Техническая характеристика. Техническая характеристика Кризис ГАЗа и возрождение

Двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось. Производился автозаводом ГАЗ с 1994 г. Существуют модификации грузовой платформы с тентом (грузоподъемность — 4,5 т) и грузовой платформы без тента (грузоподъемность — 4,35 т). Первые модели были оснащены 4-цилиндровыми дизелями ГАЗ-5441 с турбонаддувом (4150 см 3 , 116 л.с.) В дальнейшем оснащали также 6-цилиндровыми дизелями с турбонаддувом в 150 л.с.

Двигатель

Модель — 5441
Тип — Дизельный, четырехтактный (с воздушным охлаждением), с турбонаддувом
Число цилиндров — 4
Порядок работы цилиндров — 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала — Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 105х120
Рабочий объем, л — 4,15
Степень сжатия — 16
Номинальная мощность двигателя при 2600 об/мин, кВт (л.с.) — 85 (116)
Максимальный крутящий момент при 1600-1800 об/мин Н·м (кгс·м) — 38,2 (39)
Максимальная частота вращения на холостом ходу не более, об/мин — 2800
Система вентиляции — Открытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) — Рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором и корректором по наддуву
Топливный насос низкого давления — Поршневого типа
Топливоподкачивающий насос — Плунжерного типа для ручной подкачки топлива
Форсунки — Закрытого типа, давление начала впрыскивания не менее 20,08 МПа (215 кгс/см 2)

Топливные фильтры

Грубой очистки — Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом
тонкой очистки — С бумажными сменными фильтрующими элементами
Воздушный фильтр — Сухого типа, со сменным фильтрующим элементом и сигнализатором предельной засоренности
Система охлаждения — Воздушная с шестеренчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту
Средство облегчения пуска — Электрофакельное устройство (ЭФУ)
Пусковой подогреватель — Воздушный дизельный
Система наддува — Газотурбинная, с одним турбокомпрессором — с радиальной центростремительной турбиной, с центробежным компрессором модификации С-13 и воздухо-воздушным охладителем наддувочного воздуха пластинчатого типа из алюминиевого сплава

Трансмиссия

Сцепление — Однодисковое, сухого трения, постоянно замкнутое, с диафрагменной пружиной. Привод сцепления — гидравлический
Коробка передач — Механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах
Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; з.х. — 5,429
Карданная передача — Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главная передача моста — Коническая, гипоидного типа. Передаточное число 5,5
Дифференциал — Шестеренчатый

Ходовая часть

Колеса — Дисковые, с ободом 6.0Б-20 (152Б-50В) с разрезным бортовым кольцом
Шины — Пневматические, радиальные, размером 8.25R20 (240R508) моделей У2 (К-В4) или К-55А
Дисбаланс колеса в сборе с шиной не более, г·см — 2500
Давление воздуха в шинах Радиальных:
передних колес, кПа (кгс/см 2) — 390 (4,0)
задних колес, кПа (кгс/см 2) — 620 (6,3)

Установка передних колес:
Угол развала колес — 1°
Угол бокового наклона шкворня — 8°
Угол наклона нижнего конца шкворня вперед — 2°30"
Схождение колес — 0-3 мм

Рессоры: Четыре — продольные, полуэллиптические. Задняя подвеска состоит из основных и дополнительных рессор
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля

Рулевое управление

Тип рулевого механизма — Винт-шариковая гайка
Передаточное число — 22,46
Рулевые тяги — Трубчатые, шарниры нерегулируемой конструкции

Тормоза

Рабочая тормозная система — Двухконтурная с гидравлическим приводом и гидроваку-умным усилителем в каждом контуре
Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа
Запасная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы при отказе другого контура
Стояночный тормоз — С механическим тросовым приводом к задним колесным тормозным механизмам

Электрооборудование

Система проводки — Однопроводная, минус соединен с корпусом
Номинальное напряжение в сети, В — 24
Генератор — 5101.3701
Аккумуляторная батарея — Две 6СТ-110АЗ или четыре 6СТ-55АЗ
Стартер — 3002.3708
Фары — Две ФГ122-ВВ1Э
Задние фонари — Два,35.3716,351.3716
Задний противотуманный фонарь — 2412.3716
Выключатель приборов и стартера — 2101.3704-10 или 1902.3704, с противоугонным устройством
Стеклоочиститель — 711.5205
Стеклоомыватель — 1212.5208-09

Кабина и платформа

Кабина — Металлическая, двухместная, двухдверная
Отопитель кабины — Масляный, с двумя радиаторами, включенными в систему смазки двигателя
Независимый отопитель — Воздушный, двухрежимный, работает на дизельном топливе
Сиденья — Раздельные: водителя и пассажира
Оперение — Металлическое, с капотом аллигаторного типа и откидывающейся решеткой облицовки
Платформа — Металлическая Откидные борта — задний и оба боковых

Размеры платформы внутренние, мм

длина — 3490
ширина — 2170
высота бортов — 490

Модель «3309» – этот популярный бортовой грузовик, выпускаемый группой «ГАЗ» с 1994 года (являясь дизельной версией модели «3307» и к 1996 году вытеснив с конвейера своего «бензиново-карбюраторного предка»). За время выпуска автомобиль подвергся нескольким обновлениям, в том числе получил современные экономичные моторы, соответствующие требованиям экологического стандарта Евро-4.

