Такси: что это такое и откуда оно появилось. Кто придумал такси? Частное такси в Российской Федерации

Табличку с таким текстом повесил на свою машину некий московский владелец в 1907 году.

Увы, с началом войны, а затем и революции, отечественный платный извоз пассажиров резко спал, а затем и вовсе сошел на нет.

В дни, когда российских таксистов срочно призывали в армию, а машины реквизировали для военных нужд, их французские коллеги совершили подвиг. Эта операция вошла в хрестоматии, ей посвящены миллионные тиражи сувениров, книг, бесчисленное множество газетных статей. Когда осенью 1914 года немцы прорвали оборону французов и возникла угроза захвата Парижа, за одну ночь 1200 таксомоторов перебросили на фронт у реки Марна свыше 6500 солдат. Столицу отстояли, "марнское такси" вошло не только в анналы национальной истории, но и стратегии как не предусмотренный никакими уставами способ переброски войск.

Что же до исконного назначения такси, как бы оно ни называлось в разные эпохи, то с французами, бесспорными лидерами в этой сфере в начале ХХ века, до сих пор спорят англичане. Франция настаивает, что само слово "фиакр", означавшее когда-то "наемный экипаж", пошло из городка Мо, а точнее, от местной часовни Святого Фиакра, покровителя цветоводов. Мол, именно на соседнем постоялом дворе некий Соваж завел в XVII веке двухместные конные повозки для перевозки земляков. А поскольку каждую украшало изображение святого, язык, всегда стремящийся к упрощению, окрестил экипажи "фиакрами".

Англия противопоставляет расплывчатому XVII веку точный год создания аналогичной службы - 1639-й. Тогда извозчики четырехколесных повозок, коучмены, получили лицензию на частный извоз. А в середине XIX столетия тяжелые кареты уступили место на улицах легкому двухместному открытому транспорту, кабриолетам, и производная от этого термина "кэб" в ходу по сей день. Помните сериал о Шерлоке Холмсе и высоко сидящего на козлах кэбмена? Ему пришлось расположиться так, чтобы различать на темных улицах Лондона таблички с номерами домов.

Впрочем, если в чем-то и сходятся позиции английских и французских историков такси, то компромисс выглядит так: родина наемного экипажа все-таки Англия, а уж Франции принадлежат лавры создательницы такси моторизованного. И англичане сквозь поджатую губу признают, что первым таксомотором в их столице была некогда французская машина марки Unic. Правда, замечают при этом, что одновременно в Лондоне работали 70 электрокэбов Bersey, предтечи всех нынешних электромобилей. С электотягой ничего путного тогда не вышло, но это, мол, потому, что она опередила свой век.

Когда стало ясно, что не всякий автомобиль подходит для службы в такси, настал звездный час компании Renault. Именно она стала массово выпускать таксомоторы ярких зеленого или красного цветов с таксометром, счастливо изобретенных немцем Вильгельмом Брюном. С закрытой пассажирской кабиной и открытой водительской. С водителями, одетыми в длинные непромокаемые кожаные пальто, с фуражкой почти армейского образца на голове. Если кто помнит, такого рода головной убор, да еще с угловатым покроем на манер фуражек нью-йоркской полиции, вдруг стали носить московские таксисты в 1970-х годах.

Возрождать такси Россия, ставшая уже советской, начала с 1925 года. Видимо идея наемного экипажа вместо частнособственнического, то есть вредного в бесклассовом обществе, пришлась хозяевам страны. Машины, понятно, пришлось покупать у капиталистов, у компаний Renault и Fiat. Поскольку стоил часовой проезд на таксомоторе 4 рубля 50 копеек при средней месячной зарплате чуть больше 21 рубля, удовольствие было не из дешевых.

Образцовой таксомоторной службой считается английская лондонская. Ее водители не только платят большие деньги за лицензию на частный извоз, но и сдают сложный экзамен на знание британской столицы. GPS-навигатором пользуются только 2-3 процента из них - настолько хорошо знают город. Консервативного вида "кэбы" обязаны без особых проблем отработать 10-12 лет и пробежать 800 тысяч километров. На деле же многие машины накрутили уже по миллиону километров и прослужили более четверти века.

22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.

XVII- XIX столетия: конный экипаж

Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.

В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.

XX век: бензиновый двигатель

Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.

В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.

Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».

В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.

Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.

В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.

XXI век: смартфоны, Java , мобильные приложения

Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.

«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.

Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.

Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.

За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.

Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!

основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов

13 августа 1907 года в Нью-Йорке было пущено первое такси. Спустя годы желтые автомобили стали настоящим символом города, обрели множество кинематографических воплощений, а для большинства туристов оказались первым впечатлением из путешествия в американский мегаполис.

По такому случаю, мы решили сегодня вспомнить историю такси в целом и поведать о ней вам.

