Шиповка летом. Можно ли ездить летом на зимней резине лишь изредка. Уровень комфорта и срок эксплуатации

Все знают, чем опасна летняя резина (вне зависимости – лысая или новая) резина в поездке по зимней дороге. Вождение автомобиля с летней резиной в зимний период крайне нежелательно и опасно ввиду твердости покрышки и недостаточной глубины протектора. А как обстоят дела с вождением в летний период?

Среди обладателей зимней резины с липучками распространено заблуждение, что менять не нужно, если шина не лысая. Липучки не будут прилипать к дорожному покрытию. Даже осторожная поездка на близкое расстояние имеет ряд негативных последствий: большой риск опасности в экстренной ситуации, сильный износ, трудности с управлением автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Универсальные шины, называемые также «всесезонки», рассчитаны на эксплуатацию в условиях среднеевропейского климата. Несмотря на то, что их менять не нужно, стоимость таких комплектов выше, а изнашиваются они быстрее.

Шипованные шины для летней эксплуатации не подходят совсем, нет ни выгоды, ни преимуществ – таково единое мнение специалистов автопрома.

Последствия использования зимней резины летом

Основные отличия зимних шин — в свойствах резины, рисунке протектора и глубине канавок. Все это обеспечивает надежное сцепление с покрытием с минимальным сопротивление качению.

Более подробное рассмотрение, чем опасна езда на зимней резине в летний период, позволят сделать выводы и по необходимости менять мероприятия по сезонному обслуживанию автомобиля. В условиях эксплуатации летом возникает ряд отрицательных моментов из-за того, что зимняя шина не рассчитана на поездки по асфальту в условиях жаркой погоды.

Основные негативные последствия:



Шипованная резина дополняет список неприятных последствий:

  • Если ездить на шипованной резине могут вылететь опасные шипы.
  • Шум на сухом асфальте лишит поездку всякого комфорта.
  • Порча дорожного покрытия. Летом шипы с покрышек практически вырезают часть асфальта, а на дороге образуется колея.

Кроме того, износ резины происходит неравномерно. Попадание камешка в место износа приводит к образованию на протекторе креста напряжений. Износ усиливается настолько, что сотня километров пробега может сделать шину «квадратной», повреждая подвеску и ходовую.

И вопрос, почему летом нельзя ездить на зимней резине с шипами или «липучками», становится уже неактуальным. Когда автолюбитель с запозданием меняет зимние шины на летние, список дефектов, которые обрел автомобиль вовремя неправильной эксплуатации, будет внушительным.

С точки зрения законодательства

Одними неполадками с автомобилем езда на зимних шинах не закончится. Постоянно предпринимаются шаги ввести конкретные нормативы и штрафы за использование зимних шин летом. В 2014 году был подписан Технический регламент Таможенного союза, согласно которому с 2015 года водитель, использующий автомобиль с зимними шинами в летний период, будет оштрафован.

ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» помимо ограничения на эксплуатацию лысых шин, вводит запреты, касающиеся правил эксплуатации шин на дорогах:


Технический регламент Таможенного союза содержит нормы международного права, приравненные отечественному законодательству. В нем нет положений, касающихся правил и сроков эксплуатации других видов зимних шин. Поэтому владельцев автомобилей, укомплектованных шинами с «липучками», данный запрет пока не коснется.

Размер штрафа установлен согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – 500 рублей.

Стоит ли ездить на зимней шине летом?

Эксплуатация зимней резины не по назначению ведет к целому ряду пагубных для автомобиля и водителя последствий: высокий риск аварийности на дорогах, трудности с управлением, быстрый износ и выход из строя целого ряда систем автомобиля, увеличенный расход топлива и, наконец, штраф.

Вопрос, почему надо менять зимнюю резину на летний комплект, имеет однозначный ответ – такие поездки по асфальту в жаркое время года не принесут ничего хорошего. Однако, многое зависит от того, где эксплуатируется автомобиль и в каких климатических условиях. На дорогах в северных широтах, в зоне «вечной мерзлоты» стоит придерживаться здравого смысла и установленных для конкретного региона правил.

Аналогично решается вопрос: когда менять шины на летние. Есть распространенное мнение о сроках замены сезонной шины: 15 марта – переход на летнюю шину, 15 ноября – на зимнюю. Однако в законе нет точно установленной единой даты, и надо менять резину, с учетом особенности климата конкретного региона и конкретные погодные условия.

