Современные системы безопасности автомобиля. Для безопасности дорожного движения разрабатываются новые электронные системы безопасности для автомобиля. HHC - облегченный подъем

По имеющимся статистическим данным, большая часть происходит с участием автомобилей, следовательно, именно соображениям безопасности конструкторы и производители машин уделяют повышенное внимание. Большой объем работы в этом направлении производится на стадии проектирования, где осуществляется моделирование всех видов опасных моментов, способных произойти на дороге.

В современные системы активной и пассивной безопасности автомобиля входят как отдельные вспомогательные приспособления, так и достаточно сложные технологические решения. Применение всего этого комплекса средств призвано помочь водителям автомобилей и всем другим участникам дорожного движения сделать жизнь более безопасной.

Системы активной безопасности

Основная задача установленных систем активной безопасности состоит в создании условий для исключения возникновения любого рода . В настоящий момент за обеспечение активной безопасности отвечают в основном электронные системы автомобиля.

При этом стоит учитывать, что главным звеном, обеспечивающим отсутствие аварийных ситуаций на дороге, по-прежнему является водитель. Все имеющиеся в наличие электронные системы должны лишь помогать ему в этом и облегчать управление транспортным средством, исправляя незначительные ошибки.

Антиблокировочная система (ABS)

Антиблокировочные устройства в настоящий момент устанавливаются на большую часть всех транспортных средств. Такие системы безопасности помогают исключить блокирование колес в момент торможения. Это дает возможность сохранять управляемость транспортным средством во всех сложных ситуациях.

Наибольшая необходимость применения систем ABS возникает обычно при перемещении на скользкой дороге. Если во время гололеда блоку управления транспортным средством поступает информация о том, что скорость вращения какого-либо из колес меньше, чем у остальных, то ABS регулирует давление тормозной системы на него. В результате скорость вращения всех колес выравнивается.

Антипробуксовочная система (ASC)

Такой вид активной безопасности можно считать одной из разновидностей антиблокировочной системы, и предназначен он для обеспечения управляемости транспортным средством во время разгона или подъема на дороге со скользким покрытием. Пробуксовка в данном случае предотвращается благодаря перераспределению между колесами крутящего момента.

Система курсовой устойчивости (ESP)

Активная система безопасности автомобиля такого рода позволяет сохранить устойчивость транспортного средства и предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций. В своей основе ESP использует антипробуксовочную и антиблокировочную системы, стабилизируя движение автомобиля. Кроме того, ESP отвечает за просушку тормозных колодок, чем значительно облегчает ситуацию при движении на мокрой трассе.

Система распределения тормозных усилий (EBD)

Распределять тормозные усилия необходимо для того, чтобы исключить вероятность заноса транспортного средства в процессе торможения. EBD представляет собой разновидность антиблокировочной системы и перераспределяет давление в тормозной системе между передними и задними колесами.

Система блокировки дифференциала

Основная задача дифференциала – передача крутящего момента от КПП на ведущие колеса. Такой комплекс безопасности обеспечивает передачу усилия всем потребителям в том случае, когда одно из ведущих колес имеет плохое сцепление с поверхностью, находится в воздухе или на скользкой дороге.

Системы помощи при спуске или подъеме

Включение таких систем серьезно облегчает управление транспортным средством при движении на спуске или подъеме. Цель электронной системы помощи – поддерживать необходимую скорость, подтормаживая одно из колес при необходимости.

Парковочная система

Датчики парктроника задействуются при маневрировании машины с целью предотвратить ее столкновение с другими объектами. С целью предупреждения водителя подается звуковой сигнал, иногда на табло показывается оставшееся расстояние до препятствия.

Ручной тормоз

Основное предназначение стояночного тормоза – в удержании транспортного средства в статическом положении во время стоянки.

Системы пассивной безопасности автомобиля

Цель, которую должна выполнять любая система пассивной безопасности автомобиля состоит в уменьшении тяжести возможных последствий в том случае, если аварийная ситуация все-таки произошла. Применяемые способы пассивной защиты могут быть такими:

  • ремень безопасности;
  • подушка безопасности;
  • подголовник;
  • сделанные из мягкого материала детали передней панели машины;
  • передний и задний бамперы, поглощающие энергию при ударе;
  • складывающаяся рулевая колонка;
  • безопасный узел педалей;
  • подвеска двигателя и всех основных агрегатов, уводящая его под низ автомобиля при аварии;
  • изготовление стекол по технологии, предотвращающей возникновение острых осколков.

