Сообщение про обязанности пассажира. Права и обязанности пассажиров транспортных средств. Что запрещено пассажиру

Собственно, обязанностей у пассажира 2 - купить билет и соблюдать правила поведения при осуществлении перевозки. Комплекс прав пассажира намного шире, поэтому начнем с них.

Права пассажира корреспондируют с обязанностями перевозчика. Правила в различных статьях выделяют следующие права пассажира:

Для проезда в поездах дальнего и местного следования пассажиры имеют право:

  • а) приобретать проездные документы (билеты) на любой поезд и в любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров;
  • б) провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
  • в) делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;
  • г) продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, а в случае непредоставления пассажирам мест в поезде - на время до отправления следующего поезда, в котором пассажирам будут предоставлены места;
  • д) выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
  • е) возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов либо вследствие болезни или несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа от поездки получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты;
  • ж) переоформить проездные документы (билеты) для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания дополнительных платежей в случае прибытия поезда, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения, после отправления поезда, согласованного для переприцепки такого вагона. Аналогичный порядок действует и для пассажиров, следующих с пересадкой в пути следования и имеющих проездные документы (билеты), приобретенные в пункте первоначального отправления, на согласованный поезд от железнодорожной станции пересадки;
  • з) продлить срок действия проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования при неиспользовании вовремя бесплатных или льготных проездных документов (билетов).

Проезд детей в поездах дальнего и местного следования в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых не допускается, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы.

При возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего или местного следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:

  • а) не позднее, чем за 15 часов до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • б) менее чем за 15 часов, но не позднее, чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
  • в) менее чем за 4 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается;
  • г) получить обратно деньги при возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее, чем за 24 часа до отправления поезда, на который оформлен проездной документ (билет), - в размере стоимости проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда - в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный настоящим пунктом.

Независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда деньги в размере стоимости проезда выплачиваются в случае отмены поезда, задержки отправления поезда, непредоставления указанного в проездном документе (билете) места или несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира на согласованный поезд в пункте пересадки, произошедшем по вине железной дороги;

д) получить обратно деньги в размере стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние при прекращении поездки в пути следования. Возврат причитающейся пассажиру суммы осуществляется в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращаются деньги в размере стоимости проезда непроследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, - в размере стоимости проезда.

В случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного #M12293 0 9056228 1265885411 7616774 4294958186 1784596259 2911201695 1624746512 396586 938статьей 130 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации"#S, в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной претензии пассажир прилагает проездной документ (билет).

Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) на поезда дальнего и местного следования не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. При наличии возможности восстановить или идентифицировать указанные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановление проездных документов (билетов) производится только в случае утраты или порчи проездных документов (билетов), оформленных на проезд от и до железнодорожных станций российских железных дорог в поездах и вагонах формирования российских железных дорог. Возврат денег по испорченным проездным документам (билетам) производится железной дорогой при наличии отметки железнодорожной станции о времени обращения пассажира в билетную кассу.

Каждый пассажир имеет право занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест при приобретении проездного документа (билета) пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их полной стоимости.

Пассажир имеет право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории с разрешения начальника поезда (механика-бригадира). В этом случае пассажир должен заявить об этом начальнику поезда (механику-бригадиру) через проводника вагона. При занятии места в вагоне более высокой категории пассажир оплачивает разницу в стоимости проезда начальнику поезда (механику-бригадиру).

В случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Кроме этого, пассажиры, как правило, за отдельную плату имеют право на дополнительный комплекс услуг. В частности, при проезде в поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена в стоимость проезда. В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс сервисных услуг.

Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В поездах дальнего и местного следования пассажиры за отдельную плату обеспечиваются питанием в вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составах указанных поездов). Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафе определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Пассажир вправе отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда. При этом железная дорога возвращает пассажиру деньги в размере провозной платы.

Каждый пассажир имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Каждый пассажир имеет право при предъявлении проездного документа (билета) сдать за плату для перевозки багаж, а железная дорога обязана принять его и отправить ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или почтово-багажным поездом. Пассажиры могут предъявить для перевозки багаж, а отправители - грузобагаж с объявленной ценностью, за что взимается сбор. Если у работника железнодорожной станции возникли сомнения в правильности оценки пассажиром или отправителем своего багажа или грузобагажа, он имеет право потребовать вскрытия пассажиром или отправителем багажа или грузобагажа для проверки. Стоимость багажа или грузобагажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Продукты питания перевозятся багажом или грузобагажом без объявления ценности и под ответственность отправителя в порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.

