Структура и иерархия байкерских сообществ. Мотоциклы в Контакте: сообщества байкеров

СТРУКТУРА И ИЕРАРХИЯ БАЙКЕРСКИХ СООБЩЕСТВ

СТРУКТУРА БАЙКЕРСКИХ ("однопроцентных") КЛУБОВ

Motorcycle Clubs (МС) - мотоклубы, объединения байкеров, появившиеся после Второй мировой войны. Формирование же самого байкерского движения началось после знаменитого выступления (в 1947 г) главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором он сказал, что только один процент мотоциклистов являются «отверженными» и нарушают закон. Но именно эти «однопроцентные» клубы-изгои и стали родоначальниками той субкультуры, которую мы сейчас называем байкерской. Некоторые (но далеко не все!!!) мотоклубы возникшие в 1950-е-1960-е гг имели серьезные проблемы с законом и часто уходили в теневые сферы бизнеса. Лидирующие позиции среди них занимали и занимают по прежнему клубы «Большой четверки»: Hells Angels МС (основан в 1948-55 гг в Калифорнии), Outlaws MC (создан в 1935 году вИллинойсе), Pagans MC (основан в 1959 году в Мэриленде) и Bandidos MC (основан в 1966 году в Техасе). Помимо этих организаций с криминалом связывают также Vagos MC, Free Souls MC, Highwaymen MC, Warlocks MC, Sons of Silence MC, Mongols MC и ряд менее известных мотоклубов.

В 2010 году Интерпол издал Конвенцию, в которой уведомлял страны Юго-Восточной Европы о создании преступных банд байкеров и предлагал правоохранительным органам этих государств сотрудничество в борьбе с криминальной деятельностью этих группировок.

Club -House Клубный Дом») — помещение, в котором проводятся собрания, хранятся документация, нашивки клуба и т.д. Доступ в помещение клаб-хауса открыт только членам клуба и никому больше.

Chapters (чепты, чапты, чептеры) - региональные филиалы мотоклубов.

ИЕРАРХИЯ

President - глава клуба (MC president, national president ) или чепты (chapter president ), обычно выборная должность. Осуществляет общее стратегическое руководство клубом или его отделением, ведет отношения с другими клубами, официальными лицами и т.д.

Vice-President - заместитель Президента клуба, заменяющий в случае его отсутствия или смерти (до выборов).

Treasure («казначей», «бухгалтер») - отвечает за финансовые вопросы клуба, т.е. собирает членские взносы, оплачивает счета, контролирует денежные потоки, в том числе официальные. В ряде клубов также отвечает за цвета клуба и другие нашивки, ведет их учет, контролирует выдачу и возврат нашивок бывшими членами. В некоторых мотоклубах treasure делит свои полномочия с secretary .


Sergeant at Arms (of Arms , on Arms ) - заместитель Президента по безопасности. Отвечает за соблюдение челнами клуба его устава и правил, поддержание нормальной обстановки вне клуба, во время всех мероприятий внутри и вне клуба. В большинстве клубов отвечает за защиту и хранение цветов и других нашивок, следит за их сохранностью и возврат со стороны исключенных и выбывших членов клуба.

Road Captain («дорожный капитан») - руководитель движения колонны во время пробега. Планирует маршрут с учетом скорости и удобства (во всех смыслах) передвижения, наличия бензоколонок, мест отдыха и т.д. Может быть постоянным, а может назаначаться на конкретный пробег. Может быть постоянным, а может назаначаться на конкретный пробег.

Чептер-президенты, вайс-президенты, трезэры, сержанты и род-капитаны относятся к категории «офицеров» . Они носят специальную нашивку (патч) с обозначением звания на левом борту жилета(иногда там же носится нашивка с именем или кличкой владельца). У рядовых же байкеров основные патчи (с названием и эмблемой клуба) - на спине.

Member - полноправный член клуба. Обладает всеми правами, в том числе правом голоса на собраниях и при принятии решений, и несет все обязанности. Имеет полный комплект нашивок на спине (нашивку с названием мотоклуба [верхний рокер], «мишень» [логотип]- нашивку с изображением эмблемы клуба и нашивку с названием местности расположения его филиала [нижний рокер]).

Prospect («перспективный») — кандидат, готовящийся стать member. Еще не имеет права голоса на собраниях и права принятия решений. В его цветах обычно нет эмблемы клуба, т.е. он носит на спине лишь верхний (с названием мотоклуба) и нижний (с названием местности расположения) рокеры.

Hang Around («Болтающийся рядом», «шустрила») — возможный prospect, в данный момент выполняющий «черновую» работу в МС. На его жилетке нашито лишь название города/страны (т.е. нижний рокер).

Nomad («кочевник», «вольный ездок») — член мотоклуба с правом ношения цветов. Но в отличие от большинства других, номад не принадлежит определенному отделению (чептеру) клуба, путешествуя повсюду сам по себе. Номад посещает встречи клуба в разных местностях и платит взносы в том месте, куда его заведут путешествия.

