Термин обгон пдд. Когда можно выполнять обгон? Подробнее о знаках

Обгон - это важнейшая тема в ПДД. Собственно говоря, любую тему нужно выучить, так как всё, что есть в правилах, в дальнейшем пригодится в практическом вождении. Поэтому стоит рассказать о том, как осуществляется обгон, где он запрещен, а также обо всем остальном, что может касаться данной темы.

Определение

Начать хотелось бы с терминологии. Итак, обгон - это опережение транспортного средства (одного или сразу нескольких), которое напрямую связано с выездом на встречную полосу. После того, как маневр выполняется, водитель возвращается обратно.

Еще есть второй термин. И это - опережение. Многие часто путают его с обгоном. Какой же смысл вкладывается в это понятие? Тут всё максимально просто. Опережение - это процесс, при котором водитель конкретного транспортного средства двигается на скорости, являющейся более высокой, чем у остальных, попутных машин. Ели выражаться другими словами - то это просто ситуация, когда авто “обходит” своего соседа. При этом водитель не перестраивается на встречную полосу, так что данный маневр считается намного более безопасным. Потому термины путать не нужно. Обгон - это одно, а опережение - другое.

Первое, что нужно усвоить

В 11-й главе очень подробно описано всё, что связано с обгоном. И первое, чему учит книжка ПДД - прежде, чем приступить к выполнению маневра, водитель в обязательном порядке должен удостовериться в том, что та полоса движения, куда он намеревается выехать, является свободной. Он должен просчитать, хватит ли ему времени, и насколько высока вероятность того, что во время осуществления своих действий, на встречной полосе не появится машина. Это очень важно. Многие водители не соблюдают это правило, и результат, как правило, оказывается плачевным. Именно из-за этого случается большинство аварий и летальных исходов из-за ДТП. Потому что две машины, которые “шли” на высоких скоростях и столкнулись передними бамперами - это, как правило, жертвы.

Все это и рождает закон, который гласит: если при описанных выше обстоятельствах происходит ДТП, то в случившемся вина всегда ложится на человека, который инициировал обгон. Это логично и вполне объяснимо. Ведь именно водитель не просчитал все предварительно, и начал маневр, не подумав о последствиях и элементарно не подождав.

Золотое правило №2

Еще один пункт, который необходимо выучить наизусть, читая тему “Обгон”. ПДД гласят: водитель той машины, которую намереваются обогнать, не должен повышать в данный момент скорости. Рекомендуется её, напротив, снизить. Потому что в противном случае время, которое придется потратить человеку на совершение маневра, увеличивается. Соответственно, он будет дольше ехать по встречной полосе, а это, как минимум - несколько десятков метров. Не нужно уточнять, чем это чревато.

Запреты

Помимо вышеперечисленного, есть еще масса нюансов, которые также надо учитывать. Обгон запрещен, например, в тех случаях, когда движущееся впереди обгоняет кого-то другого или же пытается объехать препятствие. Еще нельзя приступать к данному маневру, если автомобиль, который шел по той же полосе, подал сигнал поворота.

Также человек, перед тем, как начать предпринимать действия для совершения действия, обязан посмотреть в заднее зеркало. Потому что вполне может возникнуть вероятность того, что машина, ехавшая за ним, тоже решила выполнить обгон. ПДД в таких случаях гласят, что нужно подождать, снизить скорость (или, как минимум, не превышать) и только потом, еще раз все перепроверив, сделать задуманное.

И, конечно же, еще один нюанс. Обгон запрещен, если водитель понимает, что после завершения маневра у него не получится вернуться на свою полосу, не создав при этом помех для остальных транспортных средств (и, в том числе, для обгоняемого). Немало автомобилистов забывают эти простые положения, из-за чего и попадают в аварии.

Вопросы скорости

Правила обгона также диктуют определенные положения, касающиеся того, как быстро нужно двигаться водителю, который намеревается сделать названный маневр. Это нюанс тоже важный.

