Страна шоссейных гигантов: Австралийские автопоезда. Автопоезда из австралии

Австралия: Для перегонки грузов по бескрайним пространствам континента здесь используются автопоезда – мощные грузовики с одним-единственным водителем, тянущие за собой невообразимых размеров прицепы.

Изумительные фото дорожных гигантов.

Похоже, сама земля издает ужасающий утробный звук. Запуск стартера, работающего на сжатом воздухе, сотрясает корпус властелина австралийских пустынь – грузовика Mack в версии CLR- и тянущихся за ним огромных прицепов. Мотор издает рык, от которого волосы встают дыбом и кажется, что вот-вот лопнут барабанные перепонки. Клубы рыжей пыли окутывают кабину «Мака».

Восьмицилиндровый V-образный дизель

В лихо заломленной ковбойской шляпе и с непроницаемым лицом Бэйден Милс включает первую передачу и трогается с места, оставляя после себя маленькую песчаную бурю. Не отрывая ног от педалей и крепко обхватив руль своими большими руками, он улыбается, и в его глазах – гордость. Он – король, властелин пустынь, он сидит за рулем самого большого грузовика в мире – Mack в исполнении CLR, что расшифровывается как Conventional Long Reinforced, то есть «удлиненная базовая модель с усиленной конструкцией». «Базовая» кабина расположена за моторным отсеком, длинный капот которого скрывает восьмицилиндровый V-образный дизель объемом 16 литров мощностью 525 лошадиных сил с 20-скоростной коробкой передач. Рама усилена, но она по-прежнему чрезвычайно легкая, что позволяет машине передвигаться по любому дорожному покрытию. Автомобиль, многие детали которого, от дисков колес до четырех 500-литровых топливных баков, изготовлены из алюминия, способен тянуть за собой до 500 тонн груза. Три «двухэтажных» прицепа общей длиной 52 метра могут везти за сотню голов животного мычащего груза со скоростью 100 километров в час. «Автохлев» – так и окрестили грузовик Бэйдена. Это самый настоящий автодорожный поезд, крепко стоящий на всех своих 72 колесах. В случае экстренного торможения этому гиганту необходим целый километр, чтобы остановиться. Поэтому существует риск сильного заноса прицепов, оставляющих по обеим сторонам дороги глубокие рваные борозды, от вида которых у любого водителя пропадает желание тормозить вообще. Впрочем, Mack и не создан для торможения: его удел – мчаться по бескрайним пустынным просторам, колесить по континенту во всех направлениях. Металлические перекладины, опоясывающие радиатор и кабину, предохраняют ветровое стекло от несчастных кенгуру, случайно попадающихся на пути этого монстра.

Любой груз – в любой пункт назначения

Время от времени по встречной полосе проносится такой же грузовик-гигант. Коллеги приветствуют друг друга пронзительным гудком, в то время как колеса продолжают пожирать асфальт, окутывая машины пеленой пыли. Таковы автопоезда.

Большинство таких грузовиков, тянущих за собой огромных размеров прицепы, - французского происхождения, так как заводы «Мак» были в свое время куплены фирмой «Рено ». Грузовик Mack, гордость братьев Джона и Огастуса Марков, появился на свет сто лет назад в Нью-Йорке и стал применяться по назначению с 1903 года. Первые «Маки», украшенные фирменной эмблемой с изображением бульдога, оснащались 4-литровыми двигателями. Они широко применялись во время первой мировой войны, а в 1924 году стали пользоваться в Австралии наибольшим спросом. Первые дизельные двигатели появились в 1938 году. Все большую популярность приобретали работающие на сжатом воздухе стартеры – более мощные и надежные, чем традиционные электрические.

Автопоезд № 29, принадлежащий Бэйдену Милсу, может покрыть путь в 7 тысяч километров от Виктория-Ривер-Даунз до Перта менее чем за пять дней. Будь то доставка партии цемента в Уднатту или транспортировка скота в Элис-Спрингз, автопоезда обеспечивают все перевозки на трех четвертях континента, в его северо-восточной части. Железные же дороги в основном сконцентрированы в треугольнике Брисбен – Сидней – Аделаида в наиболее плотно заселенной юго-восточной части Австралии.

