Стоит ли водить машину если боишься. Что за этим скрывается? Как побороть страх вождения автомобиля новичку

Как перестать бояться и начать ездить (Урок последний)

То, что вам дали образование, еще не означает, что вы его получили. В нашем с вами случае это верно, как никогда. И получение вами прав лишь в малой степени способствует росту вашего умения управлять автомобилем. После получения прав по-хорошему только и должна начинаться реальная учеба. До этого вы учились не столько ездить, сколько сдавать этот самый экзамен на права. Потому что требования к ученику за рулем во время сдачи экзамена и к бывалому водителю на трассе разнятся, как китайская чайная церемония и завтрак в студенческой столовой. И требования эти, увы, к нам предъявляет сама жизнь.

Да вы и на себе это быстро почувствуете. Даже если вы были достаточно благоразумны и взяли еще некоторое количество уроков после получения прав (лучше всего эти уроки брать уже на собственной машине, чтобы привыкнуть именно к ней), все равно в вашей жизни наступает момент, когда вы, гордо и совершенно самостоятельно первый раз подходите к своей машине с намерением поехать, как современная женщина, по собственным делам. Все происходит в семь утра в воскресенье, пока город пустой. Вы открываете дверцу, садитесь за руль, вставляете ключ в замок зажигания, поворачиваете его и...


Страх

И вам становится дико страшно. У вас начинают трястись руки, вы забываете опустить ручник или включить фары, или все вместе, машина глохнет при первой же попытке выехать задом с парковки, локтем вы задеваете клаксон и он отчаянно гудит, из окна на этот призыв высовывается встрепанный муж и кричит на вас: «Что ты там вытворяешь с моей машиной?»

И даже если после всех этих упражнений вам удастся все-таки куда-нибудь уехать, никакого удовольствия вы не получите. Скорее всего, объедете потихоньку квартал, поставите машину на место - благо сосед успел отъехать на дачу и дырка стала большой - запрете дверцу, вытрете рукавом холодный пот со лба и пойдете домой, ругая себя в душе за потраченные деньги. А там вас муж еще, конечно, спросит не без ехидства: «Ну как, дорогая, поездочка удалась?» И хорошо, если чашку кофе при этом нальет.


Инспектор останавливает машину с женщиной за рулем и требует предъявить техпаспорт.

У меня его нет, - отвечает женщина.

Как это? - не понимает инспектор. - Машина что, не ваша?

Моя. При разводе мы поделили: мужу достался техпаспорт, а мне - машина.


Хочу вас утешить - вы не трусиха и не тупица. Так (или примерно так) в первый раз бывает почти у всех. Конечно, есть среди нас и счастливицы, которые, судя по их рассказам, взяли пять уроков, сели за руль и начали рассекать, как ни в чем не бывало. Скорее всего они попросту... хм... несколько преувеличивают. И отнюдь не количество уроков. Или же у них были совершенно исключительные обстоятельства - тут общие правила не действуют.

Когда у моего трехлетнего ребенка в субботу поздно вечером на даче сильно разболелось ухо, а мужа поблизости не случилось, я, хоть и водила перед тем всего ничего, как миленькая вскочила в машину и домчалась к врачу в соседний городок. И вернулась, целая и невредимая. Что не помешало мне на следующее утро отчаянно бояться, собираясь на машине на рынок.

Все наши страхи такого рода - вещь совершенно естественная и легко объяснимая. Что отнюдь не означает их безобидности. Я знаю множество случаев, когда женщины самых разных возрастов, отмучившись и получив права, так и не начали ездить по-настоящему. Кто-то доехал до первого сложного перекрестка, кто-то - до первой аварии, а кто-то вообще не выехал со двора. Или муж не пустил, или сама не рвалась... Если честно, кому из нас можно всерьез запретить сделать что-то, чего нам очень хочется?

Дело еще и в том, что навыки, полученные во время обучения, не будучи используемыми на практике, через какое-то время исчезнут. Вы все забудете. Машина в этом смысле не велосипед, научившись держаться на котором однажды, не разучишься никогда. Чтобы не разучиться водить машину, ваши навыки должны перейти в рефлексы (я вам с рефлексами уже, наверное, надоела - ну потерпите еще чуть-чуть).

Соотношение навыков и рефлексов очень любопытная штука. Это примерно так же, как соотношение мыслей и чувств. Тут как с любовью - если усилием воли не думать об объекте достаточно долгое время, глядишь, и любовь куда-то ушла... А если наоборот - не думать время короткое?

С любовью, наверное, у всех бывает по-разному, сердцу, как говорится, не прикажешь, а вот с вождением машины выходит забавно - если на ранних порах самостоятельной езды или во время обучения сделать в занятиях небольшой, но заметный перерыв (характерный порядок - месяц-два), то после возобновления выясняется, что не только ничего не забылось, но и получаться стало лучше. А объяснение довольно простое - за время перерыва то, что вы раньше напряженно делали умом, то есть соображали, как же это делается, ушло в подсознание, или - в те же самые рефлексы. Но перерыв все же не должен быть очень большим. За год, например, вы скорее всего забудете все напрочь и обучение придется начинать почти сначала.

Водителю-новичку предписывается первое время ездить в сопровождении водителя более опытного. Инструктор не считается. Потому что, даже когда вы ездите с ним на своей машине и у него нет запасных педалей, вы все равно внутренне перекладываете всю ответственность на него, зная - если что, он вас до беды не допустит. Это работает сложившийся стереотип отношений, и тут ничего не поделаешь.


Поэтому, когда уроки с инструктором заканчиваются, в роли водителя более опытного чаще всего выступает собственный муж. И от него зависит очень многое. К сожалению.

