Стопы диафрагмы. Понятие "стоп" экспозиции. Стопы и число ISO

"Стоп" - это шаг увеличения или уменьшения количества света, попадающего в объектив. Шаг обозначает, что света на пленку или матрицу камеры попадет в два раза больше (или меньше).

В фотографии «стоп», или «ступень» — понятие довольно распространенное, но многие понимают его неправильно, многие боятся, потому что оно звучит сложно. На самом деле «стоп» — это очень просто.

Изменение экспозиции на стоп (или на одну ступень) означает удвоение (уменьшение или увеличение вдвое) количества света, которое попадает в объектив.

Например, если вы услышите, что вам нужно было увеличить экспозицию на 1 ступень, это означает, что необходимо было захватить в два раза больше света, чем вы получили на фотоснимке.

Экспозиция представляет собой совокупность двух показателей: скорости срабатывания затвора и величины . Каждый из них может изменяться в 1 стоп. Вдобавок на экспозицию влияет ISO.

Так как все показатели имеют разные единицы измерения, то и был изобретен удобный способ для сравнения — изменение экспозиции на стоп.

Стоп и выдержка

Выдержка затвора камеры — время, в течение которого затвор камеры остается открытым во время фотографирования. Чем дольше затвор открыт, тем больше света попадает на чувствительный элемент фотоаппарата и тем больше будет общее воздействие. Удвоение или уменьшение вполовину времени работы скорости затвора производит увеличение или уменьшение воздействия на 1 стоп.

Изменение от 1/200 доли секунды до 1/100 (увеличение времени) позволяет фотоэлементу получить в два раза больше света, поэтому можно сказать, что экспозиция в фотографии меняется на 1 ступень, снимок становится светлее. Аналогично изменение от 1/60 до 1/30 позволяет попасть на фотоэлемент в два раза больше света, что дает изменение экспозиции на 1 стоп.
Большинство камер позволяют установить скорость затвора с шагом в 1/3, так что 3 позиции скорости срабатывания затвора будут соответствовать коррекции экспозиции в 1 ступень.

При регулировке выдержки, например, между 1/60 и 1/125 вы можете обнаружить 1/80 и 1/100 секунды. Это повышает точность экспонирования, но надо понимать, что это между 1/60 и 1/80 один щелчок, но 1/3 стопа.

Стоп и диафрагма

Диафрагма измеряется с помощью «f-числа», которое иногда называют «f-стоп», она показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более узкую диафрагму (меньше света).

Диафрагма (оно же относительное отверстие) вычисляется сложнее, и шаг, обозначающий увеличение на 1 стоп, происходит при увеличении диафрагмы на 1,4.

Базовая диафрагма — 1 (хотя в мире не много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1, но они есть, существуют даже такие, у которых f меньше единицы). Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше в два раза. То есть снимок на 2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на 4 с выдержкой 1/30. Чем больше число диафрагмы, тем сильнее она закрывается и тем меньше света попадает на снимок.

Большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с шагом в 1/3 стопа.

ISO

ISO , или светочувствительность, отвечает за общее воздействие света на светочувствительный элемент. Чем меньше ISO, тем шире должна быть открыта диафрагма и длиннее выдержка.

Удвоение числа ISO делает необходимым уменьшение экспозиции на 1 стоп. В старых фотокамерах это означало, что фотограф установил в фотоаппарат пленку с большей чувствительностью, а в современных, что мы увеличили чувствительность матрицы к свету.
Например, переход от ISO 100 до ISO 200 удваивает чувствительность датчика, тем самым при тех же условиях съемки следует уменьшать выдержку или зажимать диафрагму на 1 стоп. Переход от ISO 800 до ISO 400 — снижает на 1 стоп. Большинство современных камер позволяют изменять ISO с шагом 1 пункт.

Все можно менять!

Так зачем же они нужны — эти стопы? Изменение на шаг в экспозиции кадра дает нам возможность напрямую сравнить выдержку, диафрагму и ISO. Это означает, что фотограф может легко жонглировать этими компонентами, с целью достичь нужного результата.

