Снятие кпп на ваз. Установка автоматической коробки передач. Подготовительные работы, что нужно снять сначала, чтобы добраться до коробки передач, пошагово

Коробка перемены передач (КПП) – один из важнейших узлов автомобиля. От него зависят ходовые характеристики машины. Владельцам отечественных автомобилей (классики) немного легче, чем остальным автолюбителям, они могут ремонтировать и обслуживать КПП своих автомобилей самостоятельно. А тем, кто не имеет опыта подобных работ, мы приготовили специальную статью, которая поможет им в этом «нелегком деле».

Порядок выполнения работ по снятию коробки передач

Итак, установив автомобиль на яме или эстакаде, приступим. Первое, что делаем, это снимаем карданный вал.

Второе, это снимаем некоторые элементы выпускной системы (глушитель, «штаны» и т д).

Можно, конечно только отсоединить «штаны» от резонатора, но, если работы проводятся без помощников, то будет не особо удобно.

Следующий шаг — снятие рабочего цилиндра КПП (его тоже удобно снимать из ямы).

Цилиндр легко откручивается накидным ключом на 13, выкрутить требуется два болта. Регулировка зазора при этом не нарушается. Следующим «идет» процесс откручивания болта крепления провода массы.

Открутив рабочий цилиндр сцепления и провод массы, убираем их в сторону, чтобы они нам не мешали. Полностью их убирать не нужно, просто закрепить в стороне. Затем снимаем «фишки» клемм выключателя фонаря заднего хода.

Осталось отсоединить тросик спидометра, который закреплен на КПП.

Не стоит забывать о щитке картера сцепления, он прикручен четырьмя болтами (у некоторых их осталось только по два).

После этого «сдергивается» сам рычаг с кулисы. Для этого подденем капроновое кольцо каким-либо острым предметом.

После снятия рычага на кулисе останутся резиновые уплотнители и капроновые фиксаторы, их лучше заменить на новые, предварительно купив ремкомплект кулисы.

После завершения «верхних» подготовительных работ, снова спускаемся в яму, нам предстоит осуществить основную часть работ – освободить коробку от основных креплений – это четыре болта, которые крепят «колокол» КПП к двигателю (первая точка крепления).

Нижние болты откручиваются легко, их срываем накидным ключом. А вот верхние болты более «проблематичные». Для их откручивания лучше воспользоваться воротком с головкой ну или помучится обычным накидным, но его нужно заводить сверху.

Важно! Перед снятием КПП кулису установим на 5-ю передачу. Если коробка 4-х ступенчатая, то на 3-ю. Иначе будет неудобно снимать КПП.

Теперь освобождаем КПП от второй точки крепления, это задняя ее опора, так называемая «ласточка».

Держатся они на гайках на 13, которые предварительно смазываем WD-40, так как они часто закисают, и их можно сорвать.

После проведения всех этих процедур внимательно осматриваем «колокол» коробки. Нужно это, чтобы убедиться в том, что мы отключили все провода и открутили болты и приводы.

Совет! Если стоит защита двигателя, то между ней и поддоном картера желательно проложить деревянный брусок. Это поможет удержать двигатель в исходном положении, что упростит в будущем присоединение коробки к мотору.

Теперь приступаем непосредственно к снятию коробки. Надежно взявшись руками за корпус КПП и чуть приопустив ее заднюю часть, чтобы вывести кулису, перемещаем коробку назад, снимая ее со шлицов.

Для исправной работы любого автомобиля необходимо регулярно следить за его техсостоянием. Порой нужно снять коробку передач, например, при капитальном ремонте самой КПП, замене в ней сальников или если она мешает добраться до каких-либо деталей при ремонте машины. В статье описано, как снять коробку на ВАЗ 2109, а также прилагается видео, в котором можно увидеть все этапы процесса.

[ Скрыть ]

Пошаговая инструкция

Водители, которые не хотят возиться со своим автомобилем пользуются услугами СТО. Процедура снятия коробки переключения передач может быть выполнена своими руками. Правда, для ее проведения понадобится помощник.