Слово «такси» происходит от французского слова «таксо», которое обозначает средство, используемое для перевозки пассажиров и грузов и оплату проезда.
История такси берет своё начало во Франции с XVIII века, именно там, в это время появились конные экипажи, которые стали называться «фиакры», в честь покровителя садоводов — святого Фиакра, так как постоялый двор с этими экипажами находился около его часовни. Считается, что они стали первыми в мире общественными экипажами. В конце XIX века технический прогресс вытеснил экипажи с лошадями.

История «такси» начинается во Франции в XVIII веке


На фиакрах установили бензиновый двигатель, рычаги для управления и после изобретения, и установки счётчиков (таксометров), эти экипажи стали популярными среди населения, так как легко можно было рассчитать расходы на дорогу.

Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания «Renault», кузов этих машин напоминал «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой либо централизованной службы приема заказов и вызовов такси не было, такси просто разъезжали по городу и громко сигналили.


Первое такси Renault

В России все пути пересекались в Москве. Приезжало и отъезжало большое количество людей, было несколько вокзалов и всё это создавало необходимость развития городского транспорта, который мог бы довозить пассажиров и их багаж до места. Спрос на транспорт был огромен, поэтому в Москве появилось большое количество извозчиков. Отрасль развивалась, для неё необходимы были определенные требования: тарифы, система управления заказами экипажей, организация стоянок. Все это и стало началом рождения такси в России как вида транспорта.

1907 год — считается годом рождения такси


В 1907 году в России один шофер, повесил на автомобиль плакат «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Одновременно в Англии на Лондонских улицах появились первые экипажи-такси. Этот год теперь считают днём рождения такси.


В 1917 году, после революции количество такси в Москве резко снизилось, таксистов почти истребили как класс, и лишь в 1924 году Моссовет решил закупить 200 новых автомобилей — такси марки «Renault» и «Fiat». В 1925 году первые 16 автомобилей марки «Renault» появились на улицах Москвы. Частных такси в это время не было, все они принадлежали и управлялись государством, конкуренция отсутствовала. Это приводило к плохому качеству обслуживания пассажиров, заказать такси было очень сложно, машин-такси не хватало.


Таксомоторные перевозки были очень прибыльны для правительства Москвы, поэтому правительство стремилось устранить эти недостатки. В Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще, потом начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стали общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начинается выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.

В 1948 году на машинах-такси была размещена шахматная полоса и зелёный световой, для отличия такси от других автомобилей на улицах.
В Нью-Йорке первое городское такси было выпущено на линию 13 августа 1907 года. Увеличению количества такси на улицах США в значительной степени помогала мафия, которая владела большинством таксопарков и была заинтересованы в их росте. В Америке, в годы сухого закона не было более надежного транспорта для перевозки запрещенного спиртного, поэтому такси особенно полюбили гангстеры-контрабандисты. В такси перевозили огромное количество алкоголя, но полицейские даже не подозревали таксистов.


В Японии такси появились совсем недавно, японские таксисты очень вежливы, пунктуальны, обходительны с пассажирами и по праву считаются лучшими таксистами в мире. Работают они исключительно в белых перчатках, на подголовниках своих машин ежедневно меняют кружевные салфетки. Японский водитель во время движения никогда не ведет с пассажиром разговоров, он только управляет автомобилем, и если вы иностранец, то на беседу можете даже не рассчитывать. Поездка будет проходить спокойно, иногда даже скучно.

В ОАЭ Водители отличаются хорошей репутацией, поэтому, если вы забыли что-нибудь в такси, ваш водитель попытается вернуть вам забытую вещь. В противном случае сообщите компании время и маршрут — будет сделано все возможное, чтобы помочь вам. Не рекомендуется пользоваться услугами частных такси без счетчика. Они менее комфортабельные, поскольку это обычно старые машины с плохим кондиционером, а водители могут нарочно петлять, чтобы поездка обошлась дороже.

Японские таксисты считаются лучшими таксистами в мире


В Лондоне такси всегда красятся в чёрный цвет, в Гонконге используют 3 типа окраски такси, чаще всего их красят в красный цвет, в Новой Зеландии применяют зелёный цвет такси, а на островах Лантау — синий. В СССР традиционного цвета такси не существовало. Обычно на заводской, стандартного цвета машине-такси на двери рисовали шахматные клеточки и ставили зелёного цвета фонарик, отчего и произошло название «зеленоглазое такси».


Сегодня такси является очень распространённым видом общественного транспорта во всём мире и представляет собой целую индустрию, в которой задействованы миллионы людей. Кстати, с развитием всевозможных средств связи и информационных технологий заказать себе такси стало невероятно просто: это можно сделать по мобильному телефону или даже на сайте любой таксомоторной компании, причём во многих случаях можно выбрать себе не только время прибытия нужного вам транспорта, но даже модель самого автомобиля.

