Тнвд: устройство, виды, принцип работы, регулировка и ремонт. Как отрегулировать топливный насос высокого давления на КамАЗе

Помпа или топливный насос высокого давления грузовика КамАЗ – это сложный механизм. Он подаёт топливо в камеру двигателя, очищает и распределяет его. Выход из строя может затруднить работу двигателя.

Принцип действия ТНВД

В этом устройстве по проводам под давлением горючее поступает в пункты назначения. ТНВД на КамАЗе качает топливо через элемент тонкой очистки в камеры сгорания цилиндров двигателя. Излишки и попавший с ними воздух отводятся в топливный бак. Горючее, попавшее между распылителем и иглой, проходит в бак через сливные магистрали.

Знаете ли вы? Современным принципом работы ТНВД КамАЗа обязан немецкому инженеру Роберту Бошу. В 20-е годы прошлого века он усовершенствовал механизм созданием новой модели форсунки.

Диагностика и ремонт топливного насоса

Признаки заметны без специальной аппаратуры: есть подтёки горючего, слышны посторонние шумы, троит мотор, нет плавность хода, большое потребление топлива, плохо работает педаль газа.

Инструменты

Сначала топливный насос высокого давления КамАЗ снимают. Устраняют дефекты деталей сварочные работы, пайка и слесарной обработки. Изъяны, нанесённые ржавчиной, шлифуют и зачищают.

Здесь понадобятся:

Ключи гаечные.

Пассатижи.

Штангенциркуль и микрометр.

Динамометрический ключ

Съёмник клапанов

Отвёртка прямая и крестообразная.

Щётки для шлифовки.

Воздушный пистолет.

Список действий

Правильный порядок действий поможет определить схема ТНВД КамАЗа. В цехах СТО текущий ремонт проводят в несколько фаз:

1. Снятие повреждённых приборов и деталей;

2. Ппроверка всех механизмов в ремонтных цехах;

3. Ввосстановления и регулировка зажигания КамАЗа;

4. Сборка, установка и отладка.


Снятую помпу моют в ёмкости с керосином, очищают, обтирают, продувают воздухом. Детально разобрать помпу поможет аппарат, разрешающий повернуть её под нужным углом.

Самостоятельная регулировка ТНВД

Рассмотрим, как правильно выставить зажигание или момент впрыска на КамАЗе. На каждом двигателе есть метки. Это ориентир, позволяющий найти лучший вариант регулировки. Если зажигание поставить точно по меткам, машина будет работать идеально, при соответствии параметров ТНВД эталону, а топлива ГОСТу.

Как продлить жизнь ТНВД

Длительную работу насоса обеспечит соблюдение таких действий:

используйте качественное горючее;

Следите за чистотой всех фильтров;

Не используйте незнакомые смеси для повышения мощности мотора;

Устраняйте причины подтёков;

Проверяйте герметичность системы и крепление насоса к двигателю. Главная причина поломки механизма – вода. При её попадании в помпу ремонтом не обойтись. Показана полная замена насоса.

Важно! Проверку и регулировку ТНВД КамАЗа доверьте квалифицированному мастеру технических центров. Самостоятельный ремонт кустарным методом приведёт к сбою всей системы агрегата.

Подписывайтесь на наши ленты в

В топливной системе дизельного автомобиля немаловажную роль играет качество Bosch - компания, имеющая мировую известность. Под этой маркой выпускаются высококачественные запчасти для различных моделей авто. Конечно, стоимость товаров этой фирмы выше, чем у китайских конкурентов. Но на ТНВД экономить нельзя.

Задача агрегата - создание давления, необходимого для продуктивной работы мотора. В случае если при запуске двигателя вы слышите шумы, а расход топлива существенно возрастает, обратитесь в сервисный центр и пройдите диагностику.

Если в систему могла попасть вода, а также при использовании топлива низкого качества, нужна регулировка ТНВД Bosch. Подобная процедура потребуется, если давление насоса недостаточно, а также в случае, если форсунки изношены или сильно засорены и работают неподобающе. Если плунжерная пара неисправна, ее необходимо будет заменить. Стоит обратить внимание и на то, что часто из-за поломки одной детали страдают и близлежащие. Поэтому при наличии даже мелких неисправностей лучше провести соответственную диагностику в хорошем автосервисе.