Что понадобится?

Для проведения работ с КПП автомобиль нужно загнать на смотровую яму, поднять с помощью подъемника или установить на эстакаду. Перед тем как начать процесс снятия КПП с ВАЗ 2109 необходимо слить из нее масло.

Для снятия коробки передач потребуется:

  • набор ключей;
  • монтировка;
  • для слива масла емкость объемом около 5 литров.

Этапы

Процедура снятия коробки переключения передач на ВАЗ 2109 включает следующие этапы:

  1. Перед проведением работ автомобиль нужно обесточить — отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
  2. Далее снимается защита с картера двигателя. Для этого откручиваются винты, с помощью которых она крепится к кузову.
  3. Провод «массы» нужно снять со шпильки путем открутив удерживающий его болт.
  4. Далее освобождаем трос привода сцепления путем ослабления гаек на наконечнике тросика привода сцепления. А затем снимаем его с рычага сцепления.
  5. Следующий этап — отсоединение от стартера колодки, подводящей питающие провода.
  6. Далее следует отвернуть гайку и снять силовой кабель, идущий к аккумулятору, со шпильки.
  7. Для отсоединения стартера от корзины сцепления откручиваются три крепежные гайки.

    Аккуратно потянув стартер на себя, необходимо извлечь его из-под капота.

  8. Для выполнения дальнейших работ нужно переместиться под автомобиль. Отсоединяется тяга привода переключения скоростей от наконечника шарнира путем ослабления затяжки хомута.
  9. Затем отсоединяется датчик заднего хода.
  10. Открутив крепежную гайку, отсоединяют трос от привода спидометра.
  11. Следующий этап — работа с растяжками. Снимать их не нужно, достаточно просто ослабить гайки их крепления к рычагам подвески.
  12. Затем, отворачиваются болты крепления кронштейна к кузову машины или гайка, благодаря которой крепятся растяжки к кронштейну, растяжки нужно развести в стороны, чтобы они не мешали.
  13. Далее вынимается шплинт гайки, с помощью которой крепится шаровая к поворотному рычагу и откручивается крепежная гайка шаровой.
  14. Теперь с помощью съемника выпрессовывают палец шарового шарнира из поворотного рычага стойки.
  15. Затем отсоединяются рулевые наконечники от поворотных кулачков.
  16. На следующем этапе, используя небольшую монтировку в качестве рычага, нужно упереться одним из ее концов в шарнир привода и вытолкнуть гранату из коробки.
  17. Сняв привод, на его место нужно установить техзаглушку, можно воспользоваться старой гранатой. Теперь можно приступать к снятию второго. Если не поставить заглушку и начать снимать второй привод, то могут сместиться шестерни дифференциала, находящиеся внутри коробки, которые потом будет сложно установить из-за того, что хвостовики гранат не смогут попасть на свои места.
  18. Далее откручиваются крепежные болты и снимается щиток.

    После этого следует ослабить винты и гайку, благодаря которым скреплены картер сцепления и блок цилиндров.

  19. На следующем шаге фиксируется двигатель в подвешенном состоянии. Это необходимо сделать, так как при снятии КПП ВАЗ 2109 отворачиваются крепежные болты опор силового агрегата. Для этого на передние крылья устанавливается надежный деревянный брус, на котором будет висеть двигатель. Предварительно на крылья следует настелить материал для защиты лакокрасочного покрытия, а под брус подложить опорные бруски из дерева в районе опор передних стоек.
  20. Далее с помощью прочной веревки или проволоки подвешивается двигатель.

    Подвешиваем двигатель Откручиваем крепеж левой опоры

  21. Отвернув гайку, следует вынуть болт левой опоры двигателя.
  22. Затем отворачивают крепленые гайки мотора к КПП и снимают опору.
  23. Далее необходимо окончательно отвернуть все крепежные элементы с другой стороны коробки передач. Затем следует снять коробку с автомобиля, потянув ее на себя. При этом нужно действовать аккуратно, чтобы не поломать корзину сцепления.