Среди инструкторов-профессионалов имеет хождение термин: «ссадить с руля». Используется в основном в сочетании с существительным «муж». Примерно так: «И вот эта моя, уже ведь ездить начинала, и тут приходит - ни туда, ни в красную армию. Спрашиваю - в чем дело? Сама ездить пыталась? Да, говорит, вчера с мужем на даче решила потренироваться. И этот... за сорок минут мне ее начисто с руля ссадил - начинай теперь все сначала».

Хорошо еще, если есть такой инструктор. Чаще ведь «ссаждение с руля» происходит уже после окончания уроков, когда и поправить некому. Как это происходит? Очень просто.

Вы за рулем. Муж рядом. Он весь в образе опытного водителя: «Так! Теперь - третью! Третью, я говорю. Зачем ты тормозишь? Тут надо обгонять! Боишься обгонять - нечего было садиться! Слева! Да нет, не тот. Сзади! А-а-а! Смотри вперед! А направо ты поглядела, когда поворачивала? Давно уже надо было на вторую перейти! О-о-о! Ты видела этого, что тебя подрезал? А заранее видела? Тормози! Быстрее тормози! Черт, зачем ты так резко давишь на тормоз? Это делают плавно! Зеленый, трогай быстрее! В-вв! Как ты медленно трогаешь, смотри, вон тот синий был на три корпуса сзади, а обогнал тебя. Давай его догоним! Включи третью!»

Я уже устала, хоть и не за рулем сижу. Кроме подобного рода звуков мой личный муж еще все время норовил нервно взвыть от страха у меня над ухом, чем доводил меня, и без того находящуюся не в самом спокойном состоянии, просто до колик. Я уже и не знала, чего больше пугаюсь - ситуаций на дороге или его криков. Уж лучше, решила я, у меня будет поменьше поводов для страха. И стала ездить без мужа.

Если же вы ездите не с мужем, а с приятелем, то его острое желание зарычать будет бороться с нежеланием с вами поссориться, или даже с желанием вам понравиться. Кстати, отличный способ проверки глубины чувств. Хотя сколько-нибудь здравомыслящий приятель все-таки постарается под вежливым предлогом не подпустить вас к своей машине с самого начала.


Муж обучает жену вождению:

Если видишь зеленый свет, то езжай, если красный, то стой, а если видишь, что я бледнею, тут же жми на тормоз...


Но одной по первости все же очень страшно. Лучше всего в это время ездить с кем-нибудь, кто, даже не умея водить вообще, будет доброжелательно и спокойно к вам относиться. У меня отлично получалось путешествовать с мамой или с подружкой. Ни та, ни другая водить не умели, но мне вполне доверяли - а очень важно, чтобы кто-то верил в тебя в трудную минуту. Мама, будучи опытным пассажиром и кое-чего повидавшая, спокойно время от времени мне замечала: «Ты отлично вписалась в поворот», или: «Видишь, как хорошо мы успели к этому светофору - как раз зеленый». А подружка вообще не обращала внимания ни на дорогу, ни на мои действия, рассказывая что-то отвлеченное и увлекательное. Слушая ее, я вела машину рефлекторно - что в данном случае и требовалось. Естественно, маршруты в обоих случаях были все-таки мне знакомы и особой сложностью не отличались.

Честно говоря, мне было легче ездить даже с трехлетним сыном, чем с мужем. Ребенок в машине - не самый успокаивающий фактор, но если я знала, что он надежно пристегнут... Зато он все время говорил мне: «Мама, ты классно водишь! Лучше папы!»

То есть все, что нам реально нужно на первых наших самостоятельных километрах - это минимальная похвала и поддержка. И я искренне не могу понять, почему этих простых вещей так трудно добиться от мужчин.

Главное, мой муж вовсе не был водителем с огромным стажем. Он начал водить машину на моей памяти. И точно так же сперва боялся выезжать со двора. А уж чего стоила первая поездка на дачу! И я отлично помню, как сидела рядом с ним и изо всех сил его подбадривала. И сжимала зубы - молча - когда было действительно страшновато. А что я услышала от него? В-вв!

Наверное, мужчины просто по-другому устроены. То ли им жалко машину в чужие руки давать, то ли им обидно, что мы и тут можем с ними сравниться... В общем, если ваш муж не ведет себя подобным образом - он у вас выдающийся. А если ведет - то обыкновенный.


В тот день, когда дочка получила права, отец согласился проехать с ней первый раз. Счастливо улыбаясь, он прыгнул на заднее сиденье.

А почему бы тебе не сесть рядом со мной? - спросила дочка.

Я ждал этого момента с тех пор, как ты была маленькой, - ответил папа. - Теперь моя очередь сидеть сзади и колотить ногами по сиденью.


С мужем мы разобрались. А страхи все равно остаются. Я помню, как завтрашняя необходимость поездки на дачу способна была еще с вечера вывести меня из равновесия и помешать заснуть. Потом, по прошествии какого-то времени, я стала начинать нервничать, только подходя непосредственно к машине. Потом, еще погодя - только если предстояло ехать в незнакомое место. Потом - только если было известно, что там плохо с парковками. А потом я поняла, что мне все равно, куда и как ехать - я не боюсь. И непонятно, чего вообще боялась.

И в самом деле, чего мы боимся? Если не считать мужа.

Если попытаться перевести абстрактные страхи в конкретные словесные формы - кстати, это и есть один из способов, далеко не худший, от них избавиться - то получится примерно вот что.