Теперь об основных обязанностях пассажира.

Для проезда в поезде сообщения пассажир обязан приобрести проездной билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы, либо проездной билет на поездах дальнего следования. Нарушение пассажиром данного обязательства ведет к недействительности договора перевозки. Пригородный билет для разовой поездки туда действителен на одну поездку туда в соответствии с датой, указанной в нем. На проезд обратно билет действителен в течение одних суток, не считая дня продажи, а также общевыходных и праздничных дней. Если срок действия пригородного билета заканчивается в пути, билет является действительным до прибытия пассажира на железнодорожную станцию назначения.

Пассажир обязан оплатить багаж (в том случае, если он у него есть). Багаж и грузобагаж принимаются к перевозке без вскрытия упаковки. В случае если багаж или грузобагаж предъявлен в неисправной упаковке, железная дорога отказывает в приеме его к перевозке. Запрещается перевозить в составе багажа или грузобагажа деньги, облигации, документы и другие ценности, бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т. п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа или грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или железной дороге. Пассажир обязан соблюдать правила хранения багажа. Вес одного места ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 килограммов, и каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его переносить. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как отдельное место. Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажир. Не допускается сдача на хранение в ручной клади денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии на железнодорожной станции специализированной камеры хранения.

Пассажир обязан соблюдать правила внутреннего распорядка на поездах дальнего следования и пригородного сообщения. В пассажирских вагонах поездов дальнего и местного следования курение разрешается в установленных для этого местах. В вагонах пригородных поездов, в том числе в тамбурах, курение запрещается. В случае нарушения порядка пассажир может быть удален из поезда без возвращения ему денег, потраченных за билет.

Жд и органы правопорядка имеют право удалить пассажира из поезда в случаях, установленных Правилами. Лица, имеющие право на удаление пассажира из поезда следующие:

  • а) работники органов внутренних дел - если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;
  • б) врачебно-медицинский персонал - если он находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и при этом нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются соответствующие лечебно-медицинские учреждения. В этом случае начальник железнодорожной станции по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему денег в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке и продлении срока действия проездного документа (билета).

Водитель пассажирского автобуса, в первую очередь, обязан заботиться о безопасности людей во время движения автотранспортного средства при любых погодных условиях.
Для обеспечения максимальной безопасности пассажиров разработаны специальные должностные инструкции, которые водитель должен знать и соблюдать.

Сборник инструкций для водителей, осуществляющих пассажирские автоперевозки, закреплен Приказом, выпущенным Министерством транспорта 1 января 1986 года.
Документ включает в себя следующие подразделы:

  • общие обязанности, распространяющиеся на водителей, занимающихся перевозками людей;
  • обязанности водителя, осуществляемые до выполнения рейса и в момент движения автотранспорта;
  • требования при выполнении рейсов в сложных условиях;
  • требования при работе в вечернее и ночное время при недостаточном естественном освещении;
  • особенности, которые необходимо учитывать при работе в весенне-летний период;
  • особенности работы водителей в осенне-зимний период;
  • правила эвакуации людей при наступлении экстренного случая;
  • обязанности водителя при перевозке в автобусе детей;
  • обязанности, возникающие при перевозке людей и требования, предъявляемые к транспортному средству;
  • условия безопасного проезда при движении автотранспорта с пассажирами, продолжительность которого составляет более 1 рабочей смены;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим при аварии и в иных чрезвычайных ситуациях.

Что должен знать водитель

Водитель любого автобуса, перевозящего людей обязан знать:

  • правила дорожного движения. На знание ПДД периодически проводятся проверки;

Кроме этого при пересадке с одного автотранспорта на другое водитель должен пройти переподготовку с учет не только технических знаний, но и правил движения.

