Срок амортизации автомобиля. Амортизируем дорогой автомобиль Когда применяются повышающие коэффициенты

У многих фирм на балансе числятся легковые автомобили или пассажирские микроавтобусы. Разберемся, в чем особенность их амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Как избежать возможной разницы между учетами и таким образом упростить работу бухгалтера.

И в бухгалтерском (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н), и в налоговом учете (п. 1 ст. 257 НК) автомобиль признают основным средством. Его стоимость погашают посредством амортизации. При линейном способе годовую сумму амортизации рассчитывают, исходя из первоначальной стоимости основного средства, срока полезного использования и нормы амортизационных отчислений.

Определяем срок полезного использования

Принимая автомобиль к бухгалтерскому учету, срок его полезного использования фирма устанавливает самостоятельно. Для этого определяют ожидаемое время использования автомобиля, исходя из его производительности и мощности (п. 20 ПБУ 6/01). На возможный срок использования также может повлиять, например, режим и условия эксплуатации.

В налоговом учете срок использования также устанавливает сама фирма, но она должна учесть сроки, указанные в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1. Для этого надо определить, к какой амортизационной группе относится автомобиль (п. 3 ст. 258 НК). Затем установить конкретный срок его полезного использования в рамках тех сроков, которые указаны для данной амортизационной группы.

Считаем норму амортизации

Если в бухгалтерском учете определить срок использования автомобиля, например, 48 месяцев, то норма амортизационных отчислений для бухучета составит 2,1 процента (100% : 48 мес.) в месяц (п. 19 ПБУ 6/01). Амортизацию автомобиля начисляют начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производят до полного погашения стоимости или списания (п. 21 ПБУ 6/01).

Если в налоговом учете определить тот же срок для использования автомобиля, то ежемесячная норма амортизации в целях налогового учета (п. 4 ст. 259 НК) составит 2,1 процента (1: 48 мес. x 100%) и будет равна норме, рассчитанной по правилам бухучета. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором автомобиль был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).

Налоговый кодекс отдельно выделяет дорогие автомобили (п. 9 ст. 259 НК). К ним он относит легковые автомобили или микроавтобусы с первоначальной стоимостью соответственно более 300 и 400 тысяч рублей. Норму амортизации к такому транспорту нужно применять со специальным коэффициентом 0,5.

Порядок расчета ежемесячной нормы амортизации (для линейного метода) такой: единицу делят на срок полезного использования в месяцах, а полученный результат умножают на 100 процентов и на поправочный коэффициент 0,5 (письмо УФНС по г. Москве от 17 февраля 2005 г. № 20-12/10061). Получается, что для срока использования автотранспорта – 48 месяцев норма амортизации будет 1,05 процента.

В бухгалтерском же учете такого правила нет и в отличие от налогового понижающий коэффициент применять нельзя (письмо Минфина от 21 октября 2003 г. № 16-00-14/ 318).

Получается, что, установив в обоих учетах одинаковый срок использования дорогого автомобиля, фирма фактически для целей налогообложения будет списывать его в два раза дольше. Такое возможно, так как Налоговый кодекс указывает, что амортизация по основному средству прекращается, только если «полностью списана первоначальная стоимость либо объект выбыл из состава амортизированного имущества» (п. 2 ст. 259 НК).

Из-за понижающего коэффициента ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете будет в два раза меньше, чем в бухгалтерском. Это приведет к возникновению разницы, которую придется учитывать по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утверждено приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Пример

Фирма имеет на балансе легковой автомобиль первоначальной стоимостью 480 000 руб. Для простоты предположим, что эта стоимость для обоих учетов одинакова.

В соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1) легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 3,5 литра относят к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – от 3 до 5 лет включительно (от 36 до 60 месяцев). Код по Классификатору – 15 3410010.

Директором фирмы и для бухгалтерского, и для налогового учета был установлен срок использования автомобиля – 48 месяцев.