Совесть

Ответственность. Когда понимаешь, что ты - крайняя и отвечаешь за все, что может произойти с машиной и пассажирами, откуда ни возьмись накатывает порыв жуткой неуверенности в себе. Как это я, да поеду сама, да что я умею, а вдруг что случится, и что тогда делать... У кого-то это может длиться долю секунды, а кто-то положит ключи от машины обратно в тумбочку и вызовет такси. Чтобы последний вариант все-таки не вошел в привычку, скажите себе - можно вслух, можно про себя, но твердо и уверенно: «Я взрослый человек и прекрасно понимаю, что делаю. У меня есть права, я взяла кучу уроков и умею водить машину. Пусть я не профессионал, но я вожу совершенно нормально. Ничего страшного со мной случиться не может, я знаю, куда мне ехать и я делала это не один раз».

После чего осмотрите машину, убедитесь, что с ней все в порядке - и не спеша поезжайте. Все будет хорошо.

У этой ситуации - страха ответственности - есть множество вариаций. С хитроумием восточных мудрецов мы можем при желании уговорить себя, что садиться за руль именно сегодня не стоит - погода плохая, ехать недалеко, машину оставить там негде, ничего тяжелого тащить не придется, муж свободен и может подвезти... Каждая отговорка сама по себе достойна уважения и оправданна, только помните - не сядете сегодня, завтра (или через полгода) будет еще страшнее, а ко всем доводам прибавится еще один: давно не садилась за руль, все перезабыла.


Почему вы мчитесь под колеса? Неужели вам не жаль нервов водителей? - стыдит женщину инспектор.

Пустое, - отмахивается та. - Моя машина за углом. Так что через секунду я и сама буду за рулем.


Придумайте себе жизненный принцип, согласно которому вы непременно едете на машине, когда вам нужно попасть дальше определенного места. Нарисуйте воображаемый круг: внутри него - могу пешком, могу на такси. Дальше - выбора нет, сажусь за руль.

Постарайтесь, чтобы радиус круга был все-таки не слишком велик, а то ведь можно и весь город очертить. И не переживайте по поводу своей излишней принципиальности. Вот увидите, ваш круг будет иметь стойкую тенденцию к сжатию. Известен также обратный эффект - когда на машине начинают ездить выкинуть пакет с мусором в ближайшую помойку. Вот с этим бороться будет уже сложнее.


Инцидент

Следующий страх - боязнь аварий. Особенно им страдают те, кто уже на собственном опыте знает, что это такое. Причем аварией при этом можно считать даже царапину на бампере, полученную от соприкосновения с железным столбиком при неловкой парковке. Оставим в стороне впечатления, полученные в результате обсуждений последствий аварии с мужем. Это, конечно, страшно само по себе, но про мужа мы уже все поняли. Рассмотрим прочие аспекты проблемы.

Самой женской природе присущи аккуратность и стремление к совершенству. По свойствам своей натуры женщина - эстет. Поэтому любое столкновение, звон и скрежет металла, обломки и осколки, некрасивые следы на блестящей поверхности могут глубоко травмировать женскую душу сами по себе, даже не говоря об иных возможных последствиях. Не всегда же сталкиваешься со столбиком. Даже самые вежливые и выдержанные водители при авариях являют обществу далеко не лучшие стороны своей души. Воспоминания обо всем этом способны долго вызывать дрожь по спине у впечатлительных женщин. И даже у менее трепетных особей в первое время после аварии стремление снова сесть за руль довольно резко ослабевает.

Чем тут можно утешить? Первая авария рано или поздно случается абсолютно у каждого водителя. У водителя-новичка она случается скорее рано. Именно потому, что водитель не слишком уверен в своих силах и никаких существенных нарушений не делает, первая авария, к счастью, как правило, не имеет серьезных последствий. Ни для машины, ни, что гораздо более важно, для ее пассажиров.

Интересный момент - среди причин, вызывающих страх за рулем, никто ни разу не назвал боязни погибнуть в катастрофе. Что это - недопонимание, беспечность, фатализм или жизнелюбие? Или, может, те, кто задумывается об этом, просто не садятся за руль вообще? А скорее всего, они думают обо всем так детально, что в целях самосохранения не выходят из дому и поэтому их никто никогда не встречал.

Что делать после аварии? Какие психотерапевтические меры помогут справиться со страхами и вернуться за руль?

Прежде всего, позаботьтесь уладить все формальности, если это необходимо. Часто удается обойтись и без этого (особенно если вы стукнули столбик), но тем не менее. Если некому препоручить, позаботьтесь о необходимом ремонте машины. Этим вы загладите свою перед ней вину и снимете с совести лишний груз. Очень грустно и стыдно бывает смотреть на покалеченного друга. Да и всевозможные хлопоты сами по себе являются лучшей терапией.

Как следует успокоившись - на это может уйти несколько дней, в зависимости от вашего темперамента и силы аварии - попробуйте спокойно разобраться в произошедшем и определить долю собственной вины. То, что она там есть непременно и равняется примерно половине, вопросом не является. Но пришла пора подробных оценок.

Что вы сделали неправильно? Могли ли вы этого не делать? Сделали ли вы все от вас зависящее, чтобы избежать столкновения? Вспомните свои действия как можно подробнее и проанализируйте их. Переберите в памяти все факторы риска и безопасности, которые, как вам кажется, могли бы иметь к вашему случаю отношение. Достаньте правила и перечитайте, что там говорится по вашему поводу. Сделайте правильный вывод.

Все, что с вами случилось, уже случилось. На своих ошибках учатся, как известно, только дураки, но не учиться на своих ошибках - идиотизм двойной. А то, что мы познаем на собственной шкуре, запоминается намертво. Именно это и зовется жизненным опытом.

