Сколько стоит выучиться на водителя мотоцикла. Езда на мотоцикле без категории а: виды техники, подробно о категориях и штрафы

А, кажется, что это связано с огромными трудностями, но на самом деле все достаточно просто. Но всё-таки идти на сдачу экзаменов, не пройдя подготовку, тоже идея не лучшая. Вначале нужно хотя бы узнать обо всех нюансах и процедурах, которые придется пройти, чтобы получить права на мотоцикл.

Самостоятельное изучение теории

Первое, что понадобится в обучении - правила дорожного движения. Кажется, их продают в каждом журнальном ларьке и в любом книжном магазине. Можно взять книгу у знакомых, главное, чтобы книга была со всеми последними изменениями. Также необходимо купить экзаменационные билеты. Можно попробовать найти их в интернете, тем более что для нахождения актуальных придется потратить какое-то количество времени. Существует много сервисов, в которых можно пройти онлайн-тестирование по билетам, чтобы понять, хватает ли вашего уровня подготовки, чтобы сдать на права на мотоцикл. Один из подобных сервисов располагается на официальном сайте ГИБДД.

Отсутствие опыта не причина отказываться от прав

Если человек не имеет абсолютно никакого опыта вождения мотоцикла, ему не стоит расстраиваться, нужно просто записаться на курсы обучения. Эти курсы не похожи на те, которые проходят, чтобы открыть категорию B. Здесь будет больше практических занятий, на которых вам сразу дадут в управление мотоцикл, обучат тому, как он заводится, как тронуться с места. В теорию входит краткий рассказ о том, как работает двухтактный двигатель.

Целью курсов является именно подготовка человека в самый короткий срок таким образом, чтобы он мог получить права на мотоцикл без лишних хлопот. На подготовительной площадке будут изображения: "подковы", "зиг-зага" и "восьмерки". Как раз эти элементы и придется сдать на практическом экзамене. Цена курсов намного ниже, чем у желающих получить права для управления автомобилем, а длительность их составляет обычно 5 занятий. Время каждого - около двух часов.

Опыт вождения - несомненный плюс

Если опыт вождения мотоцикла есть (всё-таки многие начинают обучение, катаясь на стареньких "ИЖах" и "Восходах"), то можно не посещать все пять занятий. Достаточно будет прийти пару раз, чтобы отработать ключевые элементы, необходимые для сдачи. Так как получить права на мотоцикл можно, только сдав все экзамены, все же лучше посетить больше занятий, пока не будете уверены, что упражнения получится выполнить идеально. Для кого-то хватит одного занятия, а кому-то придется посетить все.

Какие нужны документы

Даже если опыт вождения мотоцикла насчитывает тысячи километров, а все билеты выучены, но кандидату на получение документа не исполнилось 16 лет, к сдаче экзаменов нельзя будет приступить, так как получить права на мотоцикл можно лишь по достижении этого возраста. И лучше повременить с увеличением опыта вождения, потому что без прав или инструктора это будет считаться нарушением закона.

Если же вам более 16 лет, в ГИБДД необходимо взять документы из следующего перечня:

  • Оплаченные квитанции.
  • Справка о прохождении медицинской комиссии.
  • Паспорт.
  • Если вы прошли курсы подготовки, то нужен документ, который это подтвердит.
  • Если есть права с другими открытыми категориями, придется взять еще и их.
  • С этих документов желательно сделать ксерокопии заранее.

Экзамены

Итак, билеты изучены, онлайн-проверка знаний пройдена на отлично, да еще и несколько раз, практические элементы отработаны и не вызовут сложности. Не спешите, получение прав на мотоцикл возможно только после сдачи экзамена, а сдать его можно не каждый день и не везде. Для начала требуется уточнить, в какой день можно прийти на экзаменовку.

