Способы зарядки электромобилей – как это все работает - ЭкоТехника. Как, где и сколько заряжать электромобиль Как безопасно зарядить электромобиль от розетки

Все зависит от того, как много вы ездите. В среднем, на одном заряде можно проехать до 160 км. Некоторые новые модели смогут стать отличным подспорьем даже в дальних поездках более 426 км (Tesla), но большинство электрокаров все-таки не готовы к таким марш-броскам.

Владельцы Nissan Leaf отвечают на вопрос о протяженности езды на одном заряде: «В теплые месяцы он в районе 125-136 км без включенного положения Eco», - сказал один водитель, добавив, что - «Теперь, когда похолодало, я заметил, что расстояние стало увеличиваться до 144 км».

Если вы планируете двигаться на электромобиле только по маршруту дом-работа - заряжать аккумулятор вам придется раз в несколько дней. А вот в случае более интенсивных перемещений - зарядка может понадобиться ежедневно (или еженощно).

От чего зависит скорость зарядки батареи?

Малая скорость зарядки литий-ионной батареи обусловлена тем, что тяговый аккумулятор электромобиля использует постоянный ток, в нашей электрической сети ток переменный. Для зарядки от сети используется бортовое зарядное устройство электромобиля, которое преобразует переменный ток в постоянный.

Мощность бортового зарядного устройства определяет скорость зарядки электромобиля.

Потому нет однозначного ответа на вопрос о скорости зарядки, данные разнятся в зависимости от авто.

  • Батарея Nissan Leaf заряжается за ночь (8 часов) от 220/240-вольтовой зарядной установки Nissan.
  • Литий-ионный аккумулятор Tesla тоже заряжается от 240В, но с помощью High Power Wall Connector (HPWC) процесс занимает 3,5 часа.

Оптимизируем время работы машины от заряда до заряда

Вы можете не бояться того, что оставив машину на два-три месяца в гараже, обнаружите ее с севшей батареей. Литий-ионные аккумуляторы (как правило, используются именно они) разряжаются со скоростью всего 3% в месяц. Этого нельзя сказать о свинцовых батареях - их темп несколько больше, так что проведывать автомобиль придется раз в 2-3 недели.

Виды и способы зарядки электромобилей

Есть четыре основных режима зарядки электрокара:

  1. Зарядка от бытовой сети. На данный момент она практически перестала применяться в современных электрокарах. И это понятно - уровень безопасности при таком режиме ниже среднего.
  2. Зарядка от бытовой сети с помощью переменного тока. Различие от первого варианта - использование защиты внутри штатного кабеля. Кабель приобретается вместе с серийным электрокаром.
  3. Одно- или трехфазной зарядки. При этом режиме используется особый разъем. В случае, если речь идет об однофазных разъемах, то используется SAE J1772. А если о трехфазных, то о Mennekes. С его помощью вы будете уверены в безопасности во время зарядки электрокара. К тому же, этот режим позволяет полностью контролировать процесс зарядки переменным током. Важно до начала зарядки уточнить, какая фактическая мощность доступна. Если речь идет о заправочных станциях, то на них есть специальные наклейки.
  4. Режим, предполагающий зарядку с помощью быстрого тока. На данный момент существует всего два типа подобных станций для зарядок электрокара: CHAdeMO (еще называют System A или Yazaki) и CCS (System C). Все это — специальные комплексы для быстрой зарядки электрокаров постоянным током.

Так, например, электромобиль зарядится на 80% всего за полчаса. А вот, если вы захотите зарядить его до 100%, понадобится намного больше времени, так как дольше всего идет именно балансировка отдельных аккумуляторов.

Стоимость зарядки электромобиля

В среднем во время зарядки электрокар использует 8-15 кВт. То есть согласно действующим тарифам на электроэнергию - одна зарядка обойдется вам в 70 грн (10 часов заряда от розетки в 220В).
Если вы не планируете заряжать электрокар от бытовой розетки - можно использовать другой способ.

Рассчитать стоимость зарядки отталкиваясь от расхода. Там, где у обычных автомобилей расход измеряется как литр на километр - тут все считается в киловатт-часах на километр. Получается, что полный заряд аккумулятора требует около 80 киловатт-часов. Учитывая, что пробег на полной батарее может быть до 160 километров, нехитрыми арифметическими действиями получаем - 20 кВтч на 100 км. То есть около 9 грн на сегодняшний день.

