Телескопические погрузчики. Телескопические погрузчики - выбор профессионала Основные игроки на рынке телескопических погрузчиков в Беларуси

Незаменимый помощник в любом подразделении сельхозпроизводства — телескопический погрузчик — уверенно завоевывает симпатии сельхозпроизводителей, вытесняя традиционно распространенные в этом секторе работ фронтальные погрузчики. Мощность, маневренность, компактность и многофункциональность делает эти машины круглогодично и ежедневно востребованными. Как правильно подобрать, сохранить и продлить ресурс работоспособности этого «мастера на все руки»?

Популярность телескопических погрузчиков в сельхозсекторе очень велика: невзирая на кризис, спрос на них с начала 2000-х годов стабильно увеличивается. Более того, даже на вторичном рынке интерес к «телескопам» крайне высок. Если в Европе трех-пятилетние машины (с наработкой 5 тыс. моточасов) фермеры обычно меняют на новые, то в России даже на рынке б/у техники сложно найти телескопические погрузчики с наработкой 10-15 тыс. моточасов, поскольку при наличии бесперебойного снабжения запчастями они используется в сельхозпредприятиях до полного износа.

Минус комфорт

Выбирая телескопический погрузчик, в первую очередь надо обратить внимание на его технические характеристики и сопоставить их с задачами, которые этой машине приходится решать.

Чаще всего покупатели хотят получить универсальную машину, которую можно будет задействовать и в животноводческом, и растениеводческом секторе (зерно грузить, солому складировать, загружать кормораздатчик и т. д.). При этом использованием на сельхозработах эксплуатация универсальных погрузчиков не ограничивается, отмечает замдиректора технического департамента компании «Агропром-МДТ» (продажа универсальных телескопических погрузчиков Faresin и MERLO, Италия) Максим Григорьев. В скором времени телескопический погрузчик начинает применяться на строительстве или реконструкции помещений, чистке дорог, погрузке тяжелых строительных материалов и т. д. Безусловно, многофункциональность помогает быстрее окупить стоимость машины и максимально загрузить имеющиеся в хозяйстве мощности, говорит специалист. Однако для достижения положительных результатов еще на этапе выбора необходимо продумать комплектацию и не экономить на необходимых функциях.

Как ни банально, основной ошибкой при выборе телескопического погрузчика, по наблюдениям технического директора компании «СМАРТ-М» (официальный представитель концерна MERLO в России) Максима Дорошенко, становится ориентирование на цену машины. «Покупатель смотрит самые дешевые «голые» комплектации, не сопоставляя возможности такого погрузчика со своими планами на него, и в итоге, сэкономив 2-3 тысячи евро, получает некомфортную для оператора технику с трудностями в управлении или вообще не соответствующую характеру выполняемых работ», — констатирует Дорошенко.

По его наблюдениям, первыми в списке «на удешевление» оказываются стеклоочистители (задние и на крыше). В этом случае, когда оператор работает в грязных запыленных условиях (погрузка зерна на склад, соломы в поле и т. д.), он, не видя груза ни на стреле вверху, ни сзади, вынужден действовать вслепую.

Также, по словам Дорошенко, экономят на дополнительном освещении. Однако погрузчик может работать только при хорошей видимости, а этого иногда трудно добиться как в поле, так и на запыленном складе, не говоря уже о том, что во время заготовки кормов работать приходится круглосуточно. Света штатных фар в такой ситуации хватает не всегда.

Неприемлемо, на взгляд Максима Дорошенко, отказываться от системы кондиционирования (а это, увы, довольно распространенная практика). Покупка телескопического погрузчика без кондиционера для полевых работ, где такая машина задействована практически постоянно, равносильна убийству оператора, предупреждает специалист.

Не урезать гидравлические возможности

Основной компонент гидравлической системы — это гидронасос. От его производительности зависит быстрота выполнения операций и рабочие возможности погрузчика. На телескопические погрузчики устанавливаются насосы шестеренчатого типа или аксиально-поршневого типа. Редко, но может использоваться пара насосов, стоящих друг за другом.

Как объясняет Максим Дорошенко, шестеренный насос дешевле, но ресурс его в 3-4 раза меньше аксиально-плунжерного. Машина с шестеренным насосом медленнее выполняет рабочие операции, что снижает производительность, а также делает невозможным использование навесного оборудования, для работы которого требуется высокий гидропоток: щетки, снегометатели, разбрасыватели соломы и т. п.

При этом важен поток масла, который напрямую сказывается на производительности машин: чем сильней поток, тем быстрее могут производиться основные операции в работе погрузчика — подъем, выдвижение стрелы, оборот ковша и работа орудия (например, закрытие захвата), говорит бизнес-менеджер по сельскохозяйственной технике JCB в России и СНГ Семен Костин.

В этом же контексте Максим Григорьев обращает внимание, что для быстрой работы навесного оборудования в движении производительность гидронасоса должна быть не менее 150 л/мин.

Для таких работ, как выемка силоса (с фрезой или силосно-отрезным захватом), производительность насоса должна составлять не менее 140 л/мин, добавляет Семен Костин. Для других работ такая высокая производительность обеспечивает высокую скорость комбинированных операций.

Не менее важен тип гидравлического распределителя. Особенно в таких работах, где задействовано несколько функций гидравлики одновременно. Например, в погрузочном цикле зерна или кормов: поднимается груз, выдвигается стрела, работает гидравлика отрезного захвата для силоса. Как объясняет Семен Костин, часто в более простой комплектации производитель ставит так называемые «строительные» гидрораспределители, в которых возможно задействование только одной функции гидравлики. В этом случае каждая операция будет выполняться последовательно. Такие погрузчики больше пригодятся для работы с палетными вилами).

При многоцелевой загрузке «телескопа» в сельхозсекторе (погрузка соломы, приготовление рациона, обрезка деревьев и т. д.) монофункциональный гидрораспределитель будет тормозить процесс работ, делать производственные циклы растянутыми и дискретными, предупреждает Костин.

Региональный менеджер сельхознаправления компании Manitou Павел Коньков обращает внимание, что для некоторых работ (например, где задействовано навесное оборудование, на котором установлены гидромоторы — силосный ковш с фрезой или щетка) понадобится дополнительная гидролиния — опция свободного слива в гидробак.

При использовании телескопического погрузчика с обрезчиком деревьев требуется постоянный обязательный безнапорный возврат масла, приводит пример специалист по телескопическим погрузчикам компании CLAAS Леонид Яковлев. Также на подобных работах удобно задействовать функцию циркуляции гидравлики на стреле (чтобы не держать постоянно нажатой кнопку выполнения функции, а просто активировать ее «и забыть»), добавляет специалист.

Рациональный протектор

Семен Костин также рекомендует уделить внимание выбору типа шин и рисунку протектора, который должен подбираться исходя из типов поверхностей, на которых будет использоваться погрузчик, и продолжительности предполагаемых перегонов.

При выборе шин должна быть разумная экономия, считает Павел Коньков. Конечно, можно использовать и диагональные шины, они будут дешевле, но при этом хуже проходимость и меньше срок службы. В стандартной комплектации к погрузчикам сельхозназначения, как правило, идут радиальные шины с протектором «елочка», которые предназначены для использования по бездорожью и обеспечивают лучшую проходимость, имеют увеличенный ресурс и придают более мягкий ход погрузчику в сравнении с диагональными, которые чаще устанавливаются на погрузчиках строительного типа. А если погрузчик покупается для работ только на твердых покрытиях (перегрузка минеральных удобрений на ж/д узлах, зернотоках и т. д.), нужно заказывать радиальные шины с «индустриальным» протектором.

Телескопический погрузчик, использующийся в сельхозпроизводстве, обычно работает как на твердых покрытиях, так и в условиях бездорожья, убежден Семен Костин. В связи с этим специалист рекомендует аграриям для телескопических погрузчиков выбирать шины радиальной конструкции (с протектором типа «елочка»). На плохом покрытии более мягкие эластичные шины радиальной конструкции заметно повышают проходимость погрузчика, а на разбитой и неровной дороге увеличивают скорость его перемещения, тогда как более жесткие «индустриальные» шины диагональной конструкции, напротив, усложняют передвижение и доставляют дискомфорт оператору, объясняет Костин.

Однако у мягких резиновых «елочек» есть недостаток — повышенная склонность к истиранию, напоминает Павел Коньков. В среднем комплект шин, если они используются не только в условиях бездорожья, но и на асфальтовом и бетоном покрытии, и при этом претерпевают перегоны средней дальности и частоты, «живет» 1-2 сезона. Что же касается ширины, то с точки зрения снижения давления на почву шины должны быть «чем шире, тем лучше», не сомневается Коньков.

Например, для машины грузоподъемностью 3-4 тонны оптимальный диаметр колесного диска — не менее 24 дюймов, уточняет Семен Костин. На таких шинах машина данной грузоподъемности сможет работать не только на твердой поверхности, но также в поле в разгар посевных работ, на компостохранилище на очень рыхлой поверхности и т. д.

Помимо этого, Максим Григорьев, учитывая разностороннее использование телескопических погрузчиков, советует брать машины с высоким дорожным просветом — не менее 35 см. В особо сложных условиях эксплуатации как опцию можно установить комплект пневматических колес с дисками размером R24, клиренс в таком случае увеличится до 42 см, обращает внимание специалист.