Опытный водитель с первого взгляда способен отличить шину для зимы от летнего варианта. Секрет в рисунке на протекторе. Для определенных условий сцепления с поверхностью дорожного полотна или снегом наносятся разные «шашечки» и «елочки» с характерным углом расположения и частотой. Для летней резины главное в сухую погоду обеспечивать высокое трение при торможении и для повышения КПД движения в целом. Чем устойчивее держится автомобиль с исправными тормозами – тем меньше его тормозной путь и выше маневренность.

Для влажной дождливой погоды, когда дорога покрывается лужами, необходимо обеспечить шине соответствующий дренаж – отвод жидкости из-под протектора. Это достигается за счет широких продольных канавок, разделяющих отдельные «шашечки» на поверхности резины. Кроме того, на летних шинах рисунок нанесен без сохранения симметрии, что повышает шумоизоляцию при движении.

Для зимнего колеса помимо основного рисунка «елки», что обеспечивает снижение скольжения по ледяному или снежному наносу на дорожном полотне, добавляются мелкие зигзагообразные прорези в большом количестве. Это нужно для повышения стабильности езды по загородным дорогам и обеспечения хорошего сцепления на снегу.

Также есть разница и в составе резины. Для изготовления летнего варианта используются специальные материалы с повышенной жесткостью. При снижении температуры летняя резина резко твердеет и становится «скользкой». За счет именно этого ее качества использование для езды по гололеду категорически не рекомендуется.

У зимней резины состав более мягкий и морозоустойчивый. В заморозки шина остается той же твердости, что обеспечивает хорошее сцепление при оттепели и сильных снижениях температуры. Использование для езды по летним дорогам зимнего варианта шин не лучшая идея, поскольку излишняя мягкость снижает маневренность. На высокой скорости за счет «елочек» может быть утеряно управление и резко снизится управляемость транспортным средством.

С летом дорожное полотно существенно повышает температуру, что снижает маневренность для автомобилей на зимних шинах. Ездить на несезонной резине не рекомендуется по причине увеличения тормозного пути, снижении «всплывания» на больших скоростях, снижения устойчивости за счет мягкости протектора. Пренебрежение сменой сезонных шин может стать причиной аварийных ситуаций. Суть процедуры смены «обувки» для машины, в первую очередь, является вопросом безопасности самого водителя и его непосредственных пассажиров. Поэтому стоит дважды подумать, чем принять скоротечное решение.

Различают зимние шины типа «липучка» и с шипами. Разница заключается в нанесении во втором варианте небольших металлических шипов в верхние слои протектора. Зимой такие шины наиболее устойчивые и помогут выехать даже под ледяную горку. Однако для летнего применения по Техрегламенту Таможенного союза категорически запрещаются. Нарушения тянут за собой взыскания штрафов и административную ответственность. «Липучка» не запрещается, однако благодаря особому рисунку, составу и прочим характеристикам на летних трассах снижается управляемость автомобиля.

Езда на нешипованных зимних протекторах остается выбором каждого отдельного водителя, который самостоятельно оценивает обстановку. Многие регионы страны обладают различными климатическими условиями, что иногда становится лучшим вариантом остаться на зимней резине в летний сезон.

Суждения о том, что если автомобиль способен на зимней резине преодолеть настолько скользкие поверхности для асфальтового покрытия будет не худшим вариантом, ошибочны. Прежде всего, это приведет к более скорому разрушению поверхности протектора для холодной поры. Отсутствие рисунка или снижение глубины канавок сулит уменьшение сцепления с поверхностью полотна. Раскаленная и сухая дорога как наждачная бумага действует на зимнюю резину. Повышение вероятности аварий с водителями, которые оставили на лето зимние шины, начинается с потепления от + 7 °С. Это связано со следующими причинами:

  1. При быстром и сильном размягчении зимней резины покрышка может попросту взорваться;
  2. Скорость и время разгона существенно снижается;
  3. Снижение сцепления с поверхностью полотна сулит дополнительные затраты на топливные материалы;
  4. Маневренность падает до такой степени, что на некоторых поворотах при набранной скорости автомобиль может уходить в заносы;
  5. Колеса медленнее реагируют на поворот транспортного средства;
  6. Увеличение тормозного пути достигает двух длин корпуса машины.

