Штраф за непропуск скорой помощи. Неотвратимость наказания. Что грозит водителю за непропуск скорой. Как пропускают неотложку в Европе

Соцсети и Госдума

Обсуждения того, как пропускают скорую помощь в России, являются одними из самых горячих. Кто-то предлагает судить хамов по уголовной статье за убийство, если их поступок привел к трагедии и медики не успели помочь заболевшему или пострадавшему в ДТП.

Кто-то пытается найти оправдания, по традиции обвиняя медицину, – якобы медработники ни по каким вызовам не едут, а лишь пользуются служебным положением, чтобы без проблем передвигаться по загруженным дорогам.

А кто-то не устает демонстрировать, как тот или иной водитель не пропустил скорую помощь в видео, размещая ролики с регистраторов или смартфонов в пабликах и личных страницах. Кадры, надо признаться, вопиющие, – водители не уступают дорогу не из-за невозможности это сделать, а намеренно, специально притормаживая перед каретой скорой или даже «блокируя» ее прямо на дороге, чтобы выскочить из авто и наброситься на водителя-наглеца, сидящего за рулем машины с проблесковыми маяками.

Пока страсти накаляются, у Госдумы никак не дойдут руки рассмотреть законопроект, который приравнивает хамское поведение по отношению к транспорту со спецсигналами (скорой, пожарной, аварийной и пр.) к управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – самому серьезному преступлению на дороге.

Среди обсуждаемых предложений ужесточения наказания для автохамов:

    в тысячи раз поднять штрафы;

    пожизненно лишать прав;

    судить по уголовной статье за убийство, если из-за опоздания неотложки скончался человек.

Что есть и что будет с наказанием для автохамов?

Российский Минздрав настаивает: не пропустил скорую помощь – штраф 30 тысяч рублей или лишение прав за полтора года.

По действующему закону наказание для тех, кто не пропустил скорую помощь, – штраф в 2017 году составляет всего 500 рублей (ч.2, ст.12.17 КоАП). Нарушителя также могут лишить права управлять транспортным средством максимум на 3 месяца.

По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, подобное поведение не примета сегодняшнего времени. Хамы были всегда и «такие безобразия» происходили в ее практике еще в 1993 году, когда она работала в реанимации Первой градской больницы. Просто сегодня, благодаря соцсетям и интернету, об этом стали говорить чаще и масштабнее.

Если законопроект будет наконец-то принят, то для доказательства правонарушения достаточно будет:

    снять на смартфон госномер и марку автомобиля автохама;

    отправить информацию онлайн в ГАИ.

На заметку! Необходимость повышения ответственности начали обсуждать не вчера. Еще в 2015 думский комитет по транспорту предлагал поднять штраф до 10 тысяч рублей, но «воз остался и ныне там».

Применение силы в отношении водителя неотложки

Кроме «блокировки», некоторые водители пытаются «доказать» свою правоту находящимся в скорой людям. Обычно ситуацию разрешают другие участники дорожного движения, помогая шоферу неотложки.

После таких случаев звучит предложение оснащать спецмашины вооруженной охраной, но, по словам министра здравоохранения, подобная защита нецелесообразна и слишком дорога.

Что говорят Правила дорожного движения?

Пропускать скорую помощь правила обязывают и это закреплено в третьем разделе ПДД. В частности, там говорится, что увидев автомобиль с синими «мигалками» и услышав предупреждающее «кряканье», водитель:

    обязан уступить дорогу, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта;

    при приближении спецтранспорта снизить скорость;

    не совершать обгон неотложки, пожарной машины и пр.

В свою очередь, для получения преимущества водители спецсредств должны включить проблесковые маячки синего цвета и спецсигналы. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Как пропускают неотложку в Европе

Зеркальным отражением того, как ведут себя на дорогах российские водители, становятся ролики, как пропускают скорую помощь в Европе. Например, в одном из немецких городов для спешащих к месту ДТП машин создают абсолютно свободный коридор по центру дороги. Тоже происходит и в других европейских городах для спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками.