О таких опциях, как «крабовый ход» и «колея в колею», Максим Дорошенко советует подумать, если погрузчик будет «трудиться» в узких помещениях. Такие опции незаменимы, если, например, требуется вычистить узкий проход в коровнике: движение «крабовым ходом» позволяет погрузчику справляться с работой по обеим сторонам здания без выезда для разворота.

Рассчитать высоту

По словам Леонида Яковлева, у некоторых производителей телескопические погрузчики не имеют фронтального вылета стрелы. В этом случае рабочая высота подъема будет меньше, чем максимальная, и при планировании работ и выборе машины это надо учитывать.

Как объясняет Семен Костин, стрелу необходимо брать с запасом. Например, при высоте силосной траншеи всего 3 метра семиметровая стрела пригодится для того, чтобы снять снег, балласт, укрывной материал, то есть осуществить подготовительные работы для выемки силоса без привлечения дополнительной техники. Если же погрузчик будет задействован в растениеводстве, то отправной точкой будет высота борта зерновоза — то есть максимум 4 м, и здесь вполне подойдет модель с высотой подъема 5-6 метров.

При этом Леонид Яковлев напоминает, что погрузчики с большим вылетом стрелы (8-10 м) менее маневренные и компактные, и предприятию стоит заранее учесть максимальную высоту проемов и помещений, куда этот погрузчик должен заезжать.

При больших перегонах

Также при соотнесении своих задач с характеристиками погрузчика следует исходить из частоты перемещения машины и продолжительности перегонов. Семен Костин обращает внимание, что возможность отключения полного привода на погрузчике значительно сказывается на расходе топлива и износе шин. Как правило, погрузчики с гидростатической трансмиссией такой возможности не имеют, тогда как некоторые «гидротрансформаторные» модели отключить полный привод позволяют.

Если передвижение машины ограничено одной рабочей площадкой, «гидростаты» вполне подойдут — они более компактны, имеют минимум компонентов. Однако для длительных перегонов стоит выбирать «гидротрансформаторные» модели.

Кроме того, если заранее известно, что «телескопу» придется регулярно преодолевать длительные перегоны, то следует выбирать машины, способные ездить с максимальной для этого класса скоростью — 40 км/ч. Иначе, по словам Павла Конькова, они не будут успевать выполнять весь объем возложенных на них работ, не говоря о том, что станут источником трудностей на дорогах общего пользования.

Помимо этого, замечает Семен Костин, для телескопических погрузчиков сельхозназначения важны эффективная система охлаждения (что пригодится для работы в сильно запыленных ангарах и в жаркую погоду на погрузке зерна) и блокировка дифференциала для повышения тяговых характеристик.

Некоторые производители (например, Claas ), адаптируя свои машины к российским реалиям, устанавливают в стандартной спецификации дополнительные фильтры для российского дизтоплива. Однако у многих производителей такое оборудование опционально, и они настоятельно рекомендуют установку дополнительных фильтров в качестве подстраховки от некачественного ДТ.

Также при выборе машины для работ в запыленных условиях (погрузка тюков соломы на поле, работа на складах и т. д.) рекомендуется обратить внимание на оснащенность ее реверсом вентилятора охлаждения, предупреждает Леонид Яковлев. В противном случае решетка радиатора будет забиваться, что чревато перегревом двигателя.

Навеску по потребности

Стандартным комплектом навесного оборудования для «телескопов» сельхозназначения Семен Костин называет зерновой ковш и палетные вилы.

Навесное оборудование специалисты рекомендуют подбирать в соответствии с максимальной грузоподъемностью погрузчика. По словам Павла Конькова, важно подобрать оптимальный зерновой ковш, а не гнаться за большим объемом. Тяжелый вес ковша максимального объема будет замедлять гидравлику, а его немалые габариты — снижать обзор. На практике часто получается, что при погрузке зерна ковшами 2,5 тыс. и 2 тыс. литров на одинаковых моделях погрузчика ковш меньшего размера не уступает по производительности своему «старшему собрату», приводит пример Павел Коньков. Причина в том, что ковш меньшего объема меньше по габаритам, что удобнее для оператора, а также весит меньше, и гидравлические движения проходят быстрее.

Семен Костин на земляных, строительных и планировочных работах вместо входящего в стандартный набор навесок зернового ковша советует задействовать грунтовый (приобретается отдельно). Его форма обеспечивает более легкое заполнение, а габариты увеличивают обзор, говорит специалист. И если на машину грузоподъемностью 3 т рекомендованный размер зернового ковша — 2,5 м³, то для грунтового на ту же машину достаточно 1,2 м³. Причем даже с таким маленьким грунтовым ковшом производительность погрузки тяжелых строительных материалов будет выше.

Кстати, если подразумевается, что смена навесных орудий будет частой, то имеет смысл задуматься о гидравлическом замке, советует Леонид Яковлев. Тогда орудия можно будет менять, не выходя из кабины.

Ошибки настройки: не навреди

Настройки телескопических погрузчиков просты и понятны. Единственное, что, по мнению Павла Конькова, нуждается в калибровке — система безопасности (защита от опрокидывания). Ее настройка проводится в период, регламентированный инструкцией, и заниматься ей должен специалист. Неправильно откалиброванная система может уменьшать реальную грузоподъемность машины и увеличивать опасность переворота. Поэтому такие настройки обычно проводят совместно с дилером, и проблем не возникает.

Семен Костин советует регулярно поводить проверку зазоров стрелы и проставок на предмет износа, а также контролировать давление в шинах, так как это не только влияет на их срок службы, но и предотвращает чрезмерное раскачивание машины во время подъема грузов.

Главное, чего просит избегать Максим Григорьев, — вмешательства в электронную систему машины. Устранение ошибок компьютера своими силами, как правило, вызывает массу проблем, устранять которые приходится специалистам сервисной службы, констатирует он. Поэтому любые настройки электронной системы лучше проводить с дилером.

С ним солидарен Максим Дорошенко, который считает, что около 80% поломок оборудования происходит из-за вмешательства в электронные системы машины неквалифицированного персонала. Как правило, своими силами устанавливают допоборудование, на котором сэкономили при покупке, например более мощные фары, магнитолу, кондиционер, вентиляторы и другой «колхозный тюнинг», перечисляет специалист компании «СМАРТ-М».

По его наблюдениям, подключения происходят с нарушениями, влекущими за собой выход из строя высокотехнологичных дорогостоящих систем. Например, такое часто случается при установке дополнительного освещения или при неквалифицированной врезке в штатную электронную систему дополнительного модуля gps-слежения.

Не всесильный

Телескопический погрузчик — грузоподъемная машина, поэтому в первую очередь следует избегать передвижений с выдвинутой стрелой, так как любой груз, находящийся на вытянутой стреле, добавляет лишний крутящий момент, и машина становится менее устойчивой, предупреждает Леонид Яковлев. Нельзя также ездить с поднятой стрелой, потому как смещение центра тяжести способствует потере равновесия во время маневров. Еще одна ошибка — игнорирование сигналов датчика перегрузки. Все эти факторы приводят к тому, что машина может опрокинуться, в результате чего повреждения стрелы неизбежны.

Семен Костин напоминает, что во время длительных перегонов лучше отключать полный привод (если машина обладает такой возможностью). В противном случае отсутствие межосевого дифференциала приведет к чрезмерному износу шин, не говоря уже о значительном увеличении расхода топлива.

Также, по наблюдениям Семена Костина, одной из частых ошибок управления «телескопом» становится неправильная техника заполнения ковша. Как объясняет специалист JCB, неопытный оператор сначала максимально заглубляет ковш в горизонтальной плоскости, после чего пытается опрокидывать его с помощью гидравлики.

Это тяжелейшая задача для погрузчика, потому что в этот момент он приподнимает не только объем самого ковша, но и весь пласт материала, находящийся сверху, тогда как при правильной технике заполнения ковша его нужно одновременно опрокидывать на себя, приподнимая стрелу и не выключая передачу, поясняет Костин.

Еще одной распространенной ошибкой он называет растягивание погрузочного цикла из-за неполного использования свойств гидравлических функций. Очень часто неопытный механизатор при погрузке машины сначала поднимает стрелу с грузом вверх, затем выдвигает ее и только потом опрокидывает ковш, говорит Костин. Но оптимальнее поднять груз на минимальную для преодоления борта кузова высоту, одновременно выдвигая стрелу и опрокидывая ковш. В этом случае погрузка будет проходить гораздо быстрее.

Помимо этого, стремясь увеличить грузоподъемность, аграрии зачастую чрезмерно перегружают машину, а «для устойчивости» искусственно утяжеляют заднюю часть (чаще всего заполняют колеса погрузчика водой). Грузоподъемность, конечно, увеличится на 50-100 кг, но это отрицательно повлияет на надежность оборудования, в частности на проставки стрелы и на калибровку датчика опрокидывания, предупреждает Леонид Яковлев. Он обращает внимание, что главное средство оценки возможностей машины — нагрузочная диаграмма. Именно сверяясь с ней, оператор должен выбирать тактику работы с грузом.

Нередко аграрии пытаются с помощью «телескопов» сдвинуть что-то тяжелое с места, применяя динамическую нагрузку (сдернуть, отодвинуть рывком и т. д.). Такие воздействия губительны для техники, не сомневается Максим Дорошенко. Зачастую в таких случаях ломаются стрелы и рвутся шланги.

