Сказка про строительные машины. Архив рубрики: Сказки о машинках. Зачем детям рассказывать сказки на ночь

МАША И ОЙКА

Жили-были на свете две девочки. Одну девочку звали Маша, а другую — Зойка. Маша все любила делать сама. Сама ест суп. Сама из чашки молоко пьет. Сама игрушки в ящик убирает.

А Зойка сама ничего делать не хочет и только говорит:

— Ой, не хочу! Ой, не могу! Ой, не буду! Все «ой» да «ой»! Так и стали ее звать не Зойка, а Ойка.

КОГДА МОЖНО ПЛАКАТЬ?

Утром заплакала Маша.

Заглянул в окно Петушок и говорит:

— Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка- ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь.

Заплакала Маша днем.

Вылез из травы Кузнечик и говорит:

— Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь — и никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером.

Прискакали из пруда лягушки.

— Не плачь, Маша! — говорят лягушки. — Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Заплакала Маша ночью.

Прилетел из сада Соловей и сел на окно.

— Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

— А когда же мне плакать? — спросила Маша.

— А ты никогда не плачь, — сказала мама. — Ведь ты уже большая девочка.

СКАЗКА О ГРУБОМ СЛОВЕ «УХОДИ»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит:

— Какой красивый дом! Можно я буду в нем жить?

— Уходи отсюда, Мышонок! — сказала Ойка грубым голосом.

Заплакала Маша:

— Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

— И ты тоже уходи, Машка! — сказала Ойка грубым голосом.

Маша обиделась и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

— Как тебе не стыдно, Ойка! — сказало Солнце. — Маша — твоя подружка. Разве можно подружке говорить «уходи»?

Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:

— И ты тоже уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Пошла Ойка в лес. И в лесу тоже темно. Ходила- ходила Ойка в темноте, чуть в большую яму не упала.

Страшно стало Ойке.

— Куда же я иду? — заплакала Ойка. — Где мой дом? Я так попаду прямо к Серому Волку! Ой, больше никогда никому я не буду говорить «уходи».

Услыхало Солнце ее слова и вышло на небо. Стало светло и тепло.

А тут как раз идет Маша.

Обрадовалась Ойка, говорит:

— Идем ко мне, Маша. Построим новый дом для Мышонка. Пускай он там живет.

СКАЗКА О НЕВОСПИТАННОМ МЫШОНКЕ

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок.

Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи».

Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают.

Грустно стало Мышонку.

Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит:

— Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?

Маша сказала Мышонку:

— Утром надо всем говорить «доброе утро». А вечером надо всем говорить «спокойной ночи». И тогда все будут с тобой дружить.

Побежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку.

Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку.

Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку.

Засмеялись белки, похвалили Мышонка.

Долго бегал Мышонок по лесу. Всем зверям, большим и маленьким, сказал «доброе утро».

Побежал Мышонок к Лесной Птице. Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны.

— Доброе утро! — крикнул Мышонок.

— Доброе утро! — изо всех сил крикнул Мышонок.

Все равно не слышит его Лесная Птица.

Делать нечего. Полез Мышонок на сосну.

Трудно лезть Мышонку. Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако.

— Доброе утро! — крикнул Мышонок Белому Облаку.

— Доброе утро! — тихо ответило Белое Облако.

Еще выше ползет Мышонок. Пролетел мимо Самолет.

— Доброе утро, Самолет! — закричал Мышонок.

— Доброе утро! — громко прогудел Самолет.

Наконец добрался Мышонок до вершины дерева.

— Доброе утро, Лесная Птица! — сказал Мышонок. — Ох, как долго я до тебя добирался!

Лесная Птица засмеялась:

— Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи».

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    5 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

Эта сказка про машинки понравится как мальчикам так и девочкам любого возраста. Суть истории — объяснить малышу, что даже если ты мал, ты можешь совершать большие и великие дела, а также помогать ближнему. Ребенку не всегда просто находиться в обществе взрослых ребят, например в школе или дома со старшими братьями и сестрами. Он может чувствовать, что его мнение не всегда значимо для родителей и окружающих, потому что он еще мал. Но сказка про машинки поможет ребятам быть добрым и отзывчивым, несмотря на свой ранний возраст.

Сказка для мальчиков и девочек про машинки

«Биб и город больших машин»

В городе «Авто» живет множество машинок самых разных: тракторы, бульдозеры, самосвалы, фуры и другие крупные машинки. Все машины гордятся своими большими размерами, своей силой и мощью и тем, что они могут перевезти множество полезных вещей.