Регулировку ТНВД Bosch стоит осуществить и в том случае, если вы обнаружили, что топливо подтекает. Если эта проблема будет надолго оставлена без внимания, возможно, потребуется длительный и дорогостоящий ремонт. Если герметичность нарушена, это приводит к снижению давления. А данная проблема влияет на производительность насоса и даже может привести к возгоранию мотора.

Если потребовался ремонт ТНВД Bosch, после него обязательно нужно произвести настройку. Ее выполняют с использованием специального стенда, который с высокой точностью производит замеры углов предварительного хода плунжерной пары, определяет начало подачи топлива и другие немаловажные характеристики.

Подобные работы можно проводить только с использованием специально предназначенного оборудования. И, конечно, не стоит доверять такую работу дилетантам.

ТНВД Bosch - устройство, которое требует профессионального обращения. Его лучше проверять на стенде. Если же вы все-таки решили отрегулировать прибор своими руками, сначала промойте его специальным средством. Это нужно для того, чтобы снять грязевые отложения и сделать внутреннюю поверхность ровной.

Затем нужно проверить по меткам опережение впрыска. Для этого выкрутите клапан и проверьте его. Деталь должна находиться в закрытом положении. С помощью молотка слегка постучите по верхней части клапана. Чтобы закрыть перепускное отверстие, обсадите внутреннюю часть.

Следующий этап - регулировка цикловой подачи ТНВД Bosch. Нужно выкрутить или же наоборот - вкрутить и зажать контргайку (по необходимости). Затем произвести корректировку холостого хода. Это делается так же, как и в случае с цикловой подачей. Нормой считается интервал от 770 до 780 оборотов в минуту. Завершающий этап - регулировка гидрокорректора. Тяга уменьшается при повороте штифта в направлении против часовой стрелки.

Как видите, можно выполнить эту работу самостоятельно. Но идеальный вариант - доверить ее специалистам.

Ремонт ТНВД своими руками (топливного насоса высокого давления) может потребоваться у любого дизельного двигателя после определённого пробега машины, ведь даже выполненные с высокой точностью и из износостойких материалов, детали насоса способны изнашиваться со временем, и их следует восстанавливать, или менять. В этой статье мы рассмотрим, как в гаражных условиях произвести диффектовку некоторых деталей насоса высокого давления (топливной аппаратуры) и как восстановить нормальную работоспособность ТНВД.

Конечно же на разных автомобилях могут быть конструктивные отличия в топливной аппаратуре и описать в одной статье ремонт насосов различных марок и моделей не реально, с учётом всех нюансов конструкции деталей и их износа. Но всё же на большинстве машин принцип работы ТНВД одинаков и если и есть какие то существенные отличия (например один плунжер или несколько), то они будут по возможности учтены.

Если вы не имеете слесарных навыков и навыков пользования мерительными инструментами, то всё же советую для ремонта вашего ТНВД (особенно самых свежих иномарок) обратиться в специализированную мастерскую, и не смотря на то, что грамотный ремонт топливной аппаратуры достаточно дорог, всё же потратиться стоит.

Ну а тем кто дружит с техникой с малых лет и привык всё делать сам, разобрать механизм любого насоса и после этого выявить изношенные детали, ну и разумеется заменить их, не составит труда. Особенно на более простых дизельных машинах не самых свежих годов выпуска. Конечно же для более точной диагностики могут понадобиться некоторые приспособления, но некоторые из них можно купить или сделать самому.

ТНВД любого дизеля очень важный и высокоточный агрегат, от состояния которого напрямую зависит нормальная работа дизельного двигателя. И в задачи насоса входит не только подача дизельного топлива к под высоким давлением, но ещё и точное изменение количества топлива (за единицу времени) в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя. Также с помощью специального электроклапана, установленного в ТНВД, производится глушение дизеля.

Так же в задачу насоса высокого давления входит вакуумная корректировка количества требуемого топлива, при изменении оборотов , установленного на двигателе. Так же в насосе есть устройство для снятия показаний оборотов (для тахометра автомобиля).

