Снегоход своими руками – фото сборки и чертежи. Снегоход из мотоблока, мотоцикла и бензопилы своими руками: инструкция для мастеров Снегоход с автомобильным двигателем своими руками

Снегоход - очень практичная и полезная вещь, которая обязательно пригодится в снежных краях. Заводской снегоход стоит немалых денег, но ведь его можно сделать самостоятельно.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Снегоход своими руками — это реально

Как говорится, если у человека руки растут, откуда надо, то он справится с любой задачей. Такому мастеру дай обычный двигатель и вскоре он смастерит катер, трактор, мотоблок или же снегоход. Так как во многих городах и поселках России снег лежит по несколько месяцев, то создание снегоходов — вопрос очень даже актуальный. Сегодня мы расскажем вам, как сделать самодельный снегоход в домашних условиях.

Это только на первый взгляд кажется, что все слишком сложно, нужно просто иметь навыки и много подручных материалов. Главное, будьте готовы потратить на работу несколько дней, но результат однозначно будет стоить того. Снегоходы самоделки ничем не уступают заводским моделям, прекрасно чувствуют себя в глубоком и рыхлом снегу, не ломаются и не изнашиваются.

Не существует определенных правил из чего должен быть изготовлен самодельный снегоход. В Интернете можно найти определенные чертежи, размеры и схемы. Это может быть обычный простой снегоход с одной или двумя гусеницами, на колесах и так далее.

Ребята, которым удалось смастерить чудо-машину, с радостью делятся своим опытом и впечатлениями от процесса создания снегохода. Но секрет состоит в том, чтобы использовать те материалы, которые есть у вас под руками. Вы можете взять мотор из мотоблока, фару из чего-то другого, капот из-под старой машины, и так далее.

Если речь идет о мини-снегоходе, который является бюджетным вариантом, то его можно спокойно смастерить всего за два выходных. Для этого используйте самодельную гусеницу, которую можно легко смастерить из транспортерной ленты. В роли грунтозацепов можно использовать любые материалы, в том числе и пластиковые водопроводные трубы. Не переживайте, уже проверено мастерами, что пластмассовые трубы нормально чувствуют себя при сильных морозах.

1) Гусеничный снегоход должен быть максимально легким, тогда он сможет без проблем преодолевать даже самый рыхлый и глубокий снег. Раз уж мы начали говорить про такую модель снегохода, тогда следует уточнить некоторые детали. Хотя конструкция довольно простая, но надежная.

Как собратьтакой снегоход-палочник? Сначала делаем внутри транспортерной ленты четыре колеса, они будут катиться прямо по ленте, на которой также прикреплены пластмассовые грунтозацепы. В целом, схема движения своеобразной техники понятна. Двигатель можно взять от мотоблока, но это только как вариант. Используйте то, что есть у вас под руками.

Теперь несколько слов о том, как сделать правильно грунтозацепы из пластмассовых труб. Сначала водопроводная труба нарезается на одинаковые заготовки. Их размер зависит от габаритов будущего снегохода. Каждую заготовку распилите с помощью циркулярки на две одинаковые части. Есть специальное приспособление, которое позволяет спокойно нарезать пластиковые трубы. Именно благодаря ему, получились ровные и красивые «палочки» в роли грунтозацепов. К ленте их прикрепить можно с помощью специальных болтов.

Очень важный момент, чтобы между грунтозацепами было максимально одинаковое расстояние. В противном случае они будут просто наскакивать друг на друга, тем самым сбивать гусеницу.

Сверлить транспортерную ленту нужно с помощью специального кондуктора. В магазине можно приобрести небольшие резиновые колеса, ведущие звездочки для гусеницы и подшипники. Лыжи можно использовать от любого детского снегоката. Этот снегоход считается разборным, ведь на его сборку тратится не больше получаса. Поэтому будет выгоднее, после окончания зимнего сезона разобрать конструкцию. Двухгусеничный снегоход — уже более сложная модель, но его тоже реально смастерить вручную.

2) Колесный снегоход — довольно оригинальное строение, его еще называют на пневматиках. Другими словами, это крошечный трактор с весьма необычными колесами. Сделать такую технику можно из мотоцикла, мотоблока. Конструкция благополучно преодолевает рыхлый глубокий снег, потому что есть большая площадь для контакта с поверхностью.

3) Электроснегоход тоже можно сделать самостоятельно. Но раз уж вы решили смастерить электрический снегоход, тогда забудьте о литиевых и полимерных аккумуляторах. Они просто ненадежны для морозной погоды и будут требовать постоянной замены. Лучше всего остановить выбор на свинцовых. Можно смастерить крутойэлектро снегоход для ребенка. Напряжение в 12 вольт — это норма. Наверняка, все видели или внимательно изучали модель снегоход амфибия. Некоторые идеи можно взять из этой всем известной конструкции. Время изготовления настоящего самодельного самохода: от двух дней и до недели. Все зависит от наличия нужных деталей, а также вашего свободного времени. Постарайтесь наперед все просчитать до мелочей, дабы не было проблем уже в процессе работы.

Делаем снегоход из мотоблока своими руками

Мы уже говорили о том, что смастерить снегоход можно практически из любых подручных материалов из:

  • бензопилы;
  • мотоцикла(ИЖ, Планеты 5, Юпитера 5, Днепра, Минска);
  • снегоката;
  • скутера;
  • велосипеда;
  • автомобиля (Нивы, Запорожца);
  • мопеда (из муравья, альфы);
  • пилы;
  • покрышек;
  • мотособаки;
  • шуруповерта;
  • культиватора (мотолкультиватора, крота);
  • триммера (бензотриммера);
  • газонокосилки;
  • снегокатааргамака;
  • мотобуксировщика.

Этот список можно продолжать вечно. Но ведь это не означает, что все детали или основа берется из одного конкретного предмета техники. Зачастую донор служит лишь для маленькой цели (каркас, двигатель, лыжи).

Мы не будем детально рассматривать пошаговую инструкцию изготовления снегохода из различной техники. Разберем только модель из мотоблока на пневматиках (без использования гусеницы)своими руками.

Так как нет гусеницы, то ремонтировать конструкцию будет намного проще. Вам понадобится: трубы для рамы, уголок из стали, чтобы укрепить всю конструкцию, от донора берем только силовую установку. Чтобы сделать колеса, нужно использовать камеры внушительных размеров. Отлично подойдут от любой большой сельскохозяйственной техники. Из ВАЗ (не обязательно 2106) можно взять коробку передач и детали ходовой. Также не забудьте о дрели, болгарке и, конечно же, сварочном аппарате.