Разобравшись во всем для себя, расскажите о происшествии кому-нибудь другому. Нужно выбрать человека, который хорошо к вам относится, не будет ругать, ставить в угол и отлучать от руля. Выговоритесь. Поплачьтесь, как вы испугались, какая бедная ваша поцарапанная машинка, какие все остальные, включая столбик на парковке, сволочи и мерзавцы. Пусть вас как следует пожалеют. Потом найдите в происшествии забавные стороны и посмейтесь над ними вместе.

Вспомните старую шоферскую присказку: «Первая царапина - по сердцу, остальные по железу». Глубоко выдохните и забудьте обо всем, кроме сделанных для себя выводов. Дождитесь погожего дня и садитесь за руль с легкой душой.


Неудобство

Кроме неуверенности в себе и боязни аварий многие женщины жалуются на сильные усталость и напряжение, которые вызывает у них вождение. «Все вроде умею и бояться ничего не боюсь. А за рулем очень напрягаюсь, все время - на нервах. Проеду всего ничего, до магазина, а устану - как после рабочего дня, вся шея болит. Зачем мне это нужно?»

Такие вопросы, по-хорошему, нужно было раньше себе задавать. А насчет усталости за рулем... Проверьте внимательно, действительно ли вам удобно сидится в машине. Понаклоняйте туда-сюда спинку сиденья, подвигайте его, измените наклон подголовника. Или поставьте его, если до сих пор не было. Не думайте, что я над вами издеваюсь - вы мне про душевные напряги, а я вам про подголовник. От вождения действительно болит и затекает шея, особенно на первых порах. И вы даже не представляете себе, насколько неудобство позы может сказываться на состоянии души. У меня самой сначала часто затекала ступня правой ноги, я от этого страшно нервничала, да и на газ давить было трудно. Среди детей даже термин родился: «У мамы опять в ноге затечка». И мне потребовалось приличное время, чтобы понять - сиденье можно отодвинуть и подальше, до педалей я все равно дотянусь.

Не спорю, ваша проблема с усталостью может крыться и глубже, но, прежде чем отказываться от вождения совсем, попробуйте мой простой рецепт. Как любит говорить моя мама, от дешевого лекарства вреда быть не может.


Красота

Очередной повод для страхов - чисто женский. Это боязнь предстать в глазах окружающих глупой, неловкой и смешной. Да, это и на дороге проявляется - что мы, за рулем женщинами быть перестаем? На фоне предыдущих примеров это, конечно, кажется смешным, да и навряд ли кто-нибудь перестал выезжать на дорогу только из-за этого, но проблема существует. Я и сама, помнится, нет-нет да и спрашивала у мужа: «Как тебе кажется, со стороны сильно заметно, что я за рулем всего два месяца? Или я уже прилично езжу?» Позвольте мне не приводить здесь его ответы.


Попавшая в больницу после аварии дама, забинтованная с головы до ног, спрашивает врача:

Скажите мне правду, доктор! Моя машина сильно пострадала?


Существует замечательная женская мудрость - не хочешь дать другим повода для сплетен, признай свой недостаток сама и выбей этим оружие у противниц. Применить это знание к дорожным условиям можно так.

Для обозначения новых водителей существуют специальные знаки, которые положено налеплять на заднее стекло. Официальный знак - буква «У» в треугольничке, но бывает и чайник, и женская туфелька. Знак не дает вам на дороге никаких существенных преимуществ, разве что другие водители постараются по возможности перестроиться от вас подальше - кто знает, что вы способны выкинуть. Точно так же наличие знака не оправдывает никаких ваших нарушений. Но пользу в смысле самоуспокоения такой знак принести способен. Так что если вас сильно волнует внешний вид и мнение окружающих - налепите на заднее стекло чайник и чувствуйте себя комфортно. Только помните - водителем-новичком вы считаетесь в течении года с момента получения прав. Потом вас перестанут понимать дорожные инспектора.


А если это любовь?

Есть еще прием для достижения комфорта во время езды. Не относитесь к машине, как к бездушному железному агрегату - это вам не компьютер. Шутка. Постарайтесь подружиться со своей машиной. Определите ее полово-возрастную принадлежность: кто она у вас - мальчик, девочка или старушка? Делайте ей время от времени что-нибудь приятное и старайтесь не обижать. Разговаривайте с ней во время езды - кстати, если в машине больше никого нет, это очень помогает независимо ни от чего. Если машина ответит вам симпатией, вам будет гораздо легче с ней управляться. Я не спятила и не шучу. Машины - живые. Они могут любить и ненавидеть.


Как лучше ухаживать за машиной?

У вас странный вкус. Но попробуйте для начала подарить ей цветы.


Наша самая первая машина, например, меня ненавидела. Муж нашел, выбрал и купил ее без моего участия. Мне она никогда не нравилась. Я ей тоже. А у мужа был с ней страстный роман - еще бы, она была у него первой. Вообще-то это была не она, а он. Старик с мерзким характером. По кличке «Старый козел».

Когда я тоже начала учиться водить машину, я делала несколько попыток на нем попрактиковаться. Он никогда, ни разу, не завелся под моей рукой. Чихал, хрипел, захлебывался бензином, но - ни в какую. То и дело начинал орать, то есть гудеть, призывая мужа на выручку.

Даже если муж сам заводил его и выкатывал для меня со стоянки, подлец, немного смирившись для вида, отъезжал чуть-чуть, выбирал момент поудобнее и глох. Он нарочно не отжимал сцепление, заедал педаль тормоза, а педаль газа, наоборот, всасывал в себя. И убедить мужа, что я не полная идиотка, а жертва саботажа, я не могла.

На все мои жалобы муж нордически замечал: «Научись лучше водить как следует, чем на бессловесную машину клепать».

И садился за руль сам. Довольный негодник, радостно урча, вез мужа, куда ему было угодно.

