Штраф за нарушения обгона. Выполнение обгона по правилам дорожного движения. Разберемся в терминах

Обгон – это опережение одним транспортным средством других (одного либо нескольких), движущихся в том же направлении, связанное с временным выездом из своего ряда. Нарушение правил обгона влечет за собой наказание и может стать причиной аварии.

Есть несколько ситуаций, за нарушение которых последует наказание:


Штраф составит 5000 р. либо лишение ВУ на 4-6 месяцев. При отсутствии разметки знак «Обгон запрещен» становится главным, наказание будет аналогичным.

  • По сплошной штраф от 1000 до 5000 р. Если суд решит отнять права, срок лишения составит 4-6 месяцев.
  • На пешеходном переходе, независимо от того, были люди на зебре или нет. Наказание в денежном эквиваленте (5000 р.) или лишение прав до полугода.
  • На перекрестке. Если он нерегулируемый, то обгонять не имеет права движущийся по полосе со знаком в виде белого треугольника с красной каймой по краю. При регулируемом светофором обгонять запрещено всем. Штраф 5 тыс. р. или лишение прав до полугода.
  • Запрещен на железнодорожных переездах и в 100 м от них, мостах, эстакадах, путепроводах, в туннелях, там, где ограничен обзор пути.
  • Обгон запрещен, если: идущий впереди транспорт объезжает препятствие или обгоняет (свидетельствует зажженный поворотник); он собирается направиться влево, едущее позади транспортное средство начало совершать маневр первым; после завершения обгона нельзя вернуться на свою полосу, не создав угрозы или помех другим участникам движения.

Допускается обгон при наличии запрещающего знака, если впереди едет , гужевые повозки, велосипедист, мопед и двухколесный мотоцикл без коляски.

Читайте в этой статье

В каких ситуациях обгон является нарушением правил

Обойти других участников движения можно только там, где маневр не создаст проблем. Важное условие – он должен осуществляться на отрезке пути, где на это нет запрета. Опасен и потому недопустим обгон в нескольких ситуациях.

Под знаком «Обгон запрещается»

Абсолютный запрет на выполнение маневра существует там, где установлен соответствующий символ. Он представляет собой белый круг с красной каймой, внутри которого изображены черный и красный автомобили, носит номер 3.20. Есть также символ 3.22, который предписывает избегать маневра грузовым машинам.

За нарушение знака «Обгон запрещен» штраф составит 5000 р. в обоих случаях. Наказание регламентировано частью 4 статьи 12.15 КоАП. Сумма немаленькая, так как игнорирование требований, предписываемых дорожными знаками, является одним из серьезнейших проступков.

Символ 3.20 обычно устанавливают в зонах, где обгон реально может привести к аварии. Например, на узком участке дороги, на котором наиболее вероятно столкновение с идущим навстречу автомобилем. Или на участке, где интенсивное движение. Знак устанавливают, если рельеф местности таков, что трудно заметить встречную машину. Его можно обнаружить и на въезде в населенный пункт.

Учитывая серьезность вероятных последствий, за нарушение знака «Обгон запрещен» наказание может быть и более строгим. Вместо штрафа у водителя отбирают права на 4-6 месяцев, что тоже предусмотрено законом в качестве альтернативы принудительной денежной выплате. А при совершении того же проступка повторно, то есть в течение 12 месяцев после оформления постановления, наказание ужесточается в соответствии с требованием части 5 статьи 12.15.

Сотрудник инспекции составит протокол, и суд отберет водителя права на 1 год. При фиксации нарушения камерой нарушитель отделается штрафом в 5000 р.

Если автомобилист не желает подвергаться наказанию, ему следует дождаться:

  • появления на пути знаков 3.21 и 3.23, означающих окончание территории действия 3.20 и 3.22;
  • или символа 3.31, который устанавливают при завершении территории всех ограничений;
  • пока он проедет опасный отрезок дороги, величина которого указана на символе 8.2.1 (его помещают рядом с «Обгон запрещен»).