Процедура снятия своими руками завершен. Далее можно продолжать ремонтные работы.

При замене сцепления необходимо знать, как снять коробку на ВАЗ-2109. Без этого невозможно ремонтировать корзину и диски сцепления, а также произвести ремонт На "девятках" можно снять коробку, не используя эстакаду или смотровую яму. Установить ее можно тоже без таких удобств. Но потребуется сноровка, так как все работы выполняются в этом случае немного сложнее. Обязательно нужно обзавестись инструментами, желательно иметь под рукой хороший набор ключей.

Подготовительные работы

Перед тем как снять коробку на ВАЗ-2109, необходимо подготовить автомобиль к демонтажу. Для этого:

  1. Полностью отключаете аккумуляторную батарею и снимаете ее.
  2. Под левую сторону устанавливается домкрат.
  3. Ослабляете болты, которыми закреплены колеса.
  4. Расконтрите гайку крепления внешнего ШРУСа и ослабьте ее затяжку.
  5. Поднимаете левую сторону и полностью снимаете колесо с автомобиля.
  6. Установите под картером коробки передач емкость не менее 5 л.
  7. Слейте масло из коробки передач. Оцените его состояние, при необходимости впоследствии залейте свежее.

На этом подготовительные работы окончены, можно приступать к демонтажу элементов, которые будут мешать снятию коробки передач.

Разборка левого привода

Перед тем как снять коробку на ВАЗ-2109, обязательно нужно разобрать левую часть подвески. Дело в том, что левый привод будет мешать при сдвигании коробки. Поэтому нужно освободить пространство для маневров:

  1. Ключом на "17" выкручиваете два болта, которыми крепится обойма шаровой опоры к поворотному кулаку ступицы.
  2. Плоскогубцами необходимо вытянуть шплинт из отверстия в рулевом наконечнике, после чего выкрутить гайку ключом на "19".
  3. Установив съёмник на наконечник, необходимо извлечь палец из отверстия кулака.
  4. Уведите в сторону тормозной шланг.
  5. После этого нужно полностью выкрутить гайку на внешнем ШРУСе.
  6. Потяните всю стойку на себя, чтобы привод упал на землю.

Шестой пункт можно не делать, достаточно только лишь извлечь внутреннюю гранату из коробки передач. А вот правая граната извлекается только после того, как будет сдвинута коробка в сторону. Своими руками снять коробку ВАЗ-2109 несложно, достаточно соблюдать последовательность всех действий.

Окончательная разборка

Затем необходимо произвести следующие манипуляции:

  1. Снимите стартер, предварительно отключив от него два провода.
  2. Выкрутите при помощи ключа на "13" минусовой провод, закреплённый на коробке передач.
  3. Ослабьте крепление тросика сцепления и снимите его.
  4. Выкрутите трос привода спидометра.
  5. Установите под коробку передач опору, можно использовать обычный домкрат.
  6. Отсоедините от кулисы рычаг.
  7. Полностью снимите подушки, которыми крепится коробка передач к кузову автомобиля.
  8. Если необходимо снять двигатель с коробкой ВАЗ-2109, то потребуется вывешивать его.

Вот и всё, теперь коробка передач держится только лишь тремя болтами и одной гайкой на катере двигателя.

Как полностью снять коробку?

После завершения всех предыдущих действий вам потребуется выкрутить ключами на "19" три болта и одну гайку, которыми крепится коробка передач к катеру двигателя. Не опасайтесь, коробка после выкручивания этих резьбовых соединений не упадёт. Ее придётся отстыковать, используя монтажные лопатки.

Аккуратно, стараясь не повредить элементы картера, отодвигайте коробку передач от двигателя. Все работы лучше всего проводить на эстакаде или смотровой яме, но если таких удобств у вас нет, то достаточно вывесить переднюю часть автомобиля. Обязательно вместо одного из внутренних ШРУСов установите в отверстие отрезок трубы. В противном случае может разрушиться механизм дифференциала, придется полностью разбирать и ремонтировать коробку. После того как первичный вал сойдёт со шлицов, можно будет опустить КПП на землю. При этом вам открывается полный доступ к механизму сцепления, который установлен на маховике коленчатого вала.