Семен Костин также рассказывает о том, что сброс давления в дополнительной гидролинии порой осуществляется «варварским методом»: оператор начинает стучать подручным инструментом по соединительным муфтам с целью сбросить давление, деформируя и повреждая их. Тогда как существует последовательность действий для сброса давления, и для этого не надо выходить из кабины.

Учимся в межсезонье

Учитывая, что телескопические погрузчики — одни из самых высокозагруженных машин в сельхозпарке предприятия, работа на которых в сезон идет зачастую в три смены, Максим Григорьев напоминает о необходимости регулярного и неукоснительного проведения ТО в соответствии с регламентом.

По наблюдениям Максима Григорьева, в постгарантийный период аграрии экономят на качестве моторного масла двигателя, а иногда и вовсе забывают его менять. Для такой дорогой машины, как телескопический погрузчик, такая халатность губительна, предостерегает он.

По мнению Павла Конькова, свести к минимуму подобные острые ситуации поможет постоянная совместная работа дилеров и сельхозпроизводителей — регулярное обучение правильному процессу эксплуатации техники, проводимое в межсезонье (зимний период).

Зачастую после того, как сервисный инженер провел обучение и показал, какие кнопки задействованы в основных процессах, механизатор не заглядывает в инструкцию по эксплуатации, продолжает Коньков. Если представители компаний-производителей техники возьмут за правило проведение семинаров по продаваемой технике, где будет рассказываться о возможностях уже купленной машины и о ее правильной эксплуатации, ошибок и жалоб на технику будет гораздо меньше.

В то же время он предлагает и покупателям (сельхозпроизводителям) требовать от дилеров проведения таких семинаров в межсезонье.

Максим Дорошенко акцентирует внимание на том, что машины, занятые в сельхозсекторе, нуждаются в качественном дизтопливе. И замечает, что заправка техники зачастую производится в полевых условиях ненадлежащим способом. Также необходимо проводить своевременное техническое обслуживание с применением смазочных материалов и фильтров надлежащего качества, желательно силами официального дилера.

Особенного внимания требуют высоконагруженные шарнирные соединения рамы и стрелы. При этом особенно важно использовать для их обслуживания правильную смазку. Практика показывает, что проблемы с разбитыми втулками и пальцами шарниров у клиентов возникают при использовании смазки, не соответствующей требованиям эксплуатации машины, рассказывает Семен Костин. Так, российские аграрии любят дешевый «Литол-24», который пригоден для смазки подшипников и карданных соединений, испытывающих совершенно другой уровень нагрузки. А для высоконагруженных соединений нужна специализированная смазка, которая сохраняет свои свойства и в этих условиях.

Позаботьтесь о маслах

Руководитель отдела технической поддержки «Шелл » в России Андрей Кудимов, отмечает, что одним из наиболее требовательных к смазочным материалам узлов данного вида оборудования являются направляющие телескопических стрел. Это связано с тем, что конструкция такого узла за последние годы претерпела ряд усовершенствований. Внедрение более современных технологий и применение композитных материалов является одним из приоритетных направлений. Соответственно, необходим иной подход и в применении смазочных материалов.

«На практике оператор может столкнуться с сокращением ресурса направляющих стрел, с высоким уровнем шума при выдвижении или с рывками вместо равномерного выдвижения. В таких случаях можно сделать вывод о том, что узел испытывает слишком высокие нагрузки, неправильно сконструирован или поврежден. А проблема чаще всего заключается в том, что для смазки данного участка применяются продукты, не полностью соответствующие требованиям (за неимением других или по невнимательности)», — объясняет Кудимов.

Зачастую в требованиях к смазкам для направляющих прописана только консистенция продукта Однако выбирать пластичную смазку только по консистенции даже в рамках одного класса будет ошибкой, предупреждает Кудимов. Дело в том, что разброс по эксплуатационным свойствам продуктов может быть слишком широк. Поэтому, когда мы говорим об эффективной работе стрелы, подбор смазки должен начинаться с определения материала изготовления направляющих, говорит специалист.

Например, если пара трения стрелы — «металл — металл», рекомендуется применять пластичные смазки, содержащие твердые наполнители. Чаще всего это графит или дисульфид молибдена. Как правило, такие продукты темно-серого или почти черного цвета.

Однако такие классические смазки неприменимы для более перспективного материала изготовления направляющих стрел — полимерного (пара трения «металл — полимер»), обращает внимание Кудимов. В паре трения «металл — полимер» твердые частички могут работать как абразив, и их присутствие в смазке нежелательно. Поэтому, чтобы обеспечить необходимый уровень противоизносных свойств, при этом сохранив плавность скольжения, необходимо использовать базовые масла более высокой вязкости и передовые технологии загустителей, советует он.

Так, обычно рекомендованная вязкость базового масла в смазке составляет 150-220 сантистокс (сСт), но в случае отсутствия твердых наполнителей ее повышают более чем в два раза (кстати, такие смазки на вид более светлые). По словам специалиста, одним из наиболее перспективных типов пластичных смазок для данного узла является смазка, изготовленная с применением полимочевинного загустителя. Изначально подобные смазки применялись в автоспорте. Эта технология позволяет обеспечить более низкий по сравнению с классическими решениями коэффициент трения. В телескопических стрелах применение таких смазок обеспечивает более плавное скольжение стрелы. Тогда как использование для пары «металл — полимер» смазки с твердыми наполнителями может привести к износу направляющих стрелы, предупреждает Кудимов.

Помимо смазочных материалов для телескопических стрел, Андрей Кудимов также советует при обслуживании обращать внимание на рабочий температурный диапазон использования минеральных масел (трансмиссионного, гидравлического, моторного), то есть смотреть, насколько они совпадают с реальными условиями эксплуатации машины.

Телескопический погрузчик - сравнительно молодой вид техники, разработанный в конце 50-х годов прошлого века. И только через 20 лет компания JCB начала активно развивать этот новый тип машин. Позднее инициативу британцев поддержали многие производители с мировым именем, среди которых отметим такие компании как Manitou, Merlo, Caterpillar, John Deere, Terex, Liebherr, Case, New Holland и многие другие. Популярность телескопических погрузчиков во всем мире объясняется в первую очередь их универсальностью - они могут заменить и воплотить в себе функции сразу нескольких машин, к примеру, небольших автокранов, фронтальных и вилочных погрузчиков.

Не вдаваясь глубоко в историю, отметим, что основой пополнения российского рынка телескопическими погрузчиками служат импортные поставки из стран дальнего зарубежья. На постсоветском пространстве выпускают рассматриваемую технику белорусский «Амкодор» и «ЧЕТРА» - зарегистрированная торговая марка холдинга «Концерн «Тракторные заводы». Белорусские партнеры ежегодно отгружают российским потребителям порядка 10-15 машин. Количество техники, проданной российским производителем, остается неизвестным (по крайней мере, комментариев о ее количестве у представителей завода получить не удалось), при том, что первый экземпляр телескопического погрузчика ЧЕТРА ПТС 4012-201 был презентован еще на 11-й Международной специализированной выставке «СТТ-2010». Хочется верить, что при всех заявленных преимуществах перед импортными аналогами, данный проект получит свое развитие в самое ближайшее время.

А пока перейдем к показателям импорта, на базе которого, собственно, и формируется отечественный парк телескопических погрузчиков. Динамика развития рынка рассматриваемых машин в период с 2008 года схожа с общим трендом развития рынка строительной техники, за исключением, пожалуй, первых трех кварталов 2013 года. После резкого спада показателей в посткризисном 2009 году сразу на 70%, уже с 2010 года можно было наблюдать постепенное восстановление объемов импорта, которые в этом же году увеличились на 160%, в 2011 году импорт увеличился еще в 2 раза относительно данных по ввозу телескопических погрузчиков за 2010 год. Далее в 2012 году темпы роста снизились до 9%. Не менее 5% роста стоит ожидать и по итогам 2013 года, что позволит превысить докризисные показатели импорта телескопических погрузчиков 2008 года более чем в 2 раза. А если говорить о первых трех кварталах минувшего года, то объемы ввоза в каждом из них находятся на максимально высоком уровне относительно аналогичных периодов прошлых лет. Второй квартал 2013 года стал наиболее успешным по показателям, которые сопоставимы с данными по импорту за весь 2010 год, уступая им 18%.

Динамика российского импорта телескопических погрузчиков в 2008- сентябре 2013 гг., шт.

Год назад, при анализе рынка телескопических погрузчиков («Основные Средства» №02/2013), развитие конкурентной борьбы между марками JCB и Manitou - лидерами отрасли, было разделено на два этапа: до 2008 г., когда пальма первенства попеременно переходила от одной марки к другой, и посткризисный период, начиная с 2009 г., когда британская марка JCB вышла в лидеры. В настоящее время, видимо, можно говорить уже о следующем этапе, ведь по итогам всего 2012 года под маркой Manitou в Россию было ввезено на 2 телескопических погрузчика больше, чем под маркой JCB, а уже по итогам трех кварталов 2013 года это преимущество увеличилось до 50 единиц техники. Лидер первых трех кварталов 2013 года Manitou ввез в нашу страну на 31% телескопических погрузчиков больше, чем в аналогичном периоде 2012 года, что позволило марке занять треть импортного рынка по итогам рассматриваемого периода. Меньший прирост, равный порядка 6%, обеспечил JCB вторую позицию.