Только после этого он может обойти движущееся впереди ТС.

Под временным знаком, при отсутствии разметки

Символ, не разрешающий совершать обгон, может устанавливаться определенный период времени. Например, пока на дороге идут ремонтные работы. Дорожный знак выглядит так же, как 3.20, но фон круга не белый, а желтый. Его наличие означает, что на участке действия можно ехать только в своем ряду, не обходя другой транспорт. Требование существует, несмотря на присутствие в этой зоне, например, символа 3.31 («Окончание всех ограничений»). Ведь существует правило:

В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Условие диктуется пунктом 8.24 ПДД. Если игнорировать временный знак «Обгон запрещен», нарушение будет по той же статье 12.15. То есть и наказание составит 5000 р. штрафа либо лишение ВУ на 4-6 месяцев.

Не позволяющий обгон символ, установленный на время, может противоречить нанесенной на дорогу разметке. Это бывает очень часто. Например, идет ремонт дороги, который не продлится вечно. Но пространство для проезда автомобилей сужается, поэтому ставят временный ограничительный символ. А прерывистую разметку никто не меняет на сплошную. Или ее нет вообще, что в иных условиях вроде бы свидетельствует о возможности обгона. Но здесь стоит вспомнить требования ПДД:

Дорожная разметка имеет второстепенное значение по отношению к дорожным знакам. В случае если разметка плохо различима или ее значение противоречит значению знаков, приоритет имеют последние.

В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

Поэтому нарушение знака «Обгон запрещен» при отсутствии разметки все равно закончится для водителя штрафом в 5000 р. или утратой ВУ на 4-6 месяцев. Можно попытаться оправдаться тем, что символ плохо виден, но инспектор и суд вряд ли примут это.

По сплошной

На участке, где недопустимо обгонять, может и не быть запрещающего знака. Достаточно , которая представляет собой сплошную линию. В ПДД существует пункт, предписывающий запрет на пересечение разметки 1.1, 1.2 и 1.3.

Но наказывается нарушение обгон через сплошную по разным статьям. Если водитель выехал на «встречку» для маневра, но увидел препятствие и свернул на свою полосу через разделительную линию, ему грозит наказание по части 3 статьи 12.15. Это штраф в 1000-1500 р. При пересечении сплошной на завершающем этапе маневра к нему применятраздел 4 того же закона. Штраф будет уже 5000 р. А если суд решит отнять права, срок лишения составит 4-6 месяцев.

На пешеходном переходе

Правила дорожного движения налагают запрет на выполнение обгона на «зебре». Это вполне оправданно, так как участок специально выделен для пешеходов. На нем каждый из них чувствует себя в безопасности, поэтому предсказать действия человека «без колес» в этой зоне трудно. Он может выбежать с тротуара внезапно, а ускорившееся ради обгона ТС не успеет затормозить. Или водитель вообще не увидит пешехода из-за автомобиля, который пытается обойти.

Поэтому нарушение обгон на пешеходном переходе наказывается штрафом в соответствии с разделом 4 статьи 12.15 КоАП. А можно получить за проступок и лишение прав на период до полугода.

Наказание ожидает водителя вне зависимости от того, были во время совершения им маневра люди на пешеходном переходе, или нет. Этот участок все автомобили и прочие виды транспорта должны проезжать, не обгоняя друг друга.

На перекрестке

Пересечение дорог разных направлений – тоже зона повышенной опасности. Ведь машины едут с разных сторон, с высокой скоростью, так как стремятся быстрее покинуть этот участок. Поэтому здесь запрещено обгонять, если:

  • речь о нерегулируемом перекрестке, а дорогая является второстепенной;
  • на этом участке есть светофоры.