Нельзя приступать к действию, если скорости, на которой движется машина, для этого недостаточно. Допустим, у едущего впереди транспортного средства на спидометре 85 км/ч. Если человек, желающий его обогнать, разогнался только до 80 км/ч - ни в коем случае нельзя приступать к действиям. Даже если по скорости он обошел своего соседа по полосам на несколько километров - тоже не стоит рисковать. Так, например, если ему удалось разогнаться до 90 км/ч, то в таком случае, чтобы выполнить полноценный обгон, потребуется 180 метров. И встречная полоса должна быть свободной на протяжении 360 метров. Почему именно так? Всё просто. 180 метров нужно для человека, занимающегося маневром, и еще столько же - для встречной машины. Только так получится избежать столкновения.

Правила обгона гласят - если человек догоняет впереди идущую машину чересчур медленно, то лучше отказаться от задуманного. Поскольку, завершив действие, водитель автоматически создаст помеху тому автомобилю, который только что опередил. И не исключено, что тот тоже решит пойти на обгон. В общем, в данном случае нужна высокая скорость - это нужно усвоить.

Где нельзя делать манёвр?

Обгон запрещено делать во многих местах. Во-первых - на регулируемых и (если человек движется не по той дороге, что является главной).

Во-вторых, обгон на пешеходном переходе также категорически запрещен. (и расстояние, находящееся за 100 метров до них), мосты, путепроводы, тоннели (и также под ними), конец подъема, опасные повороты, участки, где ограничена видимость - во всех перечисленных местах этого делать нельзя.

Есть определенные ситуации с перекрестком, при которых можно обгонять впереди идущее ТС. Во-первых, он должен быть не регулируемый. Во-вторых, перед перекрестком обязан находиться Дополнительных табличек быть не должно (за исключением знаков, нумерованных от 2.3.1. до 2.3.7). Это значит, что маневр совершить можно, если только главная дорога не меняет своего направления именно на этом перекрестке.

Еще стоит отметить, что раньше правила разрешали обгонять на пешеходных переходах, если он был пуст. Но теперь все поменялось, и отныне данное действие запрещено даже в том случае, если этот участок дороги пустует.

Опасные места

Более подробно стоит рассказать и о тех участках дороги, где совершение маневра не только грозит штрафом, но и жизнью. Итак, мосты, эстакады, путепроводы и тоннели, так же опасны, как и встречная полоса. Обгона, соответственно, там никакого быть не должно.

Вообще, некоторые мосты иногда строят таким образом, что их нереально увидеть издалека. И многие водители, спеша, начинают обгон и, в результате, завершают его на мосту, где проезд затруднен. Кстати, обычно там стоят соответствующие указатели. Знак обгона нумерован, как 3.20. Узнать его просто - на нем изображено две машины, левая из которых выделена красным цветом. Все понятно, смысл объяснять не нужно.

Подробнее о знаках

А вот когда человек видит указатель 3.26, то можно расслабиться и приступать, проверив все предварительно, к маневру. Этот знак выглядит, как тот же самый 3.20, только обе машины - серые, и перечеркнуты наискось пятью линиями. Это означает отмену запрета.

Опасные повороты и вовсе не нуждаются ни в каких знаках - их видно и так. Однако по правилам их устанавливают - 1.14, 1.11.1, 1.11.2. Завидев данные указатели, нужно не только повременить с маневром, но еще и снизить скорость (за исключением крутого подъема).

И, наконец, если на каком-то участке ограничена видимость (дорога такая, или там есть какие-то сооружения, а может рельеф местности специфический), то обгон тоже запрещен. В таких ситуациях лучше вообще ехать максимально осторожно и быть как можно более внимательным. Да и, как можно было уже заметить, не так уж много знаков потребуется запоминать. Всего-то два - один указатель запрета, а второй - отмены, и они встречаются последовательно. Второй - спустя какое-то расстояние после первого.

Положения Кодекса

Напоследок стоит отметить, что отдельной статьи или наказания за неграмотно совершенный обгон не существует. Зато есть 12-я глава Кодекса об административных нарушениях. Там в четвертой части говорится, что выезд на встречную полосу или на трамвайные пути (естественно, тоже встречного направления) карается штрафом. Его размер составляет пять тысяч рублей. Штраф за обгон, как можно видеть, не маленький. Также водителя могут лишить его прав. Срок обычно составляет 4-6 месяцев. Для многих людей потерять таким образом водительское удостоверение - это худшее наказание, потому многие говорят, что лучше уж получить штраф за обгон.

Нужно отметить, что по этой статье наказывают тех водителей, которые совершили обгон в неположенном месте. То есть там, где не было разрешающих знаков.