Support («поддерживающий», «сторонник»)— байкер, вообще не входящий в официальную структуру клуба, но поддерживающий его идеологию и традиции. Если support положительно зарекомендовал себя в клубе, то на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. При наличии у support"a поручителя, вопрос может быть решен положительно и ему присваивается ранг «hang around».

Free Rider, Loner ("свободный наездник", "одиночка") - человек, который разделяет жизненные ценности однопроцентников, но при этом предпочитает быть свободным даже от клубной иерархии, т.е. не принадлежит одному определенному клубу.

БАЙКЕРСКИЕ ВОЙНЫ

Мильперрская бойня Milperra massacre ») произошла в Австралии 2 сентября 1984 года (в День Отца) под Сиднеем, в Мильперре. Ее причиной сталажесткая конкуренция между австралийским мотоклубом Comancheroи австралийским чептером (чептой) Bandidos MC.Когда же часть Comanchero перешла под «цвета» Bandidos, томежду байкерами разразилось настоящее противостояние. Результатом этого конфликта истала знаменитая «Мильперрская бойня»,унесшая жизни семи человек(двадцать восемь получили тяжелые ранения). Среди погибшихбыли три представителя верхушки Comanchero и чепты Bandidos (два вице-президента и один сержант). После этого побоища, всколыхнувшего всю Австралию, в Новом Южном Уэльсе было ужесточены статьи законодательства относительно ношения и хранения огнестрельного оружия.

Великая Нордическая война байкеров ("Great Nordic Biker War" ) разразилась в странах Скандинавии между Hells Angels и Bandidos, в 1994-1997 гг. В результате произошло 11 убийств, 74 попытки убийства, 96 раненых. В Дании в ответ на байкерские войны был принят закон, запрещающий байкерским клубам иметь или арендовать имущество. Правда, впоследствии закон был отменен.

Квебекская байкерская война («Quebec Biker war» ) волна насилия, охватившая канадскую провинцию Квебек с 1994 по 2002 год. Насилие было вызвано переделом сфер влияния в уличной торговле наркотиками. Сторонами конфликта выступили два байк-клуба: Hells Angels MC и канадская Rock Machine MC. Война стоила жизни 150 человек, в том числе жизни двух тюремных надзирателей и 11-летнего Дэниела Дезрочерса, который погиб от взрыва заминированного автомобиля поблизости с местом байкерского собрания. Формально выиграли Hells Angels, но позднее многие из них были осуждены на различные сроки заключения. В 2009 году байкер Джеральд Галлант признался в исполнении заказных убийств в ходебайкерской войны, он также признал себя виновным в убийстве 27 человек в течение трех десятилетий.

Литература:

Бедненко Г.История и киномифы субкультуры байкеров (мотоциклистов): к анализу психосоциального развития.

Дым А. Байкерские войны в Канаде.

Новиков О. Г. (Антрополог). Иерархия и власть в российской мото-субкультуре.

Вikermovies.ru.

Фильмы о байкерских клубах


Обновлен 24 фев 2014 . Создан 04 ноя 2013

Мы составляем один процент, мужик, один процент, который никуда не вписывается и который на все кладет.

Хантер С. Томпсон «Ангелы Ада».

Байкеры - люди совершенно иного порядка, нежели все остальные. Эти люди больше всего ценят внутреннюю свободу и не терпят мелкие условности, составляющие неотъемлемую часть жизни абсолютного большинства. Они - современные рыцари без страха и упрёка, корсары удачи; их скакуны - байки, их сокровище - свобода.

Начало байк-движения

Как и все остальные субкультуры, байк-культура зародилась после крупного события, коим стало завершение Второй Мировой войны. Первоначально движение байкеров имело протестный характер, я бы даже сказал взрывоопасный. Например, история возникновения на данный момент самого крупного в мире мотоклуба «Ангелов Ада» (Hells Angels MC), чьё представительство также имеется и в Москве, гласит: лётчики расформированной сразу же после войны 303 эскадрильи тяжёлых бомбардировщиков ВВС США, брошенные своей родиной на произвол судьбы, никому не нужные пересели на стальных скакунов и одни из первых основали новое в своём роде подразделение, - мотоклуб с собственными правилами, уставом, со своей собственной жизнью. Мотоклуб имел ярко выраженный протестный и асоциальный характер. Байкеры попросту были злы на общество за то, что они перестали быть нужными. Но с тех пор утекло много воды, и философия байкеров всех клубов сильно изменилась, и движение оформилось в вполне миролюбивую субкультуру, за исключением некоторых мотоклубов, называющиеся 1%-ми или Outlaw.

На нашей земле байкеры и байк-клубы начали появляться в 70-80-х годах.