Ещё в ТНВД имеется система для корректировки работы насоса (подачи нужного количества топлива) в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и соответственно самого двигателя. Ну и имеется вакуумное управление оборотами дизельного мотора в зависимости от работы (включения- выключения) кондиционера.

На насосе так же имеется устройство для регулировки минимальных и максимальных оборотов двигателя, так же для регулировки номинальной подачи топлива и изменения угла опережения впрыска топлива (подобно опережению зажигания на карбюраторных моторах).

Зная все вышеописанные функции (на самых современных дизелях могут быть и дополнительные) и какой механизм (деталь) насоса их осуществляет, можно легко выявить изношенный или неисправный механизм, в случае какой то неисправности и устранить её. Но начнём с самых мелких неисправностей.

Ремонт ТНВД — выявление и устранение неисправностей.

Ниже будут описаны некоторые важные детали ТНВД, их диагностика и устранение неисправностей.

Устранение утечки топлива.

Самая частая неисправность на подержанных дизельных иномарках возрастом старше 5 лет — это подтекание топлива из-за изношенных резиновых уплотнений (колечек, манжет). Выявляется просто: нужно на работающем двигателе покачать за ось рычага, указанную жёлтой стрелкой (см. фото чуть ниже) и если при этом наблюдается утечка топлива, то резиновые колечки следует заменить.

Но мне не трудно повторить и в этой статье. Сначала проверяем не оборвался ли провод, приходящий к клапану. Если он на месте, то теперь следует убедиться, из-за чего клапан не работает: из-за его поломки (заедания) или из-за порчи провода, подающего к нему напряжение. Берём кусок провода и подсоединяем его одним концом к плюсовой клемме аккумулятора, а второй конец к клемме клапана.-

Если слышно щёлчок срабатывания клапана, при подсоединении к нему провода под напряжением, то клапан исправен и нужно искать причину в проводке (проверить целостность провода от замка зажигания до клапана — возможно не провод испорчен, а просто клемма на каком то разъёме отошла или окислилась). Подсоединив отдельный провод от батареи к клапану, так можно доехать домой, а на досуге заняться проверкой целостности проводки, или обратиться к автоэлектрику..

Если же при подсоединении к клапану отдельного провода (от батареи) с напряжением 12 в не слышно щелчка, значит вышел из строя сам электромагнитный клапан (возможно сгорела катушка селеноида, выявляется прозвонкой катушки) и его следует заменить.

Плунжерный распределительный механизм подачи топлива .

Иногда бывает так, что машина простояла несколько дней или даже недель, и после попытки завести дизельный двигатель, он не запускается. Это бывает из-за наличия в топливе воды. Бывает конечно, что дизель после долгой стоянки не заведётся и по другим причинам, например из-за разряжения аккумуляторной батареи, окисления её полюсных штырей, завоздушивания ТНВД, проблем с противоугонкой и т.д.

Но как я уже упомянул выше, часто бывает, что мотор не заводится из-за наличия воды в дизельном топливе. Она может присутствовать в топливе после неудачной заправки, или просто у вас полупустой бак и в зимнее время конденсат в баке будет обязательно (зимой всегда следует держать бак по возможности полным, или применять специальные добавки в топливо, преобразующие воду.

Так вот, на большинстве ТНВД, например таких известных фирм как Diesel-Kiki, Bosch, Nippon Denso, при попадании воды в топливный насос высокого давления происходит поломка, как самого плунжера распределителя, так и его привода или к поломке шаровой опоры привода дозатора. Вероятность поломок усугубляется временем простоя машины с водой в ТНВД. И чем больше время простоя, тем больше вероятность поломки.

Так как сам плунжер, да и другие детали насоса, изготовлен с высокой точностью и двигается в своём посадочном отверстии с очень малыми зазорами. И при наличии воды в топливе и попадании её в эти зазоры, детали начинают корродировать и коррозия намертво схватывает пары трения (плунжер с дозатором и гильзой). Инженерам за рубежом, которые производят дизельные иномарки, и в голову не приходит, что в нашем топливе может присутствовать вода.