Многих людей интересует - а можно ли “обменять” наказание? Вместо лишения оплатить штраф? Нет, здесь зависит все только от ГИБДД. Штраф? Значит так и будет. Дело передадут в суд? Скорей всего, грозит лишение прав, но там, на слушании, можно будет попытаться решить эту проблему и оправдать себя.

Места для выполнения манёвра

Многое было сказано о том, где нельзя совершать обгон. А что же касательно того, где это можно? Эти места тоже надо перечислить. Так называемый встречный разъезд позволяется проводить на двухполосных автомобильных трассах. Там осевая линия выглядит, как прерывистая разметка.

Еще это можно делать на той дороге, где полос всего три. И на них также должны быть прерывистые линии. И, конечно, под разрешающую категорию подпадают дороги, где всего две полосы, а разметка - комбинированная. Вот там обгон разрешен. Но не во всех местах стоят соответствующие знаки, потому всё это желательно запомнить. Лишним не будет.

Что не является обгоном?

В самом начале говорилось о том, что многие люди путаются в определениях “обгон” и “опережение”. Теперь следует на примерах все разъяснить.

Обгоном не считается опережение, происходящее в пределах одной полосы. Потому что, если не случается пересечения горизонтальной разметки - это и не был встречный разъезд. Еще обгоном нельзя назвать опережение, не выходящее за пределы правой половины дороги. То есть, на встречную полосу машина тоже не выезжает.

И, наконец, еще один момент - опережение автомобиля, при котором человек выехал на встречную полосу, но не вернулся на сторону попутного движения. Свернул, например.

Итак, если запомнить всё вышеописанное, то можно спокойно выполнять обгоны. Главное - помнить правила.

Каждый водитель в своей автомобильной жизни не сможет двигаться:

  • исключительно по прямой дороге;
  • на одной скорости;
  • без маневрирования.

Чаще всего как раз и приходится совершать различные действия – повороты, развороты, движение задним ходом и прочие маневры.

Все перечисленные элементы являются нормальными и естественными условиями деятельности водителя. Поэтому Правилами предусмотрен целый ряд специальных режимов движения или использования транспортного средства, а также ситуаций, при которых водитель должен выполнять определенные требования ПДД.

Среди наиболее важных режимов и ситуаций особо выделяются:

  • опережение;
  • обгон;
  • остановка;
  • стоянка;
  • вынужденная остановка;
  • препятствие;
  • организованная транспортная колонна;
  • организованная перевозка группы детей.

Поговорим о них подробнее.

Перестроение

Самый, пожалуй, распространенный вид маневра, совершаемого водителем, — это перестроение. Правила определяют его так.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Перестроение » — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

В своей практике движения водители (особенно живущие в больших городах) не могут двигаться только по одной полосе (или в одном ряду). Они вынуждены перестраиваться из одной полосы (ряда) в другую.

Цели перестроения могут быть различными.

  • для занятия крайних положений перед поворотом, разворотом;
  • для опережения или обгона;
  • для объезда (например, препятствия);
  • для совершения остановки или стоянки и пр.

На первый взгляд, перестроение может показаться незамысловатым и элементарным маневром. Но в действительности это не так. Важно помнить, что, перестраиваясь, водитель чаще всего обязан уступать дорогу транспортным средствам, которые уже двигаются по той полосе, на которую он собирается перестраиваться. И это правило очень часто нарушается, что и приводит к аварии.

Поэтому желание водителя занять другую полосу для движения должно предваряться четким убеждением в том, что указанная полоса свободна, и своими действиями он не создаст помех тем ТС, которые двигаются по ней без изменения направления своего движения.

Важно помнить, что нарушение правил перестроения в плотном транспортном потоке – одна из причин конфликтов на дороге и, конечно же, ДТП.

Что такое обгон, опережение и объезд

Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Опережение » — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.

ПДД знают два вида опережения:

1) собственно опережение — без выезда на полосу (сторону дороги) для встречного движения;

2) обгон – опережение, связанное с выездом на полосу (или сторону дороги) для встречного движения.

Данный вопрос является принципиальным, ибо нарушение правил обгона сурово наказывается российским законодательством – штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Правильная квалификация обгона (или его отсутствия) поможет, таким образом, избежать серьезных неприятностей с законом. Что же такое «обгон», согласно ПДД? Для водителя это знание является приоритетным.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обгон » — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Данное определение весьма емко, и оно требует дополнительного комментирования.

