Слова не связанные между собой. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Лексическая связь предложений





Раздел VІ

СИНТАКСИС

(раздел грамматики, изучающий строение предложений)

    Что называется п р е д л о ж е н и е м?

☺ Предложение – это группа слов, связанных между собою по смыслу.

Например: Идёт волшебница-зима.

Почему ёж колючий?

Закройте дверь!

    Как предложение обозначается схематически?

☺ Схематическое обозначение предложения:

А) Светило яркое солнце. ‌‌ ‌‌__________ .

Б) Тётя Надя кормит гусей, курей, уток. ___ ___ ____ ___ , ___ , ___.

3 . Назови типы предложений по цели высказывания.

☺ Предложения по цели высказывания бывают:

П о в е с т в о в а т е л ь н ы е (о чём(ком)-то сообщается)

Например: Таня подала брату книгу.

В о п р о с и т е л ь н ы е (о чём(ком)-то спрашивается)

Например: Черёмуха пахнет?

П о б у д и т е л ь н ы е (кого-то побуждают к действию)

Например: Подай, пожалуйста, книгу.

    Назови типы предложений по интонации.

По интонации предложения бывают:

В о с к л и ц а т е л ь н ы е (произносится с особым чувством, в конце ставится восклицательный знак !)

Например: Снег пошёл!

- н е в о с к л и ц а т е л ь н ы е

Например: Идёт дождь.

    Что изменится в предложении, если изменить порядок слов?

☺ Если изменить порядок слов в предложении, то изменится его смысл, содержание высказывания.

Например: Рыбки живут в аквариуме.

В аквариуме живут рыбки.

6. Что такое логическое ударение?

☺ Логическое ударение – это выделение голосом главного.

Например: Шла Саша по шоссе .

Шла Саша по шоссе.

7. С помощью чего устанавливают связь слов в предложении?

☺ Связь слов в предложении устанавливают с помощью ВОПРОСОВ.

Например: Качается под ветром зелёная трава.

качается (где?) под ветром

трава (какая?) зелёная

8 . Что составляет грамматическую основу предложения?

☺ Основу предложения составляют ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ.

Например: Наступила ночь.

9 . Что называется п о д л е ж а щ и м?

☺ Подлежащее – это главный член предложения, который показывает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

Например: П т и ч к а поёт.

Подлежащее подчёркиваем одной чертой (линией).

10 . Что называется с к а з у е м ы м?

☺ Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

Например: Малышка с п и т.

Сказуемое подчёркиваем двумя чертами (линиями).

    Как называются члены предложения, которые дополняют подлежащее и сказуемое?

Члены предложения, которые дополняют или объясняют подлежащее и сказуемое, называют в т о р о с т е п е н н ы м и. Без них трудно выразить мысль полно.

Например: Могучие ели покрылись снегом .

12 . Какими бывают предложения по степени распространённости?

По степени распространённости предложения бывают распространённые и нераспространённые.

    Нераспространённым называют предложение, которое состоит только из главных членов предложения – из подлежащего и сказуемого.

Например: Наступила осень.

Например: Наступила дождливая осень .

13 . Какими бывают предложения по наличию г р а м м а т и ч е с к о й о с н о в ы?

    По наличию грамматической основы предложения бывают П Р О С Т Ы М И И С Л О Ж Н Ы М И.

Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа (одно подлежащее и одно сказуемое).

Например: Воробей клевал крошки хлеба.

Например: Воробей клевал крошки хлеба , а кот

внимательно следил за ним.

14 . Что можно составить из ряда предложений, связанных по смыслу?

☺ Из ряда предложений, связанных между собой по смыслу, можно составить ТЕКСТ.

15 . К а к и е б ы в а ю т второстепенные члены предложения?

Второстепенные члены предложения бывают

ДОПОЛНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

    Что называется д о п о л н е н и е м?

☺ Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?

Например: Волчица поделилась (чем?) дичью

(с кем?) с приёмышем.

Не послушался петушок (кого?) курочки.

Подчёркиваем дополнение _ _ _ _ _ _ _ .

    Какими частями речи обычно выражены дополнения?

☺ Дополнения обычно выражены именем существительным, местоимением и другими частями речи.

    Что называется о п р е д е л е н и е м?

☺ Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.

Например: На поляне растёт (какая?) белая берёза.

Определение подчёркиваем.

19 . Какими частями речи выражены определения?

☺ Определение выражено именем прилагательным.

20 . Что называется о б с т о я т е л ь с т в о м?

☺ Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА?

ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

и обозначает место, время, способ действия.

Например: (Как?) Тихо подошёл поезд.

Обстоятельство подчёркиваем _ . _ . _ . _ . _. _ . _. _ .

21 . Какими частями речи выражены обстоятельства?

☺ Обстоятельства выражены наречиями, существительными.

22 . Что такое с л о в о с о ч е т а н и е?

☺ Словосочетание – это два (с предлогом – три) слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.

В словосочетании одно слово – ГЛАВНОЕ, а другое – ЗАВИСИМОЕ.

Главное – это слово, от которого ставим вопрос.(Обозначается крестиком).

Зависимое – слово, которое отвечает на вопрос главного. (К нему ведём стрелку и пишем вопрос). о чём?

Например: Мечтает о космосе.

Зависимые слова в словосочетаниях являются второстепенными членами. 23. Составляют ли словосочетание подлежащее и сказуемое?

☺ Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы. Они составляют основу предложения .

что сделал? что?

Например: Расцвёл подснежник.

24 . Чем может быть осложнено предложение?

☺ Предложение может быть осложнено ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же члена предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

а) ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ – несколько подлежащих при одном сказуемом.

Например: В саду созрели сливы , яблоки , груши .

б) ОДНОРОДНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ – несколько сказуемых при одном подлежащем.

Например: Вода весело шумела , искрилась .

в) ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Например: Белые, золотые, синие цветы качаются над головой.

г) ОДНОРОДНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

Например: Над полями, над дорогой плывёт летнее солнце.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ __

д) ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Например: Птицы тревожно и торопливо кричали.