Даже когда я получила права, лучше не стало. Я бы никогда не научилась водить самостоятельно вообще, но меня спас случай.

Мы поехали за границу, и там ездили на рентованной машине. И я ездила, не хуже людей. По крайней мере, не хуже всех людей. Рентованная машина была новой и ухоженной. Вернувшись домой, муж в первый же день сел на козла и отправился по делам. А тот, видно, затаил на мужа зло за отлучку. Потому что, вернувшись, муж (сам!) сказал мне: «Знаешь, ты, видно, и правда водишь не так плохо, как притворяешься. У нашего старого козла действительно вздорный характер. Пожалуй, надо его сменить на кого-нибудь поновее».

А новую машину мы уже выбирали вместе. И относилась она ко мне хорошо.

Избавление от разнообразных страхов приходит с опытом. Опыт, как нам известно, растет вместе с количеством проеханных километров. Только не надо зацикливаться на этой идее и постоянно вычислять число километров по спидометру. И заветная тысяча - цифра весьма приблизительная, и километраж, когда о нем забываешь, быстрее растет. Между прочим, вы, сами того не зная, где-то половину наверняка уже накатали. Когда? А во время своих уроков вождения. Не верите - спросите у инструктора.

Так что выше голову, забудьте о страхах. С каждым разом вы будете ездить все лучше и лучше. А потом станете крутым асом и будете на всех смотреть с высоты собственного опыта. Не скоро, конечно, лет через...цать. А потом, в один прекрасный день, вы возьмете мужа под руку, позовете выросших детей, свистнете собаку и пойдете все вместе куда-нибудь прогуляться. Пешком. Потому что, когда вам уже не надо будет никому ничего доказывать, вы снова сможете позволить себе эту роскошь. В конце концов, любить свою машину можно чисто платонически.


| |

Что делать, если я боюсь водить?

Как перестать бояться водить машину: изучаем теорию

Чтобы побороть собственный страх и сесть за руль авто, стоит посетить несколько сайтов по автомобильной тематике, пообщаться с новичками на тематических форумах, обсудить с ними вопросы и проблемы. Как правило, это действует: многочисленные отзывы о том, как прекрасно водить авто самой, в большинстве своем срабатывают и подталкивают к активным действиям.

Решив научиться водить и побороть свой страх перед дорогой, отыщите в своем городе хорошую автошколу и запишитесь на курсы вождения. Опытные инструкторы преподнесут азы теории, обучат правилам вождения и элементарно расскажут, как устроено авто.

Как не бояться водить машину: понять, что это вам нужно!

Боюсь водить – такое часто могут услышать инструкторы от новичков, которые только учатся азам вождения

В этом вопросе главное не только побороть свой страх, но и понять, что это нужно вам позарез, как воздух! При этом не стоит слушать вечно ворчащие мысли и уходить с головой в свои страхи, научиться водить при хорошей теории и достаточной практике может и обезьяна. А чем ученик хуже? Вот поставить себе цель водить как Шумахер – это настоящая задача, вершина, покорить которую стоит!

Как перестать бояться водить: практика, практика и еще раз практика

Когда курс самовнушения и позитивного настроя пройден и теория чудесным образом закрепилась в голове, стоит постепенно переходить к практике. Когда научитесь ездить вместе с инструктором в автошколе, стоит переходить к самостоятельным поездкам на авто.

1. Для начала просто проехать к ближайшему магазину за покупками и обратно, выбрав для этого время, когда на дороге минимальное количество машин – так будет спокойней, не создастся затор на пути более опытных автомобилистов.

2. Увидев, что все проходит гладко и успешно, можно практиковать выезд за город, в другой регион, так сказать, увеличивать пробег.

3. Со временем обязательно скажете себе, что стали опытным водителем.

Не забывайте про правила дорожного движения, чтобы всегда быть в курсе происходящего. Удачной практики вождения, терпения и силы воли!

Как побороть страх за рулём? Очевидно, каждый водитель на определённом этапе задавал себе этот вопрос. Ведь боязнь сесть за руль – не такое уж редкое явление, как может показаться. Статистика свидетельствует, что большое количество людей, окончивших курсы вождения, так никогда и не становятся водителями. И главная причина – не отсутствие транспортного средства, а именно страх, с которым не могут справиться. Записанный в подсознании сигнал «Берегись автомобиля» срабатывает каждый раз перед тем, когда человек садится в машину на место водителя.

Страх перед вождением может возникнуть, как у опытных водителей, так и у новичков, только начинающих постигать азы водительского мастерства, и даже у тех, кто ни разу за руль не садился из-за парализующей боязни вождения. Собственный негативный опыт или истории близких, сюжеты по телевизору или газетная статья – всё что угодно может сработать пусковым механизмом для возникновения страха водить машину.

Если тот, кто даёт уроки вождения, постоянно ругает или одёргивает ученика, страх вождения автомобиля может возникнуть очень быстро. Считается, что представительницы прекрасного пола чаще испытывают страх за рулём, но это только отчасти соответствует действительности. Волнение присутствует у всех начинающих водителей, только менее эмоциональные мужчины легче его преодолевают.

Что за этим скрывается?

Чтобы понять, как побороть страх вождения автомобиля, необходимо выявить скрытые страхи, прячущиеся за ним.

Как правило, чаще всего за этим скрывается:

  • страх ДТП со всеми вытекающими из аварийной ситуации «подстрахами» (полностью побороть подобные страхи иногда не удается даже опытным водителям);
  • боязнь не справиться с ситуацией;
  • страх «потерять лицо» – выглядеть глупо, смешно или нелепо.