Дело в том, что все фотографы, кроме разве что тех, кто снимает в фотостудии, вынуждены работать с тем светом, который есть. Мы не можем отрегулировать мощность солнца так, как нам надо. Давайте рассмотрим несколько примеров:

1) спортивный журналист, снимающий быстродвижущиеся объекты (шахматисты не в счет), вынужден заботиться в первую очередь о выдержке. Соответственно, его не устроит экспопара f=8,0 и 1/125 при чувствительности матрицы ISO 100, которую ему предлагает экспонометр. Ему необходима выдержка 1/500, то есть необходимо сделать выдержку короче на 2 стопа. Чтобы снимок был хорошо проэкспонирован, фотограф вынужден будет открыть диафрагму на 2 стопа. То есть поставить f=4,0;

2) фотопортретист, который находится недалеко от спортивного журналиста, снимает уже победителей на пьедестале, тоже воспользовался этим же экспонометром и получил те же параметры f=8,0 и 1/125 при ISO 100. И он тоже недоволен, так как любит размытый фон, который можно получить только при диафрагме 2,8. То есть фотограф хочет открыть диафрагму на 3 стопа. Соответственно и выдержку он должен укоротить на 3 стопа с 1/125 до 1/1000;

3) а рядом еще один фотограф, который снимает жучков. И у него проблемы — при диафрагме 8,0 глубина резкости недостаточная, он хочет минимум 16,0, то есть закрыть диафрагму на 2 стопа. И требуется корректировка выдержки на два стопа — до 1/30. И тут перед ним встает другой вопрос: как снимать с рук на выдержке 1/30? Фотограф, конечно, покряхтит-покряхтит и пожертвует ISO. Поднимет ISO с 100 до 400, и выдержка 1/125 скроет дрожание рук.

Изменение в стоп экспозиции — удобный способ влиять на кадр, не изменяя отдельные параметры экспозиции. Но почему же фотографы так неохотно меняют ISO, когда оно решает столько проблем? Да все просто — чем больше ISO, тем больше шума на матрице — таких пикселей, которые не до конца поняли, как они должны были быть освещены и экспонируются, как бог на душу положит. Чаще всего это проявляется зелеными точками на темном фоне.

Настройка экспозиции

При регулировке трех компонентов экспозиции фотограф должен знать, что каждый из них влияет на фотографию и другими способами, которые могут быть не всегда желательны.
Выдержка — если скорость затвора будет слишком медленной, снимок может быть размытым от движения камеры или движения объекта.

Диафрагма — широко открытая диафрагма дает малую глубину резкости. Если ее открыть сильно, то можно получить проблемы с поддержанием в фокусе многих деталей. С другой стороны, малая глубина резкости поможет акцентировать внимание на главном объекте съемки.

Чувствительность ISO — чем больше увеличить ISO камеры, тем больше цифрового шума будет на фотографиях. Это может сделать изображение слишком зернистым и уменьшить его четкость.

Как и все в фотографии, для регулировки этих трех параметров требуется соблюдение баланса. Необходимо решить, какой эффект нужно получить, чтобы выбрать такие величины, которые сведут к минимуму все возможные недостатки. Изменение экспозиции с помощью стопов — удобный способ влияния на общую картинку кадра, оно дает больший контроль над всей сценой фотографии.

Стопы в студийных приборах

Нередко, при работе в студии можно услышать такие фразы как «уменьшил мощность импульсного осветителя на 1 стоп» или «разница между освещением 2 стопа». Дело в том, что в студийной съемке используют те же термины, и понятие «стоп» оказалось очень удобным. Ведь можно запутаться при пересчете джоулей, люменов и люксов в числа диафрагмы. Гораздо проще сказать: «Поменяй мощность на 1 стоп», и становится понятно — будет выдавать света в два раза больше или меньше. (большинство) даже градацию мощности ведут в стопах.

Экспозиция определяется выдержкой (скорость срабатывания затвора), диафрагмой и числом ISO. «Стопы» позволяют сравнивать и менять эти три параметра для получения желаемого изображения.

Очень часто концепция «стопов» неверно трактуется, и многие ее избегают, полагая лишком сложной. Но на самом деле все предельно просто:

Стоп – это удваивание или уменьшение вдвое количества света, попадающего на матрицу во время съемки.

И если вы слышите от фотографа, например, фразу, что он хочет увеличить экспозицию на один стоп, это всего лишь означает, что он собирается увеличить вдвое по сравнению с предыдущим кадром количество света, попадающего на матрицу.

Термин «Стоп» является мерой экспозиции и означает удвоение или уменьшение вдвое количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата.

Количество света, попадаемое на матрицу при съемке, есть экспозиция. Экспозиция определяется тремя параметрами – скоростью затвора, диаметром диафрагмы и числом ISO (светочувствительностью). Все эти параметры имеют различные единицы измерения, и как раз концепция «стопов» разработана для того, чтобы иметь возможность сравнивать их между собой.