Ремень безопасности

Среди всех систем пассивной безопасности, применяемых в автомобиле, ремни считаются одним из основных элементов.

В случае дорожно-транспортного происшествия ремни безопасности позволяют удержать на своем месте водителя и пассажиров.

Подушка безопасности

Наряду с удерживающими ремнями, подушка безопасности также относится к основным элементам пассивной защиты. При возникновении быстро наполняющиеся газом подушки предохраняют находящихся в машине людей от получения травм со стороны рулевого колеса, стекла или передней панели.

Подголовник

Подголовники позволяют обезопасить шейный отдел человека при некоторых видах аварий.

Заключение

Системы активной и пассивной безопасности автомобиля во многих случаях помогают предотвратить возникновение аварийных ситуаций, но лишь ответственное поведение на дороге может в значительной степени гарантировать отсутствие тяжелых последствий.

Что обозначают эти аббревиатуры: DSC, HDS, EBA и т.д.? Публикуем расшифровку и краткие характеристики этих систем автомобиля, направленных на обеспечение безопасности и комфорт.

Основные электронные системы безопасности современных автомобилей

AAR (Automatic Air Recirculation)
Система BMW, автоматически отключающая рециркуляцию (забор) воздуха при обнаружении вредных примесей в нем.

ABC (Active Body Control)
Система активного контроля в Mercedes, служит для регулировки жесткости амортизаторов и величину дорожного просвета.

ACD (Active Center Differential)
Система межосевого дифференциала в автомобилях «Мицубиси», имеет три режима: асфальт, гравий, снег.

ADB-X (Automatic Differential Brake)
Электронная система, входящая в DSC. Подтормаживает буксующие колеса.

ASC+T (Automatic Stability Control + Traction)
Система курсовой устойчивости, пресекает проскальзывание ведущих колес автомобиля.

ASR (Anti-Slip Regulation).
Аналоги: ETS, ESR, TCS, STC, TSC, TRACS, TRC.
Противопробуксовочная система.
В случае возникновения пробуксовки колес автомобиля, система ASR автоматически уменьшает обороты двигателя, и если необходимо, притормаживает колеса, которые начинают буксовать. Может входить в систему ESP

ABS (Anti-Lock Brake System).
Антиблокировочная система тормозов (АБС).
Служит для предотвращения потери сцепления колес автомобиля с дорогой при резком торможении. Препятствует блокировке тормозов при торможении

AWC (ALL Wheels Control)
Используется в полноприводных автомобилях Mitsubishi, осуществляет контроль над крутящим моментом, торможением, усилием на руле и жесткостью подвески.

AYC (Active Yaw Control)
Дифференциал, перераспределяющий крутящий момент между правым и левым колесами для компенсации недостаточной/избыточной поворачиваемости.

BA, BAS (Brake Assist)
В случае экстренного торможения поднимает давление в тормозной магистрали.

CBC (Cornering Brake Control)
Регулирует давление индивидуально в каждом тормозном цилиндре для того, чтобы автомобиль мог тормозить при повороте с максимальной эффективностью. Система разработана инженерами БМВ.

CBS (Condition Based Service)
Опять же разработка баварских автомобилестроителей. Служит для диагностики автомобилей BMW и записывает данные в чип, расположенный в ключе.

DAC (Downhill Assist Control)
Аналоги: HDC, DDS
Контролирует скорость при спуске с горы. Как правило, при движении вперед не более 5-7 км/ч, задним ходом — 3-5 км/ч.

DBC (Dynamic Brake Control)
Аналоги: BA, BAS
Помогает при экстренном торможении, управляет давлением в тормозной системе.

DRC (Dynamic Ride Control) механическая система, изменяющая характеристики амортизаторов. Внедрено инженерами Audi.

DSC (Dynamic Stability Control)
Аналоги: ESP
При возникновении сноса или заноса притормаживает нужные колеса и контролирует тягу двигателя.