ГАЗ-3309 не отличается высокой проходимостью и рассчитан на эксплуатацию в черте города или для грузоперевозок по дорогам с твердым покрытием в сельской местности.

Как и прочие грузовики «четвертого поколения» производства ГАЗ, модель «3309» получила цельнометаллическую кабину с простым дизайном экстерьера, в котором изобилуют прямые контуры с «умеренно резкими» гранями, разбавленные круглой оптикой, противоударным бампером и массивной решеткой радиатора.

Кабина имеет две двери с достаточно широким проемом, крупное остекление (обеспечивающее хорошую обзорность) и два больших боковых зеркала заднего вида с ручной регулировкой. Кроме того, кабина снабжена крупным капотом, обеспечивающим легкий доступ в моторный отсек с трех направлений.

Салон кабины рассчитан на два посадочных места, оборудованных удобными креслами с высокой спинкой, мягкой тканевой обивкой и имитацией боковой поддержки. Сидение водителя снабжено горизонтальной и вертикальной механической регулировкой. Оба кресла комплектуются трехточечными ремнями безопасности. Передняя панель, как и все оформление салона, выполнена в простой стилистике с почти ровной поверхностью, круглыми приборами и массивными элементами управления. Из «удобств» кабина оснащена лишь крючками для одежды, солнцезащитными козырьками и отопителем.

Немного о габаритах: Колесная база бортового ГАЗ-3309 составляет 3770 мм, при этом габаритная длина грузовика достигает отметки 6436 мм. Ширина автомобиля равна 2380 мм по грузовой платформе, а габаритная высота достигает отметки 2350 мм по верхней точке кабины или 2905 мм по верхней точке тента грузовой платформы. Колея передних и задних колес грузовика соответственно равна 1630 и 1690 мм. Высота дорожного просвета – 265 мм. Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса не превышает 8,0 метра. Груженый ГАЗ-3309 способен легко преодолевать подъемы с углом не более 14 градусов.

Для транспортировки грузов эта модель комплектуется универсальной платформой с ровным дерево-металлическим полом и тремя откидными металлическими бортами высотой 510 мм. Габариты платформы составляют 3490х2170 мм, площадь ее поверхности равна 7,6 м², а полезный объем без учета тента – 3,86 м³. Погрузочная высота платформы – 1360 мм.

Бортовой грузовик ГАЗ-3309 имеет снаряженную массу от 3530 до 3680 кг в зависимости от типа установленного мотора и наличия каркасного тента. Полная масса автомобиля достигает отметки 8180 кг, при этом грузоподъемность грузовика равна 4500 кг (для версии с открытым кузовом) или 4350 кг (для версии с платформой, оснащенной тентом).

Технические характеристики. Линейка моторов для ГАЗ-3309 представлена двумя дизельными силовыми агрегатами, соответствующими экологическим требованиям стандарта Евро-4. Оба мотора имеют рядную компоновку с 4-мя цилиндрами, непосредственным впрыском топлива и системой турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.

  • Двигатель ММЗ Д-245.7 белорусского производства получил рабочий объем 4,75 литра, а его максимальная мощность составляет по данным производителя 125,4 л.с. при 2200 об/минуту. Верхний предел крутящего момента при этом равен 417 Нм, развиваемым в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту, а средний расход топлива мотора не превышает отметки 14,5 литра при постоянной скорости 60 км/час.
  • Вторым мотором (модификация ГАЗ-33098) является российский двигатель ЯМЗ-53442 с рабочим объемом 4,43 литра. Его пик мощности приходится на отметку 134,5 л.с. и достигается при 2300 об/минуту, а верхний предел крутящего момента составляет 417 Нм при 1200 – 2100 об/минуту. Средний расход топлива мотора ЯМЗ-53442 при постоянной скорости 60 км/час равен 15,5 литра.

Оба двигателя агрегируются с безальтернативной 5-ступенчатой синхронизированной МКПП с постоянным зацеплением шестерён и однодисковым фрикционным сухим сцеплением, имеющим гидравлический привод управления. Передаточное число главной передачи КПП равно 4,556. Ведущий задний мост снабжен коническим шестеренчатым дифференциалом.

Все модификации и комплектации ГАЗ-3309 имеют привод на колеса задней оси, а сам грузовик построен на прочной рамной платформе с зависимой рессорной подвеской спереди и сзади, основанной на продольных полуэллиптических рессорах, которые спереди дополнены гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.
Грузовик получил двухконтурную тормозную систему с гидравлическим приводом, гидровакуумным усилителем, барабанными тормозными механизмами, а также вакуумным ресивером в каждом контуре. Кроме того, уже в базе, ГАЗ-3309 получает антиблокировочную систему тормозов ABS. А рулевое управление здесь основано на системе «винт – шариковая гайка» и дополнено гидроусилителем.

Цены. Уже «в базе» ГАЗ-3309 получает: 20-дюймовые стальные колесные диски, галогеновую оптику, задний противотуманный фонарь, 4 АКБ 6СТ-55А и отопитель салона.
Заводская цена бортового грузовика в 2014 году стартует с отметки 870 000 рублей без учета доставки в регионы.