«Я люблю одиночество»

Дальнобойщики проводят в просторных кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки. Здесь есть кровать длиной 1 м 80 см, телевизор, видеомагнитофон, магнитола, сотовый телефон и холодильник, в котором напитки могут оставаться прохладными долгие часы. Маршрут никогда не измеряется в милях. Единицей измерения служат… банки «Кока-Колы» (алкоголь исключен – в Австралии действуют чрезвычайно строгие законы в отношении вождения «под мухой»). Дорога в «восемь банок», в зависимости от степени жажды водителя, означает примерно семьсот-девятьсот километров пути. Учитывая немалые расстояния, такой допуск с сто-двести километров вполне простителен. Водители проводят дни за рулем в полном одиночестве, однако в наши дни они, подобно морякам в дальнем плавании, имеют возможность общаться с близкими по сотовому телефону. Эта маленькая роскошь стала неотъемлемым атрибутом их работы. В пустыне и в центральной части расположенного на севере страны округа Виктория-Ривер-Даунз, представляющего собой 12500 квадратных километров серого песка, можно встретить лишь пару-другую «колонистов», как называют здешних фермеров, которые разводят скот на скудной местной растительности, да механиков, на которых в этих безлюдных местах возложена задача обслуживания проезжающих «Маков». Их можно найти в придорожных станциях, обычно стоящих из мастерской и огромной цистерны с горючим. Оно периодически завозится сюда компанией «Бритиш Петролеум» на таких же автопоездах-бензовозах.

Станция в Виктория-Ривер-Даунз принадлежит Джэнет Холмс, состоятельной вдове, владеющей сетью из 17 станций, разбросанных по всей стране. Однако подобные станции на дорогах встречаются нечасто – ведь топливные баки «Мака» вмещают до 2000 литров топлива при расходе один лист на километр. Поездка от Виктория-Ривер-Даунз до Элис-Спрингз и обратно протяженностью 2500 километров занимает 42 часа. 42 часа бесконечных километров песка с несколькими кишащими кродилами реками, 42 часа усталости, скуки и назойливого гудения мотора в ушах.

Даже при 32 градусах жары, когда снаружи плавится асфальт, в кабине благодаря кондиционеру прохладно. «Я люблю одиночество, говорит Бэйден. – Я сам родился на придорожной станции, так что я привык к такой жизни». И хотя он всегда может рассчитывать на свои заслуженные три с половиной тысячи долларов в месяц, расплачиваться за них приходится нескончаемыми монотонными поездками и редкой возможностью насладиться радостями семейной жизни. «Единственное, о чем ты беспокоишься, - как бы не пробить колесо или не заснуть за рулем. И то, и другое случается очень часто, а если лопнет одно из колес сзади, так этого даже на замечаешь», - говорит Бэйден. Для борьбы с усталостью в долгих и однообразных поездках большинство водителей принимают стимулирующие средства, вплоть до кокаина. «Мы соблюдаем лишь одно правило: как можно меньше спать». Остановки делаются только в населенных пунктах и ровно на столько, сколько нужно, чтобы съесть тарелку сосисок с картошкой в одном из придорожных кафе, которые представляют собой просторные залы, где водители ненадолго присаживаются за стол под раздающийся снаружи оглушительный рев двигателей. Через пятнадцать минут они снова сидят за рулем своего поезда с тремя «вагонами» (это максимальное количество прицепов, разрешенное на дорогах общего пользования, однако в отдельных случаях прицепов может быть и четыре), чтобы как можно скорее прибыть в пункт назначения, наматывая километр за километров пустынных дорог и с ходу форсируя реки в фонтанах брызг. Их не остановят никакие природные преграды, и на пути такого автопоезда лучше не попадаться. Эти механические монстры, кажется, слепы и глухи ко всему, что их окружает. Ничто не может их остановить.


Журнал "Драйв". Фото АВТОСИТИ.

Тройной прицеп

«Самая одинокая должность в мире» — таково известное определение должности президента США, который на этом посту неизбежно отдаляется от друзей и родных. Говорят, Уильям Говард Тафт, передавая власть Вудро Вильсону, заявил примерно следующее: «Я оставляю эту работу с радостью — это самое безлюдное место в мире».