Все мелкие автомобильные страхи («не смогу припарковаться», «не разъедусь со встречным транспортом», «боюсь заглохнуть на перекрёстке» и т. п.) вписываются в вышеперечисленные категории.

На самом деле, эту боязнь не так сложно преодолеть, если целенаправленно работать со своим страхом. Только в очень сложных случаях, например, после серьёзных аварий или глубинных страхов, идущих с детства, может понадобиться профессиональная помощь психолога.


Что делать, чтобы избавиться от страха?

1. Чаще практиковаться

Чем больше практика – тем меньше страх. Это аксиома. Поэтому садитесь за руль как можно чаще, даже если в этом нет особой надобности. Как говорят опытные водители, уверенность придёт после первых пяти тысяч километров.

2. Изучать маршруты

Перед тем, как куда-то отправиться, изучите маршрут, проехав по нему в качестве пассажира. Посмотрите внимательно на дорожные знаки, места для парковки и т. п. Это поможет побороть страх водить машину и чувствовать себя более спокойно, когда вы будете двигаться по этому маршруту в роли водителя.

3. Использовать утренние часы

Ранним утром на дорогах, особенно в выходные дни, движение минимально. Это отличное время, чтобы поупражняться в вождении без лишнего напряжения.

Советы психолога в коротком видео:

4. Ездить по загородной трассе

Если движение в городе слишком интенсивное, привыкайте к автомобилю и доводите до автоматизма навыки вождения на междугородних магистралях. Частые поездки загород – отличный способ преодолеть страх перед вождением и наработать практический опыт.

5. Прикрепить знак «Начинающий водитель»

Это в какой-то мере оградит от конфликтных ситуаций и агрессии. Как правило, к новичкам опытные водители относятся с некоторой долей снисхождения.

6. Попросить о сопровождении

Если присутствует страх остаться в машине без инструктора, попросите кого-либо из близких вас сопровождать. Но когда-либо придётся всё-таки решиться ездить в одиночестве. Чтобы смягчить этот переход, воспользуйтесь автомобильным сопровождением. Пусть кто-то из друзей движется сначала впереди вас, а потом позади вашей машины.

7. Найти хорошего наставника

Если вы чувствуете, что уроков в автошколе оказалось недостаточно, подыщите хорошего инструктора и занимайтесь столько, сколько посчитаете нужным. Как свидетельствует опыт, для этой роли лучше подходит посторонний человек, а не кто-то из близких.

8. Записаться на курсы контраварийного или экстремального вождения

Занятия на таких курсах не только повышают уровень водительского мастерства, но и внутреннюю уверенность.

9. Учить «матчасть»

Если вы не очень хорошо освоили правила дорожного движения или уже их подзабыли – не поленитесь углубиться в тему ещё раз. Знания никогда не бывают лишними, даже если вам кажется, что некоторые вещи вас совершенно не касаются.

10. Использовать визуализацию

Чаще представляйте себе, как вы хорошо и уверенно водите машину. Рисуйте в воображении образ себя за рулём автомобиля как очень профессионального и умелого водителя.

11. Настроиться на позитив

Если вы в плохом расположении духа, то перед тем, как садиться в машину, постарайтесь изменить «минус» на «плюс». Послушайте любимую музыку, почитайте анекдоты или погрузитесь в приятные воспоминания. Этот небольшой «трюк» позволит вытеснить негативные мысли. А когда у вас хорошее настроение, подсознанию будет намного труднее «рисовать» ужасные картины будущей поездки за рулем автомобиля.

Приятного вам вождения!

Страхи – это нормально, с некоторыми из них можно спокойно жить. Например, если вы боитесь змей, то можете спокойно жить, ведь в повседневной жизни вы их в наших широтах не встретите. Некоторые страхи можно просто игнорировать. К примеру, если вы боитесь высоты, то просто избегаете возвышенностей. Но в современном мире, получив возможность обладать автомобилем и сдав на права, со страхом вождения нужно обязательно что-то делать.

Причины страха водить машину

Страх – это в первую очередь проблема психологическая, поэтому для ее решения необходимо разобраться и понять, откуда «растут ноги у страха». Причины могут быть самые разные, но основные мы, все же, выделим:

  1. Неуверенность. Чаще всего новички очень сомневаются, смогут ли они все держать под контролем, и хорошо ли теоретически подкованы. Такая проблема также может появиться после долгого перерыва в вождении. Иногда должно пройти некоторое время, чтобы старые навыки вернулись. Еще подобная неуверенность может преследовать водителей, которые вернулись за руль после аварии.
  2. Другие участники дорожного движения. На дороге хамство – это привычная вещь. Подрезать, назвать неприятным словом, даже спровоцировать драку – такие неприятности могут произойти с любым, даже самым добросовестным водителем. Напороться на такого «быка» можно в любом месте. Они обитают не только на дорогах. Этот страх может «выбить» дорогу из-под колес новичка, и тот забудет все, что знал.
  3. Ответственность. Водитель отвечает за жизнь и здоровье не только свое, но и пассажиров, а также пешеходов и других участников дорожного движения.
  4. Страх перед сотрудниками ГИБДД. Так как наши доблестные служители закона на дорогах любят доходы вне зарплаты, неопытный водитель может нарваться на подставу, которых в их арсенале много, или просто получить штраф.
  5. Страх за собственную жизнь. Опасность в любом случае есть: если вы ответственный водитель, и выполняете все правила, не превышаете скорость, то вокруг есть не настолько добросовестные люди, и они могут стать причиной возникновения аварии.