Перед сдачей экзамена потребуется оплатить квитанции и только после этого прийти в отделение ГИБДД. Не забудьте взять с собой все необходимые документы. Их перечень будет написан ниже. Тут же необходимо купить экзаменационную карту, заполнить её и отдать в отдел, занимающийся теоретическим экзаменованием.

Экзамены состоят из трех частей. Сначала вы пройдете в комнату, где нужно будет проходить экзамен. Результат будет на мониторе: красный цвет - вернитесь на шаг назад и продолжайте учить билеты; зеленый - экзамен сдан, но это еще не всё. До того как получить права на мотоцикл, придется пройти последний тест - практический.

Вторая часть - практический экзамен

Для прохождения практического экзамена вам могут предоставить абсолютно любой мотоцикл. Чаще всего приходится ездить на стареньком "Минске" или "ИЖе". Техническое состояние железного коня, скорее всего, будет не самым лучшим. Он может и заглохнуть не вовремя, и для того чтобы завести его, придется потратить некоторое количество времени и сил.

Также мотоцикл может предоставить мотошкола, где проводились предэкзаменационные занятия. Вполне возможно, что у вас будет выбор между мощной "Ямахой" и 120-кубовым "Минском". Лучше выкинуть излишнюю самоуверенность и выбрать тот мотоцикл, который легче. На самом деле упражнения только кажутся простыми, а каждая ошибка может привести к необходимости пересдавать экзамен.

Если не терпится показать все свои навыки езды, лучше это сделать после экзамена, так как получить права на мотоцикл - ваша главная цель, а не испытать себя. На проверке умений нужно суметь сделать всё идеально. Люди бывают разные, кто-то не заметит вашу мелкую ошибку, а кто-то сразу скажет, что необходимо сходить еще на несколько занятий по вождению.

Завершающая часть

Больше сюрпризов на этом этапе не будет. Все те же три элемента, которые уже изучены на курсах. Не забывайте поднимать руки, обозначая повороты и торможения. Если всё сделано правильно, вас попросят пройти в центральное здание, где и будет проходить третья часть. Третья часть самая простая (а для кого-то самая сложная), она подразумевает долгое ожидание в очереди. Вам отдадут документы, а вместе с ними и водительские права.

В современном мире существует большое количество людей, которые ездя на автомобилях. В городских условиях по дорогам передвигаться на данном виде транспорта бывает очень сложно из-за пробок. Именно поэтому все большее количество автомобилистов предпочитают более маневренные средства передвижения, к которым относятся мотоциклы. Многие люди начинают задумываться над тем, как получить права на мотоцикл, если есть категория B?

Для управления более маневренными транспортными средствами нужно иметь права категории A.

Важно : К категории A принадлежат такие транспортные средства, как: мотто техника с прицепом и без его наличия, средства передвижения с тремя или четырьмя колесами, вес которых не превышает четырехсот килограммов.

Водительское удостоверение на мотоцикл

В нашей стране любые виды водительских удостоверений выдается в отделениях ГИБДД. Для их получения необходимо пройти все квалификационные испытания. В настоящее время вся процедура по выдаче прав любой категории регламентируется законом о правилах сдачи всех необходимых экзаменов и выдаче водительских прав. Он был принят в конце прошлого века. Однако в силу он вступил в начале нового тысячелетия. Он действует с 2001 года.

Для того чтобы получить права категории A необходимо пройти специальное обучение в учреждениях, предназначенных для подготовки мотоциклистов. Допуск к экзаменам человек получается лишь тогда, когда под руководством специалистов мотошколы он прослушает всю теоретическую часть и получит навыки управления мототехники.

После теоретической и практической части в обязательном порядке необходимо подать документы для проведения регистрации. В ГИБДД права категории A выдаются всем, кому уже исполнилось шестнадцать лет.

Если у вас есть категория B, то вы имеет возможность управлять автотранспортными средствами, вес которых не превышает трех с половиной тонн. С такими правами количество пассажиров в транспортном средстве не должно превышать восьми человек. Если Вы устали от, бесконечных пробок и хотите пересесть на более маневренную технику, то при наличии категории B, получить водительское удостоверение не составит труда.

