Сообщение на тему джеймс уатт. Краткая биография джеймса уатта. Совершенствование паровой машины

Последнее время меня начала увлекать история Англии. А как познакомится с ней проще всего в общих чертах? Как выяснить о чем было бы интересно почитать?Конечно, посмотрев историческое кино. И вот пришло время «Мария — королева Шотландии». Фильм должен был рассказать «историю про королеву, которая потеряла три королевства. Историю о жене, которая потеряла трех мужей». Но… Действия фильма разворачиваются не постепенно, все кусками и урывками. Для меня, как человека плохо знакомого с историей Марии Стюард, в плане сюжета фильм дался тяжело. Все время теряется нить повествования. Сюжетные скачки сбивают с толка. Приходилось открывать википедию, что бы понять что происходит. Но даже читая параллельно интернет, остается непонятным: в чем же весь интерес к королеве Марии? В итоге получилась история и не о потере мужей, и не о потери королевств. В данном фильме Мария Стюард представлена как взбалмошная девочка, единственная цель которой это увидеть (дотронутся, обнять и тд.) свою кузину — Елизавету I. Не радует и операторская работа. Идея снимать лес или море, как переходные сцены и как отражения внутреннего движения Марии сама по себе хорошая, но ее реализация… От трясущихся кадров, а-ля глазами бегущего человека, только кружится голова. Виды моря затянуты. Учитывая быстрые переходы на новые страницы истории, вставочные кадры (где есть, ибо они не везде еще и есть) не имеют права занимать столько хронометража картины. Самая достойная часть — это детство и жизнь в Париже. Хорошее начало, если бы так же стройно смогли продолжить повествование, картина вышла была как минимум не плохая. Но со смертью Франциска, умирает и зародыш хорошего фильма. Дальше начинается непонятная сумятица и набор каких-то событий слабо связанных друг с другом, ну и бесконечное вздыхание о встречи с королевой Англии.

Не убедительна и актерская игра. Хотя это относится, пожалуй, в большей степени к самой Стюард — Камилль Рутерфорд. Даже если предположить, что в сценарии невнятно прописан образ королевы, это не может ее оправдать. Слишком знаменитый исторический персонаж. Слишком много о ней написано и сказано. Характер героине обозначен в общих чертах, но не раскрыт. Складывается впечатление, что кроме одержимостью королевой Елизаветой в героине нет больше ничего. Не сыграны отношения со вторым мужем — лордом Дарнли, которого играл мой любимый Анайрин Барнард. Не могу не признать, что в этом и его вина. При всей моей симпатии к его восхитительным выразительным глазам, его герой так же остался не раскрытым. Вроде, и обозначены его амбиции, вроде и ревность присутствует, вот вам и раскаяние, но все очень поверхностно. Герой абсолютно плоский. Ничего не вышло и с третьим мужем несчастной Марии. Граф Ботвелл, представленный Шоном Биггерстаф , самый, пожалуй, скомканный персонаж. Ему просто не дали времени и возможности представить нам своего героя. Наиболее интересным действующим лицом в картине является Давид Риччо — Мехди Дехби , у которого экранного времени чуть меньше чем у самой Камилль. Несмотря на то, что он рано умирает, Риччо всегда рядом со своей королевой, он ее внутренний голос и совесть. Еще один цельный образ данной картины — это герой Тони Кёррана (Джон Нокс). Его позиция и действия понятны с первого появления. Несмотря на небольшое время, выделенное герою, он наиболее полно раскрыт.

В общем, я большая поклонница исторического, костюмированного кино. И, наверно, это мой первый отрицательный отзыв на фильм такого жанра. Я никогда не ценила их строго, за неточные соответствия историческим фактам. Мне всегда было важным, что бы были показаны исторические образы, было понятно, что из себя представлял тот или иной человек и какова его роль в том или ином историческом периоде. Но тут мне осталась непонятна главная героиня, ее роль, и все ее окружение. Не могу зацепится в данной картине ни за работу оператора, ни за режиссуру, ни за великую актерскую игру, которая нередко спасает неудачные картины. И самое грустное, что фильму не удалось заинтересовать такой знаменитой личностью, как Мария Стюард. После «Елизаветы» и «Золотого века» хочется почитать про Елизавету, посмотреть еще фильмом, ознакомится с ее окружением. После сериала «Борджиа» я с упоением читала Сабатини «Жизнь Чезаре Борджиа», Макиавелли «Государь». После «Белой Королевы» захотелось ознакомится с периодом войны Белой и Алой розы и с биографией Ричарда III. Тут не возникло же никаких порывов. К моему огорчению это самая неудачная историческая драма из всех, что я видела.

Королева Мария Шотландская была замужем трижды. Но если бы свадьба в её жизни была только одна, если бы юная Мария не овдовела, если бы она осталась королевой Франции, быть может, мы бы не обрели легенду, зато она была бы куда счастливее?..


Портрет Марии Стюарт в возрасте 12-13 лет, Национальная библиотека им. Оссолинских, Вроцлав.