DSG (Direct Shift Gearbox)
Роботизированная коробка передач с двойным сцеплением, переключает передачи без разрыва потока мощности.

DSP (Dynamic Shift Program)
Позволяет адаптироваться коробке передач к стилю езды водителя и внешним условиям.

DSTC ((Dynamic Stability and Traction Control)
Аналоги: ASC+T
Динамическая стабилизация и контроль тяги.

DTC (Dynamic Traction Control)
Программа в DSC. Управляет крутящим моментом на ведущих колесах при старте автомобиля и при переключении передач.

EBA (Emergency Brake Assist).
Аналоги: BA, BAS, PA, PABS.
Система помощи водителю при экстренном торможении.
Управляет давлением в гидравлической системе тормозов автомобиля. При экстренном торможении может самостоятельно увеличить давление в тормозной магистрали.

EBD (Electronic Braking Distribution)
Система оптимального распределения тормозного усилия между колесами автомобиля.
Распределяет тормозные силы, ориентируясь на количество пассажиров и загрузку автомобиля, делая торможение более эффективным.

EDS

EDC (Electronic Damper Control)

EDL (Electronic Differential Lock)
Имитирует блокировку дифференциала, подтормаживая одно из ведущих колес.

EPB (Electronic Parking Brake)
Электронная система, имитирующая механический ручной тормоз. При нажатии педели газа отключается.

ESP (Electronic Stability Program).
Аналоги: DSC, VDC, VSC, DSTC, ATTS, VSA.
Система курсовой устойчивости (система стабилизации движения).
Служит для стабилизации движения автомобиля. Срабатывает при возникновении опасной ситуации, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. Понижает обороты двигателя и притормаживает нужные колеса для выравнивания автомобиля на нужную траекторию движения.

EDS (Elektronische Differential Spree)
Система электронной блокировки дифференциала.
На скорости до 40 км/ч система EDS предотвращает пробуксовку одного или обоих ведущих колес при трогании с места, ускорении и движении на подъеме. При пробуксовке одного из ведущих колес система блокирует дифференциал и перераспределяет больший крутящий момент на колесо, имеющее хорошее сцепление с дорогой.

EDC (Electronic Damper Control)
Электронная система регулировки жесткости амортизаторов.
Система EDC адаптирует жесткость амортизатора к переменным условиям дороги и движения. Также позволяет водителю самостоятельно выбирать режим жесткости подвески.

FPS (Fire Prevention System)
При возникновении угрозы пожара перекрывает подачу топлива. Разработка Alfa-Romeo.

HAC (Hill-start Assist Control)
Аналоги: MSR
Исключает пробуксовку при движении в гору, притормаживая ведущие колеса.

HDC (Hill Descent Control)
Аналоги: DAC
Система контроля тяги при спуске с крутых и скользких склонов.
При включении автоматически поддерживает скорость спуска, подтормаживая колеса и снижая обороты двигателя. Стоит на полноприводных автомобилях.

HH (Hill Holder)
Система помощи при троганье в подъем. После того, как водитель отпустил педаль тормоза, удерживает машину от скатывания вниз тормозами в течение 1,5 сек.

MSR (Modulate System Regulation)
Для регулировки крутящего момента на колесах на крутых подъемах, для исключения пробуксовок.

PDS (Park Distance Control)
Парктроник. Ультразвуковые датчики измеряют расстояние до ближайшего препятствия и система оповещает водителя голосом, звуковыми/световыми сигналами.

SRS / Air Bag (Supplemental Restraint System)
Вспомогательная система удержания.
Включает в себя пневматические подушки безопасности Air Bag и преднатяжители ремней безопасности. SRS срабатывает при лобовом и боковом столкновении.

TC (Traction Control)
Аналоги: ASR
Система для уменьшения пробуксовки колес при старте.

TDI (Tire Damage Indicator)
Система для отслеживания давления воздуха в шинах автомобиля.

VDC (Vehicle Dynamic Control)
Контролирует крутящий момент для стабилизации траектории.

VSC (Vehicle Stability Control)
Аналоги: DSC, ESP
При заносе восстанавливает сцепление шин с дорогой, подтормаживая нужные колеса.