Мотоклуб - современный рыцарский орден

У каждого мотоклуба есть собственное логово, собственное убежище. Просто так прийти в клуб и попроситься стать членом мотоциклетного братства можно, но результат будет нулевой. Поэтому я уделю немного внимания иерархии мотоклубов. В целом, структура всех мотоклубов мира, включая российские, одинакова. Каждый новичок, приходящий в клуб, должен иметь поручителя, который будет отвечать за своего протеже. При этом новичок обязан разделять философию клуба и принять устав. Но и этого мало, ибо каждый байкер должен делать всё, что может помочь развитию клуба. Каждый байк-клуб имеет собственного президента, казначея, офицеров, мемберов, проспектов и проч. Полноправным членом клуба может стать только тот, кто уже имеет статус мембера. Мотоклуб устроен по образу и подобию рыцарского ордена. С улицы в такой орден не попадёшь. Так что и не пытайтесь. Однако, если байк-культура вам близка, или вы просто любите красивые, выполненные в индивидуальном порядке мотоциклы (а мотоциклы байкеров отличаются именно индивидуальностью), то можно посетить байк-клубы, байк-кафе и бары в которых базируются или просто часто отдыхают байкеры. Жизнь байкера насыщена тусовками. Так что можно и на всяких интересных фестивалях побывать. Простых смертных туда пускают с превеликим удовольствием.

Московские клубы и бары для байкеров

Ближайшие события

Байкеры относятся к разряду тех людей, у которых вечеринки и тусовки растягиваются на все 365 дней. Однако в отличие от нас, простых смертных, география веселья байкера география веселья байкера распространяется на весь русскоязычный мир и даже больше. До зимы ещё полно времени и график уважающего себя байкера насыщен многими интересными событиями. Среди прочих особенно грандиозными кажутся два мото слёта.

1. Фестиваль "Дни Harley-Davidson в Петербурге"

Где: пл. Островского.

Описание: в 2013 году легендарному бренду Harley-Davidson исполняется 110 лет! Санкт-Петербургское подразделение H.O.G. (Всемирный клуб владельцев Harley-Davidson) приглашает вас, ваших друзей и всех, для кого мотоцикл — это стиль жизни, а не просто средство передвижения, принять участие в фестивале "Дни Harley-Davidson в Петербурге", который на целых три дня сделает Санкт-Петербург столицей юбилея Harley-Davidson в России.

Территорией Фестиваля "Дни Harley-Davidson в Петербурге", выбрана площадь Островского - в самом сердце города, рядом с Невским проспектом! На площади Островского развернутся все основные события: ярмарка мотоциклетных товаров, интерактивные программы, красочные шоу, конкурсная программа, концерт. С площади Островского будет организован демонстрационный test-drive (demo-ride) мотоциклов Harley-Davidson. Каждый мотоциклист, сможет попробовать прокатиться на легендарном мотоцикле.

Официальный сайт мероптиятия: www.harleyfestival.ru

2. Мотофестиваль "На Шестой Передаче" Суздаль

Где: фестиваль будет проходить на живописном берегу реки Нерль в городе Суздаль.

Описание: в этом году фестивалю исполняется 7 лет. За это время это мероприятие приняло статус международного мотофестиваля. Поучаствовать в мероприятии съезжаются авто-мото туристы не только со всей России но и с ближнего и даже с дальнего зарубежья! На сцене фестиваля за эти годы выступали такие известные муз коллективы как: Монгол шуддан; Маврин; Черный Кофе; Ляприконсы; Текила Плюс, Глеб Самойлов Агата Кристи; Ария, и т.д. в 2010 на фестиваль приезжала Рок-группа из Германии "TURBINE".

Мотофестиваль всегда составляется не только из музыкальной части программы. В развлекательной части фестиваля всегда присутствуют разные Шоу-элементы.

www.6speed.ru

3. Байк шоу 2013 в Волгограде

Описание: 23 августа в городе Волгограде состоится феерическое байкшоу, которое организовывает клуб "Ночные волки" во главе со своим лидером Хирургом. Байкшоу будет приурочено к 70 годовщине победы советских войск в битве под Сталинградом. Стоит напомнить, что до этого времени четыре года подряд байкшоу проходило в городе Севастополе. Организаторы рассчитывают, что мероприятие соберет более 20 тысяч байкеров со всей России и из стран ближнего зарубежья, а также около 170 тысяч зрителей. Как рассказал автор идеи Александр "Хирург" Залдастанов, в сценарии с помощью различных элементов будет воплощена основная идея этой грандиозной акции - начало Сталинградской битвы, бои и подвиги солдат, изменившие ход всей мировой истории.

Официальный сайт мероприятия: www.bikeshow.ru

Где в Москве катаются байкеры?

Беспечные всадники катаются везде, где есть хотя бы неплохой асфальт. Но в Москве есть пара традиционных мест, где с вероятностью 100% можно увидеть байкеров и поглазеть на их эксклюзивных «скакунов».

На Смотровой площадке Воробьёвых гор байкеры собираются в основном по четвергам.

А вот на Ходынском поле байкеры катаются круглые сутки.

