Тесты егэ по литературе. Тесты егэ по литературе Егэ по литературе новый формат подготовка

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2018 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в.. литературы XIX - XXI веков (включая новейшую литературу 1990-х - 2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1-17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1-17.4 - это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.
Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Началось общественное обсуждение новой модели ЕГЭ по литературе

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: god-2018s.com

В 2018 году выпускники российских школ будут сдавать экзамен по литературе по новой модели. Демонстрационные варианты обновленного ЕГЭ уже готовы, более того, они уже прошли апробацию в 13 субъектах Российской Федерации. В эксперименте приняли участие 1000 старшеклассников из 60 образовательных организаций разных типов. Большинство педагогов (94 процента) одобрили произошедшие изменения. А анализ результатов ЕГЭ показал, что новая модель не является более сложной, чем действующая.

Тем не менее, по итогам апробации перспективная модель ЕГЭ по литературе была доработана и теперь представлена на широкое общественно-профессиональное обсуждение.

Мы изучили демонстрационный вариант и готовы рассказать, к чему стоит готовиться выпускникам 2018 года.

Главное отличие состоит в том, что в ЕГЭ-2018 по литературе вообще не будет заданий с кратким ответом. Во всех заданиях будет необходимо писать развернутые ответы.

Также в новой модели увеличено число заданий по выбору участника, но при этом, как заверяют разработчики, суммарное число заданий с развернутым ответом остается неизменным: экзаменуемый пишет четыре развернутых ответа ограниченного объема и одно сочинение.

Зато теперь будет проще выполнить сопоставительные задания: исходный текст нужно будет сравнить всего с одним произведением, а не с двумя, как сейчас.

А вот требования к объему сочинения станут жестче. Если раньше было достаточно написать 200 слов, то в новой модели - уже 250 слов. Если в работе будет менее 200 слов, она будет оценена в 0 баллов. Конкретизировали разработчики и объем развернутых ответов первой части экзамена. В каждом ответе должно быть не менее 50 слов.

Чтобы повысить объективность оценки, были усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов. На этом настояли педагоги, принимавшие участие в апробации новой модели ЕГЭ.

Познакомиться с демонстрационным вариантом обноволенного ЕГЭ по литературе можно на сайте Федерального института педагогических измерений.

Свои замечания и предложения по перспективной модели ЕГЭ по литературе можно направлять до конца марта 2017 года на адрес ФИПИ: [email protected] .

Обращаем внимание на то, что новая экзаменационная модель по литературе не будет использоваться на ЕГЭ в 2017 году, ее введение планируется с 2018 года.

Назначение демонстрационного варианта по литературе заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.

Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Демоверсия ЕГЭ по литературе 2018 год с ответами и критериями

Вариант заданий + ответы Скачать демоверсию 2018 год
Спецификация demo variant literatura ege
Кодификатор kodifikator

Изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года по литературе в сравнении с 2017 годом

Усовершенствованы и сближены с ОГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена бóльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования. Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания).

Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи).

Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов. Уточнён порядок назначения 3 эксперта.

Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый).

Продолжительность ЕГЭ 2018 по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут).

Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы.

Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Некоторые изменения в законодательстве относительно проведения экзаменационного процесса уже в 2018 году коснутся, самых важных предметов. К тому же, обо всех этих изменениях было сообщено главой Министерства Литвиновым Дмитрием. В некоторых случаях изменения коснутся и такого предмета как литература.

Теперь же литература будет входить в число самых важных предметов ЕГЭ с 2017 по 2018 учебного года. Здесь ученики смогут самовыражаться и проявлять свои творческие таланты. Нововведения были разработаны лучшими специалистами научного учреждения ФИПИ. Именно в этом году была рассмотрена очередная апробация относительно экзаменов по литературе за 2018 год. Благодаря данным новациям, выпускники смогут сдавать ЕГЭ по литературе по совершенно новой методике.

Более того, сотрудниками Федерального Института Педагогических Измерений решили сделать кардинальные поправки, взамен этому они хотят исключить из числа обязательных экзаменов тестовые формы.

Что же еще ждать выпускникам в следующем году?

Теперь любые задания с кратчайшим ответом больше не смогут затронуть экзамен по литературе. Так как именно из экзаменов данного предмета полностью извлечены все тестовые задания. Причины такому изменению оказывается совершенно иной расклад в обучениях детей. Именно тестовые задания не представляют никакой сложности. Здесь практически каждый ученик может разгадать любой ответ, нажав на него наугад.