Грузовой автомобиль ГАЗ-3309 - советская и российская машина в семействе четвёртого поколения среднетоннажников, производства Горьковского автомобильного завода. Дизель ГАЗ-3309 выпускается с конца 1994 года.

История создания грузового автомобиля ГАЗ-3309

Конец 60-х годов Дан старт проектированию нового типа грузовых автомобилей на Горьковском автомобильном заводе
1976 год Руководителями СССР решено строить грузовые автомобили с воздушным охлаждением
1981 год Был представлен опытный образец нового поколения грузовых автомашин
1986 год Из цехов ГАЗ вышла первая грузовая машина, получившая шифр «ГАЗ 3307», которая в будущем и стала основой для разработки модели «ГАЗ 3309». ГАЗ 3307 и грузовые автомобили ГАЗ 3309 практически полностью повторяли друг друга, а разница во внешнем облике заключалась в расположении трубы воздухозаборника мотора
1994 год Начало серийного выпуска ГАЗ 3309, и в течение 2-3 лет эта модель полностью заняла нишу карбюраторного ГАЗ 3307.

Сначала машины оснащались 4-цилиндровыми двигателями с проектной мощность около 116 лошадиных сил. Чуть позже двигатели были заменены на 6-цилиндровые дизельные моторы. Автомобиль оказался востребован покупателями, благодаря невысокой цене и техническим характеристикам ГАЗ 3309

1997 год Производство дизельных двигателей на Горьковском автозаводе было решено прекратить, по экономическим соображениям и, на долгие четыре года производство ГАЗ 3309 было остановлено
2001 год Возобновление производства ГАЗ 3309, двигатели ММЗ Д-245.7 стали закупаться в Республике Беларусь
2006 год В соответствии с международными требованиями об экологичности автомобильных двигателей ГАЗ 3309 оборудован двигателем, который соответствовал классу «Евро-2»
В 2008 год Грузовик оснащен более мощным двигателем, который уже соответствовал «Евро-3»
2013 год. Машина оборудована новой силовой установкой турбодизель Д-245.7 Е-4
Декабрь 2013 года Широкой публике показана модель ГАЗ 33098 с двигателем мотором «ЯМЗ 5342.10», который полностью соответствует классу «Евро-4»
Настоящее время Автомобиль востребован, пользуется спросом у потенциальных покупателей. Производство на Горьковском автомобильном заводе модели ГАЗ 3309 продолжается

Грузовик — самосвал ГАЗ-3309, фото автомобиля для Арктики

Технические характеристики и устройство ГАЗ 3309

Грузоподъемность ГАЗ 3309, кг

Вес ГАЗ 3309 в снаряженном состоянии, кг:

с платформой без тента 3530
с платформой и тентом 3680
Габаритные размеры, мм:
длина 6436
ширина (по зеркалам) 2700
высота (по кабине без нагрузки) 2350
высота (по тенту без нагрузки) 2905
База, мм 3770
Колея передних колес, мм 1630
Колея задних колес (между серединами двойных скатов), мм 1690
Дорожный просвет автомобиля с полной нагрузкой, мм 265
Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса, м 8
Наибольшая скорость с полной нагрузкой, без прицепа, на горизонтальных участках ровного шоссе, км/ч 95
Расход топлива при движении с постоянной скоростью, л/100 км
60 км/ч 14,5
80 км/ч 19,3
Угол свеса (с полной нагрузкой), градусов
передний 38
задний 25
Наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъема с полной нагрузкой, % (градусов) 25 (14)
Погрузочная высота платформы, мм 1365

Двигатель на ГАЗ 3309 и его системы

Модель Д-245.7 у3
Тип Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, жидкостного охлаждения
Число и расположение цилиндров 4, вертикальное в ряд
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала Правое
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 110х125
Рабочий объем, л 4,75
Степень сжатия 17
Номинальная мощность нетто, кВт (л.с.), не менее
при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин -1 87,5(119)
при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин -1 -
Максимальный крутящий момент нетто, Н×м (кгс×м)
при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 мин -1 413(42)
при частоте вращения коленчатого вала 2000-2500 мин -1 -
Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин -1 800
Система вентиляции Закрытая
Топливный насос высокого давления (ТНВД) СРЗ (CRS-Bosch) или рядный 4-плунжерный 833.1111005.01 (ЯЗДА) с подкачивающим насосом
Топливоподкачивающий насос Плунжерного типа для ручной (с ТНВД «833») и автоматической подкачки топлива
Форсунки В 445 121 481 (CRS-Bosch),
455.1112010-73 (ЯЗДА) (форс.), 355-1112110-121 (ЯЗДА) (расп.) или 455.1112010-74 (ЯЗДА) (форс.), DLLA 140P-(Bosch) (расп.).
Давление начала впрыска:
СРЗ.З - переменное, запрограммировано в электронном блоке управления
833.1111005.01 - 27,0 +1,2 МПа
Карбюратор -
Ограничитель частоты вращения -
Подогрев рабочей смеси -
Топливные фильтры:
грубой очистки Фильтр-отстойник с сетчатым фильтрующим элементом
тонкой очистки Со сменным бумажным фильтрующим элементом
Воздушный фильтр Сухого типа, с бумажным сменным фильтрующим адамантом, сигнализатором предельной засоренности
Система смазки Комбинированная; под давлением и разбрызгиванием
Масляный радиатор Встроен в двигатель
Масляный фильтр Не разборный с бумажным фильтрующим элементом
Система охлаждения Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с расширительным бачком
Антитоксичные системы:
система рециркуляции отработавших газов С управлением от электронного блока (для двигателей с ТНВД ЯЗДА «833»)
система вентиляции масляного картера Закрытая
Система наддува Газотурбинная, с одним трубокомпрессором С14-179-01 или ТКР 6.1., с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа
Свечи накаливания 11720720 ф. АЕТ, Словения или СН-07-23 Уфа