_._._._._._._._._._. _._._._._._._._._._.

25 . В каких случаях с т а в и т с я з а п я т а я

☺ Запятая между однородными членами предложения СТАВИТСЯ, если:

Между ними нет союзов;

Например: Я поймал окуня , щуку.

Между ними есть союзы И, А, НО, ДА (в значении НО);

Например: Солнце скрылось , но вскоре снова появилось.

Союзы И, ИЛИ повторяются.

Например: Дети и пели , и танцевали , и играли.

26 . В каких случаях не ставится запятая в предложении с однородными членами?

☺ Запятая НЕ СТАВИТСЯ между однородными членами предложения, если ДВА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНА СВЯЗАНЫ ОДИНОЧНЫМИ СОЮЗАМИ И, ИЛИ, ДА

(в значении НО) .

Например: В зоопарке мне понравились тигры да слоны.

Капли дождя повисали на траве , на кустах и деревьях.

27 . Что называется о б р а щ е н и е м?

☺ Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью.

Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

28 . Правила выделения о б р а щ е н и й запятыми.

☺ Обращения на письме выделяются запятыми.

Если обращение стоит в начале предложения, после него ставится запятая.

Например: Голубушка, как хороша!

, ________ !

Если обращение стоит в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.

Например: Как , милый Петушок, поёшь ты громко, важно.

___ , _____ .

Если обращение стоит в конце предложения, перед ним ставится запятая.

Например: Добро пожаловать , скворцы!

_________ , !

29 . Какое предложение называется с л о ж н ы м?

☺ Сложным называется предложение, которое состоит из двух и более простых предложений.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

Например: Пришла весна , и прилетели птицы .

30 . П р а в и л а написания предложения.

Предложение начинаю писать с большой (заглавной) буквы.

Слова в предложении пишу отдельно.

Имена собственные пишу с заглавной буквы.

В конце предложения ставлю знаки: . ! ?

31 . С и н т а к с и ч е с к и й разбор предложения.

☺ - … . Это предложение, так как оно выражает законченную мысль.

По цели высказывания предложение …

(повествовательное, вопросительное, побудительное).

По интонации предложение …

(восклицательное, невосклицательное).

Находим грамматическую основу – подлежащее и сказуемое. В предложении говорится о … . Это подлежащее . Подчёркиваем одной линией.

(что делает?) … . Это сказуемое . Подчёркиваем двумя линиями.

По наличию грамматической основы предложение … (простое, сложное).

По наличию второстепенных членов предложения предложение …

(распространённое, нераспространённое).

Предложение осложнено … (однородными членами, обращением, прямой речью).

Устанавливаю связь между словами с помощью вопросов. …

Составляю схему предложения.


Тренировка памяти
>
Как запомнить список слов
Метод связанных ассоциаций

При запоминании списка слов (или других элементов, о которых речь пойдет в дальнейшем) методом связанных ассоциаций вам потребуется любой другой, предварительно заученный список слов. Каждое слово нового списка надо связывать по порядку с соответствующим словом хорошо усвоенного ранее списка. Это дает значительную экономию времени и сил, поскольку вам уже будет не нужно "тянуть" за собой длинную цепочку ассоциаций.

Связывать нужно лишь два слова между собой так, как вы это делали в самом начале (помните, "апельсин" и "мыло", "кот" и "молоко"?). Атак как знание порядка слов предыдущего списка является в данном случае условием применения этого метода, то для вас не составит труда воспроизвести и слова нового списка в правильной последовательности. Напомню, что для того, чтобы воспользоваться этим методом, надо всегда иметь в запасе список слов, который вы твердо знаете.

Например, я хочу запомнить ряд слов, начинающийся так: КАСТРЮЛЯ, ЮЛА, КАПЛЯ, ПЛАМЯ, БЕЛКА... , используя метод связанных ассоциаций. Для этого я должна связать "кастрюлю" с "огурцом", "юлу" с "лодкой", "каплю" с "комаром" и т.д., то есть со словами предыдущего списка, который я запомнила очень хорошо (кстати говоря, вы можете взять в качестве вспомогательного любой хорошо известный вам список).

Я представляю, что ОГУРЕЦ такой большой, что проткнул по бокам КАСТРЮЛЮ ; у ЛОДКИ вместо якоря ЮЛА ; КОМАР утонул в КАПЛЕ ; распечатываю КОНВЕРТ , а оттуда вспыхивает ПЛАМЯ (если использовать более логичную в данном случае связь: "конверт сгорел в пламени" то ее легко можно забыть). Продолжите запоминание самостоятельно, по-моему, здесь нет ничего сложного, и это даже легче, чем составление цепочки последовательных ассоциаций (сюжета). Вот продолжение ряда слов: ...БЕЛКА, ФОТОАППАРАТ, ВЕРЕВКА, ЛИМОН, БЕГЕМОТ, КАССЕТА, ОКНО, КОНФЕТА - свяжите по очереди с уже известными вам словами, "белку" с "гусеницей", "фотоаппарат" с "книгой" и т.д. (или со словами выбранного вами ряда слов).

Теперь воспроизведите слова нового ряда. Подсчитайте ошибки. Подумайте, с чем они могут быть связаны? Предполагаю, что вам уже надоело запоминать скучные и "бессмысленные" ряды слов. Попытаюсь добавить вам капельку оптимизма. Во-первых, запоминание "бессмысленных" рядов слов является отличным тренингом для развития памяти как функции нашего мозга в целом.

Можете сравнить это с занятиями на велотренажере или с упражнениями с гантелями - во всех этих случаях непосредственной, видимой пользы вроде бы и нет. Польза от этих занятий отсрочена во времени, но тем не менее вполне очевидна. Иными словами, я предлагаю относиться к запоминанию не связанных с реальностью слов, цифр и т.д. как спортивным тренировкам.