Что касается остальных участников ведущей пятерки, то и здесь мы видим перестановки. С третьего на пятое место переместились телескопические погрузчики марки Claas, объемы импорта которых сократились на 17%, а доля упала с 9 до 6% по итогам января-сентября 2013 года. Отличные показатели демонстрирует марка Dieci, темп прироста импорта которой в сравниваемых периодах 2012 и 2013 года равнялся 61%, что позволило закрепиться в тройке лидеров. И наконец, отметим неплохой 45%-ый прирост ввоза погрузчиков под маркой Merlo, расположившейся на четвертой позиции.

Из остальных отметим JLG, объемы импорта телескопических погрузчиков которой увеличились с 5 единиц в январе-сентябре 2012 до 30 единиц в рассматриваемом периоде 2013 года. Также неплохие показатели роста продемонстрировали марки Bobcat, Haulotte, Ausa, New Holland. По большинству остальных отмечается спад.

Импорт основных марок телескопических погрузчиков в Россию в январе-сентябре 2013 года, % .

В географическом распределении стран, выпустивших телескопические погрузчики для российского импорта, лидирует Франция во главе с маркой Manitou. И это несмотря на то, что более 100 погрузчиков было произведено на итальянском заводе Manitou, где выпускаются погрузчики с поворотной кабиной серии MRT, а также «тяжелые» (повышенной грузоподъемности) машины серии MHT. Среди остальных марок французской сборки отметим Bobcat, Haulotte, Case и Massey Ferguson.

Великобритания представлена в рейтинге двумя производителями - JCB и Caterpillar, под марками которых было произведено и впоследствии импортировано в Россию за первые три квартала 2013 года 398 и 4 телескопических погрузчика соответственно. Кроме уже ранее упомянутой Manitou, в Италии, которая в рейтинге расположилась на третьем месте, были собраны погрузчики еще девяти различных марок, из которых основная доля принадлежит Dieci, а далее идут Merlo, New Holland, Faresin и другие. Германия и Бельгия замыкают наш рейтинг ведущих стран с показателями в 95 и 39 собранных погрузчика соответственно.

Лидером среди получателей телескопических погрузчиков, импортированных в Россию по итогам рассматриваемого периода, как и год назад, является ООО «Джей Си Би Раша». При росте объемов ввоза в 17%, доля компании осталась на уровне 20% за счет большей активности остальных участников рынка.

В ведущей пятерке получателей один новый участник - ООО «Универсал-Спецтехника». Таким образом, число представителей марки Manitou в лидирующей группе увеличилось до трех компаний, из которых ООО «Маниту Восток» является лидером, увеличившим свои показатели сразу на 58%. Следом за ней, на третьей позиции расположилось ООО «Мировая техника» (прирост 17%), на четвертой - ООО «Универсал-Спецтехника (прирост 174%). Общее количество импортеров техники французского производителя составило 41 компанию. Всего в импортных операциях приняло участие 143 российских предприятия, при этом 16 из них выступили получателями погрузчиков двух и более марок.

Замыкает группу лидеров ООО «Клаас Восток» на 11,5% сокративший свой объем поставок телескопических погрузчиков в Россию за январь-сентябрь 2013 года. На 10% уменьшилось количество поставок рассматриваемой техники ЗАО «Лонмади», что отодвинуло российско-британскую компанию на шестую позицию.

Основные получатели телескопических погрузчиков январе-сентябре 2013 года, %.

Рынок телескопических погрузчиков в России достаточно молод и далек от насыщения. А универсальность и многофункциональность данных машин объясняет довольно сильную заинтересованность отечественного потребителя, сопровождающуюся ростом покупок. В этой связи динамика, которая наблюдается на рынке телескопических погрузчиков, безусловно, идет вразрез с общим трендом на рынке строительной техники, который в 2013 году имеет скорее выжидательный характер, вследствие чего, показатели по некоторым позициям находятся либо ниже уровня 2012 года, либо не намного превышают их. Ожидаемые темпы прироста рынка телескопических погрузчиков в 2014 году составят не более 10%.

Ловков Андрей, аналитик ID-Marketing для журнала «Основные Средства»

"Телескоп" представляет собой уменьшенную копию короткобазного крана. Данная техника широко применяется на стройках, в аграрном секторе и на открытых складах, а их производством занимается не один десяток компаний. Попробуем сориентироваться в том многообразии, которое предлагается на рынке

Практически все погрузчики укомплектовываются неповоротной стрелой, правда, некоторые модели оснащаются стрелой, которая монтируется на поворотную платформу. Например, итальянская компания Merlo выпускает серию погрузчиков Roto с поворотной платформой. Существует подобная линейка техники и у Bobcat. Также компания Daewoo, еще будучи самостоятельной, изготавливала «телескопы», установленные на шасси колесного экскаватора. Но подавляющее большинство данной техники является погрузчиками с неповоротной стрелой, которая монтируется на опоры в задней части рамы. Телескопический погрузчик прост в управлении, в то время как погрузчики с поворотной платформой являются довольно специфическими машинами и требуют определенного подхода.

Такие погрузчики подразделяются на строительные и аграрные. Подобное деление является по большей части маркетинговым, и серии могут пересекаться, хотя имеются и отличия между линейками. Аграрные погрузчики чаще всего укомплектовываются двухсекционной стрелой. Они могут обладать меньшей высотой, для того чтобы проезжать в ворота надворных построек. Также погрузчики для сельскохозяйственных работ могут быть оснащены колесами большего размера. Компания Merlo оборудует свои аграрные погрузчики задней трехточечной навеской, за счет чего машину можно использовать в качестве трактора.

Компания JLG Industries, Inc. является одним из мировых лидеров по производству передвижных платформ для высотных работ, продающихся под брендами JLG, Liftlux и Toucan. Компания Gradall, специализировавшаяся на производстве погрузчиков, была куплена JLG в 1999 году. Бренды Sky Trak и Lull были приобретены в 2003 году. В 2005 году JLG создает альянс с компанией Caterpillar для производства и реализации погрузчиков Caterpillar. В 2006 году JLG вошла в состав Oshkosh Truck Corporation. Производственные площадки JLG в настоящее время размещаются во Франции, Бельгии и США. Сервисные представительства компании работают на шести континентах.

Для европейского рынка компания JLG представила новую усовершенствованную серию Powershift, состоящую из семи моделей: 3508PS, 3509PS и 3513PS грузоподъемностью 3,5 тонны, обладающих высотой 7,9-13 метров; и модели 008PS, 4009PS, 4013PS и 4017PS грузоподъемностью 4 тонны и высотой 7,9-16,7 метров.


Погрузчик JCB 515-40 ростом с человека

"Телескопы" Powershift, оснащенные гидромеханической трансмиссией, могут эксплуатироваться в тяжелых условиях окружающей среды. Три модели данной техники - 3513PS, 4013PS, 4017PS - могут быть укомплектованы интеллектуальными подъемными платформами, за счет которых увеличивается коэффициент загрузки машины.

Также компания JLG выпускает линейку малогабаритных погрузчиков серии Compact - 2505, L2906H, 2906H, 3507H.

Британская компания JCB представила свой первый телескопический погрузчик JCB 520 в 1977 году. Всего за год вручную было изготовлено 300 машин. В настоящее время количество собранных машин превысило 100 тысяч.

Компания JCB развивает две линейки рассматриваемого типа техники - аграрную Agri и строительную Loadall. Строительная линейка включает 14 моделей погрузчиков, аграрная состоит из 11 моделей. При расшифровке названий моделей, цифра 5 указывает на погрузчик по внутренней номенклатуре JCB, затем расположены две цифры, которые обозначают максимальную грузоподъемность техники. Цифры, расположенные после дефиса, означают максимальную высоту подъема. Например, модель JCB Loadall 541-70 расшифровывается следующим образом - погрузчик, обладающий максимальной грузоподъемностью 4,1 тонны и максимальной высотой подъема 7 метров.


Обе линейки техники JCB - строительная и аграрная - начинаются моделью 515-40 и заканчиваются моделью 541-70. Различия между линейками имеются в средней части. Так, строительные машины характеризуются высотой подъема до 17 м, сельскохозяйственные обладают высотой до 9,5 м. Грузоподъемность линейки строительных машин распределена равномерно и расположена в диапазоне 1,5-4,1 тонны и в диапазоне высот 4-14 метров. В то же время половина сельскохозяйственных моделей погрузчиков сосредоточена в середине диапазона грузоподъемности 2,4-3,1 тонны и высоты 5-7 метров.

Модели 535-125 и 535-140, расположенные в строительной линейке, изготавливаются в соответствии с концепцией HiViz. То есть техника характеризуется улучшенным обзором, особенно назад: основание опоры данных у моделей снижено на 235 мм и снижена высота стрелы в транспортном положении на 13%. Также машины обладают укороченным задним свесом и оснащены мостами с большим углом поворота колес, за счет чего был сокращен радиус поворота.

Линейка компактных погрузчиков, состоящая из моделей 515-40, 520-40, 520-50, 524-50, 525-50 и 527-55, которые обладают грузоподъемностью 1,5-2,7 тонн и высотой подъема 4-5,6 метров, специально предназначена для фермерских работ. Компактные погрузчики отличаются задним расположением двигателя и смещенной вперед кабиной. Двухсекционная стрела на данной технике сдвинута вправо. Все колеса являются ведущими, управляемыми и снабжены гидростатическим приводом.