Трансмиссия

Сцепление Однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске. Привод сцепления - гидравлический

С диафрагменной нажимной пружиной

Коробка передач Механическая, 5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, полностью синхронизированная
Передаточные числа:
I передача 6,55
II передача 3,933
III передача 2,376
IV передача 1,442
V передача 1
Задний ход 5,735
Карданная передача Два вала открытого типа с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
Главная передача: Коническая, гипоидного типа
передаточное число 4,556
Дифференциал Конический, шестеренчатый
Полуоси Полностью разгруженные

Ходовая часть

Рама Штампованная, клепаная
Колеса Дисковые, с ободом 152Б-508 (6,0Б 20) с разрезным бортовым кольцом
Шины Пневматические, радиальные, размером 8,25 R20(240R508)
Параметры установки передних колес:
угол развала колес
угол бокового наклона шкворня
угол наклона нижнего конца шкворня вперед 2°30′
схождение колес 0-3 мм
Рессоры Четыре, продольные, полуэллиптические с дополнительными рессорами в задней подвеске
Амортизаторы Гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Установлены на передней оси автомобиля

Рулевое управление

Тормозное управление

Электрооборудование

Система проводки Однопроводная, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля
Номинальное напряжение в сети, В 24
Генератор Переменного тока, со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком, с регулировкой «Зима-Лето»,

51.3701-01 или ГГ273В1-3

Регулятор напряжения -
Аккумуляторная батарея Четыре (6СТ-55А или 6СТ-55АЗ)
Стартер 7402.3708 или AZJ/3381 «Искра»
Свечи накаливания 11720720
Фары 62.3711-19
Указатели поворота 511.3726-10
Передние фонари ПФ130АБ-01
Передние габаритные фонари 264.3712
Задние фонари 355.3716-левый, 354.3716-правый
Задние габаритные фонари 441.3712
Задний противотуманный фонарь 2462.3716
Фонарь боковой габаритный 4802.3731-03
Фонарь заднего хода ФП135-3716-Г или 2112.3711-02
Электромеханический корректор фар ЭМКФ04-01
Выключатель приборов и стартера 1902.3704000
Стеклоочиститель 711.5205100
Стеклоомыватель 123.5208000
Блок управления двигателем -
Датчик абсолютного давления -
Реле -
Датчик кислорода -
Блок управления двигателем (система управления ф. «Bosch») 0281В04121

Кабина и платформа


Грузовик ГАЗ 3309 оснащен металлической рамой с некоторым усилением. Спереди находятся гидравлические телескопические амортизаторы, имеющие действие на две стороны, а сзади добавлены продольные рессоры. Машина имеет привод на заднюю ось и зависимую переднюю и заднюю подвески. По спецзаказу выпускаются ГАЗ 3309 с полным приводом.

Тормозная система машины с двумя контурами, с гидравлическим приводом, с вакуумным усилителем для каждого контура. В дальнейшем, устройство ГАЗ 3309 модернизировалось, автомобиль дооборудовался антиблокировочной системой ABS, позволяющей улучшить качество торможения. В случае выхода из строя одного контура всегда имеется второй запасной контур.

Грузовик оснащен пятиступенчатой механической коробкой передач.

Машина оснащена раздельным гидроусилителем, дающий возможность водителю спокойно контролировать движение автомобиля.

Машина оборудована продолговатым капотом, фирменным газовским стальным бампером и круглыми фарами. Салон грузовика дополнился множеством пластиковых элементов. А в остальном, практически все части кабины повторяют ГАЗ-3307.

Однако есть и некоторые отличия, например, двери, обшиты тканевой обивкой, кресла для водителя и пассажиров стали более удобными и комфортными, с ремнями безопасности для каждого пассажира.


Фургон на шасси ГАЗ-3309

Основная задача автомобиля - это перевозка товаров промышленного и непромышленного назначения, при транспортировке которых нет необходимости соответствовать определенным температурно-влажностным характеристикам. По этой причине фургон ГАЗ 3309 выпускается без оснащения дополнительными утепляющими материалами.

Благодаря конструктивным особенностям автомобиля, он обеспечивает, во время перевозки товаров, их защиту от различных погодных факторов и некачественных дорожных условий.

Остов автомобиля произведен из продольных швеллеров с поперечными балками, а каркас стен, потолка и дверей изготовлен из квадратной трубы.

Пол изготовлен из деревянных досок, на которые обшиты влагостойкой фанерой, а снизу грузовой платформы обшита оцинковкой, которая не позволяет попадать грязи и воде на деревянный пол фургона. Такую конструктивную модель называют каркасной.