У Вас появится одно очень серьезное преимущество. Оно заключается в том, что в некоторых случаях обладателям таких прав не нужно сдавать теоретические правила управления транспортными средствами.

Внимание: Данное правило выдачи водительских прав на мототехнику при наличии категории B действует лишь тогда, когда срок сдачи теоретических экзаменов для ее получения не превышает трех месяцев.

Если срок сдачи теоретической части экзамена был более трех месяцев назад, то получение прав категории A проводится по общим правилам.

Процедура получения прав на мотоцикл с открытой категорией B

Для получения категории A при наличии водительского удостоверения категории B необходимо пройти обучение в специализированной организации. Управление автомобилем отличается от управления мотоциклетной техникой. В мотошколе специалисты научат тому, как правильно себя вести за рулем байка. В некоторых случаях не обязательно посещать инструктора для того чтобы научиться ездить на мотоцикле. Можно готовиться для сдачи практической части в домашних условиях самостоятельно.

В основном самостоятельную подготовку выбирают те люди, которые желают сэкономить средства.

Внимание: Практическую часть экзамена проводят с использованием двухколесных мотоциклов по дорогам. Только в сельской местности допускается использование для этой цели трехколесных железных коней.

Во время выбора самостоятельного освоения практической части для получения водительского удостоверения для мотоцикла при наличии категории B необходимо брать во внимание следующие особенности:

  • не каждое регистрационное учреждение принимает результаты теоретической части, сданной не в мотошколе,
  • если все же результаты были приняты, то к будущим владельцам категории A отношение предвзятое,
  • для сдачи теоретической части всех испытаний необходимо найти двухколесный мотоцикл, если вы тренировались, обучались на трехколесном и не проживаете в сельской местности. С этим в большинстве случаев бывают очень большие проблемы.

После прохождения всех испытаний, которые были связаны с обучением необходимо незамедлительно обратиться в отделение ГИБДД по месту прописки.

При себе в обязательном порядке должны быть следующие документы:

  • документ для удостоверения личности,
  • написанное заявлении на получении прав категории A,
  • регистрационный документ при наличии,
  • полис обязательного медицинского страхования,
  • права категории B,
  • квитанцию об оплате за сдачу итоговых испытаний или экзаменов.

После того, как сотрудники ГИБДД по Вашему месту прописки зарегистрируют все предоставленные документы, они расскажут вам о том, где и когда можно будет сдать итоговые испытания или экзамены. Это в том, случае, если Вам при наличии категории B все же придется отвечать на теоретические вопросы.

Однако если не удалось избежать теоретических испытаний, то Вам будет легче, потому что процедура сдачи теоретической части экзамена в ГИБДД не отличается от той, которую претенденты сдают для получения прав для управления автомобилем.

Следует уделить особое внимание практической части экзамена. Она отличается от той, которая необходима для получения прав категории B тем, что она проводится в специально оборудованном для этого месте. Оно называется автодромом. Также может быть использована для этой цели какая-либо закрытая территория. На уличных дорогах практическую часть экзаменов для получения водительских удостоверений категории A даже при наличии прав категории B не проводят.

Последние изменения в Правилах стали причиной значительной путаницы среди водителей — ведь корректировки были внесены даже в классы транспортных средств. В особенности это касается двухколёсной техники — ведь на смену одной категории пришли сразу три. Поэтому очень важным становится вопрос, какие именно права необходимо получать, где обучаться и как сдавать экзамен. Кроме того, стоит рассмотреть все нюансы процесса выдачи удостоверения, чтобы не сделать ошибок, которые помешают вам получить долгожданный документ.

Какую категорию выбрать?