Внутри рамы будут спрятаны все важные элементы снегохода. Труба нам нужна для того, чтобы изготовить силовой каркас. Рассчитывайте, чтобы мощность мотора более или менее подходила для колес подобного диаметра.

Несколько слов о том, как осуществляется трансмиссия в снегоходах из мотоблока. Есть несколько вариантов. Первый (штатный редуктор) — не самый оптимальный, потому что для переключения требуется полная остановка конструкции. Если есть возможность, то вместо редуктора можно поместить коробку передач из старого автомобиля.

Итак, снегоход из мотоблоков быстро стал популярным и чем-то напоминает собой примитивный легковой автомобиль. Ведь передачи можно переключать не останавливаясь, на первой и второй передачи можно спокойно пробираться по любым дорогам. Третья и четвертая позволят вам медленно прокатиться по уже накатанной трасе.

Для удобства перемещения в темноте, не поленитесь установить тракторные фары, а также автомобильный генератор. Вообще, этот транспорт не будет комфортным более чем двум людям. Если хотите кататься компанией, то позаботьтесь о прицепе.

Но о скорости и думать нельзя. Ведь ваше транспортное средство не оснащено упругими элементами и амортизаторами. Пневматики будут давать о себе знать на скорости. К тому же нет никакой кабины для укрытия, а сильный ветер при быстрой езде сразу же даст о себе знать.

Одни из самых известных моделей снегоходов, такие как: Буран, Рысь, Тайга, Тикси — были оснащены двигателем лифан. Неплохой двигатель можно одолжить из ОКИ.

Снегоход — довольно простой в изготовлении вид транспорта, который поможет свободно передвигаться в снежной местности. Это своего рода внедорожник. Поэтому не поленитесь изготовить технику своими руками, если уж вам посчастливилось проживать в зоне частых снегов. Внимательно составьте схему действий и у вас все обязательно получится!

Мотоблоком называется универсальное профессиональное мобильное средство, предназначенное для сельскохозяйственных работ.

Из мотоблока можно сделать многое, даже снегоход, главное смекалка. Такое сооружение станет полезным средством передвижения не только в зимний период.

Снегоход является необычным зимним транспортом. Отличная проходимость и маневренность – его главные особенности. По видам снегоходы бывают рабочие, спортивные, туристические и горные .

Процесс переделывания мотоблока в снегоход – процесс комплексный и не простой, но реальный.

Существует много способов переделывания мотоблока в снегоход, при этом конструкции могут быть разнообразными как простыми, так и сложными. Всё зависит от того, для какой цели нужен снегоход.

Но как переделать мотоблок в снегоход, чтобы сборка оказалась максимально надёжной? Об этом речь пойдёт в данной статье.

Превращение мотоблока в снегоход

Начнем с вопроса. Почему именно мотоблок? Объясняется все очень легко. Пришла осень и постепенно все полевые работы сошли на нет. Мотоблок, как медведя отправили в зимнюю спячку. До весны он явно не понадобится, а нет. Зимой он тоже верой и правдой может служить хозяину, облегчая его трудовую деятельность. Поможет в доставке дров из лесу, воды из реки и просто облегчит передвижение по снежному покрову. Сделает его быстрым и комфортным.

С чего начнем? С двигателя. В качестве базового агрегата для нашего снегохода прекрасно подойдет мотоблок среднего класса «Нева», оборудованный задним тягово-сцепным устройством и ручным управлением. Его двигатель при довольно невысокой стоимости, собран из качественных деталей японского производства. Кроме того оснащен принудительным воздушным охлаждением, что очень пригодиться будущему снегоходу. В результате получаем агрегат мощностью до 7 л.с.

Для самостоятельного создания снегохода потребуется трубогиб, сварочный аппарат, угловая шлифовальная машинка, силовой агрегат и ряд покупных запасных частей, которые понадобятся в процессе сборки.

Снегоход на базе мотоблока: сборка

Сборку снегохода на базе мотоблока следует делать поэтапно:

  1. Для проектирования снегохода следует внимательно подойти к его эскизу и предусмотреть составные части.

Конструктивные особенности устройства будут зависеть от прогнозируемых задач. Сам механизм будет состоять из ведомой и ведущей части. Ведомая часть — это амортизаторы, полозья, рулевая колонка. Ведущая включает раму, привод и двигатель. Чтобы грамотно подобрать детали снегохода лучше сделать макет (из картона, например) прогнозируемого снегохода и лучше, если она будет в натуральной величине.

Нужно определиться с расположением и формой всех составляющих будущего агрегата, сборку которого собираетесь делать своими руками.

2. Изготавливаем раму. Необходимо изначально выполнить чертежи, где указать все размеры рамы. Для удобства можно воспользоваться типовым чертежом снегохода представленным выше. Для этого можно применить трубы, предпочтительно трубу 25х25, поскольку она более надёжная, чем например, водопроводная. Благодаря трубогибу делаем нужную форму труб, закрепив точечной сваркой.

3. Завариваем стыки неразрывным швом, к полученной раме привариваем кронштейны для крепления двигателя, сиденья и рулевой колонки. В качестве сидений пригодятся, например, старые кресла. Пригодится руль от велосипеда.

4. В качестве полозьев используем две лыжи, соединенных шарнирами с рулевой колонкой. В качестве поворотных втулок используем болты. При постоянной смазке они прослужат очень долго. Кроме этого за счет положения патрубков можно изменять клиренс снегохода. Для снятия нагрузки с гусеницы устанавливают опорную лыжу с натяжными роликами.

5. Монтаж двигателя и коробки передач выполняем на ведущей части механизма.

6. Определяем ход будущего снегохода. Он может быть колесным и гусеничным. В первом случае за счет небольшого веса шасси увеличивается маневренность, но уменьшается проходимость, особенно на рыхлом снегу. Поэтому целесообразно колеса снегохода укомплектовать цепями. Во втором случае наоборот гусеницы увеличивают проходимость, но уменьшают маневренность.

7. Обеспечить ваш агрегат зимней «обувью» не так то, просто. Для снижения пробуксовки используют цепи. Возьмите камеру грузового автомобиля, спустите воздух и наденьте на каждое колесо 5-6 цепей, а затем снова накачайте. В результате получите колеса адаптированные к зимнем условиям.