Обгон – это маневр, который выполняется исключительно с использованием встречной полосы – выездом на нее. Это важнейший критерий обгона.

Сделаем несколько уточняющих понятие «обгон» замечаний.

1. Водителю не следует путать «чистое» опережение и обгон.

Обгон всегда связан с выездом на «встречку» — встречную полосу или сторону дороги, которая используется для встречного движения. Именно поэтому понятие «обгон» должно у водителя ассоциироваться с понятием «встречка».

Главное правило, которое позволит водителю защитить свои права перед недобросовестным сотрудником ДПС, звучит так: «Если не было выезда на встречку, то это не обгон!». И наказание за обгон будет противозаконным действием работника ГИБДД.

2. Водителю не следует путать обгон и объезд.

Проблема здесь состоит в том, что Правила не персонализируют и не дают нам понятия «объезд». Поэтому водитель должен использовать при квалификации понятия «объезд» здравый смысл и логику.

Обгон – это маневр, связанный с опережением движущихся транспортных средств. А объезд осуществляется только в отношении неподвижного объекта (и не обязательно транспортного средства).

Это также принципиальный вопрос, потому что наказания за нарушение правил обгона и правил объезда (с выездом на встречную полосу) существенно разнятся.

Подобный режим для информированности иных участников движения обеспечивается установкой на транспортном средстве, осуществляющем перевозку, специального опознавательного знака – «Перевозка детей». Он выставляется спереди и сзади транспортного средства.

К водителям, приближающимся к такому транспортному средству, осуществляющему посадку или высадку детей, предъявляются особые требования: необходимо снизить скорость, а если потребуется – остановиться, чтобы пропустить находящихся на дороге детей.

Подведем итог

Особые режимы движения, особые способы использования транспортного средства и особые ситуации – нормальное явление и в практике дорожного движения, и в деятельности водителя. Как правило, все они требуют от автолюбителя знания специальных норм, предусмотренных ПДД.

Так, правила обгона и опережения регулируются 11-м разделом Правил, остановка и стоянка – 12-м и т.д. Это является свидетельством важности и сложности таких режимов, и водитель должен быть к этому готов.

Проложить и можно с помощью онлайн сервисов.

Если вы еще не определились какой автомобиль покупать, то советуем эмблем автомобилей многих производителей.

Сколько нужно учиться на права с учетом последних программ подготовки водителей.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

Обгон — самый опасный манёвр и самые страшные аварии случаются именно при обгонах. Обгону посвящён целый раздел в правилах дорожного движения.

Обгон — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Обгоном не считается движение по соседним полосам с разной скоростью.

Правила обгона

Первое

Убедитесь, что полоса, на которую вы намерены выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром мы не создадите помех встречным (если обгон связан с выездом на встречную полосу) и движущимся по этой полосе транспортным средствам.

Второе

Убедитесь в том, что следующий за вами по той же полосе автомобиль не начал обгон, а тот, что впереди, не подал сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево.

Третье

Вы должны быть уверены в том, что по завершении обгона сможете, не создавая помех обгоняемому автомобилю, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Если всё в порядке — вот тогда включайте левый поворотник, выруливайте на соседнюю полосу и, добавив газу, обгоняйте тихоню. И лишь опередив его на 1 — 1,5 корпуса, включайте правый поворотник и возвращайтесь на свою полосу.

Обгон запрещён

О том, где нельзя обгонять:

  • На регулируемых перекрёстках с выездом на полосу встречного движения

Так обгонять можно

А так нельзя!

  • На нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной.

    На второстепенной - нельзя

Исключение составляет обгон на перекрёстках с круговым движением, обгон двухколёсных транспортных средств (мотоциклов, мотороллеров) без бокового прицепа и разрешенный обгона справа.