Двери фургона открываются широко, угол в момент максимального открытия составляет 270 градусов. За счет применяемых петель двери могут выдержать большие нагрузки. Сами проемы под распашные двери обклеены уплотнителями из резины.


Фургон может быть оснащен несколькими вариантами внешней обшивки:

  • фанера из ламината - отталкивает влагу, нет необходимости в проведении покрасок, коррозии не подвергается;
  • плакированный металл - оцинковка с нанесением особой эмали, которая наносится в заводских условиях при больших температурах.

В отличие от каркасного варианта фургона, существует еще и бескаркасный, который состоит из многослойных панелей, имеющих оригинальную систему взаимного крепления.

К положительным моментам бескаркасного варианта можно отнести:

  • уменьшение массы;
  • увеличение грузоподъемности;
  • больший срок эксплуатации фургона.

Фургон изнутри освещается установленными на потолке плафонами. Освещение внутри фургона обеспечивается потолочными плафонами. Фургон оборудован лестницей, которая выдвигается и задвигается, и держателями для рук.

Технические характеристики фургона на базе шасси ГАЗ-3309:

Двигатель Дизель Д-245
Раздаточная коробка (для автомобилей типа 4х4) Механическая пятиступенчатая синхронизированная
Передняя подвеска Зависимая рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
Задняя подвеска Зависимая, рессорная
Рулевое управление Винт - шариковая гайка с гидравлическим усилителем
Тормозная система Барабанные тормоза
Размеры промтоварного фургона на базе грузовых автомобилей ГАЗ-3309
Габаритная длина, мм 6435
Габаритная ширина по зеркалам; по кабине; по бортовой платформе, мм 2330
Габаритная высота по кабине; по тенту, мм 2350
Колесная база, мм 3770
Дорожный просвет, мм 265
Внутренняя длина грузовой платформы, мм 3490
Внутренняя ширина грузовой платформы, мм 2170
Внутренняя высота грузовой платформы по борту, мм 51

Двигатель

На сегодняшний день грузовой автомобиль ГАЗ 3309 выпускается с тремя видами двигателей.

Двигатель ММЗ Д-245.7Е4 (изготавливается в Республике Беларусь). Этот 4-тактный рядный дизель имеет охлаждение наддувочного воздуха, непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение и турбонаддув. По своим параметрам подходит под класс экологичности «Евро-4».

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем - 4,75 л;
  • номинальная мощность - 92,2 (125,4) кВт (л. с.);
  • степень сжатия - 17;
  • масса - 430 кг;
  • удельный расход топлива ММЗ Д-245.7Е4 - 154 г/л. с. в час.

Двигатель ЯМЗ 5344 (изготавливается в Ярославском моторном заводе). Это 4-тактный рядный мотор с непосредственным впрыском имеет охладитель наддувочного воздуха, турбонаддув и жидкостное охлаждение. Устройство ГАЗ 3309 с дизелем соответствует требованиям «Евро-4».

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем - 4,43 л;
  • номинальная мощность - 99 (134,5) кВт (л. с.);
  • максимальный крутящий момент - 417 Нм;
  • степень сжатия - 17,5;
  • масса установки - 460 кг;
  • удельный расход топлива - 145 г/л. с. в час;
  • опционально мотор оснащается предпусковым подогревателем.

Двигатель Cummins ISF 3.8L . Это 4-тактный дизельный агрегат оборудован турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Пуск двигателя без проблем осуществляется даже при минусовых температурах за счет наличия предпускового подогревателя.

Характеристики двигателя:

  • рабочий объем - 3,76 л;
  • номинальная мощность - 112 (152,3) кВт (л. с.);
  • максимальный крутящий момент - 491 Нм;
  • степень сжатия - 17,2;
  • полное соответствие экологическому классу «Евро-4».

Модификации ГАЗ 3309:

  • «ГАЗ-33090» - базовое шасси ГАЗ 3309 с турбодизелем «ММЗ Д-245.7. Технические характеристики ГАЗ 3309-90 соответствуют стандартам Евро2»;
  • «ГАЗ-33091» - удлиненное на 1,4 метра шасси ГАЗ 3309 с улучшенными техническими характеристиками тормозов, но с тем же мотором;
  • - версия с двойной кабиной, позволяющей «взять на борт» одновременно семь человек. Модель также комплектовалась турбодизелем «ММЗ Д-245.7 Евро2» и используется для установки на шасси разнообразных специальных надстроек, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и тому подобного;
  • «ГАЗ-«33094» - удлинённый вариант, который был использован в качестве базы для автобуса «КАвЗ-397650»;
  • «ГАЗ-33096» - бортовое шасси с импортным мотором «Cummins-ISF 3.8L»;
  • «ГАЗ-33098» - бортовое шасси с новым турбодизелем «ЯМЗ-53442-10»;
  • «САЗ-35071» - самосвал ГАЗ 3309, технические характеристики которого разработаны для обеспечения трёхсторонней разгрузки кузова, с грузоподъёмностью 4,13т. и объёмом кузова в 5 кубометров (в 10 кубометров - с надставными бортами);
  • «САЗ-35072-10» - новый самосвал ГАЗ 3309 (дизель) с улучшенными характеристиками грузоподъёмности 4,13т. и несколько меньшим объёмом кузова - 4,5 метров кубических;
  • «ГАЗ-3309 Добрыня» - удлинённая до 7,9 метров версия, с кабиной, которая была оснащена спальным местом, пластиковым аэродинамическим оперением и спойлерами.