В первом случае водителю нужно ориентироваться на знаки, которые дают понять, какая дорога является главной и второстепенной. Обгонять нельзя тому, кто движется по пути, где стоит знак в виде белого треугольника с красной каймой по краю. На дороге, обозначенной символом, представляющим собой желтый ромб с белой окантовкой, обгонять можно. Но это при условии, что навстречу никто не едет, соблюдены и другие правила безопасного выполнения маневра.

Что касается регулируемого перекрестка, здесь нарушение правил обгона может оказаться смертельно опасным. Машины движутся, подчиняясь сигналам светофора, потоком. И маневр может завершиться столкновением со встречным автомобилем. Поэтому на регулируемом перекрестке совершать его нельзя ни при каких условиях.

В приведенных случаях нарушение правила обгона транспортных средств также наказывается по части 4 статьи 12.15 КоАП.

О нарушениях правил обгона и разрешении спорных ситуаций при обгоне смотрите в этом видео:

Когда еще запрещается обгон

Кроме перечисленных обстоятельств, в которых маневр не допускается правилами, есть и другие, делающие его не менее опасным. Они указаны в пункте 11.4. Он запрещает обгонять на следующих участках дороги:

  • железнодорожных переездах и в 100 м от них;
  • мостах, эстакадах, путепроводах, в туннелях;
  • там, где ограничен обзор пути (крутые повороты, подъемы и т.д.)

Каждая территория, где по ПДД нельзя обходить едущий впереди транспорт, имеет обозначение. За 150-300 м до железнодорожного переезда устанавливают символ 1.1 или 1.2, в зависимости от того, есть там шлагбаум или отсутствует. Если поблизости нет населенного пункта, в 50 м от участка обычно имеется еще один такой символ. О приближении к переезду могут свидетельствовать знаки 1.4.1-1.4.6.

Перед разводным мостом, за 50-100 м устанавливают символ 1.9. Обгонять нельзя уже начиная от этой точки. Об опасном повороте автомобилисту расскажут знаки 1.11.2, 1.12.1 и 1.12.2, на случай, если он сам сочтет участок простым и пригодным для маневра.

Наказание за нарушение обгона в этих случаях не зависит от точных обстоятельств и места, где он был предпринят. Потому что в каждом из них работает часть 4 статьи 12.15 Кодекса.

Есть еще правило 11.2, которое тоже не разрешает выполнение маневра. Он запрещен, если:

  • идущий впереди транспорт объезжает препятствие или обгоняет, о чем свидетельствует зажженный поворотник;
  • он собирается направиться влево, тоже включив соответствующий световой сигнал;
  • едущее позади транспортное средство начало совершать маневр первым;
  • после завершения обгона нельзя вернуться на свою полосу, не создав угрозы или помех другим участникам движения.

За нарушение этих правил обгона штраф водителю «светит» минимум в 5000 р., если только суд не лишит его прав на 4-6 месяцев. Во всех случаях происходит выезд на «встречку» в нарушение ПДД. А это и есть состав нарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП.

Есть ли исключения

Иногда наказание за обгон в зоне действия знака 3.20 не назначается. Но противоречия здесь нет. Чтобы понять, почему, когда можно избежать неприятностей с ГИБДД, нужно заглянуть в Правила. Там сказано, что символ 3.20 диктует следующее условие:

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

То есть обходить указанные виды техники в области действия знака разрешено, и штрафовать за это не должны. Обгон тракторов, мотоциклов без коляски, мопедов и велосипедов возможен и в случае, если на дороге вместе с символом есть разметка 1.1 или 1.11. Ведь знак имеет приоритет и разрешает маневр в отношении перечисленных видов ТС.

Движение транспортного средства по дороге сопряжено со многими маневрами: это и поворот, и перестроение в соседнюю полосу, а также опережение ТС, которое, по мнению обгоняющего водителя, едет недостаточно быстро.

Сам по себе маневр несложный, если соблюдать установленные правила обгона. Нарушение же порядка и условий опережения впередиидущего ТС считается одним из серьезнейших проступков водителей, поскольку излишняя самонадеянность провоцирует риск совершения тяжелого ДТП с непредсказуемыми, чаще всего фатальными, последствиями.