На наших же дизельных грузовиках имеется специальный фильтр отстойник (фильтры предварительной, грубой и тонкой очистки, а также фильтры форсунок) и вода не так страшна. Поэтому, кто не хочет иметь поломок дорогущего фирменного ТНВД (новый фирменный насос стоит примерно 1000- 1500$) и попасть на его дорогой ремонт, то советую доработать топливную систему вашей дизельной иномарки, как я описал вот в .

Избежать поломок можно: если ваша машина долго стояла (например вы улетали в отпуск) и по приезду вы не уверены в том, что в топливе полностью отсутствует вода, то советую не заводить сразу двигатель стартером, а попробовать сначала скинуть ремень ГРМ, (нанесите перед этим метки на ремне, относительно всех шкивов, или выставите все шкивы — коленвала, распредвала и привода ТНВД по заводским меткам). После снятия ремня, следует попробовать тихонько прокрутить шкив ТНВД рукой (по часовой стрелке).

Если провернуть рукой шкив удаётся (он проворачивается с переменным сопротивлением, то есть когда кулачки внутреннего механизма набегают и толкают плунжер, то шкив насоса крутится с переменной нагрузкой и это нормально), то значит всё в порядке и можно возвращать ремень ГРМ на место, выставив все шкивы по заводским меткам.

Если же рукой провернуть шкив ТНВД не удаётся, значит следует разбирать насос и пробовать проливать плунжер керосином, чтобы извлечь его для удаления коррозии. Бывало, на долго стоящих машинах, при попадании воды, плунжер намертво прихватывает к гильзе и приходилось выпрессовывать его прессом. Но перед этим как я уже говорил, следует хорошенько залить плунжер керосином или вэдэшкой (WD-40) и подождать несколько часов, чтобы всё откисло и тогда возможно не понадобится.

Чтобы добраться до плунжера, разумеется следует снять ТНВД с двигателя и разобрать его. Перед снятием и разборкой новичкам советую фотографировать все этапы разборки, это поможет потом всё собрать быстро и без проблем. И следует запомнить золотое правило, перед тем как снимать ТНВД с мотора, пометьте все шкивы (распредвала, коленвала и насоса) относительно ремня (меток на ремне) или их меток на двигателе.

Чтобы снять насос с двигателя, разумеется потребуется отсоединить топливные трубки высокого давления, трос газа, шланги от термодатчика, провода, и т.д. (на некоторых машинах потребуется снять кое что ещё, смотрим по месту и фотографируем).

Перед откручиванием двух гаек, удерживающих ТНВД на двигателе (на некоторых три гайки или болта), следует обязательно пометить фланец насоса (его точное расположение) относительно посадочного места в двигателе, чтобы потом установить ТНВД так как он стоял (иначе измените опережение впрыска и будут проблемы).

Перед разборкой насоса, обязательно отмойте его снаружи дизельным топливом, а особо стойкие загрязнения следует мыть очистителем карбюратора. Отмытый снаружи и идеально чистый насос, даст гарантию, что никакая грязь не попадёт внутрь.

Сняв и уложив ТНВД на верстак, застеленный чистой белой тканью или бумагой, переверните его шкивом вниз, чтобы при снятии головки насоса, не высыпались пружины и ролики с шайбами. И потом вы перепутаете места каждого ролика, а ведь у каждой детали имеется своё приработанное место и менять детали местами очень не желательно.

И чтобы потом при сборке всё грамотно собрать, следует каждую снятую деталь пометить относительно своего места, маркером нужного цвета (или цифрами). И лучше аккуратно извлечь обойму с роликами и отложить её в отдельное место, и при сборке все ролики, относительно обоймы, будут на своих местах. К тому же у каждого ролика имеется своя шайба, которая установлена плоской стороной к ролику.

___________________________________________________________________________

Регулировка топливного насоса НД-21/4 дизеля Д-144

Регулировка скоростного режима ТНВД Т-40 (см. рис. 12) осуществляется при помощи винта 17. При выворачивании винта 17 частота вращения, при которой начинает действовать регулятор, увеличивается, при заворачивании - уменьшается.

Максимальную частоту вращения коленчатого вала дизеля в режиме холостого хода регулируют изменением жесткости пружины путем увеличения или уменьшения ее рабочих витков. При уменьшении числа рабочих витков частота вращения холостого хода увеличивается, при увеличении - уменьшается.