8. Еще один малобюджетный вариант колес для снегохода.

9. В качестве еще одного варианта зимних колес можно использовать покрышки большого диаметра от грузового транспорта и тракторов, предварительно электролобзиком сделать вырезы, как показано на фото для увеличения сцепления с поверхностью дороги.

10. Изготовьте четыре стальных обруча по диаметру немного меньше, чем накаченная камера соответственно всех колес снегохода. По ширине они должны быть в 2-3 раза больше, чем соответствующее колесо. Далее с наружной стороны приварите по 7-8 пластин толщиной 20 мм для лучшего сцепления с полотном дороги. После чего камеры спустите, установите обручи и снова накачайте. Получится недорогой, но довольно приемлемый вариант колеса для снежной дороги.

11. Гусеницы для снегохода можно сделать дома своими руками. В качестве материала подойдет конвейерная лента с прикрепленными на болтовых соединениях брусками или кусками труб для увеличения сцепления с дорогой.

Рама выполнена из трубы квадратного сечения 25х25х2, на нее установлена гусеница, двигатель с редуктором, передняя подвеска и платформа.


Передняя ось неподвижна, жестко крепится к раме, задняя двигается по раме и направляющей и с помощью болта регулируется натяжение гусеницы.

Гусеница изготовлены из транспортерной ленты, в качестве траков применена водопроводная труба диаметром 40 мм, с толщиной стенки 5 мм.

Посередине установлена опорная лыжа, для снятия нагрузки с гусеницы между осями и натяжные ролики.



Ведущий вал состоит из звезда от мотоцикла «Минск», две звездочки от снегохода «Буран», натяжные барабаны.

Цепная передача, передаточное отношение 1:3, цепь и звездочки от «Минска. Двигатель «Садко» объемом цилиндра 200 м3, 6,5 л.с. с редуктором 1/2 и автоматическим сцеплением.

В передней подвеске лыжи применены с детского снегохода «Аргамак», усиленные трубой 25х25х2. Шарниры выполнены с помощью резьбового соединения М16. Аналогично исполнено рулевое управление. Руль использован от «Минска».

В результате такой сборки получиться отличное моторизованное средство передвижения с количеством от одного до двух пассажиров и небольшой массы груза.

Стоит помнить, что неосторожное катание на снегоходе может быть очень опасным и привести к травмам и летальному исходу, поэтому нужно придерживаться правил безопасности. Не рекомендуется на снегоходе пересекать замёрзшие водоёмы.

Снегоход с двигателем от мотоблока:еще вариант

Надёжный и достаточно мощный снегоход получиться с двигателем от моноблока. К сборке сооружения отлично подойдёт мотоблок «Нева» с японским двигателем.

В большинстве случаев мотоблоки состоят из 4-тактных одноцилиндровых бензиновых двигателей с воздушным охлаждением, но 2-тактные двигатели тоже востребованы, поскольку имеют небольшую массу, не сложную конструкцию, высокую ремонтопригодность, ручной запуск и т.д.

70 километров в час — такую скорость можно «выжать» из обычного мотоблока, правда, только в том случае, если к его сборке подойти профессионально.

Из мотоблока можно сделать снегоход, словно гоночный автомобиль, преодолевающий снежные заторы.

На таком агрегате можно не только землю пахать, но и ездить в лес за дровами, на охоту, рыбалку или просто кататься с ветерком. Для жителей долгих зим снегоход будет незаменимым транспортным средством.

Топлива расходуется не много, примерно 2 литра в час.

В большинстве случаем снегоходы изготавливают по схеме «2 лыжи впереди и 1 гусеница сзади». Такая конструкция оптимально устойчивая.

Самодельные снегоходы из мотоблока на фото

Еще один снегоход из мотоблока своими руками вкратце

1. Берём основные составляющие снегохода.

2. Устанавливаем двигатель на гусеничный двигатель.

3. Крепим 2 тяги к гусеничному двигателю, которые присоединяются к поперечной балке с лыжами и рулём.

4-5. Между тягами устанавливаем переднюю стойку и сиденье.

6. Крепим гусеничный движитель к балке с управляемыми лыжами и рулём.

7. Берём болты и штифты и собираем все детали будущего агрегата.

8. Снегоход готов.

Уникальность снегохода состоит в его возможности проехать в тех местах, где обычные машины только мечтают это сделать.

Снегоход из мотоблока видео

Видео про снегоход 2

Видео № 3 про снегоход своими руками(мотоблок (Зубр) на гусеницах!

Подобрано для вас:

Настала любимая многими зимняя пора. Активные забавы на свежем воздухе – залог иммунитета и хорошего здоровья. Что относится к зимним играм? Катание на санях, на ледяных горках, на лыжах, на коньках. Это традиционные занятия. Если в детском возрасте кататься на горке очень интересно, то в более взрослом хочется новых, более экстремальных ощущений. На помощь приходит современное изобретение – снегоход.

Вот где можно развернуться. Настоящий подарок для любителей активного отдыха. Однако его стоимость быстро снижает пыл активистов. Что делать в данном случае? Вернуться на лыжную трассу? Ни в коем случае. У вас есть голова на плечах и умелые руки – воспользуйтесь ими и сделайте свой снегоход самостоятельно. Как сделать снегоход своими руками? Не стоит думать, что это так сложно. На самом деле, это под силу практически каждому. Необходимо лишь прислушаться к следующим рекомендациям.

Придумать идею и сделать – разные вещи. Многие боятся взяться за самостоятельное изготовление именно потому, что им кажется, что сборка снегохода – очень сложный и практически невыполнимый процесс. На самом деле это совсем не так. Здесь только нужен правильный подход к работе.

Итак, вы решили самостоятельно собрать снегоход. Не стоит сразу же браться за работу. Это не приведет к хорошим результатам. Необходимо хорошо подготовиться:

  1. продумайте, зачем и когда будет использоваться ваш снегоход;
  2. сможете ли вы самостоятельно собрать модель, или вам потребуется посторонняя помощь;
  3. какие детали из черных и цветных металлов имеются у вас в наличии;
  4. есть ли у вас необходимые для работы инструменты. Если нет – заранее попросите их у близких или соседей;
  5. просчитайте, на какой финансовый бюджет вы сможете рассчитывать при сборке.