Какой штраф за знак «Обгон запрещен»

Обгон – это не тот случай, когда «если очень хочется – то можно». Можете убедиться в этом на собственном опыте, но совершая маневр по установленным правилам, вы гарантированно избежите мер административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ, а именно ст. 12.15 кодекса:

  1. Выезд на полосу встречного направления либо выезд на трамвайные рельсы, предназначенные для встречного движения при объезде препятствия (если имеется возможность обогнуть помеху с правой стороны) – штраф в размере от 1000 до 1500 рублей . (ч. 3. ст. 12.15.).
  2. Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» либо пересечение сплошной линии разметки, с выездом на встречку, – штраф 5000 рублей или изъятие водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода (ч. 4. ст. 12.15.).
  3. Если правонарушение, предусмотренное ч. 4. ст. 12.15 КоАП РФ, было совершено повторно в течение года, то лишитесь права управления ТС на 12 месяцев .
  4. Крайне редко действия водителя рассматривают с точки зрения ст. 12.16. КоАП, когда отсутствует дорожная разметка и обгон происходит по центру дороги (при условии, что ширина проезжей части в каждую сторону составляет не менее 4 метров).

Инспектор может выписать вам штраф в 500 руб . за несоблюдение требований дорожной разметки и запрещающих знаков, но обычно пытаются наказать водителя гораздо суровее.

ПРИМЕЧАНИЕ : Фиксация нарушения правил обгона автоматическими дорожными фото- и видеорегистраторами в случаях, предусматривающих лишение прав, влечет за собой исключительно альтернативное наказание – штраф 5 тыс. руб.

Что подразумевается под обгоном

С принятием поправок в ПДД, термин «обгон» стал трактоваться несколько иначе, нежели в прежней редакции Правил. Ранее под обгоном подразумевалось опережение одного либо нескольких ТС (движущихся!), связанное с выездом из своей полосы.

Сейчас обгон – это также опережение одного или нескольких ТС, но уже с выездом на встречку и возвращением в свою полосу по завершении маневра.

Про движущийся в одном направлении с «гонщиком» транспорт нет ни слова, соответственно, обгоном будет считаться и объезд статичной помехи (место аварии, например), с выездом на встречную полосу в запрещенном месте.

ПРИМЕЧАНИЕ: Знак «Обгон запрещен» действует для всех видов ТС, без исключения!

Где обгон запрещен

Правила дорожного движения дают четкий ответ на этот вопрос:

  • Самой собой, обгонять нельзя в зоне действия знака «Обгон запрещен» и путем пересечения сплошной линию разметки. Знак действует до первого перекрестка, а если в населенном пункте такового не имеется – до выезда за пределы населенного пункта. Также маневр можно совершить после знака окончания действия запрета на обгон и после знака, снимающего все ограничения на этом участке дороги.
  • В зоне пешеходного перехода, независимо от того, идут по нему люди или он совершенно пуст.
  • Нельзя обгонять на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях.
  • На регулируемых и нерегулируемых перекрестках, при движении по второстепенной дороге.
  • Вблизи опасных поворотов, в конце любых, даже незначительных, подъемов и в других случаях, когда видимость на дороге недостаточна для безопасного совершения обгона.
  • На железнодорожных переездах и на прилегающей 100-метровой зоне.

ПРИМЕЧАНИЕ : В Правилах, запрещающих обгон, имеется ряд исключительных случаев:

  • можно обгонять тихоходное ТС (если небольшая скорость является конструктивной особенностью ТС, о чем должна предупреждать соответствующая табличка на задней части тихохода);
  • можно обгонять двухколесные ТС (мопеды, мотоциклы, велосипеды);
  • гужевой транспорт.

Правила обгона на трассе


Сегодня мы решили поговорить об осуществлении одного из опаснейших маневров, выполняемых автомобилистами. Думаю, даже лица, еще только проходящие обучение вождению , или те, кто является обычным пешеходом, понимает, о чем идет речь. Конечно же, это обгон транспортного средства.