Вот самосвал по имени Вал — очень полезен. Он каждый день возит материалы для строительства новых дорог. А Трактор Тырчик расчищает территорию для строительства моста над шоссе. Бульдозер, которого зовут Буль, сносит старые гаражи — домики, чтобы построить новое жилье для машинок. Каждый считал себя неотъемлемой частью города и каждый знал свое призвание. Все, кроме Биба.

Биб появился в городе совсем недавно. Он приехал в Авто из города маленьких гоночных машинок, чтобы узнать как живут другие автомобили. Его сразу приняли как чужака, ведь он так сильно отличался от других. Сначала малыша Биба просто игнорировали, не считая его кем-то важным, затем открыто стали подшучивать над ним.

— Биб, что за пуговки у тебя под капотом? — спросил Вал. Ой, это же твои колеса! — добавил он.

Все остальные машинки рассмеялись. Но Биб не повелся на провокацию и поехал дальше. Он встретил Тырчика.

— Биб, а зачем тебе такие маленькие фары, ты разве что-то ими видишь? — обидно подшутил Тырчик.

Биб приехал к Бульдозеру, чтобы спросить нужна ли ему его помощь в строительстве новых гаражей. Но ту произошло то, что он не ожидал. Маленький Биб застрял в грязи, в которой Буль с легкостью работал.

Разозлился Буль, что тот отвлек его от работы.

— Мало тебе? Помочь ни чем не можешь, еще и от работы других отвлекаешь? Да какой от тебя вообще толк? Лучше бы ты оставался в своем мелком городе гоночных машинок! — нагрубил Буль, вызволяя машинку из грязи.

Тогда Биб совсем расстроился. Он только портит всем жизнь. Тогда он решил, что пора ему уезжать из города и возвращаться к себе.

Возвращаясь к своему гаражу, Биб увидел большую суматоху. Крупные машины что-то решали и активно спорили. Биб подъехал к ним поближе, чтобы узнать что же стряслось.

— Уезжай, ты только мешаешь под ногами. А нам нужно решать, как Фуру спасти — заявил кто-то из толпы.

Фура — это большая машинка, которая перевозила особо тяжелые грузы. Как оказалось, она застряла под мостом, который строили Буль с Тырчиком. Они не рассчитали высоту моста и Фура застряла.

Кто-то предлагал сломать крышу Фуре, но другие сочили это совсем бесчеловечным поступком. Ведь Фуре придется долго лечиться после такого и заменять множество деталей.

Другие предложили ломать мост. Но тогда пришлось бы строить новый, а это заняло бы много времени.

Тут Биб воскликнул: Я знаю, что делать!

Машины не приняли всерьез слова малыша и стали продолжать спорить.

Тогда Биб как начал сигналить в свой клаксон, да так громко, что все машины стали внимательно смотреть на него.

— Товарищи, ведь можно просто спустить Фуре колеса и прокатить ее на тросе — продолжил Биб.

Удивились автомобили смекалке мальца, но все же решили прислушаться, ведь решение гоночной машинки было самым эффективным. Тогда все решили срочно ехать к Фуре, чтобы ее вызволять.

Биб прибыл раньше всех, ведь он был самым быстрым из машинок. Он проколол шины Фуре и ей стало гораздо легче. Теперь осталось лишь дождаться помощи крупных машин с тросами.

Приехали остальные машины, вытянули Фуру из-под моста и повезли менять колеса.

С тех пор нашлось занятие для Биба в городе Авто — он был скорой помощью для других машин. Ведь быстрой была не только скорость его колес, но и смекалка.

Машина Люся стояла в гараже. Было раннее утро, птички начали просыпаться и лениво чирикать. Люся одна стояла в своем гараже, ей было немного грустно и одиноко, ведь ей не с кем было поговорить, птички ее не понимали, и она тоже не понимала их птичьего языка. А ей так хотелось иметь подружку, с которой можно будет обсудить новости моды, здоровое питание, своих хозяев и еще много-много чего интересного. А пока ей приходится разговаривать только самой с собой, и от звука собственного голоса одиноко раздававшегося в тишине гаража, ей становилось еще тоскливее.

Но сегодняшний день приготовил для Люси невероятный сюрприз. Оказывается, хозяин решил купить вторую машину, а Люсю оставить своей жене. И вот, когда солнышко уже высоко взошло, двери гаража автоматически открылись, вошел хозяин со своей женой, завел Люсю, и они вместе поехали в автосалон.