Погрузчик JCB 541-70. Не пытайтесь повторить это дома!

Модели большей грузоподъемности укомплектовываются рамой, которая состоит из двух толстых боковых пластин, соединенных поперечинами, и гидродинамической трансмиссией. На технику устанавливается двигатель Dieselmax, который монтируется поперечно между колесами правого борта и укомплектован гидротрансформатором, конической передачей и четырехступенчатой коробкой передач PowerShift с переключением под нагрузкой. Стрелы состоят из 2-4 секций и выдвигаются длинным гидроцилиндром. При комплектации погрузчиков трех- и четырехсекционными стрелами устанавливается также многосекционный гидроцилиндр. На основании стрелы вводятся компенсационные гидроцилиндры, которые предназначены для автоматического поддержания положения груза при подъеме стрелы. Модели, характеризующиеся большой высотой подъема, снабжаются передними аутригерами. Остальные модели могут быть также дополнительно укомплектованы аутригерами. Благодаря механизму выравнивания рамы, который состоит из гидроцилиндра, соединяющего раму и передний мост с правой стороны, данные погрузчики на уклоне до 9° в безопорном положении возможно выставлять горизонтально. Некоторые модели могут быть укомплектованы таким дополнительным оборудованием, как механизм сдвига рамы. Имеется три режима рулевого управления - диагональным ходом, поворотом только передними колесами и согласованным поворотом передними и задними колесами, за счет которых обеспечивается маневренность погрузчиков. Управление рабочим оборудованием может быть либо рычажным либо джойстиковым, по выбору заказчика машины.

Компания Merlo также специализируется на выпуске "телескопов". Ее линейка строительных погрузчиков состоит из 40 базовых моделей и подразделяется на три серии - Compacts, Panoramic и Roto. Модели всех трех серий характеризуются боковым расположением двигателя и кабины, наличием гидростатической трансмиссии с приводом обоих мостов, трехрежимным рулевым управлением, а также расположением стрелы, близко к геометрической продольной оси машины.


Погрузчик Merlo Roto 33.16 KS с поворотной платформой

Индекс погрузчиков Merlo расшифровывается следующим образом - первые две-три цифры указывают на грузоподъемность техники, а вторая цифра после точки обозначает высоту подъема. Например, «34.7» в индексе модели говорят о том, что грузоподъемность погрузчика составляет 3,4 тонны, а высота подъема равна 7 метрам.

Из последних разработок компании можно выделить силовую окантовку steel ring и мосты портального типа. Окантовка является стальным прутом, диаметр которого сотавляет 70 мм и который опоясывает всю машину, защищая узлы и агрегаты от повреждений. Мосты портального типа drop portal предназначены для обеспечения максимального дорожного просвета. Полуось размещается сверху и помещается в зацепление с зубчатым колесом бортового редуктора.

Серия погрузчиков Compact представлена тремя базовыми моделями и их модификациями грузоподъемностью 2,5-3,2 тонны и с высотой подъема 5,9-8,2 метров. Данная техника характеризуется центральным расположением стрелы. Двигатель монтируется между правыми колесами, кабина размещается между левыми колесами машины.


Серия Panoramic является самой многочисленной и включает 26 моделей грузоподъемностью 3,4-12 тонн и высотой подъема 7-17,76 метров. Машины могут быть укомплектованы жестко зафиксированным передним мостом и механизмом, предназначенным для выравнивания рамы, состоящим из двух гидроцилиндров. За счет этого погрузчики можно выставлять горизонтально на уклоне до 10°. Кроме того, механизм выравнивания рамы может быть дополнительно оборудован активной гидропневматической подвеской EAS, которая состоит из двух гидроазотных аккумуляторов, подсоединяемых к гидроцилиндрам выравнивания рамы. Также модели, снабженные механизмом выравнивания рамы, могут дополняться механизмом сдвига рамы Sideshift, состоящим из гидроцилиндра, установленного диагонально между передним мостом и рамой. Подобное устройство применяется во время работы на большой высоте и позволяет точно выставить груз без перестановки погрузчика. Рабочий гидропривод можно расширить системой стабилизации стрелы BSS, снабженной гидроазотным аккумулятором, подсоединенным к контуру гидроцилиндра подъема стрелы. Во время передвижения по неровностям система BSS убирает ударные нагрузки, которые передаются от ковша с грузом на несущие конструкции погрузчика. Однако, системы EAS и BSS одновременно не монтируются на технику.

Серия Roto, характеризующаяся наличием поворотной платформы, состоит из 10 базовых моделей грузоподъемностью 3,8-5 тонн и с высотой подъема 10,4-26 метров. Предназначены машины данной серии для работы с большими высотами в стесненных условиях, там, где не развернуться обычному погрузчику. Погрузчики Roto могут быть укомплектованы генератором и компрессором, которые используются для подключения инструмента. Двигатель устанавливается внизу, на шасси. Применяются они, как правило, для подъема людей на рабочей платформе.

Также компания Merlo выпускает аграрные погрузчики, представленные двумя сериями - Turbofarmer и Multifarmer. Серия Turbofarmer состоит из восьми моделей грузоподъемностью 3,4-4,1 тонны и с высотой подъема 7 и 9,7 метров. Первые четыре модели данной линейки являются также и строительными погрузчиками Panoramic, то есть присутствуют в обеих сериях. Остальные четыре модели являются уникальными для Turbofarmer. Все погрузчики данной серии укомплектовываются гидравлическим механизмом быстрой смены навесного рабочего оборудования, а также гидравлическими и электрическим выводом на корме, предназначенным для подключения оборудования и прицепа. Тягово-сцепное устройство поставляется отдельно. Серия Turbofarmer создавалась таким образом, чтобы в каждом типоразмере присутствовали вариации машин с механизмами выравнивания и сдвига рамы и с жестко зафиксированным передним мостом.


Погрузчик ЧЕТРА

Серия Multifarmer включает четыре базовые модели и их модификации грузоподъемностью 2,7-3 тонны и с высотой подъема 6-8,55 метров. Данные погрузчики оснащаются валом отбора мощности, выводами гидросистемы и задней трехточечной навеской, поэтому машины серии Multifarmer могут не только грузить, но также пахать и сеять.

Еще одним изготовителем "телескопов" является компания Bobcat, которая совсем недавно начала выпускать погрузчики с поворотной платформой. Новая серия техники TR (Telescopic Roto) представлена четырьмя моделями грузоподъемностью 3,5-5 тонн и с высотой подъема 16-21 метра - TR35160, TR40250, TR45190 и TR50210. Первые две цифры в индексе машин указывают на их грузоподъемность, три последние цифры обозначают высоту подъема. Конструкция данных погрузчиков схожа с машинами Merlo Roto. Двигатель устанавливается на шасси, трансмиссия является гидростатической. Погрузчики оборудуются четырьмя опорами. Рама в безопорном положении может быть выровнена на уклоне до 8 градусов (кроме модели TR35160) при помощи механизма выравнивания рамы. Имеются три режима рулевого управления и большой выбор навесных рабочих инструментов.

Все остальные машины Bobcat в настоящее время представлены шестью моделями грузоподъемностью 2,2-4 тонны и с высотой подъема 5-17 метров. Все «телескопы» Bobcat, как и прежде, снабжаются рамой коробчатого сечения, гидростатической трансмиссией, трехрежимным рулевым управлением. Двигатель устанавливается между правыми колесами машины, кабина монтируется между левыми колесами. Также в базовую комплектацию входят механизмы выравнивания и сдвига рамы и аутригеры.

У компании Bobcat отсутствует подразделение погрузчиков на строительные и аграрные. Техника предлагается обоим секторам. Модели Bobcat TL360 и TL470 дополнительно оснащаются тягово-сцепным устройством на корме, а также гидравлическими и электрическим выводами.

Стоит отметить, что компании JLG, JCB, Merlo и Bobcat не являются единственными поставщиками погрузчиков. Подобные машины также выпускают такие фирмы, как Manitou, Case, New Holland и Caterpillar. Совсем недавно «телескопы» начали изготавливать компании Claas, Liebherr, минский «Амкодор» и российская «ЧЕТРА».

Читайте:

Задача, которую поставил перед собой автор, – описать новые модели телескопических погрузчиков, появившиеся в 2013–2014 гг., оказалась очень непростой. Последние пару лет были исключительно «урожайными» для сегмента телескопических погрузчиков – это было просто «извержение» новых моделей и модификаций различного назначения. Одной из причин, несомненно, стало введение новых экологических норм на токсичность отработавших газов двигателей. Отметим, что практически все новые модели оснащаются двигателями экологического класса Stage IIIB/ Tier 4 Interim или Tier 4 Final.

Конкуренция в секторе телескопических погрузчиков очень высока, и, безусловно, все производители стремятся сделать свои машины более совершенными, чем у конкурентов: внедряют гидросистемы с регулированием производительности в зависимости от нагрузки и системы, способные распознавать, какое сменное рабочее оборудование установлено, системы, способствующие экономии топлива – уменьшающие обороты или отключающие двигатель, когда рабочее оборудование погрузчика не используется. Практически все новые телескопические погрузчики оснащены управлением с помощью одного, реже двух джойстиков. Все новые модели имеют полноприводные шасси, рулевое управление с тремя режимами работы, быстродействующие адаптеры для присоединения сменного оборудования и т. д.