Когда французскому дофину Франциску было четыре года, во Францию приехала его невеста и будущая супруга, дочь француженки Марии де Гиз и шотландского короля Иакова V, пятилетняя королева Шотландии Мария Стюарт. Им предстояло воспитываться вместе; к счастью, высокая, красивая, очень живая девочка не оттолкнула от себя низенького, не выглядевшего на свой возраст болезненного мальчика. Наоборот, Франциск и Мария сблизились почти сразу. Юная королева росла, и французский двор всё сильнее подпадал под её очарование, включая и будущёго свёкра, короля Генриха II. Шли годы. Влияние Гизов, семьи Марии с материнской стороны, всё время росло, и, несмотря на молодость дофина, они всё больше настаивали на скорейшей его свадьбе. Дофин, обожавший свою красавицу-невесту, был бы только счастлив. А вот Екатерина Медичи и Диана де Пуатье, законная супруга и любовница Генриха, враждовавшие всю жизнь, на сей раз обе были не в восторге – ни той, ни другой не хотелось возвышения Гизов. Однако король их не слушал.


Портрет Франциска кисти Ф.Клуэ; Национальная фрнцузская библиоткека.

19 апреля 1558 года в Лувре состоялась церемония обручения. Сияющую невесту в белом атласном платье, расшитом драгоценными камнями, к кардиналу Лотарингскому подвёл король Генрих II, а Антуан де Бурбон, король Наварры, сопровождал жениха. Марии было пятнадцать с половиной, Франциску – четырнадцать. Кардинал торжественно соединил их руки, а они, ещё почти дети, обменялись кольцами. После этого состоялся великолепный пир.

Однако последовавшие празднества превзошли этот день по размаху и великолепию. Ещё бы! Венчались французский дофин и шотландская королева, приносившая в приданое целую страну.

Свадьба состоялась 24 апреля в сердце Парижа. Собор Нотр-Дам и дворец архиепископа Парижского соединили высокой, около 4 м, деревянной галерей, по которой должна была пройти свадебная процессия. Галерея соединялась с огромным помостом, выстроенным у входа, и шла дальше внутри самого собора вплоть до алтаря. Над ней тянулся бархатный навес лазурного цвета с вышитыми золотыми геральдическими лилиями, но с боков галерея была открыта, так что все могли видеть жениха с невестой и тех, кто их сопровождал.

Место на помосте заняли иностранные послы и сановники, простые парижане огромными толпами заполнили всё пространство кругом, и праздник начался. Первыми, в десять утра, появились швейцарские алебардщики, и полчаса под музыку демонстрировали своё умение владеть оружием. Затем, по команде дяди невесты, герцога Гиза, который был распорядителем торжества, появились музыканты в красных и жёлтых костюмах. После их выступления торжественно двинулась свадебная процессия – разодетые придворные кавалеры, принцы и принцессы крови, за ними – представители церкви. Далее следовал жених, четырнадцатилетний Франциск, в сопровождении своих младших братьев (будущих королей Карла IX и Генриха III) и короля Наваррского; его отец, Генрих II, вёл невесту, а замыкала шествие Екатерина Медичи в сопровождении брата наваррского короля и своих фрейлин.


Мария Стюарт и Франциск II в часослове Катерины Медичи.

Однако звездой этого праздника была Мария Стюарт. Утром она написала письмо своей матери, Марии де Гиз, вдовствующей королеве Шотландии, что чувствует себя счастливейшей женщиной в мире. Она была юна, она была красива, она была королевой одной страны, и теперь венчалась с будущим королём другой. Она была ослепительна, и наверняка знала это.

Каким было платье невесты в тот день, источники рассказывают по-разному. В одних упоминается, что платье было белоснежным, необыкновенно богатым, вышитыми бриллиантами и другими драгоценными камнями, и очень шло к её светлой коже. В других – что это роскошное белое платье Мария надевала в день обручения, а на свадьбе была в голубом бархате, вышитом серебряными лилиями и драгоценными камнями. Как бы там ни было, белое платье на свадебные торжества Мария действительно надевала, а ведь траурный цвет французских королев именно белый... Не пройдёт и трёх лет, как ей придётся его надеть.

Шею Марии украшал подарок короля, большая драгоценная подвеска с его инициалами; волосы юной невинной невесты были распущены по плечам, а голову венчала небольшая золотая корона, полностью усыпанная жемчугом, бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами. Хронист Брантом писал: "В то величественное утро, когда она шла к венцу, была она в тысячу раз прекраснее богини, спустившейся с небес; и так же выглядела она после полудня, когда танцевала на балу; и ещё более прекрасна она была, когда опустился вечер, и она сдержанно, в надменном безразличии, отправилась завершать консуммацией обет, данный у алтаря Гименея. И все при дворе и в великом городе возносили ей хвалу, и говорили, что благословен будь сто раз принц, которого сочетали с такой принцессой. И если Шотландия представляла собой большую ценность, то её королева – ещё большую; и даже если бы не было у неё короны или скипетра, божественно прекрасная, сама она стоила бы целого королевства; однако, будучи королевой, сделала она своего супруга счастливым вдвойне".


Мария Стюарт и Франциск II.

Жениха и невесту встретил у входа архиепископ Парижский, и препроводил в королевскую часовню. Там они преклонили колена на золотые парчовые подушки, и приняли причастие.

В то время, пока шла торжественная церемония, горожанам несколько раз бросали золотые и серебряные монеты от имени короля и королевы Шотландии. Это, разумеется, вызвало бурный восторг, но и не менее бурные столкновения – буквально в нескольких шагах от роскошного помоста началась давка и драка за монеты, так что герольдам пришлось вмешаться, чтобы дело не закончилось чьей-нибудь смертью.

После венчания свадебная процессия отправилась обратно во дворец архиепископа на свадебный обед, за которым последовал бал. Золотая, усыпанная драгоценностями корона Марии стала слишком давить ей на лоб, поэтому один из придворных держал её над головой королевы Шотландии и дофины Франции в течение почти всего обеда, а на балу Мария танцевала уже без короны.