Спецтранспорт не обращает внимания на дорожную разметку и свободно движется перед быстро расступающимися влево и вправо автомобилями. И даже если дорога сильно загружена, скорой удается «просочиться» между рядами, потому что другие участники движения находят возможность убрать своё авто с пути.

На заметку! Другой вариант движения спецтранспорта в Европе – специальные линии для такси. Проезд по ним для спецмашин в экстренных случаях разрешен правилами.

И в заключение еще одно распространенное мнение из соцсетей: повышать надо не штрафы, а культуру, тогда никому и в голову не придет «запирать» на дороге автомобиль, который мчится спасти жизнь. И, вероятно, не придется ломать голову, какой штраф, если не пропустил скорую помощь, окажется действенным и поможет изменить удручающую ситуацию.

Когда на горизонте появляются автомобили со специальными мигалками, многие водители начинают паниковать и пытаться любыми путями освободить дорогу. В некоторых случаях эти маневры приводят к нарушению ПДД. Во избежание подобных инцидентов водитель должен знать в каких случаях нужно уступать дорогу, а в каких нет.

В ПДД перечислен ряд моментов, когда спецтранспорт имеет право использовать мигалки в качестве преимущества на дороге. Водители спецтранспорта обязаны соблюдать общие положения и общие обязанности водителей (ПДД).

Стоит рассмотреть подробнее какие автомобили могут использовать специальные знаки:

  1. ГИБДД - используют маячки красного и синего цвета.
  2. Полиция - используют маячки синего цвета.
  3. Скорая помощь - синий маячок.
  4. Пожарные - синий маячок.
  5. Автомобили госслужащих - проблесковые синие маячки.
  6. Автомобили перевозящие крупногабаритные грузы - должны быть оснащены желтыми или оранжевыми маяками.
  7. Транспорт, применяемый для ремонта дорог, эвакуации автомобилей и перевозящие опасные грузы (токсичные взрывоопасные вещества).

Не все автомобили, которые оснащены спецзнаками имеют привилегии на дороге. При виде автомобиля с мигалками водители автомобиля должны освободить полосу движения для свободного проезда спецтранспорта. Однако, перестроиться и пропустить автомобиль нужно исключительно по правилам. Если некоторые маневры приведут к нарушению движения других автомобилей, что собственно противоречит правилам, то уступать дорогу нельзя. Даже если спецавтомобиль настойчиво требует уступить дорогу можно спокойно доказать, что в такой ситуации предоставить преимущество было невозможно.

Уступать дорогу нужно таким автомобилям оборудованным световым маяком:

  • скорая помощь;
  • пожарная служба;
  • полиция;
  • ГИБДД;
  • автомобилям государственных структур.

Важно! Если на автомобиле оборудованные маяком с цветовым сигналом оранжевого и желтого цвета включен сигнал, то это не значит, что ему нужно уступать дорогу. Включенный сигнал означает, что транспорт работает на данном участке дороги.

Не пропустил машину со спецсигналом: штраф в 2018 году

Самые распространенные ситуации, когда появляется потребность уступить дорогу:

  • При движении спецтранспорта на перекрестке.
  • Если спецтарнспорт перестраивается в полосу, по которой передвигается автомобиль.
  • В случае если спецтранспорт должен выполнить маневр поворота.

Важно! В ПДД есть масса спорных моментов касаемо понятия «уступить дорогу». Если водитель получает постановление незаслуженно, то его можно оспорить в суде.

Итак, автомобилист не пропустил машину со спецсигналом, какое наказание будет в том или ином случае зависит от характера нарушения.

Существует 2 вида административного наказания, которое применимо в случае таких нарушений:

  1. Если водитель не уступил дорогу по требованию автомобиля, который имеет на кузове специальную цветографическую схему (например, авто скорой помощи) и включенный сигнальный маяк, водитель получит штраф в размере 500 рублей.
  2. В случае если водитель не уступил дорогу и спецтранспорт со включенным сигнальным маяком не имеет цветографической схемы (авто депутатов, силовых структур и т.д), тогда предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 рублей.