Перед дорогой все равны, почти

Мужчины и женщины боятся по-разному, и бытует мнение, что именно слабый пол более подвержен страху. Это неудивительно: мужчины знают о технике больше, они за рулем в своей стихии, независимо от опыта, так же, как и женщина у плиты. Мужчина понимает, зачем, как и что устроено в машине и скорее всего не растеряется, когда что-то пойдет не так на дороге, а вот женщины чаще всего не особо понимают, что да как, а просто учатся ездить и ездят. Для того, чтобы им побороть такой страх, достаточно будет разобраться в устройстве автомобиля, что приводит его в движение, зачем выжимать сцепление и другие важные аспекты. Таким образом, удастся справиться с этой проблемой. То же самое можно посоветовать и мужчинам, если по какой-либо причине подобный страх имеет место быть.

Автошкола

Конечно, если нет навыков вождения, то страх перед дорогой, транспортом и другими участниками дорожного движения будет присутствовать. Обучение в автошколе – это первая ступень к потере страха. Важно выбирать школу правильно, чтобы вас там именно учили, а не просто «продавали права». На таких учебных курсах, особенно если школа себя хорошо зарекомендовала, вероятнее всего есть специальный курс, во время обучения на котором научат не бояться своего транспорта и водить с удовольствием. У того, кто еще только мечтает водить автомобиль, наверняка будет страх не совладать со всеми педалями, при этом держать под контролем дорогу, правильно крутить руль, да еще и по сторонам не забывать смотреть. Прислушивайтесь к инструктору, он понимает ваши страхи и сможет помочь.

Есть такие водители, которые просто панически боятся садиться за руль, и заставить их сделать это может только крайняя нужда. Это не психическое отклонение, но какая-то серьезная причина, у каждого своя. Преодолеть такое сложно, но постараться можно. Тут, скорее, нужна не консультация специалиста и, как говорится, хороший «пинок под зад». Например, необходимость возить ребенка в школу, или перспективная должность, для которой ключевым фактором есть наличие опыта вождения и водительского удостоверения, или любой форс-мажор.

Есть также люди, которые, несмотря на опыт вождения, по-прежнему ведут себя за рулем, как новички: они небрежны, невнимательны, неумелы, с заторможенной реакцией и плохой координацией. В нормальных условиях по мере опыта все нивелируется, если же такого не происходит, то, скорее всего, это психическое расстройство, которое своими силами не побороть, и стоит обратиться к специалисту.

Внимание, только внимание

Едва вы впервые выедете на дорогу, будьте предельно внимательны. Ситуации там могут сложиться самые разнообразные, и от вашего зоркого глаза зависит их исход. Лихачи на дороге могут испугать кого угодно, но не паникуйте. Если вы знаете правила, имеете все необходимые документы (права, страховку, доверенность, если таковая нужна) то вам не нужно бояться ГИБДДешников. Несмотря на распространенные подставы – знание прав и обязанностей будет на вашей стороне. Если вас напрягают машины, которые то и дело обгоняют, а вы еще бойтесь и думать об этом, не переживайте: навык придет, но через некоторое время.

Если же в дороге поломалась машина, взывайте к помощи других водителей, большинство из них добросовестные и с радостью помогут, так как понимают, что и сами могут попасть в подобную ситуацию. Звоните друзьям, которые наверняка придут на помощь.

  1. Прежде чем отправляться в дорогу, подготовьтесь к ней. Если вы уже знаете маршрут, мысленно проедьте его, это поможет правильно запрограммировать себя. Вы вспомните, где хорошая дорога, а где могут быть «сюрпризы». В какой момент нужно увеличить, а в какой убавить скорость, где нужно переключиться с одной передачи на другую.
  2. Осознайте, что ехать вам нужно в любом случае, и от этого не уйти. Объясните себе, что по-другому никак не выйдет, со временем страх перейдет в уверенность, и вы забудете о нем.
  3. Разберитесь в устройстве машины, попытайтесь понять процессы, происходящие в авто, что и как там работает. Эти знания помогут избавиться от страха поломки в дороге.
  4. Включите психологический метод самоубеждения. Говорите себе: «У меня получится», «Я справлюсь», «Мне это по силам», «Я хороший водитель», «Путешествие будет удачным». В таком тренинге важно не использовать частичку «не», так как даже если вы скажите «Я не боюсь», разум воспринимает не всю фразу целиком, а только частицу «не», настраивая на негативный лад, на неудачу.
  5. Больше практикуйтесь. Вначале страшно всем. Но, чем больше будет практики, тем быстрее уйдет страх. Для начала можете выезжать в утренние часы, когда дорога еще не загружена, или в выходные. Практикуйте поездки за город туда, где мало транспорта.

Страхи – то, с чем бороться сложно, но если это касается вождения и боязни садиться за руль, то борьба с ней – путь к комфортным условиям передвижения или даже к получению более высокооплачиваемой должности. Причины у каждого могут быть разные, но с каждой из них можно и нужно бороться, важно только желание.

Видео: страх при управлении автомобилем

Как перестать бояться водить машину: теория

Что бы перестать бояться водить машину я стала прочесывать интернет - сайты с авто водительской тематикой. Читала высказывания таких же неуверенных бедолаг как и я, и во всех случаях была одна общая вещь. Все кто откатывали с мужьями, обзавелись гипертрофированным страхом перед вождением и не могли заставить себя водить машину, потому что испытывали панический ужас перед дорогой.

Перечитав не одну статью на эту тему, я видела много комментариев на эту тему, начиная от: «Не можешь не суйся! Таких куриц как ты на дороге итак море и от них у нормальных людей одни неприятности», заканчивая «Не отчаивайтесь, все когда-то начинали и совершали ошибки, испытывали неуверенность и множество нареканий в свой адрес, но они научились и теперь без проблем управляют своим железным конём».

