шоссе, это, пожалуй, одно из лучших приближений к реализации настоящего крылатого авто.

Подготовлено по материалам Terrafugia .
Взято здесь:

Подробности Опубликовано: 27.07.2015 19:18

Относительно цены на TF-X известно, что Terrafugia намеревается приблизить стоимость их машины к «наземным» автомобилям премиум класса. Интересно, что на сегодня стоимость предыдущей модели аэромобиля Terrafugia Transition составляет примерно 280 тысяч долларов. В компании говорят, что разработка готового продукта может занять 8-12 лет, однако владельцам Transition будет предоставлена опция на приобретение TF-X раньше намеченного срока.

Технические характеристики TF-X Terrafugia

  • Силовая установка - ДВС 300 л.с. и два электродвигателя
  • Максимальная скорость в полете – 322 км/ч.
  • Требуемое пространство для взлета – площадка диаметром 30,5 м.
  • Дальность полета – до 804 км.
  • Габариты близкие к стандартным автомобилям.
  • Вместимость – 4 места.
  • Зарядка батарей возможна как от топливного двигателя, так и от станций для зарядки электромобилей.

Видео: летающая машина Terrafugia TF-X™


Только ленивый писатель-фантаст, футурист или инженер не мечтал в своей жизни о такой вещи, как летающий автомобиль. Ведь факт, что такой транспорт практичен и удобен в использовании, очевиден. Летающий автомобиль помог бы решить уйму проблем, в том числе и с трафиком на дорогах. В этом обзоре о самых убедительных уже реально существующих летающих автомобилях.

1. TF-X



Летающий автомобиль TF-X от компании Terrafugia – это концептуальный автомобиль-вертолёт. Предполагается, что работать он будет на двух электродвигателях мощностью 670 л.с, которые должны обеспечивать ему вертикальную тягу. Вместить машина может до трех человек.


Максимальная скорость в полете составит 322 км\ч, а запас хода (полета) - 800 километров. Увидеть это чуде в воздухе, к сожалению, удастся только через 6-12 лет. Но при этом разработчики грозятся показать полностью функционирующий прототип уже в ближайшие 2 года.

2. Aeromobil



разрабатывается одноименной словацкой компанией. Придуман он был группой энтузиастов из Братиславы. Выйти на рынок чудо техники должно уже совсем скоро – в 2018 году. Разработка этого транспортного средства идет стремительно.


В 2013 года инженеры уже продемонстрировали сразу несколько полностью функционирующих прототипов-моделей Aeromobil. Последние модели качественно отличаются тем, что их крылья могут быть сложен вдоль бортов. Сейчас же идет работа над улучшением системы безопасности.

3. Moller Skycar



Удивительный Moller Skycar явялется гибридом летательного аппарата и космического корабля. Он может вертикально взлетать и парить в воздухе. Скорость движения существующих прототипов уже достигает 600 км\ч. Работать он будет на спирте или керосине.


Среди недостатков летательного аппарата стоит упомянуть слишком сложное на сегодняшний день управление, а также громоздкость. На 100 км пути аппарат «скушает» 10 литров упомянутого топлива. Дальность хода при этом составит 1200 км.

4. Transition



Автомобиль-самолет Transition от уже упомянутой американской компании Terrafugia примечателен в первую очередь тем, что на сегодняшний день является одним из немногих полностью функционирующих летательных транспортных средств. Создан был еще в 2009 году группой студентов из Массачусетского технологического университета.


Стоит аппарат правда очень и очень много. В небе «автомобиль» разгоняется до 185 км\ч, а на шоссе до 105 км\ч. Трансформируется из самолета в машину аппарат примерно за 60 секунд.

5. Moller 200 X



Настоящий антиквариат! Этот летательный аппарат успешно прошел свои испытания еще в 1989 году, принеся известность одноименно компании. Выглядит аппарат, как летающая тарелка. Способен уместить в себя двух человек, водителя и пассажира. Разгоняется до 160 км\ч, а топлива хватит всего на 1 час.


Аппарат к сожалению оказался слишком пожароопасным и ненадежным, да и взлетает он всего на 3 метра.

6. Parajet Skycar



Еще один любопытный гибрид воздушного и наземного видов транспорта. На сей раз инженеры скрещивали паратрайк и багги, два весьма экзотических вида транспорта. Поднимается в небо благодаря парашюту и мощному двигателю мощностью 150 л.с. Работает на биотопливе и разгоняется до 90 км\ч. Поднимает на высоту до 600-900 метров. Для города автомобиль не годится, так как очень привередлив к взлету и приземлению. Тем не менее аппарат летает.

7. Maverick Flying Car



Очередной летающий багги, однако в отличие от предыдущего претендента намного более безопасный и удобный. Разгоняется до 64 км\ч в воздухе. Создавался с расчётом на широкого пользователя. Шикарную работу проделали дизайнеры летательного аппарата, стремясь максимально сильно приблизить его внешний вид к старинному автомобилю.

8. PAL-V



Смешивают не только автомобили и самолеты, но и мотоциклы и вертолеты. Наглядным примером такого инженерного творчества является . Создано транспортное средство было в Голландии. В основе концепции лежит желание создать индивидуальный транспорт для движения на земле и воздухе. Разгоняется до 180 км\ч и способен взлететь на высоту до 1.2 тысячи метров.


На трассе мотоцикл «кушает» 8 литров горючего на 100 км, что позволит проехать до 1 200 км или пролететь 350 км. Первые заказчики получат своей вертолет-мотоцикл уже в будущем 2017 году.

9. Audi Shark

Эта летающая акула была создана турецким дизайнером Казимом Доку и является гибридом самолета и мотоцикла. Со стороны машина куда больше похожа на подводную лодку, нежели на летательный аппарат, благодаря своему обтекаемому дизайну. Рассчитано необычное транспортное средство на двух человек. Для движения транспортное средство должно использовать принцип воздушной подушки.

10. Honda Fuz-O



Другой любопытный концепт от дизайнера Джона Мехеадина. Взлетать и садиться этот аппарат должен будет вертикально. Разгоняться, он согласно ожиданиям, сможет до 350 км\ч, а ездить это чудо должно будет на инновационных колесах-турбинах. Отличается концепт одной из самых продуманных на сегодняшний день систем безопасности пилота. В автомобили могут поместиться водитель и два пассажира.

11. Skycruiser



Компания Krossblade Aerospace Systems ведет разработку своего собственного летающего автомобиля – пятиместного гибрида Skycruiser, который будет работать по принципу мультикоптера. У машины будут два складных крыла и четыре складных ротора с электроприводами и роторными двигателями. Взлетать и садиться машина будет вертикально, вот только в отличие от всех уже приведенных выше образцов, прототип не может похвастаться даже относительной компактностью.

Бонус: MyCopter

Проект MyCopter реализуется в Европейском Союзе под эгидой государственных властей. В отличие от проектов коммерческих компаний, здесь инженеры почти не уделяют внимания своему собственному детищу. Это может звучать парадоксально, однако настоящая цель MyCopter не создать, а популяризировать летающие авто, показав другим производителям перспективность этого направления.
Важно и то, что в рамках инициативы разрабатывается множество законодательных актов способствующих продвижению летающих автомобилей, формированию требований к уровню их безопасности и комфорта. Так, например, власти ЕС требуют чтобы аэромобили были как можно сильнее похожи на привычные всем автомобили и справиться с управлением такого чуда техники мог даже минимально подготовленный водитель.

Список этих невероятных авто вполне могла бы дополнить . Этот автомобиль явно опередил своё время.