А сможем ли?

Как сделать снегоход своими руками? Для этого потребуются технические знания и навыки. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно справиться с задачей, обратитесь за помощью к друзьям или родственникам. Возможно, они смогут вам помочь. Если и они не уверены в своих силах, лучше отложить процесс сборки снегохода до тех пор, пока вы самостоятельно не изучите все аспекты его изготовления и не будете на 100% знать, что сможете справиться с поставленной задачей.

Помните, что любой снегоход, даже выполненный по наиболее простой схеме – достаточно сложная техника. Если вы ни разу не сталкивались с ремонтом транспорта или ремонтом сложных технических приборов, обязательно возьмите к себе в помощники напарника.

Если у вас или у вашего напарника окажутся так называемые «золотые руки», то для вас сборка снегохода, даже выполненного по самой сложной инструкции, покажется просто процессом сборки детского конструктора. Поэтому смело принимайтесь за работу и используйте самые сложные чертежи.

Какие нужны материалы

Прежде, чем начать детальное изучение чертежей и инструкций, продумайте, а из чего вы будете собирать модель?

Для этого стоит проанализировать содержимое гаражей и подвалов, поспрашивать соседей и знакомых и походить по рыночным рядам. После того, как вы примерно определили, какие материалы можно использовать при сборке, можно начинать первый этап работы.

Итак, для начала стоит определить, какой материал послужит основой для главной части нашего снегохода. Умелые мастера скажут, что собрать конструкцию можно из чего угодно. Из того, что попадется под руку. Наиболее распространенные варианты использованных материалов:

  • детали от велосипеда;
  • детали от мотоцикла;
  • детали от мопеда;
  • просто подручные средства от любого типа транспорта.

В зависимости от того, какая деталь станет основной в нашей сборке, зависит и вся последующая конструкция. Многие умельцы рекомендуют изготавливать снегоход из мотоцикла, потому что его конструкция наиболее подходит для «снежного транспорта». Также опытные мастера утверждают, что на снегоходе, выполненном из мотоцикла, можно прочувствовать всю мощь и силу транспорта. Незабываемые ощущения гарантированы.

Если под рукой не окажется ни одного из предложенных типов транспорта, не стоит отчаиваться. Найдите или разработайте чертежи изготовления, и самостоятельно соберите модель из того, что окажется под рукой. Можно проконсультироваться у более опытных мастеров.

Разрабатываем конструкцию

После того, как мы определились с типами используемых материалов, необходимо разработать основной план работы и выбрать конструкцию сборки.

Чтобы сделать самодельный снегоход своими руками, потребуется проанализировать свои знания, умения и возможности и выбрать один из вариантов выполнения работы:

  1. изготовление модели в соответствии с инструкциями и чертежами;
  2. самостоятельная сборка, зависящая только от ваших умений и фантазии.

Если вы являетесь настоящим мастером своего дела, то можете не использовать стандартные чертежи, и попробовать изготовить модель самостоятельно в соответствии с вашими предпочтениями и пожеланиями.

Как это работает?

Самое главное в самостоятельной сборке и изготовлении – понять основной принцип работы модели. Как только вы поймете, как работает снегоход и что заставляет его двигаться, вы сможете самостоятельно разобраться в том, какие детали нам потребуются для работы и куда их следует устанавливать.

Каковы же принципы работы любого снегохода, в том числе и самодельного:

  1. чтобы модель смогла держаться на снегу и удерживать вас и пассажиров, необходимо, чтобы у нее была широкая площадь опоры. Ее размеры должны быть по максимуму большими. От этого зависит его устойчивость и работоспособность;
  2. вес конструкции. Здесь все понятно: чем меньше весит наше устройство, тем легче ему будет передвигаться по снегу. Поэтому при сборке обращайте внимание на вес деталей.

Примерные варианты конструкций

На основе изучения принципов работы нашего самодельного транспорта можно разработать примерные схемы, из чего будет состоять модель и что приведет ее в движение:

  • используем в качестве основной движущей силы 1 гусеницу, в качестве дополнительной устанавливаем 2 лыжи;
  • основная движущая сила состоит из 2 гусениц. Для опор используется 1 лыжа.

Данная конструкция основана на основных физических законах: для того, чтобы модель могла удержаться на снегу, нам необходимо использовать 3 опорные точки. Чтобы снегоход мог самостоятельно передвигаться, необходима движущая сила. В ее качестве выступает гусеница. Чтобы обеспечить оптимальный уровень скольжения по снегу, необходимо использовать лыжи.

Самостоятельная сборка

Наиболее простой вариант сборки изделия состоит из использования мотоцикла и дополнительных инструментов.

Примерная пошаговая инструкция самостоятельного изготовления:

  1. устанавливаем переднюю опорную лыжу. Для этого можно снять переднее колесо и вместо него установить лыжу. Конструкция допускает, если колесо останется на месте. В этом случае лыжа устанавливается на него;
  2. увеличиваем площадь опоры. Для этого нам понадобится широкий металлический лист. Закрепляем его чуть выше заднего колеса. Чтобы заднее колесо свободно вращалось, делаем в металлическом листе прорезь по его размерам;
  3. на заднем колесе закрепляем 2 гусеничных блока (слева и справа).

Если наша конструкция состоит из 2 лыж и одного гусеничного блока, этапы сборки несколько изменяются:

  1. на передней части устанавливаем и закрепляем 2 лыжи. Переднее колесо снимаем;
  2. увеличиваем площадь поверхности конструкции при помощи металлического листа;
  3. на задней части снимаем колесо и закрепляем вместо него гусеничную опору.

Эту конструкцию можно также видоизменить. Для этого на передней части устанавливаем гусеницу, а на задней – 2 лыжи.

Нам нужна долговечность

Чтобы наша самодельная модель прослужила несколько зим, необходимо бережно за ней ухаживать. Эксплуатация снегохода должна быть максимально аккуратной:

  • после каждого применения конструкции необходимо проводить влажную уборку. Для этого подойдут моющие средства для чистки автомобилей;
  • старайтесь, чтобы в детали двигателя не попадала вода и влага;
  • смазывайте основные детали модели силиконовой смазкой или специальным спреем;
  • в летний период лучше защитить двигатель от повреждения. Для этого необходимо взять промасленную ткань и закрепить ее на глушителе.