Но на этом праздник не закончился. После бала, в пять часов, свадебная процессия направилась в официальную резиденцию городского управления, на другой конец Ситэ, причём маршрут был проложен не самый короткий, а, наоборот, подлиннее, чтобы парижане могли полюбоваться на кортеж. Мария ехала в позолоченном экипаже вместе со своей свекровью, Катериной Медичи, Франциск и король Генрих сопровождали их верхом на конях с очень богатой упряжью.
Роскошный банкет навсегда врезался в память тем, кто на нём присутствовал. Впрочем, забыть представления, которые разыгрывались перед гостями, действительно трудно – например, семь прекрасных девушек в роскошных костюмах, которые изображали семь планет, и пели эпиталаму; или двадцать пять пони с позолоченной упряжью, на которых ехали "маленькие принцы в сияющих одеждах"; белые пони влекли повозки, на которых ехали античные боги, и музы, и все они славили новобрачных.

Кульминацией представления стало морское сражение. В зал въехали шесть кораблей, убранных парчой и алым бархатом, с серебряными мачтами и парусами из серебристого газа. Они были механическими, и двигались по раскрашенному полотну, изображавшему морские волны, а тончайшие паруса надувались от ветра (скрытых мехов). На палубе каждого корабля было по два сиденья, одно занимал капитан, чьё лицо было скрыто под маской, другое же было пустым. Совершив семь кругов по залу, каждый корабль остановился перед дамой, по выбору своего капитана. Дофин – перед своей матерью, королевой, а король – перед Марией. Когда суда, на этот раз со своими прекрасными пассажирками, вновь объехали зал, зрителям пояснили, что перед ними – плавание за Золотым руном, которое возглавлял Язон. Захватив руно-Марию, отныне он "создаст империю", которая будет включать Францию, Англию и Шотландию.


Портрет Марии Стюарт времён её замужества; Королевская коллекция, Лондон.

В честь только что заключённого брачного союза на этом празднике прозвучало немало речей и стихотворений, и главным мотивом было объединение Франции с соседями – разумеется, при её главенстве. Что ж, всего через полгода после этой свадьбы скончается английская королева Мария Тюдор, а на престол взойдёт её сводная сестра Елизавета; чем же хуже, полагали во Франции (и не только) католичка Мария Стюарт, законная королева Шотландии, правнучка Генриха VII Тюдора, чем его внучка Елизавета, протестантка, дочь казнённой матери? Так начнётся длинная история, которая, в конце концов, приведёт Марию Стюарт на плаху.

И всё же исход мог бы, вероятно, стать иным, если бы идеальный династический брак между Францией и Шотландией, между юными Марией и Франциском, не закончился так рано со смертью последнего – бедняжка скончался, когда ему не успело исполниться и шестнадцати. Жизнь Марии во Франции, где она росла, где её обожали, закончилась. Золотая клетка оказалась распахнутой – но жизнь на воле сохранить нелегко...


Портрет Марии Стюарт кисти Ф.Клуэ 1559 или 1560 г. - она в трауре, но ещё не по мужу, а по свёкру и матери; Королевская коллекция, Лондон.

Введение

Мария I (урожденная Мария Стюарт англ. Mary Stewart ; 8 декабря 1542 - 8 февраля 1587) - королева Шотландии с младенчества (фактически с 1560 года) до низложения в 1567 г., а также королева Франции в 1559-1560 г. (как супруга короля Франциска II) и претендентка на английский престол. Её трагическая судьба, полная вполне «литературных» по драматизму поворотов и событий, привлекала писателей романтической и последующих эпох.

1. Молодые годы

1.1. Регентство Аррана

Мария Стюарт была дочерью короля Шотландии Якова V и французской принцессы Марии де Гиз. Именно она ввела в употребление офранцуженное написание имени династии Stuart , вместо ранее принятого Stewart .

Мария родилась 8 декабря 1542 г. во дворце Линлитгоу в Лотиане, а спустя 6 дней после её рождения умер её отец, король Яков V, не вынесший унизительного поражения шотландцев при Солуэй-Моссе и недавних смертей двух его сыновей. Кроме Марии у короля не осталось законных детей, а поскольку к этому времени в живых уже не было никого из прямых потомков по мужской линии первого короля из династии Стюартов Роберта II, Мария Стюарт была провозглашена королевой Шотландии.

Регентом страны при малолетней королеве стал Джеймс Гамильтон, 2-й граф Арран, ближайший родственник Марии Стюарт и её наследник. В Шотландию вернулись дворяне-эмигранты - сторонники союза с Англией, изгнанные или бежавшие из страны при Якове V, который проводил профранцузскую политику. При их поддержке регент Арран в конце января 1543 г. сформировал проанглийское правительство, прекратил преследования протестантов и начал переговоры о браке молодой королевы с наследником английского престола. Эти переговоры завершились в июле 1543 г. подписанием Гринвичского договора, в соответствии с которым Мария должна была выйти замуж за сына короля Англии Генриха VIII принца Эдуарда, что в дальнейшем должно было повлечь присоединение Шотландии к Англии. Тем временем, 9 сентября 1543 г. Мария Стюарт была коронована в Стерлингском замке королевой Шотландии.