WIL (Whiplash Injury Lessening)
Система защиты водителя и пассажиров при ударе сзади. Разработана Toyota.

Безусловно, разных систем безопасности автомобиля много, каждая компания разрабатывает что-то свое. С появлением новых моделей авто внедряются все более передовые системы безопасности и совершенствуются старые. Растет комфорт. Мы будем следить за разработками в этой области.

Если у вас есть что добавить или уточнить – нам.

Алексей Полтавский, Автоклуб78

В последние годы в Европе ведется активная просветительская кампания по внедрению в жизнь автомобилистов так называемых спасательных памяток (по-английски - rescue sheet). Их задача помочь работникам аварийных служб извлекать из попавших в ДТП машин заблокированных в них людей, делая это максимально быстро и безопасно. Тем самым повышая шанс врачей уложиться в правило «золотого часа» - времени, когда жизненно важно оказать первую квалифицированную помощь тяжело пострадавшим.

Rescue sheet представляет собой обыкновенный лист бумаги формата А4 с распечатанной на нем цветной схемой расположения в автомобиле деталей и узлов, представляющих потенциальную опасность. Предназначен он для спасателей, чтобы они при работе на месте аварии ненароком не получили удар током, не перебили газогенератор подушки безопасности или не столкнулись с другими неприятными сюрпризами. Кроме того, памятка точечно указывает места, где легче всего разрезать искореженную машину, чтобы без лишних усилий одолеть высокопрочные стальные конструкции. Предварительно заламинированный документ рекомендуется всегда возить с собой, надежно закрепив его под солнцезащитным козырьком со стороны водителя. Одновременно с этим необходимо наклеить на внутренней стороне лобового стекла специальный стикер, оповещающий работников аварийных служб о наличии спасательного листа в машине. Наклейка крепится либо под зеркалом заднего вида, либо в правом верхнем или нижнем углу стекла слева от водителя. Главное, она не должна препятствовать обзору.


Данная общественная инициатива родилась и проводится при поддержке независимой международной организации Фонд FIA «Автомобиль и Общество», базирующейся в Лондоне. Действует сайт , где подробно разъясняется предназначение спасательных листов, а также предлагается их скачать. Если в списке не окажется нужной модели машины, за разъяснениями необходимо обратиться на сайт автопроизводителя.

Серьезнее всех к этой проблеме подошел Daimler AG. С 2013 года концерн приступил к выпуску новых автомобилей Mercedes-Benz, предусмотрительно нанося на них QR-код, в котором зашифрована вся необходимая техническая информация для спасателей. Эта маленькая квадратная наклейка крепится к внутренней стороне люка топливного бака и к центральной стойке кузова с противоположной стороны. Для получения спасительных данных достаточно просто навести на нее камеру смартфона или планшета. Немцы не стали патентовать свое изобретение, призывая всех автопроизводителей мира последовать ее примеру и сделать наличие QR-кода в машинах обязательным.

Идея 2. «Умный» пешеходный переход

Ежегодно в Испании около 11 тысяч человек становятся жертвами автомобильных наездов, при этом 10 тысяч из них в городской черте. Чтобы побороть эту печальную статистику, на одной из улиц каталонского городка Камбрильс в провинции Таррагона оборудовали необычный пешеходный переход со светодиодной подсветкой, вмонтированной прямо в дорожное покрытие. Стоит приблизиться к нему на определенное расстояние, как датчики давления тут же включают обрамляющие зебру LED-огни, сигнализирующие водителям о необходимости остановиться. Одновременно с этим загораются два знака, обозначающих пешеходный переход. Гаснут они, только когда последний человек покидает опасную зону.

Стоимость такой предупреждающей системы колеблется от 9 до 10 тыс. евро, что, конечно, ощутимо для казны государства. Хотя при монтаже во время укладки дорожного полотна ее обустройство обойдется несколько дешевле. По мнению специалистов компании Llumtraffic, разработавших «умную зебру», переход с подсветкой значительно сократит количество наездов на пешеходов в темное время суток. В будущем также планируется оборудовать аналогичными светодиодными огнями крутые повороты, опасные переезды и другие сложные объекты дорожной инфраструктуры.