Единственный разрешенный случай обгона справа

  • На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; если пешеходов нет — обгонять можно.
  • На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними; расстояние можно определить по знакам — они устанавливаются примерно за 100 метров до переезда.
  • Транспортного средства, производящего обгон или объезд (двойной обгон).
  • В конце подъёма и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
  • Не воспринимайте обгон как оскорбление. Пусть Вас обгоняет старый тарахтящий автомобиль, ну и дайте ему это сделать. А потом догоните и сами обгоните, если так хочется, показав ему корму своей чудесной машины.
  • Верхом водительской глупости считается повышение скорости в тот момент, когда Вас обгоняют; нормой водительской вежливости — небольшое её снижение (чуть отпустить педаль газа).
  • Если едите компанией в нескольких машинах, никогда не кидайтесь на обгон вслед за товарищем, едущим впереди Вас не убедившись в безопасности этого маневра.
  • При обгоне большегрузного автомобиля — моргните ему фарами, сообщив о своём намерении.
  • Начиная обгон, переключитесь на пониженную передачу. Например — едете на 4-й передаче — переключайтесь на третью. Этим вы создадите некоторый запас мощности.

Чтобы технично и безопасно выполнить обгон, нужно учесть большой комплекс различных факторов. Здесь, даже водители со стажем допускают ошибки. Согласно правилам дорожного движения «обгон — это опережение одного транспортного средства другим, связанное с выездом из занимаемой полосы движения и последующим возвращением на нее «.

Правилами предусмотрены и условия, при которых обгон запрещен, например, на железнодорожном переезде, на участках дорог с ограниченной видимостью и др. Но на практике все намного сложнее.

Выполняя этот маневр нужно в первую очередь учесть дистанцию до впереди идущего автомобиля, состояние и особенности участка дороги, скорость встречной и обгоняемой машины, динамику ускорения своего автомобиля.

При обгоне дистанция до впереди идущего автомобиля должна позволить набрать скорость, достаточную для быстрого опережения. В случае же, когда обгоняют вас, это расстояние должно позволить обгоняющему автомобилю, безопасно занять место впереди вас. Эти рекомендации являются не только правилами хорошего тона: в первую очередь это показатель высокого профессионального уровня водителя.

Очень важно при обгоне правильно выбрать участок дороги, который позволит безопасно выполнить маневр. Помните, что согласно ПДД, нельзя обгонять на подъемах, поворотах, мостах и съездах с них, перекрестках равнозначных дорог, железнодорожных переездах и других участках дорог с ограниченной обзорностью или недостаточной видимостью т.п.

При опережении нужно правильно учесть скорость обгоняемого автомобиля, для того чтобы находиться на полосе встречного движения минимальное время. В оценке скорости встречного автомобиля шоферы также часто ошибаются. Отчасти в этом виноваты и водители встречного транспорта, которые, к примеру, могут существенно превышать разрешенный ПДД лимит скорости, сбивая с толку водителей, совершающих обгон.

Не менее важны и динамические возможности вашего автомобиля, которые обязательно нужно знать. Обычно приемистость оценивают по времени разгона от 0 до 100 км/ч и этот параметр входит в технические характеристики транспортного средства.

При приближении к обгоняемому автомобилю нужно несколько сместиться влево и вправо по полосе, чтобы проконтролировать дорогу перед ним. Например, незамеченное вами препятствие, которое может возникнуть перед обгоняемым автомобилем вынудит его принять влево или тормозить. Такие действия приведут к тому, что Вам в свою очередь придется также смещаться вправо или прекращать обгон.

Прежде чем начать опережение убедитесь, что его выполнение не создаст опасности для вас и других участков дорожного движения. Оцените дистанцию до обгоняемого автомобиля — позволит ли она набрать вам большую скорость, нежели у него, а также — расстояние перед обгоняемым автомобилем и тем, который движется перед ним — позволит ли оно вам нормально завершить маневр.

Перед его началом обязательно посмотрите в зеркало заднего вида — не опережает ли вас автомобиль, движущийся сзади. Заранее включите левый указатель поворота. Этим вы предупредите водителей, движущихся сзади, о том, что вы собираетесь начать опережение и заставит их повременить с подобным маневром. В ночное время суток водителя обгоняемого автомобиля можно сигнализировать о ваших намерениях включением дальнего света фар. Этим способом можно предупредить впереди идущую машину в сложных дорожных условиях (узкая дорога, туман и др.).

Учтите, если водитель автомобиля, движущегося впереди, притормаживает или включил левый указатель поворота, от обгона следует отказаться, так как вполне возможно, что он также собирается начать опережение или повернуть налево.