  • правила эксплуатации автобуса, на котором работает;
  • правила использования средств оповещения пассажиров при осуществлении регулярных рейсов;
  • технику безопасности при движении и остановке автотранспортного средства, а так же правила пожарной безопасности;
  • способы выявления и устранения неисправностей автотранспорта, являющегося рабочим местом водителя;
  • порядок вызова экстренной помощи при невозможности устранить неисправность самостоятельно;
  • способы связи с персоналом, обслуживающим перевозку пассажиров. Быстрая связь может потребоваться при необходимости изменения маршрута движения, при наступлении чрезвычайных обстоятельств и так далее. Для связи могут использоваться сотовый телефон или рация;
  • маршрут движения, места остановок для посадки (высадки) пассажиров, опасные участки на пути следования автобуса, пути объезда в случае ремонтных работ на дороге, а так же расположение лечебных учреждений, заправочных станций и станций контроля технического состояния автобуса на маршруте;
  • правила перевозки людей в автобусе, а так же правила провоза багажа и ручной клади, разработанные и утвержденные Министерством транспорта РФ;
  • правила по тарифам и взиманию платы за проезд в регулярных маршрутах;
  • особенности вождения транспорта в зимнее время или при наступлении плохой погоды;
  • порядок действий при возможности террористического акта или обнаружения в салоне автобуса оставленных предметов;
  • режим труда и отдыха, который требуется соблюдать водителю при длительных поездках;
  • порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра;
  • перечень документов, которые необходимо иметь при совершении рейса и предъявлять сотрудникам автоинспекции для проверки;
  • нормативные акты, действующие в транспортной компании и личную должностную инструкцию.

Обязанности водителя автобуса при перевозке людей

Обязанностями водителя, осуществляющего перевозку людей автобусами, являются:

  • необходимость прохождения определенных процедур перед выполнением рейса, к которым относятся:
    • проверка технического состояния транспортного средства. Проверке подлежат: внутреннее и внешнее состояние автобуса, который должен быть в чистом виде, наличие топлива в баке, соответствие шин погодным условиям, наличие зеркал для заднего вида, исправность всех устройств, влияющих на безопасность движения, корректную работу аварийных выходов, системы вентиляции и отопления салона, наличие инструментов, огнетушителей, аптечки первой помощи;
    • прохождение медицинского контроля перед отправкой в рейс. Медицинский работник обязан осмотреть водителя на общее состояние здоровья, при необходимости замерить температуру тела, проверить артериальное давление, при наличии подозрений взять пробу на алкоголь или наркотики;
    • получение документов: свидетельство о регистрации, путевой лист, полис ОСАГО, маршрутную карту или договор на заказную перевозку, список пассажиров (для перевозки по заказу).
  • во время движения автотранспортного средства:
    • четкое следование указанному в документах маршруту и указаниям диспетчерской службы;
    • слежение за посадкой и высадкой пассажиров. При этом начинать движение можно только с закрытыми дверями. Исключением из этого правила являются ледовые переправы, движение по которым требуется осуществлять с открытыми дверями;
    • резкое торможение и быстрый разгон допускаются только в экстренных случаях. Во всех остальных ситуация водитель обязан соблюдать плавность хода автобуса и не допускать резкого маневрирования;
    • соблюдать скоростной режим, рекомендованный не только дорожными знаками, но и погодными условиями;
    • во время движения не отвлекаться на пассажиров и иные действия;
    • в случае обнаружения неисправности остановиться, сообщить пассажирам и диспетчерской службе, при необходимости вызвать помощь;
    • при ДТП оказать пострадавшим первую помощь.
  • после прибытия в пункт назначения или окончания регулярных рейсов:
    • сообщить механику, ответственному за выпуск автотранспорта на линию, обо всех выявленных недостатках или неисправностях автобуса;
    • сдать документы диспетчеру, который обязан проставить соответствующие отметки после окончания перевозки или рабочей смены.

На предприятии

Если осуществляется перевозка людей, работающих на предприятии, и для этого используется собственное транспортное средство, то водитель автобуса обязан:

  • перед рейсом произвести осмотр автотранспорта и убедиться в его исправности;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • получить у диспетчера (ответственного сотрудника) документы на перевозку с указанием маршрута движения, приблизительного времени отправления и прибытия (путевой лист);
  • произвести доставку людей. При этом требуется четкое соблюдение ПДД, скоростного режима, правил безопасности;
  • сдать диспетчеру путевой лист и указать такие параметры, как пробег, совершенный за перевозку, количество оставшегося бензина и так далее.

Школьного транспорта

При перевозке детей школьными автобусами водитель обязан:

  • проверять техническое состояние автобуса перед осуществлением каждой перевозки;
  • проходить медицинский контроль перед перевозкой;
  • производить посадку (высадку) детей исключительно в полностью безопасных местах;
  • не производить перевозку при неработающих стеклоочистителях в темное время суток или плохую погоду;
  • не перегружать автобус. Максимальное количество маленьких пассажиров должно соответствовать количеству посадочных мест;
  • не допускать открытия окон в салоне, так как открытое окно может стать причиной причинения ущербу здоровью ребенка;
  • не производить перевозку детей без старших, являющихся сопровождающими и отвечающих за безопасность детей во время движения;
  • не превышать скорость движения. Максимальная скорость для школьного автобуса – 40 км/ч.