Здравствуйте, Ефрем.

Время заряда аккумулятора (6v 12ah) в детском электромобиле зависит от того, в каком состоянии находится АКБ, и каким зарядным устройством Вы его будете заряжать. При этом разряжать аккумулятор перед первым использованием совершенно ни к чему, т.к. у свинцово-кислотных АКБ нет "эффекта памяти". А вот дозарядить перед использованием вполне разумно. За счет саморазряда при хранении до продажи (3% в месяц) он мог существенно разрядиться.

Для правильного заряда свинцово-кислотного аккумулятора необходимо зарядное устройство с силой тока от 10 до 20 % его емкости (можно и меньше, но время заряда увеличится). Технический максимум - 30%. Оптимальный зарядный ток - от 10 до 20 % от емкости АКБ. Время заряда полностью разряженного аккумулятора зависит от его ёмкости и от силы тока Вашего зарядного устройства.

Зарядные устройства, которые можно купить в нашем интернет-магазине, предназначенные для заряда аккумулятора 6 Вольт/ 12 Ампер*часов:

И рано или поздно, Вам придется заменить аккумулятор в детском электромобиле Вашего ребенка. Его ресурс, примерно, 200 полных циклов заряда-разряда (при разряде на 30% от емкости аккумулятора - количество циклов увеличивается, примерно, до 1000). Кстати из этой информации можем сделать вывод - есть смысл заряжать аккумулятор после каждого использования, а не при наступлении ситуации "Папа, он не ездит!!!"

Итак, информация на будущее:

Аккумуляторы 6 В/ 12 Ач, которые можно купить в нашем интернет-магазине и ими заменяются штатный АКБ детского электромобиля (подойдут и для замены АКБ 6 В/ 10 Ач - размеры одинаковые):

В заметке Аккумулятор для детского электромобиля - как выбрать вопрос о аккумуляторах и зарядных устройствах для детских электромобилей, мотоциклов, самокатов, квадроцикдлов рассмотрен подробнее.

Если Вам удобно приобрести аккумулятор у нас в офисе, захватите старый аккумулятор.

При его сдаче мы предоставляем скидку в 5 % на покупаемый аккумулятор и Вы сможете проверить совпадение по размерам и клеммам старого и нового аккумулятора.

Можно ли заряжать электромобиль от домашней розетки ? Что для этого нужно? Как долго будет идти такая зарядка? Сколько энергии накрутит на вашем счетчике электрокар? Может ли зарядка от домашней розетки быть опасной для электромобиля, дома и вас? Разберемся здесь.

Можно ли в принципе заряжать электромобиль от розетки?

«Взрослый» электромобиль, в сущности - такой же электрический прибор, как, например, детская машинка на батарейках. Есть, правда, нюанс - двигатель электромобиля работает на постоянном токе, а во всех основных электросетях используется переменный . То есть электромобиль питается не совсем тем же самым электричеством, которым питаются лампочки и холодильники.

Однако беспокоиться об этом не стоит, эта проблема решена. Во всех популярных электромобилях стоят внутренние зарядные устройства, преобразующие переменный ток сети в постоянный ток для запасания в батарее. Чем мощнее зарядное устройство - тем быстрее электромобиль сможет «усваивать» энергию при зарядке .

Для «усвоения» энергии с полной скоростью из обычной розетки на 220В нужно зарядное устройство мощностью не менее 3,6 кВт . Такое зарядное устройство есть даже в старых моделях бюджетных Leaf. Новые поколения электромобилей оснащаются более мощными внутренними зарядниками - до 43 кВт у Zoe.

Поэтому электромобиль можно заряжать от обычной бытовой розетки .

Как безопасно зарядить электромобиль от розетки?

Вам понадобится соответствующий кабель :

  • на одной стороне - обычный штекер‑вилка для бытовых розеток,
  • на другой - штекер, подходящий к разъему вашего электромобиля, обычно Type 2,
  • для безопасной зарядки у кабеля должен быть защитный блок.

Защитный блок в кабеле для зарядки электромобилей напоминает подобные же блоки в зарядниках ноутбуков. Только он больше по размеру. Этот блок следит за температурой кабеля и напряжением . В случае чего он защитит внутренности электромобиля от коротких замыканий, а дом - от пожара в связи с перегревом. надежней, но даже с таким блоком - безопаснее, чем без него.