Еще раз обратите внимание, что для более эффективного опережения нужно использовать динамику «наката». Приблизившись к обгоняемой машине на 20-30 метров можно выезжать на встречную полосу движения. Основная ошибка многих водителей, когда они для опережения начинают перестраиваться на встречную полосу движения, когда дистанция до обгоняемого автомобиля до 5-10 метров.

При этом может оказаться, что на встречу движется незамеченная вовремя машина и вам будет необходимо срочно прекращать маневр. Помните, что разница в скоростях вашего и обгоняемого автомобиля является фактической скоростью, которую вам нужно «погасить», возвращаясь в свою полосу. Очень трудно остановиться, если, к примеру, обгоняемый — тихоходный транспорт, особенно, если он собрал за собой хвост из нескольких медленно едущих машин и вам нужно «нырнуть» между ними.

Помните, что обгон нужно провести как можно быстрее, не задерживаясь долго в «мертвой» зоне обгоняемого автомобиля. Если при опережении обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось, можно прибегнуть к экстренному разгону.

В этом случае рекомендуется быстро переключиться на пониженную передачу и полностью нажать педаль «газа» — таким образом, машина получит более интенсивное ускорение. Однако если же в процессе выполнения маневра у вас возникли сомнения по поводу успешного его завершения, немедленно возвращайтесь обратно в свою полосу движения.

Перед завершением опережения включите правый указатель поворота, предупредив водителя обгоняемого автомобиля о перестроении. Завершать обгон следует начинать не раньше того, как в зеркале заднего вида вы сможете увидеть фары обгоняемого автомобиля.

Если вы оказались в роли обгоняемого автомобиля, нужно вести себя так, чтобы облегчить выполнение опережения автомобилю, движущемуся за вами. Не стоит увеличивать свою скорость, в то время, когда вас обгоняют. Если водитель встречного автомобиля не успевает завершить обгон, то самым правильным решением будет принят вправо или притормозить для того, что он имел запас по ширине и дистанции для окончания маневра.

Существенно затрудняет опережение на трассе медленно движущиеся автомобили. Особенно в тех случаях, когда встречное движение на столько интенсивно, что затрудняет их обгон. В этом случае воспитанный водитель «тихохода» сместится правее или даже выедет на обочину, чтобы его смоги обогнать.

Если опережение производится из колонны, то очередность определяется близостью к обгоняемому автомобилю. Но, если ваша динамика значительно уступает другим участникам, то рекомендуется дать возможность более быстроходным попутчикам, совершить опережение первыми.

Когда обгон предпринимают несколько автомобилей одновременно, то приоритет имеет тот, кто начал обгон первым. И обгонять можно только после того, как первый автомобиль, который совершал этот маневр, вернулся в свою полосу. Совершать опережение сразу за ним небезопасно, так как впереди может оказаться встречный автомобиль. И если впереди идущая машина успеет перестроиться в свой ряд, у вас для этого может не хватить, не только времени, но и места.

Не стоит прибегать и к так называемому «двойному обгону» — опережению автомобиля, в то время, когда он уже начал обгон впереди идущей машины. Учтите, такие действия небезопасны для всех участников маневра.

Если Ваш опыт не позволяет с полной уверенностью рассчитать параметры при обгоне, можно использовать помощь того же обгоняемого, но для этого следует убедиться в том, что он вас видит и понимает ваши намерения, например, выехать несколько левее и ехать включенным левым поворотом.

Чаще всего подавляющее большинство водителей позволят совершить безопасный маневр, приняв вправо и уменьшив скорость. Если едущий навстречу водитель резко увеличил скорость, ни в коем случае не ищите спасения на встречной обочине. Ширина дороги позволит разъехаться, если учесть размер обочины и содействие хотя бы одного из непосредственных участников «инцидента».

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!

Обгон автомобиля — один из наиболее сложных маневров, который требует большой концентрации внимания, а также аналитической оценки как собственных сил, так и поведения остальных участников дорожного движения. Именно обгоны являются наиболее распространенными виновниками ДТП. Об этом далее в статье.

Обгон — опережение одного или сразу нескольких движущихся автомобилей, которое связано с выездом из используемой полосы. В данной ситуации ключевое слово «движущихся». Если опережаемый автомобиль неподвижен, данный маневр называется объездом.