Стопы и выдержка

Выдержка определяет время, в течение которого будет открыт затвор фотоаппарата во время съемки. Чем дольше он открыт, тем большее количество света попадает на матрицу и тем больше становится итоговая экспозиция. Удваивание и уменьшение вдвое скорости затвора выливается в увеличение или уменьшение экспозиции на 1 стоп.

Типичные стопы для выдержки

Если мы, например, меняем выдержку с 1/100 до 1/200 секунды, это будет означать, что света будет проникать в 2 раза меньше, - в таких случаях говорят, что экспозиция уменьшена на 1 стоп. Аналогично, если поменять выдержку с 1/60 до 1/30 секунды, увеличив тем самым вдвое количество света, будем иметь увеличение экспозиции на 1 стоп.

Большинство камер имеют шаг регулировки выдержки в 1/3 стопа, следовательно, три шага будет эквивалентно изменению экспозиции на 1 стоп.

Стопы и число ISO

Число ISO показывает насколько матрица фотоаппарата восприимчива к свету, который на нее попадает. При прочих равных условиях, для более светочувствительной матрицы можно использовать более короткую выдержку или меньший диаметр диафрагмы и получить в итоге такую же экспозицию, как при менее чувствительной матрице и большем освещении.

Типичные стопы для светочувствительности

Число ISO измеряется в соответствии со шкалой Американской ассоциации стандартов, разработанной еще для пленок. Соотношение следующее – чем больше значение ISO, тем выше чувствительность матрицы. Удвоение числа ISO дает увеличение стопа на 1 единицу, уменьшение вдвое – уменьшение экспозиции на 1 стоп, - принцип такой же как с выдержкой.

К примеру, изменение числа ISO со 100 единиц до 200 увеличивает чувствительность сенсора вдвое, давая тем самым увеличение экспозиции на 1 стоп. Аналогично, изменение с ISO 800 на ISO 400 уменьшает экспозицию на 1 стоп. Шаг изменения числа ISO на большинстве камер равен 1 стопу.

Стопы и диафрагма

Диафрагма измеряется цифрами, предшествуемыми литерой f, называемой иногда «f-стопом», которая обозначает диаметр диафрагмы. Чем меньше цифра стоит после f, тем больше диаметр диафрагмы и тем больше света попадает на сенсор; чем больше цифра после f, тем уже диафрагма и тем меньше света проникает в камеру.

Типичные стопы для диафрагмы

В случае с диафрагмой удвоение или уменьшение вдвое диафрагменного числа на дает целый стоп. В данном случае коэффициент равен 1,41 (квадратный корень из двух). Например, изменение диафрагменного числа с f/2.8 до f/4 эквивалентно уменьшению экспозиции на 1 стоп, поскольку 4 = 2.8 * 1,41. Изменение диафрагмы с f/16 до f/11 увеличивает экспозицию на 1 стоп, т.к. 11 = 16/1,41.

Также как и в случае с выдержкой, большинство камер имеют шаг диафрагмы, равный 1/3 стопа.

Равнозначность стопов

Стопы дают нам возможность напрямую сравнивать выдержку, диафрагму и ISO. Это означает, что можно с легкостью изменять три этих параметра, оставляя при этом неизменной экспозицию.

Приведем пример. Допустим, вы снимаете кадр с выдержкой 1/60 с, диафрагмой f/8 и светочувствительностью ISO 200. Однако вы обнаруживаете, что объект съемки будет несколько смазан при такой выдержке, и поэтому вы решаете уменьшить выдержку до 1/120 с.

При таком уменьшении экспозиции на 1 стоп вы получите темный кадр, поскольку света теперь на матрицу проникает в 2 раза меньше, чем до этого изменения. Для компенсации такого снижения, вы теперь должны поднять экспозицию на 1 стоп за счет чего-то другого. Теперь, за счет того, что мы знаем, как изменять стопы, это будет сделать достаточно легко.

Например, можно пошире открыть диафрагму, для того чтобы впустить больше света – выставить f/5.6 вместо f/8, - подняв тем самым экспозицию на один стоп и вернувшись, собственно, к первоначальному варианту. Либо можно увеличить число ISO до ISO 400, что также приведет к увеличению на 1 стоп.

Легко видеть, что стопы являются простым способом настройки и регулировки экспозиции.

Специфические моменты при подборе экспозиции

При изменении трех параметров экспозиции всегда следует помнить, что изменение каждого из этих параметров имеет разные последствия.