В многих регионах России зимой единственным средством передвижения является снегоход. Однако во времена финансового кризиса не все могут позволить себе приобрести дорогую технику. Почему бы не вспомнить о возможностях самодельного конструктора с универсальной моторной установкой «УМУ», который позволит сделать снегоход своими руками.

Наш снегоход состоит из двух частей. Первая - ведомая - опирается на полозья в виде лыж с сиденьем для водителя. Вторая - ведущая - состоит из моторной установки «УМУ» с колесным приводом. Обе части снегохода соединены вертикальным шарниром, что позволяет им принимать различные угловые положения относительно друг друга.

Ведомая часть включает в себя несущую раму с сиденьем водителя и рычагами управления. Она шарнирно опирается на скобы полозьев. С поворотной стойкой несущая рама скреплена жестко.

Полозья представляют собой пару широких деревянных лыж, параллельно соединенных между собой. В средней части каждой лыжи установлены скобы шарнирных соединений.

В конструкции рамы предусмотрены места крепления съемной платформы для ног, оснащенной тормозными педалями.

Рычаги управления снегоходом соединяются единой втулкой и фиксируются винтами под сиденьем водителя.

На рукоятки рычагов надеты резиновые наконечники. Правая рукоятка снабжена тросовым механизмом регулировки газа от серийного мотоцикла.

Рулевые тяги придется изготовить самим. Подойдут тонкостенные стальные трубки диаметром 16…18 мм. На их концах необходимо установить соединительные шарниры, способные работать в двух угловых плоскостях.

Во второй части снегохода установлен ведущий мост с самодельными колесами низкого давления. Лучшее решение - применить пневмокамеры от автомобилей; в накачанном состоянии их наружный диаметр примерно равен 80 мм.

Изготавливать несущую раму (см. рис. 2) ведомой части снегохода лучше всего из стальной тонкостенной трубы диаметром 40 мм. Согнуть трубу такого диаметра без специального приспособления сложно, поэтому поворотную стойку рамы в нижней ее части придется на сварке собрать из двух прямых кусков. Если все же есть возможность качественно согнуть трубу, не нарушив ее сечение в месте изгиба, то советуем с этой операции начинать изготовление ведомой рамы.

Рис. 2. Конструкция несущей рамы
1 - поворотная стойка, 2 - опорная балка, 3 - втулка оси рычагов, А - размеры центральной части, Б - общий вид несущей рамы.

Ножовкой по металлу нарежьте остальные трубчатые заготовки. Места соединений опилите полукруглым напильником. Положите поворотную стойку с загнутым (или приваренным) концом на ровную горизонтальную поверхность (бетонный пол) и прихватите газо- или электросваркой сопрягаемые детали. Убедитесь, что все прихваченные детали рамы находятся строго в одной плоскости. Для этого простучите молотком трубу по всей длине. Только после этой операции соедините сваркой все детали между собой.

Следующий шаг - изготовление фланцев и обкладок опорной балки. Один из готовых фланцев приварите к торцу опорной балки, соблюдая перпендикулярность к оси трубы. Наденьте две обкладки на балку и приварите второй фланец к противоположному торцу, соблюдая соосность отверстий в обоих фланцах. Для установки опорной балки на несущую раму прихватите сваркой обкладки с двух ее сторон, как показано на рисунке 2.

Убедитесь, что балка относительно плоскости рамы прихвачена перпендикулярно.

После этого приварите обкладки. Убедитесь, что балка свободно перемещается вдоль своей оси и одновременно вращается в обкладках. Передвигая балку вдоль оси, подберите такое положение, чтобы расстояние от обкладок до фланцев было одинаковым как слева, так и справа. Отметьте это положение рисками.

Теперь согласно рисунку 2 выставите угол фланца так, чтобы свободные отверстия смотрели строго вниз. Еще раз проверьте положение рисок и прихватите сваркой трубу балки к обкладке. Проведите окончательную регулировку и только после этого приварите шов начисто.

Для установки втулки оси рычагов подробного описания не требуется. Куда сложнее установить кронштейны поворотной оси, к этой работе отнеситесь предельно внимательно, ведь здесь требуется выдержать максимальную точность в соосности отверстий между собой, а также расположении плоскости центров этих отверстий с центром поворотной стойки и осью среднего отрезка рамы.

Сборку рамы завершает присоединение сваркой кронштейнов сиденья и косынок жесткости.

Для лыжной пары (см. рис. 3) вам потребуется сделать две одинаковые распорки, два одинаковых кронштейна с осями и собственно пару лыж.

Рис. 3. Общий вид лыжной пары

Рис. 4. Детали управления

1 - левый рычаг управления, 2 - крепление рычага управления, 3 - втулка рычага, 4 - концевые детали шарнира (8 шт.), 5 - центральные детали шарнира (4 шт.)

Что касается распорок, то их придется вырезать из отрезков трубы диаметром 22 мм. К ним приварите уголки из листовой стали толщиной 3 мм. Кронштейны придется согнуть из той же стали, а оси - выточить на токарном станке.

Лыжи лучше всего изготовить самостоятельно из листов 3-мм фанеры в 9 или 10 слоев. Лучший клей - эпоксидная смола. Сушку проводите на оправке с применением мощных струбцин. Подробнее об этой операции можете почитать в «Левше» № 12 за 1997 г. (статья «По снегу, как по асфальту»).

Рычаги и тяги управления (см. рис. 4) просты по конструкции, даже несмотря на то, что в процессе их изготовления потребуются сварочные и токарные работы. Большое внимание уделите точности выполнения шарнирных тяг. Все люфты устраните по возможности при сборке.

Изготовление платформы для ног, педалей тормоза и сиденья тоже подробно описывать не будем - их конструкция понятна из рисунка 5.

Для соединения ведомой части снегохода с ведущей необходима поворотная ось. Сделайте ее из отрезка стальной трубы диаметром 22 мм и длиной 140 мм. С одного конца приварите квадратный фланец из листовой стали, а на другом конце просверлите отверстие для стопора торцевой шайбы. Точные размеры оси, фланца и торцевой шайбы вы найдете на стр. 10 в «Левше» № 4 за 2008 г. - нижняя часть универсального руля.

Кстати, из этого же номера журнала используйте конструкцию ведущего моста, взяв ее за основу в своем снегоходе, заменив лишь фланцы, показанные на рисунке 6.

Рис. 5. Устройство платформы для ног

1 - педаль тормоза, 2 - трос привода тормоза, 3 - платформа, 4 - кронштейн платформы, 5 - тормозной рычаг.