Во-вторых, вы можете представить, что предлагаемые слова - это список необходимых дел, смешанный со списком необходимых покупок. Или же это ключевые слова текста, который вы хотите усвоить. Надеюсь, что в этом случае запоминать ряды слов вам будет не так скучно, занятие это уже не будет казаться вам столь оторванным от жизни, и вы сможете уделить ему побольше времени. Умение быстро и без напряжения запоминать ряды слов является одной из основ развития памяти.

*** Упражнение 5.

Попробуйте запомнить в заданном порядке следующие 15 слов, используя метод связанных ассоциаций. Для их запоминания можете использовать любой хорошо усвоенный ранее ряд слов. СОБАКА, МЕТРО, КОВЕР, РАСЧЕСКА, ПАРАШЮТ, ЛОПАТА, КНОПКА, ГЛОБУС, ДОЖДЬ, БАССЕЙН, ТУШЬ, СИГАРЕТА, ЧЕСНОК, ПЕРЧАТКИ, ШНУРОК.

Попробуйте воспроизвести эти слова в прямом и обратном порядке. Подсчитайте количество ошибок. Если их больше двух и связаны они с неудачно построенными ассоциативными связями слов старого списка со словами нового, то вернитесь к Упражнениям №1-3 и поработайте над созданием хороших для запоминания ассоциаций.

Ваши ошибки при воспроизведении ряда слов могут быть также связаны и с тем, что в качестве вспомогательного вы использовали список, который не был достаточно хорошо вами усвоен. Быть может, имеет смысл поупражняться в применении метода связанных ассоциаций еще. Списки слов для запоминания вы найдете в Приложении . Совсем не обязательно делать это прямо сейчас, вы можете заняться этим в любое другое время.

Оцените, какой из двух ассоциативных методов запоминания списков слов оказался для вас более удобным. На мой взгляд, у каждого из них есть свои преимущества. Что же касается запоминания списков слов в реальной жизни, то, как показывает практика, для запоминания небольшого списка (примерно до 7 элементов) Удобнее пользоваться методом последовательных ассоциаций, если же список включает большое количество пунктов, целесообразнее применить метод связанных ассоциаций, для которого, напомню, у вас в запасе должен быть приготовлен любой твердо заученный список слов. В любом случае, решать вам.

Несколько слов о "твердо заученном списке слов". Во-первых, не поленитесь, пусть это будет список слов с запасом", то есть пусть он состоит не менее чем из 20 пунктов. А во-вторых, он должен быть действительно вашей палочкой-выручалочкой, для этого его надо знать также твердо, как таблицу умножения, то есть не тратить время на его вспоминание. Для создания этого вспомогательного списка вы можете взять любые удобные для вас слова.

Это может быть какая-то давно известная вам последовательность (ваши соседи или друзья, расставленные по определенному принципу и т.п.), тогда составлять специальный список уже не потребуется. Или же (обратите внимание, отличный способ!) это могут быть ключевые слова (существительные) хорошо знакомого вам произведения (чаще стихотворения или песни, ведь именно их мы обычно заучиваем наизусть). Вот, например, начало одного из списков, который в качестве вспомогательного часто применяю я: ворона, бог, сыр, ель, завтрак, рот, лиса... Вам ничего не напоминает этот список? Правильно. Это ключевые слова басни И. А. Крылова "Ворона и лисица".

Слова, с точки зрения удобства привязывания к ним других слов, просто замечательные (яркие, их легко представить, связать с ними любое, даже самое скучное слово - например, "мелиорация"). А выучила я их (то есть не их, конечно же, а басню) в школе так, что ночью разбуди - без запинки расскажу. Таким образом, если вы подготовите несколько таких вот списков, вам останется запоминать только то, с каким из них вы связали запоминаемый ряд слов.

Из песен или стихов вы можете взять какие угодно слова, превратить некоторые глаголы и прилагательные в существительные, главное для вас запомнить итоговый список. (Слова в списке, естественно, не должны повторяться и, по возможности, не должны быть абстрактными.)

Посмотрите, какой вспомогательный список из 15 слов получился у меня из начала пушкинской поэмы "Руслан и Людмила" (тоже, кстати, отрывок, известный абсолютно всем, по-моему, и вы можете применять уже именно этот список, а можете что-то в нем переделать на свой вкус.) Я включила в список только слова, вызывающие реальные образы. ЛУКОМОРЬЕ, ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ПЕСНЯ, ЛЕШИЙ, РУСАЛКА, ВЕТВЬ, ДОРОЖКА, СЛЕДЫ, ЗВЕРИ, ИЗБУШКА, НОЖКИ, ОКНО, ДВЕРЬ.

Как вы догадываетесь, слова вспомогательного списка совсем не обязательно представлять в контексте этого произведения, то есть ножки могут быть вовсе не курьими, а человеческими, а дорожка ковровой, ведь эти слова нужны нам лишь как хорошо заученная последовательность. Посмотрите, как можно связать список дел, которые, предположим, необходимо сделать завтра, со словами такого вспомогательного списка.

Вот неотложные дела на завтра:
1. пропылесосить квартиру (запоминаем слово "ПЫЛЕСОС "),
2. прокипятить молоко, чтобы не прокисло (МОЛОКО ),
3. пришить вешалку к пальто (ИГОЛКА ),
4. снять высушенное белье (ПРИЩЕПКА ),
5. засыпать яблоки сахаром для варенья (ЯБЛОКО ),
6. поколоть орехи для торта (ОРЕХИ ),
7. вымыть окно (ОКНО ),
8. отправить телеграмму (ТЕЛЕГРАММА ),
9. 10, 11, 12. купить: СВЕКЛУ, КАПУСТУ, МАЙОНЕЗ, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ,
13. оплатить счет (СЧЁТ ),
14. подготовить доклад (ДОКЛАД ),
15. сходить в парикмахерскую (ПАРИКМАХЕРСКАЯ ).