Выдержка. Если выдержка относительно длинная, то фотография может получиться смазанной – либо от дрожания камеры во время съемки, либо от движения самого объекта съемки.

Диафрагма. Широкая диафрагма порождает малую глубину резкости, и некоторые объекты композиции могут оказаться не в фокусе. С другой стороны, малая глубина резкости позволяет изолировать объект. Следовательно, если вы хотите добиться такого эффекта, не стоит использовать узкие диафрагмы (большие диафрагменные числа).

Число ISO . Чем больше число ISO, тем больше "шумов" присутствует на фотографии, а также уменьшается четкость.

Как и все в фотографии, регулировка трех параметров экспозиции требует определенного баланса. Прежде всего необходимо определиться с эффектом, который вы хотите получить и уже затем подбирать соответствующие настройки, которые позволят создать этот эффект и избежать недочетов. Стопы в экспозиции – это тот инструмент, который позволит сделать это.

Экспозиция контролируется скоростью затвора, диаметром диафрагмы и светочувствительностью (ISO). Стопы же позволяют напрямую, а главное удобно изменять и сравнивать эти параметры для получения нужной вам картинки.

В фотографии «стоп» это самый недопонятый термин, пугающий не только новичков, но и даже бывалых фотографов из-за своей якобы сложности. Однако, на самом деле все очень просто: стоп – это увеличение либо уменьшение количества входящего света при съёмке в 2 раза.

Например, вы услышали, как кто-то сказал, что он собирается увеличить экспозицию на 1 стоп, а это означает, что он собирается «захватить» в 2 раза больше света по сравнению с предыдущей фотографией.


Стоп — это величина экспозиции, связанная с ее удваиванием либо делением на 2. Фото Хамед Сабер.

Количество захваченного света при съемке известно как экспозиция. И она зависит от трех вещей: скорости затвора (выдержки), диафрагмы и светочувствительности (ISO) фотоаппарата. Так как это абсолютно разные компоненты камеры со своими собственными единицами измерений, то стопы как раз и придумали для того, чтобы их было удобно сравнивать.



Скорость затвора обозначает длину времени, при которой затвор фотообъектива остается открытым во время снимка. Чем дольше затвор остается открытым, тем больше света он впускает, и тем больше будет значение общей экспозиции. Увеличение или уменьшение скорости затвора в 2 раза изменит значение экспозиции на один стоп.

Чем медленнее скорость затвора, тем больше впускаемого света. (Справа) Чем быстрее, тем меньше. (Слева)

Например, изменение выдержки с 1/100 секунды на 1/200 повлечет за собой уменьшение количества впускаемого света в 2 раза, а это означает, что значение экспозиции уменьшится на 1 стоп. Аналогично, переход с 1/60 на 1/30 увеличит количество света в два раза, что повлечет за собой изменение уровня экспозиции на 1 стоп.
Большинство камер позволяют увеличивать скорость затвора только на 1\3 стопа за один раз, поэтому понадобится увеличить ее три раза, чтобы достичь увеличения или уменьшения в один стоп.

Стопы и ISO

Светочувствительность камеры или, другими словами, ISO означает, насколько чувствителен сенсор камеры к свету. Больше чувствительность – светлее снимок, а это позволяет снимать в темных помещениях без вспышки. Однако, чем больше ISO, тем зернистее получится снимок, что влияет на качество фотографии.


Отношение ISO к стопу.

Отношение между светочувствительностью и стопами такое же, что и у скорости затвора. А значит, увеличивая или уменьшая светочувствительность сенсора в два раза, мы добьемся изменения экспозиции на 1 стоп.

Например, изменив ISO 100 на ISO 200, мы увеличим светочувствительность сенсора в 2 раза, что повлечет за собой увеличение экспозиции на один стоп. Изменение с ISO 800 до ISO 400 уменьшит уровень экспозиции на 1 стоп.

Диафрагма измеряется единицей f/число. Меньшее число, больший диаметр диафрагмы. И, наоборот, чем больше число, тем меньше диаметр.


Стопы по отношению к диафрагме.

Из-за того, что диафрагма измеряется не совсем привычным способом, то здесь стоп не эквивалентен удваиванию или делению на два. Он равен умножению или делению на корень из двух, а именно 1,41. Например, изменение диафрагмы с f/2.8 на f/4 и будет уменьшением экспозиции на 1 стоп, так как 4 – 2.8 * 1.41. Если же вы поменяете апертуру с f/16 на f/11, то это увеличит уровень экспозиции на стоп, потому что 11 = 16 / 1.41.