Рис. 6. Колесный фланец

Для окончательной сборки снегохода придется немного доработать кронштейн подножки микромотоцикла (см. «Левшу» № 9 за 2008 г.), который используется для крепления поворотных тяг снегохода. Доработка кронштейна показана у нас на рисунке 7.

Рис. 7. Соединение поворотных тяг

1 - поворотная тяга, 2 - шарнир, 3 - стопорное отверстие М-6 (2 шт.), 4 - косынка жесткости

Для самого просто самодельно снегохода потребуется старый мопед, сварка и немного металлолома, для создания рамы снгохода.


Как видно из фотографии основная переделка - это установка лыжи вместо переднего колеса и изготовление седушки с опорой на лыжи.


Лыжи лучше приобрести готовые, все таки лыжи - это основа снегохода, но если не получиться, то можно и изготовить самостоятельно из дюрали. Только учите, дюраль обычной сваркой не вариться, нужен аргон. Тот кто утверждает, что дюраль не вариться - не прав. Аргонно-дуговой сваркой можно легко сварить дюраль не нарушая ее почности.

Крепление мотора так же переделывается под более широкую базу снегохода. Здесь можно обойтись обычными металлическими уголками и дуговой сваркой.
Ведущее колесо с грунтозацепами так же легко изготовить самостоятельно. Передача вращения от мотора к колесу - цепная. Не пытайтесь делать огромные грунтозацепы, если в момент дачи полного газа под грунтозацеп самодельного снегохода попадет мерзлый грунт, то существует большая вероятность, что цепь порвется.


Глушитель можно изготовить своими руками. Особых качеств по снижению шума можно не добиваться, раскатывая по тайге стрекотом двигателя самодельного снегохода медведя вы все равно не разбудите, а прочие зверье поостережется связываться с грохочущим чудом.


Мопедовский пускач переделывается на ручной старт. Все равно в валенках запустить дергая заводной рычаг ногой невозможно.


Ящик сваренный под седушку на самодельном снегоходе хорошо использовать под хранение ключей и запчастей. Но лучше в такой бардачек снегохода сделанного своими руками положить бутылку водки. На случай если порвете цепь. Без водки на морозе туго, а с водкой жить можно.


Как видите - сделать снегоход своими руками в гараже достаточно просто. Остается только пожелать удачи самодельщикам, которые любят кататься по снежным равнинам нашей Родины на самодельных снегоходах!

Как сделать самодельный снегоход своими руками: схема, фото и устройство

Такой самодельный снегоход был сделан за несколько недель своими руками в собственном гараже. Устройство его как видим очень простое, и будет вполне по силам множеству домашних мастеров.

Несколько лет назад я смастерил для своей девятилетней дочки снегоход с самодельной гусеницей из транспортерной ленты и пластмассовых водопроводных труб в качестве грунтозацепов. Сначала у меня были сомнения в надёжности такой гусеницы и в том, как поведут себя пластмассовые детали на морозе. Но за время двухлетней зимней эксплуатации поломок и сильного износа труб не произошло. Это и вдохновило меня на создание лёгкого снегохода для себя с такой же самодельной гусеницей.

На фото вверху самодельный гусеничный снегоход - вверху одноместный а внизу двухместный вариант.

Прекрасно понимая, что чем меньше масса снегохода и чем больше опорная площадь гусеницы, тем лучше будет его проходимость по рыхлому и глубокому снегу, я попытался сделать конструкцию максимально лёгкой.

Принцип работы снегохода очень прост (рис. 1). Внутри гусеницы установлены четыре колеса, которые при движении катятся по транспортёрной ленте, на которой закреплены грунтозацепы. А привод гусеницы от мотора осуществляется цепью через ведомый вал специальными ведущими звездочками. Их я взял от снегохода «Буран».

С двигателем от обычного мотоблока с автоматическим сцеплением мощностью всего 6 лошадиных сил быстро не разгонишься. Ездить на снегоходе я собирался не по укатанным дорожкам, а по рыхлому снегу, поэтому отказался от мягкой подвески гусеницы и лыж для снижения массы снегохода и упрощения всей конструкции.

Гусеницы для самодельного снегохода

Сначала изготовил гусеницу. Пластмассовую водопроводную трубу сечением 40 мм нарезал на заготовки для грунтозацепов длиной по 470 мм. Затем каждую заготовку распилил циркуляркой вдоль на две равные части.

При помощи приспособления, показанного на рис. 2, дисковой пилой по дереву резал вдоль пластмассовые трубы для грунтозацепов.

Рисунок 1.Чертеж схема самодельного снегохода

Грунтозацепы прикрепил к транспортёрной ленте двумя мебельными болтами 6 мм с большой полукруглой шляпкой. При изготовлении гусеницы очень важно выдержать одинаковые расстояние между грунтозацепами, иначе они будут «набегать» на зубцы ведущих звёздочек и гусеница начнёт проскакивать и сползать с катков.

Рисунок 2. Приспособление резки пластмассовых труб:
1. деревянный брусок;
2. пластмассовая труба;
3. металлический уголок.

Для сверления в транспортерной ленте отверстий под крепежные болты 6 мм сделал кондуктор. Отверстия в ленте сверлил сверлом по дереву со специальной заточкой.

Используя такой кондуктор, в транспортёрной ленте можно сверлить сразу 6 отверстий для крепления трёх грунтозацепов гусеницы.

В магазине я приобрёл четыре надувных резиновых колеса от садовой тележки, две ведущие звёздочки от снегохода «Буран» и два закрытых подшипника №205 для ведущего вала гусеницы.

Изготовить ведущий вал гусеницы и опоры для подшипников я попросил токаря. Раму снегохода сделал сам из квадратных труб 25×25 мм.

Так как оси шарниров поворота лыж и руля находятся на одной линии и в одной плоскости, можно использовать неразрезную рулевую тягу без шаровых наконечников.

Втулки поворота лыж делаются легко. К передней поперечной балке рамы я приварил водопроводные муфты с внутренней резьбой 3/4 дюйма. В них ввернул патрубки с наружной резьбой, к которым сваркой прикрепил сошки рулевой тяги и стойки лыж.

Я рекомендую использовать лыжи от детского снегоката «Аргомак». Они легче и эластичнее, но на них необходимо установить уголки для крепления к поворотной стойке снегохода и металлический подрез снизу — для лучшего управления снегоходом при движении по насту или укатанному снегу.