Но есть на свете люди, которые могли бы поспорить с американским президентом на тему «Что есть одиночество». Это австралийские водители-дальнобойщики, которые проводят в кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки, лишь изредка общаясь с родными и друзьями по мобильному телефону.

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль

Австралия — страна дорожных поездов (Road Trains). В австралийской глубинке, где на сотни километров вокруг вам встретится лишь пара-другая скотоводческих ферм, или «станций», как их там называют, автопоезда — жизненная необходимость. Ведь для того чтобы доставить свой товар по назначению железнодорожным составом, владельцу, например, овцеводческой станции пришлось бы добираться со своим живым грузом до ближайшей железной дороги сотни километров.

Автопоезда — мощные тягачи, за которыми тянется по два, три (а подчас и больше) огромных прицепа, способны за считаные дни пересечь Зеленый континент, соединяя штаты и территории страны.

Современные автопоезда, давно ставшие здесь хозяевами дорог, вполне комфортабельны. У большинства водителей в кабине есть кондиционер (что не так уж плохо в сорокаградусную жару), маленький холодильник и спальное место. Жизнь за рулем примитивно сводится к трем вещам: есть, спать и крутить баранку. В пути действует лишь одно главное правило: как можно меньше спать, как можно быстрее прибыть в пункт назначения. «Единственное, что тебя волнует, — как бы не заснуть за рулем», — говорит Иен Конвэй, которому немало пришлось колесить по Австралии в кабине грузовика.

Репутацию обители шоссейных гигантов в Австралии заслужил округ Северная Территория. Жизнь здесь практически полностью зависит от огромных автодорожных составов, которые способны перевозить по 115 т груза. Если повезет, в этой части страны можно встретить «диплодоков» автомобильного мира — автопоезда, состоящие из семи прицепов, в которых можно перевозить до 190 т груза.

Даже после того, как было открыто железнодорожное сообщение между городами Элис-Спрингз и Дарвин, автопоезда остаются основным средством сообщения между крупными городами на юге страны, соединяя также Дарвин и остальную часть Северной Территории. Поэтому безопасность на дорогах — одна из главных проблем для местной администрации.

Одно из последних нововведений — программа Coffee Brake — Stay Awake! («Делай перерыв на кофе и бодрствуй!»). Теперь у каждого водителя всегда под рукой карта, на которой указаны все заправочные станции и придорожные закусочные на пути следования автопоезда, где водителя ждет бесплатная чашка кофе. Другая примета местных дорог — время от времени на обочине можно увидеть специальную погрузочную рампу с уложенными на ней «стопкой» пустыми прицепами. Такие рампы — обычное явление на крупных дорогах, ну а в глубинке их часто заменяет простая насыпь из земли или гравия. На обочине шоссе также частенько можно увидеть одиноко стоящие пустые прицепы. Такой трейлер ждет, когда его снова подцепят к грузовику на обратном пути, а пока что не стоит за него волноваться, никто его не угонит и не украдет.

Обитатели прямых дорог

Короткая остановка, и снова в путь. Ревет стартер, работающий на сжатом воздухе, кабина грузовика Kenworth, бесспорного хозяина австралийских пустынь, вздрагивает, мотор издает такое рычание, что кажется, вот-вот лопнут барабанные перепонки. Грузовик трогается с места и скрывается в клубах красной пыли, вновь наматывая километр за километром пустынную бесконечную дорогу.

Чаще всего на дорогах можно увидеть американские грузовики фирмы Kenworth, которые несомненно являются лидером австралийского рынка. У этих грузовиков есть лишь один серьезный конкурент — это Мack — также американская фирма, которая уже более сорока лет обслуживает австралийский рынок. В то же время здесь можно увидеть на дорогах и многие другие марки, такие как Ford, канадская Western Star, европейские Volvo, Scania, Renault и некоторые другие. Однако их доля на австралийском рынке грузовых автомобилей невелика. Постоянная серьезная конкуренция наблюдается лишь между Kenworth и Мack. «Это все равно что сравнивать Сидней и Мельбурн, которые без конца соперничают между собой», — замечает Иен на мой вопрос, какая марка более популярна в Австралии.