По дороге в автосалон, сердце Люси с волнением замирало от предстоящей встречи с новой подружкой, шины Люси просто летели по дороге, не касаясь асфальта.

И вот, автосалон. Хозяин с женой вышли из машины и они стали прогуливаться вдоль выставленных машин, присматриваясь к ним и обсуждая их достоинства и недостатки. Сама Люся тоже рассматривала своими блестящими фарами весь модельный ряд, представленный на обозрение. Одна машина ей не понравилась своей бледной окраской, вторая была похожа на танк, у третьей машины был такой заносчивый вид, что Люся тоже вздернула свой бампер и стала смотреть в другую сторону.

И тут она увидела таааакууую машину. Не машина, а просто сказка! Красивая, изящная, обводы плавные, и в то же время чувствуется, что машина мощная, просто ураган! Люся так и застыла в изумлении, глядя на этого красавца!

Тем временем, хозяин с хозяйкой начали беседовать с менеджером автосалона, расспрашивая его о представленных машинах, ценах и условиях покупки. Хозяин рассказал о том, какая машина ему требуется, какой он желает цвет, какую комплектацию автомобиля, какие характеристики машины его устроят.

Менеджер автосалона, внимательно его выслушал и предложил посмотреть 3 машины, которые соответствуют необходимым требованиям.

Первая машина стояла совсем недалеко от Люси, но она не произвела на нее совсем никакого впечатления, какая-то слишком закрытая и недружелюбная оказалась машина. Хозяин посмотрел внимательно на нее и пошел смотреть вторую машину. Этот автомобиль выглядел уже посолиднее, но казался каким-то неповоротливым и громоздким, Люся не хотела бы оказаться рядом с таким в одном гараже, она бы чувствовала себя рядом с ним очень неуютно. Хозяину тоже что-то не понравилось в этом автомобиле.

Наконец, менеджер автосалона подвел хозяина именно к тому красавцу, который уже давно заприметила Люся. Мотор Люси утробно заворчал в предвкушении, Люся готова была сама уже газануть и взлететь рядом с этим атлетом-автомобилем.

Пока хозяин беседовал с менеджером, Люся вся замерла в ожидании, все ее шестеренки и механизмы застыли в напряжении.

И вот, о чудо, хозяин решил купить именно этого красавца! Би-бип-би-бип!

Хозяин стал оформлять документы, а хозяйка села на водительское место в Люсю, и потом они все поехали домой, чуть впереди хозяин на своей новой машине, а следом хозяйка в Люсе.

Когда хозяева поставили свои автомобили в гараж и ушли в дом, Люся наконец-то осталась наедине со своим новым знакомым.

— Привет, тебя как зовут? – поинтересовалась Люся.

— Меня зовут Макс, — весело ответил новый знакомый. – А тебя как?

— А я Люся.

— Здорово, мы теперь с тобой будем соседями.

— Да, я так мечтала о подружке, а то одной было очень грустно стоять в гараже, но оказалось, что у меня будет не подружка, а друг.

— Здорово, мне как раз хочется защиты, а то иногда по ночам бывает страшно разных звуков, то мне кажется, что мыши скребутся, то сирены воют.

— Можешь больше не бояться, вдвоем будет веселее.

— Это точно!

Так прошло несколько дней.

Люся с Максом подружились, у них нашлось много интересных тем для разговоров, Макс ей рассказывал про последние достижения в автомобилестроении, про усовершенствования и изобретения. А Люся делилась своими секретами, которые она узнала во время своей службы, как лучше масло выделять и как лучше топливо перерабатывать.

Но однажды Люся и Макс поссорились. В воскресенье хозяева решили съездить на пикник, они зашли в гараж и каждый сел в свою машину. И Люся и Макс сразу же завелись, хозяин на Максе только захотел выехать первым из гаража, как вдруг Люся ощутила укол зависти, в самый свой мотор, ей тоже захотелось первой выехать из гаража, она больше не хотела быть последней. И вот, она так стремительно рванула вперед, что подъехала к воротом гаража в то же самой время, что и Макс, и случилось ужасная авария – машины врезались друг в друга. Макс недоуменно посмотрел на Люсю, не понимая, что произошло. А Люся от обиды заплакала, фары треснули и разбились. Хозяин с хозяйкой вылезли из машин и тоже стали выяснять отношения. Хозяйка уверяла, что она сама ничего не понимает, она еще не успела и ногу поставить на педаль газа, как машина уже рванула. Хозяин ей отвечал, что такого не бывает. Но потом, успокоился и сказал, что надо вызвать мастера посмотреть Люсю.