Тогда для бухгалтерского учета норма амортизации составит 2,1 процента и ежемесячно можно будет списывать 10 000 руб.

В целях налогового учета из-за поправочного коэффициента 0,5 норма амортизации составит 1,05 процента. В качестве расхода на амортизационные отчисления фирма сможет принять только 5000 руб. в месяц.

Сумма расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, на 5000 руб. меньше, чем сумма, признанная в бухгалтерском учете. Образуется вычитаемая временная разница, которая приводит к возникновению отложенного налога на прибыль (подп. 11, 14 ПБУ 18/02).

В течение первых четырех лет бухгалтер делает запись:

Дебет 09 Кредит 68

– 14 400 руб. (60 000 руб. x 24%) – отражен отложенный налоговый актив.

В течение последующих четырех лет вычитаемая временная разница будет гаситься и необходимо будет делать обратную проводку. Это связано с тем, что в налоговом учете будет продолжаться начисление амортизации по этому автомобилю, тогда как в бухгалтерском он будет уже самортизирован.

Дебет 68 Кредит 09

– 14 400 руб. – погашен отложенный налоговый актив.

В результате сальдо по счету 09 отсутствует.

Год начисления амортизации
Сумма амортизации в бухгалтерском учете
Сумма амортизации в налоговом учете
Временная разница (гр. 2 – гр. 3)
Отложенный налоговый актив (г. 3 х 24%)
1
2
3
4
5
1-ый год
120 000
60 000
60 000
14 400
2-ой год
120 000
60 000
60 000
14 400
3-ий год
120 000
60 000
60 000
14 400
4-ый год
120 000
60 000
60 000
14 400
5-ый год

60 000
-60 000
-14 400
6-ой год

60 000
-60 000
-14 400
7-ой год

60 000
-60 000
-14 400
8-ой год

60 000
-60 000
-14 400

Упростим жизнь бухгалтеру

Чтобы сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, фирма может установить в бухучете для дорогих автомобилей более длительный срок полезного использования. Только не забудьте указать об этом решении в учетной политике.

Если срок завысить в два раза, то сумма ежемесячных амортизационных отчислений в целях бухгалтерского учета совпадет с ежемесячной суммой амортизации в целях налогового учета. Тогда применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не придется.

Стоит отметить, что предложенный вариант, с одной стороны, упрощает ведение бухгалтерского и налогового учета (сумма амортизации будет одинаковой), но, с другой стороны, приводит к завышению налога на имущество. Ведь база для этого налога определяется по данным бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК).

Есть еще одно «но». С 2006 года фирма может воспользоваться правом на амортизационную премию (п. 1.1 ст. 259 НК). Это значит, что в налоговом учете единовременно можно списать на расходы до 10 процентов стоимости приобретенного основного средства, введенного в эксплуатацию. Правила бухгалтерского учета такого не предусматривают.

В этом случае никакое увеличение срока полезного использования автомобиля в бух-учете не сделает одинаковыми суммы амортизации и учета по ПБУ 18/02 бухгалтеру не избежать.

Автомобиль модернизировали

Возможна ситуация, когда первоначальная стоимость автомобиля фирмы не превышает 300 тысяч рублей. Однако впоследствии компания решает его модернизировать, например поставить кондиционер.

В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля увеличивается в результате модернизации (п. 2 ст. 257 НК). Если она станет выше заветных трехсот тысяч, то с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания такой модернизации, фирме придется вдвое уменьшить норму амортизации.

Кстати, в бухгалтерском учете модернизация также увеличивает первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н).

Добровольные коэффициенты

В налоговом учете кроме обязательного понижающего коэффициента есть добровольные коэффициенты. Фирма сама решает, применять их или нет. Свое решение она отражает в учетной политике.

Если автомобиль работает в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, то к норме амортизации фирма может применить повышающий коэффициент – не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК). Например, если автомобиль фактически используется более двух рабочих смен (письмо УМНС по г. Москве от 2 октября 2003 г. № 26-12/54400).