Минимальное число оборотов холостого хода регулируется автоматически перестановкой рычага управления в положение, соответствующее устойчивой работе дизеля.

Регулировку количества топлива, подаваемого насосом на пусковых оборотах осуществляют поворотом эксцентрикового пальца 9. При повороте его вниз подача топлива насосом увеличивается, при повороте вверх - уменьшается.

Регулировку подачи топлива (без вскрытия крышек насоса) на номинальных оборотах производят путем перемещения корпуса корректора относительно крышки. При выворачивании корректора подача топлива увеличивается, при заворачивании - уменьшается.

Регулировка коррекции топлива ТНВД Д-144

Увеличение подачи топлива, необходимое для обеспечения требуемого запаса момента дизеля при определенной частоте вращения коленчатого вала, зависит от выступания штока 24 корректора относительно корпуса 23 (т. е. от хода штока), жесткости пружины и ее предварительного натяжения.

Ход штока регулируют числом прокладок под штоком; он должен быть в пределах 0,38-0,65 мм. Предварительное натяжение пружины, равное 3 Н (0,3 кгс), регулируют винтом 21 корректора.

При увеличении хода штока корректора и уменьшении натяжения пружины подача топлива увеличивается и наоборот. Регулировать корректор можно на безмоторном стенде при работающем насосе.

Порядок регулировки топливного насоса НД-21/4 двигателя Д-144

Работы по регулировке ТНВД НД-21/4 двигателя Д144 трактора Т-40 должны проводиться на регулировочном стенде в следующей последовательности:

Устанавливают насос на кронштейн стенда;

Проверяют надежность крепления насоса к кронштейну, люфт в соединительной муфте (допускаемый люфт не более 1°) и уровень масла в картере насоса;

Соединяют топливопроводами систему питания стенда с подкачивающим насосом (соединения угольников топливопроводов со штуцерами должны быть затянуты до получения надежного уплотнения, гайку штуцера подвода топлива к насосу полностью не затягивают);

Прокачивают ручным топливопрокачивающим насосом систему низкого давления двигателя Д-144 трактора Т40 до появления из-под штуцера подвода к насосу сплошной струи топлива, свободной из пузырьков воздуха;

Затягивают гайку штуцера подвода топлива к насосу до получения надежного уплотнения;

Создают ручным топливопрокачивающим насосом в системе питания давление 0,15-0,30 МПа (1,5- 3,0 кгс/см2);

Проворачивают вручную шпиндель стенда до появления подачи топлива через штуцера высокого давления;

Соединяют топливопроводами высокого давления насос с форсунками;

Закрепляют рычаг управления в положении максимальной подачи топлива;

Включают стенд. Вращение кулачкового вала в обратную сторону не допускается;

Прокачивают систему высокого давления двигателя Д-144 трактора Т-40 при частоте вращения шпинделя 400-600 об/мин до момента появления отчетливого впрыска топлива в стакан. В противном случае останавливают стенд и устраняют подсасывание воздуха в систему питания;

Регулируют подачу топлива (не менее 150) на пусковых оборотах (50 об/мин) поворотом эксцентрикового пальца 38 (см. рис. 10);

Устанавливают частоту вращения стенда, соответствующую началу действия регулятора, и при вывернутом корпусе корректора винтом 35 регулируют требуемую подачу топлива.

Проверяют частоту вращения кулачкового вала, соответствующую полному автоматическому прекращению подачи топлива через форсунки, плавным увеличением оборотов стенда. При необходимости изменяют число рабочих витков пружины 21 регулятора и повторяют операции;

Устанавливают номинальную частоту вращения вала насоса НД-21/4 и перемещением корпуса 19 корректора при затянутой пружине 18 регулируют требуемую подачу топлива. После регулировки затягивают контргайку;

Устанавливают частоту вращения вала насоса 650+3° об/мин, соответствующую режиму максимального крутящего момента дизеля, и винтом регулируют подачу топлива 64-70 мм3/цикл.

Устанавливают и проверяют правильность угла опережения подачи топлива насосом на дизеле по мениску. Дизель с топливным насосом разрешается проворачивать с включенной подачей топлива только по ходу вращения коленчатого вала дизеля.