Телескопические погрузчики с неповоротной стрелой строительного назначения

Телескопические погрузчики – универсальные машины, поэтому деление их на «сельскохозяйственные» и «строительные» (и карьерные) достаточно условно, многие из них могут использоваться для выполнения широкого спектра работ в различных отраслях, применяться и в коммунальном хозяйстве, и садово-парковом, в строительстве и других отраслях благодаря широкой гамме сменного навесного оборудования, в частности, почти для всех моделей предлагаются рабочие платформы высотного доступа. Тем не менее строительные и сельскохозяйственные по преимуществу модели имеют и определенные особенности. Даже по окраске строительные традиционно бывают желтыми, а сельскохозяйственные – зелеными, хотя имеются и многочисленные примеры отступлений от этой традиции.

В последнее десятилетие в секторе телескопических погрузчиков наблюдается отчетливая тенденция: потребители требуют, а производители выпускают машины все большей и большей грузоподъемности. Начнем с самых больших и самой маленькой моделей.

В состав Manitou входят бренды Gehl и Mustang. В 2013 г. они вместе выпустили 11 новых моделей. Начнем с самой большой в мире модели: в 2014 г. Manitou выпустила «самый большой в мире» телескопический погрузчик Manitou MHT-X 14350. Эта универсальная машина повышенной проходимости предназначена для работы в горнодобывающей промышленности, в карьерах, а также для транспортировки тяжелых грузов. Предлагается широкий ряд сменного навесного оборудования.

Ряд моделей Manitou получили новые двигатели, в частности новая мод. MLT960, «многоцелевая» мод. Manitou MLT 625, модели «строительной» серии MT Premiere: МТ1440, МТ1840, МТ1840Н, МТ1840А и т. д.

Компания Gehl объявила, что мод. RS5-19 и RS6-34 теперь оснащаются новыми двигателями с двухступенчатым воздушным фильтром и системой автоматического отключения муфты сцепления. В кабине диагностический дисплей и гнездо электропитания. «Качающаяся» задняя ось автоматически блокируется, когда стрела поднимается выше 60°, автоматическая система выравнивания машины в диапазоне ±10°. Тормоза дисковые, маслопогруженные, управление осуществляется джойстиком с тремя функциями, трансмиссия Rexroth двухдиапазонная.

Американская компания Xtreme Manufacturing LLC в 2014 г. представила мод. XR6538, к которой предлагается длинный список приспособлений и сменного оборудования. Чуть позже была выпущена еще одна модель, которая по характеристикам ненамного отстала от лидера – модели компании Manitou, самая большая в линейке Xtreme мод. XR7038. Машина предназначена для горнодобывающей промышленности, строительства мостов и прокладки трубопроводов – везде, где требуется поднимать и переносить тяжелые грузы. Погрузчик оснащается пенонаполненными шинами, место оператора может быть открытым либо с кабиной, герметизированной и с кондиционером. Сиденье оператора на подвеске, имеются камеры заднего вида, электронная система управления двигателем.


В 2013 г. на выставке Bauma испанская компания Ausa представила новый телескопический погрузчик Taurulift T144H Plus. Это самый маленький в мире телескопический погрузчик, но у него всё, «как у больших»: наклоняющаяся кабина, гидростатическая трансмиссия Bosch Rexroth, управление одним джойстиком. Полноприводное шасси оборудовано противобуксовочной системой. За универсальность эту машину назвали «швейцарским ножом». Машина предназначена для строительной, сельскохозяйственной и коммунальной отраслей, ландшафтного дизайна.

В 2013 г. компания Bobcat (входит в Doosan Group) выпустила новые усовершенствованные версии двух самых больших в линейке компании телескопических погрузчиков на жесткой раме: мод. Т40140 и Т40180. Из кабины через изогнутое переднее стекло оператору обеспечивается лучший обзор. В кабине есть цифровой дисплей с индикацией угла положения рамы машины. Указывается угол подъема стрелы. На джойстике, обеспечивающем управление четырьмя функциями, есть кнопка реверсивного хода. Воздушный фильтр двигателя двухступенчатый. Двухдиапазонная гидростатическая трансмиссия имеет к.п.д. 95%, возможно переключение привода с двух колес на четыре во время движения.

На стреле имеется дополнительный контур гидросистемы для навесного оборудования. Стрела оснащена компенсатором изгиба, обеспечивающим ее прямолинейную форму при полном выдвижении под нагрузкой. Оголовок составляет единое целое со стрелой, такая конструкция усиливает стрелу. Каретка бокового сдвига запатентованной конструкции входит в стандартную комплектацию и позволяет смещать стрелу на ±850 мм. Уникальная система выравнивания может наклонять раму на ±4° без аутригеров и до ±12° на аутригерах. Система аварийного ограничения хода стрелы AMA контролирует продольную и поперечную устойчивость машины. Оба аутригера перемещаются независимо друг от друга. Безопасность повышается благодаря наличию контроля давления аутригеров на землю.

В том же году на рынок вышел погрузчик высокой мощности – мод. TL470HF. Кабина имеет запатентованную асимметричную конструкцию, и в ее правом углу нет компонентов конструкции, поэтому ничего не мешает обзору зоны позади машины. Благодаря выпуклой форме лобового стекла и низкому расположению шарнира стрелы оператору обеспечивается отличный обзор. Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки. Погрузчик предназначен для тяжелых работ в сельскохозяйственном и строительном секторах. Оголовок полностью встроен в конструкцию стрелы. Поперечное сечение и перекрытие секций стрелы увеличены.

В 2014 г. компания объявила о выпуске новых мод. T35105, Т35105L и T36120SL. Все модели оснащены гидростатической трансмиссией с функцией «ползущей скорости» и системой защиты от перегрузки. Мод. Т35105L имеет систему выравнивания рамы. Все электронные системы управления связаны шиной CAN. T36120SL – самая большая из трех моделей, оборудована системой выравнивания аутригеров и рамы. Мод. T35105 имеет самую простую «базовую» комплектацию, систем выравнивания у нее нет. Среди усовершенствований – новая кабина с большим параболической формы лобовым стеклом и с джойстиком со встроенным управлением передним/ задним ходом.

Специалисты считают, что эти машины имеют хорошую комплектацию и конкурентно привлекательную цену, однако они вряд ли помогут компании существенно расширить свою долю на этом рынке. Впрочем, специалисты предполагают, а истину покажет будущее.

Компания Sanko Makina является единственным в Турции производителем телескопических погрузчиков под торговой маркой MST. Погрузчики производятся с 2006 г. Процесс совершенствования линейки, которая в настоящее время состоит из семи моделей, Sanko Makina ведет постоянно. Конструкция и оборудование машин находятся на современном уровне. В просторной кабине с хорошим обзором имеется многофункциональная приборная панель, рулевая колонка регулируется по углу и вылету. Управление рабочим оборудованием осуществляется джойстиком «3-в-1». Трансмиссия гидростатическая с аксиально-поршневым насосом переменной производительности Rexroth, двухдиапазонная. Мосты – Dana. Большой диаметр колес и полный привод обеспечивают высокую проходимость. Машина способна преодолевать уклон в 40%.



Технические характеристики телескопических погрузчиков
Компания Модель Грузо- подъемность, кг Высота подъема, м Мощность двигателя, кВт Скорость движения, км/ч Эксплуата- ционная масса, кг
Manitou MHT-X 14350 35 000 13,6 260 25 67 900
MLT 960 5990 9,0 104 40 11 700
MT 1840A Premiere 4080 17,55 75 27 12 400
Gehl RS6-34 2720 10,4 55 32,5 6850
RS5-19 2495 5,8 50 24 4540
Xtreme XR 7038 31 750 11,6 223,5 н.д. 52 160
XR 6538 29 500 11,6 223,5 н.д. 43 500
Ausa Taurulift T144 H Plus 1350 3,9 22,7 17 2400
Bobcat T40180 4000 17,5 74,5 30 10 790
T36120SL 3600 11,9 74,5 30 8350
T35105L 3500 10,3 74,5 30 7420
Sanko Makina MST ST 7.40 4000 6,35 75 40 6300
MST ST 17.30 3000 16,3 75 30 12 000
JLG 4017PS 4000 17,3 75 32 н.д.
3707PS 3700 7,3 75/ 90 40 8300
3706PS 3700 6,1 75/ 90 40 7900
4017RS 4000 17,1 74,4 25 11 075
3614RS 3600 14,0 74,4 25 9800
Liebherr TL-441-7 4100 7,0 74/ 90 н.д. н.д.
TL-436-7 3600 7,0 74/ 90 н.д. н.д.
TL-432-7 3200 7,0 74/ 90 н.д. н.д.
Caterpillar TH417C GC 4000 17,0 74 24,6 11 940
TH414C GC 3600 13,9 74 24,6 10 095
Genie GTH-1544 6800 13,4 110/ 115 29 15 280
GTH-636 2720 11,0 74 29 7980/ 9070
GTH-5519 2500 5,8 50 24 4450
Haulotte HTL 4017 4000 17,0 75 25 12 100
HTL 3510 3500 10,0 70 25 8500
Kramer
5509 5500 9,0 115 20 10 620
5507 5500 7,0 115 20 9200
4407 4400 7,0 90 20 7900
5085T 5000 н.д. 55 н.д. н.д.
Dieci Agri Pivot T70 3000 5,0 85 40 7000
Agri Pivot T60 2250 4,7 55 40 6020
Agri Pivot T40 1800 4,0 36,5 22 4950

C 2006 г. JLG Industries входит в состав корпорации Oshkosh. Компания JLG представляет линейку погрузчиков г/п от 2,5 до 4 т, с высотой подъема до 17 м. Эргономическая система управления с помощью одного джойстика отличается простотой и интуитивно понятна. В JLG представлены как модели с гидростатической трансмиссией, так и с трансмиссией Powershift. Минимальные габаритные размеры погрузчиков серии Compact позволяют эксплуатацию в условиях ограниченного пространства и в труднодоступных местах. Серия телескопических погрузчиков Compact оснащена надежной гидростатической трансмиссией с двумя реверсивными режимами передвижения.