Теперь связываем по очереди слова вспомогательного списка со словами из списка дел. Представляем, как пылесосим ЛУКОМОРЬЕ ; из ДУБА льется МОЛОКО ; ЦЕПЬ вставлена в ушко ИГОЛКИ ; у КОТА на каждом ухе по ПРИЩЕПКЕ ; ЛЕШИЙ объелся ЯБЛОК и вот-вот лопнет, РУСАЛКА колет ОРЕХИ кончиком своего хвоста, на ДОРОЖКЕ лежит ОКНО (вы на него наступаете, и оно разбивается); СЛЕДЫ испачкали ТЕЛЕГРАММУ (и ее текст невозможно разобрать)... Дальше при желании можете продолжить самостоятельно.

От того, насколько удачные связи между словами вы придумаете, зависит успешность вашего последующего воспроизведения. Не забывайте про 4 правила составления ассоциаций. Например, если вы просто представите лешего, поедающего ЯБЛОКИ , вы можете забыть такую связь. Если же вы используете принцип преувеличения и представите, что леший ОБЪЕЛСЯ яблок, то успех запоминания куда более вероятен.

Напомню, что умение создавать хорошие ассоциативные связи является необходимой составляющей большинства методов быстрого запоминания , о которых вы узнаете в дальнейшем, поэтому, если вы действительно решили развить свою память и овладеть эффективными техниками запоминания, имеет смысл уделить этому побольше внимания. К запоминанию цепочек слов мы с вами еще вернемся не раз, а эту главу мне хочется закончить словами, касающимися в первую очередь проблемы сохранения хорошей памяти в пожилом возрасте.

Запоминание рядов не связанных между собой слов (любыми способами) является отличным упражнением (наряду с другими) для поддержания вашей памяти в боевом духе, своеобразной профилактической мерой против ослабевания (снижения) памяти, которая, напомню, является базовой частью человеческого разума и без уверенного функционирования которой невозможна активная жизнедеятельность человека.

На предыдущую |

ТЕСТ 1

1. Выбери верное утверждение

Предложение - это …

А. буквы связанные между собой по смыслу.

Б. слова, выражающие законченную мысль.

В. слова, не связанные между собой по смыслу.

Г. буквы, не связанные между собой по смыслу.

2. Прочитай текст. Сколько в нём предложений? (знаки препинания в конце не расставлены)

У Даши живут чижи и синички весь день они весело скачут и поют Даша их любит

А.1; Б. 2; В. 3 Г. 4

3. Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову

На лесной полянке растёт душистая земляника.

А. на лесной Б. растёт В. душистая Г. земляника

4. Укажи слово, в котором пропущена буква о.

А. др(о,а)зды Б. кр(о,а)я В. ск(о,а)ла Г. тр(о,а)ва

5. Укажи слово, которое является проверочным для слова лесок

А. лесной Б. лесочек В.лес Г. лесовик

6.Укажи слово с непроверяемой безударной гласной в корне

А. библиотека Б. тропинка В. тяжёлый Г. молчать

7. Дополните высказывание.

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

А. корнем Б. окончанием В. приставкой Г. суффиксом

8. Укажи слова с приставкой по-

1. пол 2. посуда 3. поход 4. помыть

А.3,4 Б.2,3 В.1,4 Г. иной ответ

9. Выбери нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором содержится сообщение.

У тебя разбита коленка.

А. (.) Б. ? В. ! Г. иной ответ

А. Дети часто ходили в рощу. Там цвели душистые ландыши. Они очень украсили лес.

Б. В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.

В. В саду цветёт шиповник. За домом широкая река. Под ёлкой жил маленький ёжик.

Г. Пришла зима. Бежит мышка. А у Клавы лыжи.

11. Укажите сколько слов в предложениях со звонкой согласной на месте пропусков.

Дети пошли на пру… Там весело шумит камы…, где живёт у….Ребята будут строить пло….

А.1 Б.2 В. 3 Г. 4

12.Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

1. поля 2. вагон 3. лесной

4. дрожать 5. песок 6.герой

А. 1,3,4 Б. 1,2,3,6 В. 3,4,5 Г.иной ответ

13. В какой группе словосочетаний на месте пропусков пишется Ь?

А. с...едобный гриб, построить сквореч…ник

Б. попасть в об…ятия, запасаться с…естным

В. знатное кушан..е, дружная сем..я

Г. берёзовые поч..ки, с..езд депутатов

От инея пожелтели берёзки и покраснели осинки. Вода в реке потемнела. Холодный осенний ветер срывал листья.

А.2 Б.3 В.4 Г. иной ответ

15. Укажите слово такое же по составу как слово пригорки

А. кормушки Б. подснежник В. медовый Г. заморозки

16. Укажите группу слов, где на месте пропуска будет буква с

А. …делать, ..мыть Б. …дание, ..прыгнула

В. ..десь, ..кинуть Г. ..ломить, …вонить

17.Выпишите из предложения словосочетание.

На полянке росла сосна.

1. На ней висели яблоки. 2.Под яблонькой спал зайка. 3.В огороде росла яблонька. 4.Зайка прыгнула в сторону и побежал к лесу. 5.Вдруг яблоко упало на него.

19. Прочитай текст и выполни задания.

Выпишите из третьего предложения второстепенный член.

20. Выпишите из предложения слова, которые пишутся с маленькой буквы.

М(м)осква – С(с)толица Р(р)оссии.

21.Выполни задание по образцу и запишите ответ как в образце.

Ломать – лом, колоть – кол;

б..жать - ……., х...дить - ……

23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появятся непроизносимая согласная? Выпиши образованное вами слово.

Прелесть, ужас, чудеса.

24. Выпишите из предложений слова с приставкой – из

Волк (из)влёк (из) (из)бушки всю (из)мазанную тестом лису.

ТЕСТ 2

Задания первого уровня (1 балл)

1. Текст – это....

А. предложения, связанные между собой по смыслу.

Б. набор словосочетаний, не связанных по смыслу.

В. предложения, не связанные между собой по смыслу.

Г. иной ответ.

2. Прочитайте текст. Сколько в нем предложений? (знаки препинания в конце не расставлены).

Наступил апрель по реке плывут льдины

А. 1; Б. 2; В.3; Г.4.

3. Укажите слово, в котором пропущена буква а.

А. б(а,о)льшой; Б. с(а,о)ды; В. ст(а,о)ял; Г. зв(а,о)нил.