Специалисты рекомендуют выбирать категорию А без специальных пометок, поскольку такое водительское удостоверение даёт возможность управлять любой мототехникой без ограничений. Если же вас интересует вопрос, со скольки лет можно садиться за руль мотоцикла, и можно ли получить удостоверение до достижения совершеннолетия, стоит обратить внимание на категорию А1. Она предполагает серьёзное ограничение по техническим характеристикам выбранного вами транспортного средства — рабочий объём двигателя не может превышать 125 кубических сантиметров, а мощность — 11 кВт. Таким транспортом разрешают управлять с 16 лет, что является существенным преимуществом нового деления прав по категориям по сравнению с имевшимся ранее.

А вот получать водительское удостоверение класса М, позволяющее управлять мопедами, практически бессмысленно. Потратив 122 часа на обучение, вы сможете сесть за руль транспортного средства, имеющего объём мотора не более 50 «кубиков» и мощность не выше 4 кВт. Чтобы получить водительские права на мотоцикл, придётся заново учиться, пересдавать экзамен и выполнять все упражнения на площадке под присмотром сотрудника ГИБДД. Зато получение прав любой другой категории автоматически даёт вам возможность управлять мопедами без всяких ограничений. Поэтому стоит потратить немного больше времени и денег, чтобы иметь возможность пересесть на иное транспортное средство в любой момент.

Подготовка

Чтобы сдать на права любого класса, необходимо предварительно пройти обучение в специализированной автошколе — сдавать экзамены экстерном, без предварительной подготовки, разрешается только в единичных случаях. Выбрав школу, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у этого учреждения лицензия, выданная ГИБДД. Если её нет, выданный вам после окончания курсов документ не будет иметь никакой силы. Также уточните, в каком состоянии находится материальная база для обучения и сколько часов отведено на вождение в программе школы. Всегда лучше выбирать ту автошколу, которая действительно научит вас практическим навыкам, а не просто продаст документ о специальном образовании.

Сколько учиться в автошколе, зависит от плотности графика занятий и от профессионализма инструкторов. Однако правительством утверждён порядок, согласно которому будущий водитель мотоцикла должен пройти теоретический курс продолжительностью 106 часов и практический — 17 часов. В среднем это отнимает 2-3 месяца, хотя некоторые школы предлагают экспресс-программу продолжительностью 3 недели с ежедневными занятиями. Опытные водители советуют также проверять, на каком транспорте осуществляется обучение — если не превышает 125 «кубиков», вас допустят только к сдаче практического экзамена на «младшую» категорию «А1». Стоимость обучения варьируется от 8-12 тысяч рублей в школах ДОСААФ до 20-50 тысяч при выборе курсов экстремального вождения.

Когда завершится обучение и инструктор автошколы примет у вас выпускной экзамен, поставив удовлетворительную оценку, вы получите документ о специальном образовании. Кроме него, вам понадобится:

  • Медицинская справка (рекомендуется начать проходить медкомиссию за неделю до окончания автошколы);
  • Паспорт;
  • Заявление о желании сдать экзамен;
  • Подтверждение уплаты госпошлины, составляющей 1200 рублей.

С этими документами следует отправляться в МРЭО — вам назначат день экзамена и укажут, что иметь с собой. Хорошие автошколы обычно выполняют подачу документов за своих учеников и организуют совместную поездку на сдачу экзамена.

Экзамен

Теоретическое испытание на мото права полностью идентично тому, что приходится проходить для получения обычных прав . Будущему водителю придётся ответить на 20 вопросов, допустив максимум 2 ошибки. На размышление даётся 20 минут — этого вполне достаточно, учитывая, что вопросы оформлены в виде тестов с четырьмя вариантами ответов.

Если есть категория B, получить водительское удостоверение будет намного проще — теоретический экзамен можно будет пропустить и сразу перейти к практике. Однако такое упрощение процедуры допустимо, когда предыдущее испытание было пройдено не более 3 месяцев назад. По мнению законодателей, за такой срок в Правила могут быть внесены существенные изменения.