А вообще, австралийские тягачи отличаются от всех других в мире, даже если у них одна и та же марка. Здешние Kenworth и Мack — местной конструкции и сборки. «Американцы» просто не приспособлены к работе в австралийском режиме, рассчитаны на другие нагрузки и долго здесь не протянули бы. Помимо того что австралийские тягачи Mack и Kenworth отличаются от американских прародителей «правым» рулем, они комплектуются наиболее мощными двигателями (как правило, от 450 л.с.), имеют упрочненную раму. Поскольку тягачи обычно ездят сразу с несколькими прицепами, у них также удвоенное число резервуаров для сжатого воздуха, который необходим для работы тормозной системы тягача и прицепов. Да и стоят австралийские тягачи дороже всех остальных в мире.

Особенности австралийской езды

Дорога, которая пролегает между штатами Южная Австралия и Западная Австралия, особенно пустынна и уныла. На сотни километров кругом нет ни одного придорожного кафе, ни одной автозаправки. Но они и не нужны — ведь топливные баки того же Mack вмещают до 2000 л топлива.

Белые отражатели, установленные в ряд в верхней части лобового стекла, отлично видны в темноте. Водитель встречного автомобиля издалека понимает, что за чудовище к нему приближается. Он знает: лучше при такой встрече сбавить скорость и прижаться к обочине, иначе его может попросту сдуть с дороги потоком воздуха. Ощущения еще острее, если вы решитесь на обгон такого автодорожного поезда. Это довольно рискованный маневр, так как машину, в соответствии с законами аэродинамики, начинает прижимать к борту автопоезда. Пожалуй, самое опасное мероприятие — это обгон знаменитого тройного прицепа, символа дорог Северной Территории. Автопоезд, длина которого составляет не меньше 52 м, движется со скоростью 100−110 км/ч. Прибавьте к этому 75 м — чтобы успеть «вынырнуть» из-за несущегося автопоезда, и еще 75 м — с таким запасом надо вернуться на дорогу впереди автотранспорта. Правительство Северной Территории в своих рекомендациях для туристов отмечает: прежде чем начинать обгон автопоезда, который движется со скоростью 100 км/ч, водитель должен быть абсолютно уверен в том, что дорога впереди свободна не менее чем на километр.

Иногда случается нагнать негабаритный, суперогромный грузовой транспорт. Он всегда движется в сопровождении эскорта, машины которого также оборудованы рацией. Водитель машины сопровождения, с которой вы поравнялись, переговорив с идущими далеко впереди участниками каравана и убедившись в безопасности маневра, даст вам сигнал начинать обгон. Иначе невозможно без риска для жизни обогнать этот огромный неповоротливый караван. Что вы цените в своей работе больше всего? На этот вопрос большинство водителей ответят не задумываясь: «Конечно же, свободу!» Кингсли Форман из Аделаиды, который четверть века отдал этой работе, выразился яснее всех: «Я привык полагаться лишь на себя одного и превыше всего ценю собственную свободу. И горжусь тем, что я австралиец». Можно ли считать это вызовом, брошенным американскому президенту? Не думаю, что это волнует героев сегодняшнего рассказа. Потому что понятие свободы для человека, сидящего в кабине мощного автопоезда, с утробным рыком рассекающего просторы Зеленого континента со скоростью больше 100 км/ч, невообразимо далеко от того чувства одиночества, которое испытывает человек, сидящий в самом комфортабельном из кабинетов мира.

Дорога, которая пролегает между штатами Южная Австралия и Западная Австралия, пустынна и уныла. На сотни километров кругом нет ни одной автозаправки. Но они и не нужны – топливные баки того же Mack вмещают до 2000 л топлива.

Белые отражатели, установленные в ряд в верхней части лобового стекла, отлично видны в темноте. Водитель встречного автомобиля издалека понимает, что за чудовище к нему приближается. Он знает: лучше при такой встрече сбавить скорость и прижаться к обочине, иначе его может попросту сдуть с дороги потоком воздуха.


Ощущения еще острее, если вы решитесь на обгон такого автодорожного поезда. Это рискованный маневр, так как машину, в соответствии с законами аэродинамики, начинает прижимать к борту автопоезда. Опасное мероприятие – это обгон знаменитого тройного прицепа, символа дорог Северной Территории. Автопоезд, длина которого составляет не меньше 52 м, движется со скоростью 100–110 км/ч. Прибавьте к этому 75 м – чтобы успеть «вынырнуть» из-за несущегося автопоезда, и еще 75 м – с таким запасом надо вернуться на дорогу впереди автотранспорта.