Фирма также имеет право применять более низкие нормы амортизации, чем предусмотрено статьями 258 и 259 Налогового кодекса. И это решение должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения.

Т. Бурсулая, старший аудитор Группы компаний «Градиент Альфа» Источник материала -

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Второй, третий варианты требуют наличия документов – акта приема-передачи (Письма Минфина № 03-03-01-04/1/209, № 03-03-06/1/8587).

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации , коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой , который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили (в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

  • (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000: 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания , который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10:12 = 0,833%.
Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим - микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема - определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД - это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».
Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС - 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

200 000 руб. (236 000 - 36 000) - отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

36 000 руб. - учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

200 000 руб. - автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

500 руб. - перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

500 руб. - учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) - начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. - 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37-60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства
Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ - 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования - от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя - физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 - не право, а обязанность фирмы - владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов
Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России - ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

Пример 3

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1: 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. < 800 000 руб.). Начиная с января, сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета равна:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% = 16 875 руб.

В бухгалтерском учете фирма по-прежнему будет начислять амортизацию в размере 18 750 рублей в месяц.

Часто руководители фирм интересуются, что собой представляет ускоренная амортизация. Рассмотрим основные особенности таких начислений, основные преимущества и недостатки, а также используемые методы в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Предприятие, которое имеет нематериальные активы и ОС, должно начислять амортизацию. В определенных ситуациях возможно использование методов ускоренной амортизации. Определим основные нюансы.

Основные моменты

Есть два амортизационных метода. В первом случае амортизация начисляется равными частями в течение определенного периода. Во втором случае используется ускоренная амортизация. Рассмотрим, в чем ее суть и какие функции.

Необходимые термины

Износом называют уменьшение первичной цены объекты при снашивании в производственном процессе или при моральном старении. Износ отражают каждый месяц при амортизационных начислениях.

Амортизация – постепенное снашивание объекта и перенесение их цены равномерно на производимый товар. Начисленную амортизационную сумму включают в себестоимость товара, что производится, или издержки обращения.

Создают амортизационные фонды, что используются при проведении восстановительных работ. Распространенный прием, обеспечивающий более быстрые налоговые по активам – ускоренная амортизация.

С ее помощью собственники могут получить больший доход, чтобы возместить затраты на определенных стадиях развития предприятия.

Использование конкретных форм амортизации основывается на поисках пути уменьшения налоговой нагрузки на фирму. Ускоренной называют амортизацию по завышенной норме, когда увеличение нормы допустимо не больше чем в 2 раза.

То есть, большую часть цены активов списывают на расходы в первые годы использования объектов, а это позволит управляющим уменьшить на прибыль.

Здесь не применяются механизмы прямой амортизации. Но это также повлияет на возможность в ближайшие годы претендовать на амортизацию объектов.

Выполняемые функции

Задачей амортизации является распределение цены материальных активов, что используются длительное время на издержки на протяжении эксплуатационного периода.

Основание – использование систематических и рациональных записей. Имеет место процедура распределения, а не оценивания.
Ускоренная амортизация позволяет стимулировать темпы развития промышленной отрасли.

В Excel при расчете ускоренных амортизационных начислений используют такие функции:

Законодательная база

При определении амортизационных начислений стоит руководствоваться такими нормативными актами:

Особенности процедуры

Ведение учета амортизационных отчислений – это способ снижения налогов фирмы.

При инфляции метод равномерного начисления амортизации может привести к увеличению налоговой сумы с компании, а значит, целесообразней применять метод ускоренной амортизации.

Стоит учесть, что ускоренную амортизацию не начисляют:

При таком виде амортизации используется несколько методов начисления сумм износа с повышающими коэффициентами (но не больше 2). Благодаря ускоренному типу амортизации основные денежные средства можно списать быстрее.

При расчете амортизации нужно применять метод:

  • дискретной амортизации (методы списания с учетом периода работы);
  • уменьшаемого остатка;
  • дегрессивной геометрической амортизации.