Идея 3. Оторвись от мобильника!

Число зависимых от смартфонов людей растет день ото дня. Даже по городским улицам они умудряются перемещаться уткнувшись в экраны своих аппаратов. Их страшит лишь одно - потеря связи с виртуальным информационным пространством. И немудрено, что эти зачарованные безумцы частенько попадают под колеса автомобилей. Как уберечь их от собственной глупости, а заодно защитить и водителей от встречи с такими неадекватными пешеходами?

Свой способ предложили шведские художники Якоб Сэмплер и Эмиль Тиисман. Они придумали новый дорожный знак, напоминающий пешеходам о необходимости оторвать взгляд от мобильника при пересечении проезжей части. Это знак треугольной формы с красной окантовкой, на желтом поле которого изображены силуэты мужчины и женщины, склонившиеся над телефонами. Новые знаки уже появились на улицах Стокгольма, хотя, по правде говоря, эффективность их довольно сомнительна. Ведь крепятся они довольно высоко над землей, и чтобы заметить их, нужно поднять голову. Скорее всего, они больше призывают к бдительности водителей.


А вот в Испании поступили практичнее. Они решили, что раз взгляд мобильных зомби постоянно устремлен вниз, то гораздо действеннее размещать предупреждения об опасности прямо на асфальте. Так муниципальные власти города Сан-Себастьян-де-лос-Рейес, расположенного неподалеку от Мадрида, в качестве эксперимента перед некоторыми пешеходными переходами нанесли на дорожное полотно надпись «Не наступай на меня, когда пользуешься мобильником». Все-таки больше шансов, что такой наземный призыв возымеет свое действие.

Недавно мы говорили о том, обозначающие системы активной безопасности авто. А также о том, что они из себя представляют. Но что по поводу развития сферы безопасности авто? На что сейчас делают акцент автопроизводители? Что будет в приоритете в будущем? Если взять во внимание новые тенденции, разработки, призванные бороться за безопасность, то вырисовывается следующая картина: системы активной безопасности несомненно продолжают совершенствоваться, автомобили делают максимально удовлетворяющими запросам мировых крэш-тестов, а требование последних становятся все строже, а также появляется все больше систем, способных не просто предотвращать аварийные ситуации, а предугадывать их потенциально опасное развитие и принимать соответствующие меры по недопущению или подсказывать водителю, что делать в критической ситуации. Короче говоря, дополнительные (к имеющимся у водителя J) «мозги», «уши», «глаза», «реакция» и прочие, учитывающие не «физику» автомобиля, а «психологию» водителя.

О чем это я? Ну, например, вот некоторые интересные из них:

Системы автоматического торможения

Уже можно встретить как опцию на современных авто. Такая система предотвращает столкновения при скорости 15-30 км/ч (у разных моделей и разных производителей – разные показатели). Обычно автомобили с такой опцией располагают радаром, который спрятан под решеткой радиатора, он распознает препятствия на пути и передает инфо водителю и автомобилю. В ближайшем будущем, обещают разработчики, такие системы будут действовать при скоростях от 60 км/ч и выше, избегая столкновения не только со статически стоящим автомобилем, но и с динамическими препятствиями, например, с выбежавшим на дорогу пешеходом, животным и пр. Новые системы смогут не только останавливать автомобиль, но даже объезжать препятствие, при этом не мешая другим участникам дорожного движения.

Совсем недавно Американский страховой институт дорожной безопасности (IIHS) провел испытания систем автоматического торможения перед препятствием и предупреждения водителя о возможном фронтальном столкновении. В результате почти все протестированные модели (21 из 24-х) показали высокие результаты, что свидетельствует о том, что производители серьезно работают над этой функцией.

Автотормоз может также работать в паре с системой аварийного подруливания, которая корректирует направление автомобиля.

Как себя чувствует водитель?

Система, которая контролит хозяина – следит за состоянием здоровья водителя, вовремя предупреждая ДТП, если водителю неожиданно стало плохо, авто, включив аварийку и снизив скорость, сможет аккуратно припарковывается на обочине без участия водителя; а также, если водитель устал и есть вероятность, что уснет за рулем, система может его разбудить звуковым сигналом.