4. Укажите слово, которое является поверочным для слова голубок

А. голубочек; Б. голубка; В. голубой; Г. голубь.

5. Укажите слово с непроверяемой безударной в корне.

А. петух; Б. вода; В. поляна; Г. холмы.

6. Окончание служит для...

А. образования новых слов; Б. связи слов в предложении;

В. узнавания родственных слов; Г. иной ответ.

7. Укажите слова с приставкой с-.

1. стол; 2. съезд; 3. спрыгнуть; 4. столовая.

А. 1, 4; Б. 2, 3; В. 3, 4; Г. иной ответ.

8. Укажите группу однокоренных слов.

А. школа, класс, школьный; Б. дождь, дождливый, дождевик,

В. белить, белка, беличий; Г. сон, сонный, спать.

Задания второго уровня (2 балла)

9. Выберите нужный знак препинания, чтобы получилось предложение, в котором задается вопрос.

У тебя разбита коленка

А. (.) Б. ? В.! Г. иной ответ.

10. Какие предложения составляют текст?

А. Зима. Мороз украсил окна узорами. Узоры блестят и переливаются на солнце.

Б. Мальчик бежит в лес. Была осень. Это оляпка.

В. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Пришла теплая весна.

Г. Светило ясное солнышко. Лошади щиплют зеленую траву. Глеб купил карандаши.

11. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.

Он мгновенно скрылся в доме.

А. подлежащим; Б. сказуемым;

В. второстепенным членом предложения; Г. иной ответ.

Дети пошли на пру... . Там весело шумит камы... , где живет у... .Ребята будут строить пло... .

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4.

13. Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

1. ночной; 2. мороз; 3. мебель; 4. ягоды; 5. денёк; 6.дрожит.

А. 1, 5, 6; Б. 1, 4, 6; В. 2, 3, 4; Г. иной ответ.

14. В каком предложении на месте пропусков во всех случаях пишется ъ?

А. К под...езду под...ехал автобус;

Б. Ил...я и Петя – друз...я;

В. Обез...яна с...ела кусок торта.

Г. В воскресен...е к школе под...ехал автобус.

15. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Стройными косяками потянулись в дальние теплые страны.

А. 4; Б. 5; В. 6; Г. иной ответ.

16. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, имеет приставку на-.

1. (на)лил молока; 2. (на)писать диктант; 3. поставить (на)стол; 4. выписать (на)лист.

А. 1 ,3; Б. 1, 2; В. 1, 4; Г. иной ответ.

Задания третьего уровня (3 балла)

17. Выпишите из предложения словосочетание.

В саду растут вишни.

18. Составьте из предложений текст. В ответ запишите номера предложений в том порядке, как они должны стоять в тексте.

1. Дети лечили зайца. 2. Ребята были в лесу. 3. Заяц лежал на земле. 4. Они нашли зайца. 5. У зверька была сломана лапа.

19. Прочитайте текст и выполните задание.

Стояла суровая зима. От морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском. Весной школьники посадили молодые яблоньки. Саженцы хорошо прижились.

Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о саженцах?

20. Выпишите из предложений слова, которые пишутся с маленькой буквы.

П(п)етя И(и)ванов и А(а)Леша Д(д)роздов – Д(д)рузья.

21. Выполните задание по образцу и запишите ответ как в образце.

Гостил – гость, дарил – дар;

с...рил - ... , в...зил - ...

22. С помощью приставки образуйте глагол противоположный по смыслу. Запишите образованный вами глагол в ответ.

принести

23. Если от данных слов образовать слова, обозначающие признак предмета, то в каком из них появится непроизносимая согласная? Выпишите образованное вами слово.

Вкус, опасность, капуста.

24. Выпишите из предложения слова с приставкой –за.

Убегая от мальчишек, (За)хар (за)бежал (за)угол и спрятался (за) (за)валинку.

ТЕСТ 3

Задания первого уровня (1 балл)

1. Укажите предложение.

А. Мимо забора. Б. Пришла осень. В. Тихо шли. Г. Около березы.

2. Выберите слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову.

Пробил дятел в кленовой коре дырочку.

А. пробил; Б. дырочку; В. дятел; Г. в коре.

3. В каком слове на конце пишется к?

А. су...; Б. бере...; В. сапо...; Г. вра...

4. Укажите слово, в котором ь обозначает мягкость согласного.

А. веселье; Б. сучья; В. пальто; Г. листья.

5. Укажите, какое из данных слов является проверочным для слова указка

А. указать; Б. указкой; В. указ; Г. указками.

6. Изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых родственных слов, называется...

А. окончанием; Б. приставкой; В. суффиксом; Г. корнем.

7. Укажите слова, состоящие из приставки, корня и окончания.

1. походка; 2. завалы; 3. запахи; Г. находка.

А. 1, 2; Б. 2, 4; В. 2, 3; Г. иной ответ.

8. Укажите слова с непроизносимой согласной.

1. опасный; 2. звездный; 3. солнце; 4. чудесный.

А. 1, 2; Б. 3, 4; В. 2, 3; Г. иной ответ.

Задания второго уровня (2 балла)

9. Укажите побудительное предложение.

А. В нашей стране любят спорт.

Б. Спорт делает людей сильными.

В. Он укрепляет здоровье.

Г. Занимайтесь спортом, бегайте, прыгайте и будьте здоровы.

10. Укажите слово, которое может выступать в роли подлежащего.

А. синица; Б. на полянке; В. в саду; Г. зимой.

11. Укажите в предложении главные члены.

Стройными косяками потянулись птицы в дальние страны.

А. стройными косяками; Б. потянулись птицы;

В. в дальние страны; Г. потянулись косяками.

12. Укажите, сколько слов в предложениях с глухой согласной на месте пропусков.

Красивый наш лу... летом. Зеленый наря... земли радует гла...: здесь и ромашка, и колокольчик, и ланды... .

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4;

13. Укажите сколько в предложении слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Каждой птице свое гнездо любо.