Из множества модификаций ГАЗ 3309 наиболее востребованными и покупаемыми являются ГАЗ-33092 и ГАЗ 3309 «Добрыня».


Модификация с дубль-кабиной, рассчитанной на 7 человек. Оснащается турбодизелем «ММЗ Д-245.7Е2» и предназначается для спецнадстроек и пожарных составов.

  • шасси ГАЗ-33092 (4×2);
  • тип двигателя дизельный;
  • мощность двигателя КВт, 85 (116) л.с;
  • максимальная скорость движения с полной нагрузкой, 80 км/ч;
  • число мест для боевого расчета (включая место водителя) 5 чел;
  • вместимость цистерны для воды 2500 л;
  • вместимость бака для пенообразователя 200 л;
  • насос пожарный ПН-1200;
  • расположение насоса заднее;
  • производительность насоса в номинальном режиме 20 л. с;
  • напор, создаваемый пожарным насосом в номинальном режиме, 100 м;
  • диаметр всасывающего патрубка 100 мм;
  • диаметр/количество напорных патрубков 80/2 мм/шт;
  • масса полная 8300 кг;
  • габаритные размеры 7350x2500x2700 мм.

Удлиненный вариант ГАЗ-3309 с колесной базой 4570 мм и длиной 7900 мм. Дополнительно оснащен спойлером, спальным отсеком и пластиковым оперением.

  • вид транспорта — грузовики;
  • марка — ГАЗ;
  • модель 3309;
  • серия — Добрыня;
  • модификация — Добрыня;
  • высота автомобиля — 3300 мм;
  • высота бортов грузовой платформы — 2000 мм;
  • длина автомобиля — 7900 мм;
  • длина грузовой платформы — 4400 мм;
  • колесная база — 4570 мм;
  • колесная формула — 4×2;
  • количество цилиндров — 4;
  • крутящий момент — 422 Нм;
  • крутящий момент при оборотах — 1500 мин-1;
  • мощность двигателя — 117 л. с;
  • мощность двигателя при оборотах — 2400 мин-1;
  • нагрузка на заднюю ось (тележку) — 6000 кг;
  • наддув — Турбонаддув;
  • объем двигателя — 4750 см³;
  • погрузочная высота — 1200 мм;
  • полная масса автомобиля — 8180 кг;
  • расположение цилиндров — рядное;
  • степень сжатия — 17;
  • тип двигателя — Дизель;
  • тип кабины — 3-х местная без спального;
  • тип кузова — бортовой грузовик;
  • топливо — дизельное топливо;
  • ширина автомобиля — 2400 мм;
  • ширина грузовой платформы — 2400 мм;
  • экологический стандарт — EURO II.

Достоинства и недостатки

Положительные качества:

  • улучшенная проходимость автомобиля;
  • увеличена высота дорожного просвета;
  • всегда можно приобрести запасные части к автомашине;
  • удобно производить ремонт;
  • относительно невысокая цена машины;
  • множество модификаций и они отличаются друг от друга;
  • пригодна для работ в сельском хозяйстве;
  • неприхотливое транспортное средство;
  • понятная система управления машиной;
  • комфортабельные кресла;
  • панель приборов понятная;
  • силовая установка мощная;
  • антиблокировочная система;
  • гидравлический усилитель рулевого колеса;
  • просторный салон машины;
  • возможно регулировать сиденье водителя под любого человека;
  • широкий обзор из кабины.

Отрицательные:

  • дизайн взят из предыдущей модели и уже морально устарел;
  • комфорт в кабине сильно уступает аналогам зарубежных автомобилей;
  • металл корпуса подвержен коррозии;
  • качество применяемых материалов интерьера;
  • быстро выходит из строя сцепление и детали ходовой части.

Стоимость

Сейчас очень востребованы фургоны на базе ГАЗ 3309. Стоимость такой машины у официальных дилеров составлен от 1,4 млн рублей до 1,5 млн рублей. А бортовая машина стоит порядка 1,25-1,35 млн рублей.

В итоге

Двоякое чувство остается после ознакомления с грузовым автомобилем ГАЗ 3309.

ГАЗ-3309 самосвал - среднетоннажный грузовик российского производства с хорошими тормозами и системой АБС. Относится к четвёртому поколению транспорта данной категории. Эта модель отличается от 3307 дизельной силовой установкой и наличием турбонаддува. Автомобиль с задним приводом передвигается по всем типам дорог с твёрдым покрытием. Полноприводные версии преодолевают грунт и бездорожье. У базового транспорта грузоподъёмность составляет 4,5 тонны. Так же существуют модификации на 3 и 5 тонн.