Установка коробки

Процедура установки выполняется в обратном порядке. Обязательно очистите от загрязнений картер коробки передач. Вам необходимо выполнить следующие действия:

  1. Поднять коробку передач, чтобы первичный вал был примерно по центру маховика. Одновременно с этим нужно установить правую гранату в отверстие.
  2. Установить первичный вал в отверстии маховика. При необходимости можно прокрутить его, чтобы он установился на шлицы.
  3. Притянуть картер коробки передач к двигателю как можно ближе. Делайте это как можно равномернее, чтобы не шла КПП наперекос.
  4. Наживить три болта и гайку крепления коробки передач.
  5. Установить в отверстие.
  6. Поставить на место подушки, кулису, стартер, подключить все провода.
  7. Установить на свои места тросы сцепления и привода спидометра.

После этого можно собрать левую сторону подвески, установив на место шаровую опору и закрепив ее двумя болтами. На наденьте рулевой наконечник и закрутите гайку. Зафиксируйте ее при помощи шплинта. Затяжку ступичной гайки необходимо производить только после того, как установите автомобиль на колёса. Вот как снять коробку передач на ВАЗ-2109, процедура несложная, но нужна сноровка - процесс может затянуться на пару дней, если нет опыта.

Снять коробку передач с ВАЗ 2108 до 2115 самому дома очень просто, на этих машинах принцип снятия и установки коробки один, для этого не придется снимать двигатель. Объясню самый простой способ снятия коробки передач, без смотровой ямы. Этим способом снятия коробки передач можно воспользоваться даже в дорожных условиях, и любом месте, где нет специального оборудования для ремонта машины.

Обычно коробку передач приходится снимать для того чтобы поменять диск сцепления, выжимной ролик, или корзину. Также коробку передач приходится снимать для ремонта самой коробки.

Если сами снимите и поставите коробку передач, то считайте что заработали деньги, которые пришлось бы отдать мастеру.

Если владеете элементарными знаниями в устройстве автомобиля, то легко сами снимите, и поставите коробку не переплачивая за эту работу мастеру, экономя хорошие деньги.

Первое что надо сделать при снятии коробки это слить с нее масло, пробка болт для слива масла находится под левой гранатой (с водительской стороны), а заливной пробка болт находится с этой же стороны но рядом с гранатой. Отсоединяем одну любую клемму от аккумулятора, на всякий случай.

Дальше, откручиваем трос сцепления, откручиваем и снимаем стартер, провода со стартера можно не откручивать, а просто положить стартер в сторону в моторном отсеке, но можно и не откручивать стартер а просто открутить с него провода, но так коробка будет тяжелей при установки.

Фото. Вид сверху, видно снятый стартер, он лежит на аккумуляторе, и раскрученная коробка.

Откручиваем саму коробку от двигателя, она держится на трех болтах и одной гайке, два болта сверху, а один болт и гайка снизу, также откручиваем пыльник (он внизу коробки и прикрывает маховик от грязи).

Фото. Открученная коробка, стрелкой показано место нижнего болта, а с другой стороны надо открутить гайку. Также под двигатель можно подложить пенек или домкрат, но обычно двигатель не падает и прекрасно держится на одной подушке и глушителе. Также показан открученный краб с тягой.

Откручиваем кулису, и две подушки от коробки, подушки лучше откручивать от коробки и оставлять прикрученными к кузову машины, но можно и полностью снять, чтобы совсем не мешали при снятии и установки коробки. Также не забудьте открутить провода массы и снять штекер с лягушки задней скорости, и трос спидометра.

Фото. Стрелками показано снятая кулиса, и открученная подушка.