Возможно, все совсем не так как предполагалось. Но все же единый экзамен по литературе не будет нести тестовый характер. На сегодня ЕГЭ будет представлен в виде одного задания из двенадцати вопросов. Большинство этих вопросов коснутся основных терминов литературной теории. И все же ученики прекрасно подкованы по данным пунктам. Если в тестовом формате выпускники теряли свои баллы по знаниям с теоретической стороны, то при таких изменениях они смогут пополнить все свои недочеты и доказать другим, что вы в действительности знаете любую тему по литературе.

Повышение баллов происходит за количество, выбранных заданий

Итак, с недавних пор выпускник сам вправе выбирать общее количество заданий, а также расположить их по вариантам, к примеру, вместо прошлых трех обязательных заданий теперь будет четыре и это только сочинения. То есть, ученику старших классов придется выбрать один из предлагаемых. Получив, задание на любое произведение для дальнейшего его описания выпускник может выбрать, подходящий для него вопрос, на который ему будет интереснее отвечать.

Общий объем сочинения теперь вырастет

В любом сочинении будет увеличен основной размер требуемого текста. В предыдущем экзамене размер сочинения составлял всего 200 слов. Но уже очень скоро на бумагу придется изложить сразу 250 слов. К тому же, создатели новейшего метода пришли к основному результату, что основные требования к сочинению — это полная конкретизация.

Если же в данный момент нет никаких серьезных условий относительно количества слов, по крайне мере в подобных сочинениях не замечается. В основном при написании мини-сочинения на данный момент учитываются от 5 и до 10 предложений. Но в 2018 году этот размер будет увеличен до 50 слов.

К тому же, специалисты решили серьезно подойти к данному делу, именно по этому вопросу проводились сразу несколько заседаний. Здесь же каждый из них высказывал свои основные пожелания, и предлагали необычный подход по оцениванию всевозможных работ. И тут необходимо полагать, что во время сдачи экзаменов за 2018 год будет получено окончательное решение от сотрудников ФИПИ.

Новейший экзамен по литературе был запущен

В прошедшие 2015-2016 года проводился пробный вариант экзамена по литературе с готовыми изменениями. Здесь проводился эксперимент среди тысячи учеников из 60 школ в тринадцати субъектах России. Специалисты подчеркивают основной факт, что новейший формат ЕГЭ по литературе практически нечем ни отличается, от предыдущего варианта.

В любом случае выпускникам не стоит:

1) попросту нервничать, представляя экзамен не выполнимым заданием;

2) не следует утруждать себя постоянным чтением;

3) не стоит забывать о полноценном отдыхе и всегда заниматься физической культурой;

4) хорошо питаться и следить за своим рационом.

Много изменений запланировано и уже апробировано в КИМах по литературе на ЕГЭ-2018. Все изменения смелые и радикальные, многие из них не понравятся ученикам, привыкшим основной акцент делать на тестовую часть с короткими ответами и за счет этого набирать основные баллы .

Новая модель государственного экзамена особенна тем, что все, без исключения, задания ЕГЭ по литературе будут носить творческий характер и проверять умение учеников грамотно выражать свои мысли, адекватно строить предложения и связывать их между собой в тексте в единое смысловое полотно.

Что представляют собой обновленные варианты

Инновации начинаются с того, что тестовая часть экзамена отменена полностью.

  • возросло количество заданий по выбору;
  • задачи на сравнение теперь требуют сопоставления текста толькос одним произведением (в предыдущих версиях было два);
  • ужесточились требования к сочинениям и критерии их проверки;
  • минимальный объем развернутого ответа отныне составляет не менее 50 слов, а сочинения – не менее 250.

Мини-сочинения объемом ниже указанного, получают 0 баллов.

Увеличено до четырех количество тем для развернутого сочинения.

КИМы-2018 состоят из двух частей, общее количество заданий – 17. На выполнение отведено 235 минут, превышение временного лимита не предусмотрено.

Несколько слов о сочинении

Творческие задания традиционно оценивает экзаменационная комиссия. Основные критерии оценивания сочинения по литературе 2019 таковы:

  • умение грамотно излагать мысли, наличие обоснованного собственного мнения;
  • уровень знаний по теории литературы ;
  • глубина понимания поставленной проблемы;
  • последовательность и логичность повествования;
  • соблюдение всех правил русского языка.

Результат оформляют как «зачет» или «незачет», минимальное количество баллов -32. «Пятерка» соответствует 57 баллам.

Что важно для подготовки

Каждый индивидуально формирует план подготовки к экзамену, но универсальными пунктами остаются:

  • чтение художественной литературы (произведений вне программы, в том числе);
  • регулярное написание коротких тренировочных сочинений;
  • самостоятельные занятия онлайн на нашем сайте.

Единый экзамен по литературе усложнен, но новая модель ЕГЭ не вызовет сомнения в знаниях, если обновлять и закреплять их постоянно.