Зарядные кабели «от сети» практически всегда поставляются в комплекте с электромобилем . Официальные зарядные кабели имеют защитный блок. Не надо использовать самопальные варианты кабельных сборок без защитного блока, это опасно. Если официальный кабель почему‑то потерян - .

Как долго электромобиль заряжается от домашней розетки?

Время зарядки - главный недостаток этого способа . К примеру:

  • с аккумулятором емкостью 70 кВт‑ч - то есть сравнительно небольшим для Tesla,
  • разряженная до 20%,
  • будет заряжаться до 100% от домашней розетки больше 15 часов .

Сколько электричества нужно для зарядки электромобиля дома?

Обратите внимание на емкость аккумулятора электромобиля . У популярных моделей она варьируется от 24 кВт‑ч у старых версий Nissan Leaf до 100 кВт‑ч у топовых комплектаций Tesla Model S. Именно киловатт‑часы (кВт‑ч) - основная единица измерения расхода электроэнергии. На счетчике у вас показываются именно они.

Для того, чтобы зарядить разряженный «в ноль“ Leaf, потребуется примерно 24 кВт‑ч электроэнергии , этого хватит на примерно 160 км пробега . Много это или мало? Для сравнения, средний россиянин в день тратит 2 кВт‑ч электричества.

Посчитаем примерно. Есть семья из 3 человек , есть семейный автомобиль, в среднем проезжающий в день 40 км . Сколько электроэнергии будет тратиться, если эта машина - Leaf? В месяц семья будет «нажигать“ на бытовых нуждах 180 кВт‑ч , плюс на электромобиле - ориентировочно те же 180 кВт‑ч .

Это звучит довольно серьезно - увеличение расходов на электричество в два раза. Однако если вспомнить, что это полностью устранит расходы на бензин, который дороже электричества, и значительно снизит расходы на техобслуживание машины, ситуация будет выглядеть по‑другому. Электромобили доказали, что в обслуживании они дешевле бензиновых аналогов .

Денис Цыпулев, заместитель директора департамента стандартизации бизнес-процессов компании МОЭСК

Подошел к вопросу системно: пришел в свое ТСЖ и сказал, что хочу заряжать свой электромобиль на нашем подземном паркинге. Но бюрократы так просто сдаваться не собирались. Завязалась официальная переписка. Их первый ответ был: «Заряжать нельзя - это опасно, потому что машина может взорваться». Я парировал: «Взрываться в ней нечему, в отличие от обычных машин, в баках которых по 60–80 л взрывоопасного бензина». Тогда ТСЖ выдвинуло другую версию: «В процессе зарядки электромобиль будет выделять серную кислоту - это тоже опасно». На что я ответил: «Испарения серной кислоты происходят при зарядке свинцовых аккумуляторов, которые, кстати, есть в любой машине, а вот в электромобилях литий-ионные аккумуляторы - они герметичны, и там нет никаких испарений, вот и сертификат соответствия безопасности на машину могу приложить». Тут крыть уже было нечем, но началась эпопея с самой розеткой.

«Платите за аренду»

Я попросил разрешения поставить мне счетчик, чтобы платить за потребленную электроэнергию, ТСЖ несколько месяцев придумывало технические условия и наконец выдало результат: «Вы ставите счетчик, но прокладываете к этому счетчику кабель от вводного распределительного устройства по стене. А поскольку кабель будет висеть на нашей стене - платите за аренду каждого метра».

Насчитали аж 15 тыс. руб. в месяц. На этом переговоры прервались, поскольку для меня потерялся смысл в обладании электромобилем: ведь одно из его преимуществ - это значительная экономия на топливе.

Выбора не оставалось: в подземном паркинге есть технические розетки, от такой я и начал заряжаться. В результате все-таки договорились следующим образом. Поскольку счетчик мне поставить не дали, то единственное, что можно посчитать, - километры. Машина проехала столько-то, в паспорте написано, что расход - 150 Вт/км. Заряжаюсь я на работе и дома пополам. В итоге за 2 года я заплатил 2400 руб.

Спасительный кабель

Но есть и другой выход, я им в конце концов и воспользовался. Протянул от квартиры кабель (уже после моего квартирного счетчика) в паркинг по общедомовому стояку, обойдя аренду стены при помощи стандартного провода для бытовой проводки. Это электроэнергия от моей квартиры, за которую я плачу по счетчику. Все законно. И главное - никакой дополнительной мощности дому для этого не требуется.