Жизнь байкеров, их помыслы и мотивы крепкого братства сложно понять, смотря со стороны. Чтобы хоть немного приблизится к ответам, можно купить байк. А можно просто угостить байкера хорошим пивом в одном из вышеперечисленных мест.

Мотоклубами называют объединения байкеров. Вопреки распространенному мнению, эти союзы в наше время отличаются, в своем большинстве, довольно таки миролюбивым нравом.

История мотоклубов

Мотоклубы появились вскоре после окончания Второй мировой войны и через небольшой промежуток времени уже превратились в относительно стандартные союзы, имеющие свою структуру. В целом эта структура везде носит схожий характер, имею лишь незначительные отклонения, которые зависят от государства, традиций, законов определенного клубы или местных условий.
Родоначальником мотоклубного движения послужили спортивные и туристические направления, которые в 1924 г. были оформлены как AMA – Американская Мотоциклетная Ассоциация. AMA занялась устроительством разнообразных мероприятий для мотолюбителей, которые носили спортивно-развлекательный характер.
В 1947 г при проведении холистерской встречи, участники съезда устроили настоящий разгром. Президент объединения объяснил происшедшее тем, что основная масса мотоциклетного клуба является законопослушными гражданами и лишь один процент участвующих причиняет неприятности. После этого всех членов, доставивших «неприятности» исключили из ассоциации. Именно эти дебоширы и положили начало возникновению той субкультуры байкеров, о которой сейчас все наслышаны.
Первоначально эта разновидность клубов получила название 1%-ников; которые стали примером для всех возникающих в последующем байкерских клубов. Нет ничего удивительного в том, что при своем возникновении у этих сообществ имелись проблемы с законом, занимались криминалом и теневым бизнесом. Но современные мотоклубы обычно вообще не имеют связей с криминалом или незаконным бизнесом. Но, если верить статистическим данным полиции, члены некоторых мотосообществ все же имеют причастность к криминальн6ой деятельности.

Структура мотоклуба

  • Президент клуба. Как правило, пост выборный, занимающий его руководит самим клубом либо отделением, отвечает за связи с остальными клубами, деловые отношения представителями официальных кругов.
  • Вице-президент. Является правой рукой президента, замещает последнего, если того постигнет смерть, либо если он не на месте.
  • Управляющий службой безопасности. Является третьей по важности персоной в клубной иерархии.
  • Секретарь-казначей. Решает вопросы касательно финансов, отвечает за членские взносы, производит оплаты по счетам. В отдельных клубах в обязанности секретаря входит ответственность за цвета и рокеры.
  • Road Captain или капитан дороги. Возглавляющий колону во время движения (в случае, если ее не возглавил президент), несет ответственность за прокладывание маршрута, охрану от опасности в пути, пропитание и отдых.
  • Member. Участник клуба, имеющий все права, вплоть до права голоса в случае выборов.
  • Prospeсt. Человек, который желает вступить в клуб, кандидат.
  • Hangaround. Такого человека еще называют кандидатом в кандидаты клуба.
  • Support. К данной категории относятся люди не имеющие членства, но поддерживающие клуб.

Символика мотоклубов


Любой список мотоклубов располагает своей личной символикой, специальными нашивками, которые называют «Цвета». Классическая нашивка имеет три составляющие – верхнюю часть с наименованием клуба, середину, на которой изображена эмблема и нижнюю часть, на которой указано место расположения сообщества. Нашивки крепятся к спине рокерских жилетов и, являясь индивидуальными для каждого клуба, занимают одну из ведущих ролей в идентификации.
Hells Angels MC – мотоциклетный клуб, положивший начало и подогревающий тенденцию нашивок, состоящих из 3 частей. Впрочем, существовали не менее претенциозные клубы, которые в противоположность «Ангелам» использовали свой собственный способ размещения символических нашивок. Некоторые клубы отдают предпочтение двухслойным нашивкам, к примеру Vagos MC и Sons of Silence MC. – на верхней располагается наименование и эмблема, нижняя же содержит сведения о местоположении. Клуб Highwaymen MC вообще ограничился одной нашивкой, расположив на ней все необходимые сведения – название местности откуда происходит клуб, его эмблему и наименование.

Категории нашивок


На настоящее время существуют следующие разновидности нашивок и схем их расположения:

  1. Нашивки из трех частей. Верхний, центральный и нижний рокеры – к ним относятся клубы, доминирующие на какой-либо определенной территории и располагающие своим бизнесом, часто незаконным. Их так же называют 1 % МС.
  2. Нашивки из трех частей, но отличные от вышеприведенного варианта -на нижней части указана не местность, а какая-либо другая информация. Они не относят себя к 1%-никам и не на что не претендуют. Как пример, к таким сообществам относятся различные христианские мотоклубы; вместо местности на нижней части нашивки у них значится что-то вроде «Иисус Господь» и прочее.
  3. Нашивки из двух частей. Эту разновидность характеризует слияние верхней части нашивки с эмблемой. Нижняя часть имеет название места расположения. Клубы с этой символикой не относятся к категории однопроцентников, но претензии на определенную местность предъявляют.
  4. Нашивки, состоящие из одной части. Верхний рокер с эмблемой соединяются в одну нашивку – данная разновидность символики указывает на различные клубы, которые не относят себя к МС.