Разберемся в терминах

Недавно начали действовать новые правила, поэтому сегодня обгоном авто считается лишь то опережение ТС, которое случается вследствие выезда на встречную сторону (полосу), а далее возвращением обратно.

Стоит отметить, что, как говорится в новой редакции ПДД , не важно, в каком состоянии находится обгоняемое авто или другое транспортное средство: в движении или нет. Таким образом, термин «обгон» можно применять лишь к дорогам с двумя полосами, ведь это выезд (причем обязательный) на встречную полосу.

В настоящее время существует еще один термин, который заменяет такую фразу, как обгон без выезда на «встречку» — это «опережение». Опережение происходит только в тех местах, где есть хотя бы две полосы . Изменилось не только понятие «обгон». Исчез термин «обгон справа». По новым ПДД подобный маневр сегодня называется «опережение», то есть за него наказывать не будут, хотя раньше наказание было, причем довольно суровое.

Как проходит обгона?

К обгону, как и к другому виду автомобильного маневра, применяются соответствующие требования. Перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он хочет выехать, полностью свободна, то есть на расстоянии, достаточном для обгона, нет транспортных средств. Также автомобилист обязан удостовериться, что при обгоне он не создаст никаких помех и опасности другим участникам движения.

Надо сказать, что данное требование достаточно актуально, так как выезд на встречную полосу в большинстве случаев связан с конкретным риском. Именно поэтому перед выполнением любого обгона водитель должен быть уверен, что не является помехой для других ТС.

Кстати, если во время обгона произошло ДТП , то виновным считается тот автомобилист, который как раз и совершал данный маневр, но есть исключения.

Если вас обгоняют

В правилах четко сказано, что водителю обгоняемого автомобиля запрещается каким бы то ни было способом препятствовать обгону, например, увеличением скорости движения. Таким образом, если вы хотите осуществить обгон, к сожалению, вам не удастся убедиться, что водитель обгоняемого авто не будет препятствовать вашему обгону. Как показывает практика, это определить очень сложно.

Когда обгон запрещен?

Водителю запрещено начинать обгон в следующих случаях:

  • если машина, которая движется впереди, уже осуществляет объезд или обгон препятствия;
  • в случае если транспортное средство, которое едет по той же полосе впереди, хочет повернуть налево и подало соответствующий сигнал;
  • если транспортное средство, следующее за ним, начало обгон;
  • если водитель понимает, что после обгона он не сможет вернуться на полосу, ранее занимаемую им, не создав помех и опасности другим ТС, в частности обгоняемому авто.

Если подытожить, то обгон нельзя выполнять, если ТС спереди или сзади от вас уже начал каким-то образом маневрировать, например, начал обгон, объезд или поворот налево.

Есть еще ряд правил, когда обгон осуществлять строго запрещается: на пешеходных переходах , если там есть пешеходы; на регулируемых или нерегулируемых перекрестках, если вы едите по второстепенно дороге; на железнодорожных переездах, а также ближе, чем за сто метров от него; на опасных поворотах, в конце подъема, в местах с ограниченной видимостью; на путепроводах, мостах, эстакадах (и под ними тоже), в тоннелях.

Еще одно правило : если скорость вашего авто недостаточна для маневра, то обгон выполнять также запрещено. К примеру, скорость обгоняемого транспорта составляет 85 км/ч, а вы едите со скоростью 90, то, чтобы осуществить обгон, потребуется 180 метров. Таким образом, встречная полоса, куда вы хотите выехать, должна быть полностью свободна на 360 м., то есть 180 м. для встречного авто и 180 метров для вас. Только так вы избежите столкновения.

Если вы догоняете впереди идущую машину достаточно медленно, то советуем отказаться от обгона, ведь при завершении маневрирования ваше авто может создать помехи транспортному средству, обгоняемому вами.