Так же как и с выдержкой, большинство камер позволяют контролировать диафрагму только на 1\3 стопа.

Закон сохранения экспозиции

Главная особенность стопов заключается в том, что они дают возможность напрямую сравнивать скорость затвора, диаметр апертуры и светочувствительность. Это означает, что вы можете с легкостью менять эти три компонента, оставляя значение экспозиции на одном уровне. Уменьшили апертуру на 1 стоп, но увеличили светочувствительность: -1 стоп + 1 стоп = 0. Вы изменили параметры, но общая экспозиция осталась такой же. Давайте разберем на примере.

Допустим, вы фотографируете сцену используя выдержку 1/60 секунды, диафрагму f8 и ISO 200. Но после просмотра фотографии вы замечаете, что главный объект снимка вышел немного размазанным, хотя значение экспозиции самое оптимальное. Поэтому вы решаете уменьшить выдержку до 1/120 секунды.

Это изменение на 1 стоп повлечет за собой изменения в значении экспозиции, и следующая фотография выйдет темнее, потому что изменив скорость затвора, вы захватили в 2 раза меньше света. Чтобы исправить это вы должны добавить 1 стоп.

Вы можете открыть шире дифрагму, тем самым впуская больше света и возвращаясь к прежнему уровню экспозиции. Либо вы можете удвоить ISO с 200 на 400, что опять же повлечет за собой увеличение на 1 стоп.

Как видите, стоп это очень удобная вещь, позволяющая корректировать фотографии без потери прежнего уровня светочувствительности.

Каждый стоп влечет за собой свои последствия

Однако при экспериментировании с тремя компонентами экспозиции не стоит забывать, что если значение экспозиции и остается на одном уровне, то фотография будет немного меняться. Ведь стопы придуманы как раз для того, чтобы корректировать фотографию без потери экспозиции. Но при неправильном использовании вы можете не только не улучшить снимок, но и ухудшить его.

Выдержка : если вы поставите скорость слишком медленной, то ваши фотографии могут быть размазанными как от движений камеры, так и движений объекта.

Диафрагма : чем больше диафрагма, тем меньше будет глубина резкости снимка. А значит, если вы выставите слишком большую диафрагму, то скорее всего не сможете удержать все в фокусе. С другой стороны, меньшая глубина резкости позволит изолировать объект, а зачастую это и есть то, что нужно. Если так, то вам нужно перестать использовать узкий диаметр диафрагмы.

Светочувствительность (ISO) : чем больше вы увеличиваете ISO, тем больше создаете цифрового шума. А из-за этого ваши снимки могут получиться зернистыми и потерять резкость.

В общем, это что-то вроде закона сохранения в фотографии, некий баланс этих трех компонентов. Увеличили там, придется уменьшить тут. Именно для облегчения этой задачи и были придуманы стопы, так что жаль, что многие так боятся вдаваться в подробности теории.

Все водители не понаслышке знакомы с красным знаком из 4-х букв, — СТОП. Каждому водителю рекомендуется запомнить этот знак и никогда не въезжать под него без определенной паузы. Это, как известно, полезно как для жизни, так и для кошелька. А вот что насчет понятия «стоп» в фотографии? В данной сфере с термином «стоп» все более-менее просто, да и особых запретов нет.

Стоп и фотография
По сути, стоп в фотографии – это определенная ступень изменения экспозиции. Ранее, когда большинство фотографов снимали на пленку, ступень означала характерное изменение одного экспозиционного параметра примерно в 2 раза. Если вы еще не являетесь опытным фотографом ни в теории, ни на практике, учтите, что экспозиция по своей натуре состоит из комбинации 3-х компонентов, а именно:
Диафрагмы;
Выдержки;
Чувствительности.

Это вам сможет рассказать любой преподаватель по фотоискусству. Причем, совершенно неважно, где именно вы будете учиться – у обычного отечественного фотографа, либо в крутой зарубежной фото школе. Даже если вы полагаете, будто ваш современный фотоаппарат далек от стандартных знаний о механике и оптике, соответственно, вы читали мало литературы на тему фотографии и были «двоечником». Любая фототехника, которая изготавливается ныне, основывается примерно на одних и тех же теоретических положениях, вне зависимости от того, можно ли в устройстве фотоаппарата поставить;
Диафрагму;
Выдержку.