Классифицируя нашивки таким образом, следует понимать, что эта информация довольно условная. Данные категории символов основаны на многолетних традициях и являются своего рода классикой мотоциклетных клубов. Но не стоит упускать из виду рядовое несоблюдение норм и попросту невежество – огромное количество новых клубов даже близко не подходят под категорию МС, но тем не менее это не мешает им делать нашивки состоящие из трех частей с наименованием территории. Если посмотреть на ситуацию чисто теоретически, то следить за этим должны клубы, доминирующие на данной территории, но в реальности доминирует лишь анархия.
Необходимо отметить и тот факт, что нашивка с названием места стало в последнее время утрачивать свои «права» на управление отмеченной территорией, сейчас это имеет скорее лишь информативный характер.

Другие особенности нашивок


Но нашивками на спине дело не ограничивается – нагрудные нашивки так же необходимый атрибут любого байкерского клуба. На них указывается так же название места формировния, наименование самого клуба и статус байкера, в том случае, если он имеется.
Так же, кроме небольших нагрудных, используются нашивку снизу жилета; на ней ставится надпись с указанием месторасположения клуба. Например, если на спине указана страна, то на жилетке снизу будет стоять название города. Надпись на передней нашивке не имеет отношения к претензиям на доминирование и носит чисто информативный характер.
Часто в клубах существует традиция, согласно которой нашивки новичками не выдают за один раз, а постепенно. Например, новичок вообще не имеет право носить жилет с нашивками, потом продвигаясь все выше по клубной иерархии, приобретает право нашивать по одному рокеру, начиная с переднего. Достигнув звания полноправного члена клуба, участник получает право нашить все необходимые рокеры.

Разновидности мотоклубов


MG - MotoGang. Эта разновидность клубов отличается криминальными наклонностями, жесточайшей иерархией и скрываемыми от общественности целями. В России под этим логотипом известен ночной мотоклуб «Ночные волки».
МС - Motorcycles Club. Классическая разновидность, устав мотоклуба этой категории отличается жесткостью, как и обычаи – в сообщество вхожи лишь мужчины-гетеросексуалы, могут присутствовать расовые ограничения, а так запрет на все марки мотоциклов, кроме одной.
MCC - MotorCycles Community. Более простая разновидность МС. Эти клубы могут не организовывать байк-слеты и фестивали. У них имеются нагрудные и нарукавные нашивки, а так же у них могут быть рокеры на спине.
CMC - Christian Motorcycles Club. В целом идентичен МС, но идеологические основы почерпнуты их христианства.
LE MC - Law Enforcement Motorcycle Club. В состав такого клуба входят лишь те, кто служил либо служит в правоохранительных органов. Эти клубы создавались в противовес однопроцентникам. Вторая причина их возникновения – основная масса мотоклубов жестко отказывает в членстве тем, кто имел отношение к силовым структурам.
MFC - Moto Fanats Club. Один из наиболее лояльных мотоциклетных клубов для тех, кто любит мототехнику. Эти клубы отличаются лояльностью правил и иерархической лестницы, а так же не имеют ограничений по разновидности техники.
RC - Riders Club. Мотоклуб для тех, кто любит езду на мотоцикле, не имеет иерархической лестницы и строгих уставов.
OC - Owners Club. Мотоклуб для владельцев техники конкретной фирмы-производителя.
MM - Motorcycles Ministries. Байкерский клуб, который сочетает несколько разновидностей протестантской церкви и имеющие христианскую идеологию.
FMC, WMC - Female Moto Club, Women Moto Club. Мотоциклетный клуб, принимающий в свои ряды только женскую половину населения.
GMC - Gay Moto Club. Вступление в данный клуб не ограничено по гендерной принадлежности.

Как стать членом мотоклуба


Для того, чтобы получить членство байкерского клуба нужно проделать долгий путь. Прежде всего необходимо знакомство с уже являющимся членом мотоклуба человеком, который, если сочтет кандидата достойным, представляет остальным участникам, беря таким образом на себя ответственность за новичка. Последнему присваивается звание «саппорт» – наиболее низкая ступень в иерархии клуба.
Далее, если новенький зарекомендовал себя наилучшим образом он медленно движется по иерархической лестнице до «мембера». Именно из этой категории в последующем избирается правящая верхушка – президенты, казначеи и пр.
Президент и офицерский состав мотоклуба также исполняют роль законодателей и судей, имеют возможность изменять устав и устанавливать меры наказания для нарушивших правила клуба. Меры наказания могут быть разными, начиная от штрафов и заканчивая изгнанием из клуба.