Статья опубликована 25.06.2014 14:04 Последняя правка произведена 25.06.2014 14:04

Такси в том смысле, как мы его сейчас понимаем, появилось в 1907 году сразу в нескольких странах. В России, например, шофер прикрепил к своей машине объявление. Надпись гласила, что оплата за извоз происходит по соглашению сторон.

Днём рождения Лондонского такси принято считать 22.03.1907 г. Именно в этот день на улицах Британской столицы появились первые таксомоторы, оборудованные таксометром.

В Европейских странах таксометр появился раньше, чем у нас. Подобное приспособление разрешило вопрос оплаты, который препятствовал массовым перевозкам из-за вечных споров пассажиров с водителями по поводу стоимости проезда.

Предшественники современных таксомоторов

Некоторые историки утверждают, что таксометры – это изобретение представителей Древнего Рима. В те доисторические времена для расчёта за проезд использовали «каменную» меру.

К оси древнеримского такси (колесницы) крепили небольшой сосуд. Через каждую стадию (мера длины, равная приблизительно 200 м) в сосуд попадал камешек. Прибыв на место, «извозчик» подсчитывал количество камешков, и «предъявлял счёт» пассажирам.


В семнадцатом веке Лондонский извоз был лицензионным. Для перевозки пассажиров, кучера обязаны были получить разрешение или лицензию. Такая политика проводилась в Англии с 1639 г. Годом позже эту практику переняли и парижане.

В кэбах (открытых двухколёсных повозках) пассажиров стали перевозить примерно с середины 19 в.

В отличие от римлян в то время европейцы не устанавливали твёрдых тарифов за перевозки. Такое положение привело к нерентабельности извозного бизнеса. Богатым не было необходимости нанимать экипаж, так как они обходились собственным транспортом. Люди среднего достатка пользовались услугами кучеров лишь по большой необходимости. А беднякам такое удовольствие было непозволимой роскошью.

В самом конце девятнадцатого века Вильгельм Брюн сконструировал устройство для расчётов с пассажирами – таксометр.

Изобретением немецкого учёного в 1907 г. были оборудованы все лондонские такси. С этих пор дело «пошло в гору», спрос на услуги перевозчиков значительно возрос.

Откуда шашечки?

Однозначного мнения по поводу появления этого аксессуара пока нет. Установлено, что появился он в третьем десятилетии прошлого века.

Одни наделяют титулом родоначальника «шашечек» - всемирно известного опознавательного знака компанию из США – CheckerTaxiofChicago. Руководители фирмы – перевозчика полагали, что передвижение на автомобилях в некотором роде идентично гонкам. В соревнованиях гонщиков присутствовали клетчатые чёрно-жёлтые флажки. Отсюда и появилась знаменитая шахматка.


Другие, не желая отдавать «пальму первенства» американцам, уверяют, что на крыши такси квадратики перебрались с немецких клетчатых полос. Германские таксосмоторы действительно имели маркировку из клеточек, располагавшуюся вдоль кузова машины примерно на уровне пояса.

Независимо от того кто был первым, современное такси готово перевозить кого угодно, когда угодно и куда угодно, разумеется за соответствующую плату.

По некоторым историческим сведениям, таксистами-первопроходцами были древние римляне. Транспортом в те времена были колесницы, а в качестве «таксометра» использовали таз, закрепленный на оси повозки. В него, после каждых 200 метров падал камешек. Оплата за проезд равнялась количеству камешков в тазу по прибытии.

Первые признаки полноценного такси начали появляться во Франции в середине XVIII века. «Фиакры» прозванные в честь святого Фиакра, были первыми в мире общественными экипажами. Со временем, экипажи с лошадьми были вытеснены прогрессирующей техникой. Фиакры снабдили двигателем и рычагами для управления. Новоизобретенный таксометр был также интегрирован в такси. Это способствовало росту популярности у населения частного извоза.



Компания «Рено» первыми начала выпуск автомобилей заточенных под такси. Своей формой они походили на «фиакр», водитель находился спереди в открытой части машины, а пассажиры в задней, закрытые и защищенные от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выделялось среди остального автотранспорта города. Никакой службы приема заказов и вызовов не было, таксисты просто ездили по городу, привлекая внимание громкими сигналами.



В 1907 году в Англии и России появились первые частные извозчики. Теперь этот год считают днем рождения такси. В России зарождение такси, как отдельного вида транспорта началось из-за напряженной ситуации с людьми, приехавшими в столицу. Большое количество путешествующих нуждалось в доставке их с багажом в нужное место, а спрос на транспорт при этом был очень высок.



Начиная с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году. В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».



В 1948 году на такси повесили «шашечки», чтоб отличать их от потока других автомобилей на улице. С тех пор уже мало что изменилось. Лишь только сильно возросла необходимость в большом количестве такси в городах и деревнях. Поэтому, если вам нужно недорогое и удобное такси в Казани, выбирайте