Важно! Закон не предусматривает никаких временных рамок, в течение которых водитель обязан уступить дорогу спецтранспорту.

На практике встречается очень много спорных моментов, когда работники госслужб требует уступить дорогу, тогда как спецсигнал не включен. Данный правовой вопрос можно направить в любое нужное русло. С одной стороны, водитель не обязан уступать дорогу если не был включен маяк сигнала. Однако, техника просто может быть неисправна, а закон гласит что спецтранспорт имеет определенные привилегии наряду с обычными автомобилями.

Лишение прав если не пропустил машину со спецсигналом

Полный перечень предусмотренных наказаний изложен в статье 12.7 КоАП. Следует отметить что в некоторых случаях при непредставлении преимущества спецтранспорту может грозить не только штраф, но и лишение прав сроком до 3 месяцев.

Лишить прав могут только, когда правонарушение зафиксировано инспектором ГИБДД. Поэтому в основном прав лишают, если не было предоставлено преимущество автомобилям ГИБДД либо машинам других силовых структур.

Лишить удостоверения могут исключительно, если водитель не уступил дорогу автомобилю, у которого был включен маяк спецсигнала. В противных случаях постановление легко обжаловать. Кроме того, лишение право предусмотрено если во время маневра для предоставления преимущества водитель нарушил другие правила ПДД (осуществил обгон, задел соседнюю машину, пересек пешеходную зону и т.д).

Бесспорно, если водитель находился за рулем в нетрезвом состоянии или же обогнал машину спецтранспорта со включенным маяком, то последует более серьезное наказание в форме денежного взыскания либо изъятия удостоверения на срок от 1 до 3 лет.

Обжаловать постановление можно обратившись в ГАИ или суд. Большинство граждан предпочитают сразу же направлять иск именно в суд, так как на деле ГИБДД не решает проблем в пользу водителя. Жалоба подается в канцелярию суда в течение 10 дней после получения постановления. К жалобе также необходимо прикрепить само постановление, дополнительные справки, фото или видеозаписи с места событий. Составить иск правильно поможет любой автоюрист.

Правила как нужно уступать дорогу спецтранспорту изложены в законе. В законе говорится, что предоставлять преимущество по требованию автомобиля с мигалками и цветографической схеме, необходимо не нарушая ПДД и не создавая преград для других машин в потоке.

  • Если ваш автомобиль стоит, нужно не начинать движения, до того момента как проехал спецтранспорт.
  • Если автомобиль двигался, то необходимо остановиться для того, чтобы пропустить спецтранспорт.
  • Если для того, чтобы пропустить спецтранспорт нужно перестоится в другую полосу, то маневр нужно осуществлять по правилам, при этом не создавая неудобства для других машин.

Изменять направление езды и скорость нужно согласно ПДД. Сотрудники ГИБДД любят создавать ловушки для выявления нарушителей на перекрестках либо осуществляя обгон сзади. В потоке может находиться несколько машин и не всегда все успевают сориентироваться. Иногда из-за неосторожного маневра происходят даже аварии, виновником которой окажется водитель, уступавший дорогу, а не спецтранспорт.

Санкции за непредставление преимущества автомобилям с цветографической схемой не очень велики. Тем не менее в определенных ситуациях можно и вовсе остаться без прав. Если данное нарушение было зафиксировано повторно, то во второй и последующие разы размер наложенного штрафа равен 500 рублей.

Видео, не пропустил машину со спецсигналом штраф или лишение

На рассмотрение было внесено сразу несколько противоречивых и очень жестких по применяемым в них санкциям законопроекта касающихся непропуска кареты скорой помощи, спешащей на вызов или перевозящей больного в стационар. Оба законопроекта, как пишет газет Коммерсант, были внесены в Госдуму в апреле этого года и так или иначе были связаны одним или несколькими нашумевшими происшествиями на дороге непосредственно связанными с непропуском машины скорой помощи. В пример Коммерсант приводит случай в Петропавловске-Камчатском, где в начале года «бригада скорой помощи не смогла вовремя приехать на вызов из-за преградившего ей путь автомобиля, в результате пациент умер в дороге» .