В Волгограде 23 августа прошло «патриотическое» байк-шоу «Сталинград» ― слет «Ночных волков» и поддерживающих их байкерских клубов. Среди хедлайнеров — «Любэ», «Ария» и «Кипелов»; организаторы рассчитывают, что шоу посетили более сто тысяч зрителей, среди которых был и президент Владимир Путин. «Сталинград» ― главное пропагандистское событие из тех, что «Ночные волки» организуют в течение года. Эта группировка байкеров за последние десять лет превратилась из мотобанды практически в общественную организацию: они выступали в защиту РПЦ, их лидер Хирург получил орден за воспитание молодежи, заявления «волков» полны антиамериканской риторики.

Оппоненты «волков» — местные филиалы штатовских клубов — публичной деятельности не ведут, на выпады в свой адрес не отвечают и с журналистами не общаются. Помимо них в России действуют сотни мотоклубов; есть еще и «свободные байкеры», которые периодически объединяются, чтобы, например, потребовать у полицейских наказать виновных в ДТП. Число байкеров в стране стремительно растет, и действуют эти люди куда более организованно, чем автомобилисты. «Лента.ру» попыталась понять, как устроено российское байкерское движение и по каким правилам живут его участники.

Славянофилы

«Давай на "ты". Сразу предупреждаю». Предупреждает меня Антон из «Ночных волков»: как и все байкеры, он не переносит обращения на «вы». Антон одет в кожаную жилетку с клубными нашивками, которая в байкерском мире считается чем-то вроде паспорта. На каждой такой жилетке всегда указывают название клуба, должность байкера, район, из которого он, и, главное, статус клуба. По байкерской иерархии «Волки» сейчас MC, то есть легальный мотоциклетный клуб (есть еще MG — это Motogang, мотоциклетная банда, не брезгующая криминалом; а также MCC, или MotorCycles Club — эта «лайтовая» категория многими байкерами уже не воспринимается как полноценная часть субкультуры).

Антон ― высокий лысый мужчина с бородой, подстриженной под прямыми углами, ― говорит, что носит жилетку «волков» пять лет, «до этого просто катал». «Увидел как-то “волков”, и все это близко показалось ― патриотизм, православие. Душа потянула», ― объясняет он. Антон числится в солнечногорском отделении «Ночных волков», крупнейшей организации российских мотоциклистов. Она была основана в 1989 году Александром Залдостановым по прозвищу Хирург (в свое время он окончил «третий мед», тогда — Московский медицинский стоматологический институт имени Семашко). До начала двухтысячных клуб называл себя мотобандой (MG). В тот период они считались продолжателями традиций американских клубов, но историй с жестокостью и насилием за ними, в отличие от американских прародителей, не числилось. «Единственное проявление их независимости и бунтарства ― это то, что “волки” без шлема ездят», ― подчеркивает Андрей Родионов, координатор проекта Motocitizen, который помогает мотоциклистам контактировать на дороге.

С Антоном мы встречаемся непосредственно в штабе «Ночных волков» ― байк-центре «Секстон» (Sexton). Он находится в неудобном для пешеходов месте, в московских Нижних Мневниках. Недалеко от входа на дороге лежат венок и запыленные мотоциклетные доспехи со шлемом. У входа стоит памятник огромному чопперу (раза в четыре больше обычного; чоппер — мотоцикл с удлиненной рамой и передней вилкой), рядом насыпной холм, в который воткнут крест. Напротив припаркован грузовик, на бампере выведено «Русские мотоциклисты» («Ночные волки» объясняют этот лозунг так: «Мы специально называем себя русские мотоциклисты, а не байкеры. Мы не по национальности русские, а потому что живем на Руси»). На воротах предупреждение: «Вход в спортивной, камуфляжной, пляжной одежде запрещен». Внутри большой двор с припаркованными мотоциклами, по бокам многоэтажные конструкции из ржавого железа с отдельными комнатками, где можно поесть и выпить. На другом краю площадки монтируется сцена. Уже темнеет, и со сцены в небо и в стороны светят зеленые, красные и белые прожекторы.

За ресторанными комнатами и сценой ― небольшой перелесок. В конце июня в «Секстоне» неизвестный (крупный лысый мужчина лет сорока во всем черном) изнасиловал посетительницу-англичанку. По словам потерпевшей, он затащил ее для этого в укромное место за деревья. Хирург тогда заявил Lifenews, что «никого и никто здесь не насиловал», а вот на их следующем байк-шоу «будет масса неизнасилованных британок», которые, «может, и будут не против, чтобы их изнасиловали, но никто этого делать не будет».

К нам с Антоном подсаживаются двое мужчин из звенигородского отделения «Ночных волков». Каждому официант приносит по литровому стакану черного чая с сахаром на дне. Один из звенигородских возмущается: «Я видел, сейчас сюда заехали два парня на одном мотоцикле. Как два парня могут ездить на одном? У байкеров есть правило: “Села на заднее — дала”. А тут что?» Антон просит подсевших рассказать мне что-нибудь о байкерах. Звенигородские смеются. Один из них говорит: «В России все живут на идее. А надо, конечно, говорить про тех, кто наркотиками торгует. Нужно говорить про американцев-гадин!»