Перед началом обгона автомобилист должен убедиться, что:


обгон разрешен, когда

Обгон оправдан лишь в том случае, когда интенсивность движения, возможности автомобиля и дорожные условия дают возможность обгоняющему после данного маневра продолжать передвижение на более высоких оборотах, а идущие впереди на меньшей скорости автомобили мешают этому.

На дорогах постоянно наблюдаются обгоны, которые совершаются без необходимости, с целью утверждения превосходства своего авто. Как правило, выполняются они с нарушением ПДД и не способны предоставить существенного преимущества.

Можно приступать к обгону лишь при условиях хорошей видимости дорожного полотна на протяжении всего участка предполагаемого маневра.

обгон запрещен, когда

  1. Если водитель впереди идущего авто включил левый поворотник.

  2. Следом за автомобилем, который уже начал обгон.

  3. Если по встречной полосе беспрерывно идут автомобили.

  4. Если на дороге плохая видимость.

  5. На перекрестках, поблизости железнодорожных переездов.

  6. Если идущий по встречке автомобиль едет с большой скоростью и есть вероятность столкновения.
  7. На трудных участках дороги — туннели, переправы через водоемы, плохо просматриваемые повороты, крутые участки трассы.

обгон через сплошную

Обгон через сплошную является потенциально опасным маневром, за который предусмотрен либо штраф, либо и вовсе лишение прав. Однако, если дорога довольно узкая, а разметка и дорожные знаки, что обгон запрещен, отсутствуют, наказания за это не будет.

Помимо этого, если автомобиль или прочее препятствие преградило вам путь, согласно правилам вы должны объехать его слева, сначала уступив дорогу другим авто. За это наказание не предусмотрено. Однако, если преграду можно было объехать с другой стороны, но данной возможностью вы не воспользовались ввиду того, что она не столь быстрая, вы будете вынуждены заплатить штраф.

двойной обгон

По сути, двойной обгон — обгон автомобиля, которое уже совершает объезд либо обгон. Однако в ПДД отсутствует конкретное определение данного маневра. При этом, существует правило, которое запрещает обгонять впереди идущую машину, которая сама совершает обгон.

Довольно часто появляются неприятности с инспекторами в случае, когда водитель производит обгон «паровозиком», то есть обгоняет несколько движущихся впереди автомобилей, не совершающих соответствующий маневр. Во избежание проблем, желательно не совершать подобные действия.

обгон на перекрестке

Для начала стоит отметить, что перекрестки бывают как регулируемые, так и нерегулируемые. На последних дорога бывает главной и второстепенной. При этом, главная дорога способна изменять направление. Помните, что знаки приоритета на регулируемых перекрестках не действуют.

Обгон запрещен в случае езды по регулируемому перекрестку или при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка. Помимо этого, обгонять другой автомобиль при езде через перекресток равнозначных дорог также запрещено.

Знак обгон запрещен

Данный знак обозначает, что в определенной зоне действия запрещается обгон любого транспорта, кроме тихоходного, гужевых повозок, мопедов, велосипедов и двухколесных мотоциклов. Зона действия знака распространяется от места его установки до ближайшего перекрестка, а при отсутствии последнего — до конца населенного пункта.

Если на знаке присутствует желтый фон, значит данный знак является временным. Если стационарные и временные дорожные знаки противоречат друг другу, водитель должен руководствоваться временными знаками.

Обгон на пешеходном переходе

Обгонять автомобиль на пешеходном переходе категорически запрещено, даже если поблизости нет ни одного пешехода. За данное нарушение предусмотрен административный штраф или изъятие у водителя прав до шести месяцев.

Завершение обгона

При совершении обгона необходимо как можно быстрее завершить его. Поэтому сильнее надавите на газ с целью увеличить скорость между вашим авто и обгоняемым. Когда вы увидите обгоняющий автомобиль в зеркале заднего вида, следует включить правый поворотник и спокойно вернуться на свою полосу.

Очень часто бывает, когда водитель начал обгон на прерывистой линии, а закончил уже на сплошной, что расценивается инспекторами, как выезд на сплошную и запрещается ПДД. Именно поэтому при обгоне следует объективно расценивать дорожные условия и возможности автомобиля.

Штраф за обгон

На текущий момент штраф за обгон при нарушении ПДД составляет около 5000 рублей. Помимо этого, за такое нарушение также предусмотрено лишение права управления автомобилем сроком от четырех до шести месяцев.