Правительство Северной Территории в своих рекомендациях для туристов отмечает: прежде чем начинать обгон автопоезда, который движется со скоростью 100 км/ч, водитель должен быть абсолютно уверен в том, что дорога впереди свободна не менее чем на километр.


В большинстве стран Европы длина автопоездов в среднем составляет 18,5 м, и только недавно в Швеции и Финляндии принято решение разрешить эксплуатацию с максимальной длиной 25,25 м. В Австралии двойной автопоезд весом 80 т достигает около 35 м в длину, тройной – 115 т, а его длина – 53–56 м!


В округе Северная Территория можно встретить автосоставы из семи прицепов, в которых перевозят до 190 т грузов. Но возможно увидеть в Австралии еще более длинные поезда-рекордсмены. В 1999 году городок Мерридин (штат Западная Австралия) попал в книгу рекордов Гиннесса. Компания Marleys Transport составила самый длинный автопоезд в мире: водитель Грег Марли протащил 45 прицепов общей длиной 610 м целых 8 км. В 2000 году в Калгурли (штат Западная Австралия) установили новый рекорд. Пять тысяч зрителей с восторгом наблюдали, как состав из 78 прицепов преодолел дистанцию в 8 км.


Этот рекорд продержался до 2003 года: неподалеку от Мангинди (штат Новый Южный Уэльс) «дебютировал» автопоезд из 87 прицепов длиной 1235 м. Новый рекорд штата, славящегося самыми длинными автопоездами в мире, не заставил себя долго ждать, и вновь это произошло в Калгурли. Длина автопоезда на этот раз составила 1442 м. В 2006 году, в Клифтоне (штат Квинсленд) был установлен новый мировой рекорд: 104 прицепа общей длиной 1474,3м!


Большинство водителей австралийских грузовиков – профессионалы, внимательные и вежливые по отношению к другим участникам движения. Если, например, вы стоите на перекрестке и ждете, чтобы повернуть налево (напомню, что в Австралии левостороннее движение), а слева от вас возвышается махина грузовика с прицепом, которому надо повернуть направо, то, заметив вас, водитель улыбнется, махнет приветственно рукой и… со скрежетом сдаст назад, чтобы не загораживать вам обзор.

Кто из вас имел хоть какой-то опыт работы с автомобилями-длинномерами, конечно знает, сколько проблем приходит, когда надо встать под погрузку/разгрузку. Конечно, большие объемы, которые позволяют перевозить тягачи, радуют и значительно экономят время и деньги, однако далеко не всегда есть удачный подъезд к пунктам назначения. Как правило, от водителя грузовика требуется поистине ювелирное искусство, для того, что бы загнать автомобиль в предельно узкие проезды.

Если вернутся в один из моих самых любимых уголков планеты - Австралию, там, где пространства между населенными пунктами по-настоящему огромны, то мы увидим, что и автопоезда на континенте используются на все 100%. Прямые, ровные трассы способствуют этому. Они - короли, властелины пустынь, сидят за рулем самых больших грузовиков в мире, способными тянуть за собой до 500 тонн груза со скоростью 100 километров в час!

Большинство таких грузовиков, тянущих за собой огромных размеров прицепы, - французского происхождения, так как заводы «Мак» были в свое время куплены фирмой «Рено». Грузовик Mack, гордость братьев Джона и Огастуса Марков, появился на свет сто лет назад в Нью-Йорке и стал применяться по назначению с 1903 года. Первые «Маки», украшенные фирменной эмблемой с изображением бульдога, оснащались 4-литровыми двигателями. Они широко применялись во время первой мировой войны, а в 1924 году стали пользоваться в Австралии наибольшим спросом. Первые дизельные двигатели появились в 1938 году. Все большую популярность приобретали работающие на сжатом воздухе стартеры - более мощные и надежные, чем традиционные электрические.

2000 г., Западная Австралия. Kenworth C501T – тягач, за рулем которого Стивен Мэттьюз, перемещает 79 прицепов длиной 1018 метров на расстояние 8 км. Общая масса составляет 1072 тонны!