Хозяева поставили машины на место, закрыли гараж и ушли. А машины остались стоять в полной тишине, никто не хотел начать разговор первым.

Наконец, Макс не выдержал и спросил Люсю, что же все-таки произошло.

— Как ты не понимаешь, ты все время первый выезжаешь, всегда впереди, а мне достаются только вторые места, меня никто не ценит, я тоже хочу быть первой, тоже хочу побеждать, а не плестись в конце. Мне надоело проигрывать!

— Люся, я тебя не понимаю, при чем здесь побеждать и проигрывать? У нас же не соревнование и не гонки, мы же с тобой друзья. В настоящей дружбе нет проигравших, есть только победители.

— Как это? – сквозь слезы спросила Люся.

— Ну, смотри: ты же сама говорила, что я сильный и мощный, что тебе нужна поддержка. Говорила или нет?

— Ну, говорила. А какое это имеет отношение?

— Самое непосредственное. Когда я первый еду, то смогу оценить обстановку, предупредить тебя в случае опасности, принять удар на себя. Я таким образом тебя защищаю и оберегаю. Понимаешь?

Люся потрясенно молчала. Ей такое в голову не приходило. Она решила, что раз Макс сильный и мощный, то он этим гордится и чувствует себя победителем, а Люся чувствовала из-за этого зависть и обиду. А оказывается, она сама все это придумала, сама так накрутила себя, свой мотор, что пружина не выдержала и лопнула в самый неподходящий момент. Дааа, ну и открытие!

Люся виновато взглянула на Макса своими разбитыми фарами.

— Макс, прости меня, пожалуйста, это зависть так меня скрутила и обиды подточили мои механизмы, наверное, как-то шестеренка заржавела из-за этого. Я все поняла теперь, я больше не буду тебе завидовать и обижаться. Ведь мы же друзья, а друзья всегда приходят на помощь друг другу. Я так рада, что у меня есть такой хороший, надежный и мудрый друг! Я исправлюсь, честное слово! Вот мастер сегодня отремонтирует мое изношенное сердечко, смажет все шестеренки, поставит мне новые чистые фары, и я снова смогу взглянуть на мир чистым незамутненным взглядом. Спасибо тебе за то, что ты у меня есть!

— Люся, я рад, что ты все поняла, да мы с тобой настоящие друзья!

И в гараже воцарился мир и покой, слышно было только мерное гудение моторов.

Всё началось с колеса. Мы не знаем, кто его изобрёл. От тех далёких времён не осталось даже сказок и легенд.

Колесо — чудесное изобретение человека. Ведь в природе колеса нет, и людям негде было подсмотреть его принцип. Другие изобретения обычно похожи на то, что мы видим вокруг. Например, крылатые машины — самолёты, похожие на птиц или стрекоз. Или подводные лодки, напоминающие рыб. А вот зверей на колесиках нет...

Не просто, а со смыслом

Автомобильные эмблемы могут рассказать о многом. Каждый завод или фирма выбирает свой знак, и не просто, а со смыслом.

Проще всего взять первые буквы названия завода. Так создана эмблема ЗИЛа — Московского автомобильного завода имени Лихачёва.

Иногда на эмблему выносится герб города — родины автомобиля. Старинный герб города Горького с бегущим оленем можно увидеть на машинах Горьковского автомобильного завода (ГАЗ).

За границей фирмы называются по именам их владельцев. Имя хозяина стоит, например, на машинах английской фирмы «Остин» или американской «Шевроле».

Часто берутся только начальные буквы имени создателя фирмы. В Англии особо дорогие машины строит фирма «Роллс-Ройс», её эмблема — две латинские буквы «R». Ролле и Ройс были инженерами, конструкторами автомобилей.

Американская фирма «Кадиллак» для названия выбрала фамилию француза Ломэ де ла Мотт-Кадиллака, который жил задолго до появления автомобилей. Два века назад этот офицер основал город Детройт, там теперь стоят заводы фирмы. А. на эмблеме фирмы изображён герб города Детройта — чёрные утки на золотом фоне. Первые буквы названия завода тоже могут стать эмблемой. В Италии ФИАТ— сокращение от «Фабрика итальяна аутомобили Торино», то есть «Автомобильный завод в городе Турин». В Америке название фирмы Джи-Эм-Си тоже сокращение от «Дженерал моторе компани» — «Главная компания моторов».