Мария Стюарт в молодости

1.2. Война с Англией

Усиление профранцузской партии шотландских дворян во главе с кардиналом Битоном и королевой-матерью, а также требование Генриха VIII о передаче ему Марии Стюарт, вызвали поворот в политике Шотландии. В конце 1543 г. проанглийские бароны во главе с графом Ангусом были смещены, а к власти пришёл кардинал Битон и сторонники ориентации на Францию. Это не могло не вызвать ответной реакции со стороны Англии. В 1544-1545 гг. английские войска графа Гертфорда неоднократно вторгались в Шотландию, уничтожая католические церкви и разоряя шотландские земли. Одновременно всё более широкое распространение в стране получало протестантство, приверженцы которого в политическом отношении выступали за сближение с Англией. 29 мая 1546 г. группа радикальных протестантов убила Битона и захватила Сент-Эндрюсский замок. Правительство не смогло справиться с ситуацией и обратилось за помощью к Франции.

Французские войска прибыли в Шотландию в начале 1547 г. и выбили протестантов из Сент-Эндрюса. В ответ английская армия вновь перешла границу и наголову разгромила шотландцев в битве при Пинки в сентябре 1547 г. Англичане захватили основные шотландские крепости в Лотиане и на берегах Ферт-оф-Тея, подчинив таким образом важнейшую часть королевства. Мария де Гиз была вынуждена укрыть свою дочь в Дамбартонском замке. К этому времени на престол Франции вступил Генрих II, сторонник решительной борьбы с Англией. По его предложению 7 июня 1548 г. был подписан договор о браке королевы Марии Стюарт и наследника французского престола дофина Франциска. В Шотландию были введены французские войска, которые к концу 1550 г. смогли добиться ухода англичан из страны. 7 августа 1548 г. королева Мария, которой к тому времени исполнилось лишь пять лет, отплыла во Францию.

Мария Стюарт и Франциск II

1.3. Жизнь во Франции

Вместе с юной Марией 13 августа 1548 г. во Францию прибыла её небольшая свита, включающая единокровного брата графа Морейского и «четырёх Марий» - четырёх юных дочерей шотландских аристократов с одним именем. Французский двор, вероятно в то время самый блестящий в Европе, встретил юную невесту пышными торжествами. Король Генрих II испытывал симпатию к Марии Стюарт и обеспечил ей одно из лучших образований: молодая королева изучала французский, испанский, итальянский, древнегреческий языки и латынь, произведения античных и современных авторов. Она также научилась петь, играть на лютне и полюбила поэзию и охоту. Мария очаровала французский двор, ей посвящали стихи Лопе де Вега, Брантом, Ронсар.

В 1550 г. во Францию прибыла мать королевы, Мария де Гиз, занимающаяся укреплением франко-шотландского союза. Она, однако, не осталась со своими детьми, а в 1551 г. вернулась в Шотландию, чтобы обеспечить своей дочери стабильную власть в разделённой религиозными спорами стране. В 1554 г. Марии де Гиз удалось отстранить от власти графа Аррана и самой возглавить правительство Шотландии.

1.4. Регентство Марии де Гиз

Правление Марии де Гиз ознаменовалось усилением французского влияния в Шотландии; французские войска были размещены в шотландских крепостях, в королевской администрации доминировали выходцы из Франции. 24 февраля 1558 г. в Соборе Парижской Богоматери состоялась свадьба Марии Стюарт и дофина Франциска. Секретным приложением к брачному контракту королева передавала Шотландию королю Франции в случае отсутствия детей от этого брака.

Такая политика не могла не вызвать недовольство большей части шотландской аристократии. В то же время распространение протестантства окончательно раскололо общество. Положение усугубилось восшествием на престол Англии в конце 1558 г. королевы Елизаветы I, которая начала оказывать поддержку протестантам Шотландии. Елизавета I по каноническому праву католической церкви была незаконнорожденной, поэтому Мария Стюарт, которая приходилась правнучкой королю Англии Генриху VII Тюдору, объявила себя английской королевой. Это решение Марии стало роковым: у Шотландии не было сил отстоять её права на престол, а отношения с Англией были безнадёжно испорчены.

10 июля 1559 г. скончался Генрих II, и на престол Франции вступил Франциск II. Мария Стюарт стала королевой Франции.

1.5. Протестантская революция

Франциск II был слабым государем, и на первые роли во Франции вышла королева-мать Екатерина Медичи и Гизы, дяди Марии Стюарт. В то же время в Шотландии началась протестантская революция. Большая часть шотландских аристократов присоединилась к восставшим протестантам и обратилась за помощью к Англии. В страну были введены английские войска, которые встречались протестантами как освободители. Королева Мария де Гиз и французский гарнизон был осаждён в Лейте. Мария Стюарт не могла оказать помощь своей матери: Амбуазский заговор в марте 1560 г. устранил влияние Гизов при дворе, во Франции назревали религиозные войны католиков с гугенотами, и Екатерина Медичи не желала обострять отношения с Англией. 11 июня 1560 г. скончалась Мария де Гиз - последнее препятствие на пути движения Шотландии к протестантству и союзу с Англией. Эдинбургский договор, заключённый между Францией и Англией 6 июля 1560 г., обеспечил вывод и английских, и французских войск из Шотландии и закрепил победу протестантства в стране. Мария Стюарт отказалась утвердить этот договор, поскольку в нём содержалось признание Елизаветы I королевой Англии.

5 декабря 1560 г. скончался Франциск II. Это означало скорое возвращение Марии Стюарт в Шотландию. Перспектива прибытия королевы-католички заставила шотландских протестантов ускорить оформление новой государственной церкви: парламентом страны были утверждены протестантский символ веры и дисциплинарный устав, объявлено о разрыве шотландской церкви с Римом и запрете католической мессы.