Ускоренная амортизация применима относительно объектов лизинга. Тогда показатель коэффициента – не больше 3.

Благодаря ускоренной амортизации уменьшается налог на имущественные объекты и на , но лизинговую скидку сохраняют в активных режимах.

При окончании действия контракта лизинга, лизингополучатели могут выкупать объект по небольшой остаточной цене. Выгода в том, что лицо должно выплачивать небольшую сумму по окончанию сроков. Подробнее рассмотрим далее.

Применяемые методы

Есть такие способы определения амортизационного отчисления по конкретным объектам:

  • линейный;
  • списания цены в пропорциональном соотношении объемам товара;
  • списания цены по суммам чисел лет периода полезного использования;
  • уменьшаемых остатков.

Последние два метода используются при ускоренной амортизации. Активы быстрее снашиваются в первое время использования, а значит, и размер отчислений по амортизации будет меньше с течением времени.

Есть и такое деление методов:

  • двойного остатка, что убывает;
  • суммы лет;
  • полуторный убывающий остаток.

Если активы вводились в работу позднее 1986 года, тогда начисление износа осуществляется с учетом эксплуатационного периода и иных факторов по методам равномерного списания, полуторного или двойного баланса, что убывает.

Наиболее ускоренная амортизация в бухгалтерском учете представлена самой простой формулой. К примеру, объекты, что имеют срок службы 4 года, будут иметь такую сумму лет:

А значит, в первый год использования отчисления на амортизацию будут составлять 4/10 цены оборудования, во второй – 3/10 и т. д.

При использовании метода убывающего остатка, следует определить проценты отчисления согласно методу равномерного списания. Затем показатель удваивается для первого года.

На второй год амортизацию устанавливают при умножении удвоенного процентного показателя на ту цены, что не списана. В итоге размер отчисления по амортизации будет меньшей, чем при методе равномерного списания.

При методе единицы эксплуатации фирмы должны менять ставку отчисления в пропорциональном соотношении интенсивности использования активов в отчетных периодах. Так сглаживается показатель дохода.

Основных средств

Список объектов, в отношении которых возможно начисление ускоренной амортизации, есть в ст. 259.3 НК.

Это касается:

Расходы на покупку и создание ОС, среда которых является агрессивной, могут списываться в уменьшение налогооблагаемого дохода в 2 раза быстрее (). Устанавливается коэффициент до 2.

Для возникновения права применения ускоренной амортизации стоит выполнить одно условие – применять объект в агрессивной среде, когда ОС изнашивается быстрее, или же использовать объект в среде, что приравнивается к агрессивной.

К примеру, ОС может контактировать с такой средой, в результате чего есть риск возникновения аварийных ситуаций. Но нельзя применять метод ускоренной амортизации относительно объектов 1, 2, 3 амортизационной группы.

Автотранспорта

К примеру, организация составляет лизинговый договор, предметом которого становится подъемный кран. Балансовую стоимость будет снижено в 3 раза быстрее, чем в тех случаях, когда объект приобретается в кредит или за собственные средства.

Спустя несколько лет можно платить за транспорт в разы меньше, чтобы его выкупить. Но учтите, что пока вы эксплуатируете авто по , оно не будет поставлено на баланс предприятия.

А при выкупе по остаточной цене (75-25% от первичной цены), она же и отразится в декларациях. В результате будет снижено и .

Амортизация не начисляется при ремонте или модернизации объекта. Прекращается начисление амортизационной суммы сроком до года.

Не начисляют такие суммы и при передаче транспорта в пользование на безвозмездной основе, или при консервации ТС на период более 3 месяцев.

При способе уменьшаемого остатка в первое время списываются большие суммы амортизации в сравнении с более поздними начислениями. Сначала определяют годовую сумму отчисления. При этом учитывают остаточные цены ОС на начало года.