Регулировка натяжения цепи происходит за счёт смещения двигателя.

Управлять снегоходом очень просто. При увеличении оборотов двигателя ручкой газа, расположенной на руле, происходит включение автоматического центробежного сцепления и снегоход начинает движение. Так как расчётная скорость снегохода — невелика(всего около 10-15 км/ч) и зависит от плотности снега, то тормозами снегоход не оборудован. Достаточно уменьшить обороты двигателя и снегоход останавливается.

Поделюсь несколькими советами, которые при повторении этой конструкции могут оказаться полезными

1. Трубу для траков я разрезал вдоль ручной циркулярной пилой по дереву сначала с одной стороны, потом — с другой. Так получается ровней, нежели сразу резать обе стенки. Удобней обрабатывать небольшие заготовки. Если сразу разрезать вдоль длинную трубу, то в этом случае пластмасса будет плавиться и диск пилы зажмёт.

2. Гусеницы можно делать любой ширины. И каждый конструктор вправе выбрать то, что для него удобнее: сделать широкую, но короткую гусеницу или узкую и длинную. Только помните, что с большой гусеницей снегоход будет плохо управляться и двигатель нагружается больше, а с маленькой в рыхлом глубоком снегу он может проваливаться.

3. На некоторых моих фото видно, что внутри гусеницы установлены пластмассовые «бочонки». Это — направляющие упоры для склиза, которые должны препятствовать сползанию гусеницы с катков. Но в процессе эксплуатации снегохода гусеница и без склиза не сползала с катков, поэтому «бочонки» можно не устанавливать, что уменьшит массу снегохода.

4. В конце зимы я полностью разобрал снегоход, чтобы определить его вес. Вес его отдельных узлов оказался таким:

  • гусеница — 9 кг;
  • ведущий вал в сборе — 7 кг;
  • две пары колёс с осями — 9 кг;
  • двигатель и руль — 25 кг; пара лыж —5 кг;
  • рама— 15 кг;
  • двухместное сиденье со стойками — 6 кг.

Итого всё вместе весит 76 кг.

Вес некоторых деталей можно и ещё уменьшить. Тем не менее весовой показатель для снегохода с гусеницей такого размера вполне удовлетворительный.

Геометрические размеры моего снегохода следующие: длина рамы снегохода — 2 м; расстояние между осями опорных колес (катков) — 107 см; ширина гусеницы — 47 см. Шаг грунтозацепов гусеницы зависит от толщины транспортёрной ленты и его надо подобрать опытным путём (у меня получилось 93 мм).

Точных размеров и чертежей деталей снегохода не привожу, так как каждый, кто соберётся повторить конструкцию, будет ориентироваться на те детали и комплектующие, которые сможет приобрести или изготовить самостоятельно.

На фото этапы изготовления снегохода по приведенным выше схемам-чертежам:

  1. Заготовки грунтозацепов будущей гусеницы.
  2. Специальная ведущая звёздочка от снегохода “Буран”.
  3. Самодельный ведущий вал гусеницы с установленными звёздочками для цепи и гусеницы.
  4. Кондуктор для сверления отверстий в транспортерной ленте.
  5. Опорные катки гусеницы с осями и кронштейнами крепления к раме снегохода.
  6. Привод от двигателя ведущего вала гусеницы осуществляется цепью от мотоцикла.
  7. Рама снегохода с ведущим валом и опорными катками гусеницы.
  8. Механизм управления поворотом лыж.
  9. На этот снегоход я поставил пластмассовые лыжи от детских китайских санок. Но пластмасса, из которой они изготовлены, оказалась очень хрупкой и к концу зимы одна из лыж поломалась.
  10. Лыжи от снегоката “Аргомак” с установленным подрезом (коньком) и крепёжными уголками для установки на снегоход.
  11. Втулки поворота лыж. Всё очень просто: никаких подшипников. Необходимо только наносить смазку на резьбу, и долгий срок службы обеспечен. Кроме того, вворачивая или выворачивая патрубки, можно изменять клиренс снегохода.
  12. Ось передних колёс (катков гусеницы) прикреплена к раме неподвижно, а ось задних колёс-катков, вращая болт, можно перемещать для регулирования натяжения гусеницы.

Снегоход – уникальное транспортное средство для ежедневного применения в зимний период. Его используют для передвижения по заснеженной местности во время научных экспедиций, экскурсий, походов, охоты на животных, охраны территории. Такое изделие можно приобрести в специализированном магазине или сделать своими руками. Если готовые конструкции имеют достаточно высокую цену, и не каждый человек способен себе позволить такую покупку, то самодельные – более доступный альтернативный вариант, изготовленный из подручных материалов и техники.

Техника для конструирования снегохода

Самодельный снегоход можно сделать своими руками из доступной техники. Для этих целей специалисты рекомендуют использовать:

  • бензопилы;
  • мотоблоки;
  • мотоциклы.

Важно! Чтобы сделать портативный снегоход в домашних условиях, обязательно нужно иметь навыки работы со слесарными инструментами.

Чертежи, варианты готовых работ

Конструирование снегохода необходимо начинать из создания чертежа желаемого изделия. Он поможет в процессе работы изготовить практичное и функциональное оборудование, которое будет служить не один год.

Вариант готовой работы

Если для создания снегохода из мотоблока или мотоцикла можно воспользоваться готовыми чертежами, то для конструкции из бензопилы – их не предусмотрено, так как каждый инструмент имеет свои технические характеристики и особенности.

Снегоход из бензопилы

Совет. Снегоход можно сделать как гусеничным, так и лыжным.

Прежде чем приступить к изготовлению снегохода из бензопилы, необходимо выбрать оборудование, которое будет обладать всеми необходимыми характеристиками. Оптимальный вариант для этой цели - бензопила «Дружба», «Урал» и «Штиль» (мощность этих инструментов идеально подходит для создания скоростных снегоходов).

Важно! Двигатель и редуктор – основные детали бензопилы, которые используются в процессе работы.

Конструкция снегохода состоит из четырех частей:

  1. Гусеницы.
  2. Трансмиссии.
  3. Двигателя.

Бензопила Урал

Сборка самодельного снегохода производится не по какой-то предложенной схеме или стандартному чертежу, а исходя из материалов и инструментов, которые есть в распоряжении мастера.