Снятие и установка ТНВД НД-21/4 двигателя Д-144

Снятие топливного насоса высокого давления НД-21/4 двигателя Д-144

Топливный насос снимают в следующей последовательности:

Очищают от грязи насос, форсунки, трубки высокого и низкого давления и места разборки;

Отсоединяют тягу управления подачей топлива;

Отсоединяют трубки высокого и низкого давления и обертывают концы трубок низкого давления бумагой или чистыми салфетками, а на штуцера насоса, форсунок и на трубки высокого давления навертывают гайки-колпачки, прикладываемые к дизелю;

Сливное отверстие форсунок также закрывают бумагой или чистыми салфетками, а на носик распылителя надевают чехол;

Болты поворотных угольников топливопровода устанавливают с защитными втулками;

Отвертывают болты крепления фланца насоса к крышке распределительных шестерен (или к картеру компрессора пневмосистемы) и, отодвинув насос назад, снимают его.

После снятия насоса отверстия в крышке распределительных шестерен и переднем листе закрывают.

Установка топливного насоса ТНВД НД-21/4 и форсунок

Отрегулированный насос НД-21/4 двигателя Д-144 трактора Т-40 устанавливают тоже в определенном порядке:

Снимают маслозаливную горловину. Вводят вал топливного насоса во втулку шестерни привода (или во втулку коленчатого вала компрессора пневмосистемы), совмещают широкий шлиц на втулке вала насоса с широкой впадиной в шлицевом фланце привода (или во втулке коленчатого вала компрессора пневмосистемы) и затягивают болты;

Завертывают форсунки, устанавливают крышки клапанов. Крышку клапанов первого цилиндра не устанавливают;

Устанавливают на место снятые топливопроводы. Соединяют тягу управления подачи топлива с рычагом регулятора.

Запустив дизель, следует проверить, нет ли течи в местах крепления трубок высокого давления и убедиться в плотном прилегании форсунок к посадочным гнездам. Прорыв газов между форсункой и посадочным гнездом вызывает перегрев форсунки и выводит распылитель из строя.

Проверка и установка угла начала подачи топлива насосом ТНВД НД-21/4 двигателя Д144 трактора Т-40

Отсоединяют топливопровод высокого давления от штуцера секции первого цилиндра и устанавливают на этот штуцер моментоскоп. Включают декомпрессор.

Устанавливают рычаг управления подачи топлива в положение полной подачи и медленно проворачивают коленчатый вал дизеля до момента поднятия мениска топлива в трубке моментоскопа.

При этом указатель, закрепленный на крышке распределительных шестерен, должен совпадать со второй риской метки Т на ведущем шкиве привода вентилятора.

Рис. 16. Привод топливного насоса НД-21/4 двигателя Д-144

1 - соединительная планка; 2 - фланец; 3 - шестерня привода топливного насоса; 4 - шайба; 5 - гайка валика; 6 - стопорная пластина; 7 - болт

Для установки угла начала подачи топлива насосом отворачивают два болта 7 (рис. 16) крепления шлицевого фланца и соединительной планки.

Снимают соединительную планку. Проворачивают коленчатый вал до совпадения указателя с соответствующей риской на шкиве коленчатого вала, при этом оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты (конец такта сжатия).

Проворачивают ключом вал топливного насоса НД-21/4 (или вал компрессора) до появления топлива (без пузырьков воздуха) в трубке моментоскопа.

После появления чистой струи часть топлива из трубки сливают и медленно поворачивают вал топливного насоса (или вал компрессора) до момента поднятия мениска топлива в трубке моментоскопа (начало подачи топлива).

Находят на шлицевом фланце 2 отверстия, совпадающие с отверстиями на шестерне 3 и заворачивают в них болты 7, предварительно установив соединительную планку 1 и стопорные пластины 6.

После повторной проверки затягивают болты и фиксируют их положение усиком стопорной пластины. Снимают моментоскоп и присоединяют топливопровод первого цилиндра. Устанавливают на место крышку клапанов первого цилиндра и маслозаливную горловину.