Маршрутного автобуса

Маршрутные автобусы должны двигаться строго по указанному маршруту с соблюдением всех остановок, указанных в документации.
Водитель маршрутного автобуса обязан:

  • проверить исправность автобуса перед выходом в рейс;
  • пройти медицинское освидетельствование перед выпуском на линию;
  • получить документы и при отсутствии кондуктора билеты для пассажиров;
  • строго соблюдать указанный маршрут;
  • сообщать пассажирам о прибытии на остановку;
  • производить остановку исключительно в специально оборудованных местах;
  • ограничивать вместимость автобуса по своему усмотрению;
  • не начинать движение от остановки с открытыми дверями;
  • производить продажу билетов исключительно на остановках;
  • соблюдать все правила дорожного движения.

Какие имеет права

Водители автобусов, помимо обязанностей имеют следующие права:

  • вне очереди получать питание в столовой автобазы или на конечных и промежуточных станциях;
  • отклоняться от существующего графика движения при городском маршруте не более чем на 5 минут, в пригородных маршрутах на 7 минут, при осуществлении междугородних перевозок на 10 минут, при работе на международных маршрутах не более (менее) чем на 30 минут;
  • самостоятельно контролировать наличие билетов у пассажиров и осуществлять взимание штрафов при отсутствии документов на проезд;
  • на маршрутах, проходящих за пределами города, производить высадку (посадку) пассажиров вне оборудованных мест. При этом должны четко соблюдаться правила движения в области остановки и стоянки;
  • контролировать поведение пассажиров при перевозке и при необходимости принимать меры по урегулированию обстановки;
  • требовать от руководства транспортной компании, в которой водитель работает соблюдения режимов труда и отдыха при работе с пассажирами.

Ответственность за нарушение должностных обязанностей

Водитель самостоятельно несет ответственность:

  • за несоблюдение ПДД;
  • за неисполнение правил, предусмотренных нормативными актами, в том числе ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров;
  • за безопасность пассажиров в пути следования;
  • за сохранность доверенного в управление транспортного средства;
  • при выполнении регулярной перевозки за сохранность выручки от продажи билетов при отсутствии кондуктора;
  • за перерасход топлива по собственной вине, то есть в ситуации когда невозможно доказать обоснованность перерасхода нормы бензина;
  • за самовольное использование автобуса не по назначению. Например, в личных целях.

Ответственность устанавливается в рамках российского законодательства.

Водитель автобуса, осуществляющего перевозку людей, должен знать, не только как управлять транспортным средством, но и как вести себя в той или иной ситуации, а так же как оказать первую помощь пострадавшим пассажирам.

Для этого водители проходят постоянные стажировки и переобучения. Водитель несет ответственность перед пассажирами за безопасность перевозки и перед владельцем автобуса за сохранность принадлежащего ему имущества.

Видео: 01.10.2017 - Нарушения правил перевозки пассажиров продолжаются.

Документы водителя/владельца транспортного средства

Водитель
обязан иметь при себе и по требованию инспектора предоставлять
определенный набор документов, а именно водительское удостоверение
(права), свидетельство о регистрации транспортного средства, в случае,
если водитель не является владельцем ТС и в автомобиле владелец
отсутствует — доверенность, полис обязательного страхования (ОСАГО).

Паспорт транспортного средства (ПТС)

Паспорт
транспортного средства основной документ, по сути его можно сравнить с
вашим свидетельством о рождении. Выдает его изначально
завод-изготовитель и в дальнейшем он переходит от владельца к
владельцу. Возить с собой его не нужно, а требуется он в основном
только при регистрации и снятии с регистрации транспортного средства.

При
покупке автомобиля бывшего в употреблении, первое знакомство с ним
стоит начинать именно с ПТС, в нем значатся все владельцы этого
автомобиля. Если вам предъявляют дубликат есть смысл насторожиться – а
сколько было у него владельцев, ведь если их добрый десяток, а то и
больше, говорить о сохранности авто нет смысла.