В кресле авто с такой системой есть датчики, которые контролируют сердечную деятельность (и не только) водителя, или (что также зависит от производителя) установлены видеокамеры, сканирующие мимику, частоту моргания и движения глаз; а также в машине могут быть разные приборы, датчики, видеокамеры, которые отслеживает перемещения авто относительно дорожной разметки. Как только система определит, что частота подруливаний и виляний превышает допустимую норму, будет вмешиваться в процесс. Первопроходцем в создании таких систем стала Volvo, у этого производителя такая функция называется Driver Alert Control.

Парковочные ассистенты

Уже тоже не диковинка, что автомобиль может сам выбрать место и самостоятельно припарковаться. И ранее об этом мы . Причем, водитель может даже не находиться в салоне и даже вообще уйти с парковки, дав команду «припарковаться» с брелка авто или смартфона одной кнопкой / в одно касание.

Соцсети для общения автомобилей

Еще одна разработка, над которой сейчас трудятся производители, – научить общаться авто между собой в глобальном масштабе. Бортовая электроника машины через соцсеть будет получать необходимую информацию от других участников движения (инфо об авариях, происшествиях, опасных участках дороги и пр.), анализировать ее, вовремя принимать нужные действия, корректировать при надобности маршрут своего движения и пр.

Глобальная система пока получила кодовое название V2V, и ее запуск запланирован на 2019-й в США. Принцип работы V2V прост: автомобили массово оборудуются специальным процессором с передатчиком, посредством беспроводной сети V2V будет посылать транспортным средствам в радиусе мили свои координаты, скорость езды и прочие параметры. Полученная информация будет анализироваться, передавать важные сообщения водителю.

А европейские автопроизводители работают над созданием социальной сети Car2X, которая должна будет объединить автомобили марок Audi, BMW, Citroen, Ford, Honda, Mercedec-Benz, Opel, Peugeot, Renault, Volkswagen, Volvo.

Также известно, что некоторые авто одного бренда уже получают системы общения между собой и могут обмениваться сообщениями об опасности, например, что на пути участок с гололедом или пробка ввиду сильной аварии и пр.

Распознавание дорожных знаков

Такую фишку в своем арсенале уже имеют многие известные автопроизводители, например, Audi, BMW, Ford, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen и пр. И эти системы распознавания знаков имеют типовую конструкцию, включающую видеокамеру на ветровом стекле за зеркалом заднего вида, блок управления и экран, на который выводится инфа для водителя.

Камера охватывает зону расположения дорожных знаков, все фиксирует и передает изображение в электронный блок управления, который производит следующий алгоритм работы:

    • распознавание формы дорожного знака;
    • распознавание цвета;
    • распознавание надписи;
    • распознавание информационной таблички;
    • анализ фактической скорости автомобиля;
    • сравнение скорости автомобиля с максимально допустимой скоростью;
    • визуальное и звуковое предупреждение водителя при отклонении.

Подобной является система ночного видения. Только тут используется камера, датчики, которые позволяют получать информацию с неосвещенных участков дороги.

Автопилот

Ну, и глобальное, над чем сейчас активно работают автопроизводители, – автопилот. То есть авто, которые смогут возить пассажиров без участия водителя. И уже активно проводятся испытания. Например, в мае этого года Volvo выпустила на улицы Швеции 100 своих моделей с беспилотной функцией. Сейчас собираются все данные об их поездках, чтобы повысить эффективность использования технологии и усовершенствовать ее.

Что вы об этом думаете? И какие системы хотели бы видеть в своем авто?

  • , 03 Июл 2014

Первые шаги на пути к автомобильной безопасности.

По мере развития автомобилестроения, автомобильной безопасности уделяли все больше и больше внимания. На первых порах автомобиль обзавелся яркими ацетиленовыми фарами и примитивной тормозной системой (колодочная). Данная тормозная система не подходила для резиновых шин, поэтому на машины вскоре стали устанавливать сначала ленточные тормоза, а потом и барабанные (которые срабатывали только на задних колесах). Только с 1910-го года появляется тормозная система на все четыре колеса.