Однако не всегда есть возможность протянуть кабель из квартиры. Иногда в подземном паркинге нет кабель-каналов в стояках, а иногда нет и самого подземного паркинга, а только стоянка на улице. Это заставило меня задуматься над более универсальным решением.

Электромобили - в массы!

Так мой опыт положил начало разработке типового проектного решения подключения зарядных станций для многоквартирных домов.

Как известно, мощность на дом выделяется в расчете на максимальное потребление, плюс еще закладывается резерв в 10–20%. То есть даже в моменты пикового потребления вся выделенная мощность не используется на 100%. Эта система позволяет подключать сколько угодно станций для зарядки электромобилей или обычных розеток. Подключают не к конкретной квартире, а к вводному распределительному устройству, уже после общедомового счетчика. Само присоединение осуществляется отдельной линией, выделенной только на нужды зарядки с отдельным счетчиком на каждую зарядку. Подключение производится через промежуточное устройство, которое называется «приоритезатор нагрузки». Его функция - измерять ток в сети дома. Если протекающий ток превышает максимальное значение (которое задается примерно на 10% меньше максимальной мощности, выделенной на дом), устройство автоматически производит отключение питания зарядных станций или розеток. Как только значение тока падает до нижней заданной границы, то есть дом начинает потреблять меньше электроэнергии, устройство автоматически подключает обратно питание зарядных станций и зарядка продолжается. Таким образом, если в доме есть излишек энергии, его пускают на зарядку электромобилей, если мощности не хватает, то на период перегрузки зарядка приостанавливается.

Итак, может ли обычный житель многоквартирного дома обеспечить себе розетку для электромобиля? Да, может.

Для этого нужно произвести три действия.

Первое: написать заявление в управляющую компанию или ТСЖ с просьбой организовать вам технический учет на месте вашей стоянки.

Второе: вы можете предложить вашей УК типовое проектное решение, разработанное и согласованное компанией МОЭСК, по подключению зарядной инфраструктуры к сетям многоквартирного жилого дома. Техническое решение предусматривает возможность без увеличения мощности (и следовательно без дополнительных затрат) обеспечить зарядку в те моменты, когда полная мощность дома не востребована - как правило, это 99,9% времени.

Третье: техническую часть реализует ТСЖ или же любая компания, имеющая лицензию на проведение таких работ. Абсолютно очевидно, что владельцу электромобиля придется побороться - и с бюрократическим аппаратом ТСЖ, и с консерватизмом главных инженеров управляющих компаний.

Все эти действия стоят того, ведь и в электромобили на российских дорогах мало кто верил, однако на улицах их становится все больше.

Подробности Опубликовано: 19.10.2017 08:28

Очевидно, что «заправка» электромобиля отличается от заправки обычного авто бензином. На первый взгляд, кажется, что заряжать машину гораздо удобнее – вы возвращаетесь домой, тратите 2-3 секунды на подключение, продолжаете заниматься своими привычными делами и тратите 2-3 секунды на отключение, когда вам нужно куда-то ехать. Но если вы побеседуете с любителями экологичного транспорта, то многие скажут вам, что самой большой проблемой, сдерживающей приобретение таких автомобилей в Украине, является отсутствие достаточного количества общественных станций зарядки. В основном зарядка электрокара производится дома. Однако простое использование домашней розетки не зарядит вашу машину быстро.

Существуют стандартные электронные устройства для заряда электромобилей, регулируемые МЭК (Международная электротехническая комиссия). На сегодняшний день IEC 62196 выступает одним из основных международных стандартов. Он определяет главные характеристики, включая виды соединителей (штепсельные вилки, сетевые розетки, входы питания электрокара), режимы подзарядки током, настройки подключения и требования соблюдения норм и правил безопасности.

Режимы зарядки электромобилей

Mode 1 – это прямое пассивное подключение к электросети переменного тока. Подключение не требует дополнительных управляющих устройств. Простыми словами – это домашняя зарядка от стандартной розетки с простым удлинителем, без каких-либо мер безопасности.