Штрафы за обгон

В настоящее время обгон в местах, где это запрещено, карается штрафом или даже лишением прав на период от 4 до 6 месяцев. Если нарушение было зафиксировано техническими средствами (например, камерами видеонаблюдения, работающими в автономном режиме), то водителю грозит штраф до 5 000 рублей. В этом случае информация о штрафе придет водителю по почте.

Если же ваше нарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД , то, скорее всего, вам грозит лишение прав.

Если вас «поймал» сотрудник ГИБДД, то заменить лишение ВУ денежным штрафом у вас не получится. Бывают случаи, когда сотрудник ДПС фиксирует нарушение с обгоном на камеру. Такая видеозапись используется в суде в качестве дополнительного доказательства при лишении автомобилиста прав.

Видеоматериал о том, что, несмотря на дорожные знаки и разметку, водители все же нарушают ПДД:

Не нарушайте ПДД и удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта leslie.bar-anka.com

Обгон - это важнейшая тема в ПДД. Собственно говоря, любую тему нужно выучить, так как всё, что есть в правилах, в дальнейшем пригодится в практическом вождении. Поэтому стоит рассказать о том, как осуществляется обгон, где он запрещен, а также обо всем остальном, что может касаться данной темы.

Определение

Начать хотелось бы с терминологии. Итак, обгон - это опережение транспортного средства (одного или сразу нескольких), которое напрямую связано с выездом на встречную полосу. После того, как маневр выполняется, водитель возвращается обратно.

Еще есть второй термин. И это - опережение. Многие часто путают его с обгоном. Какой же смысл вкладывается в это понятие? Тут всё максимально просто. Опережение - это процесс, при котором водитель конкретного транспортного средства двигается на скорости, являющейся более высокой, чем у остальных, попутных машин. Ели выражаться другими словами - то это просто ситуация, когда авто “обходит” своего соседа. При этом водитель не перестраивается на встречную полосу, так что данный маневр считается намного более безопасным. Потому термины путать не нужно. Обгон - это одно, а опережение - другое.

Первое, что нужно усвоить

В 11-й главе очень подробно описано всё, что связано с обгоном. И первое, чему учит книжка ПДД - прежде, чем приступить к выполнению маневра, водитель в обязательном порядке должен удостовериться в том, что та полоса движения, куда он намеревается выехать, является свободной. Он должен просчитать, хватит ли ему времени, и насколько высока вероятность того, что во время осуществления своих действий, на встречной полосе не появится машина. Это очень важно. Многие водители не соблюдают это правило, и результат, как правило, оказывается плачевным. Именно из-за этого случается большинство аварий и летальных исходов из-за ДТП. Потому что две машины, которые “шли” на высоких скоростях и столкнулись передними бамперами - это, как правило, жертвы.

Все это и рождает закон, который гласит: если при описанных выше обстоятельствах происходит ДТП, то в случившемся вина всегда ложится на человека, который инициировал обгон. Это логично и вполне объяснимо. Ведь именно водитель не просчитал все предварительно, и начал маневр, не подумав о последствиях и элементарно не подождав.

Золотое правило №2

Еще один пункт, который необходимо выучить наизусть, читая тему “Обгон”. ПДД гласят: водитель той машины, которую намереваются обогнать, не должен повышать в данный момент скорости. Рекомендуется её, напротив, снизить. Потому что в противном случае время, которое придется потратить человеку на совершение маневра, увеличивается. Соответственно, он будет дольше ехать по встречной полосе, а это, как минимум - несколько десятков метров. Не нужно уточнять, чем это чревато.

Запреты

Помимо вышеперечисленного, есть еще масса нюансов, которые также надо учитывать. Обгон запрещен, например, в тех случаях, когда движущееся впереди обгоняет кого-то другого или же пытается объехать препятствие. Еще нельзя приступать к данному маневру, если автомобиль, который шел по той же полосе, подал сигнал поворота.