А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 4;

14. Укажите сколько в тексте слов с приставкой.

Жили-были старик со старухой. Была у них внучка Маша. Собрались раз подруги по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машу.

А. 2; Б. 3; В. 4; Г. иной ответ.

15. Укажите группу слов, в составе которых есть приставка.

А. входят, поляночка, солнышко, списал;

Б. продвигаются, надел, нашли, здоровье;

В. переносишь, выход, накормит, подъехал;

Г. пропуск, подписать, вышел, продукт.

16. Укажите группу слов с буквой а в приставке.

В. ...бломок, п...днялась, з...вершить; Г. п...явился, ...тбился, р...згорелись.

Задания третьего уровня (3 балла)

17. Выпишите из предложения слово, обозначающее предмет.

Белеют высокие ромашки.

18. Прочитайте текст и выполните задания.

Поднялась за рекой темная туча. Загромыхал вдалеке гром. Пронесся по макушкам деревьев вихрь. Закачались деревья. Закружились над поляной листья. Упали первые капли дождя.

Выпишите из первого предложения сказуемое.

Тише дождь. Посветлело за окнами. Вода струится по стеклу. Побежали по дорогам ручьи. Позеленел за окнами луг.

Выпишите из последнего предложения словосочетание из слов: обозначающего действие предмета и обозначающий предмет.

20. Из данных словосочетаний выпишите имена собственные.

Кот Барсик. Коза Милка.

21. Выпишите слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Вся большая поляна была покрыта ягодами.

22. Выпишите из предложений однокоренные слова.

Береза – красавица русских лесов. Она всегда вызывает радость. Молодые березки напоминают травку.

23. Выпишите из текста однокоренные слова.

Место, где ты родился, твоя родина. У каждого человека есть родная деревня или поселок.

24. Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.

Правый берег речки крут. Стрижи свили там гнёзда.

ТЕСТ 4

Задания первого уровня (1 балл)

1. Укажи предложение

А. Погрузились в сон. Б. Течёт в кране. В. Наступила весна Г.Сделан изо льда

2. Подлежащее отвечает на вопрос...

А что делает? Б.кто? что? В.какой? Г. иной ответ

3.Выбери слово, от которого нужно поставить вопрос к выделенному слову.

Затянул водную гладь прудов ковёр ряски.

А.ряски Б. затянул В.гладь Г. иной ответ

4. Укажите, какое из данных слов является проверочным для слова сказка

А. рассказ Б. присказка В. подсказка Г. сказать

5.Укажите слово, в котором Ь – разделительный

А. осенью Б. картофельный В. крыльцо Г. большой

6. Укажите слово, в котором пропущена буква е

А. цв(е,и)ты Б. гр(е,и)бы В. л(е,и)сёнок Г. в(е,и)шнёвый

7. Выделение корня в словах позволяет...

А. находить родственные слова Б. образовывать новые слова

В. связывать слова в предложение Г. иной ответ

8. Укажите слова, состоящие только из корня

1. лес 2. лесник 3.зал 4. домик

А.1,2 Б. 1,3 В. 2,4 Г. иной ответ

Задания второго уровня (2 балла)

9. Укажите вопросительное предложение (знаки препинания в конце предложений не расставлены)

А. На полянке росли кусты брусники.

Б. По краям полянки зеленели кусты малины.

В. Вдруг послышался шорох.

Г. Что за зверушка.

10. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово

Ударила первая капля дождя.

А. подлежащим Б. сказуемым В.второстепенным членом предложения Г. иной ответ

11. Укажите, сколько в предложении слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Кошка со двора, а мыши - по столам.

А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4

12. Какую группу слов можно назвать группой однокоренных слов?

А. гора – горный – горький Б. покос – косарь – косынка

В. школа – школьник – пришкольный Г. вода – водитель – водный

13. В каком предложении на месте пропуска удвоенный согласный не пишется?

А. А потом помчался к касс(сс)у покупать бутылку квасу.

Б. Рус(сс)кий с мечом не шутит.

В. Иногда журавль получал кус(сс)очки мяса.

Г. По Рос(сс)ии действуют патрульные службы

14. Укажите, в каких словосочетаниях выделенное слово, употреблено с предлогом по

1.(по)казалось облако 2.(по)дуло свежестью 3. скакать (по)степи 4.разметала (по)дорогам

А.3,4 Б. 3,4 В.2,4 Г. иной ответ

15. Укажите слово такое же по составу как слово книга

А. доля Б. домик В. цветной Г. кустики

16.Укажите, в какой группе все слова с непроизносимыми согласными.

А. облас..ной, трос...ник, со..нце, гиган...ский

Б. ненас...ный, капус...ный, ужас...ный, прекрас...ный

В. чес...ный, звёз...ный, чу...ство, вкус...ный

Г. со...нце, поз...ний, интерес...ный, сер...це

Задания третьего уровня (3 балла)

17. Выпишите из предложения слово, обозначающее признак предмета

Вьётся цепкий горошек.

18. Прочитайте текст, выполните задание

Широка и величава северная река Печора! Очень красивы её берега! На них частый ельник, березняк. Есть отвесные скалы. Большие селения раскинулись по берегам реки.

Выпишите из последнего предложения словосочетание из двух слов: обозначающего признак предмета и обозначающего предмет.

19. Прочитайте текст и выполните задания.

Жарче и жарче светит солнце. Днём с крыш капают капли, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели дороги. Лёд на реке посинел.

Каким (повествовательным, вопросительным, побудительным) является предложение, в котором говорится о солнце?

20. Выпишите слово с пропущенной глухой согласной в середине слова.

Нет такого дру...ка, как родная мату...ка.

21. Выпишите из предложения слова с противоположным значением.

Сеяли густо, да взошло редко.

22.Выпишите слова с приставками.

(На)ступает вечер. Заря (за)пылала. (На)поляны упал алый блеск. (От)деревьев бегут длинные тени.

23. Выпишите из предложений слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запишите рядом проверочное слово.

Девочка вдыхала сладкий запах зелени. Было тихое осеннее утро.

24. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной в корне.

С дуба ещё не облетели листья. И он особенно красив в лучах зимнего солнца. Жаль, что появилось оно сегодня поздно.

Ключи правильных ответов к тестовым заданиям

ТЕСТ 1

17- растут в саду

19- повествовательным

20- друзья

21- сорил - сор, возил - воз

22 - унести

23- капустный

24- забежал, завалинку

ТЕСТ 3

Б Г А В А В В В Г А Б Б Б Б В Б

17- ромашки

18- поднялась

19- позеленел за окнами

20- Барсик, Милка

21- большая, полянка

22- берёза - берёзки

23- родился, родина, родная

24- стрижи- стриж


16. Составьте пару: предложение и схема.

17. Игра «Переделка».

Все предложения с прямой речью переделайте в сложные предложения и запишите получившийся рассказ.

18. Игра «Я редактор».

Отредактируйте текст. Вместо знака V вставьте союз, либо перестройте так, чтобы оно стало сложным. Расставьте правильно орфограммы в словах.

19. Кроссворд «Слонѐнок».

По горизонтали: 1. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 3. Два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. 9. Тип предложения по интонации, при произнесении которого говорящий выражает какие-либо сильные чувства. 10. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос. 12. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения и между простыми предложениями в составе сложного. 14. Обстоятельства, отвечающие на вопросы где? куда? 15. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. 18. Признак, отличающий восклицательные предложения от невосклицательных в устной речи. 19. Одно из средств грамматической связи слов в словосочетании. 20. Часть речи, которая чаще других выступает в роли обстоятельства. 25. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? 26. Слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью. 27, Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

По вертикали: 1. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа. 2. Одно из слов словосочетания, от которого задается вопрос к другому слову. 4. Второстепенный член

предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? Когда? откуда? как? 5. Члены предложения, которые поясняют главные члены. 6. Одно из слов словосочетания, к которому ставится вопрос и которое связывается при помощи предлога и окончания или только по смыслу. 7. Предложение, в котором есть второстепенные члены. 8. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 11. Раздел науки о языке, который учит правильно ставить знаки препинания. 13. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. 16. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. 17. Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?, каков предмет?, что такое предмет? 21. Обстоятельство, отвечающее на вопрос когда? 22. Отличительный признак предложения, который образуют подлежащее и сказуемое вместе. 23. Речь какого-либо лица, передаваемая от его имени. 24. Разговор двух или нескольких лиц.

По горизонтали : 1. Предлог. 3. Словосочетание. 9. Восклицательное. 10. Вопросительное. 12. Запятая. 14. Места. 15. Повествовательное. 18. Интонация. 19. Окончание. 20. Наречие. 25. Определение. 26. Обращение. 27. Подлежащее.

По вертикали: 1. Простое. 2. Главное. 4. Обстоятельство. 5. Второстепенные. 6. Зависимое. 7. Распространенное. 8. Синтаксис. 11. Пунктуация. 13. Дополнение. 16. Однородные. 17. Сказуемое. 21. Времени. 23. Основа. 23. Прямая. 24. Диалог.

Предисловие …………………………………………….….3

Фонетика, графика.………………………………….……..4

Состав слова……………………………………….………..8

Лексика …………………………..………….……………...11

Орфография …………………………………...…………...17

Словообразование ………………………………...……….43

Морфология ………………………………………………..48

Синтаксис …………………………………………………..66

Литература

1. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. –

М.: Рольф, 2001.

2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл./ А.Ю.Купалова, Т.А. Костяева, В.В.Леденѐва и др.; Сост. А.Ю.Купалова. – М.: Просвещение: учеб.лит., 1997.

4. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс./ Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград: ИТД «Корифей»,

5. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. – Брянск:»Курсив», М.: Московский ли-

6. ПановМ.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

7. Соловьѐва Н.Н. Необычное словообразование: Учеб. пособие по рус. Яз для 5-6 классов – М.: ООО

«Фирма «Издательство АСТ», 1998.

8. Шанский. Занимательный русский язык. В 2 ч. – М.,

9. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. – М., 1989.

Чтобы донести до окружающих или себя лично смысл того, что хочется сказать, люди используют текст, который может быть высказан в письменной или устной речи, вслух или мысленно. Обычно он состоит из нескольких связанных по смыслу и грамматически предложений. Русский текст по своей структуре может отличаться от изложения и построения предложений и фраз в других языках.

Понятие текста

Любой текст должен нести смысловую нагрузку и иметь четко прослеживаемую линию повествования. Тема текста - это то, о чем ведется речь. Он создается для передачи информации на любую выбранную тему, переданную в виде отдельных предложений, объединенных общим смысловым содержанием.

Каждое последующее предложение в тексте может содержать микротему, помогающую раскрыть общую тематику. В свою очередь последовательное изложение основной мысли раскрывает идею текста, то есть то, ради чего он создавался.

Тема и идея текста всегда взаимосвязаны и формируют содержание высказывания. Основная мысль может быть высказана в одном из предложений или звучать в заголовке. Чтобы текст был содержательным, существуют способы связи предложений.

Кроме этого, каждый текст имеет четкую структуру и признаки, определяющие его как лингвистическую единицу.

Признаки текста

Чтобы определить, является ли высказывание текстом, следует знать, что для него характерно:

  • Во-первых, текст всегда информативен, поэтому, какие бы ни были типы связи предложений, каждое новое предложение служит раскрытию основной темы, а не повторением одного и того же.
  • Во-вторых, связность, так как каждое последующее предложение связано по смыслу с предыдущими.
  • В-третьих, цельность, которая создается единством темы и основной мысли в рамках раскрываемого содержания.
  • В-четвертых, текст имеет завершенность, что происходит, когда основная мысль донесена до слушателя или читателя.
  • В-пятых, текст всегда можно «расчленить» на меньшие части, например, абзацы.
  • В-шестых, текст должен соотноситься с ситуацией, реальной или придуманной, которую может понять и осознать слушатель или читатель.