Водительское удостоверение

Водительское
удостоверение не дает право управлять каким-то конкретным транспортным
средством, а подтверждает ваше умение управлять транспортными
средствами определенной категории. Этот документ можно сравнить с
дипломом об окончании ВУЗа.

Все транспортные средства (за
исключением троллейбусов и трамваев) подразделяются на пять основных
категорий, именно эти категории указываются в водительском
удостоверении:

  • «А» — мотоциклы;
  • «В» — легковые автомобили и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой мене 3,5 т.;
  • «С» — грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 т;
  • «D» — автобусы;
  • «Е» — транспортные средства с прицепом грузоподъемностью более 750 кг.

Свидетельство о регистрации

Свидетельство
о регистрации еще называют техпаспортом, в нем указываются самые важные
данные транспортного средства, по которым можно точно соотнести
автомобиль и документ. Это марка автомобиля, тип и цвет кузова,
номерные агрегаты (двигатель, кузов и т.п.), технические характеристики
транспортного средства. Кроме этого в техпаспорт внесены данные
настоящего владельца, т.е. если при проверке документов оказалось, что
свидетельство о регистрации у вас отсутствует, инспектор вправе
задержать транспортное средство до тех пор, пока не будут предоставлены
соответствующие документы.

Ещё на InDrive.Net:

05. Применение специальных сигналов

В случае если владельцем
автомобиля являетесь не вы, необходимо при себе иметь доверенность на
право эксплуатации транспортного средства, не обязательно нотариально
заверенную.

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности

Водитель
обязан при себе иметь полис ОСАГО, данные водителя должны быть внесены
в перечень водителей в полисе (если полис с ограниченным числом лиц).

До
сих пор по поводу ОСАГО ломают копья, хотя уже и в меньшей степени, чем
вначале. Высказываются диаметрально противоположные мнения о
необходимости и форме страхования, вносятся поправки в
законодательство. Но все же мнение большинства: это шаг вперед к
цивилизованной форме общения после ДТП.

Страхуют вашу
ответственность в результате ДТП перед невиновной стороной, т.е. если
произошла авария и вы при этом виновны, а ущерб, к примеру, составляет
20 тыс. рублей, эту сумму пострадавшему за вас выплатит ваша страховая
компания, повреждения же вашего автомобиля вы восстанавливаете своими
силами.

Не путайте ОСАГО и КАСКО. КАСКО — страхование
добровольное и возмещение получает тот, кто застраховал свой
автомобиль. Допустим в лобовое стекло вашего застрахованного автомобиля
на трассе попал камень, в результате стекло повреждено, если полис
КАСКО подразумевает подобный страховой случай, вы получите возмещение
убытка.

Дорожно-транспортное происшествие

Основные
причины ДТП: нарушения ПДД со стороны водителей - 74,3%, нарушения ПДД
со стороны пешеходов - 30,8%, неудовлетворительное состояние улиц и
дорог - 22,7%, технические неисправности т.с - 2,5%. Да, прав был
Николай Васильевич, в России две беды: дураки и дороги…

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

С
позиций Правил, не всякое столкновение с участием транспортных средств
является ДТП. Попробуем разобраться с этим поподробнее. Итак, дорожно-транспортное происшествие
– событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен
другой материальный ущерб. В соответствии с приведенной
формулировкой для отнесения события к ДТП необходимо наличие как
минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само
событие должно быть связано с этим транспортным средством и
последствия события должны соответствовать перечисленным в определении.

Таким
образом, внезапная смерть в транспортном средстве водителя или
пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, т.к. это
событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя
отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо
неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле. К ДТП не относятся
события, возникшие вне дорог, т.е. столкновение на территории АЗС
номинально не относится к ДТП.

Ещё на InDrive.Net:

07. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

В случае ДТП водитель обязан
немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, выставить
знак аварийной остановки на соответствующем расстоянии (в населенном
пункте не менее 15 м, вне населенного пункта не менее 30 м). Если
транспортные средства перекрывают движение другим, принять меры к
освобождению проезжей части, предварительно обозначив места, имеющие
непосредственное отношение к ДТП (осколки фар, положение автомобилей и
т.п.). Дальнейшее развитие событий может идти по двум путям: если есть
пострадавшие вызвать ГИБДД и скорую медицинскую помощь, если
пострадавших нет и водители взаимно согласны относительно ДТП, при
свидетелях составить схему аварии и проследовать к ближайшему посту
ГИБДД для регистрации случившегося.