Также человек, перед тем, как начать предпринимать действия для совершения действия, обязан посмотреть в заднее зеркало. Потому что вполне может возникнуть вероятность того, что машина, ехавшая за ним, тоже решила выполнить обгон. ПДД в таких случаях гласят, что нужно подождать, снизить скорость (или, как минимум, не превышать) и только потом, еще раз все перепроверив, сделать задуманное.

И, конечно же, еще один нюанс. Обгон запрещен, если водитель понимает, что после завершения маневра у него не получится вернуться на свою полосу, не создав при этом помех для остальных транспортных средств (и, в том числе, для обгоняемого). Немало автомобилистов забывают эти простые положения, из-за чего и попадают в аварии.

Вопросы скорости

Правила обгона также диктуют определенные положения, касающиеся того, как быстро нужно двигаться водителю, который намеревается сделать названный маневр. Это нюанс тоже важный.

Нельзя приступать к действию, если скорости, на которой движется машина, для этого недостаточно. Допустим, у едущего впереди транспортного средства на спидометре 85 км/ч. Если человек, желающий его обогнать, разогнался только до 80 км/ч - ни в коем случае нельзя приступать к действиям. Даже если по скорости он обошел своего соседа по полосам на несколько километров - тоже не стоит рисковать. Так, например, если ему удалось разогнаться до 90 км/ч, то в таком случае, чтобы выполнить полноценный обгон, потребуется 180 метров. И встречная полоса должна быть свободной на протяжении 360 метров. Почему именно так? Всё просто. 180 метров нужно для человека, занимающегося маневром, и еще столько же - для встречной машины. Только так получится избежать столкновения.

Правила обгона гласят - если человек догоняет впереди идущую машину чересчур медленно, то лучше отказаться от задуманного. Поскольку, завершив действие, водитель автоматически создаст помеху тому автомобилю, который только что опередил. И не исключено, что тот тоже решит пойти на обгон. В общем, в данном случае нужна высокая скорость - это нужно усвоить.

Где нельзя делать манёвр?

Обгон запрещено делать во многих местах. Во-первых - на регулируемых и (если человек движется не по той дороге, что является главной).

Во-вторых, обгон на пешеходном переходе также категорически запрещен. (и расстояние, находящееся за 100 метров до них), мосты, путепроводы, тоннели (и также под ними), конец подъема, опасные повороты, участки, где ограничена видимость - во всех перечисленных местах этого делать нельзя.

Есть определенные ситуации с перекрестком, при которых можно обгонять впереди идущее ТС. Во-первых, он должен быть не регулируемый. Во-вторых, перед перекрестком обязан находиться Дополнительных табличек быть не должно (за исключением знаков, нумерованных от 2.3.1. до 2.3.7). Это значит, что маневр совершить можно, если только главная дорога не меняет своего направления именно на этом перекрестке.

Еще стоит отметить, что раньше правила разрешали обгонять на пешеходных переходах, если он был пуст. Но теперь все поменялось, и отныне данное действие запрещено даже в том случае, если этот участок дороги пустует.

Опасные места

Более подробно стоит рассказать и о тех участках дороги, где совершение маневра не только грозит штрафом, но и жизнью. Итак, мосты, эстакады, путепроводы и тоннели, так же опасны, как и встречная полоса. Обгона, соответственно, там никакого быть не должно.

Вообще, некоторые мосты иногда строят таким образом, что их нереально увидеть издалека. И многие водители, спеша, начинают обгон и, в результате, завершают его на мосту, где проезд затруднен. Кстати, обычно там стоят соответствующие указатели. Знак обгона нумерован, как 3.20. Узнать его просто - на нем изображено две машины, левая из которых выделена красным цветом. Все понятно, смысл объяснять не нужно.

Подробнее о знаках

А вот когда человек видит указатель 3.26, то можно расслабиться и приступать, проверив все предварительно, к маневру. Этот знак выглядит, как тот же самый 3.20, только обе машины - серые, и перечеркнуты наискось пятью линиями. Это означает отмену запрета.