2. Возвращение в Шотландию

Мария Стюарт после возвращения в Шотландию

2.1. Внутренняя политика

19 августа 1561 г. восемнадцатилетняя королева прибыла в Шотландию. Страна, в которую она возвратилась, представляла собой разделённую нацию. Консерваторы, во главе с графом Хантли, были готовы безоговорочно поддержать королеву, переставшую после смерти Франциска II олицетворять французское доминирование. Радикальные протестанты, во главе с Джоном Ноксом, требовали разрыва королевы с католичеством и её брака с графом Арраном, одним из протестантских лидеров. Умеренное крыло лорда Джеймса Стюарта и государственного секретаря Уильяма Мейтланда могло оказать Марии Стюарт поддержку только при условии сохранения протестантской религии и продолжения сближения с Англией.

С первых дней своего правления Мария Стюарт стала проводить осторожную политику, не пытаясь реставрировать католичество, но и не переходя в протестантство. Главные роли в королевской администрации сохранили Джеймс Стюарт, ставший графом Морейским, и Уильям Мейтланд. Крайние протестанты пытались устроить заговор с целью захвата королевы, но он провалился. Арран вскоре сошёл с ума, а радикализм Джона Нокса уже не встречал понимания у широких слоёв шотландского дворянства. С другой стороны, консервативное крыло в 1562 г. оказалось обезглавленным: граф Хантли, добивавшийся передачи ему графства Морей, поднял восстание против Марии Стюарт, но был разбит лордом Джеймсом и вскоре скончался. В 1562-1563 гг. королева официально признала протестантство в качестве государственной религии страны и утвердила порядок распределения церковных доходов на религиозные и государственные нужды. Мария Стюарт отказалась послать шотландскую делегацию на Тридентский собор, завершивший оформление католической доктрины. При этом она не порывала с Римом, продолжала переписку с папой, а при дворе служилась католическая месса. В результате начало правления Марии Стюарт отмечено достижением относительной политической стабильности.

Поддержка дворянства в немалой степени объяснялась новыми возможностями, которые открылись перед молодыми шотландскими аристократами после создания королевского двора по французскому образцу в Холирудском дворце Марии. Молодая, стройная, красивая королева, любящая музыку, танцы, маскарады, охоту и гольф, не могла не привлекать к себе шотландских дворян, за время гражданских войн отвыкших от придворной жизни. Перепоручив каждодневную административную работу Морею и Мейтланду, Мария Стюарт смогла создать у себя в Холируде маленькое подобие Лувра.

2.2. Внешняя политика

Внешняя политика представляла серьёзную проблему. Лидеры шотландского правительства - Морей и Мейтланд - были убеждёнными сторонниками англо-шотландского сближения. Сама королева Мария отказывалась признавать Елизавету I королевой Англии, надеясь на реализацию своих прав на английский престол. Компромисс мог быть возможным на условиях отказа Марии от претензий на корону при жизни Елизаветы в обмен на признание её наследницей английской королевы. Однако ни Мария, ведомая самоуверенными надеждами, ни Елизавета, не готовая решать вопрос наследования, не желали идти на сближение.

В то же время встал вопрос нового брака королевы Марии. На её руку было множество претендентов среди европейских монархов (короли Франции, Швеции, Дании, эрцгерцог Австрии). Наиболее вероятным женихом долгое время считался Дон Карлос, сын короля Испании Филиппа II. Переговоры об этом союзе обеспокоили Англию: Елизавета I даже предложила за отказ от испанского брака признать Марию своей наследницей. Однако к концу 1563 г. стало ясно, что Дон Карлос психически невменяем, и этот проект провалился. Елизавета со своей стороны предложила руку Роберта Дадли, графа Лестера, своего вероятного любовника, что, естественно, вызвало негодование королевы Шотландии.

3. Кризис и падение Марии Стюарт

Мария Стюарт и Генрих, лорд Дарнли

3.1. Второй брак и убийство Риччо

В 1565 г. в Шотландию прибыл двоюродный брат королевы - девятнадцатилетний Генрих Стюарт, лорд Дарнли, сын графа Леннокса и потомок по материнской линии английского короля Генриха VII - высокий, красивый молодой человек. Мария Стюарт с первой встречи влюбилась в него и уже 29 июля 1565 г. вышла за него замуж, к вящему неудовольствию Елизаветы I. Этот брак не только означал разрыв с Англией, но и одновременно оттолкнул от королевы её прежних союзников - Морея и Мейтланда. В августе 1565 г. Морей попытался поднять восстание, но Мария Стюарт, заручившись поддержкой Гордонов и Хепбернов и заложив свои драгоценности для оплаты солдат, моментально атаковала мятежника и вынудила его бежать в Англию.

Выступление Морея продемонстрировало королеве, что радикальные протестанты и англофилы далеки от безоговорочной лояльности. Это вызвало поворот в политике королевы. Она начала сближаться с католиками и возобновила переписку с королём Испании. Одновременно Мария отдаляет от себя ведущих шотландских аристократов и приближает лиц незнатного происхождения и иностранцев, угодных лично королеве. Положение усугубило охлаждение в отношениях с мужем: Мария Стюарт осознала, что лорд Дарнли морально оказался не готов к королевскому титулу, что она вышла замуж за человека без особых талантов и достоинств. Королева, поняв свою ошибку, стала пренебрегать своим супругом.