В японском языке слова записываются иероглифами, а не буквами. И фирма «Тойота» составила эмблему из иероглифов.

Большие или быстрые животные как будто просятся на эмблемы автомобилей. Английская фирма «Моррис» на своих грузовиках помещает фигуру быка. Гоночные машины фирмы «Порше» из ФРГ носят эмблему с бегущей лошадью. А вот английский завод дорогих автомобилей «Ягуар» поместил на эмблему крылья и хвост ласточки.

В автомобильных эмблемах встречаются и сказочные звери. Например, геральдический лев на задних лапах на французских машинах «Пежо» — из дворянского герба семьи Пежо, основателей фирмы.

Ну, а чем плохи геометрические фигуры? Изобретатели первых автомобилей тоже имели на эмблемах простые фигуры: Бенц — кольцо из веточек, а Даймлер — трёхконечную звезду. Даймлеру не повезло: он разорился. Чтобы поправить дела, он пригласил в свою фирму богача Елинека. А тот согласился, если только все машины будут называться по имени его дочери Мерседес. Потом фирмы Даймлера и Бенца объединились и соединили эмблемы — получилась звезда в кольце. С ней и бегают сейчас машины «мерседес-бенц».

Автомобиль на военной службе

Ещё лет сто тому назад любая армия воевала на лошадях. Лихо мчалась кавалерия. Артиллерийские упряжки тащили тяжёлые пушки. По дорогам ползли бесконечные обозы с провиантом и боеприпасами. На холме сидел полководец, а вокруг толпились адъютанты. То и дело один из адъютантов вскакивал на коня и мчался галопом — вёз приказ войскам.

Но вот в самом начале нашего века, во время русско-японской войны, крепость Порт-Артур оказалась отрезанной от русских армий. Неоткуда было подвезти корм лошадям и продовольствие людям. Так что адъютанты скоро остались без коней — хоть бегай пешком. Но в крепости были автомобили. И они оказались очень удобными для офицеров связи.

Через 10 лет после русско-японской войны грянула Первая мировая война. Для Франции она началась неудачно: немецкие войска дошли почти до Парижа. Казалось, столицу Франции вот-вот захватят враги. Свежие войска пешим порядком никак не успевали подойти к месту боёв. Тогда французы собрали все парижские такси. И автомобили спасли город.

Через 25 лет началась Вторая мировая война. Её недаром называли «войной моторов». Моторы участвовали в боях везде: на земле, в небе, на море. Воевали и автомобили — они бежали и ползли по бесконечным фронтовым дорогам. В большинстве это были обычные, гражданские автомобили, которые строились специально для войны.

Конструкторы американской фирмы «Виллис» сделали очень простую маленькую машину. Они сняли с автомобиля всё, что не нужно на войне: дверцы, подъёмные стёкла, плафоны. Упростили машину как могли. Дворники для очистки ветрового стекла, например, надо было двигать рукой. От всего кузова остались низкие бортики, три сиденья да тент от дождя. Зато все четыре колеса были ведущими. Машина получилась намного легче гражданского легкового автомобиля. Назвали её «Джи-Пи-Ви», по первым буквам слов «дженерал перпоуз вийкл», в переводе — «общего назначения машина». Солдаты не стали выговаривать столь длинные слова. Они превратили их в короткое «джип». Так, джипами, и сейчас называют лёгкие вездеходы.

Автомобили для спортсменов

Когда только появились бензиновые автомобили, было не до соревнований. Лишь бы машины ходили и не очень часто ломались! О большем конструкторы и не мечтали. Но прошло 10 лет. Инженерам и водителям захотелось посмотреть, на что способны их любимцы. И первые гонки на скорость были устроены в 1895 году.

Готовились к старту 29 бензиновых, 15 паровых и 2 электрические машины. Гонщикам предстояло проехать половину Франции, от Парижа до Бордо и обратно. Страшно подумать, 1200 километров! Не многие верили, что машины вернутся. Но через два дня на улицах Парижа появился бензиновый «па- нар-левассор». Конструктор машины, он же водитель, Левассор с трудом поднялся с сиденья. Корреспонденты газет окружили его.