Так коробку раскрутили полностью остается только ее снять, но для этого надо поднять домкратом водительскую сторону (обязательно страхуйте и ставьте рядом с домкратом пенек или стопку кирпичей, чтобы случайно машина не упала с домкрата) снимайте колесо, и откручивайте два болта с шарового.

Остается только дернуть за ступицу на себя, и здесь на удачу, если соскочит правая граната, то коробка сойдет и свалится в низ (если снимаете коробку на асфальте, то чтобы коробка не ударилась об асфальт, под нее можно подложить кучу тряпок или целую небольшую картонную коробку, это смягчит удар, а если на земле то можно ничего не подкладывать).

Фото. Стрелкой показан болт на шаровом который надо открутить.

Если выскочит левая граната то правую можно сорвать гвоздодером или монтировкой, и просто потянуть коробку на себя, она легко сойдет.

Фото. Снятая коробка, но осталась не снятая левая граната. Стрелкой показана правая граната, под нее подложите чтобы не пачкалась, кусок тряпки или картонку.

Если цель снятия коробки передач, поменять диск сцепления или корзину, то гранату можно не снимать, а просто отодвинуть коробку в сторону и легко все поменять. В качестве оправки для центровки диска сцепления отлично подходит первичный вал от ВАЗ 2101, короче, от любой классики.

А если нужно ремонтировать коробку, то гранату можно снять гвоздодером или монтировкой. Но бывает, граната очень крепко сидит в коробке, не поддается снятию гвоздодером или матировкой, тогда придется наставить на гранату трубу подлиней, и стараться ее выбить тяжелым молотком или небольшой кувалдочкой.

Фото. Снятие гранаты гвоздодером.

Сняли коробку легко, но ставить желательно вдвоем, один через верх тянет коробку вверх за веревку, а другой снизу помогает и сразу вставляет на место правую гранату. Чуть не забыл, когда собьете гранаты, то с левой стороны вставьте кусок деревяшки диаметром чуть меньше чем вал гранаты, чтобы случайно не сместились сателлиты, если сателлиты сместятся, то гранаты уже не станут на место, тогда придется разбирать коробку для их правильной установки.

Если думаете что на это ушло много времени, то ошибаетесь, на снятие коробки ушло минут 20, даже на морозе за это время не замерзнешь, а на установку минут 25, но правда здесь все зависит от сноровки. Также и лежать на снегу пришлось всего минуту, один сверху тянет а с низу быстренько направляет. Летом это вообще не проблема, тепло и можно не спешить.

Можно ли отодвинуть кпп ВАЗ 2109 от двигателя не снимая ее полностью советы от специалистов?

Можно отодвинуть коробку скоростей не снимая ее, для этого выкручивают два верхних болта, вкручивают длинные шпильки, по ним можно отодвинуть коробку скоростей не снимая ее. Но этот вариант ремонта мне не нравиться, так как заморочек много и сложность замены диска сцепления или корзины увеличивается. Советую, снимать коробку скоростей, замена диска сцепления получается очень простой, да и установка коробки скоростей на двигатель не очень сложна, если есть помощник.

Замена диска сцепления на двигателе ВАЗ 21083. Видео

Горобинский С.В.

Современное транспортное средство включает в себя массу сложных узлов, механизмов и устройств. В процессе эксплуатации автомобиля они изнашиваются и время от времени требуют ремонта или замены. Коробка передач не является исключением, в особенности это касается отечественных автомобилей. Несомненно, процедура снятия КПП является довольно трудоемкой и занимает немало времени. Поэтому большинство автовладельцев прибегают к помощи специалистов. Однако данное мероприятие вполне выполнимо и в домашних условиях, что позволит вам сэкономить свои денежные средства. Об этом и пойдет речь в статье.

Для снятия и последующей установки КПП вам потребуются следующие расходные материалы и инструменты:

Также вам понадобится помощник, поскольку достаточно сложно выполнить данную операцию самостоятельно.