Поэтому для каждого водителя вопрос остается открытым. От этого зависит безопасность близких, которые согласились на летнее путешествие на зимних колесах.

Кроме ответственности перед законом езда на несоответствующей резине имеет свое техническое обоснование. Прежде всего это связано с типом используемого для протекторов материала, свойствами поверхности покрытия дороги, поведением автомобиля на разных скоростях и выполнения им определенных маневров и т.п. За счет снижения в летнюю пору твердости зимней покрышки могут возникнуть следующие неблагоприятные моменты:

  1. Снижение жесткости приводит уменьшению прочности. Иными словами, материал будет намного быстрее стареть и изнашиваться, летом зимний вариант просто сотрется без толку;
  2. Длина тормозного пути увеличится за счет мягкости материала, а также передвижение станет более шумным. Многие слышали «музыку» от автомобилей, которые по сухим летним асфальтным поверхностям неслись на резине с шипами;
  3. Шипованная резина изнашивается быстро, а в процессе нецелевого использования теряются металлические шипы;
  4. Для дорожного покрытие соприкосновение в теплые периоды с острыми твердыми шипами грозит быстрым износом. Это ускоряет порчу дорог и возможность качественно передвигаться;
  5. Управлять автомобилем, одетым в несезонную резину, становится сложнее. При определенных маневрах или скоростях меняется сцепление с поверхностью, что приводит к нетипичной реакции машины в целом. Неспособность водителя моментально сориентироваться часто становится причиной ДТП;
  6. В целом маневренность даже на небольших скоростях упадет, что связано с иными качествами протекторов для твердых теплых поверхностей;
  7. Топливо в расходе увеличивается. Для того, чтобы автомобиль смог проехать определенное расстояние в постоянной «борьбе» с поверхностью за счет мягкости протекторов, потребуется дополнительная энергия. Для машины возможность получения – сжигание больше топлива, приходится расплачиваться за ненужный расход, которого с сезонной обувкой можно избежать;
  8. Езда по мокрым поверхностям в грозу или непогоду и вовсе снижает маневренность, способность держаться за полотно шинам. Это возникает из-за несоответствия протекторного рисунка потребностям водоотвода из-под резины;
  9. Увеличение площади сцепления за счет размягчения материала шины в определенной степени повышает аварийность.

Управлять таким транспортным средством крайне сложно. Приходится забыть о комфортной езде, наслаждении процессом и проплывающими мимо пейзажами. Придется постоянно пребывать в напряжении и оценивать ситуацию. Поэтому каждому следует делать свой выбор самостоятельно и решать, стоит ли экономия на другом комплекте по сезону всех неприятностей и проблем.

Что говорит закон

Законодательство регулирует исключительно эксплуатацию не по сезону зимних протекторов, оснащенных специальными металлическими вставками. В случае отсутствия шипов у зимних аналогах выбор остается за водителем и законом никак не запрещается. Иными словами, никакие стражи правопорядка не могут сделать даже замечание по поводу одетых «липучек», поскольку особенности климата в разных частях страны могут даже заставлять водителя не делать замену.

Все правила и условности, которые относятся к использованию зимней резины летом, для любого водителя предоставляются в рекомендательном ракурсе. Прежде всего, это вероятность отказа страховыми компаниями от выплат в случае ДТП. Такая мелочь, как езда в протекторах не по сезону становится причиной дополнительных расходов на автомобиль. При проведении для машины технического осмотра наличие ненадлежащего состояния зимней резины после летнего использования, что обязательно будет указываться в диагностической карте.

В некоторых условиях с высокими температурами или повышенной влажностью водитель и вовсе рискует своим здоровьем и жизнь.

Выводы

Сменить шину по сезону оборачивается определенными финансовыми вложениями. Однако, если отнестись к данному вопросу с пренебрежением, то можно получить еще большие расходы совместно с износом за сезон шин до такой степени, что следующая зима без нового комплекта не обойдется. Другие затраты могут быть связаны с прохождением техосмотра, отказами страховщиков с выплатами, необходимостью ремонта, более высоком топливном расходе и т.п.

Если на шипованных шинах колесить по летнему асфальту запрещается законодательством, то липучки от такой ответственности освобождены. Следует хорошо взвесить оправданность езды летом на зимних шинах, поскольку иная структура и физико-химические особенности материала приводят к снижению комфорта, маневренности и управляемости, как следствие – повышению аварийности.