— Это было безумие! — сказал победитель гонок. — Я делал до тридцати километров в час!

В честь первых гонок в Париже, на одной из площадей поставили памятник и на нём выбили слова Левассора. Конечно, сейчас скорость 30 километров в час кажется небольшой. Но тогда...

Спортсменам нравятся новинки

Как бороться лилипуту с великаном? Их силы неравны. На такую борьбу и смотреть неинтересно, всё известно заранее. Вот если великан с великаном и малыш с малышом... Так и поступают в автомобильном спорте. Гоночные машины разбиты по величине на группы, или «формулы».

Гоночные машины делаются низкими. Корпус обычно в виде клина. Клин прижимается к земле потоком воздуха. Колёса расставляются пошире — так машина устойчивей на повороте. А водитель скорее лежит, чем сидит. Обтекатель — колпак для головы водителя — совсем маленький. Гоночные машины по «формулам» делаются давно, к ним привыкли. Но появляются новые машины, которые ни в какие классы не укладываются. Как они возникают?

В Соединённых Штатах Америки, на берегу Тихого океана, лежит штат Калифорния. Там много больших городов, везде проложены отличные дороги. По таким обжитым местам неинтересно ездить любителям спорта. Правда, остаётся дикий берег океана. Но обычные автомобили вязнут в сыпучем песке пляжей. И тогда автомеханики построили лёгкие машины на широких шинах. Их назвали «багги бич» — «песчаная блоха» (или «пляжный клоп», можно и так перевести). Вид у «багги» неказистый. Зато такая машина отлично бегает по самым гиблым местам. Спортсмены используют «багги» для кросса — гонок по бездорожью.

Изобретение другой гоночной машины оказалось делом случая. Как-то механики сварили раму из труб, поставили мотоциклетный мотор, приделали хвостовые колёсики от самолёта. И давай гонять по бетонной полосе. Маленькие машинки, «карты», понравились механикам. А сейчас уже проводятся международные соревнования на «картах».

Есть ли польза от спортивных машин? Вернее, есть ли польза не только для спортсменов? Судите сами. Рекорд не даётся легко, надо всё выжать из конструкции. Но зато получаются удивительные результаты. Есть такой вид соревнований: кто дальше проедет на одном литре горючего. Машины для соревнования напоминают скорее всего четырёхколёсные велосипеды: лёгкие, ажурные, с маленьким моторчиком. Машины ездят на хороших стадионах по ровным дорожкам. Результаты: 600—700 километров на одном литре горючего. Это расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга! Обычно «Жигули» на одном литре бензина могут пробежать всего 12—15 километров. Подобная экономичность, конечно, интересует автомобильных конструкторов.

Рекорд — граница наших возможностей. Поставлен рекорд — значит автомобиль помог спортсменам узнать новое, сделать то, что не мог ещё никто.

Лунные автомобили

Уже летали спутники над нашей планетой, первые космонавты побывали на орбите и вернулись на Землю, когда конструкторы получили необычайное задание. Требовалось создать машину для Луны. На Луне нет воды. Значит, нет грязи, болот, почвы. Только камни и пыль. Инженеры попробовали различные колёса и гусеницы на земных камнях. Оказалось, что колёса удобнее гусениц, они меньше по весу. Вот и сделали восьмиколёсную машину, короткую и широкую. Чтобы её повернуть, надо притормозить колёса с одной стороны. Так получается проще, чем поворачивать колёса. Назвали машину «Луноход».

Наш «Луноход» стал первым лунным автомобилем. А вторым оказался американский «Ровер». Его спроектировала авиационная фирма «Боинг». Машину привезли на Луну американские астронавты. «Ровер» облегчён до предела. Он, можно сказать, представляет собой скелет машины, без всяких стёкол, щитков и панелей. Да они и не нужны: ведь на Луне нет воздуха и воды, значит, не бывает ветра и дождя. Двигатель у «Ровера» электрический. Запас энергии для него привезли с Земли в аккумуляторах. Запас, конечно, небольшой, поэтому астронавты ездили не очень быстро, со скоростью 18 километров в час.

А дальше... Кто знает, что ещё откроет человеческий разум? Но ещё очень долго нам будут нужны машины, которые двигаются по земле — на колёсах ли, ногах или на присосках. Машины, у которых есть мотор, чтобы человеку не тратить свои силы. Такие машины, с которыми дорога становится отдыхом, а не тяжкой обузой. Наши верные друзья автомобили.