По этим признакам можно определить, являются ли предложения частью текста или никак не связаны друг с другом.

Строение текста

В произведении предложения связываются друг с другом с помощью:

  • локальной связи, например, по абзацам;
  • глобальной связи, которая заключается в восприятии смысла текста целиком;
  • контактной связи, когда дополняющие предложения стоят рядом;
  • дистантной связи, при которой компоненты речи разделены разъясняющими частями текста.

Еще одним показателем текста является его строение, в которое входит вступление, центральная часть и вывод (заключение).

Цепная связь предложений в тексте

Способы связи предложений делятся на лексический, морфологический, структурно-смысловой и синтаксический уровень. На структурно-смысловом уровне различают цепной и параллельный виды связи. Цепная связь между предложениями предполагает, что каждое последующее высказывание раскрывает смысл предыдущего. Происходит это с применением:

  • лексического повтора;
  • синонимов;
  • замены слов.
  • Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города. Предложения связаны с помощью лексического повтора, при котором основная мысль предыдущего высказывания раскрывается в следующем за ним.

  • Я посмотрел новый фильм. Комедия была действительно смешная. В данном виде связи используются заменяющие друг друга синонимы: фильм - комедия.
  • Я прочла интересную книгу. Она захватила мое сознание на ближайшие несколько дней. Предложения связаны с помощью замены слова книгу на местоимение она .

При замене слов чаще всего используются указательные и личные местоимения, местоименные наречия и Также часто применяются такие типы связи предложений, как словесный пропуск, например:

  • Вечерело. На небе первые звезды . Независимо от пропуска слова, смысл текста понятен и означает, что при наступлении вечера на небе появляются первые звезды.

Параллельные связи

Параллельная связь предложений в тексте подразумевает, что они полностью самостоятельны и не являются дополнением друг другу. При подобной связи они либо противопоставляются, либо сопоставляются друг с другом, либо являются перечислением чего-либо.

Этому виду связи соответствует одинаковый порядок слов, а члены предложений имеют однотипные грамматические формы. Чаще всего параллельная связь предложений применяется авторами для обрисовки более точной картины происходящего через описание. Так как каждое из предложений в таком тексте самостоятельное, они расширяют «границы» события. Это может проявляться через различные приемы.

Примеры средства связи предложений в тексте:

  1. Вот послышался первый крик петуха. Вот посветлело небо на востоке. Вот на небе осталась только одна звезда. Вот и наступило утро нового дня. Одинаковое начало каждого предложения объединяет их в единый текст, передающий описание события - это анафорический параллелизм.

  2. На асфальт упали первые капли дождя. Прохожие стали доставать зонты. В данном связь предложений в тексте осуществляется объединением одним явлением - дождем - это логический вид связи.
  3. Машина выехала из гаража. На улице еще было пусто и тихо. Солнце только поднималось над городом. Однотипные предложения объединены с помощью их соположенности.
  4. Параллельная связь предложений в тексте может сочетаться с цепной и образовывать параллельно-цепную последовательность.

    Параллельно-цепная связь

    Параллельно-цепной называется связь, когда оба эти вида применяются в одном тексте. При этом второе предложение связано с первым параллельной связью, а третье имеет отношение ко второму и связано с ним цепной связью.

    Примеры с помощью параллельно-цепного вида:

  • Самым интересным был кабинет химии. Что могло находиться в пробирках и колбах на учительском столе? Что за портреты великих ученых и таблицы с непонятными значками висят на стене - все было ново для учеников, попавших сюда впервые. Второе и третье предложения связаны между собой цепной связью с помощью одинакового начала, тогда как первое и второе связаны логической параллельной связью.
  • На улице резко похолодало. На градуснике ртуть опустилась за цифру ноль. Он показывал минусовую температуру, и это означало, что зима так просто сдаваться не собирается. Первое и второе предложения самостоятельные, и их объединяет одно явление - похолодание, тогда как третье предложение связано со вторым цепной связью с помощью замещения слов.

При таком виде связи идет более полное раскрытие описываемых событий или перечислений.

Лексическая связь предложений

При лексическом виде связи предложений русский текст перегружен повторением одних и тех же или однокоренных слов. Подобный стиль изложения текста свойственен официальному и деловому стилю, а в художественной литературе - описанию. Например:

  • Жили-были дед и баба. Не было у деда с бабой детей .
  • История - это наука о деятельности людей в прошлом. В прошлом, существовавшем до появления человека разумного, и до событий, происходивших вчера, все становится историей.

Также к лексической связи предложений относится замена слов синонимами или антонимами или их родовое взаимоотношение. Примеры средства связи предложений в тексте:

  • На горизонте показалась крепость. Цитадель становилась все более грозной по мере приближения к ней. Замена с помощью синонимов.

  • Одна из вытянутых спичек оказалась короткой. Другая - длинной. Используются антонимы.

Таким образом, предложения «цепляются» в тексте с помощью лексических связей.

Синтаксические средства связи

При этом предложения полностью идентичны в своем строении. Этот метод называется например:

- Нужно быть лучшим. Нужно быть лучше себя вчерашнего.

Соположенность предложений (объединение их в единое целое при одинаковом типовом значении) используется при параллельной связи, например:

- Утки и лебеди плавали возле берега. В полной тишине проходило ожидание, когда очередной наблюдатель бросит куски хлеба в воды озера. Начинались суета и гвалт.

При синтаксической связи часто используются слова, скрепляющие предложения в едином тексте: таким образом, как говорилось выше и тому подобные.

Морфологические средства связи

При морфологических видах связи чаще всего используют:

  • замену существительных на местоимения - В лесу много деревьев. По тому, какие преобладают, можно судить о его составе. Существительные заменяются местоимениями.
  • глаголы одного времени и вида - Неожиданно налетел шквал ветра. Зонт вырвало из рук. Глаголы страдательного вида стоят в прошедшем времени.

  • частицы и вводные слова - Он был неправ. Следовательно, друзья его не поддержали.

Морфологическая связь чаще всего применяется в описательного или повествовательного характера.