Достаточно
распространенное явление – попытка решить вопрос, в том числе и
материальный, на месте без привлечения сотрудников милиции. Такое
поведение чревато, все вы слышали об «автоподставах», так вот
встретиться именно с ней вполне реально. Пример из жизни, надеюсь, вам
он поможет не попасть в неприятную ситуацию:

Водитель «А»
остановился перед перекрестком на запрещающий сигнал светофора, в этот
момент водитель «Б» допустил столкновение с автомобилем «А». В
результате на автомобиле «А» поврежден задний бампер. После недолгих
разговоров о том, как быть водитель «А» получает энную сумму денег,
вполне перекрывающую ремонт его автомобиля и пожав руку водителю «Б»
уезжает восвояси. Как только водитель «А» скрывается за поворотом,
водитель «Б» вызывает инспектора ГИБДД и рассказывает страшную историю
о том, как впередистоящий автомобиль, двигаясь задним ходом, столкнулся
с его автомобилем, о том, как водитель «А» отнял у него всю имеющуюся
наличность (кстати, большую, чем та, которую он на самом деле отдал) и
самое интересное свидетели этому есть! Дальше, я думаю можно и не
продолжать…

Обязанности водителя.

Думаю, не стоит и говорить о том, что водитель обязан знать и соблюдать Правила дорожного движения, а кроме этого:

  • иметь
    при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации,
    полис обязательного страхования гражданской ответственности,
    доверенность, в случае, если водитель не является собственником
    транспортного средства;
  • быть пристегнутым ремнем
    безопасности и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями
    (исключения: может быть не пристегнут обучающий вождению, а так же
    только в населенных пунктах – водители и пассажиры автомобилей
    оперативных служб);
  • обеспечивать исправность транспортного перед выездом и в процессе движения;
  • проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;
  • предоставлять
    транспортное средство сотрудникам милиции, федеральных органов
    государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в
    случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и
    фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебное
    учреждение в случаях, угрожающих их жизни.
невозможны. Пассажирам запрещается открывать двери во время движения,
отвлекать водителя от управления транспортным средством.

Все
перечисленные требования и запреты по-детски наивны, но примеров их
невыполнения масса. Достаточно распространенное явление: пассажир
открывает дверь со стороны проезжей части и она благополучно уезжает на
проезжающем мимо автомобиле, ну а не пристегнутые ремни – вообще не
тема для разговора.

Обязанности пешеходов

Пешеходы,
как и водители транспортных средств, являются участниками движения и,
соответственно, обязаны подчиняться Правилам. Обратите внимание на
статистику аварийности, около трети всех ДТП связаны с нарушением
Правил со стороны пешеходов. Поподробнее остановимся на том, как
пешеходы должны пересекать проезжую часть.

Пешеходы обязаны
пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а в случае их
отсутствия – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, если в зоне
видимости нет и перекрестков, разрешается переходить дорогу под прямым
углом к краю проезжей части, но только на участках дорог, не имеющих
разделительной полосы или ограждения. В качестве примера рассмотрим
переход ул. Терешковой: почти на всем протяжении на этой дороге
существует разделительная полоса, соответственно получается, что
пересекать ее можно только по пешеходным переходам или у перекрестов.

Пассажиры обязаны: *(43)

При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Учитывая, что использование ремней безопасности и мотошлемов является действенной мерой снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, пассажиры несут ответственность за исполнение данного требования наряду с водителями транспортных средств.

Пристегиваться ремнями безопасности обязаны пассажиры любых транспортных средств, если места для сидения оборудованы ремнями. Запрещается эксплуатация транспортных средств без ремней безопасности, "если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства".

В целях безопасности посадка и высадка пассажиров должны осуществляться только со стороны тротуара или обочины. Поэтому во всех автобусах, троллейбусах и трамваях двери для пассажиров располагаются с правой стороны.

Общий порядок посадки и высадки пассажиров распространяется и на легковые автомобили, а также на грузовые, если на них осуществляется перевозка людей.

В исключительных случаях (грязная обочина, на тротуаре проводятся какие-либо работы и т.п.) посадка и высадка допускаются с проезжей части при соблюдении необходимых мер предосторожности и без создания помех другим участникам движения.

Во всех случаях это следует делать под наблюдением водителя.

Пассажирам запрещается: *(44)

Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

Открывать двери транспортного средства во время его движения.