Погрузчики серии 3700PS позволяют выполнять работы на предельных режимах с большей надежностью благодаря новой конструкции стрелы. Погрузчики оснащены аксиально-поршневым насосом последнего поколения, производительностью до 150 л/мин, который позволил повысить рабочие характеристики и снизить продолжительность рабочих циклов, а система контроля нагрузки на насос обеспечивает экономичность эксплуатации.

Погрузчики серии 4000PS могут производить работы с самыми тяжелыми грузами, будь то палеты или сыпучие материалы, с высокой степенью эффективности.

В 2014 г. JLG выпустила серию погрузчиков RS (Rental Specification), предназначенных специально для компаний, сдающих технику в аренду. Серия состоит из двух моделей: 3614RS и 4017RS. Конструкция машин проста и надежна, они укомплектованы проверенными компонентами: двигатели Deutz, мосты Dana. В кабине оператору созданы комфортные условия работы, сиденье на механической подвеске. Техобслуживание максимально упрощено: например, гидроцилиндры выдвижения стрелы расположены снаружи. Трансмиссия 3-ступенчатая, имеется функция выравнивания рамы до 10°, предлагается широкий ряд навесного оборудования.

Компания Liebherr модернизировала в 2013 г. 4 модели телескопических погрузчиков, увеличив их грузоподъемность: TL441-10, TL441-13, TL451-10 и TL451-13. Высота подъема осталась такой же, как и у моделей предыдущего поколения. Все они оснащаются гидростатической трансмиссией. Управление функциями стрелы и ходом машины осуществляется одним джойстиком. Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки, что способствует экономии топлива.

В 2015 г. планируется выпустить три модели: TL-432-7, TL-436-7 и TL-441-7. Наклон рулевой колонки регулируется. Трансмиссия гидростатическая, передняя ось оборудована самоблокирующимся дифференциалом с повышенным трением. Система ограничения нагрузки, большая колесная база и низкое положение шарнира стрелы обеспечивают устойчивость машины при работе, стрела в опущенном положении не препятствует обзору с места оператора. По заказу могут быть установлены двигатель и гидросистема большей мощности.

Стоит отметить, что на данном этапе Liebherr еще не осуществляет официальных поставок своих телескопических погрузчиков на территорию СНГ. Ситуация может измениться ближе к 2018 г., когда компания планирует дополнить ряд своих телескопических погрузчиков новыми моделями с высотой подъема 13 и 17 м.

Компания Caterpillar предлагает 8 моделей телескопических погрузчиков. Компактная мод. ТН255С получила теперь новый двигатель. Частота вращения реверсивного вентилятора системы охлаждения изменяется в зависимости от потребности с помощью гидромуфты. Высота капота уменьшена для улучшения видимости с правой стороны от оператора. Увеличена мощность гидростатической трансмиссии, оснащенной аксиально-поршневыми насосом и гидромотором переменной производительности, которые позволяют изменять тягу на колесах без переключения передач. Машина получила новые оси и новую панель приборов.


В 2014 г. Caterpillar выпустила новые модели погрузчиков Cat TH414C GC и TH417C GC, предназначенные для использования в сельском хозяйстве и промышленности развивающихся стран Африки и Ближнего Востока: машины надежны и просты в использовании, имеют низкие эксплуатационные затраты, высокую топливную экономичность. Трансмиссия обеспечивает по три передачи переднего и заднего хода. Тормозные механизмы дисковые, маслопогруженные, устанавливаются на всех колесах. На встроенный адаптер для сменного оборудования могут ставить обычную или сдвижную каретку. Машины оснащаются также противоугонной системой, которая требует от оператора ввести код, прежде чем запустить машину.

Американская компания Genie входит в концерн Terex. В 2013 г. компания оснастила ряд своих моделей новыми двигателями, в том числе новые мод. GTH-4014 и GTH-4018.


В 2013 г. компания показала опытный образец новой мод. GTH-1544 – самой большой в линейке компании, предназначенной для строительной, нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, а также для применения в армии. Кабина новая, эргономичная и комфортная, герметизированная, с большой площадью остекления, системой оттаивания стекол и камерой заднего вида. Погрузчик имеет одну из самых больших в своем классе высоту подъема. Трансмиссия гидростатическая, двухдиапазонная, с переключением под нагрузкой. Машина отлично уравновешена и не нуждается в установке аутригеров при работе. По заказу погрузчик оборудуется решетчатым удлинителем стрелы длиной 4,3 или 2,1 м.

Мод. GTH-5519 модернизирована в 2014 г. Трансмиссия гидростатическая, новая. Габаритная длина машины уменьшена на 127 мм, а колесная база увеличена на 51 мм, в результате радиус поворота уменьшился на 76 мм. Мощность системы охлаждения двигателя и гидросистемы увеличилась. Как утверждают специалисты, одна из наиболее крупных статей расходов телескопического погрузчика – это шины, и правильный выбор шин для конкретного строительного объекта может сэкономить сотни тысяч рублей. Компания Genie заканчивает испытания шин новой модели, которые, как утверждается, показали более высокую износостойкость по сравнению с лучшими образцами ранее известных шин. Предполагается устанавливать новые шины на ряд моделей телескопических погрузчиков Genie.

Уже в конце 2014 г. была представлена новая модель GTH-636. Напомним, что выпуск ее был прекращен несколько лет назад, и теперь модернизированная машина (в частности, уменьшена ее масса) вновь запущена в производство для того, чтобы ряд погрузчиков компании был полным. Машина получила новую герметизированную кабину. Положение сиденья и рулевой колонки регулируется. Компактная машина имеет рабочие характеристики полноразмерного погрузчика. Стрела оснащена дополнительным гидроконтуром для сменного оборудования. Шарнир крепления стрелы располагается высоко. Для того чтобы провести обслуживание стрелы, достаточно снять одну крышку лючка. Трансмиссия Dana с переключением под нагрузкой, с 3/ 3 передачами переднего/ заднего хода. Дифференциал переднего моста блокируется. Задний мост способен «качаться», но «качание» может быть заблокировано.

В 2010 г. французская компания Haulotte выпустила серию телескопических погрузчиков. В 2013 г. их оснастили новыми двигателями, в частности мод. HTL 4017 и HTL 3510. Машины предназначены для широкого спектра работ, а компактная мод. HTL 3510 к тому же для работы в помещениях и для коммунальных работ. Трансмиссия гидростатическая, двухдиапазонная, имеется «ползущая» скорость, задняя «качающаяся» ось автоматически блокируется при задействовании рабочего оборудования, машины способны работать на уклонах до 30°, система способна корректировать наклон рамы машины в пределах ±10°. Управление осуществляется джойстиком, возможно одновременное выполнение нескольких функций и движений.

Компания Kramer-Werke входит в Wacker Neuson Group. В 2013 г. компания представила новую модель компактного погрузчика 2506.

Весной 2014 г. было выпущено три новых модели погрузчиков: 4407, 5507 и 5509, самые мощные в линейке Kramer, а кроме того, по сравнению с предыдущими моделями увеличилась скорость, точность движений и комфортность условий работы оператора, кабина звукоизолированная, с панорамным остеклением. Управление джойстиком, расположенным на подлокотнике сиденья, усовершенствовано: он теперь имеет 16 функций, в том числе функцию автоматического возврата ковша в исходное положение Smart Loading. Трансмиссия Ecospeed позволяет бесступенчато изменять скорость, не уменьшая силы тяги на колесах. Система Smart Driving автоматически регулирует обороты двигателя, способствуя экономии топлива. При движении с постоянной скоростью обороты двигателя уменьшаются до 1800 об/мин. Производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки. Необходимый объем гидравлической жидкости в системе может регулироваться по потребности. Гидроцилиндры оснащены демпферами, предотвращающими удары поршня в конечных положениях, за счет чего также уменьшается вибрация при работе. Безопасность работы обеспечивается системой предотвращения перегрузки Smart Handling второго поколения, которая позволяет выбирать из трех режимов работы: «работа ковшом», «штабелирование» и «ручной».

Модельный ряд GiANT включает в себя около 30 моделей универсальных погрузчиков эксплуатационной массой 1000– 5600 кг, г/п 900–4300 кг и базовой шириной 92–180 см.

В конце 2014 г. компания Tobroco, представляющая бренд GiANT, презентовала целый ряд новых моделей в Ойстервейке (Нидерланды) на Днях открытых дверей. Среди новинок две модели компактных телескопических погрузчиков D204SW Tele и D254SW Tele, самые маленькие шарнирные погрузчики с телескопической стрелой. Опрокидывающая нагрузка у новых моделей – 800 кг при собственном весе 1200 кг.