Так уж сложилась жизнь в нашей стране, что в ней как в сказке - чем дальше в лес, тем страшнее. Ну да ничего не поделаешь. Приходится приспосабливаться жить в условиях жесткой экономии от зарплаты до зарплаты. Конечно же, последние годы экономической нестабильности (хотя и сегодня говорить о каком-то экономическом подъеме язык не поворачивается) люди научились экономить буквально на всем. Вы не поверите, но на улице уже встречаются люди с авоськами. В общем, тренд «как раньше» в самом разгаре. В первую очередь научились автомобилисты. Ведь порой на содержание автомобиля уходит львиная доля зарплаты. В итоге миллионы россиян сократили свои расходы на ремонт и обслуживание своего личного автотранспорта. Например, все чаще на дороге сегодня стали появляться автомобили, ездящие летом на зимней резине. Особенно это актуально для тех, кто в летний период ездит немного. В итоге, как полагают многие владельцы машин, износ зимних покрышек на асфальте будет минимальным. Давайте же узнаем, можно ли все-таки использовать в летний период зимние покрышки и законно ли это?


Сразу хотим отметить, что ни одним действующим законом и подзаконным документом не запрещается использовать автомобиль в летний период на зимней резине. Так что каждый волен выбирать, на какой резине ездить летом. В общем, со стороны закона претензий к вам нет.

Более важный вопрос, который интересует все больше автолюбителей, связан с целесообразностью использования автомобиля на зимних шинах в летний период. Многих интересует вопрос, есть ли повышенный износ на асфальте в летнее время, влияет ли это на потребление топлива и т. п.? Давайте разбираться.

Итак, как мы уже сказали, с целью экономии многие автовладельцы стали отказываться от использования летней резины на своих автомобилях, предпочитая эксплуатировать машину на зимних покрышках. Здесь кроме затрат на летнюю резину также экономятся деньги на шиномонтаже колес. Ведь, оставаясь на зимней резине, нам ни к чему обращаться перед летним сезоном на шиномонтаж, отстояв многокилометровую очередь.

Может, и правда незачем тратить деньги на комплект летней резины и кормить шиномонтажников? На самом деле это крайне нежелательно, так как зимняя резина в летнее время ведет себя из ряда вон плохо.

Все дело в том, что при двухзначных плюсовых температурах зимние покрышки не справляются со своей задачей и не могут обеспечивать автомобилю оптимальное . Кроме того из-за особенностей зимнего протектора зимние шины не могут, как летние, эффективно отводить воду во время дождя или при проезде через лужи. В итоге на зимних покрышках вы рискуете, что ваш автомобиль начнет аквапланировать, потеряв полностью сцепление с дорогой. Почему же зимние шины ведут себя летом таким образом? Дело здесь, конечно, не только в особой конфигурации протектора. Так, состав зимних шин несколько иной, чем летних. Не забывайте, что химический состав зимних покрышек предназначен для низких отрицательных температур. В большинстве зимних шин доля каучука (резины) больше, чем в летней. Соответственно, чем больше резины, тем мягче шина. Это позволяет предотвратить затвердевание покрышек при температуре ниже 0 градусов. В том числе благодаря увеличенному составу каучука зимние шины обеспечивают эффективное сцепление с дорожной поверхностью при низких отрицательных температурах.


Кроме того зимние шины имеют более частый протектор и канавки на поверхности для более эффективного сцепления на скользкой, заснеженной или грязной поверхности.

Опасность зимних шин летом


Безопасность. Так как мягче за счет увеличенного содержания каучука, в жаркую погоду летом резина становится еще мягче, что может привести к сильной деформации покрышки. В итоге машина на зимней резине в летнее время становится менее устойчивой на дороге. В том числе более мягкая зимняя резина при использовании в летнее время увеличивает тормозной путь автомобиля при движении по сухому асфальту.

По данным немецкой организации , в среднем тормозной путь на летней дороге автомобиля, оснащенного зимними шинами, больше на 16 метров по сравнению с машиной, «обутой» в летнюю резину.

На мокром же асфальте зимняя резина превращает автомобиль в опасное транспортное средство. Ведь из-за особенностей протектора зимние шины на мокром и влажном асфальте не справляются с водой, создавая под колесами водную подушку.