Сдача практического экзамена обычно проводится на транспорте, принадлежащем МРЭО — за его аренду придётся доплатить 700-1000 рублей. Некоторые автошколы предварительно доставляют на экзаменационную площадку свою технику, уже привычную для учеников. Никто также не запрещает сдавать экзамен на собственном мотоцикле — однако инспектор ГИБДД предварительно проверит, нет ли в страховке ограничения по числу водителей и допускается ли учебная езда на этом транспортном средстве. Вам также придётся попросить опытного водителя доставить мотоцикл на площадку, поскольку двигаться по дороге без соответствующей категории в водительском удостоверении запрещено.

В программу экзамена входит три основных упражнения:

  • Движение по прямой, разворот, разгон и торможение;
  • Слалом, прямолинейное движение, проезд короткого участка с малой скоростью;
  • Проезд по «восьмёрке».

Вне зависимости от того, какая категория прав нужна на мотоцикл, водитель не имеет права допускать грубые ошибки во время практической части экзамена. Если он получает пять либо больше штрафных баллов в одном упражнении, то ему приходится пересдавать практику в другой день, повторно уплатив положенную госпошлину и услуги аренды транспортного средства. Чтобы избежать дисквалификации на экзамене, обязательно показывайте руками сигналы поворота и торможения, переключайте передачи при разгоне и остановке, а также старайтесь не пересекать линии и не сбивать конусы. Также грубыми ошибками считаются касание ногой поверхности площадки и проход «медленного» участка быстрее, чем за 5 секунд.

Интересно, что выехать в город на мотоцикле во время сдачи экзамена не получится — такое испытание предусмотрено только для четырёхколёсных транспортных средств. Если инспектор поставил вам удовлетворительную отметку, осталось только узнать, как получить желанное водительское удостоверение. Выдают его здесь же, в МРЭО. Иногда процедура занимает всего полчаса, но вас также могут попросить зайти через 1-2 дня. Если возникают перебои в работе оборудования либо отсутствуют бланки прав, вам должны выдать временное удостоверение, которое в течение двух недель предстоит обменять на постоянное.

Без лишних сложностей

Если вы выбрали хорошую автошколу, то сложностей со сдачей экзаменов у вас не возникнет. Останется только ответить на вопрос, сколько стоят все процедуры для получения удостоверения — по свидетельствам специалистов, эта сумма составляет 10-15 тысяч рублей для регионов и 20-60 тысяч для Москвы либо СПб. При сдаче экзамена стоит быть спокойным и следить за каждым своим действием, чтобы не набрать штрафные баллы. Помните, что ничего сверхъестественного в процедуре получения прав на мотоцикл нет — через эту процедуру ежегодно проходят десятки тысяч людей, поэтому и для вас она будет такой успешной при хорошей подготовке.

Для управления транспортными средствами необходимо получение соответствующей категории прав.

Они выдаются после сдачи экзаменов и успешного прохождения медицинской комиссии. Если претендент выполнит все условия, то получит возможность водить тот транспорт, который разрешается с получением отдельного вида прав.

Многие считают, что управление мотоциклом без категории законно, и что мотоцикл и другая мототехника могут управляться без соответствующего разрешения. Однако это не так. Езда на мотоцикле без прав категории «А» и управление другим транспортом без соответствующего разрешения влекут наложение штрафов.

Среди главных видов мототехники выделяются следующие:

  • Классический мотоцикл. Именно такие производились на территории Российской Федерации и приобретаются для личного пользования в повседневной жизни;
  • Туреры. Это такие разновидности мототехники, которые идеально подходят для туризма и путешествий. Сюда можно отнести любую технику, которая достаточно удобна для указанной цели;
  • Спортбайк. Название говорит само за себя. Однако спортбайки предназначены и для езды на обычных дорогах. Для участия в профессиональных гонках или мотошоу их значительно переделывают с учетом требования конкретной ситуации;
  • Мотороллеры или скутеры. Это подвид ТС, которые также требуют получения прав, но совершенно отдельного вида. Они относятся к легким видам мототехники, в связи с чем выдвигаются отдельные требования для получения возможности управления ими;
  • Чопперы. Сюда относятся ТС классического стиля, которые переделаны специальным образом. Однако в основе это классические мотоциклы.