Работа автоматики
Если немного отвлечься от вопросов механики, можно воспользоваться механикой, которая, кстати, работает следующим образом:
В момент нажатия на кнопку затвора наполовину, фотоаппарат посредством объектива измеряет степень освещенности кадра и самостоятельно получает определенное значение его общей освещенности (различные модели фотоаппаратов даже от одного производителя способны осуществлять эту процедуру с различной точностью, тем не менее, суть примерно одинакова);
В зависимости от конкретных настроек, фотоаппарат способен определять комбинацию экспопараметров в пределах графика условного типа;
В момент нажима на спуск может получиться весьма корректно экспонированный снимок, который впоследствии сохраняется на карту памяти. Разумеется, любой фотограф стремится к идеалу – земле и небу без просветов, корректно освещенным предметам в пределах одного кадра. Но, не нужно забывать, что все это также зависит от определенных условий съемки и настроек.

06.02.2017 4904 Тематические статьи 0

Часто приходится слышать о загадочных "стопах" - ими оценивают эффективность систем стабилизации или экспокоррекцию. И у начинающего фотолюбителя возникает вопрос: что же это такое?

Конечно, это не дорожный знак с надписью из 4 букв, который вы видите, управляя вашим автомобилем. "Стоп" в фотографии - это ступень изменения экспозиции, которая состоит из сочетания трех компонентов: выдержки, диафрагмы и чувствительности ISO. «Стопы» позволяют сравнивать и менять эти три параметра для получения желаемого изображения. Так как все показатели имеют разные единицы измерения, то и был изобретен удобный способ для сравнения — изменение экспозиции на "стоп".

Изменение экспозиции на "стоп" (или на одну ступень) означает удвоение (уменьшение или увеличение вдвое) количества света, которое попадает в объектив. Например, если вы услышите, что вам нужно было увеличить экспозицию на 1 ступень, это означает, что необходимо было захватить в два раза больше света, чем вы получили на фотоснимке. Разберемся подробнее.

Стоп и выдержка

Выдержка затвора камеры — время, в течение которого затвор камеры остается открытым во время фотографирования. Чем дольше затвор открыт, тем больше света попадает на чувствительный элемент фотоаппарата и тем больше будет общее воздействие. Удвоение или уменьшение в 2 раза времени работы скорости затвора производит увеличение или уменьшение воздействия на 1 "стоп". Например, изменение выдержки от 1/200 доли секунды до 1/100 позволяет фотоэлементу получить в два раза больше света, поэтому можно сказать, что экспозиция в фотографии меняется на 1 ступень. А снимок становится светлее.

Стоп и диафрагма

Диафрагма измеряется с помощью «f-числа», которое показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более "зажатой" диафрагму (меньше света).

Диафрагма (оно же относительное отверстие) вычисляется сложнее, и шаг, обозначающий увеличение на 1 стоп, происходит при увеличении диафрагмы на 1,4. Базовая диафрагма — 1 (хотя в мире не так много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1 или больше). Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. Каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше в два раза - на 1 "стоп". Например, снимок на f/2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на f/4 с выдержкой 1/30.

Стоп и ISO

ISO, или светочувствительность, отвечает за общее воздействие света на светочувствительный элемент. Чем меньше ISO, тем шире должна быть открыта диафрагма и длиннее выдержка. Удвоение числа ISO делает необходимым уменьшение экспозиции на 1 стоп. Например, переход от ISO 100 до ISO 200 удваивает чувствительность датчика, тем самым при тех же условиях съемки следует уменьшать выдержку или зажимать диафрагму на 1 "стоп". Переход от ISO 800 до ISO 400 — снижает на 1 стоп.

С теорией разобрались.Так зачем же они нужны — эти "стопы"? Изменение на шаг в экспозиции кадра дает нам возможность напрямую сравнить выдержку, диафрагму и ISO. Это означает, что фотограф может легко манипулировать этими компонентами для достижения нужного результата. "Стопы" используются более активно в коррекции экспозиции. Клавиша ±, которая есть почти в каждом фотоаппарате, за нее и отвечает. Если вы видели обозначение EV, наверняка, задавались вопросом, что это такое. Между тем, это и есть "стоп", когда дело касается коррекции экспозиции.

1EV по отношению к уже сделанному кадру даст переэкспозицию на одну ступень, а -1EV - кадр станет темнее, потеряв больше деталей в тенях. Современные фотоаппараты дают возможность экспокоррекции в 1/3 стопа. При этом изменение выдержки или диафрагмы происходит в зависимости от режима съемки: приоритета диафрагмы или выдержки, соответственно, а ISO остается постоянной.

Вот, собственно, и все. Всего Вам самого фотографического, друзья!