Проверка работы топливной аппаратуры ТНВД НД-21/4 двигателя Д-144

Появление дымного выпуска может быть вызвано перегрузкой дизеля, неправильной регулировкой топливной аппаратуры. При падении мощности дизеля без дымного выпуска проверяют состояние топливных фильтров и в случае их загрязнения промывают элемент фильтра грубой очистки и заменяют элемент фильтра тонкой очистки.

При работе дизеля с перебоями и дымным выпуском и одновременном падении мощности проверяют работу форсунок и топливного насоса.

При эксплуатации дизеля в зимнее время опасно попадание воды в топливо - вода замерзает и закрывает отверстия фильтра и подкачивающего насоса.

Регулировать и заменять детали топливного насоса необходимо только в специально оборудованных мастерских.

Заполнение системы питания дизеля Д144

После слива отстоя, промывки или замены топливных фильтров, а также при попадании воздуха в систему питания в ней образуются «воздушные мешки», затрудняющие пуск и вызывающие перебои в работе дизеля.

У насоса НД 21/4 для удаления воздуха отвертывают болт крепления поворотного угольника топливоподводящего трубопровода или пробку выпуска воздуха и прокачивают систему ручным насосом.

На работающем дизеле удаление воздуха происходит автоматически. Во время работы подкачивающий насос постоянно поддерживает избыточное давление в системе питания.

Воздух вместе с топливом из горизонтального канала топливного фильтра через калиброванное отверстие и трубку поступает к топливному баку. Из бака воздух через фильтр, смонтированный в крышке, выходит в атмосферу.

Если попадание воздуха в систему питания повторяется, проверяют, герметичны ли все соединения топливопроводов. Если есть уверенность в герметичности системы, ее не прокачивают.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) - одна из главных деталей дизельного двигателя. Он создает высокое давление, благодаря которому дизельное топливо через форсунки впрыскивается в цилиндры. Он ответственен за порядок впрыскивания, благодаря чему двигатель работает без рывков, равномерно. О том, для чего нужен ТНВД и как он работает, рассказывалось в публикации от 16.08.2014.

Регулировка ТНВД - первая мера профилактики неисправности дизельного двигателя. Если двигатель начал «есть» слишком много топлива или дымить, первое, что следует сделать, это проверить исправность форсунок и отрегулировать топливный насос. Форсунки чистятся или заменяются. А вот топливный насос надо регулировать на специальном стенде. И делать это следует регулярно. Ведь не отрегулированный ТНВД может серьезно осложнить работу всей топливной системы, и привести к повреждениям, устранение которых обойдется дороже, чем относительно недорогая регулировка на специальном стенде. Если же насос работает, как того требуют условия эксплуатации, дизельный двигатель тоже работает, как часы. Ремонт такому двигателю понадобится не скоро.

Проверку и регулировку ТНВД в домашнем гараже «на коленке» не сделаешь. Для этого необходим специальный стенд, оснащенный электронным оборудованием, на котором работают опытные, хорошо обученные, специалисты. Ничего не поделаешь, за это надо платить. Впрочем, платить в нашей жизни надо за все. А если не платить, то расплачиваться.

Проверка и регулировка ТНВД происходит в несколько этапов.

1. Регулируется ход рейки ТНДВ. В автомобильных двигателях регулируется трос акселератора. Это позволяет изменять подачу топлива в цилиндры в широком спектре режимов, а также на холостом ходу.

2. Регулируется количество топлива, подаваемого в цилиндры дизельного двигателя на холостом ходу. Регулировка осуществляется особым винтом, который сначала освобождается, прокручивается до получения нужного числа оборотов холостого хода, а затем вновь фиксируется контргайкой.

3. Регулируется дозировка топлива. При увеличении подачи дизельного топлива в цилиндры обороты двигателя должны возрастать. При этом желательно, чтобы такое возрастание было прямым и пропорциональным.

4. Наконец, регулируется работа насоса на повышенных оборотах холостого хода, что обеспечит плавный разгон дизельного двигателя и его постепенную остановку.

Еще раз повторим, что лучше и дешевле проводить регулировку топливного насоса высокого давления на специальных стендах, где все параметры работы двигателя легко контролируются, благодаря чему регулировка будет происходить быстрее и качественнее.

Правильная же регулировка топливного насоса обеспечит слаженную и штатную работу всего дизельного двигателя.