Есть и другие подкатегории мототехники, но их можно включить в состав перечисленных. Однако для разделения по видам разрешения на вождение мотоциклов приведенная ранее классификация не имеет практического значения.

Для этого можно делить технику следующим образом:

  • легкие. Объем двигателя предполагается до 125 куб.см, мощность до 11 кВТ;
  • двухколесные с прицепом или без, или четырехколесные массой до 400 кг. в снаряженном виде.

Для каждого из перечисленных видов мототранспорта предусмотрен собственный вид прав. Для получения каждого из них следует пройти определенные экзаменационные испытания и медицинский допуск.

Требуемые категории прав на управление

Для вождения мототехники предусмотрено несколько отдельных категорий, однако главной из них является «А».

Она позволяет садиться за руль любого мототранспорта, как с прицепом, так и без него. Однако есть отдельный подвид «А1».

Он разрешает управлять лишь теми транспортными средствами, которые относятся к категории “легких”.

Однако если у водителя есть права с пометкой «А», то он имеет право на вождение тех мототранспортных средств, которые относятся к категории «А1».

Отдельным видом техники является скутер. Для управления таким транспортным средством выделена отдельная подкатегория прав «М». Она была введена в 2013 году в связи с широким распространением скутеров в стране.

Возрастные ограничения и возможная взаимозаменяемость категорий

Главным ограничением при получении разрешения на вождение мототранспортных средств является минимальный возраст. Для получения отдельных категорий установлены обособленные минимальные возрастные границы.

Для управления мотоциклами в зависимости от принадлежности к определенной группе минимальный возрастной порог предусмотрен:

  • 16 лет для управления легкими ТС и получения категории «А1»;
  • 18 лет для управления другими мотоциклами и оформления прав «А».

Ограничений по верхнему возрастному пределу не существует.

Если претендент пройдет медицинскую комиссию и сдаст соответствующие экзамены, то он может получить возможность на законных основаниях управлять мототранспортом в любом возрасте.

Некоторые категории взаимозаменяемы, то есть наличие одной из них дает право на вождение некоторых других транспортных средств. Например, для управления скутерами («М») можно иметь любую открытую категорию прав. Наличие же прав степени «А» дает возможность управлять теми мотоциклами, для вождения которых предусмотрена «А1».

Однако такое возможно не во всех случаях. Например, управление мотоциклом с категорией Б и открытой С не дает возможности управления мотоциклом.

Для этого водителю придется сдать экзамен и получить соответствующее разрешение. Именно поэтому следует знать, в каком случае разрешено управлять ТС без наличия предназначенной именно для него степени прав, а в каком нельзя.

Управление мотоциклом без категории

Можно ли управлять мотоциклом с категорией Б?

Несмотря на наличие других разрешающих категорий для управления мотоциклом обязательно оформлять именно тот вид, который позволяет садиться за руль ТС.

Это означает, что если у водителя есть права на управление автомобилем, грузовиком или автобусом, это не дает ему права садиться за руль мотоцикла.

В обратном случае ему грозит наказание за управление транспортным средством без соответствующего разрешения.

Штраф за езду без прав категории А на мотоцикле

За управление автомобилем, мотоциклом или другим транспортом без наличия соответствующей категории прав грозит наказание.

В том числе и за вождение мотоцикла без категории А. Причем, оно может быть более серьезным, чем штраф.

Это обусловлено тем, что такое нарушение рассматривается, как управление транспортным средством без наличия разрешения на вождение.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, штраф за управление мотоциклом без категории А может составлять от 5 до 15 тыс. руб. Однако это далеко не все последствия вождения мотоцикла без категории А.