В итоге, если вы не поменяли зимние покрышки, вы рискуете, что ваша машина может неожиданно начать аквапланировать.


Автострахование. В некоторых случаях водителя, попавшего в аварию, могут обвинить в том, что ДТП произошло из-за того, что машина была оснащена зимними покрышками, в результате чего он не успел остановить автомобиль. В итоге даже если вы не , вы рискуете остаться без возмещения ущерба. Ведь теоретически страховая компания может отказать вам в возмещении ущерба из-за того, что ваш автомобиль летом эксплуатируется на зимней резине.

Износ. Из-за того что зимняя резина, как правило, более мягкая, ее использование в летний период чревато преждевременным износом протектора. Все дело в том, что мягкая резина при летних температурах становится еще мягче. В итоге, используя зимние покрышки, вы создаете в них повышенное трение с дорожной поверхностью. Поэтому износ зимних шин в летний период будет в два раза быстрее, чем зимой.

Всесезонные шины в качестве компромисса


Так что, как видите, использовать зимние шины летом нежелательно, хотя и вполне законно. Но что делать тем, кто не хочет или не имеет финансовой возможности купить на свой автомобиль два комплекта шин (зимние и летние) и менять их каждый сезон? В таком случае необходимо приобрести всесезонные шины, которые подходят для круглогодичного использования. Особенно это актуально для тех, кто живет в южных регионах России, где, как правило, зима более мягкая, а количество снежных осадков не имеет ничего общего с тайгой.

К сожалению, использовать всесезонные покрышки вряд ли получится, если вы проживаете в северных регионах страны. Здесь . В таких регионах мы все-таки рекомендуем использовать как летние, так и зимние шины. Причем зимой лучше купить шипованные колеса.


Стоит отметить, что даже всесезонные шины не могут конкурировать с летними и зимними шинами. Все дело в том, что, как правило, во всесезонных покрышках используется особый состав резины, который позволяет без особых потерь физических свойств эксплуатировать автомобиль на одной и той же резине круглый год. Но, к сожалению, у подобной всесезонки есть и минусы. Так, всесезонные шины уже при минус 20-25 градусах теряют свои свойства. То же самое касается и плюсовых температур. То есть всесезонные шины, конечно же, отстают по своим свойствам от летних или зимних. Помните: в мире мало идеальных универсальных вещей. Поэтому не рассчитывайте, что всесезонные шины полностью заменяют как летние, так и зимние покрышки. Это не так.

Некоторые автолюбители интересуются, можно ли ездить на шипованной резине летом. Это объясняется особенностями отечественного менталитета, здесь все упирается в попытки экономить, а также природную лень. Но, экономия здесь выйдет однобокой, что связано с определенными техническими характеристиками таких шин. Ко всему прочему, современное законодательство решительно против такого использования шипов. Ниже мы перечислим все основные нюансы эксплуатации зимней резины летом. Но, принятие решения о том имеет смысл переобуваться летом или нет, остается за вами.

Закон

Можно ли ездить на шипованной резине летом? С точки зрения закона нельзя. За это полагается штраф в 500 рублей, как за несоответствие техническим требованиям. Некоторые водители возражают, что в законе указана зимняя резина, и нет прямых указаний на шипы. Дело в том, что сейчас понятие «зимняя резина» включает в себя все виды покрышек, предназначенных для использования в холодное время года. Учтите, что летним периодом считается период с 1 июня по 31 августа.

Если вас в мае пытаются оштрафовать за это нарушение, такое действие инспектора неправомочно. Также в летнее время вы не сможете пройти на такой резине техосмотр.

Безопасность

Шиповка предназначена для эксплуатации в зимний период времени, то есть, подразумевается, что окружающий воздух достаточно холоден. Исходя из этого, покрышки делаются достаточно мягкими. Это позволяет машине даже в большой мороз оставаться управляемой. Производители не рекомендуют использовать зимние шины при температуре свыше +7°C.

При высоких температурах покрышка становится мягкой. Из-за чего сцепление с дорогой ухудшается. Многие люди, ездившие на такой резине летом, говорят, что машина очень неохотно слушается руля. В результате, увеличивается риск попасть в аварию. Размягченная резина легко повреждается. Колесо может лопнуть при наезде на препятствие или не острый камень. Если это произойдет на высокой скорости, последствия могут быть очень печальными. Шипованная зимняя резина еще более опасна.