Подготовительные работы, что нужно снять сначала, чтобы добраться до коробки передач, пошагово

Чтобы добраться до КПП, вначале следует предоставить доступ к днищу транспортного средства, поэтому его необходимо поднять. Для этого вы можете загнать автомобиль на смотровую канавку, эстакаду или поднять его при помощи подъемника. Затем делаем следующее:

  1. Сначала необходимо демонтировать защиту мотора (брызговик), для чего при помощи торцевого ключа откручиваем болты крепления брызговика. Далее снимаем защиту.

  2. Затем снимаем с правой стороны щиток двигательного отсека.

  3. После этого следует слить из КПП масло. Чтобы масло было слито качественно, рекомендовано прогреть мотор перед сливом, дав ему несколько минут поработать. Затем ставим под сливное отверстие заранее подготовленную емкость и откручиваем пробку.

  4. Когда отработанная жидкость стечет полностью, нужно очистить отверстие и пробку от загрязнений, после чего закручиваем ее обратно.

  5. На следующем этапе отключаем питание автомобиля, отсоединив от аккумуляторной батареи отрицательную клемму.

  6. Далее демонтируем воздушный фильтр. Для этого необходимо отсоединить шланги подвода воздуха, вентиляции картера, а также датчик расхода воздуха. Не забудьте снять корпус воздухофильтра, который демонтируется вместо со шлангом, датчиком и дроссельной заслонкой.

  7. На данном этапе с автомобиля следует демонтировать стартер. Вначале нужно отвернуть гайку, которая крепит наконечник провода сцепления, что соединяет стартер и плюсовой вывод аккумуляторной батареи. Затем снимаем с контактного болта наконечник. Теперь отсоединяем провод управления тяговым реле, откручиваем тяговые гайки крепления, после чего снимаем стартер.

Коробка передач 2110, как правильно снять, пошаговая инструкция

  1. От кронштейна необходимо отсоединить коробку передач и вилки выключения скоростей тросика привода включения сцепления, для чего вытаскиваем вилки тросика сцепления из рычага в моторном отсеке. Далее нужно ослабить гайку крепления оболочки троса на коробке передач. Удерживаем оболочку и вытаскиваем из кронштейна наконечник троса.

  2. Теперь отсоединяем от датчика заднего хода и датчика скоростей разъем проводов.

  3. После этого нужно отсоединить реактивную тягу, которая крепится на буфере при помощи двух гаек. Когда гайки откручены, необходимо удалить скобу и демонтировать тягу.

  4. Далее от шарнира отсоединяем тягу привода переключения скоростей.

  5. Затем на крышке картера сцепления откручиваем крепежные болты и снимаем крышку.

  6. Теперь можно снять приводы колес. Чтобы при монтаже не возникло проблем, следует поставить деревянную заглушку. Отводим в сторону либо снимаем правый привод.

  7. Далее ослабляем крепежные болты шаровой опоры.

  8. Снимаем нижнюю крышку картера.

  9. Откручиваем нижний болт крепления коробки передач к мотору.

  10. Затем вывешиваем силовой агрегат с помощью приготовленного упора. Демонтируем левую опору мотора, открутив гайку крепления.

  11. Отвернув болты крепления КПП и гайки, которые крепят заднюю опору двигателя к кузову, снимаем заднюю опору.

  12. Вставляем отвертку между картером сцепления и блоком цилиндров, сдвигаем с направляющих втулок коробку.

  13. Сдвигаем КПП максимально назад, покачивая ее, после чего демонтируем.

Коробка передач 2110, как установить коробку передач после ремонта

Установку КПП следует производить в обратном к снятию порядке. Как вы сами видите, работа непростая и трудоемкая, однако выполнить ее самостоятельно вполне возможно, в точности следуя вышеописанной инструкции.

Советы профи, действия водителя после ремонта коробки передач

Чтобы КПП прослужила длительное время, необходимо правильно ее эксплуатировать, в частности:


Стоит отметить, что при обнаружении первых признаков неисправности коробки передач следует как можно быстрее диагностировать поломку с последующим ее ремонтом или заменой. Не рекомендовано эксплуатировать транспортное средство, если КПП вышла из строя.