История создания и развития

Специалисты Горьковского предприятия во второй половине 60-го года начали работы по замене грузового транспорта ГАЗ-53А: инженеры планировали серьёзно модернизировать существующую машину. В 1972 году появился транспорт с индексом 53-11, который во многом отличался от предшественника. После успешных испытаний нового транспорта руководство завода решило, что дальше необходимо создавать технику с нуля. В это же время основной конкурент компании - ЗИЛ - готовился к выпуску автомобилей нового поколения.

В 70-х годах большую роль в становлении 3309 сыграли немецкие грузовики Магирус-Дойц, которые поставляли в Россию из Германии. Больше всего советским специалистам понравился дизельный силовой агрегат. Его отличительной особенность было воздушное охлаждение, которое отлично проявило себя в условиях сибирского климата. В 1976 году руководство Союза дало установку машиностроительным предприятиям - выпускать новые авто с дизельными моторами. В ГАЗ начали переговоры с немецкой компанией о покупке лицензии на сборку двигателей с воздушной системой охлаждения.

В начале февраля 1978 года конструкторы подготовили первый технический проект прототипа автомобиля ГАЗ-3309, который успешно прошёл проверку в Минавтопроме. В 1979 году из цеха выехали первые опытные образцы. Через два года инженеры подготовили демонстрационную серию. Главной отличительной особенностью от предыдущего поколения стала двухместная кабина, внутри которой было много свободного пространства. Салон оснастили эффективным отопительным оборудованием и вентиляционной системой. Гидроусилитель ГАЗ-3309 стал первым в истории советского машиностроения.

В 1986 году опытные образцы удачно прошли испытания, серийная модель получила индекс 3307. Массовое производство транспорта запустили в 1989 году. Под капотом находился мотор ЗМЗ-511, работающий вкупе с карбюратором. Он развивал до 125 лошадиных сил. В 1992 году на конвейер поставили первую модификацию, которая отличалась от стандартной грузоподъёмностью (повысили до 5 тысяч кг). Ей присвоили название 4301. Выпуск продолжался до 1995 года. За 3 года с конвейера сошло чуть больше 28 тысяч экземпляров.

Фургон ГАЗ-3309 появился только в 1994 году, когда конструкторы закончили работать с дизельной установкой 5441. Она развивала 115 лошадиных сил и состояла из четырёх цилиндров. Ходовую часть и кабину взяли с 3307, внеся небольшие изменения. Новая версия вытеснила с рынка своего предшественника в 1996 году за счёт экономичности и экологичности. Через год закончили производство и этой модели, так как сочли её нерентабельной. В 2001 году серийный выпуск возобновили. Специалисты отказались от немецкого двигателя, сделав выбор в пользу минского ММЗ Д-245.7. В 1999 году появились полноприводные разновидности для армии (грузоподъёмность - 2 тонны) и народного хозяйства (2,3 тонны).

ГАЗ-3309 Евро-2 появился в 2006 году. В 2008 году конструкторы довели технику до стандарта Евро-3. Бензиновые автомобили выпускали до 2009 года. После этого в течение нескольких лет их выпускали по спецзаказам государственных структур с надстройками специального назначения. В 2013 году минские инженеры довели свою разработку до стандарта Евро-4. Так же потребителям с 2012 года доступна модификация с дизельным мотором CumminsISF 3,8L. В начале 2013 года на рынок выпустили версию 33098. Её главным отличием является мотор ЯМЗ-5344.10, отвечающий экологическим стандартам четвёртого класса.

Технические характеристики

ГАЗ-3309 способен перевозить грузы массой до 4 500 килограммов. Этого хватает во многих сферах народного хозяйства, поэтому на машину имеется высокий спрос. Размеры:

  • Длина - 6,3 м;
  • Высота - 2,4 м;
  • Ширина - 2,3 м;
  • Колёсная база - 3,77 м.

ГАЗ-3309 (дизель) - классический капотный транспорт, относящийся к классу грузовых. Его основу составляет цельнометаллическая кабина и деревометаллический кузов. Длина платформы - 3,49 м. Ширина - 2,2 м. Высота - 0,51 м. Такие габариты обеспечивают большой объём, поэтому технику часто используют для транспортировки сыпучих грузов.

Длина передней колеи составляет 1,82 метра, задней - 1,77 метра. Клиренс в 33,5 сантиметра позволяет преодолевать препятствия средних размеров.

Двигатель ГАЗ-3309

Как уже говорилось выше, в транспорте использовали несколько силовых агрегатов. В наши дни актуальными остаются ММЗ Д-245.7 и ЯМЗ-5344. Первый имеет четыре цилиндра и работает по четырёхтактной схеме. Он дополнен жидкостным охлаждением и охладителем наддувочного воздуха. Топливо впрыскивается непосредственным способом (топливный насос работает под высоким давлением), высокая мощность обеспечивается турбонаддувом.

Характеристики минского мотора:

  • Объём - 4,75 литра;
  • Мощность - 125 лошадиных сил;
  • Максимальный крутящий момент - 417 Нм при 2,1 тысячах оборотов;
  • Вес - 430 килограммов.

С 2013 года появились варианты с ярославской силовой установкой. Она не отличается по конструкции от белорусского продукта (включая наличие ТНВД), но обладает иными техническими характеристиками:

  • Объём - 4,43 литра;
  • Мощность - 135 лошадиных сил;
  • Наибольший крутящий момент - 417 Нм при 2,1 тысячах оборотов.