По мере возрастания мощности автомобильных двигателей, появляются различные автомобильные устройства и системы, помогающие и облегчающие вождение машины, а также, исключающие многие опасные ситуации на дороге. Речь идет о дворниках, зеркалах заднего вида, противотуманных фарах, которые впервые появились на модели "Cadillac" 1938 года. Первыми поворотниками "обзавелись" автомобили фирмы Buick в 1939 году. Инженерами компании "Volvo" в 1944 году было разработано многослойное ветровое стекло, которое выдерживало сильные столкновения и не рассыпалось на осколки.

После внедрения в автомобильную промышленность гидравлических, а также электрических систем многие автопроизводители начали активно задействовать новые системы безопасности. К примеру, в 1921 году автомобили стали оснащаться гидравлическими тормозами, а в 1923 году на моделях "Renault" появился усилитель тормозной системы. Двухконтурную тормозную систему впервые стали использовать на автомобилях марки "Volvo" в 1966 году.

Разработанные Джоном Бойдлом Данлопом надувные шины из каучука значительно повысили комфортабельность поездок на машине. Салон стал более удобным, а сам автомобиль стал демонстрировать более плавный и надежный ход, управляемость заметно возросла. В 1904 году, благодаря стараниям компании "Continental", появляются рельефные покрышки, а спустя 42 года, "Michelin" начали выпуск шин с радиальным расположением нитей корда. Такой вариант покрышек активно используется в наши дни.

Системы пассивной безопасности.

Развитие систем автомобильной безопасности невозможно без совершенствования пассивной безопасности, основная задача которой – защитить пассажиров от возможных травм. Без непосредственных экспериментов, прогресс в этой области будет крайне невелик. Поэтому, начиная с середины двадцатого века, автопроизводители начали проводить краш-тестирования своих автомобилей. Примерно в те же годы появляются первые ремни безопасности, которыми оснащались салоны автомобилей Ford. Интересен тот факт, что первый патент на автомобильный ремень был выдан еще в 1885 году американцу Эдварду Клэгхорну, которым был изобретен ремень безопасности с двумя точками фиксации. Более совершенными (трехточечными) ремнями безопасности стали комплектоваться автомобили марки "Volvo" в 1956 году. Чуть позже, ремни безопасности усовершенствовали, сделав их "подвижными", что повысило уровень безопасности и комфорта пассажиров. Преднатяжители для ремней безопасности стали устанавливать только в 1984 году.

Работу над конструкцией автомобильной кабины можно также отнести к улучшению пассивной системы безопасности. Для снижения повреждений, полученных в результате лобового столкновения, конструкторы стали применять в изготовлении кузова прочные и одновременно эластичные сорта стали. Рулевые колонки нового типа, разработанные фирмой "Mercedes" в 1966 году, в момент аварии не причиняли водителю сильного ущерба. В 1971 году на автомобили "Saab" стали устанавливать новые энергопоглощающие лобовые стекла, а в 1977 году двери модели "Saab 99" укрепили защитными боковыми балками. Для защиты шеи и головы пассажиров с 1968 года в салонах автомобилей "Volvo" появляются специальные подголовники, которые подверглись дальнейшему усовершенствованию лишь в 1995 году. В таком виде их можно увидеть на автомобиле "Saab 9-5".

Несмотря ни на что, основным элементом пассивной системы безопасности по-прежнему являются подушки безопасности , или, как их еще принято называть – айрбэги. Впервые такие системы были введены в 1973 году компанией "General Motors", их основное предназначение – защита пассажиров от увечий в момент аварии. Немного обновленную систему защиты представил концерн "Audi" в 1986 году. Она называлась "Procon-ten". В случае столкновения одновременно срабатывали и подушки безопасности и натяжители ремней, что гарантировало лучшую защиту от травм и повреждений. Дальнейшее совершенствования подушек безопасности привело к появлению в автомобильном салоне шторок безопасности, айрбэга для защиты колен и боковых подушек безопасности.

С середины 70-х годов особое внимание стало уделяться безопасности детей в транспорте. В 1978 году в Америке был принят закон, обязующий водителей перевозить детей в автомобиле в специализированных сидениях. К утверждению единого стандарта детского автокресла пришли только в 1995 году.