Mode 2 – прямое подключение транспортного средства к сети питания переменным током, т.е. зарядка в домашних условиях от обычной розетки, но используя специальный кабель. Обычно он идет в комплекте с новым электромобилем. Этот кабель обеспечивает заземление, защиту от резкого перепада напряжения, температурную защиту. На сегодняшний день кабели Mode 2 гарантируют средний уровень безопасности и являются минимальной нормой для зарядки авто. Тем не менее, автопроизводители рекомендуют пользоваться кабелем только в редких случаях, например, дома у друзей, и настаивают на использовании режима Mode 3.

Mode 3 - это активное подключение электрокара к проводной зарядной станции переменного тока с заземлением и приборами управления, а также кабелем с дополнительными токопроводящими жилами. Домашнюю зарядную станцию можно обустроить в гараже. Зарядная станция режима Mode 3, как в общественных местах, так и дома дает возможность получать более высокий уровень энергии, чем в режиме Mode 2. Протоколы безопасности идентичны.

Mode 4 – подключение электротранспорта к проводной станции постоянного тока. Оборудование для обслуживания электромобилей является промежуточным звеном между источником питания и зарядным портом транспортного средства и, как правило, устанавливается на стене или специальной напольной подставке. Его роль заключается в том, чтобы подать постоянный ток в автомобиль безопасно и быстро. В зарядных станциях постоянного тока зарядное устройство является частью станции, а не части автомобиля.

Время зарядки электромобиля (уровни подзарядки)

Уровень зарядки характеризует показатель мощности зарядных устройств:

  • Уровень 1 – простая подзарядка переменным током максимум 220 Вольт. Это самый медленный способ подзарядки. Для полного заряда батареи машины от бытовой розетки необходимо около суток .
  • Уровень 2 – быстрая подзарядка переменным током, одно- или трехфазная. Процедура займет от 3 до 8 часов .
  • Уровень 3 – скоростная подзарядка постоянным током. Потребуется всего лишь 20-30 минут , чтобы зарядить автомобиль от 0% до 80% (остальные 20% принимаются очень долго, поэтому электрическая емкость обычно измеряется до 80%)


Делаем зарядную станцию своими руками в гараже. Важные моменты

В случае, если вы приняли решение самостоятельно обустроить свой гараж станцией зарядки, следует внимательно отнестись классу пылевлагозащиты (IP) оборудования. Рекомендуется применение разъемов и розеток от IP65 и выше.

Лучше всего использовать так называемую «красную розетку» - трехфазную на 380В в сочетании с зарядным типа Mode 3, поскольку скорость зарядки электромобиля от домашней розетки на 220В может быть в несколько раз медленнее, чем от трехфазного разъема.

В настоящее время интернет-магазины изобилуют предложениями готовых комплектов для создания домашних зарядных станций. Такое оборудование обычно поставляются в двух вариантах для установки: устройства, которые крепятся на стену (обычно подвешиваются в гараже или подсобных помещениях) или зарядные, в виде небольшого столба для наземной установки на улице.

В их комплектацию входит, непосредственно зарядка, силовой кабель, подставка (с креплениями), защитный кожух, информационное табло и другие элементы (зависит от производителя). Многие зарядные станции являются универсальными и подходят для разных марок электромобилей. Если в качестве примера взять зарядное устройство GREENFUEL W32A, то его можно использовать и для компактного ситикара Smart, и для , и для гибридного седана Toyota Prius (все опции перечислены в характеристиках оборудования). Зарядные станции подобного типа уже есть в свободной продаже и в офлайн магазинах.

Покупка электромобиля: как подготовиться

В какой-то момент покупка электромобиля может показаться для вас пугающим решением, учитывая особенности ее зарядки. Вот несколько способов избежать распространенных ошибок:

√ Разберитесь в мотивах покупки машины. Возможно, это фактор сокращения расходов на топливо и техническое обслуживание;

√ Убедитесь в готовности электрической системы в том месте, где вы собираетесь установить зарядную станцию. Сила тока на этом участке должна соответствовать стандартам;

√ Узнайте, есть ли общественные зарядные станции вблизи вашей работы, учебы и местах, где вы больше всего проводите свое время;

√ Поинтересуйтесь, где находятся бесплатные зарядные устройства. В некоторых случаях автосалоны позволяют своим клиентам заряжать авто бесплатно;

√ Обратите внимание на удобное скоростное зарядное оборудование. Если такие станции расположены рядом с вашим домом, это может однажды пригодиться;

√ Узнайте, есть ли у вашего поставщика коммунальных услуг какие-либо программы для водителей электрокаров, снижающие плату за электроэнергию.