В результате, к началу 1566 г. сложилась враждебная королеве коалиция Дарнли и протестантских лордов во главе с Мореем и Мортоном. 9 марта 1566 г. в присутствии беременной королевы лидеры оппозиции жестоко убили Давида Риччо, одного из ближайших друзей, фаворита и личного секретаря Марии Стюарт. Вероятно, этим злодеянием заговорщики хотели, создав угрозу жизни королевы, заставить её пойти на уступки. Однако эффективные действия Марии вновь разрушили планы оппозиции: королева демонстративно примирилась с мужем и Мореем, что вызвало раскол в рядах заговорщиков, и решительно расправилась с исполнителями убийства. Мортон и его сподвижники бежали в Англию.

3.2. Убийство Дарнли и свержение королевы

Примирение Марии Стюарт с мужем было кратковременным. Вскоре стала очевидной её симпатия к Джеймсу Хепберну, графу Ботвеллу, который резко контрастировал с Дарнли своей силой, мужественностью и решительностью. Разрыв королевы и короля становится свершившимся фактом: Дарнли даже отказывается присутствовать на крещении их ребёнка, будущего короля Якова VI, родившегося 19 июня 1566 г. Политика Марии Стюарт все более начинает определяться её чувствами, прежде всего страстью к Ботвеллу. Дарнли становится препятствием, которое необходимо преодолеть.

10 февраля 1567 г. при таинственных обстоятельствах взорвался дом в Кёрк-о’Фильде, пригороде Эдинбурга, где остановился Дарнли, а сам он был найден убитым во дворе, видимо, заколотый при попытке бегства из горящего дома. Вопрос об участии Марии Стюарт в организации убийства своего мужа - один из наиболее спорных во всей истории Шотландии. По-видимому, о готовящемся злодеянии по крайней мере знали, а, возможно, и сами участвовали, граф Морей и Мейтланд. Также со значительной долей уверенности можно говорить о наличии заговора против Дарнли его бывших партнёров по убийству Риччо во главе с Мортоном, которых король предал. Участие в заговоре графа Ботвелла тоже более чем вероятно. Причём, если Ботвелл, по-видимому, хотел расчистить себе путь к руке королевы Марии, то группы Мортона и Морея, возможно, убийством Дарнли пытались вызвать кризис доверия к королеве и её свержение. Возможно, все перечисленные группы действовали независимо друг от друга.

Однако, кто бы ни был действительным убийцей Дарнли, по крайней мере, косвенную вину в этом преступлении общественное мнение Шотландии возложило на королеву как неверную жену. Мария Стюарт не сделала ничего, чтобы доказать свою невиновность. Наоборот, уже 15 мая 1567 г. в Холируде состоялось бракосочетание Марии и графа Ботвелла. Этот брак с вероятным убийцей короля лишил Марию Стюарт всякой поддержки в стране, чем немедленно воспользовались лорды-протестанты и сторонники Морея. Они организовали «конфедерацию» лордов и, собрав значительные военные силы, выбили королеву и Ботвелла из Эдинбурга. 15 июня 1567 г. войска королевы, столкнувшись у Карберри с армией конфедератов, разбежались. Мария Стюарт была вынуждена сдаться, предварительно обеспечив беспрепятственный отъезд Ботвелла, и была препровождена восставшими в замок Лохлевен, где 24 июля подписала отречение от престола в пользу своего сына Якова VI. Регентом страны на время несовершеннолетия короля был назначен граф Морей.

4. Бегство в Англию

Мария Стюарт в Англии, ок. 1578 г.

Свержение законной королевы не могло не вызвать недовольства части шотландской аристократии. Союз «конфедератов» быстро распался, установление регентства Морея вызвало переход в оппозицию Гамильтонов, графов Аргайла и Хантли. 2 мая 1568 г. Мария Стюарт бежала из замка Лохлевен. К ней немедленно присоединились оппозиционные Морею бароны. Однако небольшая армия королевы 13 мая была разбита войсками регента в битве при Лангсайде, и Мария бежала в Англию, где обратилась за поддержкой к королеве Елизавете I.

Первоначально Елизавета I пообещала помощь Марии, однако она была далека от идеи военной интервенции в пользу своей конкурентки на английский престол. Елизавета взяла на себя функции арбитра в споре между Марией Стюарт и графом Мореем и инициировала расследование обстоятельств смерти Дарнли и свержения королевы Шотландии. В ходе расследования сторонники регента предъявили в качестве доказательства неверности Марии Стюарт и её участия в заговоре против мужа знаменитые «Письма из ларца », брошенные Ботвеллом после его бегства. По всей видимости часть этих писем (например, стихи, адресованные Ботвеллу) действительно были подлинными, однако другая часть была фальшивой. Результатом расследования стал расплывчатый вердикт Елизаветы в 1569 г., который, однако, позволил режиму Морея утвердиться в Шотландии и получить признание Англии.

Дело Марии Стюарт ещё не было окончательно проиграно. После убийства Морея в январе 1570 г. в Шотландии вспыхнула гражданская война между сторонниками королевы (Аргайл, Хантли, Гамильтоны, Мейтланд) и партией короля (Леннокс и Мортон). Лишь благодаря вмешательству Елизаветы I 23 февраля 1573 г. стороны подписали «Пертское примирение », в соответствии с которым королём Шотландии признавался Яков VI. Вскоре войска Мортона захватили Эдинбург и арестовали Мейтланда, последнего приверженца партии королевы. Это означало потерю Марией Стюарт надежды на её реставрацию в Шотландии.