Шипы при торможении, особенно экстренном, значительно удлиняют тормозной путь. Это может оказаться крайне опасным не только для водителя, но и для окружающих его людей. Ради своей безопасности не рекомендуется использовать такую резину.

Комфорт . О высокой комфортабельности автомобиля на шипах в летнее время говорить не приходится. На этом показателе сказывается снижение управляемости. О каком комфорте может идти речь, если руль приходится держать чуть ли не зубами. Шипы на асфальте достаточно сильно шумят, автомобиль с такими покрышками слышно издалека по характерному звуку. Поездка даже в автомобиле с хорошей шумоизоляцией, не покажется вам слишком приятной. Также шипы вызывают вибрацию, даже при движении по хорошему асфальту. Все перечисленное говорит о нежелательности использования такой резины в теплое время года.

Износ

Как уже упоминалось выше, зимняя резина в теплое время года становится довольно мягкой. В таком состоянии она оказывается неспособной противостоять воздействию асфальта. Такие покрышки быстро стираются. В большей части случаев, они элементарно не доживают до осени. К зиме глубина протектора не превышает 4 мм., что делает шины непригодными для использования.

Шипы при постоянном контакте с асфальтом также стираются. Но, летом это происходит значительно быстрее. Причем, большая часть шипов просто выскакивает из своих гнезд. Это случается из-за излишней мягкости нагретой покрышки.

В некоторых случаях, зимняя резина просто деформируется под действием температуры и массы автомобиля. При появлении такого дефекта дальнейшая эксплуатация шины запрещена. Да и затруднительна. Колесо либо спускает, что делает движение невозможным, либо из-за изменившейся формы, будет бить в подвеску.

Дорожное покрытие . Все знают, что качество дорог в нашей стране оставляет желать лучшего. Свою лепту в ухудшение состояния покрытия вносят и шипованные шины. Зимой они для дорог безвредны, но вот летом представляют серьезную угрозу. Дело в том, что при высокой температуре асфальт становится достаточно пластичным. Шипы оставляют в нем небольшие отметины, которые довольно быстро разрастаются. Поэтому, использование шипов летом, ухудшает и без того плохие дороги.


Заключение . Наши люди довольно ленивы и прижимисты, это толкает их к использованию только одного комплекта резины круглый год. Существует мнение, что зимой дорога более требовательна к качеству шин. А летом можно ездить на чем угодно. Более въедливые автолюбители интересуются, можно ли ездить на шипованной резине летом, и правильно делают. Использование шипов летом приведет не только к конфликтам с дорожной полицией. Но, и ухудшению управляемости и прочим неприятным последствиям.

За окном весна, а с наступлением лета асфальт под весом грузовиков превращается в пластилин, а вы - радостно несетесь на дачу или отдых. Правда, обувка в вашем авто осталась если не преждней, то на половину зимней, так точно. Давайте разебермся что же случится, если в жаркую погоду ездить на зимней резине.

Пожалуй, все водители знают, что зимой нужно использовать зимние покрышки, а летом - летние: это обеспечит автомобилю приемлемые сцепные свойства с дорогой, управляемость и пр.

Тем не менее, не все водители со сменой сезона торопятся заменить шины и продолжают ездить на несоответствующей резине. Более того, бытует устойчивое мнение, что летом все-таки можно использовать зимние покрышки, предназначенные «для европейских зим». Чем это грозит, и почему это происходит - см. ниже.

Различия покрышек

Различия в свойствах летних и зимних покрышек значительны и обусловлены различными режимами эксплуатации. Ведь их задача - обеспечить безопасность движения в различных погодных условиях. Это влечет за собой различия и в изготовлении, и в конструкции покрышек для разных сезонов.
Отдельным пунктом идут всесезонные покрышки - они применимы и в летних, и в зимних условиях. Но, как и любой универсальный инструмент, - летом они проигрывают по своим свойствам летним покрышкам, а зимой - зимним.

Состав резиновой смеси

Зимние шины
Зимние шины должны сохранять эластичность и сцепные свойства при низких температурах. Поэтому их изготавливают из резиновой смеси с большим содержанием каучука, в них присутствует большое количество кремнийсодержащих полимеров. Кроме того, различные компоненты (активные наполнители, вулканизаторы, смягчающие вещества, противостарители, красители и т.д.) - рассчитаны именно на зимнюю эксплуатацию. В результате, шина получается «мягкой» и не твердеет на морозе.
Положительные свойства зимней резины начинают проявляться уже при +5-7°С, и в полной мере проявляют себя при отрицательных температурах.