За основу конструкции взяты известные модели D204SW и D254SW. Задняя рама у новых моделей такая же, а передняя изменена для установки стрелы телескопического погрузчика. Новинки оснащены четырьмя мощными колесными двигателями Poclain и дизелями Kubota.

В результате новые модели при предельной компактности и исключительной маневренности обеспечивают самую высокую в классе высоту подъема телескопического модуля (2,75 м до его нижней части). Модуль оснащается различными навесками для любых видов работ в дорожном строительстве, сельском, садовом, складском и коммунальном хозяйстве.

Представлена новая версия телескопического погрузчика GiANT V3648 Tendo с высотой подъема телескопической стрелы 4800 мм при габаритных размерах 3150х1600х1970. Погрузчик оснащен мультифункциональным электрогидравлическим джойстиком, системой горизонтальной стабилизации, защитой от перегруза, сиденьями Lux с подлокотником и ремнем безопасности, гидравлическими тормозами всех колес и др.

Также была показана новая мод. V761T Tele. Серия погрузчиков «761» оснащена 76-сильными двигателями Deutz, соответствующими требованиям стандарта Stage III B. Особенностями серии являются хорошее сцепление с поверхностью, усиленная подъемная стрела, большой угол разгрузки ковша, высокая опрокидывающая нагрузка и др.

Очень важно, что для работы в суровом российском климате теперь доступна специальная комплектация GiANT Arctic, позволяющая эксплуатировать погрузчики при температуре от +40 до –40 °C. Комплектация включает в себя разнообразные подогреватели и автономные зарядные устройства. Погрузчик Arctic всегда будет в рабочем состоянии с заряженной АКБ, подогретыми рабочими жидкостями и соляркой, теплой и комфортной кабиной, причем все дополнительное оборудование устанавливают на заводе.

Модели – гибриды фронтального и телескопического погрузчиков

Среди телескопических погрузчиков есть модели, в конструкции которых сочетаются признаки фронтальных и телескопических погрузчиков, они оснащаются телескопической стрелой, но расположена она спереди, как у фронтального погрузчика.

В октябре 2014 г. компания Kramer-Werke представила ряд новых моделей компактных погрузчиков 5-й серии, среди которых была модель, представляющая собой некий гибрид погрузчика с телескопической стрелой и фронтального: мод. Kramer 5085T (индекс Т означает «телескопическая стрела»). В качестве опции к машине предлагается гидросистема повышенной мощности Powerflow. Планируется начать серийное производство новой модели в марте 2015 г.

Компания Dieci s.r.l. использует комплектующие от ведущих мировых производителей: Yanmar, Cummins, Iveco, Perkins, Dana Spicer, Rexroth, Sauer Danfoss. Трансмиссии – гидростатическая, с переключением под нагрузкой и гидромеханическая. Компания непрерывно ведет работу по совершенствованию своих машин. Ежегодно Dieci представляет 4–6 новых моделей. В 2013–2014 гг. компания выпустила новый ряд фронтальных погрузчиков на сочлененной раме и с телескопической стрелой Agri Pivot, как называют их в самой компании, «сочлененные экскаваторы». Младшая мод. Agri Pivot Т40 с гидростатической двухдиапазонной трансмиссией, мосты оснащены дифференциалами повышенного трения. Средние модели – Agri Pivot Т50 и Agri Pivot Т60, самая большая – Agri Pivot Т70. Кабина новая, с улучшенной обзорностью. Управление осуществляется джойстиком, установленным на подлокотнике.

В 2014 г. выпущена новая модель фронтального погрузчика с телескопической стрелой Agri Pivot T80, отличающаяся невысокой стоимостью эксплуатации. Машина оснащается гидростатической трансмиссией, позволяющей увеличить к.п.д. на величину до 20% по сравнению с механической трансмиссией.

Ранее, в 2011 г., компания JCB также выпустила подобную модель-гибрид TM220.

Телескопические погрузчики представляют собой универсальные внедорожники, оснащенные специальной телескопической стрелой, к которой могут быть закреплены разного рода приспособления, позволяющие использовать подобные машины для выполнения различных задач. Каждая подобная машина отличается своими характеристиками, что прямо влияет на их грузоподъемность и максимальную высоту подъема грузов. Сегодня самой большой популярностью пользуются вилочные телескопические погрузчики. Это продиктовано главным образом возможностью их универсального применения. Такой тип механизмов широко используется при проведении строительно-ремонтных работ для перевозки грузов, а также для сельскохозяйственных целей.

Рынок телескопических погрузчиков вмещает в себя множество производителей и большое количество различных моделей, среди которых можно выделить погрузчики от молодого бренда Merlo, которые отличаются прекрасными техническими характеристиками при относительно невысокой стоимости. В связи с большими техническими различиями между разными моделями таких механизмов, чрезвычайно важно изучить информацию о том, как правильно выбрать телескопический погрузчик для конкретных целей и реализации определенных задач.

Высота механизма

При подборе телескопического погрузчика важно для начала определить конкретный тип задач, которые должен будет решать этот механизм. От подобных факторов будут прямо зависеть такие основные технические параметры погрузчика, как его высота и показатели грузоподъемности. Так, к примеру, если строительная компания будет использовать этот механизм для погрузки сыпучих строительных материалов в грузовой отсек прицепа, то в этом случае основным параметром, определяющим высоту погрузчика, будет высота бортов прицепа. Для подобных целей вполне хватит высоты телескопического погрузчика на уровне 6 метров. Механизмы, обладающие большей высотой способны выполнять более широкий спектр работ и решать самые разные технические задачи, которые крайне сложно выполнять без подобной техники. При этом важно помнить, что с увеличением высоты механизма пропорционально увеличиваются его габариты, что негативным образом отражается на его маневренности. Далеко не каждая машина, работающая в качестве погрузчика на складе, сможет легко внутри его маневрировать. По этой причине часто более рациональным решением вместо приобретения более высокого телескопического погрузчика, станет покупка дополнительных навесных элементов (удлинители стрелы, ковши с увеличенной высотой погрузки и так далее).

Связь всех компонентов

К иным чрезвычайно значимым параметрам погрузчика, которые важно учитывать при его подборе, является его производительность с точки зрения времени для выполнения определенного объема работы. В данном случае важно смотреть на показатели грузоподъемности конкретной модели. Этот параметр прямо связан с возможность использования крупных ковшей, размер которых также влияет на параметры высоты разгрузки.

Наиболее оптимальный размер ковша должен подбираться исходя из типа перегружаемого материала. Если речь идет о сыпучих стройматериалах или зерне, то важным параметром будет являться максимальный угол запрокидывания ковша. Это связано с тем, что этот параметр прямо влияет на объем захвата материала и его потери при погрузке. Если же речь идет о работе с какими-то липкими грузами и материалами, то нужно подбирать ковш с повышенным показателем угла разгрузки, что поможет облегчить процесс выгрузки материалов, а также ускорить общие показатели разгрузочных работ.

В связи с тем, что ковш заполняется грузом путем его заталкивания в материал, важно обращать внимание на параметры тягового усилия, что создается таким агрегатом. Они прямо взаимосвязаны не только с мощностными показателями двигателя погрузчика, но и от типа используемой трансмиссии и размера шин. К примеру, радиальные шины с елочным протекторным рисунком, помогут улучшить качество сцепления с грунтовым дорожным покрытием, что повысит общее тяговое усилие и минимизирует вероятность пробуксовки колес. При этом использование шин с промышленным рисунком протектора в целом положительным образом сказывается на работе погрузчика при движении по твердому асфальтированному полотну.

Показатели производительности и удобства использования

Одним из важнейших техническим показателем для телескопического погрузчика является параметры максимальной производительности гидравлической системы и тип использующегося насоса. Эти параметры имеют прямое влияние на скорость выполнения погрузочных работ, а также на показатели расхода топлива на каждую тонну погруженного материала. В том случае если погрузчик будет оснащен навесным дополнительным оборудованием активного типа, то показатели максимального гидравлического потока на дополнительную выносную гидравлическую линию будут влиять на скорость выполнения тех или иных задач.

Так, при обеспечении работы силосно-отрезного захвата, сразу тремя гидравлическими цилиндрами, этот механизм сможет работать намного быстрее и эффективней. Также важным параметром при подборе погрузчика будет тип используемой трансмиссии и ее удобство. В зависимости от жесткости включения и направления передач скорость выполнения работ может серьезно варьироваться. Например, гидростатическая коробка передач обеспечивает хорошую маневренность механизма, хотя гидромеханическая трансмиссия в целом обходится намного дешевле в обслуживании.

Конечно, есть ряд специфических особенностей телескопических погрузчиков, на которые важно обращать внимание при их подборе в зависимости от типа и объема возложенных на этот механизм задач. В этот перечень можно включать наличие или отсутствие быстросъемного механизма для навесного дополнительного оборудования, амортизацию стрелы, систему выравнивания колес, тип системы смазки, наличие реверсивного вентилятора для охлаждения, систему отключения полноприводного режима и так далее.

Широкий модельный ряд телескопических погрузчиков Merlo позволяет подобрать наиболее подходящую модель, способную быстро и эффективно выполнять конкретные задачи. Наша компания занимается продаже погрузчиков Merlo, а также их полным гарантийным и послегарантийным обслуживанием.