Опасные повороты и вовсе не нуждаются ни в каких знаках - их видно и так. Однако по правилам их устанавливают - 1.14, 1.11.1, 1.11.2. Завидев данные указатели, нужно не только повременить с маневром, но еще и снизить скорость (за исключением крутого подъема).

И, наконец, если на каком-то участке ограничена видимость (дорога такая, или там есть какие-то сооружения, а может рельеф местности специфический), то обгон тоже запрещен. В таких ситуациях лучше вообще ехать максимально осторожно и быть как можно более внимательным. Да и, как можно было уже заметить, не так уж много знаков потребуется запоминать. Всего-то два - один указатель запрета, а второй - отмены, и они встречаются последовательно. Второй - спустя какое-то расстояние после первого.

Положения Кодекса

Напоследок стоит отметить, что отдельной статьи или наказания за неграмотно совершенный обгон не существует. Зато есть 12-я глава Кодекса об административных нарушениях. Там в четвертой части говорится, что выезд на встречную полосу или на трамвайные пути (естественно, тоже встречного направления) карается штрафом. Его размер составляет пять тысяч рублей. Штраф за обгон, как можно видеть, не маленький. Также водителя могут лишить его прав. Срок обычно составляет 4-6 месяцев. Для многих людей потерять таким образом водительское удостоверение - это худшее наказание, потому многие говорят, что лучше уж получить штраф за обгон.

Нужно отметить, что по этой статье наказывают тех водителей, которые совершили обгон в неположенном месте. То есть там, где не было разрешающих знаков.

Многих людей интересует - а можно ли “обменять” наказание? Вместо лишения оплатить штраф? Нет, здесь зависит все только от ГИБДД. Штраф? Значит так и будет. Дело передадут в суд? Скорей всего, грозит лишение прав, но там, на слушании, можно будет попытаться решить эту проблему и оправдать себя.

Места для выполнения манёвра

Многое было сказано о том, где нельзя совершать обгон. А что же касательно того, где это можно? Эти места тоже надо перечислить. Так называемый встречный разъезд позволяется проводить на двухполосных автомобильных трассах. Там осевая линия выглядит, как прерывистая разметка.

Еще это можно делать на той дороге, где полос всего три. И на них также должны быть прерывистые линии. И, конечно, под разрешающую категорию подпадают дороги, где всего две полосы, а разметка - комбинированная. Вот там обгон разрешен. Но не во всех местах стоят соответствующие знаки, потому всё это желательно запомнить. Лишним не будет.

Что не является обгоном?

В самом начале говорилось о том, что многие люди путаются в определениях “обгон” и “опережение”. Теперь следует на примерах все разъяснить.

Обгоном не считается опережение, происходящее в пределах одной полосы. Потому что, если не случается пересечения горизонтальной разметки - это и не был встречный разъезд. Еще обгоном нельзя назвать опережение, не выходящее за пределы правой половины дороги. То есть, на встречную полосу машина тоже не выезжает.

И, наконец, еще один момент - опережение автомобиля, при котором человек выехал на встречную полосу, но не вернулся на сторону попутного движения. Свернул, например.

Итак, если запомнить всё вышеописанное, то можно спокойно выполнять обгоны. Главное - помнить правила.

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП.

Понятие обгона – чем он отличается от опережения?

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение». Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении.

Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна. В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается. А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными. Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней.

Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  • эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;
  • регулируемые перекрестки;
  • опасные повороты и финальные участки подъемов;
  • перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  • участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  • тоннели;
  • переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов. Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона.

Когда можно выполнять обгон?

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  • двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;
  • дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  • дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.

Повторимся. Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев. Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Двойной обгон и обгон колонны – что это?

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров. Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии.

А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей. Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС.

Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны. Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму.

Несколько слов о встречном разъезде

На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации). На дорогах с несколькими по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.