И одно из всех этих высказываний привлекло мое внимание и будто отпечаталось в моем мозгу: «Не позволяйте никому навязывать Вам не нужные комплексы и неуверенность в своих силах. Никто не рождается с рулем в руках. Люди, которые так критично относятся к новичкам, просто не помнят, как неуклюже они сами делали первые выезды в город и как им самим сигналили и крутили у виска! Если рассуждать как они, так мир вообще должен был давно уже остановиться, ведь только представьте себе, ребенок начинает ходить, из-за неустойчивости он падает и больше никогда не поднимается на ноги - потому что это сложно.

Представьте себе, ученые ищут лекарство от инфекции и перестают заниматься наукой, потому что первые опыты были неудачными. Представьте себе, спортсмен должен пробежать расстояние за определенное время и у него не получилось, он выдохся, сел расплакался и перестал заниматься спортом - много примеров можно привести, когда может что-то не получаться. Что, все должны успокоиться, принять, что это не его и не добиваться больше результата?

Как перестать бояться водить машину? - понять, что тебе необходимо научиться ездить, во что бы то не стало

Я скажу категорично, водить машину может каждый, даже обезьяна, потому как это дело опыта, навыки должны нарабатываться доводиться до автоматизма, конечно на платформе хорошо закрепленных теоретических знаний ПДД, но без опыта никто не водит автомобиль как Шумахер. Я уверена, что не стоит зарываться в свои слабости и комплексы, слушать рычащих мужей. Что бы перестать бояться водить машину, нужно брать и потихоньку рано утром, когда движение не интенсивное, я ездила в 6 утра, предварительно повторив ПДД, садиться одной за руль и ездить.

Каждый день оттачивать навыки вождения, потом делать самостоятельные авто вылазки в магазин, потом на работу итак постепенно выезжать на улицы города, когда в поворот уже нет проблемы «вписаться» не заехав на бордюр, когда в панике не вспоминаешь где газ, а где тормоз. Спокойно и главное- каждый день!

Взять себя в руки и откатывать каждый божий день. Я сама проходила эту школу и знаю как умеют инструктора и мужья «прибавить уверенности» в себе. Если вы в себя поверите, у вас все получится, я вас уверяю».

Это высказывание намертво засело в моей голове, и на очередное мужнее «Надя, зачем тебе это надо?» я жестко ответила, что с ним или без него я все равно научусь ездить. А если он будет продолжать давить на меня своим нарицательным тоном, то кроме моей негативной реакции в ответ, ему от меня нечего ожидать, и ушла мыть посуду. )))

Видимо, я сказала это таким уверенным тоном, что он понял, отговаривать меня бесполезно.

Я понимаю, что любимый за меня переживает, понимает что я могу разбить свой и чужой автомобиль и прочие подобные вещи. Но также я понимаю, что нельзя так сдаваться на пол пути. Я же не гламурная дурочка, которая что такое ПДД только в новостях видела и села в новенький автомобиль с ощущением, что весь мир у моих ног. Я понимаю, что мне еще многое надо будет узнать, что надо быть очень внимательной и что многие вещи нужно научиться делать. Но я так же понимаю, что у меня всё получится.

Как перестать бояться водить машину: практика

Прислушавшись к совету девушки из сети, слова которой смогли вселить в меня уверенность, я встала рано утром в выходной день. Съездила в ближайший магазин, вернулась домой, выгрузила продукты. Почувствовав, что у меня неплохо получилось, я поняла, что стоит попробовать съездить в салон красоты, так как у меня было «назначено» на 11 часов утра и что бы туда съездить не самой, пришлось бы будить мужа.

Я просто прокрутила в голове дорогу до работы и обратно, по которой мы каждый день ездим с мужем, благо салон был рядом с мои офисом, и отважилась съездить туда и вернуться домой, сделав таким образом тренировочный забег, что бы к тому времени, когда надо будет ехать в салон, ехать более уверенно.

И что же вы думаете? - села и поехала, спокойно, конечно не без ошибок, кто-то даже посигналил, когда я не правильно перестроилась у него перед носом. Но главное, я это сделала, я съездила, припарковалась, и вернулась домой к спящему мужу с победоносной улыбкой.

Вот уже третий день я самостоятельно езжу на работу. Периодически бывает мандраж, но я уже намного спокойнее себя чувствую, а главное я понимаю, что у меня начинает получаться, и что свой опыт я еще накатаю.

Всем кто боится садиться за руль так же как боялась я, хочу пожелать терпения и силы воли.

Повторите правила дорожного движения, ищите информацию о том, как выйти из непонятных вам пока ситуаций на дороге везде, где только можете, спросите опытного водителя, или найдите отзывы в сети от тех, кто бывал в подобных ситуациях, главное стремитесь научиться и у вас всё получится, даже не сомневайтесь.

И перед тем, как сесть за руль, внимательно ознакомтесь с инструкцией автомобиля , чтобы знать, где и что расположено в вашем железном друге. На какие приборы нужно обращать внимание до поездки и во время движения.

Как перестать бояться водить машину женщине - перестать паниковать и закреплять теорию практикой. Самостоятельно, постепенно, спокойно - так вы точно сможете победить страх и не будете бояться своего железного друга.

P.S.: Следующий этап на моем водительском поприще - изучить город, что бы знать где какое движение и как куда можно добраться.Так как я сильно страдаю "топографическим кретинизмом"

Вперёд, девчонки!

Кстати, если ты уже выдохнула и можешь спокойно чувствовать себя за рулем, то предлагаю ознакомиться с водительскими жестами на дороге, что бы вовремя понимать то, что пытается тебе сказать "тот симпатичный парень на "Toyota":)

F А ЕСЛИ У ВАС ЕЩЕ ОСТАЛИСЬ СОМНЕНИЯ - .