5. Заключение и казнь Марии Стюарт

Казнь Марии Стюарт

Неудача в Шотландии не сломила королеву. Она по-прежнему оставалась претенденткой на английский престол, отказываясь отречься от своих прав, что не могло не беспокоить Елизавету I. В Англии Мария содержалась под наблюдением в Шеффилдском замке. Нельзя сказать, что условия заключения Марии Стюарт отличались суровостью: у неё был значительный штат прислуги, на содержание королевы Англией и Францией выделялись крупные денежные средства. Однако она была отрезана от своих друзей в Шотландии и медленно старела в одиночестве.

Мария не переставала интриговать против Елизаветы I, завязав секретную переписку с европейскими державами, однако реального участия в восстаниях против английской королевы она не принимала. Тем не менее имя Марии Стюарт, законной правнучки короля Генриха VII Английского, активно использовалось заговорщиками против Елизаветы I. В 1572 г. был раскрыт заговор Ридольфи, участники которого пытались сместить Елизавету и посадить на трон Англии Марию Стюарт. В 1586 г., возможно, не без участия министра Елизаветы Фрэнсиса Уолсингема и своего тюремщика Эмиаса Паулета, Мария Стюарт оказалась вовлечённой в неосторожную переписку с Энтони Бабингтоном, агентом католических сил, в которой она поддержала идею заговора с целью убийства Елизаветы I. Однако заговор был раскрыт и переписка попала в руки английской королевы. Мария Стюарт предстала перед судом и была приговорена к казни. 8 февраля 1587 г. Мария Стюарт была обезглавлена в замке Фотерингей.

Королева была похоронена в соборе Питерборо, а в 1612 г. по приказу её сына Якова, который стал королём Англии после смерти Елизаветы I, останки Марии Стюарт были перенесены в Вестминстерское аббатство, где были захоронены в непосредственной близости от могилы её вечной соперницы королевы Елизаветы.

6. Мария Стюарт в искусстве и литературе

Мария Стюарт перед казнью

Судьба Марии Стюарт, в которой переплетались восхождение на вершины власти и падение, любовь и предательство, успех и разочарование, страсть и государственная мудрость, на протяжении многих веков интересовала не только историков, но и деятелей культуры и искусства. Была ли виновна королева в убийстве мужа? Насколько истинны «письма из ларца»? Что стало причиной её падения: страсть и коварный заговор противников Марии или естественный ход шотландской истории? На эти и многие другие вопросы пытались ответить такие выдающиеся писатели, как Йост ван ден Вондел, Фридрих Шиллер, Юлиуш Словацкий и Стефан Цвейг. По числу исторических и беллетристских биографий, с завидной регулярностью издаваемых начиная с XVI века и до настоящего времени, Мария Стюарт не имеет равных себе персоналий в шотландской истории. Романтический образ королевы воодушевил на создание опер «Мария Стюарт» Гаэтано Доницетти и Сергея Слонимского, а также цикла стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» Иосифа Бродского. Леся Украинка посвятила ей стихотворение «Последняя песня Марии Стюарт».

Эпизод казни Марии Стюарт воспроизводится в 11-секундном фильме «Казнь Марии Шотландской», снятом в августе 1895 года студией Т. Эдисона. Судьба королевы легла в основу нескольких художественных фильмов: «Мария Шотландская» (1936, в главной роли Кэтрин Хепбёрн), «Мария, королева Шотландии» (1971, в главной роли Ванесса Редгрейв), «Заговор против короны (Gunpowder, Treason & Plot)» (2004, BBC). Кроме того, в апреле 2008 года начинаются съёмки ещё одной экранизации истории Марии Стюарт, на этот раз с американской актрисой Скарлетт Йоханссон в титульной роли.

7. Брак и дети

    (1558) Франциск II, король Франции

    (1565) Генрих Стюарт, лорд Дарнли

    Яков VI, король Шотландии (1567-1625), он же король Англии Яков I (1603-1625).

    (1567) Джеймс Хепберн, 4-й граф Ботвелл

Литература

    Antonio de Herrera. Historia de lo sucedido en Escocia, è Inglaterra, en quarenta y quatro años que biuio Maria Estuarda, Reyna de Escocia. - Madrid, 1589.

    Питаваль, Э. Мария Стюарт. В борьбе за трон. На пути к плахе , 2002

    Цвейг С. Мария Стюарт , 1935

    Donaldson, G. Scotland: James V-James VII , 1965

    Fraser, A. Mary, Queen of Scots , 1969

    Guy, J. Queen of Scots: The True Life of Mary Stuart , Houghton Mifflin Books, 2004

    Дюма, А. (отец). Две Дианы (косвенно) 1847

    Дюма, А. (отец). Мария Стюарт

    Карпущенко, С. Власть чародея , 2004

    Виктория Хольт. Мария Стюарт - пленённая королева

    Виктория Хольт. Мария Стюарт. Возвращение в Татбери

    Шиллер Ф. Мария Стюарт , 1801

9. Образ в искусстве

    Саманта Мортон в фильме «Золотой век»

    Яковлева, Елена Алексеевна в спектакле «Играем…Шиллера!» театра «Современник»

Мария Стюарт родилась 8 декабря 1542 года во дворце Линлитгоу, Шотландия. Девочка стала Королевой Шотландии практически с рождения. Ее отец, Яков V, умер, когда новорожденной исполнилась всего неделя от роду. Малышка оказалась единственной наследницей престола, и 9 сентября 1543 года коронована в Стерлингском замке.