Через несколько минут в «Секстон» приезжает один из руководителей «Ночных волков» Феликс ― бородач с большим крестом. Он долго сомневается, разговаривать ли со мной ― говорит, что видел ролик «Ленты.док», где «Хирурга показали клоуном» (можно рискнуть и предположить, что Феликс имел в виду вот это видео). Но в итоге все-таки соглашается поболтать и сразу замечает, что раньше «Ночные волки» были мотобандой (MG), потом стали МС, но и это обозначение устарело. Теперь «волки» стараются отойти от всего, что олицетворяет классический американский мотоклуб: они устраивают благотворительные детские мероприятия и большие патриотические концерты. «Если в советское время “волки” появились как вызов режиму, то в начале двухтысячных нужно было страну поддерживать, — объясняет он. — Господин Сорос навыпускал таких книжек, что дети думают, что Ленин в Великую Отечественную танковые войска водил. Клуб начал существовать ради патриотических целей».

Как патриоты и борцы за нравственность молодежи «волки» появлялись на пробеге в защиту Русской православной церкви; они следуют в русле госполитики и тогда, когда дело касается вопросов пола. Гомосексуалов в их клубе быть не может, говорит Феликс: «Мы же премся за сильную страну, а гомосексуализм — это вырождение. В 2010 году байк-шоу у нас началось речью Далласа: "Мы бросим все деньги, все силы, чтобы обезличить и уничтожить, воспитать космополитами молодое поколение". И в том числе гомосексуализм хотели привнести. Это отклонение, которое подрывает страну».

«Мы в начале двухтысячных изменили свой путь, хотя сначала и были ориентированы на МС-структуру, — рассказывает Феликс о правилах клуба. — В идеале это закрытое мужское братство, которое исповедует свои правила. Главное правило — это закрытость и круговая порука. Клуб-семья. Каждый, кто состоит, знает: что бы ни произошло в его жизни, как бы он ни поступил, в каком бы свете ни подали происшедшее на суде, в СМИ, полиция, ― клуб будет с ним. Даже если он будет трижды неправ и это будет аморально. Что будет внутри клуба — осудят его, не осудят свои — это будет закрыто».

По словам Феликса, чтобы стать членом клуба, нужно провести в нем не меньше пяти лет. Многие поддерживающие «волков» числятся в небольших дружественных клубах: «М-8» из Мытищ, московском «Златоверсте» (чей символ ― солнце с восемью лучами и знаком, который они называют древнеславянской руной «доброй дороги», по центру), в «Призраках Домодедово» (у которых на логотипе череп, а лозунг ― «Братство. Движение. Свобода»).

Трансформация байкерского сообщества в патриотический клуб не осталась без поощрительного внимания властей. Хирургу посчастливилось задавать вопрос из студии в ходе одной из «прямых линий» с президентом Владимиром Путиным. Ради общения с лидером «волков» под Севастополем в июле 2012 года Путин на четыре часа опоздал на встречу со своим украинским коллегой Виктором Януковичем. А несколько месяцев спустя, в октябре, по данным «Ведомостей», «Ночные волки» получили грант в размере 3,7 миллиона рублей на проведение детских елок. В 2013-м Владимир Путин наградил Хирурга Орденом Почета за «активную работу по патриотическому воспитанию молодежи».

На вопрос о том, как «Ночные волки» начали сотрудничать с Путиным, Феликс отвечает, улыбаясь и явно гордясь знакомством с президентом: «В 2009 году мы готовили байк-шоу в Севастополе, начались проблемы с украинским КГБ. Раздается звонок: приезжайте в московский байк-центр. Хирург приехал в "Секстон". И тут появляется Владимир Владимирович Путин. Не мы к нему пришли. Он приехал. Так появился Владимир Владимирович. Владимир Владимирович подписал маршрут на карте, дал Хирургу флаг Российской Федерации и сказал: “Пусть он тебя хранит в дороге”. Путин нас фактически крышанул».

Активное сотрудничество «волков» с государством больше всего и раздражает участников конкурирующих клубов. В 2003-2005 годах, когда организация Хирурга взяла «государственнический курс», клуб даже потерял значительное количество своих членов. Несколько человек из ушедших тогда возглавили российское отделение «Ангелов ада». Хирург их охарактеризовал как «самых слабых». Феликс отказался назвать их имена.

О чем бы ни начинался разговор с любым байкером из «Ночных волков», через несколько минут он все равно переходит к американским клубам (Hells’ Angels, Bandidos, Outlaws ― прародителям всего байкерского движения) и тому, что «нужно с ними бороться». Об этом же почти в каждом своем интервью говорит Хирург. Бороться он предлагает с помощью пропаганды российской истории и патриотизма ― для этого, например, устраивают ежегодное байк-представление с идеологическим подтекстом (сейчас афишами этого мероприятия обклеена вся Москва; оно проходит 23 августа в Волгограде). В этом году байкеров будет поддерживать пилотажная группа «Русские витязи», известная пролетами над Красной площадью 9 мая, во время парада Победы.