С 2005 года мировые организации по обеспечению дорожной безопасности потребовали от автопроизводителей уделять больше внимания защите пешеходов. С целью уменьшения повреждений, которые может нанести машина пешеходу, конструкцию передней части автомобиля стали делать более вертикальной, добавили новые сенсоры и датчики. Примером такой машины может послужить "Honda Legend", оснащенная подъемным капотом с пиропатронами для защиты пешеходов в момент наезда. Помимо этого, хонда оснащена инфракрасными датчиками, которые различают людей на дороге даже в условиях плохой видимости.

Основной функционал систем активной безопасности.

Под понятием активной автомобильной безопасности подразумевается использование разнообразных систем и технологий, направленных (в основном) на предупреждение аварии. Посредством воздействия на тормоза, подвеску и рулевое управление возможно уберечь автомобиль от столкновения на дороге. Технологическим прорывом в деле обеспечения активной безопасности стала разработка антиблокировочной системы ABS (Anti-lock Braking System). Первые варианты этой системы были представлены еще в начале 70-х годов, однако широкое распространение эта технология получила лишь в 80-х. Первым автомобилем, на который была установлена система ABS, стала модель "Mercedes-Benz 450 SEL".

Трудно переоценить эффективность антиблокировочной системы. ABS предотвращает блокировку колес автомобиля в момент торможения, благодаря чему водитель в экстренной ситуации не теряет управление над автомобилем и "удерживает" его на дороге. В настоящее время система ABS применяется как на иностранных автомобилях, так и на отечественных.

В начале 90-х годов компанией "Bosch" была представлена электронная система стабилизации движения (ESP). Впервые данную систему установили на "Mercedes S600". В настоящее время этой системой оснащаются все автомобили, которые проходят краш-тесты серии EuroNCAP. Система ESP отслеживает ускорение автомобиля и следит за вращением рулевого колеса, также контролирует работу трансмиссии и двигателя, предотвращает занос автомобиля и удерживает его на безопасной траектории движения, тем самым дополняя ABS.

Другой составляющей активной системы безопасности являются автомобильные шины, главной задачей которых является обеспечение не только высоких показателей комфорта и проходимости, но и надежного сцепления с дорогой при любой погоде. Определенным успехом в развитии шинной продукции можно посчитать начало производства в 1972 году зимних шин "ContiContact", производством которых стала заниматься компания "Continental". Материалы, которыми пользовались при изготовлении такой резины, были приспособлены к низким температурам, а протектор обеспечивал оптимальное сцепление с обледенелой и заснеженной дорогой.

Перспективы "резиновых" автомобилей.

На современном этапе развития автомобильных систем безопасности наступил такой момент, когда над созданием новых технологий в данной области, сотрудничают многие мировые производители автомобилей. Активно используются технологии GPS, благодаря которым возможен обмен информацией между автомобилями: ситуация на дороге, скорость движения и траектория.

Активно ведутся разработки над улучшением подушек безопасности. Новая технология i-SRS компании "Honda" позволяет раскрывать подушку безопасности поэтапно. Благодаря чему она на самом деле становится "безопасной", поскольку не травмирует пассажиров в момент своего срабатывания.

К наиболее прогрессивным системам безопасности можно отнести наработки компании "Toyota Motors". Их система, размещенная в салоне автомобиля, следит за состоянием водителя. Если она замечает какие-то отклонения: водитель отвлекся, стал невнимательным или даже начал засыпать за рулем, то срабатывает система предупреждения, которая будит водителя.

Возможности автомобилей будущего действительно поражают. Согласно концепткарам японской компании "Honda", кузов футуристического автомобиля "Puyo" выполнен из материалов, произведенных на основе силикона. Даже при наезде на пешехода травматичность будет минимальной, потому что кузов автомобиля мягкий.

Так или иначе, волноваться нужно не только за жизни пешеходов, пассажиров или водителя. Сам автомобиль также подвержен большому риску. Если он не застрахован, то это большое упущение. К счастью застраховать автомобиль сейчас проще простого, ведь есть удобные сервисы наподобии ОнлайнОсаго . На этом ресурсе вы сможете быстро отыскать себе самый выгодный, доступный и простой вариант страховки.