Резонансное дело , которые наперебой начали предлагать адекватные по мнению законотворцев штрафы за воспрепятствование проезду скорой помощи. Таким образом Мосгордума предложила о необходимости введения штрафа в 40 тыс. рублей, Минздрав в 30 тыс. и лишение прав для тех водителей, которые препятствуют проезду карты скорой помощи.

Проекты законов, авторами которых стали депутаты Единой России- Ирина Яровая и Дмитрий Морозов подразумевают изменения нескольких законов, а именно, изменение статьи 12.17 КоАП РФ , в сегодняшней редакции по ней предусмотрена ответственность:

Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

После изменений, которые вероятнее всего будут внесены, ведь авторство числится за депутатами Единой России, будут предложены новые санкции:

В случае если скорая значительно задержалась в дороге, и медицинская помощь была оказана пациенту «с нарушением сроков» водитель-нарушитель получит штраф в размере 30 тыс. рублей и лишится прав на срок до двух лет (эта санкционная норма вошла по всей видимости из предложения Минздрава).

Помимо этого, в Кодекс об административных правонарушениях согласно проекту, будет внесена новая статья «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». По административной линии предполагается наложение штрафа в размере 4-5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток .

В УК РФ также войдет статья с таким же названием, что подразумевает уже уголовную ответственность водителей по данному виду правонарушений. Предположительно штраф по ней составит:

40 тыс. рублей штрафа, обязательные работы на срок до 360 часов или арест на срок до четырех месяцев , говорится в материале газеты Коммерсант, в том случае, если гражданин помещал «законной деятельности медработника путем удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, если это повлекло причинение средней тяжести вреда здоровью больного» .

Если пациент скорой умер по дороге, виновника в его смерти ждет до четырех лет лишения свободы .


Пока пакет изменений не принят и только рассматривается, однако у экспертов и юристов уже возник ряд важных вопросов, на которые законотворцам еще предстоит дать пояснения:

Появление в пределах видимости автомобиля с включенной мигалкой, как правило, привлекает внимание участников дорожного движения, вынужденных определенным образом отреагировать на изменившуюся ситуацию на дороге. Спецсигнал на машине свидетельствует о ее принадлежности к одной из государственных или экстренных служб, а значит, в большинстве случаев такую машину следует пропускать, т. к. от этого может зависеть чья-то жизнь.

Когда следует уступать дорогу машине со спецсигналом? Какой штраф за непредоставление дороги машине со спецсигналом предусмотрен нормативно-правовыми документами? Могут ли водителя лишить прав за такое нарушение? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Когда пропускать обязательно?

К числу служб, которые оборудуют свой транспорт спецсигналами, относятся:

  • пожарная охрана;
  • скорая помощь;
  • ГИБДД;
  • полиция;
  • государственные структуры разного уровня.

Кроме того, мигалкой может быть оборудовано транспортное средство дорожно-ремонтной организации или же машина, перевозящая опасный груз.

В общем случае участники дорожного движения, увидев сзади машину со спецсигналом, должны уступить ей дорогу, перестроившись, по возможности, вправо. Разумеется, если ситуация на дороге не позволяет осуществить быстрое перестроение, не следует любыми путями пытаться пропустить машину с мигалкой, создавая при этом аварийную обстановку: необходимо дождаться благоприятного момента и совершить необходимый маневр. Если водитель еще не начал движения, следует подождать, пока проедет автомобиль со спецсигналом, и только после этого трогаться с места. Если же есть возможность остановиться на время, пока проедет машина с мигалкой, следует поступить именно так.

Какими могут быть штрафные санкции?

К наиболее типичным ситуациям, когда возникает необходимость уступить дорогу спецмашине, можно отнести:

  • пересечение перекрёстка;
  • выезд спецтранспорта на полосу, по которой движется автомобиль гражданина;
  • выполнение поворота машиной с мигалкой.