Западники

В России американские байкерские клубы появились в середине нулевых. По мнению «Ночных волков» ― чтобы «распространять наркотики на российской территории», поскольку в США и Европе их существование осложнили спецслужбы.

«Волкам» есть на что сослаться. Начиная с шестидесятых, когда происходили подробно описанные Хантером Томпсоном в «Ангелах ада» события в Калифорнии (череда групповых изнасилований, столкновения простых жителей с байкерами, перестрелки с полицией), правительство начало наказывать байкеров за нарушения по верхней планке — всем давали максимальные сроки. В начале нулевых американские спецслужбы внедрили в Hell’s Angels своего человека. Он провел среди них более двух лет и собрал доказательства, которые подтвердили, что и лидер клуба, и вся его верхушка занимались контрабандой наркотиков и оружия; некоторые оказались замешаны в убийствах. 52 байкера были арестованы, 16 из них получили реальные сроки.

В Германии на протяжении нулевых местные Hell’s Angels и Bandidos воевали между собой за восточную часть Берлина и расположенные там бордели. В массовых перестрелках участвовали до 100 человек. В 2010-м клубы заключили перемирие, тогда же в нескольких регионах Германии запретили деятельность этих клубов. Несколько собеседников «Ленты.ру» из «волков» утверждали, что получить жилетку Hell"s Angels или Bandidos можно только за убийство или срок в тюрьме.

В Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» на телеканале «Россия-1» в марте 2013 года Хирург убеждал студию, что «Ночным волкам» требуется помощь государства в борьбе с наркокартелями, имея в виду американские мотоклубы. «Вообще, я бы хотел инициировать закон, запрещающий проникновение их сюда, ― заявил он тогда. ― Они хотят геноцид устроить».

При этом сведений, что действующие в России отделения американских клубов замешаны в противоправной деятельности, не имеется. Сейчас в стране функционируют чаптеры (то есть отделения) трех главных американских мотоклубов: Hell’s Angels, Bandidos, Outlaws; чаптера последнего участника «Большой четверки», Pagans, в России пока нет. Все эти клубы ― так называемые однопроцентники. Это название появилось в 1947 году — после того как Американская ассоциация мотоциклистов, реагируя на беспорядки во время одного из моторалли, заявила, что 99 процентов мотоциклистов ― законопослушные граждане.

В отличие от «Ночных волков», российские чаптеры западных клубов не пользуются вниманием со стороны властей, к ним не обращаются за помощью священники. Они не общаются с журналистами. Ни один из клубов за две недели на просьбы «Ленты.ру» о встрече не ответил. Свое шестилетие в России Hell’s Angels, однако, праздновали масштабно. Для этого был арендован большой концертный зал в Киеве (в Москве им не дают развернуться «Ночные волки») с официантами и танцовщицами. Судя по фотографиям, там присутствовало несколько сотен человек, в том числе гости из западных отделений Hell’s Angels.

Деятельность Hell’s Angels остается непубличной. Даже свой штаб-бар, в отличие от «Секстона» «Ночных волков», они держат в секрете. Один из байкеров, с которым беседовала «Лента.ру», порекомендовал отправиться по конкретному адресу в Москве; на месте выяснилось, что там действительно когда-то работал Custom Bar ― место встречи «Ангелов», но теперь он закрылся. Сейчас в здании — автосервис, там же устанавливают пуленепробиваемые стекла для автомобилей; для убедительности во дворе здания стоит джип с потрескавшимися стеклами ― по нему явно стреляли из автоматического оружия. Охранник, когда я спрашиваю его про Hell’s Angels, напрягается и говорит, что «сейчас здесь точно никого нет». На территорию пускать отказывается.

Отделение Outlaws MC Russia появилось в стране в 2004-м. Однако публичности этот клуб сторонится едва ли не больше своих собратьев ― в интернете можно найти лишь ссылки на несколько вечеринок со стриптизом и мотослет в Козьмодемьянске с выступлениями рок-музыкантов из Поволжья.

Чаптер другого клуба ― Bandidos (головной американский МС-клуб, по данным ФБР , является преступным синдикатом, связанным с наркотрафиком) появился в России позже Hell’s Angels и Outlaws, только в 2012 году. Сайт у них открылся в начале июля 2013-го. Но именно они оказались замешаны в истории, которая обратила внимание людей и прессы на конфликт между «западниками» и «славянофилами».

Под западниками

В 2012 году Bandidos взяли под свое крыло небольшой зеленоградский клуб «Три дороги», который стал их «саппортом»: байкеры из этого отдаленного московского района переоделись в цвета Bandidos, скоро им должны были выдать новые нашивки. Переход «дорог» к «американцам» спровоцировал кровавую стычку с «Ночными волками» ― о войне между двумя группировками байкеров заговорили федеральные СМИ.