Инструкция по сборке снегохода из бензопилы

Сборка изделия – достаточно интересная работа. Она состоит из нескольких последовательных этапов, которые должны выполняться аккуратно и ответственно.

  • Первый этап – это сборка каркасной основы будущего самодельного снегохода. Для работы потребуются стальные уголки (размер – 50 х 36 см) или стальные листы (толщина – не менее 2 мм). Из уголков делают среднюю часть конструкции, а из листов – переднюю и заднюю.

Совет. Чтобы придать необходимой жесткости конструкции, металл загибают под уголом в 90 градусов.

  • Аккуратно делают два сквозных отверстия под размещение вала гусеничного механизма и направляющих устройств гусеничных колес (натяжные устройства устанавливаются с обеих сторон лонжеронов).

Важно! Переднее устройство специально предназначено для натяжения второй ступени натяжной передачи, оно также помогает в регулировке самой гусеницы.

  • К нижней части лонжеронов аккуратно приваривают специальные кронштейны (их крепят на одинаковом удалении друг от друга), в их открытые пазы и устанавливают опорные катки.
  • Катки (в резиновых чехлах) располагают на пяти осях, каждый из которых крепят с нижней стороны открытых пазов.
  • Между каждым из элементов устанавливают специальные втулки из дюралюминия (они изготавливаются из подходящей трубы).

Совет. Чтобы не тратить время на изготовление катков и осей для них, их можно позаимствовать у старого оборудования для выкапывания картофеля.

  • Сами оси кронштейнов крепят при помощи гаек и контргаек (они предназначены для усиления рамы снегохода, удерживают лонжероны на определенном расстоянии друг от друга).
  • Из трех металлических уголков делают стойки для крепления подготовленного редуктора бензопилы, устанавливают промежуточный вал цепной передачи.
  • На подготовленный каркас устанавливают сиденье для пользователя (для этих целей используют подходящий ящик или автомобильное кресло), его фиксируют на участке между средней и задней частью конструкции.

Снегоход из бензопилы

  • На переднем участке каркаса делают отверстие для размещения руля, его делают из трубы с приваренными ручками управления.
  • В местах крепления стоек снегохода устанавливают металлические косынки (они укрепляют конструкцию, делают ее более прочной и надежной).

Важно! Чтобы будущий самодельный снегоход обладал хорошей проходимостью по заснеженной местности, его оснащают гусеничным механизмом.

  • Из металлической трубы изготавливают вал привода снегохода, в него вставляют специальный круглый фланец для крепления зубчатых колес.
  • Для создания рулевого управления применяют оборудование из старых мотоциклов или мопедов с трехрычажным управлением.

Готовый снегоход имеет небольшой вес, легко размещается в багажник автомобиля для транспортировки на большие расстояния. Его управление настолько простое и понятное, что даже ребенок с легкостью может ним пользоваться.

Снегоход из мотоблока

Мотоблок – еще один вариант оборудования, которое используется в процессе изготовления снегохода своими руками. Его конструкцию практически не нужно переделывать, так как она изначально является многофункциональной.

Существует три типа снегоходов из мотоблока:

  • колесные;
  • на гусеницах;
  • комбинированные.

Мотоблок

Прежде чем приступить к работе с мотоблоком, необходимо определиться с типом будущей конструкции. От него и будет зависеть сложность работы мастера, а также длительность всего процесса.

Конструирование снегохода из мотоблока

Важно! Для создания колесного снегохода не нужно переделывать систему рулевого управления, особое внимание нужно уделить только на раму устройства и лыжи.

  • Раму снегохода изготавливают из металлических труб или уголков (она должна иметь форму прямоугольника).
  • К готовому основанию присоединяют ящик или кресло для размещения водителя.
  • Отдельно изготавливают лыжи из уголков и листового металла, приваривают их к раме.
  • Готовую конструкцию присоединяют к мотоблоку, используют по назначению.

Чертеж: снегоход из мотоблока

Снегоход из мотоцикла: руководство для мастеров

Сделать снегоход из мотоцикла не так уж и просто. Если сборка предыдущих изделий практически не вызывает трудностей, то с этой конструкцией придется помучиться. Для работы потребуются не только инструменты, материалы и техника, но и навыки в работе со сварочным аппаратом и другим оборудованием.

Важно! Мотоциклы «Урал», «Иж» и «Днепр» - самые подходящие модели для изготовления снегохода своими руками.

Технология конструирования снегохода

  • Делают подходящую раму из металлических труб разного диаметра и стальных уголков. Ее основу выполняют в виде прямоугольника (его габариты - 150 х 43,2 см).
  • Конструируют рулевую балку из металлических уголков (ее размеры – 50 х 50 х 5 мм), ее части обшивают плотными металлическими накладками. Готовую конструкцию устанавливают в горизонтальном положении на сверлильном станке.

Мотоцикл Иж

  • Раму и готовую балку обрабатывают в местах соединения, подготавливают специальные пазы для надежной фиксации элементов.
  • Переднюю перекладину рамы оснащают прочным уголком.
  • Крепят сидение к раме конструкции.
  • Делают отверстия в лонжеронах.
  • Между рулевой и средним участком приваривают швеллер.
  • Подбирают подходящую гусеничную звездочку и резиновую ленту для дальнейшей установки (подходящие габариты – 2200 х 300 мм, толщина – не более 10 мм).
  • Саму гусеницу аккуратно обшивают капроном, чтобы материал не расслаивался в процессе использования.

Снегоход из мотоцикла

  • Устанавливают трансмиссию, которая состоит из переднего и заднего моста. Передний – ведущий, он состоит из трубчатого вала, гусеничной звездочки и катков (сами звездочки фиксируются на сквозные болты). Конструкция заднего моста состоит из гусеничного барабана и трубчатого вала.
  • Лыжи приваривают к конструкции снегохода (для их изготовления используют листы стали и металлические уголки).

Система управления самодельного снегохода из мотоцикла довольно сложная в конструировании. Она состоит из:

  • продольной тяги;
  • поперечной тяги.

Из представленной информации можно сделать вывод: самодельный снегоход из элементов мотоблока, бензопилы или мотоцикла – реальность. Его может изготовить каждый желающий мастер. Для продуктивной работы потребуются лишь определенные навыки, оборудование, инструменты и материалы.

Самодельный снегоход: видео

Снегоход своими руками: фото