Автопоезда обеспечивают все перевозки на трех четвертях континента. Дальнобойщики проводят в просторных кабинах своих грузовиков по 24 часа в сутки. Здесь есть кровать длиной 1 м 80 см, телевизор, видеомагнитофон, магнитола, сотовый телефон и холодильник, в котором напитки могут оставаться прохладными долгие часы.

Дорога, которая пролегает между штатами Южная Австралия и Западная Австралия, особенно пустынна и уныла. На сотни километров кругом нет ни одного придорожного кафе, ни одной автозаправки. Но они и не нужны - ведь топливные баки того же Mack вмещают до 2000 л топлива.

Единственное, о чем ты беспокоишься, - как бы не пробить колесо или не заснуть за рулем. И то, и другое случается очень часто, а если лопнет одно из колес сзади, так этого даже не замечаешь, и на очередное придорожное кафе приезжаешь только на ободах, и именно там замечаешь, что пора бы и поменять колеса. Их не остановят никакие природные преграды, и на пути такого автопоезда лучше не попадаться. Эти механические монстры, кажется, слепы и глухи ко всему, что их окружает. Ничто не может их остановить.

Белые отражатели, установленные в ряд в верхней части лобового стекла, отлично видны в темноте. Водитель встречного автомобиля издалека понимает, что за чудовище к нему приближается. Он знает: лучше при такой встрече сбавить скорость и прижаться к обочине, иначе его может попросту сдуть с дороги потоком воздуха. Ощущения ещё острее, если вы решитесь на обгон такого автодорожного поезда. Это довольно рискованный маневр, так как машину, в соответствии с законами аэродинамики, начинает прижимать к борту автопоезда. Пожалуй, самое опасное мероприятие - это обгон знаменитого тройного прицепа, символа дорог Северной Территории. Автопоезд, длина которого составляет не меньше 52 м, движется со скоростью 100–110 км/ч. Прибавьте к этому 75 м - чтобы успеть «вынырнуть» из-за несущегося автопоезда, и ещё 75 м - с таким запасом надо вернуться на дорогу впереди автотранспорта. Правительство Северной Территории в своих рекомендациях для туристов отмечает: прежде чем начинать обгон автопоезда, который движется со скоростью 100 км/ч, водитель должен быть абсолютно уверен в том, что дорога впереди свободна не менее чем на километр.

2006 г., Квинсленд. Mack Titan – тягач дальнобойщика Джона Аткинсона проезжает 140 метров, таща за собой 113 прицепов общей длиной 1474 метра и массой 1300 тонн! Сборка рекордного автопоезда заняла примерно шесть часов

Другая примета местных дорог - время от времени на обочине можно увидеть специальную погрузочную рампу с уложенными на ней «стопкой» пустыми прицепами. Такие рампы - обычное явление на крупных дорогах, ну, а в глубинке их часто заменяет простая насыпь из земли или гравия. На обочине шоссе также частенько можно увидеть одиноко стоящие пустые прицепы. Такой трейлер ждет, когда его снова подцепят к грузовику на обратном пути, а пока что не стоит за него волноваться, никто его не угонит и не украдет.

Не смотря на то, что большинство автопоездов имеет не более 4-х прицепов, встречаются и настоящие гиганты. В 1999 году городок Мерридин (штат Западная Австралия) попал в книгу рекордов Гиннеса. Компания Marleys Transport составила самый длинный автопоезд в мире: водитель Грег Марли протащил 45 прицепов общей длиной 610 м целых 8 км. В 2000 году в Калгурли (штат Западная Австралия) установили новый рекорд. Пять тысяч зрителей с восторгом наблюдали, как состав из 78 прицепов преодолел дистанцию в 8 км. Этот рекорд продержался до 2003 года: неподалеку от Мангинди (штат Новый Южный Уэльс) «дебютировал» автопоезд из 87 прицепов длиной 1235 м. Новый рекорд штата, славящегося самыми длинными автопоездами в мире, не заставил себя долго ждать, и вновь это произошло в Калгурли. Длина автопоезда на этот раз составила 1442 м. И наконец, совсем недавно, в 2006 году, в Клифтоне (штат Квинсленд) был установлен новый мировой рекорд: 104 прицепа общей длиной 1474,3 м!