Амортизационную норму могут увеличивать на коэффициенты ускорения, которые устанавливаются федеральным министерством и ведомством в списке эффективного вида машины для высокотехнологичной отрасли.

Коэффициент при лизинге

Использование ускоренной амортизации при лизинге – основное преимущество финансирования по лизинговому договору. Но как именно устроен механизм начисления амортизации ОС в данном случае?

Плюсы использования ускоренного вида амортизации при лизинге:

Основа для установления базы налога на имущество – остаточные показатели цены. Полностью списать ОС при использовании ускоренной амортизации с коэффициентов до 3 можно в три раза быстрее.

Когда лизинговая сделка оканчивается и объект лизинга в полной мере списан, амортизацию по нему в затраты не включают, тогда как при обычных амортизационных начислениях основной фонд амортизируется, уменьшая налоговую базу.

Используя ускоренную амортизацию нужно осуществлять контроль за общими показателями затрат и финансовые результаты работы предприятия, значительная сумма может приводить к убытку в период начислений амортизации, что рассматривается в качестве недостатка применения такого механизма.

Составляют на период, в течение которого возможно списание лизингового предмета, используя методы ускоренной амортизации.

К примеру, если объект относится к 5 амортизационной группе, которая имеет срок полезного применения 7-10 лет, ускоренный вид амортизации позволит списать его за 3 года.

По истечению такого срока показатели выкупной стоимости будут минимальными.

По данной цене объект будет отражаться в составе собственных ОС лизингополучателей. Нулевое значение остаточной стоимости выгодно лизингополучателям при продаже выкупленных объектов.

При расчете ускоренной амортизации лизинговых объектов применяют такую формулу:

Итак, коэффициент не может быть больше 3. Это правило не распространяется на амортизационную группу 1-3.

Если лизинговый объект применяется по контракту, что составлен до начала 2002, начисление амортизации осуществляется по таким правилам:

Преимущества использования ускоренной амортизации природоохранного оборудования

К примеру, фирма приобрела новые фургоны. Основным достоинством метода ускоренной амортизации является возможность в первом году использования объектов провести стандартную амортизацию цены при помощи налогового вычета.

Альтернатива – ускоренные вычеты и применение большей части капитала на протяжении следующих нескольких лет. Минус – цена фургонов не будет генерирована за счет налогового вычета в остальные годы.

Конечный результат – фирме предоставляется неплохая по налогам и она получает новые объекты в одном налоговом году.

При ускоренной амортизации можно увеличить свои инвестиции внутри предприятия, что состоят из чистого дохода и амортизационного отчисления.

Такие инвестиции всегда находятся в доступе и ими может распоряжаться организация. Они не имеют цены – являются бесплатными для компании.

Минус ускоренного вида амортизации – нужно быть осторожным. На первый взгляд это прекрасный способ получения максимальной прибыли от активов в первые периоды.

Но есть риск того, что ее использование приведет к финансовой проблеме в остальное время. До принятия решения о применении методов ускоренной амортизации стоит осуществить проверку иных возможностей решения проблем.

Иногда ускоренная амортизация приносит больше проблем. Именно поэтому лучше консультироваться у финансового аналитика или обратиться к бухгалтерской организации.

Как насчет фондов природоохранного назначения? Методы ускоренной амортизации таких фондов – апробированная в мире мера стимулирования приоритетного вида работы, научного технического процесса.

Компания, завысив отчисления на амортизацию, может сократить величину дохода, что должен облагаться налогом. В итоге увеличивается чистый доход.

Опыт применения амортизации с природоохранной целью в разных странах показывает хорошие результаты – быстро накапливается капитал для обновления оборудования, минимизируется экологический ущерб.

Предприятие может применять метод ускоренной амортизации, если выполнено определенные условия и соблюдены нормы законодательства. Когда такой способ является целесообразным, а когда приносит только проблемы, мы выяснили.

За вами остается выполнение требований нормативных документов при проведении расчетов. Ведь правила определения износа объектов все равно стоит соблюдать безоговорочно.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!