Летние шины
Состав летних шин, напротив, - оптимизирован для температур окружающей среды выше +5-7°С (а летом асфальт может нагреться до +50-60°С). В них используется меньшее содержание каучука и кремнийсодержащих полимеров. А различные дополнительные компоненты подобраны таким образом, чтобы обеспечить наилучшие сцепные свойства с покрытием при температурах выше +5-7°С.
Ниже этого порога резина протектора твердеет, и ее показатели становятся хуже.

Рисунок протектора
Помимо состава резиновой смеси, зимние и летние шины имеют еще одно существенно различие - рисунок протектора.

Зимние шины
Протектор зимней шины имеет специальный, адаптированный для зимних условий, рисунок. Он более разреженный и глубокий, с крупными элементами, обеспечивающими, с большим количеством дополнительных канавок.
Большое количество канавок и ребер обеспечивают шине лучшую управляемость на снежном и скользком покрытии, сцепление увеличивается за счет большей площади, которая вступает во взаимодействие с покрытием дороги. Канавки на зимней резине намного шире, чем в летних, - иначе они забьются, и резина потеряет свои сцепные свойства на первых же метрах передвижения. Зимняя шина должна обеспечивать отвод грязи и снега из пятна контакта с покрытием, в то время как летняя ориентирована только на отвод воды.

Летние шины
Протектор летней шины разработан таким образом, чтобы обеспечивать сцепление с твердой шершавой поверхностью. Рисунок протектора имеет ярко выраженный продольный характер.
Канавки летней резины намного уже, чем зимней - они должны обеспечивать лишь отвод воды. А, учитывая высокую степень «шершавости» летнего асфальта, летние шины должны быть стойки к износу, иметь низкое сопротивление качению, и им нет необходимости цепляться за каждый кусочек нескользкого покрытия.


Что же произойдет

Итак, совершенно очевидно, что каждый тип шин предназначен для своих индивидуальных условий эксплуатации.
Поэтому при температурах ниже +5-7°С летняя шина утратит эластичность. Это ведет к тому, что повышается вероятность заноса даже на сухом асфальтовом покрытии, при проколе колесо может разорваться. Рисунок протектора летней шины не приспособлен для передвижения по снегу и льду, не позволяет отводить снежную кашу из пятна контакта с покрытием.
То есть машина становится практически неуправляемой: плохо «держит» траекторию, слабо реагирует на поворот руля, значительно увеличивается тормозной путь. Практически то же происходит и при использовании зимних шин летом.
При температурах выше +5-7°С зимняя шина становится слишком мягкой, в результате чего быстро стирается об асфальт.
Рисунок протектора зимней шины не предназначен для передвижения по твердому покрытию: у него пострадает управляемость (крупные ламели будут «подламываться»), на поворотах автомобиль будет «плыть», не слушаться руля, значительно увеличится тормозной путь.
Кроме того - увеличится потребление топлива из-за большого сопротивления качению.
Не стоит идти на компромиссы и надеяться на то, что «зимняя резина, предназначенная для Европы, в наших условиях - почти как всесезонная». Потому что для множества моделей шин это не так, а редкий положительный опыт подобного использования резины все-таки не может стать причиной для его рекомендации. И расплачиваться в результате придется намного дороже, чем стоят покрышки.

Когда нужно менять резину?
Автомобиль желательно переобувать тогда, когда температура окружающей среды проходит отметку в +7°С. Это касается как зимней, так и весенней смены резины. Учитывая нестабильность погодных условий, точно отследить этот момент представляется затруднительным, поэтому есть еще одна рекомендация: зимнюю резину следует ставить около 15 октября, а летнюю - в числах, близких к 15 апреля.

Итог

Летняя резина зимой теряет сцепление с покрытием настолько, что даже самая короткая поездка по сухому асфальту может быть опасной.
— Зимняя резина летом быстро стирается (для этого достаточно 1-2 месяцев), управляемость автомобиля сильно ухудшается.
— Летом все-таки можно ездить на зимних покрышках. Только это затратно, и передвигаться нужно медленно и очень, очень осторожно.
— Зимнюю «европейскую» резину не стоит использовать как всесезонную.