Безопасное управление транспортным средством требует от водителя сосредоточенности и концентрации внимания. В сложных условиях находятся водители маршрутных транспортных средств. Недопустимы во время движения вопросы к водителю, стук в стенку его кабины и другие действия в салоне, отвлекающие водителя. Все вопросы должны разрешаться только во время остановки. Это положение относится не только к пассажирам маршрутных транспортных средств, но и к пассажирам, находящимся в кузове грузовых автомобилей.

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 22 ПДД, а грузовой автомобиль с бортовой платформой должен быть оборудован в соответствии с требованиями пункта 4 Основных положений. Данный пункт содержит исчерпывающий перечень запрещенных для пассажира действий в процессе движения в кузове грузового автомобиля.

Открывание дверей транспортного средства во время его движения может привести к выпадению пассажира из кабины или салона транспортного средства, нанесению повреждений пешеходам, движущимся по обочине, тротуару, краю проезжей части и т.п. *(45)

Еще по теме 2.3. Обязанности пассажиров:

  1. Тема 55. Особенности договоров в сфере перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта. Договоры буксировки и транспортной экспедиции

5.1. Пассажиры обязаны:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;
  • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Комментарии

Ремни безопасности должны быть пристёгнуты как водителем, так и пассажирами движущегося автотранспорта. Так как в случае аварии водитель несёт ответственность и за себя, и за пассажиров , он обязан проверить еще перед началом поездки – все ли пассажиры пристегнулись.

Статистические данные (на основе исследований ОБДД МВД РФ)

При ДТП среди не пристегнутых водителей и пассажиров травмы получают 46,3%, погибают 3%. Для тех, кто пользуется ремнями безопасности, статистика составляет 19,2% и 0,8% соответственно.

Обратите внимание! Пристегнутый ремень безопасности вполовину уменьшает тяжесть полученных при ДТП ранений.

Кроме того, использование ремня безопасности снижает риск гибели и тяжелых травм при боковом столкновении автомобилей в 1,8 раза, при лобовом - в 2 раза, а при опрокидывании транспортного средства - в целых 5 раз!

Самое опасное место в автомобиле

Считается, что особенно опасно место около водителя. Это связано с тем, что при ДТП он инстинктивно пытается отвести удар от себя. Поэтому большое количество повреждений приходится именно в район переднего пассажирского сиденья.

Подведем итог

Таким образом, пристегиваться жизненно важно. Пользоваться ремнями безопасности нужно в первую очередь ради сохранения своего здоровья и жизни, но не для того, чтобы избежать оплаты штрафа. Пассажиры тем более не должны игнорировать это требование.

На пассажирах мотоциклов и мопедов обязательно должен быть правильно надет и застегнут специальный шлем.

Высадка и посадка пассажиров

Согласно требованиям безопасности, водителю ТС разрешено производить высадку и посадку пассажиров только у тротуара или обочины, полностью остановив движение автотранспорта.

Открытие дверей транспортного средства, осуществляющего остановку/стоянку, в сторону проезжей части может оказаться неожиданностью для водителей попутных транспортных средств, создать помехи их движению и даже привести к ДТП.

Исключением из правил являются случаи, когда осуществить высадку и посадку пассажиров со стороны обочины или тротуара невозможно. В этой ситуации водитель должен внимательно оценить дорожную обстановку и разрешить пассажиру совершить высадку или посадку в безопасный для этого момент. Ведь на пассажирской двери нет зеркал заднего вида, по которым пассажир мог бы ориентироваться сам. А поворота тела или головы может быть недостаточно, чтобы увидеть, что происходит за транспортным средством.

Ответственность

За вождение с непристёгнутым ремнем безопасности, за перевозку непристегнутых пассажиров, а также за езду на мотоцикле/мопеде в незастегнутом мотошлеме или без него статьей 12.6 КоАП РФ предусмотрен штраф 1000 рублей.

Если пешеход или пассажир автотранспорта не соблюдает ПДД (раздел 4 и 5), то за это ему грозит административное предупреждение или штраф – 500 рублей (ст.12.29 ч.1 КоАП РФ).

За создание помех движению ТС, пассажиру или пешеходу (статья исключает водителей) выпишут штраф – 1000 рублей (ст.12.30 ч.1 КоАП РФ).

Если пешеход (или другой участник дорожного движения, кроме водителя), нарушит ПДД (раздел 4 и 5) и при этом по неосторожности причинит вред легкой или средней тяжести здоровью кого-либо, то ему выпишут штраф на сумму от 1000 до 1500 рублей (ст.12.30 ч.2 КоАП РФ)