Наследство новой королеве досталось крайне беспокойное. В Шотландии на тот период буйствовала Реформация. Влиятельные аристократы - протестанты настаивали на объединении с Англией, не менее влиятельные аристократы - католики, среди которых находилась и мать новорожденной королевы Мария де Гиз, искали союза с Францией. Началась борьба за место регента, который мог править страной до совершеннолетия монарха.

Победа профранцузского лагеря привела к войне между Англией и Шотландией. На помощь последней позже направлены французские войска. Для маленькой королевы военно - политический союз обернулся матримониальным: пятилетняя Мария Стюарт отправилась ко двору короля Франции Генриха II, где ее уже ждал жених, наследник французского престола дофин Франциск Валуа. Возможно, это оказались самые счастливые годы в жизни Марии Стюарт. Ей легко удавалось овладевать иностранными языками, изящными искусствами и сердцами избалованных придворных. Венценосный свекор был без ума от будущей невестки. Ей посвящали стихи знаменитые поэты: де Вега, Брант, Роснар.

В 1558 году состоялась свадьба Марии и Франциска. До этого бракосочетания свадебным цветом во Франции считался красный. Первой надела подвенечное платье белого цвета именно королева Мария Стюарт. Биография шотландки пополнилась важной вехой: ближайшие годы ей предстояло стать монархом сразу двух королевств.

Но вот настал роковой 1560 год. Сначала умирает ее мать, а затем и муж. Во Франции ключевой политической фигурой становится королева - мать Мария Медичи, желавшая избежать чрезмерной конфронтации с Англией. В родной Шотландии влияние проанглийской партии достигло максимума. Настала пора возвратиться домой и брать на себя ответственность за страну. Мария Стюарт проявила себя осторожным политиком. Протестантизм признан официальной государственной религией, но при дворе служились католические мессы. Правительство возглавил Джеймс Морей. Молодые дворяне, желавшие не войны, а развлечений, оказались рады, что королева пытается сделать шотландский двор подобием роскошного Лувра.

Главной ее политической и личной ошибкой стал брак с кузеном, лордом Дарнли. Заключенный по велению сердца брак не принес ей радости: королева Мария Стюарт быстро разочаровалась в своем обделенном талантами муже. Дарнли занимался интригами с протестантской оппозицией, учувствовал в заговоре. Этот брачный союз оказался неугоден Англии. А приближение ко двору множества худородных дворян настроило против королевы влиятельную аристократию. Единственным светлым пятном в этот период стало рождение сына Якова. Под именем Якова I мальчику предстояло стать королем Англии и Шотландии и объединить две державы.

Если живой супруг создавал Марии Стюарт немало проблем, то его смерть окончательно подорвала ее положение. Лорда Дарнли убили 10 февраля 1567 года. Подозрения пали на фаворита Марии, графа Ботвелла. Графа признали невиновным судом и парламентом.

Ситуацией тут же воспользовалась оппозиция: создана конфедерация лордов, войска которых разбили верные короне силы. Королева взята в плен и доставлена в замок Лохлевен. Победителей вполне устраивала возможность управлять страной от имени малолетнего Якова, в пользу которого и вынуждена подписать отречение от престола Мария Стюарт.

Не все лорды приняли власть новоявленного регента графа Морея. Гражданская война, то затухая, то вспыхивая, продолжалась до 1573 года. Но Марии Стюарт не было особой пользы от борьбы верных ей немногочисленных сил. За успехами, позволившими освободить ее из заключения в Лохлевене, последовала большая неудача в битве при Лангсайде. Бывшей королеве не осталось ничего, кроме как бежать в Англию, сдаваясь на милость своей сопернице в борьбе за английский престол Елизавете I.

Последующие без малого два десятилетия Мария Стюарт провела в заключении. Конечно, это не были темницы и подземелья, ведь узница являлась королевской крови и приходилась родственницей английской королеве. Более того, такое родство давало шанс прямо из заточения взойти на престол. Королева Елизавета не имела детей, а ближайшим после нее потомком королей Англии оказалась именно Стюарт.

Смерть Елизаветы открывала блестящие перспективы. Вот только попытки ускорить ход событий многим стоили головы. В 1570 году подавлено католическое восстание на севере Англии, имевшее целью посадить на престол Стюарт. Через два года казнен герцог Норфолкский, планировавший убийство Елизаветы и брак с Марией. А роковым для Марии стало участие в заговоре Бабингтона, также замышлявшего лишить Елизавету I жизни. Перехваченные письма к Бабингтону стоили отрекшейся королеве головы.

Мария Стюарт казнена 8 февраля 1587 года в замке Фотерингей. Одежда для похода на эшафот подобрана со свойственным ей вкусом и любовью к роскоши: черное платье из бархата и сатина, вуаль, золотые украшения. Говорили, что у палача не подымалась рука обезглавить особу королевской крови. Только с третьего удара топора приговор приведен в исполнение.

Сын Марии, Яков, который правил в то время Шотландией, ничего не сделал, чтобы спасти мать. Но позже, заняв английский престол, распорядился перезахоронить ее в Вестминстерском аббатстве, где покоятся все английские монархи. Также по его приказу снесен замок Фотерингей, в котором рассталась с жизнью последняя королева Шотландии.

Семья Марии Стюарт

Первый муж - Франциск II, король Франции (1558)

Второй муж - Генрих Стюарт, лорд Дарнли (1565)
Сын - Яков VI, король Шотландии (1567-1625), он же король Англии Яков I (1603-1625).

Третий муж - Джеймс Хепберн, 4-й граф Ботвелл (1567)
Близнецы (1568)