В этом случае сотрудник ГИБДД вправе сразу же отстранить водителя от управления транспортным средством, а последнее задержать и поместить в специально отведенное место. Для этого подходит ближайшая штрафстоянка. Это создает множество проблем водителю и собственнику мотоцикла.

Дополнительные расходы назначаются за транспортировку ТС до штрафстоянки и оплата за все время пребывания транспорта на ней.

Мотосезон уже не за горами и любители свободы, ветра в лицо, запредельной скорости и экстрима уже седлают своих железных коней.

Рассказываем обо всех тонкостях сдачи для тех кто только собирается садиться за руль и не знает с чего начать.

Это зависит от возраста и характеристик транспортного средства.

С каждым годом количество новых средств передвижения увеличивается. Выделять отдельную категорию на каждое транспортное средство нецелесообразно, поэтому с 2018 года были введены новые классификации мотоциклов по категориям.

Категория M

К этой категории относятся транспортные средства с объемом двигателя ниже 50 куб. см., мощностью электродвигателя, не превышающей 4 кВт и весом не более 400 кг. Важное замечание! Транспортные средства данной категории не должны развивать скорость свыше 50 км/ч.

Транспортные средства доступные для вождения:

  • скутеры;
  • мопеды;
  • мини-байки;
  • легкие квадрициклы.

Согласно закону, права на данную категорию можно получить при достижении 16 лет. Ранее этой категории вообще не существовало.

В связи с этим подростки и личности в нетрезвом состоянии пользовались этой лазейкой, создавая сложные ситуации на дороге, нарушая ПДД и подвергая опасности не только себя, но и жизни других участников дорожного движения.

К счастью, с 2014 года был введен закон «О безопасности дорожного движения» согласно которому для управления скутером или мопедом водитель должен иметь при себе права определенной категории.

Категория А1

Предназначена для управления легкими моделями мотоциклов с объемом двигателя в диапазоне от 50 до 125 куб. см., мощностью электродвигателя не выше 11 кВт и весом не более 550 кг.

Кроме того, владельцам данной категории разрешается управлять трехколесным транспортом, если мощность двигателя не превышает 50 куб. см., с предельно развивающейся скоростью не более 45 км/ч.

Согласно закону РФ, права на данную категорию можно получить при достижении 16 лет.

Категория А

Основная категория для управления мотоциклами. К этой категории относятся транспортные средства с объемом двигателя от 125 куб. см., общей массой не более четырех тонн с любым количеством колес и наличием (отсутствием) бокового прицепа.

Транспортные средства доступные для вождения:

  • болотоходы;
  • багги;
  • мини-автобусы;
  • маломощные вездеходные машины или самосвалы.

можно получить с 18 лет, пройдя специальное обучение. Однако, начать обучение можно до достижения совершеннолетия. Кроме того, данная категория автоматически открывает и другие классификации – А1 и М.

Подготовка

Если решение получить права уже принято, не стоит сломя голову нестись в ближайшую автошколу. Первым делом следует пройти медкомиссию.

Этот этап лучше выполнить еще до начала обучения, поскольку в процессе могут быть выявлены противопоказания к управлению ТС (транспортного средства).

Стоит отметить, что все расходы на прохождение медкомиссии водитель берет на себя.

Медсправка выдается сроком на 1 год на основании заключения всех врачей. Получить ее можно в любом медцентре, однако таких специалистов, как психиатр и нарколог необходимо будет посетить в специальных медучреждениях.

С марта 2016 года порядок получения медсправки и ее внешний вид изменился. Фото необходимо сделать самостоятельно. Справки старого образца для прохождения экзамена в ГИБДД не принимаются. Стоимость одной справки зависит от учреждения, в котором была пройдена медкомиссия и от количества пройденных специалистов и может варьироваться от 1500 до 4000 тыс. рублей.