Средний расход топлива ГАЗ-3309 обоих двигателей составляет 14-16 литров на 100 километров при скорости 60 км/ч. Он сильно зависит от качества горючего. При более высокой средней скорости потребление дизеля повышается на 4-6 литров. Максимальная заправка - 105 литров. Мощности хватает для разгона до 90 км/ч.

Устройство ГАЗ-3309

Силовой агрегат работает в совокупности с пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Каждая скорость оснащена синхронизатором. В основе рулевого механизма лежит схема «винт-шариковая гайка». Хорошая управляемость обеспечена наличием ГУР.

Пневмогидравлический привод отвечает за высокое качество работы тормозной системы ГАЗ-3309. Помимо основной рабочей системы, в конструкции присутствует стояночный тормоз, который находится на трансмиссии. Тормоза состоят из двух контуров, в устройство системы входят барабанные механизмы, привод гидравлического типа, вакуумный ресивер и гидровакуумный усилитель. Благодаря такой конструкции грузовик обладает хорошим торможением на любом покрытии. В стандартную комплектацию входит АБС.

Однопроводная система электроники работает под напряжением 24 вольт. Здесь кроется один из недостатков транспорта - плохое качество клемм, присоединяющихся к аккумулятору. Они обеспечивают плохой контакт, что часто приводит к плохой работе электроники.

Кабина ГАЗ-3309 рассчитана на двух человек - водителя и пассажира. Они размещаются на раздельных креслах с мягким наполнителем и обивкой из ткани. Имеется подобие боковой поддержки и высокая спинка. Водитель может настраивать своё посадочное место в горизонтальной и вертикальной плоскостях. За безопасность отвечают ремни безопасности и АБС. Отделка салона выполнена из простых, но качественных материалов (служат без потери качества несколько лет). Приборная панель оснащена всеми необходимыми датчиками и индикаторами, которые оформлены в круглых табло. Дополнительными элементами считаются солнцезащитный козырёк и крючки для одежды.

В салоне преобладают пластиковые детали. Привычными остались бардачок, тахометр и спидометр. Обивку дверей делают из приятной на ощупь ткани. В отличие от 3307, этот автомобиль обладает хорошей вибро- и шумоизоляцией. Благодаря этому рабочие условия для водителя стали комфортными.

Кабина идентична модели 3307 за исключением некоторых элементов. Конструкторы сохранили массивный бампер из стали (выдерживает нагрузки до нескольких тонн), фары круглой формы, подножку для удобной посадки (делается из металла для долгого срока службы) и длинный капот. Крылья грузовика подвержены коррозии. Они приходят в негодность через несколько лет после начала эксплуатации. Владельцам приходится менять их или обрабатывать шпаклёвкой.

Базовая модификация оснащалась задним приводом и АБС. В основе машины лежала рамная платформа. Рама ГАЗ-3309 сделана из прочных и качественных материалов, благодаря чему срок её службы достигает нескольких десятков лет. Обе рессорные подвески выполнены по зависимому типу. Задний мост ГАЗ-3309 состоит из продольных полуэллиптических рессор с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороненного действия. Передний мост обладает аналогичным устройством.

Модификации

На базе шасси ГАЗ-3309 сделано множество разновидностей посредством установки различных надстроек. Основные модификации:

  • 3309 - стандартная модель с минским двигателем ММЗ Д-245.7;
  • 33091 - вариант с удлинённой платформой;
  • 33092 - машина с кабиной повышенной вместительности. Транспорт перевозит до семи пассажиров. Используется для установки различного оборудования коммунальных служб;
  • 33094 - удлинённый автомобиль, который является базой для автобуса;
  • 33096 - классическая машина с 3,8-литровым силовым агрегатом Кумминс;
  • 33098 - версия с ярославской силовой установкой.

Шасси послужило основой для разработки машин специального назначения для различных отраслей. Наиболее популярной разновидностью считается мусоровоз ГАЗ-3309. Так же инженеры разработали надстройку, создающую бензовоз ГАЗ-3309, который ограничился несколькими небольшими партиями.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-3309 является одним из лучших продуктов Горьковского предприятия с высокой степенью безопасности. Этому способствуют хорошие тормоза и наличие системы АБС. Автомобиль используют для перевозки грузов различных категорий. Стандартные колёса и задний привод рассчитаны на передвижение по твёрдым покрытиям. Модификация с полным приводом способа преодолевать бездорожье.

Высокого спроса разработчикам удалось достичь за счёт хорошего соотношения стоимости и долговечности грузовика. Каждый технический узел обладает высоким запасом рабочего ресурса, поэтому владельцы не так часто проводят ремонтные работы. Низкий расход топлива ускоряет экономическую окупаемость техники. Конструкция грузовика адаптирована под использования в российских условиях.

Производство авто продолжается и в наши дни. На первичном рынке ГАЗ-3309 фургон можно приобрести за 1,396-1,462 миллионов рублей (конечная стоимость зависит от выбранных дополнений). Бортовой вариант обойдётся дешевле - 1,27 миллиона рублей. С ограниченным бюджетом потребители обращаются на вторичный рынок. Наименьшей стоимостью обладают экземпляры 2004-2005 годов выпуска - 180-280 тысяч рублей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них