Если в одной из этих ситуаций (или в подобной) водитель не пропустил спецтранспорт, он может быть оштрафован на:

  • 500 рублей, если спецмашина имеет цветографическую схему на кузове;
  • 100-300 рублей, если цветографическая схема на кузове автомобиля отсутствует (например, на машинах силовиков и госслужащих).

Следует сказать, что вопросы, связанные с предоставлением дороги спецтранспорту, относятся к числу наиболее спорных и неоднозначных, когда в ходе судебного расследования перевес может оказаться в руках более опытного юриста, представляющего интересы одной из сторон.

В некоторых случаях, когда, например, водитель демонстративно отказался уступить дорогу автомобилю с включенным спецсигналом, последствия могут быть более серьезными. Если при этом нарушитель был остановлен инспектором ГИБДД, наказание может заключаться в лишении водительского удостоверения на три месяца. Кроме того, в этом случае водитель лишен возможности обжаловать постановление о штрафе.

Если, пропуская машину со спецсигналом, автомобиль нанес повреждения другим участникам дорожного движения, это тоже может быть поводом для применения штрафных санкций. Наиболее грубое нарушение инкриминируется лицам, которые не уступили дорогу спецмашине, находясь при этом в нетрезвом состоянии: в этом случае с правами можно распрощаться на срок от 1 года до 3 лет.

Обжалование постановления о штрафе происходит в установленном порядке: водитель, не согласный с решением ГИБДД, в 10-дневный срок направляет жалобу в вышестоящий орган автоинспекции или в районный суд по месту происшествия. Результат рассмотрения жалобы в ГИБДД становится известным через 10 дней, судебное решение можно узнать через 2 месяца.

Правительство России условно поддержало законопроект, повышающий наказание для водителей за непропуск "скорой помощи". При этом отказалось увеличивать наказание за помехи движению автомобилей других экстренных служб, например, пожарной охраны.

Сейчас в Госдуме рассматривается несколько законопроектов, предлагающих усилить санкции для водителей, помешавших на дороге машинам экстренных служб с включенными мигалками. Сейчас за помехи в движении "скорой помощи" или пожарной охраны предусмотрены штраф 500 рублей и лишение прав от одного до трех месяцев. Две инициативы предлагают увеличить штраф до 30 тысяч рублей, а прав лишать на срок от полутора до двух лет.

Один проект, уже принятый Госдумой в первом чтении, вводит усиленное наказание только за непропуск "скорой помощи". Второй ужесточает санкции за помехи движению всех автомобилей экстренных служб с включенными мигалками. Правительство страны поддержало - и то условно - только первую инициативу. "Условно" - означает, что над документом, по мнению правительственных экспертов, еще надо поработать.

"Законопроект поддержан правительством только при условии его доработки ко второму чтению, - пояснил председатель правления АЮР Владимир Груздев. - Сейчас к инициативе есть существенные замечания. Например, законопроектом не определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о данном правонарушении. При этом лишить специального права, в данном случае права на управление транспортным средством, может только суд. В ходе доработки необходимо определиться, кто и как будет фиксировать правонарушение и готовить материалы для направления в суд. Важно, что разбирательство должно вестись в присутствии человека. Наказание не будет выноситься в автоматическом режиме на том основании, что нарушение зафиксировали камеры на дорогах. К тому же в данном случае важно будет доказать, что именно из-за действий данного конкретного водителя "скорая" не смогла вовремя приехать к больному и оказать помощь. Так что и суду, и должностным лицам, которые будут готовить материалы, надо будет изучать все обстоятельства".

Зато идея повысить разом штрафы и для других экстренных служб не прошла. Правительственные эксперты не увидели убедительных доводов, почему надо вводить повышенную защиту и для остальных экстренных служб. Водитель, помешавший пожарным проехать, рискует на три месяца оказаться пешеходом, разве этого недостаточно?

Поэтому пока решено подумать над повышением штрафов только за помехи "скорой помощи". Здесь доводом стала повышенная общественная значимость проблемы. "Действующим законодательством не учитываются негативные последствия непредставления преимущества в движении именно "скорой помощи", которые могут выражаться в неоказании медицинской помощи", поясняют авторы законопроекта.