После того как справка получена можно приступать к поиску учебного заведения. Стоит выбирать мотошколы с действующей лицензией, наличием автопарка и квалифицированными мотоинструкторами.

Водителям, достигшим возраста совершеннолетия и сдающим на права категории А, необходимо заранее попросить сотрудника медкомиссии указать в справке разрешение на управление транспортом категории А1 и М, чтобы не пришлось повторно проходить всех врачей по кругу.

Обучение

Когда автошкола выбрана, а медкомиссия пройдена - начинается само обучение.

Оно состоит из двух частей:

  1. Теоретической части, то есть изучения ПДД, оказания скорой медицинской помощи, подбор экипировки и обучение безопасному вождению.
  2. Практической части курса, то есть вождению, как правильно стартовать, тормозить, делать развороты и многое другое.

Сроки обучения в учреждениях различаются, но, как правило, составляют от 1,5 до 3,5 месяцев.

По окончании курса выдается специальное свидетельство, которое служит допуском для сдачи экзамена в ГИБДД. Получение данного документа обязательно. Иначе подать заявление на сдачу экзамена в службу дорожной инспекции невозможно.

Экзамен

После получения документа в мотошколе обучающийся самостоятельно или вместе с преподавателем учебного заведения идет сдавать экзамен в ГИБДД.

Перед этим следует собрать необходимый пакет документов, в который входит:

  • справка о прохождении медкомиссии;
  • 2 цветные, матовые фотографии размером 3х4 см;
  • заявление;
  • квитанцию об оплате госпошлины за изготовление водительского удостоверения в сумме 2 тыс. рублей или действующие права, если они были получены ранее;
  • свидетельство о прохождении обучения в автошколе.

Когда все документы собраны, необходимо обратиться в ближайшую или прикреплению к мотошколе инспекцию ГИБДД и сдать экзамен, состоящий из двух этапов.

Первый этап - теория

Здесь от обучающегося требуется идеальное знание ПДД, основ безопасности, правил оказания первой медицинской помощи в экстренной ситуации и технического устройства транспортного средства.

Экзаменационный билет состоит из 20 вопросов, разделенных на блоки.

Обучающийся имеет право сделать не более одной ошибки в конкретном блоке и не более двух ошибок во всем экзаменационном листе.

Если ученик совершает ошибку, ему предоставляются 5 минут за которые необходимо ответить на 5 дополнительных вопросов по теме, в которой была допущена ошибка. Допускать ошибки в дополнительных вопросах уже нельзя.

Если теоретическая часть не сдана, то соответственно обучающийся не имеет права приступить к практической. Пересдача назначается через неделю. После трех неудачных попыток, время на пересдачу увеличивается до месяца ожидания.

Если теория сдана, то необходимо пройти практическую часть экзамена в срок до 6 месяцев. Иначе сданный теоретический экзамен аннулируется.

До сдачи теоретической части курса могут не допустить при наличии неоплаченных штрафов.

Второй этап - практика

Практическая часть включает в себя несколько стандартных заданий:

  • Умение переключать скорости на прямой траектории.
  • «Змейка», проезд между разметочными конусами на небольших скоростях.
  • Проезд по траектории «Восьмерка».
  • Умение маневрировать. «Габаритный круг и коридор».
  • «Колейная дорога». Суть упражнения заключается в проезде на ТС на небольшой скорости по прямой траектории, не касаясь земли ногой.
  • Демонстрация техники разгон-торможение.

Упражнения на мотоцикле

Если ученик набирает 4 штрафа, то экзамен не засчитывается. Переэкзаменовка назначается через неделю.

Если практическая часть успешно сдана, выдается водительское удостоверение соответствующей категории.

Для лучшего усвоения теории могут помочь мобильные приложения. Есть множество бесплатных вариантов. Таким образом, доступ к переносному учебнику-шпаргалке для быстрого освоения материала будет всегда под рукой.